Взаимодействие с коллегами

Андросенко Елена

Педагог-психолог ДОУ – это специалист, реализующий комплексную психологическую работу с ребенком: обучающую, развивающую, коррекционную. Одним из условий результативности его труда является тесное сотрудничество с педагогами и специалистами, поскольку слаженность работы, единство требований и подходов, искренняя заинтересованность в гармоничном развитии ребенка всех специалистов есть основа эффективности не только их совместной деятельности, но и образовательного процесса в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл День психологического здоровья для педагогов "Апельсиновый тренинг"19.43 КБ
Файл День специалиста педагога-психолога "Игры коммуникации для педагогов"22.34 КБ
Файл Конференция. Предоставление опыта. Тема: «Использование игрового комплекта «Пертра» в работе педагога-психолога ДОУ».21.36 КБ
Файл Слайдовая презентация "Использование игрового комплекта "Пертра" в работе педагога-психолога"1.21 МБ
Файл День специалиста педагога-психолога. Как настроиться на учебный год после выхода из режима самоизоляции и отпуска25.63 КБ
Файл Как распознать жестокое обращение с детьми20.69 КБ
Файл РМО педагогов-психологов. Выступление. Тема; Плановые диагностики в ДОУ21.1 КБ
Файл РМО педагогов-психологов. Выступление. Тема: Система педагога-психолога по подготовке детей к школе19.35 КБ
Файл РМО педагогов-психологов. Выступление. Тема;как подготовить детей к приходу в группу ребенка инвалида18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Капелька»

Конспект сценария тренингового занятия для педагогов

Тема: «Апельсиновый тренинг»

Составитель: педагог-психолог

Андросенко Е.В.

гп Пойковский, 2019

Цель: предупредить (преодолеть) возможные последствия психического перенапряжения; поддержать оптимальный уровень психического состояния в условиях профессиональной деятельности;

Задачи: 

1. Гармонизировать внутренний мир педагогов;

2. Развить навыки межличностных отношений

3. Сплочение коллектива.

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, видео ролик, бумажные дольки апельсина, фломастеры, непрозрачный пакет и полоски бумаги

Продолжительность мероприятия: 40-50 минут.

Участники: педагоги детского сада

Ход тренингового занятия

Психолог. Добрый день. Я рада приветствовать участников апельсинового тренинга. Почему апельсиновый, спросите вы? Потому что название – это настроение, атмосфера, идея, концепция…

Психолог. А какие ассоциации со словом «апельсин» возникают у вас?

Апельсиновый, это значит праздничный, нескучный, оранжевый,  нестандартный, экзотический. Апельсин – фрукт освежающий и жизненный, имеющий отношение к жизни, недаром он считается кладовой такого важного в нашей жизни витамина С. Оранжевый цвет апельсина очень энергичный. Апельсин – символ нашей сегодняшней встречи, потому что объединяет разные элементы в единое целое. Например, цвет апельсина – это сочетание красного и желтого цветов. Название фрукта – это объединение двух понятий: яблоко  и Китай, апельсин значит китайское яблоко. Каждая долька по своему хороша и вкусна, но только все вместе – это апельсин.

Психолог. Итак, приступим к работе.

Каждый участник по очереди представляет себя группе в помощью триады – имя, блюдо, желательно любимое и город. Все 3 слова начинаются  с той же буквы, что и имя участника.

Упражнение - разминка «Это я — посмотрите на меня!»

• У кого зеленые глаза;

• Кто любит рано вставать;

• Кто разводит цветы;

• Кто вяжет или шьет;

• Кто печет пироги;

• Кто любит апельсины;

• Кто уже составил план своего летнего отдыха;

• Кто  начал ремонт;

Психолог. Когда то мармелад апельсиновые дольки был большим дефицитом и одной из любимых сладостей у многих людей.

Я раздам вам по 1 апельсиновой дольке. За 5 минут каждый из вас должен написать на своей дольке важные слова. С той стороны дольки, где нарисована кожура, напишите три своих жизненных достижения. С другой стороны дольки напишите задание, фант для товарища по тренингу.  Задание должно быть не очень сложным, веселым, и таким, которое можно выполнить без подготовки.

5 минут

Психолог. Выложите свои дольки на столе в виде целого апельсина. Они должны лежать так, чтобы сторона с достижениями была вверху. Теперь по очереди берем по 1 дольке и зачитываем достижения. Все остальные должны отгадать, кто автор. После того, как отгадали, зачитать фант и выполнить задание.

Упражнение «При чем тут Дон-Кихот»

Психолог. Иногда мы попадаем в ситуации, когда приходится быстро и толково отвечать на неожиданные вопросы. Например, дети задают неординарные вопросы, или в беседе с родителями…

Потренировать находчивость поможет одно из следующих упражнений.. Вы должны будете отвечать на неожиданные, совсем не относящиеся к делу  вопросы. В этой игре нельзя отвечать «не знаю». Сейчас я прочитаю вам пример беседы, и вы поймете, как нужно выполнять это упражнение…

Вы слышите вопрос;

- Как здоровье Алексея Леонидовича?

Вы понятия не имеете, кто такой Алексей Леонидович, но обязаны немедленно  придумать ответ:

- Поправляется, температура уже нормальная.

Ведущий: А вы откуда это знаете?

Ваш ответ, вы не сдаетесь:

- К нам вчера приходила его племянница, рассказывала.

- Люда? – поддерживает игру ведущий. С рыжими косичками?

- Да,да, с косичками, в огромных роговых очках..

Ваша готовность участника должна быть такой, что бы на любой вопрос вы дали немедленный ответ – и так, как если бы говорили чистую правду.

- Почему вы ввязались вчера в эту драку?

- Когда вы вернете книгу в библиотеку?

- Вы что, плохо себя чувствуете?

- А почему  все это происходит на крыше дома в Питере?

- Это правда, что вы мечтаете принять участие в конкурсе «Само совершенство»?

- Чем закончился страшный фильм?

- Вы почему сегодня опоздали на работу?

- Как вам мой подарок?

- Что вы думаете по поводу вчерашнего происшествия в тюменской области?

Упражнение «Подарки»

Непрозрачный пакет и полоски бумаги.  Каждому игроку желательно дать не более двух билетов;  На каждом билете игроки записывают качество, которое они больше всего ценят в людях. Этого никто другой не видит. После этого билеты сворачиваются трубочкой и укладываются в пакет. Ведущий перемешивает все билеты. Все садятся в круг, а стул с пакетом ставят в центр круга. Ведущий   выбирает того, кто должен достать билет, про себя прочитать и отдать тому, кто, по его мнению, обладает данным качеством. Получивший «подарок»  про себя читает его, благодарит, затем сам выбирает билет и дарит его какому-нибудь участнику, и т.д.

Папарации

Психолог. Закройте глаза и вспомните, какими вы пришли на работу в детский сад. Какими были ваши мысли, чувства. А теперь представьте, что в первый день вашей работы папараций сфотографировал вас. Постарайтесь изобразить, каким вы могли бы получиться на фотографии. А если этот же папараций снимет вас сейчас, какой будет фотография?  Если сможете, можно подписать фотографии, т.е. придумать к ним подписи.

Обсуждение: что изменилось?

Шуточное видео. Как нас видят окружающие.

Психолог. Наш апельсиновый тренинг подходит к концу.

В качестве рефлексии предлагаю вам заполнить 5 строчек на листочках - синквейн.

1-я строчка – одно ключевое слово(в нашем случае это тренинг или Апельсиновый тренинг)

2- яркий, апельсиновый

3 – обьединяет, снимает стресс, радует

4 – вместе мы, как дольки апельсина

5- Сплочение

И напоследок, «Если судьба подбросила тебе лимон, не кривись, а попробуй сделать из него лимонад»

Спасибо всем за участие!



Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Капелька»

Сценарий дня специалиста педагога-психолога

«Игры-коммуникации для педагогов»

Составитель: Андросенко Е.В.

гп Пойковский, 2019

Цель: с помощью психотехнических методов оказать помощь воспитателю в процессе общения с коллегами, родителями воспитанников, семьей: предложить оптимальные методы общения воспитателя.

Ход мероприятия

Добрый день уважаемые коллеги. Я очень рада видеть всех сегодня здесь. Представьте, что вы находитесь на известном ток-шоу.  Где зрители не только наблюдают за происходящим, но и принимают активное участие.  Обсуждают ситуации, дают советы, высказывают свое мнение.

Педагог-психолог. Добрый день! В эфире передача «Принцип домино».

Педагог-психолог. Для успешной педагогической деятельности педагог должен уметь занимать коммуникативные позиции в зависимости от того, с кем и когда он вступает в общение.

Общаясь с детьми и их родителями, коллегами по работе, а также в зависимости от ситуации воспитатель занимает определенные коммуникативные позиции: «над», «наравне», «под».

Педагог-психолог. Тема нашей сегодняшней встречи: «Игры, в которые играют…, или игры-коммуникации для педагогов».

Каждый воспитатель знает, как нелегко вести беседу с некоторыми родителями, которые занимают оборонительную позицию и стараются оправдать собственное невмешательство в воспитание ребёнка.

Педагог-психолог. От одних мы слышим: «Детский сад должен воспитывать, а не мы».

Но иногда родители просят: «Ребёнок нас не слушает. Помогите».

В любом из этих случаев воспитатель должен стремиться к конструктивному диалогу с родителями.

Встречайте нашего первого гостя.

1 гость. Добрый день. Я Марина Александровна! У меня стаж работы уже 10 лет. С каждой группой родителей я всегда могла найти общий язык, что касается воспитания и обучения детей. В этом году я никак не могу наладить взаимодействие с родителями моих воспитанников.

Педагог-психолог. И в чём это выражается, расскажите поподробнее.

1 гость. Первый случай. Мама одного мальчика мне говорит, что её сына постоянно обижают другие дети в группе. Я решила «подыграть» маме. Вдруг, сама и не подозревая, я начала оправдываться: что, мол, понимаете, у меня их 20 и довольно сложно уделить всем должное внимание. Но я буду стараться, чтобы этого больше не повторилось. В этом случае я не почувствовала ответной реакции. Сотрудничества у нас не получилось.

Педагог-психолог. А скажите, пожалуйста, были ли у вас ещё случаи непонимания родителей?

1 гость. Да, были. Вот ещё один пример. Пришла мама, я стала говорить, что с её сыном необходимо дополнительно заниматься дома. Она начала жаловаться на нехватку времени: «С работы приходим поздно, дела по дому, да ещё со старшим уроки сделать». Я её пожалела, успокоила, пообещала что-нибудь предпринять. На этом наше взаимодействие закончилось. Я теперь не знаю, как мне действовать, чтобы сотрудничество с родителями проходило на более высоком уровне.

Педагог-психолог. Спасибо за ваш рассказ. Теперь хотелось бы послушать мнение зрителей, как действовать в ситуации, когда необходимо наладить сотрудничество с родителями? Какие, на ваш взгляд, ошибки допустила наша гостья?

Проходит обсуждение. 

Педагог-психолог. С психологической точки зрения основная цель общения с родителями состоит в том, чтобы объединившись, помочь ребёнку. Общаясь с родителями, нужно помнить, что основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «правило трёх плюсов»:

- приветствие, имя, улыбка.

Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Она вроде бы ничего не стоит, но много дает.

 Важно использовать имя и отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрасьте!», а: здравствуйте, Алена Сергеевна!» 

Но слова составляют всего лишь 1/6 часть общего объема общения. Немаловажным моментом является невербальное общение: позы, движения, мимика, тон голоса, интонации. 

Сейчас мы с вами попробуем одно из упражнений на умение интонировать.

Нужно произнести фразу “Мне не безразличны успехи вашего ребенка” с разной интонацией. Оттенками иронии, упрека, вызова, безразличия, требовательности, доброжелательности. (Раздать педагогам надписи. Остальные догадываются что за тон)

Вывод: Какой тон  поможет всем нам достичь цели и перейти к конструктивной беседе?

Сейчас мы попытаемся  понять, какие  существуют барьеры в общении между людьми. Нам необходимы  пять человек – активные игроки, остальные – наблюдатели. Участники не знают, какая у них роль, но видят, какие роли у других участников. Остальные участники (наблюдатели) видят все роли игроков.

Активным игрокам необходимо общаться, обсуждать заданную ситуацию так, что бы дать понять друг другу, что у них написано на шапочке. Соответственно каждый должен понять, что написано у него. (Надписи на шапочке: Обращайтесь со мной как с лидером, Игнорируйте меня, Спорьте со мной, Выслушивайте меня внимательно, Соглашайтесь со мной)

Обсуждаемая ситуация: Представьте, что вы сотрудники одной фирмы. Работаете вместе много лет, дружите семьями, отмечаете некоторые праздники. Однажды на Новый год вы в шутку купили лотерейный билет на общие деньги, деньги фирмы. Через некоторое время вы узнаете, что билет оказался выигрышным. Вам предлагают либо машину, либо деньги. Вам необходимо решить, какой взять выигрыш.

Далее участники игры обсуждают ситуацию.

Вопросы:

♦ Кто догадался, какая роль ему досталась, что помогло это понять?

♦ Как вы друг другу помогали?

♦ Что было легко, что тяжело?

♦ Что помогло (или помешало) договориться?

Можно сделать вывод о том, что существуют такие «барьеры общения» как

- непонимание интересов собеседника;

- конфликтные черты характера;

- некоммуникабельность;

- неумение слушать;

- отсутствие чувства юмора.

Вывод: Конечно, нужно научиться не только слушать,  но и слышать друг друга. Умение слышать собеседника требуется любому педагогу, желающему быть успешным в сфере общения.

Педагог-психолог. Мы надеемся, что советы помогут не только нашей гостье, но и всем присутствующим педагогам. Встречаем нашего следующего гостя:

Добрый день! Про вас говорят, что вы очень профессиональны. Не могу представить, какие проблемы могут быть у вас.

2 гостьСпасибо за добрые слова. Да, на самом деле, для меня детский сад — дом родной. Я очень люблю свою работу и отдаю ей практически всё своё время. Наверное, в этом и состоит моя проблема.

Педагог-психолог. Вы хотите сказать, что никаких проблем на работе у вас не возникает? Но всё же, что случилось?

2 гость. Дело в том, что у меня возникают разногласия дома. В последнее время муж стал вести себя отчуждённо. Причин такого его поведения я не понимаю. В доме всё в порядке: я строго контролирую детей, они послушны, хорошо выполняют домашние обязанности.

Педагог-психолог. А кем работает ваш муж?

2 гостьОн военнослужащий.

Педагог-психолог. Так, может, у него трудности на работе?

2 гость. Нет, говорит, что всё в порядке. Я даже не знаю, что можно предпринять, чтобы восстановить наши взаимоотношения с мужем и сохранить семью.

Проходит обсуждение. Почему сложилась такая ситуация в семье нашей гостьи?

Педагог-психолог. В данной ситуации всё намного проще, чем вы предполагаете. Дело в том, что муж психологически уставал от организованности и планомерности на работе. Поскольку его работа очень чёткая, нормированная, он особенно нуждался в свободе, покое и раскованности дома. А наша гостья, не понимая этого, организовала и у себя дома нечто военизированное. Поэтому муж дома не отдыхал, а пребывал в постоянном напряжении.

