Методическая копилка для специалистов

Андросенко Елена

Деятельность педагога-психолога в детском саду предусматривает постоянное накопление педагогического опыта, освоение новых знаний и умений, а также сбор значительного фактического, иллюстративного, дидактического и иного практического материала, имеющего непосредственное отношение к профессиональной работе педагога. Все это вместе взятое относится к понятию копилка педагога, то есть весь объем знаний, умений и практических наработок, полученных за годы работы по специальности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Капелька»

Сценарий диагностического занятия

 по проективной методике «Зонтики»

Составитель: Педагог-психолог

                                                                                          Андросенко Е.В.

г.п. Пойковский, 2019

Сценарий диагностического занятия педагога психолога по проективной методике «Зонтики»

Цель: выявить тревожность у детей и наметить пути коррекции.

Задачи:

1. Снять телесное и эмоциональное напряжение

2. Формировать отношения доверия, умение сотрудничать

3. Развивать навыки самосознания

4. Учить детей выражать чувство страха в рисунке

5. Развивать фантазию и воображение

Материалы

Слайдовая презентация, музыкальное сопровождение - Моцарт, Симфония 6, карандаши, пластилин, заготовки купола зонтиков, коктейльные трубочки.

Ход занятия

1 этап. Организационный

Приветствие «Солнышко доброты»

Психолог: Давайте с вами встанем в круг, вытянув руки  вперёд – к центру круга, соединив все руки вместе. Представим, что мы одно большое солнышко, а наши руки – это его лучики, по которым проходит тепло к каждому из нас. Представили? (Ответы детей).

А теперь улыбнитесь те, у кого веселое настроение,

Топните ногой те, у кого грустное настроение

Потрем ладошки, возьмем за руки соседей. Передадим тепло и хорошее настроение всем тем, кто сегодня пришел без него.. Почувствуйте, как теплота, доброта и хорошее настроение передаются по цепочке.

А теперь, когда каждый из нас получил заряд хорошего настроения, давайте дружно скажем друг другу и нашим гостям «Доброе утро»(Дети здороваются

2 этап. Мотивационный

Пригласить сесть на ковер.

Психолог. Ребята, когда я была такой как вы сейчас, моя бабушка однажды рассказала нам с сестрой одну сказку. Моя сестра сказала, что это выдумка, фантазия. А я решила, что правда. Сегодня я хочу вам рассказать эту сказку, а вы сами решите, выдумка это или правда. Садитесь удобно и послушайте эту историю.

Говорят, что на луне живет очень добрый человечек, которого зовут При-Ра-До-Лу. Его полное имя – Приносящий Радость, Добро, Любовь. У этого лунного человечка есть много разноцветных зонтиков: белых, красных, желтых, голубых, синих, фиолетовых, зеленых, оранжевых, коричневых, серых и даже черных.

Рассказывают, что когда наступает ночь и на небе загораются звезды и появляется луна, При-Ра-До-Лу просыпается, берет все свои зонтики и по лунной лестнице спускается на землю. На земле при свете луны и даже в темноте и в плохую погоду он гуляет по крышам домов, больших и маленьких. Гуляя по крышам, он заглядывает в каждую квартиру, в каждый дом.

Если При-Ра-До-Лу видит, что там кто-нибудь спит, взрослый человек или ребенок, он заходит в эту комнату и раскрывает над спящим человеком один из своих зонтиков. Он делает это потому, что хочет, что бы люди во сне видели красивые и сказочные сны.

Если При-Ра-До-Лу раскрывает над ребенком жёлтый зонтик, то этому ребенку снятся солнечные радостные сны. Если голубой, ему снятся хорошие сны про небо, реку, море. Если оранжевый или золотой, снятся сказочные, волшебные сны. Но если же При-Ра-До-Лу по своему недосмотру раскрывает над ребенком черный, коричневый, серый зонтик, то ребенку снятся плохие, страшные сны, могут снится даже ужасы.

Если же При-Ра-До-Лу по какой то причине не раскрывает над ребенком или взрослым человеком свои зонтики, то в эту ночь людям сны не снятся.  Вот такая вот история…

Психолог. Закройте глаза и подумайте….

Какой зонтик При-Ра-До-Лу чаще всего раскрывает над тобой? Цветной, яркий или черный, а может быть серый или коричневый? Какие сны чаще всего тебе снятся, хорошие или плохие?

3 этап. Практический

Пригласить детей  за столы

Психолог. Ребята, сегодня мы будем делать с вами волшебные зонтики. Перед вами лежат чистые, не разукрашенные зонтики (купол зонта) Ручка лежит отдельно. Ее мы пока трогать не будем. Нужно раскрасить купол зонта тем цветом, который соответствует твоим снам.

Если тебе часто снятся страшные, плохие сны, закрасьте зонтик черным или коричневым цветом, если грустные – серым, если хорошие, радостные – розовым, голубым, если сказочные – оранжевым или другим красивым цветом, который соответствует твоему сну.

Если иногда снятся хорошие сны, а иногда плохие, то раскрась зонтик в разные цвета. Например, одна долька зонтика (покажите) желтая, а вторая черная, третья, например, голубая, а четвертая серая. Раскрась свой зонтик так, чтобы цвета зонтика соответствовали всем твоим снам – в зависимости от того, какие сны тебе чаще снятся: хорошие или плохие.

Беседа по рисунку

Вопросы если зонтик однотонный

Почему твой зонт такого цвета?

Что тебе снится, когда При-Ра-До-Лу раскрывает над тобой зонтик такого цвета?

Как часто тебе снятся такие сны?

Вопросы если зонтик цветной

Почему твой зонтик такой разноцветный?

Какие сны тебе снятся, когда При-Ра-До-Лу раскрывает над тобой синий зонтик? А желтый? А когда черный?

Какой из этих зонтиков При-Ра-До-Лу раскрывает над тобой чаще всего?

Вопросы если зонтик черный

Что ты чувствуешь, когда тебе снятся страшные сны?

Что ты делаешь, когда просыпаешься?

Кому ты рассказываешь о своих плохих снах?

Психолог. Ребята, если вдруг вам приснится страшный сон, надо придумать веселую истории про этот сон. И  тогда он перестанет быть страшным. И обязательно рассказать о своем сне маме или папе.

Психолог. Ребята, как вы думаете, что любит зонтик? Правильно! Конечно дождь.

