Организация дополнительного образования

Абдулаева Мальвина Кудратовна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

п/п

Раздел Программы

Страница

Паспорт Программы

3-4

1.

Целевой раздел программы

5

1.1

Пояснительная записка

5

1.2

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

6-8

1.3

Принципы обучения

8-9

1.4

Требования к материально-техническому обеспечению

9

1.5

Ожидаемые результаты освоения программы

9

2

Содержательный раздел программы

11

2.1

Учебно-тематический план

12

2.2

Календарно-тематический план

13-21

2.3

Мониторинг реализации  программы

22-25

3

Список используемой литературы

26

4

Приложение

27-31


1.

Наименование программы

Программа дополнительного образования по обучению детей дошкольного возраста игре в шахматы «Путешествие пешки»

2.

Основание для разработки программы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г.  № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10. 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  4.  Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.05. 2004 г. № 2211 «О развитии шахматного образования в системе образования Российской Федерации».

3.

Заказчик программы

Родители, законные представители.

4.

Исполнители программы

Воспитатель Абдулаева М.К.

5.

Разработчики программы

Воспитатель Абдулаева М.К.

6.

Адрес образовательного учреждения – исполнителя программы

Ханты Мансийский автономный округ Югра, г. Нижневартовск, ул. Романтиков 14, ДС №52 «Самолетик»

7.

Целевые группы

Программа рассчитана на организацию образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

8.

Срок реализации программы

2 года

9.

Вид программы

Адаптированная

10.

Источники финансирования

Внебюджетное финансирование.

11.

Цель программы

Знакомство детей с игрой «шахматы» и формирование первичных умений игры в шахматы.

12.

Задачи программы

  1. Вызвать интерес воспитанников к игре в шахматы.
  2. Познакомить:
  1.  С шахматными фигурами, их названиями и игровыми возможностями;
  2.  С шахматным полем, основными понятиями (белые, черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр);
  3.  С начальной расстановкой фигур на шахматном поле.
  1. Дать представления о приемах игры в шахматы (правила ходов и взятие фигур).
  2.  Учить детей играть шахматными фигурами, не нарушая правил.
  3. Формировать умения строить внутренний план действий для достижения цели шахматной партии (шах, мат, ничья).

13.

Ожидаемые результаты

  1. Дети знакомы с шахматным полем и основными понятиями.
  2. Дети знают шахматные фигуры, их названия и игровые возможности.
  3. Дети знакомы с начальной расстановкой фигур на шахматном поле.
  4. У детей сформированы игровые умения приемов игры в шахматы.
  5. Дети умеют играть в шахматы, не нарушая правил.
  6. Дети умеют строить внутренний план действий для достижения цели шахматной партии.
  7. У дошкольников сформирован устойчивый интерес к игре в шахматы.

  1. Целевой раздел программы

  1.  Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Обучение детей игре в шахматы» реализуется в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 52 «Самолетик» и направлена на обеспечение целостного процесса психического, физического и умственного развития ребенка.

Актуальность данной программы обусловлена необходимостью формирования и развития с раннего возраста таких важных качеств ребенка, как память, логическое мышление, внимание и воображение, усидчивость; в процессе обучения шахматной игре вырабатываются важные практические навыки – умение предпринимать волевое усилие и доводить начатое дело до конца.                     

Вопрос о возможности и необходимости обучения детей дошкольного возраста игре в шахматы уже давно получил в педагогике положительное решение. Предлагаемая дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста по обучению детей игре в шахматы «Путешествие пешки» направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует развитию психических процессов, становление которых особенно активно происходит в дошкольном возрасте.

Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается, прежде всего, в идее использования игры в шахматы, как эффективного средства умственного, психического и физического развития  дошкольника. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Это подтверждается и многолетним практическим опытом. Можно с уверенностью говорить об огромных потенциальных возможностях развития, таящихся в дошкольном детстве.

Целью внедрения программы по обучению детей игре в шахматы «Путешествие пешки» является создание условий для личностного и интеллектуального развития детей дошкольного возраста, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям в развитии, открывает дорогу к творчеству, расширяет круг общения, повышает возможности полноценного самовыражения, самореализации.

Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна для усвоения дошкольниками. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.

Цель программы:

Знакомство детей с игрой «шахматы» и формирование первичных умений игры в шахматы.

