Организация работы с детьми с ОВЗ

Андросенко Елена

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

НРМ ДОБУ «Детский сад комбинированного вида «Капелька»

Поэтапно-перспективное планирование

работы педагога-психолога с ребенком с ОВЗ

на 2020-2021 учебный год

Фамилия, имя ребенка: ______

Возраст: _______

Группа: _______

Дата начала занятий: ______

Цель – развитие познавательной сферы

Задачи:

  • Развитие социально-коммуникативных навыков;
  • Развитие зрительного восприятия и внимания;
  • Развитие слухового восприятия и внимания;
  • Развитие мелкой моторики рук, зрительно – моторной координации, точность координации пальцев рук;

 Сроки реализации.  Программа рассчитана на 1 год.

 

Индивидуальный образовательный маршрут составлен на основе методических пособий:  

  • Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. –М.: Просвещение, 2005 – 272 с.

  • «Цикл занятий для развития познавательной сферы у детей 1-5 лет с проблемами развития». Кротова Т.Б., Минина О.А., Можейко А.В.

  • Программа дополнительного образования «Волшебные кубики» по формированию познавательной сферы детей дошкольного возраста посредством дидактического комплекта «Пертра»

Циклограмма психолого – педагогического сопровождения

№п/п

День недели

Основная форма работы

Программы и методические пособия

Время занятий

Сроки реализации

1.

Понедельник

Индивидуальное занятие

- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.

- «Цикл занятий для развития познавательной сферы у детей 1-5 лет с проблемами развития». Кротова Т.Б., Минина О.А., Можейко А.В.

9.00-9.25

Сентябрь-май

Длительность одного занятия 20-25 минут.  

4. Формы подведения итогов реализации программы: Психолого – педагогическое заключение о развитии познавательной сферы, состоянии эмоционально – личностной сферы.  

5. Критерии оценки выполнения программы. Первичное психологическое обследование проводится  в сентябре:

  • Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста  Е. А. Стребелева, Г.А. Мишина.

Повторное психологическое обследование проводится на основе того же комплекса методик в конце учебного года.

Тематическое планирование индивидуальных занятий

   

Месяц, дата

Программные задачи

Игры и упражнения

Сентябрь

Формирование эмоционального контакта со взрослым

Снятие психоэмоционального напряжения, снижение импульсивности

«Играю с радугой», «Блестящая вода», «Волшебный дождь»,

«Ладушки»; «Иди ко мне»

«Хоровод с куклой»; «Догонялки» «Петрушка»; «Идите ко мне – Бегите ко мне», «Возьми, положи, брось»; «Возьми, кати»

Октябрь

Формирование эмоционального контакта со взрослым

Снятие психоэмоционального напряжения, снижение импульсивности

Упражнять проявлять эмоциональную реакцию на ласковое обращение к нему знакомого взрослого.

 

 «Ладушки»; «Иди ко мне»

«Хоровод с куклой»; «Догонялки» «Петрушка»; «Идите ко мне – Бегите ко мне», «Возьми, положи, брось»; «Возьми, кати»игра «Ку-ку»,  «Поймай воздушный шарик!» «Кати мячик!», «Прокати шарики через ворота!», «Покатай зайчика!», «Тук-тук-тук», «Что гудит», «На чем играет зайка», «Где позвонили?», «Шумящие коробочки»

Ноябрь

Развитие зрительного восприятия Формировать двигательное подкрепление эмоциональной реакции;  положительную эмоциональную реакцию на  появление знакомых   взрослых  Формировать понимание и воспроизведение указательного жеста рукой и указательным пальцем;  

 «Матрешки пришли в гости», «На чем мы сидим?», «Поиграем с воздушными шарами», «Нарисуем ленточку», «Построй заборчик», «Кто за дверью», «Кто как кричит», «Поезд».

Декабрь

Формировать  невербальные формы общения: умение фиксировать взгляд на лице партнёра, смотреть в глаза партнёру по общению.

Развивать зрительное внимание и подражание путём воспроизведения действий взрослого без предметов

«Ручками тук-тук,  ручками хлоп-хлоп», «достань мячик», «Вышла курочка гулять», «Поймай воздушный шарик!», «Кати мячик!», «Ласковый платочек!», «Покатай зайчика!», «Перевези кубики!» и т. д.

«Ручками тук-тук, ручками хлоп-хлоп»), «Ляля топ-топ, зайка прыг-скок»

Январь

Развивать зрительное внимание и подражание путём воспроизведения действий взрослого с предметами: сюжетными игрушками, кубиками, предметами обихода («мишка топ-топ, зайка прыг-скок»).   Развивать умение  соотносить игрушку с её изображением

«Покажи, где кукла /ту-ту/паровоз», «Дай, что катится», «Возьми, что не катится», «Рассердились-помирились, «Коврик для мамы», «Поймай рыбку», «Кто ловкий»

Февраль

Развитие тактильно-двигательного  восприятия    Знакомить с игрой на музыкальных инструментах, вызывать интерес к играм со взрослыми на музыкальных инструментах  

Игра на детском пианино, металлофоне, барабане.   «Смотри на меня, делай как я!», «Достань камешки из банки!», «Поймай рыбку!», «Забей гвоздики!», «Построй заборчик!», «Протолкни шарик молоточком!», «Свари кашу для куклы!», «Сделай куличики!»)