Как показывает практика, педагоги получают достаточно много информации о том, как работать с детьми. Но многие нуждаются и в знаниях о том,  как не приносить рабочие эмоции домой.  Выход здесь очевиден. Надо в первую очередь научиться заботиться о себе. А как вы заботитесь о себе, мы сейчас проверим. Предлагаю вам выполнить небольшой тест.(см.журнал Педагог психолог ДОУ № 6, 2018)

Вывод:  Живя в гармонии с собой мы дарим гармонию любимым и окружающим нас людям.

Надо владеть своим психологическим состоянием и уметь вовремя сменить его, приходя с работы домой. Если удастся перестать быть педагогом дома, то необходимые слова и действия придут сами собой.

Педагог-психолог. Спасибо Вам за рассказ. Проходите  в зрительный зал.

А теперь предлагаем вам немного отдохнуть и поиграть.

«Наша встреча — просто песня. Надо спеть её всем вместе!».

Вам нужно по подсказке назвать название песни, исполнителя или можете указать строчку из этой песни.

Итак, начнем:
1) Песня о темном времени суток пожилого возраста
2) Песня о дороге по водоему доисторического животного к родственнику (маме)
3) Песня о том как тяга к морю мешает личной жизни
4) Песня о транспорте с редким цветом глаз 
6) Песня о передвижении парня по улицам города и его согласии передвигаться ещё и по водным артериям страны и по лесам и степям
7) Песня о хитрых и беспринципных радостных водоплавающих, которые, не пожалев старую больную женщину, укрылись от нее в грязный водоем
8) Песня о крупных хищных млекопитающих, пытающихся раскрутить нашу планету там где никогда не бывает жарко
9) Песня о двух друзьях, один из которых уводит девушку у другого, а тот его всю песню ругает 
10) Песня о суровых буднях охранного предприятия

1) Юрий Шатунов "Седая ночь"
2) Песня мамонтенка
3) Олег Газманов "Морячка"
4) Михаил Боярский "Зеленоглазое такси"
6) "Прогулка по Москве" (А я иду. гуляю по Москве)
7) Жили у бабуси два веселых гуся
8)  "Песенка о медведях" (где-то на белом свете, там где всегда мороз, трутся об ось медведи...)
9) Руки Вверх "Студент"
10) Песенка охранников из "Бременских музыкантов"

Педагог-психолог. Прекрасно все  отгадали!

А сейчас мы приглашаем последнего участника нашей передачи.

3 гость. Добрый день! Без особых предисловий перейду сразу к проблеме, которая волнует меня вот уже несколько дней. Со мной очень сухо общается одна из коллег. Я обратилась к ней с просьбой один день меня заменить. Она довольно грубо мне отказала и теперь ведёт себя очень отчуждённо. На мой вопрос «Что произошло?» она мне толком ничего не говорит, а только «Научись разговаривать».

Педагог-психолог. А как вы просили её вас выручить?

3 гость. Я уже и не помню.

Педагог-психолог. Вы знаете, мы спросили у вашей коллеги, что произошло. Она сказала, что ваша просьба звучала примерно так: «Приди завтра ко мне на вторую смену», т.е. скорее всего не как просьба, а как указание или приказ.

Что же произошло в данной ситуации, уважаемые коллеги? Что в поведении нашей гостьи  вызвало возмущение и недовольство коллеги?

Мнения зрителей.

Педагог-психолог.  Действительно, для многих непросто сразу после общения с детьми быстро перестроиться из позиции «над» в позицию «наравне». Но позиция «над» неприемлема в работе, в общении с коллегой.

Общаясь друг с другом мы часто забываем о личных качествах своих коллег. Но не стоит забывать, что строительство психологического климата – это важнейшее дело каждого члена коллектива

 Предлагаю поиграть в игру «Опиши коллегу».. Выберите каждый для себя участника, о котором вы будете говорить. Я задаю  вопросы, вы описываете коллегу. Остальные отгадывают кто это.

-На какое время года похож ваш коллега?

- на какой месяц?

- На какой плод, ягоду?

- На какую птицу?

- На какое животное?

- На какой цвет?

- На какую рыбку?

- На кое дерево?

- На какой фрукт или овощ?

- На какую игрушку?

- На какое природное явление?

Все мы разные, не похожие друг на друга. Но все по своему интересные и неповторимые. Но будучи очень разными,  каждый из нас очень ценен и важен в нашем коллективе. Каждый из вас привносит в коллектив что-то своё, и из этого складывается общая атмосфера в нём.

Посмотрите друг на друга. У вас сейчас есть возможность сказать друг другу теплые слова.  Пусть это будет комплимент.  Когда вы услышите комплимент, скажите: «Да, я…» - и повторите сказанное только что вам и добавьте: «…

 А кроме того, я еще и…»

Педагог-психолог. Спасибо большое. Итак, мы сегодня с вами поговорили об основных ошибках, которые допускаем при общении с людьми, находящимися рядом. Надеемся, что практические советы помогли вам переосмыслить некоторые моменты жизни. Напоследок хочется вам пожелать: «Любите друг друга!» Уважайте друг друга! До свидания!



Предварительный просмотр:

Конференция. Предоставление опыта.

Тема: «Использование игрового комплекта «Пертра» в работе педагога-психолога ДОУ».

В практике обучения дошкольников с ОВЗ в настоящее время широко используются различные игровые средства и пособия, разработанные отечественными и зарубежными специалистами. Одним из таких игровых средств, применяемых в детском саду «Капелька», стал игровой комплект «Пертра», разработанный известным педагогом-психологом Марианной Фростинг.

Название комплекта происходит от совмещения начальных букв слов –восприятие – PER и – упражнение – TRA . Дословно означает – тренировка восприятия.

Основная идея концепции Марианны Фростиг – движение и восприятие являются основными механизмами в развитии ребенка.

В процессе взаимодействия с воспитанниками в центре внимания педагога должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольников и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

Главными критериями для развития данных способностей у дошкольников я считаю новизну, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям в подаче информации.

Именно поэтому я применяю игровой дидактический комплект «Пертра».

В ходе работы с данным комплектом развиваются все когнитивные процессы ребенка: зрительные, тактильные и кинестетические восприятие и память,  непроизвольное и произвольное внимание, мыслительные процессы, речь; формируются содружественные движения глаз и руки.

Комплект «Пертра» способствует развитию таких видов детской деятельности как игровая, познавательная, исследовательская, конструктивная и продуктивная.

Данное пособие состоит из  семи выдвижных ящиков, в которых находятся разнообразные детали – пластины, фигурки людей, машинки, бусины разных цветов и размеров . Сами ящики, или игровые наборы, располагаются в стеллаже на колесиках, сделанном из натурального дерева. Кроме того, в комплект  входят две доски-основы, где можно размещать элементы из игровых наборов.

  1. Игровой набор  (пространство на плоскости)

Располагая элементы дороги на доске – основе, можно «проложить» улицы и организовать движение «транспорта».

Вариантами индивидуальных игровых упражнений являются:

 1. Провести весь путь указательным пальцем ведущей руки (затем большим пальцем, средним, безымянным, мизинцем). Затем то же самое пальцами другой руки.

Затем ребенку предлагается провести машинку (любую другую игрушку) по маршруту, точно соблюдая все повороты и не выбиваясь из желоба

Можно предложить ребенку составить маршрут в соответствии со словесной инструкцией и провести по нему машинку.

Занятия с набором способствуют развитию: 

- ориентировки в пространстве

- знакомству с разными видами линий;

- развитию содружественных движений глаз и рук, содружественных движений правой и левой руки;

- развитию силы и координации движений пальцев рук;

- развитию мышления, памяти.