Задачи:

  1. Вызвать интерес воспитанников к игре в шахматы.
  2. Познакомить:
  1. с шахматными фигурами, их названиями и игровыми возможностями;
  2. с шахматным полем, основными понятиями (белые, черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр);
  3. с начальной расстановкой фигур на шахматном поле.
  1. Дать представления о приемах игры в шахматы (правила ходов и взятие фигур).
  2. Учить детей играть шахматными фигурами, не нарушая правил.
  3. Формировать умения строить внутренний план действий для достижения цели шахматной партии (шах, мат, ничья).

1.2. Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, особенно если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д.

Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты.

Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д. Как показали исследования отечественных психологов, дети дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

1.3 Принципы обучения

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

-принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом;

-принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;

-принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала;

-принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих, воспитывающих.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

-принцип наглядности;

-принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;

-принцип минимакса – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

-принцип целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

-принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

-принцип творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития.

Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение дошкольниками основами шахматной игры.

Программа основана на игровом методе с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. В ходе непосредственно образовательной деятельности используются различные виды игровой деятельности: сюжетные, дидактические, подвижные, театрализованные.

1.4 Требования к материально-техническому обеспечению

  1. Настольные шахматы и шахматные доски.
  2. Демонстрационная магнитная доска с комплектом магнитных шахматных фигур.
  3. Дидактические игры для обучения игре в шахматы.
  4. Обучающие видео-уроки по шахматам.
  5.  Интерактивные обучающие программы.
  6. Технические средства обучения: автоматизированное рабочее место педагога (ПК, принтер), проектор, интерактивная доска.
  7. Литература.

1.5 Ожидаемые результаты освоения программы

К концу первого учебного года дети должны знать:

  1. Названия шахматных фигур и отличать их друг от друга;
  2. Правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу первого учебного года дети должны уметь:

  1. Правильно размещать шахматную доску между партнерами;
  2. Различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  3. Играть по частям, понимая правила.

К концу второго учебного года дети должны знать:

  1. Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
  2. Названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  3. Правила хода и взятия каждой фигуры.

Способы проверки результатов освоения программы:

  1. участие в соревнованиях, проводимых, в детском саду;
  2. беседа с  родителями;
  3. беседа с ребёнком;
  4. наблюдение;
  5. игра с ребёнком в шахматы.

Мониторинг проводится в начале и в конце каждого учебного года, с последующим обсуждением на педсовете ДОУ и сообщением на Общем родительском собрании.


  1. Содержательный раздел

Программа обучения рассчитана на год для дошкольного возраста..

В середине занятий проводятся физкультминутки, с использованием упражнений для глаз, мышц шеи, спины, рук, проходящие в игровой форме.

Формой подведения итогов реализации программы являются участие детей в турнирах, проводимых в детском саду и муниципальных шахматных турнирах, а также результаты педагогического мониторинга.

Отчет об исполнении заслушивается в конце учебного года на итоговом родительском собрании.

Продолжительность 1 занятия– 20 минут.

Периодичность в неделю – 2 раз.

Количество занятий в месяц – 8 занятия.


  1. Учебно-тематический план

Месяц

Цель  работы

Тема занятия

Количество занятий

Октябрь

Познакомить детей с понятием «Шахматная игра», способствовать развитию интереса к игре в шахматы.

Волшебная шахматная страна

2

Познакомить детей с новыми понятиями – «шахматная доска», «белые и чёрные поля», чередование белых и чёрных полей, шахматная доска и шахматные поля, «центр» шахматной доски.

Волшебная доска

2

Продолжать знакомство с шахматной доской.

Учить правильно располагать доску между партнёрами. Познакомить с новыми понятиями: горизонтальная и вертикальная линии.

Закреплять полученные знания посредством дидактических игр-заданий.

Волшебная доска

2

Повторить понятия горизонтальных и вертикальных линий, познакомить с новым понятием: «диагональ».

Закреплять полученные знания с помощью игр-заданий. Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Волшебная доска

2

Ноябрь

Повторить и закрепить знания о шахматной доске – горизонтали, вертикали, белые и чёрные поля, чередование полей.