Динамическая пауза «Дождь»

Психолог. Нужно встать на таком расстоянии, что бы мы смогли  коснуться руками впереди стоящего. Представьте, что ваши пальчики – это дождинки. Застучал дождик по спине, по плечам всех ребят – постучите пальчиками по спине и плечам соседа. А сейчас дождь пошел крупными каплями – похлопайте ладошками по спине и плечам соседа. Повернитесь в другую сторону и еще раз превратите свои пальчики в дождинки, а ладошки в крупные капли. Повторите упражнение уже с другим соседом.

Повернитесь лицом в круг. Ну что, вымокли до нитки? Стряхните с себя все капельки дождя. Сначала с головы. Потрясите головой сначала вправо-влево, а потом вверх-вниз.

А теперь стряхните капли со всего тела. Потопайте ногами, попрыгайте, похлопайте себя по рукам и ногам, потрясите одной рукой, другой.. одной ногой, другой.

Релаксация «Радуга»

Психолог: Ребята, а что бывает на небе после дождя?

Закройте глаза, представьте себе, что вы стоите под чистым синим небом, светит ярко солнце, вам спокойно и тепло. Вы смотрите в небо и видите большую радугу…Она переливается яркими цветами: красным, оранжевым, желтым, зеленым, голубым, синим, фиолетовым.  Радуга светится теплым, чудесным светом, он наполняет всех энергией. Сделайте глубокий вдох и представьте себе, что с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, и, выдыхая, съезжаете с нее как с горки. Вдох - полный и плавный, так же как и выдох. Повторите три раза.

На экране картинка яркой радуги.

Какие чувства у вас вызывает радуга?

- Да, чувства счастья, радости, повышение настроения. Слово "радуга" похоже на слово "радость". И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая  дуга. "Райская дуга" называли ее в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.

А если настроение у вас будет радостным, то и сны будут сниться только радужные. Такие яркие и красивые, как цвета радуги.

Пригласить детей за столы и внимательно посмотреть на зонтики.

Психолог.  Хотели бы вы что-то дополнить или изменить в ваших зонтиках?

Мы можем  убрать с вами темные  дольки!  Можем украсить ваши зонтики так, чтобы  они стали еще ярче!

А делать мы будем это необычным способом!

Можно приклеить на темную дольку светлый цвет, а можно воспользоваться пластилином..

Чтобы сделать пластилин  мягким и податливым – хорошо его разминаем руками.

Работаем только маленькими кусочками.

Раскатываем шарики или формируем колбаски.

Придавливаем, примазываем и обязательно разглаживаем. Т.е. делаем поверхность ровной и гладкой. После окончания работы с куполом зонтиков каждый ребенок выбирает ручку к куполу (коктейльная трубочка) склеивает 2 части между собой.

4 этап. Рефлексивный

Психолог. У всех зонтики закрашены в те цвета, которые помогут вам увидеть хорошие, добрые, радостные сны. Давайте посмотрим на зонтики друг друга.. Все зонтики хороши по своему. Яркие, красочные. В каждом есть своя красота.

Ребята, посмотрите, мы все с вами тоже очень разные. У нас разная внешность, голос, характер. Но нигде на планете нет такой замечательной девочки как…, такого веселого мальчика как…,  (добрый, общительный, честный, смелый,  трудолюбивый, любознательный, воспитанный, заботливый). Вы все на свете одни такие единственные, вторых таких детей нет.

Психолог. Кто хочет рассказать о своих ощущениях??

Скажите, что вам понравилось больше всего?

Что было трудным?

Какое настроение у вас сейчас?

Психолог. Наше занятие подходит к концу. Теперь у вас у каждого есть свой зонтик, который каждый может поместить над своей кроватью. Можно любоваться им. С этими зонтиками вы будете чувствовать себя сильными, счастливыми, самыми лучшими. А еще  зонтик будет помогать вам видеть только хорошие, яркие, добрые сны.



Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Капелька»

Выступление на родительском собрании педагога психолога.

Тема: «Условия успешной адаптации к ДОУ»

Цель: повышение компетентности родителей по подготовке ребенка к детскому саду, а также в период адаптации.

Задачи:

  • Познакомить родителей с понятием “адаптация”;
  • Дать рекомендации родителям по подготовке ребенка к детскому саду;
  • Показать различные способы и приемы в воспитании детей раннего возраста;
  • Установливать эмоциональный контакта, партнерских отношений с родителями;
  • Показать возможность доверительного отношения к работникам образовательного учреждения, уважительного отношения к друг другу.

Ход собрания:

Здравствуйте, уважаемы родители! Мы рады видеть вас в стенах нашего детского сада! Я работаю в детском саду педагогом-психологом и зовут меня –Елена Викторовна.

И сегодня я хотела бы  вам немного рассказать об особенностях адаптации детей к детскому саду.

Детский сад – это новый период в жизни ребенка. При поступлении в дошкольное учреждение у малыша происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную для него среду детского сада. Четкий режим дня, новые требования, другой стиль общения, постоянный контакт со сверстниками становится для него источником стрессовых ситуаций. Резкое предъявление нового помещения, игрушек, людей, правил жизни, отрыв от дома и близких могут стать для ребенка серьезной психологической травмой.

У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние (напряженность, беспокойство или заторможенность). Может наблюдаться повышение температуры тела, снижение уровня речевой активности. У некоторых детей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок, в детском саду этого не делает или дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития потере веса, иногда к заболеванию.

Выделяют три степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую.

При легкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В течение месяца у ребенка все нормализуется. Он спокойно и радостно начинает относиться  к детскому коллективу. Аппетит снижается, но не намного, к концу первой недели достигает обычного уровня, сон налаживается в течение 1-2 недель. к концу месяца восстанавливается речь, интерес к окружающему миру, возвращается желание играть. Отношения с близкими людьми при легкой степени адаптации не нарушаются, он  достаточно активен, но не возбужден, острых заболеваний не возникает

Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче и длительнее. Сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, настроение неустойчивое в течение месяца, значительно снижается активность: малыш становится плаксивым, малоподвижным, не стремится исследовать новое окружение, не пользуется приобретенными ранее навыками речи, все изменения держатся до 1,5 месяца. Отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: это может быть нарушение стула, бледность, потливость, «тени» под глазами, «пылающие» щечки.  Как правило, в этот период ребенок заболевает, но заболевание проходит дней через 7-10, без каких-либо осложнений.