2.. Игровой набор  (упорядочивание элементов) 

Раскладывая разноцветные детали, дети раз за разом получают новые виды геометрических фигур. Они обнаруживают, что из одних и тех же деталей можно создавать различные фигуры, учатся различать основные геометрические формы.

Ребенку предлагается разложить фигуры в разные обручи: −  по цвету, −  по форме,  −  по величине, − одновременно по цвету и форме. Можно предложить ребенку собрать фигуру по образцу, используя любые другие фигуры.

 

Занятия с набором способствуют развитию: 

- математических представлений (больше-меньше; равенство) и т.д.;

- зрительного восприятия (фигур, форм, цветов);

- пространственной ориентации;

- внимания, памяти

3…Игровой набор (одинаковое и разное ) 

Умение выявлять признаки и классифицировать объекты – важнейшая предпосылка любой деятельности. Сортируя бусины, дети определяют их сходство и различие по цвету, размеру и форме.

Вариантами индивидуальных игровых упражнений являются: собрать бусы:  − по образцу, − по словесной инструкции, − по собственному замыслу, в обратной последовательности.  

2. Расположить стержни в таком порядке, как показано в образце, а затем повторить узор, используя шнур.

Занятия с набором способствуют развитию: 

- представлений о форме, размере, цвете;

- умения соотносить размеры предметов зрительно и с помощью практических действий;

- способности к классификации;

- координации глаз-рука.

Занятия с набором способствуют формированию: 

- представлений о симметрии, навыка создания симметричных узоров;

- содружественных движений глаз и рук, обеих рук;

- способности к копированию и воспроизведению.

 

4 ..Игровой набор  (пространство и преобразование)

Через осознание взаимного расположения трехмерных фигур воспринимаются пространственные взаимосвязи, сходство и различие фигур. Можно изучать сходство и различие как плоских, так и пространственных обьектов.

При помощи деталей создается картинка-образец из геометрических фигур. Ребенок получает задание отгадать формы деталей из образца.

Занятия с набором способствуют развитию: 

- представлений о геометрических формах;

-пространственной ориентировки, пониманию пространственных отношений;

- координации движений пальцев.

5…Игровой набор (от каракуль к каллиграфии)

В процессе строительства и эксплуатации «дороги и транспортных развязок» ребенок проходит через все этапы развития графомоторики: грубую и тонкую координацию движений и выработку автоматических навыков письма. У ребенка есть набор «прямых» деталей, которые он укладывает, образуя линии в пространстве. По вырезанным улицам на обратной стороне этих деталей ребенок может двигаться с помощью человечков, машинок или шариков.

Занятия с набором способствуют развитию: 

- пространственных представлений;

- графо-моторных навыков, подготовке к письму;

- концентрации внимания;

- мышления, произвольности.

6..Игровой набор «Handgeschicklichkeit» (от хватания к схватыванию)   

Освоение всех видов хватательных движений – основа дальнейшего развития ребенка. которому нужно накопить в памяти образцы хватательных движений, чтобы уверенно выполнять мелкие манипуляции, необходимые для освоения письма.

Вариантами индивидуальных игровых упражнений являются: захват кольца кончиками пальцев, растягивание резинки пальцами, удерживание и вворачивание цилиндров, перемещение шайбы между кеглями.

Занятия с набором способствуют развитию: 

- дифференцированных хватательных движений;

- представлений о числе.

Занятия с набором способствуют формированию: 

- навыка дозирования усилия и модуляции движения, необходимых для освоения письма;

- развитие навыков счета и классификации.

7….Игровой набор  (математика) 

Посредством целевого обучения начальным знаниям с помощью набора дети получают необходимые основы для получения математических умений. Можно предложить ребенку такое задание: Числа от 1 до 5 представлены определенным цветом (например, зеленый соответствует числу 3). Ребенок должен представить следующие по возрастанию числа до 9ти при помощи имеющихся в наличии меньших чисел.

Занятия с набором способствуют развитию: 

- навыков сравнения, классификации;

- математических навыков (пересчитывать, выполнять вычисления и определять количества);

- представлений о числе, множестве, составе числа;

- представления об арабских цифрах.

Работа с любым набором из комплекта должна начинаться с исследования каждой детали и тщательного проговаривания того, что ребенок видит. Нужно ощупать, обвести пальцем форму фигуры, назвать ее, сказать какого она цвета, проверить, как она может совмещаться с другими деталями. Очень важный этап – сравнение фигур по форме, размеру и цвету.

Каждое занятие проводится в соответствии с тематическим планом, индивидуальными особенностями ребенка и задачами каждого игрового набора.

Данное игровое пособие используется в практике дошкольного учреждения достаточно широко, мною написана коррекционно-развивающая программа с использованием игрового комплекта «Волшебные кубики», которая апробируется на практике. Мою  разработку коррекционно-развивающего занятия  с применением игрового комплекта «Пертра» «Полет на Марс» опубликовали в сетевом научно-методическом журнале «Образование Югории».

Благодаря разнообразию деталей комплект «Pertra» всегда отвечает

потребностям, интересам и настроению ребёнка. Действия с множеством

интересных, красочных, приятных на ощупь игровых элементов вызывают у детей интерес и повышают их познавательную активность.

Мастер-коасс

Педагог-психолог: «Представьте, что сейчас мы с вами отправимся в сказочный лес. Закройте глаза и сосчитайте до 10. Откройте глаза. Мы очутились в сказочном лесу. Скажите, какие деревья растут у нас в лесу (ответы..)

Педагог-психолог: на доске-основе выложить из разноцветных стержней деревья и просит запомнить название каждого дерева. Например: красная палочка – рябина, коричневая – береза.

Педагог-психолог: «А чего не хватает у нас на деревьях? Правильно – листьев. Представьте, что прищепки — это листья. Каждый из вас нанизывает по две прищепки, сначало правой рукой, затем левой.

А что еще у нас растет в лесу? (ягоды). Какие? (малина, клубника, брусника, черника, голубика. «Ягоды» предлагается выложить на доске, используя разноцветные бусинки и палочки маленького размера.)

А грибы растут в лесу? Какие вы знаете грибы? Какие из них съедобные, а какие нет? (Используя разноцветные фишки каждый участник выкладывает грибы).

Теперь посчитаем, сколько получилось съедобных грибов, сколько несъедобных. Сравним – каких больше, каких меньше.

Какие дикие животные живут в лесу? Используя набор диких животных, ставьте фигурки на доску – основу, проговаривая, какое животное, где живет, чем питается. Вам нравится сказочный лес, который получился?

А теперь нам нужно вернуться обратно. Закройте глаза, сосчитайте до 10. Откройте глаза. Все хорошо справились с заданием».

Это один из вариантов коллективных игр. Ее можно использовать и индивидуально. Игру можно усложнять или наоборот, делать проще.  Например – устанавливаем разноцветные стержни в правом верхнем углу. На маленький стержень нанизываем бусинку такого же цвета как и стержень.

В процессе игры развивается мелкая моторика, развивается концентрация внимания, творческое воображение, идет закрепление навыков счета и закрепление цвета. Педагог обучает детей следовать инструкции.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НРМ ДОБУ детский сад комбинированного вида «Капелька» «Использование игрового комплекта Пертра в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья». П едагог-психолог: Андросенко Е.В .

Слайд 2

Игровой комплект « Пертра » разработан австрийским педагогом Марианной Фростинг (1906-1985 г.), основателем «Центра педагогической терапии Марианны Фростинг » Название происходит от совмещения начальных букв слов perception (восприятие) – PER , training ( упражнение) – TRA . Дословно означает тренировка восприятия.