Путешествие по волшебной шахматной доске

2

Познакомить детей с шахматными фигурами, белыми и чёрными, учить сравнивать фигуры между собой, упражняться в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных.

Забавные фигуры

2

Продолжение. Закрепить знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур.

Учить определять ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных.

Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий.

Забавные фигуры

2

Познакомить детей с новыми понятиями: «начальное положение или начальная позиция», «партия», запомнить правило «ферзь любит свой цвет».

Закрепить новый материал посредством дидактических игр-заданий.

Начальное положение

2

Декабрь

Продолжать знакомить детей с начальной расстановкой фигур.

Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий.

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Начальное положение

2

Познакомить детей с шахматной фигурой «ладья», новым понятием «ход фигуры».

Чудо фигура Ладья

2

Игровая практика. Закрепить полученные знания детей о шахматной фигуре «ладья» в игровой практике на шахматной доске; упражняться в умении ходить ладьёй, отслеживать взаимодействие между белой и чёрной ладьёй на шахматной доске, учиться предвидеть события на шахматной доске на один ход вперёд.

Чудо фигура Ладья

2

Познакомить детей с шахматной фигурой «слон».

Место слона в начальном положении.

Белопольные и чёрнопольные слоны.

Ход слона.

Чудо фигура Слон

2

Январь

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «слон», вспомнить место слона в начальном положении, ход слона, что такое белопольные и чёрнопольные слоны.

Показать детям, как слон выполняет взятие.

Закрепить полученные знания посредством дидактических игр.

Чудо фигура Слон

2

Игровая практика. Закреплять полученные детьми знания о шахматных фигурах «ладья» и «слон» в игровой практике на шахматной доске.

Упражняться в умении взаимодействовать между фигурами на шахматной доске, учить детей предвидеть ход событий на доске и, в соответствии с этим, выбирать методы защиты или нападения.

Ладья против Слона

2

Закреплять полученные детьми знания о шахматных фигурах «ладья» и «слон» в игровой практике на шахматной доске. Учить детей следовать определённым правилам во время шахматной партии – делать ходы поочерёдно, учитывая предыдущий ход соперника и предвидя ответный ход. Учить детей понимать и правильно решать поставленную перед ними учебную задачу.

Ладья против Слона

2

Познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь».

Место ферзя в начальной позиции.

Ход ферзя.

Чудо фигура Ферзь

2

Февраль

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ферзь», вспомнить место ферзя в начальной позиции, как ходит ферзь.

Познакомить детей с правилами взятия ферзём.

Закрепить полученные знания посредством дидактических игр.

Чудо фигура Ферзь

2

Закреплять полученные знания детей о шахматной фигуре «ферзь» в игровой практике на шахматной доске. Учить детей следовать правилам ведения шахматной партии: делать ходы поочерёдно, учитывая ход соперника и предвидя ответный ход.

Учить детей понимать и правильно решать поставленную перед ними учебную задачу.

Чудо фигура Ферзь

2

Познакомить детей с шахматной фигурой «конь».

Место коня в начальной позиции.

Ход коня, взятие.

Чудо фигура Конь

2

Закреплять полученные детьми знания о шахматной фигуре «конь» в игровой практике на шахматной доске. Учить детей правильно взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, вспоминать и применять полученные знания о шахматных фигурах (ладье, слоне, ферзе) в процессе игры.

Чудо фигура Конь

2

Март

Познакомить детей с «пешкой».

Место пешки в начальном положении.

Ход пешки, взятие.

Взятие на проходе.

Чудо фигура Пешка

2

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие, правило «взятие на проходе».

Познакомить с новым понятием – «превращение пешки». Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-заданий.

Чудо фигура Пешка

2

Познакомить детей с шахматной фигурой «король».

Место короля в начальной позиции.

Ход короля. Взятие.

Чудо фигура Король

2

Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «король», вспомнить знания, полученные на предыдущем занятии (место короля в начальной позиции, ход короля, взятие).

Дать новое понятие – «контролируемое» поле.

Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр-упражнений: учить детей правильно понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Чудо фигура Король

2

Апрель

Познакомить детей с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха.

Учить находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет.

Закреплять новые знания посредством индивидуальных игр – заданий, учить детей правильно понимать поставленную задачу и самостоятельно её решать.

Шах

2

Вспомнить значение понятия «шах».