Особую тревогу вызывает состояние тяжелой адаптации. Ребенок начинает  длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменят другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль – не предохраняют организм от многочисленных инфекций. Это неблагоприятно сказывается на физическом и психическом развитии ребенка.  

      Другой вариант тяжелой степени адаптации: неадекватное поведение ребенка настолько тяжело выражено, что граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно, надолго, у ребенка может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке его накормить. Малыш плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами, сон чуткий, короткий. Во время бодрствования ребенок подавлен, не интересуется окружающими, избегает других детей или агрессивен по отношению к ним.

Немного о факторах, определяющих  успешность быстрой адаптации:

  1. Состояние здоровья ребенка.  Здоровый и развитый по возрасту малыш обладает большими возможностями к адаптации, он лучше справляется с трудностями.
  2. Возраст. Труднее адаптируются к новым условиям дети до 2 –х лет. После 2-х лет им значительно легче приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, хорошо понимают речь взрослого, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.
  3. Сформированность предметной деятельности. Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
  4. Индивидуальные особенности. Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение реагируют быстрым протестом. Но проходит несколько дней и поведение меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой товарищей. Другие наоборот в первый день внешне спокойны. Без возражений выполняют требования воспитателей, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участие в играх. Такое поведение может продлиться несколько недель.
  5. Условия жизни в семье. Это создание режима в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование умений и навыков, а так же личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, обслуживать себя). Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.
  6. Уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия ( посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.) легче привыкают к дошкольному учреждению. А если ребенок зациклен на одном общении с мамой, это создаст трудности в установлении контактов с другими детьми.

  К детскому саду нужно готовиться заранее, родители должны психологически готовить ребенку к этому ответственному моменту рассказывая про то, что такое детский сад, кто туда ходит, что там происходит, желательно как можно чаще гулять около него, чтоб малыш привыкал к территории. Готовить к режиму детского сада.  Далеко не все дети привыкли вставать в 7 утра и отдыхать в обед в 12 часов. Не приспособленным к данному режиму детям будет намного тяжелее адаптироваться. В первые дни не оставлять ребенка больше чем на 2-3 часа. Если еда домашняя отличается от садовской родителям лучше заблаговременно подготовить ребенку к данному рациону, приучая к обычной и здоровой пище – супы, каши, молочные продукты. Заранее приучать к самостоятельным навыкам самообслуживания. Заранее подготовленный ребенок, как правило намного быстрее адаптируется к саду, чем не подготовленный.

                          Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что кроха плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самыми дорогими  людьми. И он пока не знает, что за ним обязательно придут родители, так как еще не установился режим. Хуже, когда ребенок настолько зажат в тисками стресса, что не может плакать. Плачь – это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за «нытье». Конечно, детские слезы заставляют нас переживать, но это вынужденная необходимость. Главная наша задача – это помочь малышу на данном этапе справится с возникшими трудностями!

Рекомендации психолога для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду

  1. Создайте условия для спокойного отдыха ребенка дома. В это время не стоит водить его в гости в шумные компании, связанные с поздним возвращением домой, а также принимать у себя слишком много друзей. Малыш в этот период слишком перегружен впечатлениями, не следует еще больше перегружать его нервную систему.
  2. В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей.
  3. В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять отсыпаться слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня. Если ребенку  требуется выспаться, значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, ваш ребенок слишком поздно ложится вечером.
  4. Не отучайте ребенка от вредных привычек (например, от соски) в период адаптации, чтобы не перегружать нервную систему ребенка. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.
  5. Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте ребенка, гладьте по голове, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, больше хвалите, чем ругайте. Сейчас ему нужна ваша поддержка!
  6. Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребенка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру). Не ругайте его за то, что он плачет и не хочет идти в детский садик.
  7. Дайте в сад небольшую игрушку.  Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенок гораздо быстрее успокоится.
  8. Призови на помощь сказку или игру. Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете «проиграть» с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно, все это и затевается,  чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернется!
  9. Организуйте утро так, чтобы день и у вас, и у малыша прошел спокойно. Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Главное правило таково: спокойна мама – спокоен малыш. Он «считывает» Вашу неуверенность и еще больше расстраивается.
  10. Дома и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость  при пробуждении, одевании, а в саду – раздевании. Разговаривайте  с ребенком не слишком  громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах  является та самая игрушка, которую ребенок берет с собой в садик.
  11.  Пусть ребенка в детский   сад отводит тот родитель или родственник (по возможности), с которым ему легче расстаться.
  12. Обязательно говорите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что за ними придут после какого-то события, чем ждать каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания! Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, даже если малышу, например, предстоит оставаться в детском саду полдня.
  13. Придумайте свой ритуал прощания. Например, поцеловать, помахать рукой, сказать «пока!». После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее ребенок переживает.
  14. Познакомьтесь с меню детского сада и введите в рацион питания малыша новые для него блюда.


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Капелька»

Родительское собрание в средней группе

Выступление «Особенности воспитания детей

в среднем дошкольном возрасте»

Подготовила: Андросенко Е.В.

гп Пойковский, 2019 г.

Цель: Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Подвести родителей к правильному осознанию своей воспитательной роли в семье, пополнение их положительного опыта взаимоотношений с ребенком.

Задачи:

- Установить контакты с членами семьи для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

-Использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей.

-Научить родителей слышать и понимать своего ребенка, формировать мотивы успеха.

-Повысить уровень педагогической культуры родителей.

Ход выступления:

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. Существуют специфические возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным. А это значит, что малыш по мере взросления всегда найдет общий язык со своими сверстниками.

Физические особенности развития

В среднем дошкольном возрасте физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха.

Что касается темпов физического развития, то с 4 до 6 лет они существенно не меняются. В среднем ребенок подрастает за год на 5–7 см и набирает 1,5–2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем детского организма.

Психическое развитие ребенка

В возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся

Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности.

Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4–5 лет, воспитатели дошкольных учреждений могут создать условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка.

Развитие речи

В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками.

Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь.

Общение со сверстниками и взрослыми

В среднем дошкольном возрасте первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Если раньше ребенку было достаточно игрушек и общения с родителями, то теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Общение, как правило, тесно связано с другими видами деятельности (игрой, совместным трудом). Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего.