Слайд 3

Игровой комплект « Пертра » Представляет широкое поле «общения» ребенка с деталями - манипулятивами под руководством педагога-психолога. Предназначен для психологического развития и коррекции детей с ОВЗ. -способствует обогащению внимания, зрительной, тактильной, кинестетической памяти, развитию речи. - позволяет педагогу выстраивать индивидуальную работу с ребенком , в соответствии с его возможностями и потребностями . - дает возможность работать с каждым набором отдельно, либо одновременно использовать детали из разных наборов так как отсутствует жестко заданная игровая последовательность при работе с комплектом; организовать одновременную игру нескольких детей (дети могут играть каждый за себя, а могут разбиться на команды)

Слайд 4

Состав комплекта Игровой комплект «Пертра »: Набор игровых средств 1-7 (в чемоданах) Доски-основы Мобильный стеллаж, в котором размещены чемоданы с наборами

Слайд 5

Игровой набор № 1 Конструирование на плоскости ( Konstruktion ) Занятия с набором способствуют развитию: содружественных движений глаз и руки, правой и левой рук; силы и координации движений пальцев; п ространственной ориентации; В набор входят : комплект пластин с фигурными и прямыми пазами на лицевой стороне и соответствующим рисунком на оборотной стороне; машинки с одним и двумя фиксирующими штырьками; фигурки людей со штырьками и без штырьков.

Слайд 6

Игровой набор № 2 Классификация ( Kllassifikator ) Занятия с набором способствуют формированию: п редставлений о геометрических формах, цвете и размере; способности к классификации; п онимания пространственных отношений («лево-право», «вверх-вниз»); Занятия с набором способствуют развитию: математических навыков и умений (усвоение понятий «больше-меньше», «столько же», отработка состава числа и т.д .); умения различать геометрические формы, предметы по цвету и размеру; В набор входит: маленькие квадраты, в центре одних изображен квадрат, других -треугольник или круг разных цветов, оборотная сторона одноцветная; т реугольники, прямоугольники, большие квадраты прямоугольные пластины, длинная сторона которых равна стороне большого квадрата; прямоугольные пластины, длинная сторона которых равна стороне маленького квадрата; деревянные рамки для составления квадратов из разных фигур.

Слайд 7

Игровой набор № 3 Одинаковое и разное ( Diskrimnation ) Занятия с набором способствуют развитию : представлений о форме, цвете и размере; умение соотносить размеры предметов зрительно и с помощью практических действий; способности к классификации; пространственной ориентации, понимания пространственных отношений; Занятие с набором способствуют формированию: представлений о симметрии, навыка создания симметричных узоров; содружественных движений глаз и руки; содружественных движений пальцев правой и левой рук; В набор входит: бусины разных цветов, размеров, форм; деревянные стержни разной длины, кубики со сквозными отверстиями, диаметр которых совпадает с диаметром деревянных стержней; Шнуры.

Слайд 8

Игровой набор № 4 Пространство и преобразования ( Relation ) Занятия с набором способствуют развитию: представлений о геометрических формах; умения различать геометрические формы; пространственной ориентации и понимания пространственных отношений; Занятия с набором способствуют формированию: кинестетического образа разных геометрических форм; навыка скоординированных движений пальцев; В набор входит: деревянные шаблоны разных геометрических форм; деревянные пластины со штырем для крепления на доске-основе; воротца с большими и малыми отверстиями; резинки с пробками на конце.

Слайд 9

Игровой набор № 5 От каракуль к каллиграфии ( Grafomotorik ) Занятия с набором способствуют развитию: содружественных движений глаз и руки; Занятия с набором способствуют формированию: навыка владения карандашом; навыка письма; В набор входит: деревянные пластины с пазом на лицевой стороне и соответствующим пазу рисунком на оборотной стороне; деревянные пластины-направляющие с желобом; разноцветные фигурки машинок, ленты; магнитный штифт.

Слайд 10

Игровой набор № 6 От хватания к схватыванию ( Handgeschiklichkeit ) Занятия с набором способствуют развитию: дифференцированных хватательных движений; представлений о числе; Занятия с набором способствуют формированию: навыка дозирования усилия и модуляции движений, необходимых для освоения письма; развитие навыков счета и классификации; В набор входят: доска-основа с 280 отверстиями; деревянные цилиндры со штырьками для закрепления на доске-основе, короткие и длинные штырьки; цилиндры, шайбы и бусины с отверстиями; блоки, шнуры, резинки; стальные шарики.

Слайд 11

Игровой набор № 7 Начальные математические знания ( Mathematik ) Занятия с набором способствуют развитию: навыков сравнения, классификации; математических навыков ( пересчитывание , выполнение вычисления, определение количества ); представлений о числе, множестве, составе числа; Занятие с набором способствуют формированию: представления об арабских цифрах; В набор входят: Неокрашенные дощечки с цифрами от 1 до 20; п ланки для оценивания длины жёлтого цвета; стальные шарики.

Слайд 12

Общие правила работы с игровым набором «Пертра» Работа с любым набором игровых сре дств должна начинаться 1… с изучения каждой детали Дети учатся исследовать 1.Выделение формы предмета (ощупывание, обведение по контуру, определение на ощупь) 2.Выделение поверхности предмета 3. Рассмотреть элементы каждой детали 2… с изучения совместимости деталей из одного комплекта-чемодана Дети учатся понимать и использовать инструкцию. Овладевают четким понятным алгоритмом действия 1.Сравнение деталей-фигур по сенсорным признакам (цвет, форма, величина, тактильные качества) 2.Классификация деталей-фигур по различным основаниям 3. Задание на отбор деталей-фигур с определенными признаками (от одного до нескольких) 4.Освоение принципа работы с комплектом (проигрывание видов индивидуальных и коллективных заданий). 3… с изучения совместимости деталей из разных комплектов-чемоданов Дети учатся использовать полученный опыт. Переходят к сознательной, целенаправленной работе с комплектами.

Слайд 13

Программа дополнительного образования «Волшебные кубики» по формированию познавательной сферы детей дошкольного возраста посредством дидактического комплекта «Пертра» http :// dc - kapelka . ru /2018/02/24/ razdel -2- predstavlenie - o - pedagogicheskoy - professii - i - professionalnoy - missii . html Публикация авторской разработки НОД http://obr-ugoria.ru/index.php/28-2017-12-26-07-54-32/109-2-44-2017



Предварительный просмотр:

День специалиста педагога-психолога

Сценарий тренинга

«Как настроиться на учебный год

после выхода из режима самоизоляции и отпуска»

После самоизоляции педагогам нелегко вернуться к работе. Отпуск не удался, накопились негативные эмоции, а начало учебного года всегда напряженное и требует повышенной концентрации. Изменения в работе детского сада и необходимость быстро приспосабливаться к ним также могут вызвать у педагогов тревогу и раздражение. Понизить уровень стресса в педколлективе поможет тренинг и правила взаимодействия с педагогами.

Цель и задачи тренинга

Цель тренинга – снять эмоциональное напряжение педагогов перед началом нового учебного года после завершения режима самоизоляции и отпуска, который им пришлось корректировать из-за ограничительных мер.

Также тренинг поможет решить как минимум три задачи. Во-первых, создать условия для отреагирования накопившихся негативных эмоций у педагогов. Во-вторых, повысить их готовность адаптироваться к изменениям в работе. В-третьих, оздоровить психологическую атмосферу в коллективе, чтобы каждый был готов взаимодействовать и обмениваться мнением.

Содержание тренинга

Сценарий тренинга включает три части: вводную, содержательную и заключительную. В начале встречи познакомьте педагогов с темой тренинга. Затем переходите к содержательной части.