Познакомить с новым понятием «мат».

Учить находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет.

Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно её решать.

Шах и мат

2

Вспомнить значение понятия «мат».

Познакомить с новым понятием – «мат в один ход».

Учить определять среди остальных фигур в шахматной позиции ту, которая объявляет (ставит) мат в один ход неприятельскому королю.

Закреплять полученные знания посредством практических и индивидуальных заданий, учить детей понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно её решать.

Мат в один ход

2

Познакомить детей с новыми понятиями – «ничья» и «пат». Показать несколько вариантов шахматной игры, которые приводят к ничейной позиции.

Учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет.

Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать учебную задачу и самостоятельно решать её.

Ничья и пат

2

Май

Вспомнить значение понятия «ничья», в каких случаях в шахматной партии может быть ничья, повторить данные ситуации на примере шахматных позиций.

Учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет.

Закреплять полученные знания посредством индивидуальных знаний, учить детей правильно понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно её решать.

Ничья и пат

2

Познакомить детей с новыми понятиями: «рокировка», «длинная и короткая рокировка».

Познакомить с правилами рокировки.

Закреплять полученные знания посредством дидактических игр – заданий.

Рокировка

2

Познакомить детей с новыми понятиями – «дебют», «миттельшпиль», «Эндшпиль», «ценность фигур» (выгодный и невыгодный размен фигур или пешек). Учить детей во время шахматной игры действовать в соответствии с принятыми правилами поведения партнёров во время шахматной игры.

Шахматная партия

2

Знакомство детей с понятием шахматных турниров, правила проведения соревнования, правила поведения во время шахматной партии и во время самого турнира.

Знакомство с понятием «судья соревнований».

Подготовка детей к шахматному турниру

2

  1. Календарно-учебный график

Тема

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1

Волшебная шахматная страна

2

2

Волшебная доска

2

3

Волшебная доска

2

4

Волшебная доска

2

5

Путешествие по волшебной шахматной доске

2

6

Забавные фигуры

2

7

Забавные фигуры

2

8

Начальное положение

2

9

Начальное положение

2

10

Чудо фигура Ладья

2

11

Чудо фигура Ладья

2

12

Чудо фигура Слон

2

13

Чудо фигура Слон

2

14

Ладья против Слона

2

15

Ладья против Слона

2

16

Чудо фигура Ферзь

2

17

Чудо фигура Ферзь

2

18

Чудо фигура Ферзь

2

19

Чудо фигура Конь

2

20

Чудо фигура Конь

2

21

Чудо фигура Пешка

2

22

Чудо фигура Пешка

2

23

Чудо фигура Король

2

24

Чудо фигура Король

2

25

Шах

2

26

Шах и мат

2

27

Мат в один ход

2

28

Ничья и пат

2

29

Ничья и пат

2

30

Рокировка

2

31

Шахматная партия

2

32

Подготовка детей к шахматному турниру

2

Педагогический мониторинг усвоения программы

Мониторинг подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (1 год)

Количественный анализ результатов мониторинга

№ п\п

Фамилия, имя ребенка

Знание шахматных фигур

Шахматная доска

Умеют играть по частям, знают правила

Увлечение игрой

Итог

Дети знают названия шахматных фигур и умеют отличать их друг от друга

Правила хода и взятия каждой фигуры

Правильно помещать шахматную доску между партнерами, расставлять фигуры перед игрой

Различать горизонталь, вертикаль, диагональ

ix

v

ix

v

ix

v

ix

v

ix

v

ix

v

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Качественный анализ

№ п/п

Название кружка

Показатели, наиболее успешно освоенные детьми

Показатели, которые недостаточно освоены детьми.

Причины недостаточного уровня освоения отдельных показателей

Пути решения

«Обучение детей игре в шахматы»

Условные обозначения:

2 - высокий уровень

1 – средний уровень

0 – низкий уровень

Критерии уровней развития детей 

9 -12 Высокий уровень – Дети с интересом самостоятельно играют в шахматы «по частям» (фрагмент игры), добиваясь победы.

Знают названия шахматных фигур, правила хода и взятия каждой фигуры.