В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер. Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов. Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными. Порой взрослые члены семьи не замечают эти возрастные особенности детей 4–5 лет. Памятка для родителей, составленная воспитателями и психологами дошкольного учреждения, поможет правильно и плодотворно построить общение с ребенком.

Эмоциональные особенности

В этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Это пора первых симпатий и привязанностей, более глубоких и осмысленных чувств. Ребенок может понять душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать.

Дети очень эмоционально относятся как к похвале, так и к замечаниям, становятся очень чувствительными и ранимыми. К 5 годам ребенка начинают интересовать вопросы пола и своей гендерной принадлежности.

Как уже упоминалось, одной из отличительных особенностей данного возраста является яркая фантазия, воображение. Нужно учитывать, что это может породить самые разные страхи. Ребенок может бояться сказочного персонажа или воображаемых чудовищ. Родителям не нужно слишком волноваться: это не проблема, а лишь возрастные особенности детей 4–5 лет.

Психология знает много способов борьбы с такими страхами, но важно помнить, что это всего лишь временные трудности, которые сами уйдут со временем, если родители не будут акцентировать на них внимание или использовать против ребенка в воспитательных целях.

Воспитание

Говоря о воспитании детей этого возраста, нужно помнить, что на данном этапе существенно меняется характер. Кризис трех лет благополучно проходит, и ребенок становится гораздо более послушным и покладистым, чем раньше. Именно в это время детям необходимо полноценное общение с родителями. Собственно говоря, в этом и заключаются основы воспитания. Главная функция взрослых сейчас – объяснить как можно подробнее и показать на личном примере. Ребенок впитывает все как губка, с любознательностью первооткрывателя тянется к новым знаниям. Родители должны внимательно выслушивать многочисленные вопросы и отвечать на них, ведь в семье дети черпают первые знания об окружающем мире и своем месте в нем.

Именно теперь необходимо закладывать нравственные качества, развивать в ребенке доброту, вежливость, отзывчивость, ответственность, любовь к труду. На этом этапе у ребенка появляются первые друзья, поэтому очень важно научить общаться со сверстниками: уступать, отстаивать свои интересы, делиться.

Семья – это главное

По мнению практикующих детских психологов, семья играет важнейшую роль в становлении личности ребенка. Отношения между родителями – первое, что видит подрастающий малыш, это тот эталон, который он считает единственно верным. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка был достойный пример в лице взрослых.

Родители должны помнить, что именно в дошкольном возрасте развиваются такие черты характера, как доброта, справедливость, правдивость, закладываются жизненные ценности и идеалы. Поэтому так важно учитывать возрастные особенности детей 4–5 лет. Помощь в воспитании отдельных черт характера должна также осуществляться в соответствии с полом дошкольника и ролями взрослых в семье. Так, мать учит ребенка находить общий язык, искать компромисс, от нее исходит ласка, забота и любовь. Отец является олицетворением порядка, защиты, это первый учитель жизни, который помогает быть сильным и целеустремленным. Отношения внутри семьи – важнейший фактор, оказывающий влияние на воспитание ребенка и на всю его последующую жизнь.



Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Капелька»

Доклад в рамках общесадовского родительского собрания

Тема: «Родительский авторитет-основа

правильного воспитания ребенка»

Подготовила: Андросенко Е.В.

гп Пойковский, 2019

Цель: Повышение компетентности  родителей в вопросах развития и воспитания детей, знакомство родителей дошкольников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению психологического здоровья детей. 

В рамках реализации муниципальной  программы  психолого-педагогического просвещения родителей  «Югорская семья – компетентные родители», утвержденной департаментом образования и молодежной политики ХМАО-Югры хочу представить вашему вниманию доклад на тему Родительский авторитет – основа правильного воспитания ребенка

В вашей семье растет ребенок. И каждый день вы удивляетесь, радуетесь, а порой и огорчаетесь тому новому, что появляется в его вопросах, суждениях, поступках. «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руки в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким станет сегодняшний малыш», – писал Василий Александрович Сухомлинский, обращаясь к родителям.

Авторитет родителей является основой воспитания дошкольника в семье.

Если мы обратимся к краткому словарю «Семейного воспитания», то мы узнаем, что авторитет родителей в широком смысле – это влияние родителей на своих детей, в узком – один из видов осуществления власти, воздействия старших на младших членов семьи.

Семья для маленького ребенка–- целый мир. Если родители –  добрые, отзывчивые, заботливые, внимательные,  живут общими интересами, трудовыми обязанностями, такая семья положительно влияет на воспитание детей.

Весь повседневный жизненный уклад в семье- обстановка, окружающая ребенка, вещи и отношения к ним взрослых- воспитывают и формируют мировоззрение детей. Вы воспитываете его в каждый момент жизни.

Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими детьми, как вы радуетесь, или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями, читаете книгу – все это для ребенка имеет большое значение.

Воспитывая своих детей, родителям необходимо быть положительным примером. Сила примера – в его наглядности, конкретности, что отвечает таким психологическим особенностям дошкольников, как образность, действенность и конкретность мыслительных функций, высокая подражаемость и внушаемость.

В семье, где отец и мать не делят домашние заботы на «женские» и «мужские», одинаково и уважительно относятся друг к другу, своим родителям, детям, ребенок видит примеры доброго отношения к людям.

На родительском примере у ребенка формируются нравственные качества. Родители упражняют детей в нравственных поступках, которые впоследствии могут стать внутренним качеством личности. И здесь дело не только в специальных воздействиях, например, осуждение жадности (это плохо, некрасиво, жадных никто не любит), но и в повседневных, подчас, казалось бы, незаметных делах естественно возникающих из жизненных ситуаций: например, уроки внимательного сочувственного отношения к окружающим людям: «бабушка устала, надо ей помочь», «соседка болеет, значит шуметь нельзя».

Повседневная жизнь в семье ставит ребенка перед необходимостью выполнять трудовые поручения, учавствовать в делах, проявлять заботу и внимание к близким, а в чем-то и помогать им, облегчая их труд. Пусть даже в весьма незначительном: самостоятельно себя обслужить, убрать за собой, помочь нести покупку, поднять упавшую вещь.

Родителям необходимо учитывать, что содержание и сложность дел зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Ребенок не рождается с готовыми представлениями, о том, что можно делать, что хорошо и что плохо в его поведении, и опять здесь важен авторитет родителей.