Чтобы активизировать внимание педагогов, проведите психологическую разминку. С помощью игры «Барометр» вы сумеете расшевелить их и узнать их позицию. После педагоги рисуют и символически освобождаются от накопленного негатива, описывают, что наполняет их силами, слушают рекомендации, как выйти из режима самоизоляции, озвучивают свои решения и рефлексируют.

Продолжительность тренинга: 1,5 часа. Тренинг лучше проводить в просторном помещении: музыкальном зале или методическом кабинете.

Ход тренинга:

1. Вводная часть

Педагог-психолог: Добрый день, дорогие коллеги! Наконец мы собрались все вместе. Сегодня мы поговорим о том, как вернуться в рабочий ритм и эффективно начать новый учебный год после выхода из режима самоизоляции и отпуска. За время дистанционной работы мы были вынуждены находиться в бесконечном потоке информации о пандемии коронавируса, меняли свой режим, осваивали виртуальное общение друг с другом, воспитанниками и их родителями. Но наши прежние рабочие задачи никуда не делись. Кроме того, к ним добавились новые задачи, которые нам предстоит решать. Психологические игры и обсуждение помогут нам разобраться в своих эмоциях и настроиться на позитив и продуктивный рабочий режим.

2. Содержательная часть

Активизирующая игра «Барометр»

Предварительная работа: разделить пол пополам с помощью бумажного скотча; закрепить на противоположных стенах листы с крупно написанными словами «Да» и «Нет»; подготовить вопросы для педагогов.

Педагог-психолог: Мы начнем с психологической разминки – игры «Барометр». Я буду задавать вопросы и прошу каждого из вас на них ответить следующим образом: «да», «нет», «скорее да», «скорее нет», «и да, и нет».

Отвечать будем так: вы видите скотч, который разделяет пол пополам, и стены, на одной из которых закреплен лист со словом «Да», на второй – со словом «Нет» (показывает). Я задам первый вопрос, а вы подумайте, что ответить. Если ваш ответ «да», идите к стене со словом «Да». Если ваш ответ «нет» – к стене со словом «Нет». Если ваш ответ «и да, и нет», идите на линию скотча, в середину (показывает). Вы можете выбрать ответ «скорее да» (показывает место между стеной «да» и скотчем) или «скорее нет» (показывает место между стеной «Нет» и скотчем). Если вы захотите прокомментировать свой ответ, я буду рада. Начинаем?

Педагог-психолог задает первый вопрос. Когда педагоги располагаются в помещении в зависимости от их ответов, он обращается к самым активным из них: «Почему вы на этом месте?». Выслушивает их ответы и благодарит. Затем задает второй и последующие вопросы, старается вовлечь больше коллег в обсуждение. Количество вопросов можно варьировать. Главное – обеспечить высокую активность всех участников игры.

Педагог-психолог: Благодарю вас за ответы! Сейчас вы услышали немало важных слов.

В период самоизоляции всем нам пришлось перестраивать свои рабочие и бытовые привычки, совмещать рабочие и домашние дела в непривычном ритме, справляться с более или менее выраженной тревогой. Многие столкнулись с эмоциональными сложностями и проблемами в семьях, связанными «экспедиционным бешенством». А теперь нам нужно вернуться к работе. 

Далее педагог-психолог рассказывает педагогам об «экспедиционном бешенстве».

Педагог-психолог: Это явление описал ученый Конрад Лоренц, который наблюдал за людьми в экспедициях. Из-за вынужденной изоляции в ограниченной по численности группе человек не может канализировать («слить») агрессию никуда, кроме как на участников группы, и ничтожные поводы могут привести к серьезным конфликтам.

По мнению некоторых исследователей, экспедиционное бешенство повышается, если от участников изолированной малой группы требуется проявлять единодушие, нет возможности психологически и физически отделиться, поступить по-своему. Из-за того, что мы достаточно долго работали непривычным образом, также могли возникнуть два существенных источника профессионального стресса.

Это растренировка в профессиональной деятельности – мы от чего-то отвыкли, потеряли скорость навыка, что-то даже и забыли, и тревога, которая связана с необходимостью ежедневно общаться с множеством людей. Что же делать? Предлагаю выполнить небольшое упражнение.

Арт-терапевтическое упражнение «Освобождение»

Предварительная работа: подготовить альбомные листы, толстые фломастеры или яркие толстые восковые карандаши в большом количестве, ножницы, канцелярские ножи, спички, пепельницу, корзину для бумаги, ведро с водой, воздушные шарики и нитки

Педагог-психолог: Дорогие коллеги, сейчас я даю каждому из вас по альбомному листу. (Раздает листы.) Вот здесь фломастеры. Я попрошу каждого из вас взять по несколько фломастеров. Вы сможете ими меняться, если кому-то не хватит. (Педагоги берут фломастеры.) Теперь у каждого есть лист бумаги и фломастеры.    

Сейчас сделайте так: положите ладонь в центр листа. Вы видите, часть листа теперь закрыта ладонью. Можете обвести ладонь или просто запомнить, сколько места на листе она занимает. (Дает время обвести ладони.) А вот эти места, которые были закрыты вашими ладонями, пока оставим пустыми. А на оставшихся местах на листе прошу вас написать/нарисовать все то плохое, что вы испытали с начала пандемии и летом. Тревогу, страх, обиду, ссоры, переживания, трудности. Вы можете писать словами, рисовать, ставить какие-то символы. Не бойтесь проявить эмоции. Отправляйте их в лист! Если есть вопросы, я отвечу.

Педагог-психолог: Сейчас пространство на ваших листах занято тем негативом, который у вас накопился. А в середине листа у вас осталось пустое пространство, которое было под вашими ладонями. Никто не увидит, что вы напишете на этой части листа.

Задание такое: напишите на незарисованной части листа то, что было сложнее всего для вас, то, что больше всего вас ранило или пугало. Вы можете никому не показывать свои рисунки. (Дает время написать или нарисовать.) Готово?

Тогда давайте освободимся символически от всего этого негатива. Любым образом уничтожьте свои листы. Можно их порвать, порезать ножницами или ножом, утопить в ведре с водой. Можно сжечь, вот пепельница и спички. Можно порвать, засунуть в воздушный шарик и опустить в «небо». Готовы? (Дает время расправиться с листами.)

А теперь давайте еще усилим наше освобождение от негатива. Встаньте и упритесь ногами в пол так, чтобы хорошо чувствовать опору. Можно разуться, если хотите. А теперь поднимем головы и руки как можно выше к потолку. Потянемся вверх руками. Мы сбросили негатив и пойдем дальше.

Педагоги тянутся руками к потолку и возвращаются на свои места.

Педагог-психолог: Психолог Людмила Петрановская высказывалась о сложностях самоизоляции так: «Самоизоляция – не момент для личностного роста, самая важная задача в этот период – максимально сохранять в ресурсном состоянии всех тех, кто способен работать, всех “добытчиков” в семье».

У каждого из нас есть какой-то запас психологических ресурсов – источников нашей силы, уверенности в способности справиться, нашего хорошего настроения. Бывает, что наши ресурсы на исходе. Тогда мы чувствуем себя пустыми, без сил, нам нечего отдать наружу, кроме раздражения, трансляции усталости или слабости, и даже в простейших ситуациях мы не можем за себя постоять.

Ресурсы личности можно возобновлять. Если мы «на ресурсе», мы получаем удовольствие от жизни, настроены на результат, реалистично видим трудности и делаем правильные шаги, чтобы их преодолеть. Некоторые психотерапевты говорят, что невозможно быть одновременно взрослым и несчастным длительно. Взрослый человек может управлять пополнением ресурсов, может улучшать способы, которыми он контактирует с миром, людьми и с самим собой.