Умеют ориентироваться на шахматном поле

6 - 8 Средний уровень – Интерес у детей к шахматной игре не продолжительный, играют с помощью воспитателя. Ошибаются в названии шахматных фигур, путают правила хода и взятия каждой фигуры.

Ориентируются на шахматном поле с помощью воспитателя, не всегда различают горизонталь, вертикаль, диагональ.

0 – 5 Низкий уровень – Самостоятельно не проявляют интерес к шахматной игре.

Знают несколько шахматных фигур, не знают правила хода и взятия каждой фигуры.

Не умеют ориентироваться на шахматном поле.

Мониторинг подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Количественный анализ результатов мониторинга:

Фамилия, имя ребёнка

Шахматные термины

Названия шахматных фигур

Правила хода и взятия каждой фигуры

Ориентироваться на шахматной доске

Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами

Правильно помещать шахматную доску между партнёрами

Правильно расставляют фигуры перед игрой

Различать горизонталь, вертикаль, диагональ

Рокировка

Объявлять шах

Ставить мат

Решать элементарные задачи на мат в один ход

итог

ix

v

ix

v

ix

v

ix

v

ix

v

ix

v

ix

v

ix

v

ix

v

ix

v

ix

v

ix

v

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


Качественный анализ

№ п/п

Название кружка

Показатели, наиболее успешно освоенные детьми

Показатели, которые недостаточно освоены детьми.

Причины недостаточного уровня освоения отдельных показателей

Пути решения

«Обучение детей игре в шахматы»

Условные обозначения:

2 - высокий уровень.

1 – средний уровень

0 – низкий уровень

Критерии уровней развития детей 
17 – 24 баллов - высокий: Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве».

Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух.

Знает, различает и называет шахматные фигуры.

Знает ходы шахматных фигур и их отличия.

Понимает важность первых ходов.

Имеет понятие о приёмах взятия фигур.

Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат».

Умеет записывать шахматные партии.
9 - 16 баллов - средний: Ребенок затрудняется в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух.

Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия.

Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше».
0 - 8 - низкий: Ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры.

Не знает ходов шахматных фигур и их отличия.

Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат».

Не умеет записывать шахматные партии.                 

Литература

  1. Гришин В.Г. «Малыши играют в шахматы».-М.: Просвещение, 1991.
  2. Костьев А.Н. «Шахматный кружок в пионерском лагере».-М.: «Физкультура и спорт», 1980.
  3. «Психология и педагогика игры дошкольника», - под ред. А.В. Запорожца и А.П.Усовой.-М.: Просвещение, 1966.



Предварительный просмотр:

             Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад

№52 «Самолётик»

Анализ работы по самообразованию на 2021-2022 учебный год

 «Путешествие пешки как средство развития логического мышления детей подготовительного дошкольного возраста»

https://i.pinimg.com/originals/0f/5d/8c/0f5d8cb60949846c3bd245d4cb1fd470.jpg

Воспитатель: Абдулаева Мальвина Кудратовна

                                                       г. Нижневартовск 2021г.

Актуальность выбранной темы:

Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста.

Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости. Развитию логического мышления, суждений, умозаключений, учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия, дерзости, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формируют волю.

Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине.

Занимательный характер учебного материала позволяет привить детям интерес к шахматам. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию способности действовать в уме.

  • тому же шахматы - замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских и добрососедских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья». Шахматы дают детям возможность более целостно взглянуть на окружающий мир. Основная задача - вызвать у детей интерес к игре, заразить их «шахматной лихорадкой» и по возможности отвлечь немного от телевизоров, интернета, смартфонов, планшетов и прочих гаджетов.

Цель: 

Изучить возможности и пути использования шахмат в работе по развитию логического мышления детей подготовительного дошкольного возраста.

Задачи:

1.образовательная: расширить кругозор детей через ознакомление с даннойигрой;

2.развивающая: активизировать мыслительную деятельность, учить

ориентироваться на плоскости и в пространстве, формировать логическое

мышление, развивать речь, воображение, тренировать память, внимание;

3.воспитательная: вырабатывать настойчивость, выдержку, волю,

спокойствие, уверенность в своих силах, формировать личность.

Ожидаемые результаты для детей:

Должны знать:

Шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль,

диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, шах,

мат, пат, ничья;

Название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

Правила хода, взятие каждой фигуры.