Они учат ребенка первым здороваться, прощаться, вежливо благодарить за оказанную помощь, правильно вести себя в общественных местах; не кричать, не разговаривать громко, не толкать прохожих.

И взаимопонимание, и совместная деятельность в воспитании детей приносит результат только тогда, когда родители уважают друг друга, и у них единые требования к ребенку.

Как это важно для ребенка! Он постоянно убеждается: отец сказал, мама подтвердила. И тогда у ребенка не возникает намерения уклониться от выполнения требования, так как он знает: мнение папы, мнение мамы – это мнение всей семьи.

Родителям легче воспитывать и подтверждать родительский авторитет, используя различные игровые ситуации, так как ведущей деятельностью ребенка является игра. Включаясь в игру и взяв на себя ту или иную роль, соответствующую игровой ситуации, взрослые тем самым устанавливают более тесный контакт с ребенком.

Замечено, что стиль взаимодействия отцов с детьми отличаются от материнского. Мамы большую часть времени общаются с детьми во время кормления, приготовления пищи, уборки по дому. Отцы же взаимодействуют с ними в процессе игры. Оказывая непосредственное влияние на их психическое развитие. Игра между отцом и ребенком носит циклический характер, за вспышками возбуждения и проявления взаимного внимания следуют периоды минимальной активности.

Мамы играют с детьми в нежные спокойные игры, тем самым, воспитывая в детях любовь, ласку, заботу, спокойствие, трудолюбие. Отцы часто устраивают необычные игры, связанные с движением. В этих играх снимается нервное напряжение, дети заряжаются положительными эмоциями.

Родителям необходимо уметь с пользой для всей семьи проводить свободное время. Это дает положительные результаты, укрепляя авторитет родителей в совместных прогулках, походах в лес, посещение цирка и кинотеатра, в общих играх и развлечениях. Увлечение родителями спортом, музыкой, рукоделием, рисованием, если они проходят на глазах ребенка, приобщает к этому детей, обогащает и облагораживает семейные отношения, сближает родителей и детей.

Доказано, что общение взрослых с ребенком достигает своей цели в том, случае, если мама, папа, понимают его мотивы, интересы и потребности. Ребенок в таких условиях предрасположен к воспитательному воздействию взрослых. Он чувствует себя равноправным членом семейного коллектива, где его не только понимают, но и приобщают к семейным делам, делят с ним радости и заботы.

Из всего вышесказанного хочется сделать выводы:

1. Основа авторитета родителей заключается в требовательном отношении к себе.

2. Основанием авторитета родителей является поведение, отношение к окружающим, ответственность за воспитание детей.

3. Важно создать эмоционально-положительную атмосферу в семье,  соблюдать педагогический такт в отношениях друг с другом, с детьми.

4. Необходимо по возможности чаще проводить интересные семейные досуги.

обсуждать совместные трудовые занятия, приобщать к полезным увлечениям отца или матери (занятие спортом, пением)

6. Важно проявлять терпение и такт, отвечая на детские вопросы.

Завтрашний день вашего ребенка – в ваших руках: это отражение вашего поведения и мировоззрения. Хотите, чтобы он был счастлив, воспитывайте в нем лучшие качества на личном примере, от которых зависит его полное мироощущение.



Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Капелька»

Выступление

Тема: психологические особенности детей

 дошкольного возраста с ТНР

Подготовила: педагог-психолог

Андросенко Е.В.

гп Пойковский, 2020

Дети с тяжелым нарушением речи, это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.

   Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. А именно   сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер.

Для детей с ТНР характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженная умственная работоспособность и недостаточностью отдельных психических функций. У них отмечается импульсивность, двигательная расторможенность, эмоциональная неустойчивость, возбудимость или вялость, апатичность. Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается у этих детей с нарушением внимания, памяти, замедлением скорости приема и переработки информации.

     Дети с ТНР с трудом вспоминают и воспроизводят словесный материал, плохо запоминают тексты, таблицы, плохо сосредотачиваются на задании;  быстро отвлекаются. Ребенок с ТНР не обдумывает информацию, которую воспринимает (т.е происходит «вижу, но не думаю».);  (ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно). В связи с этим педагогу необходимо

  • использовать специальные  карточки и таблички, позволяющие перевести изучаемый материал на  наглядную основу
  • использовать карточки - символы,  позволяющие запомнить ту или иную информацию,
  • обращаться к содержанию памяток и плакатов, всякий раз  добиваясь осознания  их содержания 

В нашу с вами задачу входит  не только развитие ПС детей, но и создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры детей в собственные возможности, сглаживание отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям.

Очень важны личностные качества воспитателя. Это объясняется тем, что ребенок с ТНР дошкольного возраста наиболее ориентирован на взрослого, находящегося рядом, подражает ему в словах, манерах, оценках, чувствах, поступках.

Большую роль играет атмосфера в группе. В связи с этим необходимо обратить внимание на проблемы энергетического плана.

 Детям гиперактивным показаны спокойные игры, следует избегать частого повторения слов «нет», «нельзя», необходимо как можно чаще поощрять успех таких детей, хвалить, когда заслуживают. В случае, если ребенок, наоборот, вялый, бездеятельный, необходимо применять двигательную стимуляцию: взявшись за руки покружиться, попрыгать и т.д.

Что бы организовать комфортные условия для пребывания детей в группах рекомендуется проведение физ. минуток (музыкальные физические минутки, так как

происходит снижение контроля ребенка за своей речью )ежедневно, через определенный промежуток времени.  

Текст физ. минутки желательно подбирать в стихотворной форме, повторяя его в течение некоторого времени, что дает возможность легче запомнить детям и, соответственно, расширить свой словарный запас. Благотворно влияют на развитие детей также метод релаксации и дыхательные упражнения.

 Т.е. правильно организованное психолого-педагогическое воздействие педагога предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в группе социально приемлемые отношения.

Мы сталкиваемся с необходимостью постоянно искать подход к трудным детям, неконтактным, гиперактивным.. Непросто…. обучать их нормам и требованиям общения в коллективе, без которых невозможно полноценное воспитание 

Благодаря тесному сотрудничеству мы добьёмся самого главного — хороших результатов в развитии детей.



Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Капелька»

Круглый стол для родителей

Тема: "Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения"

Подготовила: Андросенко Е.В.

гп Пойковский, 2020

Цель: познакомить и расширить представления родителей об особенностях адаптации ребенка к новым условиям детского сада о факторах, влияющих на успешную адаптацию и их готовности эмоционально поддержать малыша в адаптационный период.


Задачи:
1. Установить контакт между родителями и педагогом-психологом, воспитателями группы в ДОУ.

2.Познакомить родителей с понятием “адаптация”.
3. Дать знания о проблеме и вариантах адаптации к условиям детского сада.

4.Способствовать оптимизации детско-родительских отношений, развитию психологической культуры родителей.

5.Дать родителям рекомендации, направленные на их помощь ребенку в период адаптации к ДОУ. 

Форма проведения собрания: круглый стол.

Материалы и оборудование: компьютер, презентация, ножницы, журналы, карандаши, ручки.

Ход выступления

Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть Вас в нашем дошкольном образовательном учреждении!

Во время первой нашей встречи хочется, чтобы состоялось знакомство, которое позже, надеюсь, перерастет в теплые дружеские отношения. Для этого я предлагаю, Вам сыграть в одну простую игру «Будем знакомы» (Цель: Способствовать сближению участников группы, формирование атмосферы дружбы) С помощью, которой мы познакомимся.

Всем родителям предлагает встать в круг. Начинает игру психолог:

Своё имя назови,

Соседу руку протяни,

И улыбку подари.

Называя своё имя, психолог берет за руку родителя, стоящего рядом, тем самым передавая эстафету ему. Далее по кругу. По окончанию игры образуется замкнутый круг, т.е. все присутствующие держаться за руки. Психолог говорит о том, что закрытый круг и крепко сцепленные руки символизируют то, что нас объединяет одна цель-воспитание малышей и помощь им на новом этапе их жизни. Наша задача сделать так, чтобы период адаптации прошел для ребенка безболезненно. Для этого между нами, взрослыми, должны установиться дружеские, партнерские отношения. И мы хотим, чтобы вы вот так все рука об руку стали одной большой дружной семьей.

Присаживайтесь на свои места.

Мы с вами поиграли, познакомились, а теперь с веселой улыбкой и хорошим настроением переходим к серьезным вопросам.

Психолог: Уважаемые родители, скажите пожалуйста, какие у Вас возникают ассоциации при слове «адаптация»? (Родители называют свои ассоциации).
Психолог: Полностью с Вами согласна! Адаптация – это сложный процесс приспособления организма, к изменяющимся внешним условиям, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. 

Как же помочь своему ребенку в период адаптации?

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие капризничают и плачут перед входом в группу.

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:

• четкий режим дня;

• отсутствие родных рядом;

• длительный контакт со сверстниками;

• необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;

• резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;

• особенности нового пространственно-предметного окружения.

Как протекает адаптационный период? Для начала нужно отметить, что каждый ребенок индивидуально проживает этот нелегкий период. Одни привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяца, некоторые не могут привыкнуть в течение года

Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка:

  • Тревога, связанная со сменой обстановки. Из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей.
  • Режим. Ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группыВ детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна.
  • Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой.
  • Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребенка в детском саду.
  • Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого - нервничать, плакать, капризничать.
  • Неумение занять себя игрушкой.
  • Наличие у ребенка своеобразных привычек. Сосать соску, ходить с подгузниками, пить из бутылки. Если избавиться от этих привычек до начала посещения детского сада, то адаптация ребенка пройдет более гладко.

Психолог: Мы с вами познакомились, а теперь предлагаю вам рассказать о вашем ребенке.

Упражнение «Ласковые слова»

Психолог: Сейчас я вас попрошу взять ручки и написать на шаблоне солнышка, в середине имя и фамилию ребенка, а на стороне лучиков, написать ласковые слова, как ласково вы называете его дома? Так и мы их будем называть в группе. Ваши солнышки вы повесите на весенние веточки, которые стоят в вазе в середине стола. Пусть эта творческая совместная работа будет первой нам подсказкой и помощью при приходе ваших детей в детский сад.

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка.

Чего нельзя делать ни в коем случае!

  • Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
  • Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
  • Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад - нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
  • Нельзя сбегать с детского сада, не попрощавшись с ребенком и не сообщив ему, что вы уходите.

 Часто мамы видя, что ребенок увлекся игрой, тихонечко, чтобы его «не вспугнуть», сбегает, не попрощавшись с ребенком. Теперь представьте себе, что чувствует маленький ребенок, мама которого вдруг исчезла непонятно куда, не попрощавшись, и неизвестно, когда она придет и придет ли вообще. Это для ребенка все равно, что потеряться в огромном супермаркете. Он будет ужасно напуган, охвачен страхом и тревогой. Никогда не уходите незаметно.

   У ребенка возникает ощущение, что теперь мама может внезапно исчезнуть в любой момент его жизни, не предупредив и не попрощавшись с ним, то есть он может маму попросту потерять. И он буквально «прилепляется» к ней и психологически и физически на долгие месяцы, боясь упустить ее из виду. Ребенок впадает в истерику при малейшем упоминании о садике, не говоря уже о том, чтобы туда идти.

  • Нельзя оставлять малыша в детском саду в первые дни больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. Затем с утра и до обеда, потом с обедом. Через некоторое время оставить на дневной сон и после сна забрать. Затем уже оставлять на целый день. По прошествии 2-3 недель, учитывая желание малыша, можно оставлять на целый день.
  • Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет нескоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
  • Нельзя демонстрировать ребенку своё волнение и беспокойство. Оно передается вашему малышу. Будьте спокойны.

Способы уменьшить стресс ребенка.

  • Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прием пищи), соответствующий режиму ДОУ.
  • Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром. Ребенку, который привык ложиться спать после 22.00, крайне сложно будет просыпаться в 7 утра. А в садик, как правило, нужно вставать очень рано. Вспомните, как чувствует себя ваш малыш, когда он не выспался? Он трет глазки, капризничает, сам не понимает, чего хочет, становится плаксивым.
  • В выходные дни придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности.
  • Сократите просмотр телевизионных передач. Этим вы уменьшите нагрузки на нервную систему.
  • Просыпайтесь сами и будите малыша заранее, чтобы у вас было достаточно времени на неспешные сборы, чтобы вы могли уделить внимание малышу. Все это так важно для хорошего настроение у вас обоих! Выходите в садик тоже заблаговременно, с большим запасом времени, чтобы вы не нервничали по дороге сами и могли настроить вашего ребенка на позитивный лад.
  • Если процесс расставания с мамой проходит очень болезненно. Пусть первое время ребенка в садик отводит папа или кто-то близкий, но не мама. Чтобы легче ребенок переживал, прощание.
  • Дайте ребенку с собой любимую игрушку.
  • Каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к ДОУ.
  • Хвалите ребенка за хорошие поступки в детском саду. Будьте терпеливы.
  • Постоянно напоминайте ребенку о своей безусловной любви к нему.
  • Сообщите воспитателю о личных особенностях малыша. Это поможет воспитателю найти индивидуальный подход к вашему ребенку.

А сделать это я вам предлагают с помощью такого упражнения составление коллажа, «Какой он, мой ребенок?»

Психолог: Перед вами на столе лежат множество подручных средств (журналов, открыток, цветной бумаги, и т.д.) из которых предлагается создать коллаж на тему «Какой он, мой ребёнок?». Время на выполнение 15 мин., после чего желающие презентуют свои работы. Во время создания коллажа можно включить музыку.

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к ДОУ – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддержать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

Помните!!!

Каким бы замечательным не был детский сад, какие бы профессионалы в нем не работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Если малыш будет твердо знать, что в конце дня его ждет любящая семья.

Рефлексия:

Психолог: Я предлагаю, проанализировали сегодняшнее собрание. Перед вами стоит шкатулка, и лежат фишки разных цветов. Каждый цвет символизирует ваше отношение к данному мероприятию. Розова фишка обозначает «мне очень понравилась тема собрания и та информация, которая на нем была». Голубая фишка обозначает «собрание оставило смешенные чувства». Зеленая фишка обозначает «мне не понравилось собрание». 
Просим Вас опустить в шкатулку тот кружок, который описывает ваши впечатления от собрания. 

Уважаемые родители!  На этом наше собрание заканчивается. Большое спасибо, что пришли! Надеюсь, что время, проведенное вместе, было интересным и полезным. Спасибо за участие.
А чтобы вы могли вспомнить некоторые рекомендации, которые вы получили на нашей встрече, мы для вас приготовили памятки.

До свидания!



Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Капелька»

Семинар практикум для родителей

группы компенсирующей направленности

Тема: Семья – основа воспитания

Подготовила: Андросенко Е.В.

гп Пойковский, 2019 г.

Цель: развитие воспитательного партнёрства между семьей и детским садом.

Задачи:

- Увлечь родителей разнообразными способами работы, формировать чувство ответственности за воспитание детей;

- Рассмотреть положительные и отрицательные моменты воспитательного воздействия родителей на ребенка;

- Помочь родителям в выборе методов и средств воспитание личностных качеств детей;

- Способствовать обобщению и распространению положительного опыта семейного воспитания;

Предварительная работа

Оформление приглашения.

Создание презентации «Семья – основа воспитания»

Подготовка музыкального зала и памяток для родителей.

Оборудование и материалы: проектор, ноутбук, презентация,  видеофильм, мольберт, лепестки цветка, фломастеры, клей, памятки.

Форма проведения: интерактивная игра, практикум, рассказ-презентация.

Ход семинара-практикума:

  1. Вступительная часть

Педагог-психолог: Я рада приветствовать вас на нашей встрече и предлагаю поговорить о роли семьи в воспитании детей.

Семья-это близкие и родные люди, которые связаны чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Роль семейного окружения в процессе развития ребенка дошкольного возраста является главной.

Предлагаю вашему вниманию мудрые мысли о воспитании детей.

Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством.   У.Чэннинг

Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

 А.С. Макаренко

Воспитание - сложное и ответственное дело, должно начинаться с первых дней рождения ребенка. Для получения хороших результатов недостаточно одной любви.

2. Основная часть.

Интерактивная игра «Список прилагательных»

Педагог-психолог: Давайте представим ребенка в образе цветка и наделим цветок качествами, которые в первую очередь необходимо воспитывать в детях. Каждому родителю необходимо написать на лепестках, которые лежат на столах, те положительные качества, которые нужно формировать у детей.

Родители выполняют задание, прикрепляют лепесток к мольберту и называет подобранные прилагательные. Педагог-психолог так же выполняет данное задание, завершает игру, прикрепляя последний лепесток.

Воспитывая детей, мы хотим видеть наших мальчиков и девочек честными, добрыми, трудолюбивыми, ответственными, справедливыми. Эти качества закладываются в семье.

Но семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто не любит его так, как самые близкие для него люди. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может нанести столько вреда в воспитании детей, сколько это может сделать семья. В повседневном общении с детьми сеются семена характера, которые потом дадут злые или добрые всходы.

Предлагаю посмотреть вам видеофильм и разобраться, как под влиянием негативных факторов могут развиваться отрицательные качества детей.

Просмотр и обсуждение видеофильма «7 примеров того, как родители поощряют плохое поведение детей».

Прошу вас высказать свое мнение о просмотренном фильме. Что бы вы хотели взять себе на вооружение?

В качестве итога хочется сказать следующее. Любой отрицательный поступок не должен оставаться незамеченным, иначе у ребенка возникает чувство вседозволенности. Не нужно делать ребенка центром, вокруг которого вращаются все остальные члены семьи. Чаще всего дети капризничают в семьях, где между взрослыми нет согласованности и последовательности в запретах.

Мы начинаем задумываться над вопросом, как надо воспитывать ребенка, чаще всего лишь после того, когда видим плохие поступки и осознаем свою педагогическую беспомощность.

Воспитание в широком смысле слова – это не только умышленное воздействие на ребенка в моменты, когда мы его поучаем, делаем замечания, поощряем или наказываем. На ребенка значительно больше действует пример родителей. Несколько слов, которыми перебросятся родители между собой, могут оставить  в ребенке значительно больший след, чем долгие поучения.

Правила общения в семье.

  • Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.
  • Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно, если вы покажете этот пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.
  • Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности.
  • Не бойтесь извиняться перед кем то в присутствии своего ребенка. В тот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение.
  • Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите благородству своего ребенка. Помните, что поведение – это зеркало, в которое вы смотрите.