Игра «Я смогу»

Предварительная работа: подготовить шесть листов А4 и шесть ручек, а также доску или лист ватмана и маркер.

Педагог-психолог: Сейчас я предлагаю вам игру, которая поможет увидеть возможность, как пополнять свои ресурсы и оптимизировать контакты с миром и собой.

Я попрошу вас разделиться на шесть команд. Каждая команда получит задание. Задания одного типа: я даю краткое описание какого-то дня из жизни. Ваша задача – описать условия, при которых в этот день все получится. Вы будете полны сил, наполнены ресурсами. Вы все сможете. Понятно ли задание?

Если у педагогов есть вопросы, старший воспитатель отвечает, а затем раздает описание ситуаций. На обсуждение и выполнение коллажей – 10–15 минут

Педагог-психолог: Попрошу представителя каждой команды показать, что у вас получилось.

Представители команд выступают. Ключевые идеи о том, что наполняет педагогов силами, старший воспитатель выписывает на доску или лист ватмана. Например: полноценный сон, завтрак по вкусу, личное время с утра, доброжелательный диалог, заинтересованные родители, поддержка близких и коллег, чувство юмора, вера в Бога, досуг, переключение внимания.

Мини-лекция «Рекомендации, как выйти из режима самоизоляции»

Мы говорили с вами о том, что помогает нам «зарядиться», быть готовыми к активному дню. Чтобы перейти к продуктивной работе, предлагаю следовать рекомендациям. Во-первых, действуйте постепенно. Не берите на себя много задач сразу. Но старайтесь сохранить те плюсы, которые вы нашли для себя в самоизоляции. Например, обратите внимание на режим питания и прогулок.      

Вторая рекомендация – восстановите рабочие контакты. Предлагаю не просто здороваться с коллегами, а вспомнить тех, с кем по делу или для удовольствия много взаимодействовали на работе, обсудить совместные планы, поделиться эмоциями.

                Третья рекомендация – внимание к личным границам в семье. Свои границы и границы другого должны быть неприкосновенны. Есть важное правило психологического здоровья – осуществлять надо самоконтроль, а не контроль за кем-то. Давайте стремиться к этому.

                Наконец, чтобы справиться с тревогой, негативными эмоциями, очень важно уметь вернуться в настоящее, понять, что мы можем сделать здесь и сейчас. Вместо того чтобы сидеть и бояться, не заразят ли меня, лучше понять, что я могу сделать для своего здоровья прямо сейчас, чем я могу управлять. А теперь перейдем к последнему упражнению на сегодня.

Игра «Мое решение»

Предварительная работа: подготовить листы бумаги с изображениями медицинских масок – по количеству в 4 раза больше, чем число участников тренинга. Если нет возможности распечатать такое количество листков, используйте большую пачку обычных салфеток; обеспечить рассадку участников по кругу.

Педагог-психолог: У меня в руках пачка листочков. Возьмите себе по несколько листочков, кто сколько хочет. (Педагоги берут листочки.) Задача такая: скажите столько своих решений, связанных с вирусом и началом нового учебного года, сколько листочков вы взяли. Что-то, что вас защитит, обеспечит заботу о себе, поддержит вас. С вашего разрешения я начну.

Педагог-психолог озвучивает два-три каких-то своих решения. Например:

Я приняла решение не игнорировать симптомы простуды, на которые раньше не обращала внимание. Я решила, что буду обращать больше внимания на то, даю ли я себе спокойно пообедать, пройтись, потому что это заряжает меня силами.

Участники по очереди говорят свои решения. Если возникают трудности, педагог-психолог  задает наводящие вопросы.

Наводящие вопросы

  • Есть что-то, что вы могли бы делать для себя?

  • Вы приняли какие-то решения о своем образе жизни, труде и отдыхе, здоровье?

  • Как общаться с людьми и не бояться?

  • Вы можете что-то сделать, чтобы справляться с тревогой?

  • Вы будете придерживаться какой-то привычки, которую приобрели за время изоляции?

3. Заключительная часть

Рефлексия

Педагог-психолог: А теперь давайте обсудим наши чувства и мысли. Скажите, что вы чувствуете и думаете, каков ваш настрой? (Выслушивает ответы, задает наводящие вопросы.) Вопросы для рефлексии

  • Для вас начало этого года сложнее, чем предыдущие?

  • Какую роль играет эмоциональный настрой и как мы можем на него влиять?

  • Это не первый вирус, есть и гораздо более опасные, как мы справлялись тогда?

  • Что мы готовы транслировать детям и их родителям?

  • Что мы готовы делать для себя?

Педагог-психолог: Благодарю всех и желаю благополучного и спокойного рабочего года.



Предварительный просмотр:

Выступление на пед.часе

Как выявить жестокое обращение с ребенком

Понятие «жестокое обращение с детьми» впервые в российском законодательстве появилось в 1968 году в Кодексе о браке и семье. В нем жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав.

Под жестоким обращением мы понимаем любое действие или бездействие по отношению к ребенку, в результате которого нарушается здоровье и социальное благополучие ребенка, создаются условия, мешающие его оптимальному физическому и/или психическому развитию, ущемляются его права и свободы.

Выделяют четыре основные формы насилия в отношении детей: психологическое, физическое и сексуальное, пренебрежение основными потребностями ребенка.

 Как выявить жестокое обращение с ребенком:

 Физическое насилие — это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии. К физическому насилию относится также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.

Физическое насилие в отношении детей чаще происходит в семьях, где:

- убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;

- родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

- родители (или один из них) имеют психические заболевания;

- нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);

- родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;

- родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;

- ети имеют особенности: соматические или психические заболевания, гиперактивны, неусидчивы, родились недоношенными и др.

Как распознать, что ребенок подвергается физическому насилию?

Характер повреждений:

синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;

ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;

повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;

выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;

участки облысения, кровоподтеки на голове;

повреждения внутренних органов;

«синдром сотрясения» у грудных детей.

Особенности поведения:

Возраст до 3 лет

боязнь родителей или взрослых;

редкие проявления радости, плаксивость;

реакция испуга на плач других детей;

плохо развитые навыки общения;

крайности в поведении – от агрессивности до полной безучастности.

Возраст от 3 до 7 лет

заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

пассивная реакция на боль;

негативизм, агрессивность;

жестокость по отношению к животным;

лживость, воровство;

отставание в речевом развитии.

На неслучайный характер травм указывает:

множественность повреждений, различная степень давности (свежие и заживающие), специфический характер (отпечатки пальцев, предметов);

несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые;

наличие других признаков жестокого обращения (отставание в развитии, санитарно-гигиеническая запущенность);

появление травм у ребенка после выходных и праздничных дней.

Особенности поведения родителей или опекунов, если они избивают детей:

противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;

обвинение в травмах самого ребенка;

позднее обращение или необращение за медицинской помощью;

отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;

неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;

больше рассказывают о своих проблемах, чем о повреждениях у ребенка.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

Внимательно расспросите ребенка, уделите ему внимание.

Поговорите с родителями.

Обратитесь в травмпункт, другие медицинские учреждения, чтобы зафиксировать травмы в медицинской документации ребенка.

Обратитесь в органы опеки и попечительства.

Обратитесь в полицию или прокуратуру.

Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи.

 Как выявить жестокое обращение с ребенком:

Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.

К этой форме насилия относятся:

угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы;

оскорбление и унижение его достоинства;

открытое неприятие и постоянная критика;

лишение ребенка необходимой стимуляции и эмпатии, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви;

предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;

однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;

преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;

вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

Все формы насилия в той или иной степени сопряжены с эмоциональным насилием

Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:

задержка психического развития;

трудно сконцентрироваться, плохая успеваемость;

низкая самооценка;

эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;

избыточная потребность во внимании;

депрессия, попытки суицида;

неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);

ложь, воровство, девиации в поведении;

нервно-психические, психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма.