Должны уметь:

Ориентироваться на шахматной доске;

Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими

фигурами без нарушения шахматных правил;

Правильно располагать шахматную доску между партнёрами;

Правильно располагать фигуры перед игрой;

Умение перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;

Решать простые шахматные задачи.

Формы, методы и приемы работы:

Формы занятии:

  • Индивидуальная;
  • Подгрупповая.

Методы:

  • Игровой;
  • Словестный;
  • Наглядный;
  • Практический .

Приемы:

  • Игровая мотивация;
  • Новизна материала;
  • Активное участие родителей;
  • Сюрпризные моменты;
  • Проблемные ситуации.

Алгоритм реализации плана самообразования по теме: «Путешествие пешки как средство развития логического мышления детей подготовительного дошкольного возраста»

Создание материально-технических условий и приобретение методической литературы.

  1. Изучение условий организации обучения дошкольников игре в шахматы, создание шахматного центра в условиях МАДОУ ДС № 52 «Самолётик».

  1. Оснащение развивающей предметно-пространственной среды.

  1. Использование методики А.В. Кузин, Н.В. Коновалов Н.С. Скаржинский по программе «Феникс»
  2. Подбор и изучение литературы по теме. 
  3. Поиск интернет –ресурсов
  4. Картотека использованной литературы и интернет ресурсов
  5. Практически реализовать разные виды деятельности детей в ходе организации кружковой работы;
  6. Систематически использовать новые формы организации кружковой работы;
  7. Самостоятельно разрабатывать и реализовывать игры и игровые упражнения по обучению игре в шахматы;
  8. Повышать собственный уровень путем повышения курсов квалификации.

Разработка методических материалов для работы с родителями.

  1. Консультация для родителей «О пользе шахмат»
  2. Изучение компьютерной программы «Динозавры учат шахматы»
  3. Анкета для родителей «Юный шахматист»
  4. Подготовка материалов для презентации о проделанной работе

Разработка сценариев и проведение мероприятий с детьми по обучению игре в шахматы.

  1. Развлечение «В гости к Шахматной королеве»;

Работа с детьми.

  1. Проведение занятий по обучению детей игре в шахматы.
  2. Дид. Игры «Игра с солдатиком», «Да и нет», «Скажи сколько (какой)»?
  3. изучение условий организации обучения дошкольников игре в шахматы

Практическая деятельность.

  • Дидактические задания и игры
  • Горизонталь
  • Вертикаль
  • Диагональ
  • Волшебный  мешочек
  • Угадайка
  • Секретная фигура
  • Угадай
  • Что общего?
  • Большая и маленькая
  • Лабиринт 
  • Перехитри часовых
  • Один в поле воин
  • Кратчайший путь
  • Защита контрольного поля
  • Игра на уничтожение
  • Ограничение подвижности
  • Захват контрольного поля
  • Защита контрольного поля
  • Игра на уничтожение(слон против слона, два слона против одного, два слона против двух)
  • Ограничение подвижности        
  • Сними   часовых
  • Атака   неприятельской   фигуры
  • Двойной  удар
  • Взятие
  • Защита
  • Выиграй        фигуру
  • Термин  "стоять  под  боем".  
  • Захват  контрольного  поля
  • Игра  на  уничтожение"  (ладья  противслона,  две  ладьи  против  слона,  ладья  против  двух  слонов,  две  ладьи  против  двух  слонов,  сложные положения)
  • Ограничение подвижности
  • Захват контрольного поля
  • Защита контрольного поля
  • Игра на уничтожение (ферзь против ферзя)
  • Ограничение подвижности                                                                                        

 

Чтение в течение года

  1. Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г. Сухина "Приключения в Шахматной стране» Педагогика, 1991. – с. 132–135). 
  2. Чтение и инсценировка дидактической сказки "Удивительные приключения шахматной доски".

Просмотр  диафильма

  • Приключения  в Шахматной стране
  • Первый  шаг  в  мир  шахмат
  • Книга  шахматной мудрости
  • Второй шаг в мир шахмат
  • Волшебные шахматные фигуры
  • Третий шаг в мир шахмат

Заключительный этап.