Март

Вырабатывать по подражанию разные двигательные реакции  в ответ на звучание различных инструментов  

Упражнять  дифференцировать на слух звучание музыкальных инструментов, реагируя действиями на звучание определённого инструмента (выбор из двух).

Шагать под барабан, хлопать под бубен «Прокати большой мяч», «Дай маленький мяч», «Делай как я!» «Погремушка», «Кто у нас хороший»

Апрель

Знакомить с игрушками и действиями с ними;  учить наблюдать за обыгрыванием сюжетных игрушек – мяч, кукла, машина, зайка, мишка, матрёшка; - обыгрывать кормление куклы; - укладывать куклу спать; - давать имя кукле, называть её по имени в процессе игры.  

 

«По лесенке я пойду», «Кубики в коробке», «Веселые петрушки», «Найди свою игрушку», «Найди цветок для бабочки», Разноцветные кубики.

Май

Формировать умение воспринимать сверстника  и  выделять его из окружающей среды.    Формировать невербальные формы общения: умение фиксировать взгляд на лице партнёра, смотреть в глаза партнёру по общению.

«Нежный комочек передай другому», «Любимая игрушка», «Найди меня», «Чья это конура», «Что в мешочке»



Предварительный просмотр:

НРМ ДОБУ «Детский сад комбинированного вида «Капелька»

Согласовано на заседании ППк

Протокол № ___ от

«___» _____________ 20___г.

Председатель ППк МБДОУ д/с № ___

 __________/Фамилия И.О.

Утверждаю

Заведующий МБДОУ д/с № ____

_________ / Фамилия И.О.

«____» _______________ 20___г.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

на обучающегося НРМ ДОБУ

«Детский сад комбинированного вида «Капелька»

________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество обучающего)

_________________________________________________________

(дата рождения)

_________________________________________________________

(посещаемая группа)

Срок реализации: 2020-2021 учебный год

С индивидуальным образовательным маршрутом ознакомлен(а) и согласен (а)

«____» ______________ 20___г. ___________/ ____________________

                                                                                              (подпись)                  (расшифровка)

гп. Пойковский, 2020 г

Дата составления ИОМ: ______________________________________________________________

Основание для разработки ИОМ[1]

        - заключение ПМПК от «_____» _____________ 20____ года;            - опережающее развитие;

        - не усваивает программу обучения;          - другое ____________________________________

  1. ОБЩИЕ ДАННЫЕ О РЕБЁНКЕ И ЕГО СЕМЬЕ.

Данные о ребёнке

Фамилия, имя, отчество ребёнка: _____________________________________________________ Дата рождения ____________________Посещаемая группа: __________________________________

Степень адаптации к ДОУ: _____________________________________________________________

Данные о семье

Мать (Ф.И.О., контактные данные): ______________________________________________________

Отец (Ф.И.О., контактные данные): ______________________________________________________

Характеристика семьи[2]: полная, неполная

Состав семьи: ________________________________________________________________________

  1. СПЕЦАЛИСТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ

Педагог-психолог: ____________________________________________________________________

Учитель-логопед: _____________________________________________________________________

Учитель-дефектолог: __________________________________________________________________

Воспитатель: _________________________________________________________________________

Воспитатель: _________________________________________________________________________

Музыкальный руководитель: ___________________________________________________________

Инструктор по физической культуре: ____________________________________________________

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СОСТАВЛЕНИЯ ИОМ

Цель: выстраивание системы работы с обучающимся с ОВЗ в условиях общеразвивающей группы.

Задачи:

  1. выявить особые образовательные потребности ребенка;
  2. осуществить индивидуальную педагогическую помощь ребенку;
  3. способствовать усвоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования;  
  4. обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребенка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей;
  5. обеспечить конструктивное сотрудничество с родителями (законными представителями), воспитывающими ребёнка с ОВЗ.

  1. ДАННЫЕ О ПРОХОЖДЕНИИ ПМПК[3]

Рекомендованная программа обучения: ________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации ПМПК: _______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Периодичность наблюдения: __________________________________________________________

Срок повторного прохождения ПМПК: ________________________________________________

  1. СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

п/п

Перечень специальных условий обучения и воспитания ребёнка с ОВЗ

Описание

1

2

3

1

Направленность группы

2

Режим посещения

3

Форма обучения

4

Предоставление услуг ассистента (помощника)

5

Использование специальных программ, методов обучения и воспитания

6

Использование специальных технических средств обучения

7

Специалисты, обеспечивающие психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ.

8

Обеспечение особой материальной среды в ДОУ.