Дети воспитываются не только родителями как таковыми, но и той семейной жизнью, которая складывается, отношениями, которые царят в семье. Воспитание происходит в совместной деятельности и делах каждого члена семьи.

3.Заключительная часть.

В воспитании ребенка важно сойти с высоты своего авторитета и так организовать жизнь и быт семьи, чтобы в ней главенствовало равенство всех членов, чтобы дети привлекались к решению хозяйственных вопросов, к посильному труду, чтобы семья проводила свободное время в совместных прогулках, чтении.

Рефлексия-упражнение «Закончи предложение». Каждому родителю предлагается закончить предложение «В хорошей семье всегда…»

Важно помнить, что на формирование личности ребенка оказывают влияние реальные поступки и поведение родителей.

Семинар-практикум завершается раздачей родителям памяток, в которых отражены главные теоретические аспекты, а также отдельные практические рекомендации.



Предварительный просмотр:

Как подготовить ребенка к публичному выступлению,

побороть волнение и страх.

Выступление на сцене - это сильный стресс для ребенка. То, как проходит подготовка к событию, часто определяет не только успех или неудачу, но и влияет на характер маленького артиста. C:\Users\user\Desktop\молодая-женщина-играя-гитару-с-группой-в-составе-дети-поя-и-153948874.jpg

Хотя мы  ставим  акцент на подготовку к такой тревожной ситуации, как выступление на сцене, другие стрессовые ситуации так же имеют место быть (выступление на спортивных соревнованиях, экзамены, появление в незнакомой группе - например, детского сада, поход в магазин и пр.).

Сцена - это хороший пример, многие не только дети, но и взрослые боятся сцены сильнее болезней, высоты и прочих ужасов. Большую роль в том, преуспеет ли дебютант, играют его близкие люди. Тренер, учитель, мама и папа - вот кто может правильно подготовить ребенка к Большому Выходу и помочь ему преуспеть в нем, или же сделать все для того, чтобы обеспечить провал.

Как же подготовить ребенка, чтобы он не боялся выступать перед большим залом?

  • Важно, чтобы ребенку нравилось то, что он делает.
  • Не переусердствуйте с заучиванием. Даже если ребенок забудет строчку либо  движение,  это будет  смотреться  все  же  интересней,  чем  монотонно  отбарабаненная  поэма  или  вокальное произведение, исполненное на автомате.
  • Одежда и прическа должны соответствовать тематике песни, роли, это даст дополнительный настрой на  выступление  и  соберет,  сосредоточит  выступающего.   Это введет  его  в  особое состояние, в образ. Появится желание понравиться публике, произвести впечатление. То, что на языке артистов называется словом «кураж».
  • Чтобы раскрепощенный маленький артист не испугался вдруг выхода на сцену, не назначайте награды за удачное выступление: мол, если будешь молодцом, устроим праздник или заведем щенка.  Цена  вопроса  резко  поднимется  для  юного  артиста,  и  он  начнет  представлять неудачное  выступление,  а  то,  как  он  его  провалил  и  остался  без  приза.  В  итоге  много  раз прокрученная в голове ситуация перейдет в реальное поведение. Просто отметьте успех после, не предупреждая заранее.
  • Не заостряйте внимание ребенка на престижности соревнований и возможном призе. Пусть главным стимулом будет желание донести до зрителя свои мысли, умения.  Иначе  второе место  воспримется  не  как  отличное  достижение,  а  как  провал.  И  ни  в коем  случае  не  сравнивайте  ребенка  с  другими,  более  опытными  сверстниками.  
  • Найдите,  за что  похвалить,  даже  если  он  смог  только  выйти  на  сцену  и  уйти…такое  тоже  случается  с самыми  маленькими  артистами.  
  • Объясняйте  детям,  что  выступление  на  сцене,  в конкурсе, это радость и праздник. И не так важно, какое место нам дадут жюри. Главное, что мы  все  очень  стараемся  и  очень  любим  сцену.  Мы  маленькие,  но  настоящие  артисты.  И  это обязательно  все  в  зале  заметят,  и  все  будут  радоваться    за  нас,  будут  нас  благодарить  за выступление. Но любой самый лучший праздник не обходится без серьезной подготовки. Чем лучше мы подготовимся, тем больше радости мы доставим зрителям и самим себе.
  • Большую роль в заучивании песни играют родители, они большие помощники. Ведь и уроки  деткам  тоже  помогают  выучить  они.  Не  нужно  заучивать  стишок,  песенку  или  текст специально,  в  торжественной  обстановке  («Сейчас  будем  разучивать!»).  Волнение  и  страх сильно  тормозят  мыслительную  деятельность,  в  том  числе  и  память.  А  вот  запоминанию движений способствуют! Так  роль в спектакле как раз хорошо разучивать, вызвав в малышах сильные эмоции и отведя для репетиций особое место и время. Стих, песню или прозу учите мимоходом: по дороге в магазин, в школу. Здорово заучивается, когда руки заняты работой – рисованием,  мозаикой,  конструктором.  Либо  пусть  запоминает  в  движении,  изображая  то,  о чем поет или рассказывает! Постепенно движения можно сокращать так, чтобы остались лишь жесты. Они не только помогут малышу вспомнить слова, но и украсят, оживят выступление!

Необходимо говорить детям перед выступлением: «У тебя хорошее настроение, у тебя хорошо выученная программа. Ты поёшь с удовольствием и хочешь поделиться этим с публикой». Именно так и следует настраивать учащегося, это лучший метод борьбы с эстрадной боязнью. При подготовке к выступлению должно быть устранено все, что может вызвать нервозность. У учащегося не должно возникать сомнения в полном успехе. Предстоящего выступления надо ждать как праздника.

Успокаивать нервничающего ученика надо, пусть даже преувеличенной, похвалой и подчеркиванием его достижений. И после выступления похвала учителя должна поддержать и усилить радостное чувство от успешно выполненной задачи. Особый такт нужен при какой-либо неудаче. В одном случае нужна ласка, в другом, если ученик распустил нервы, решительные фразы. Учитель должен быть психологом и психотерапевтом.

Главное, что должен понять молодой исполнитель: выступление – это не только испытание нервной системы на прочность, но и радость от общения с публикой; творческое вдохновение и профессиональный рост. Чем больше выходишь на сцену – тем больше проявляется уверенности, ибо сцена – лучшее лекарство от волнения.