1. Подведение итогов

2.Анализ результатов работы

Работа с педагогами

  1. Консультация для педагогов «Развитие интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста через организацию игр в шахматы в детском саду»

Список литературы:

  1.  Шахматы для самых маленьких. Авербах Ю. 1989г.
  2.  Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей

дошкольного возраста. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. 1989г.

  1.  Психология. Венгер Л.А., Мухина В.С. 1988г.
  2.  Малыши играют в шахматы Гришин В.Г. 1991г.
  3. Давайте поиграем. Столярова А.А. 1991г.
  4.  Шахматы для детей и родителей. Костров В., Давлетов Д. 1997г.
  5.  Дидактические игры в детском саду. Сорокина А.И. 1982г.
  6.  Приключения в шахматной стране. Сухин И.Г. 1991г.

9. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Михайлова З.А. 1990г.

  1.   Игры в шахматы в работе с дошкольниками. Красильникова Г. 1973г.
  2. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
  3.  Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
  4. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
  5. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
  6. Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
  7. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
  8.  Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
  9.  Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
  10. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
  11.  Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
  12. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
  13.  Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999. Шахматы – школе/ Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.



Предварительный просмотр:

Понедельник  21.10

Знакомство с народным костюмом (подготовительные группы)

Беседа с детьми «Что такое кукла».

Д/И «Из чего сделано»

Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народного костюма, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа, учить сравнивать и анализировать.

Знакомить детей с историей народного костюма и его элементами.

Руководители мини-музея, воспитатели, дети.

Вторник 22.10

Знакомство с народным костюмом (старшие  группы) 

Беседа с детьми «Что такое кукла».

Д/И «Из чего сделано»

Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народного костюма, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа, учить сравнивать и анализировать.

Знакомить детей с историей народного костюма и его элементами.

Руководители мини-музея, воспитатели, дети.

Среда 23.10

«В сказке ложь, да в ней намёк…» - театрализован-ный досуг для детей средних и старших групп.

Прививать интерес и любовь к кукле как виду народного художественного творчества.

Прививать любовь к обычаям, обрядам и традициям наших  предков.

Руководители мини-музея, воспитатели, дети.

Четверг 24.10

Театрализованный досуг по ознакомлению детей с игровой народной куклой «В каждом доме, в каждой хате, на крылечке, на полатях кукла сидит, во все стороны глядит» (подготовительные группы).

Знакомить с народными традициями, в которых были задействованы лоскутные куклы.

На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.

Руководители мини-музея, воспитатели, дети.

Пятница 25.10

Театрализованный досуг по ознакомлению детей с игровой народной куклой «В каждом доме, в каждой хате, на крылечке, на полатях кукла сидит, во все стороны глядит» (старшие  группы).

Знакомить с народными традициями, в которых были задействованы лоскутные куклы.

На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.

Руководители мини-музея, воспитатели, дети.

План работы кружка «Музей кукол»

Цель: познакомить детей с историей создания кукол; культурой и традициями народов России и мира; учить создавать куклы своими руками в соответствии с народными традициями.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска ДС №52 «Самолётик»

                                                                                     Утверждаю:

                                                                                                      Заведующий МАДОУ

                                                                                                          города Нижневартовска

                                                                                                       ДС №52 «Самолётик»

                                                                                                                                _____________________ С.В. Базюк

 от «____» «_________» 20___ г. № ___

Паспорт функционального модуля «Мини - музей»

«Сделано в СССР»

МАДОУ города Нижневартовска ДС №52 «Самолётик»

2021 – 2022 учебный год

                                                                                            Руководители:

Мухаметгареева И.А.

                                                                                                       Абдулаева М.К

г. Нижневартовск 2021 г.

Паспортные данные мини – музея:

  1. Музей создан 3 сентября 2021 года
  2. Наименование мини – музея «Сделано в СССР»
  3. Направление мини – музея нравственно – патриотический.

Цель: Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине составляет основу моральных качеств. Без патриотизма человек не способен полноценно трудиться на благо страны. И дошкольное учреждение является тем начальным этапом, где будут заложены эти высоконравственные качества будущего гражданина. Особую роль в развитии патриотизма занимает изучение истории государства и своего родного края. Огромную помощь в этом оказывают музеи.