9

Организация рабочего места

10

Организация коррекционно-развивающей среды.

11

Длительность образовательных ситуаций

12

Другие условия

  1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕТ

Наименование используемых методик

Цель

Специалист сопровождения

Периодичность

1

2

3

4

Педагог-психолог

Фамилия И.О.

2 раза в год

(сентябрь, май)

Учитель-логопед

Фамилия И.О.

2 раза в год

(сентябрь, май)

Учитель-дефектолог

Фамилия И.О.

2 раза в год

(сентябрь, май)

Воспитатель

Фамилия И.О.

2 раза в год

(сентябрь, май)

Музыкальный руководитель

Фамилия И.О.

2 раза в год

(сентябрь, май)

Инструктор по физической культуре

Фамилия И.О.

2 раза в год

(сентябрь, май)

  1. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ.

Направление деятельности

Решаемые задачи

Форма деятельности

Форма

Периодичность

Ответственный

1

2

3

4

5

6

Помощь ребёнку в усвоение норм поведения

Воспитатель

Фамилия И.О.

Формирование культурно-гигиенических навыков

Воспитатель

Фамилия И.О.

Формирование социально-бытовой ориентировки на улице

Воспитатель

Фамилия И.О.

Формирование адекватного поведения в ситуации межгруппового взаимодействия

Воспитатель

Фамилия И.О.

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ.

Специалист сопровождения

Особые образовательные потребности ребёнка по отношению к группе, в которой он находится

Компенсаторные возможности ребёнка

Направление работы

Форма/ периодичность/ длительность занятия

Используемые программы и технологии

1

2

3

4

5

6

Воспитатель

Фамилия И.О.

Музыкальный руководитель Фамилия И.О.

Инструктор по физической культуре Фамилия И.О.

  1. КОРРЕКЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ.

Специалист сопровождения

Особые образовательные потребности ребёнка по отношению к группе, в которой он находится

Компенсаторные возможности ребёнка

Направление работы

Форма/ периодичность/ длительность занятия

Используемые программы и технологии

1

2

3

4

5

6

Педагог-психолог Фамилия И.О.

Учитель-логопед

Фамилия И.О.

Учитель-дефектолог

Фамилия И.О.

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.

№ п/п

Направление работы с родителями

Содержание работы

Периодичность

Ответственный специалист

1

2

3

4

5

1

Знакомство с семьей

Встречи-знакомства, анкетирование.

1 раз в начале периода обучения

Педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог

2

Информирование родителей о ходе коррекционно-развивающей работы.

Индивидуальные консультации

В течение учебного года (по запросу)

Педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог

3

Вовлечение родителей в коррекционно-педагогическое воздействие.

Совместное пребывание ребенка и родителей на занятиях.

Не реже 1 раза в квартал.

Педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог

4

Вовлечение родителей в воспитательный процесс

Участие родителей совместно с детьми в конкурсах, праздниках.

В течение учебного года (по плану работы детского сада)

Воспитатели, музыкальный руководитель

5

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей

Участие родителей в семинарах-практикумах, мастер-классах, тренингах, психологических акциях.

В течение учебного года (по плану работы детского сада)

Педагог-психолог,

Учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.


[1] Отметь нужное галочкой

[2] Нужное подчеркни

[3] Заполняется в случае наличия данного заключения



Предварительный просмотр:

Дорогою добра……C:\Users\user\Desktop\396024_original.jpg

В рамках мероприятий, посвященных Международному Дню инвалидов, 3 декабря 2018 года в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду «Капелька» были проведены мероприятия, направленные на формирование у детей представлений о доброте, добрых поступках, их значении в жизни человека, с целью пробудить в детях чувство сострадания, стремление помочь больным людям, людям с ограниченными возможностями здоровья.    

Педагогом - психологом Андросенко Е.В. и учителем логопедом Имашевой А.Ж. были организованы развивающие мероприятия со старшими дошкольниками: «Дорогою добра».  В ходе данного мероприятия детям на доступном уровне было рассказано о людях с ограниченными возможностями здоровья, о детях инвалидах. Было предложено подарить частичку тепла, света и доброты всем нуждающимся. В конце досуга дети станцевали флеш-моб «Мы с тобой друзья». 

Воспитателями во всех возрастных группах были проведены беседы «Все мы разные и все мы едины», «Что такое добрые поступки». Проведены беседы о том, как здоровый человек может стать инвалидом, как уберечь себя от опасных ситуаций на дороге, улице, в быту. Интересно и поучительно прошел просмотр мультфильма «Цветик-семицветик» о доброте, заботе и взаимовыручке.    

Для родителей (законных представителей) в группах была размещена информация о Международном Дне инвалидов, мини-консультация «Другие – Мы», полезные советы по теме «Сохраним свое здоровье».

Главным результатом данных мероприятий стало желание детей помогать и сочувствовать другим детям и всегда стремиться к сохранению своего собственного здоровья.

   Педагог-психолог Андросенко Е.В.