Музей - слово, произошедшее от лат. museum, что переводится не иначе как «храм». Это уникальное учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и демонстрацией образчиков, которые показывают, как развивается природа, человеческий разум и творчество. Дети - самые желанные посетители музеев. Ведь именно в детстве, когда разум маленького человека жаждет познать весь и сразу окружающий мир, и стоит приобщать ребенка к культуре. Беспрецедентным феноменом российской культуры можно назвать создание дошкольных музеев, направленных именно на юных посетителей.

Данный музей имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности ребёнка, воспитания Гражданина и Патриота и необходим для вовлечения в активную поисковую (исследовательскую) деятельность учащихся и родителей МАДОУ ДС №52 «Самолётик»

Мини - музей рассчитан на воспитанников и родителей. Он внесёт достойную лепту в воспитание патриотизма и поможет воспитать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины.

  • Формирование уважения к локальной и мировой культуре.
  • Воспитание уважительного отношения к прошлому.
  • Формирование чувства ответственности за сохранение исторических ценностей.
  • Взращивание чувства гордости за историю своего Отечества.
  • Появление у учащихся ощущения сопричастности к прошлому малой Родины, современной истории.
  • Обеспечение взаимосвязи между ДОУ и культурными учреждениями.

Задачи:

Мини – музей ДОУ стремится решить следующие поставленные перед ним задачи:

  1. Воспитание должных патриотических настроений подрастающего поколения.
  2. Приобщение ребенка к истории семьи, края, страны, всего мира.
  3. Сохранение и демонстрация подлинных исторических документов и артефактов.
  4. Заинтересовать детей поисково-исследовательской работой, изучением собранной коллекции, подготовкой и уходом за экспонатами.
  5. Способствование конкретизации и расширению знаний ребят, почерпнутых воспитателями из книг и рассказов родителей.

Аспекты музейной деятельности:

Нравственно - патриотическое воспитание. Каждому человеку нужно знать, кто он и откуда. Память о своих корнях, любовь к своему народу, к родной земле делает человека достойнее и сильнее. Чтобы наши дети росли успешными, деятельными, уверенными в себе людьми, нужно с самого раннего возраста прививать им чувство сопричастности к великой стране и великому народу. Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою малую и большую Родину, нам надо дать им в доступной и занимательной форме знания о её прошлом и настоящем. И, конечно, показать всё то, лучшее, чем по праву может гордиться любой житель России, чтобы найти отклик в отзывчивой детской душе.  

Формы деятельности в мини – музее: 

  • Экскурсии;
  • Рассматривание картин времён СССР;
  • Показ видео материала и чтение художественной литературы.
  • Проведение викторин, посвящённых СССР.

Характеристика мини-музея:  

Экспонаты мини – музея

   

Название экспоната

Дата поступления

Постоянное/временное хранение

ФИО представившего экспонат

1

3.09.2021

постоянное

Мухаметгареева И.А

Абдулаева М.К

2

3.09.2021

постоянное

Мухаметгареева И.А

Абдулаева М.К

3

3.09.2021

постоянное

Мухаметгареева И.А

Абдулаева М.К

4

3.09.2021

постоянное

Мухаметгареева И Абдулаева М.К.А

5

3.09.2021

постоянное

Мухаметгареева И.А Абдулаева М.К

6

3.09.2021

постоянное

Мухаметгареева И.А Абдулаева М.К

7

3.09.2021

постоянное

Мухаметгареева И.А Абдулаева М.К

8

3.09.2021

постоянное

Мухаметгареева И.А Абдулаева М.К

9

3.09.2021

постоянное

Мухаметгареева И.А Абдулаева М.К

10

3.09.2021

постоянное

Мухаметгареева И.А Абдулаева М.К

11

3.09.2021

постоянное

Мухаметгареева И.А Абдулаева М.К

12

3.09.2019

постоянное

Мухаметгареева И.А

13

3.09.2019

постоянное

Мухаметгареева И.А

14

3.09.2019

постоянное

Мухаметгареева И.А

15

3.09.2019

постоянное

Мухаметгареева И.А

16

3.09.2019

постоянное

Мухаметгареева И.А

17

3.09.2019

постоянное

Мухаметгареева И.А

18

3.09.2019

постоянное

Мухаметгареева И.А

19

3.09.2019

постоянное

Мухаметгареева И.А

20

3.09.2019

постоянное

Мухаметгареева И.А

График работы музея:

Приложение (фото):