Для детей раннего возраста более характерны расстройства сна, аппетита, беспокойство или апатичность, неумение играть, задержка психоречевого развития, привычка сосать палец.

Для младших школьников – проблемы с обучением, отвержение со стороны сверстников, плохие социальные навыки.

Группы риска детей по эмоциональному насилию

дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;

дети раннего возраста;

дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;

дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;

дети из семей, где семейное насилие является стилем жизни;

родители (один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;

в семьях, где много социально-экономических и психологических проблем.

Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие:

не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;

публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;

сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;

обвиняют его во всех своих неудачах.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

Будьте внимательны к ребенку, постарайтесь выяснить причины его эмоциональных и поведенческих особенностей.

Предложите родителям обратиться к психологу, семейному терапевту за консультативной помощью.

Обратитесь в органы опеки и попечительства, в полицию, если ребенок является постоянным свидетелем внутрисемейного насилия.

Как выявить жестокое обращение с ребенком:

Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) – это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.

Что может служить причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка?

  1. отсутствие соответствующего возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
  2. отсутствие заботы и присмотра за ребенком;
  3. отсутствие внимания и любви к ребенку.

Какие родители или лица, их заменяющие, чаще других пренебрегают основными нуждами детей?

алкоголики, наркоманы;

с психическими расстройствами;

юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства;

с низким социально-экономическим уровнем жизни;

с хроническими заболеваниями, инвалидностью, умственной отсталостью;

перенесшие жестокое обращение в детстве;

социально изолированные.

Как распознать ребенка, чьими нуждами пренебрегают?

Внешние проявления:

утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;

у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;

одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;

нечистоплотность, несвежий запах.

Физические признаки:

отставание в весе и росте от сверстников;

педикулез, чесотка;

частые «несчастные случаи»;

гнойные и хронические инфекционные заболевания;

запущенный кариес;

отсутствие надлежащих прививок;

задержка речевого и психического развития.

Особенности поведения:

постоянный голод и жажда, может красть пищу, рыться в отбросах;

неумение играть;

поиск внимания, участия;

частые пропуски школьных занятий;

крайности поведения;

инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в псевдовзрослой манере;

агрессивен или замкнут, апатичен;

гиперактивен или подавлен;

неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться;

склонность к поджогам, жестокость к животным.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

Постарайтесь поговорить с ребенком, внимательно его выслушать.

Обратитесь в органы опеки и попечительства.

Обратитесь в полицию или прокуратуру.



Предварительный просмотр:

Тема: «Плановые диагностики

детей дошкольного возраста»

Одним из основных направлений работы педагога-психолога в дошкольном учреждении является диагностика

Под психологической диагностикой  в дошкольном образовательном учреждении понимается психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей  личности  ребёнка  с целью:

  • выявление причин возникновения проблем в развитии и обучении;
  • определение сильных сторон личности и её резервных возможностей, на которые можно опереться в ходе коррекционной работы;
  • диагностика изменений в психофизическом, сенсорном и личностно-социальном развитии ребёнка при реализации целостного педагогического и коррекционно-развивающего процесса в ДОУ и др.

В работе педагогом психологом  детского сада последовательно используются следующие виды диагностики:

 1.Скрининговая диагностика. Основными задачами скрининговой диагностики является  примерное определение спектра психолого-педагогических проблем развития ребёнка, а также своевременное выделение детей с нарушениями или отклонениями в развитии.

Скрининг-диагностика проводится: по запросам воспитателей или родителей, или, как  плановое  обследование.

По запросам воспитателя скрининг проводится, если воспитатель столкнулся  с трудностями в обучении и воспитании ребёнка, связанными с его индивидуальными особенностями. Психолог должен дать оценку этим особенностям и рекомендации к дальнейшей работе.

По запросам родителей скрининг проводится, с целью дать оценку особенностей поведения или трудностей в воспитании ребёнка, и порекомендовать мероприятия   по исправлению существующих проблем.

По форме проведения скрининг – обследование может быть, как групповым, так и индивидуальным.

2.Углубленная психологическая диагностика (для ПМПК).  Проводится уже после выделения детей, имеющих какие либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе.

3.Динамическое обследование, с помощью которого прослеживается динамика развития, эффективность обучения развивающих или коррекционных мероприятий.

4. Итоговая диагностика. Цель – оценить состояние ребёнка по окончанию курса коррекционной работы.

На практике диагностика осуществляется    в соответствии с планом работы. Поэтому необходимо составить циклограмму психологического мониторинга.

В ходе диагностики психологом заполняется протокол обследования. По завершению обследования группы детей заполняется сводная таблица, а также    журнал учёта психодиагностических  исследований  и составляется справка о проведённом исследовании.

Наиболее рациональной последовательностью этапов исследования является такая, которая направлена на постепенное изучение целостной картины развития ребёнка:

  1. Анализ информации, полученной в первичной беседе с родителями, а также имеющихся сведений от врачей, педагогов или других заинтересованных в ребёнке лиц;
  2. Беседа с родителями, направленная на получение сведений о предшествующих этапах развития ребёнка, его здоровье, внутрисемейных отношениях и обстоятельствах социально-бытового плана;
  3. Сбор информации из других учреждений, включая предшествующие психологические обследования (если они имеются);
  4. Сведения о состоянии здоровья (к моменту обследования);
  5. Наблюдение за ребёнком в группе (в различных видах деятельности).

Психолог детского сада вправе выбирать для себя любые методики. Я в своей работе использую сборник методических рекомендаций, составленный психологами нашего Нефтеюганского района.

С детьми проводятся следующие психодиагностические мероприятия:

  • Наблюдение за процессом адаптации прибывших воспитанников.
  • Диагностика психического развития воспитанников в средней, старшей и подготовительной группах.

Изучение эмоциональной сферы дошкольников начинается со 2 младшей группы

№п/п

Возрастная

группа

Методы

изучения

1.

2 младшая

Наблюдение за эмоциональным состоянием ребёнка.

Анкетирование родителей и воспитателей.

2.

Средняя

Наблюдение за эмоциональным состоянием ребёнка.

Анкетирование родителей и воспитателей.

3.

Старшая

Рисунок «Я в детском саду» (проективная методика А.И. Баркан)

Изучение тревожности (опросник Сирса ) Анкетирование родителей

4.

Подготовительная

Рисунок «Я в детском саду» (проективная методика А.И. Баркан)

Рисунок семьи.

Тест Люшера.

Тревожность (Теммл, Дорки, Амен).

Изучение личностной сферы

№п/

Возрастная группа

Методы изучения

1.

2 младшая группа

Наблюдение за игровой деятельностью

2.

Средняя

Наблюдение за игровой деятельностью

3.

Старшая

Наблюдение за игровой деятельностью

Методика «Лесенка» (Самооценка)

4.

Подготовительная

Наблюдение за игровой деятельностью

ДДЧ

Методика «Лесенка» (Самооценка)

Беседа Банкова (Социально-психологиче-ская зрелость)

В средней, старшей и подготовительной  группах  индивидуальная и групповая психодиагностика проводится дважды - в начале и в конце учебного года. В начале года диагностика проводится с целью формирования групп для коррекционно-развивающей работы. Выявляются дети, имеющие особенности в общении, поведении, проявлении эмоций (агрессивные, застенчивые, тревожные, упрямые, гиперактивные, с низким уровнем ПС); В конце учебного года проводится итоговая диагностика с целью оценки состояния ребёнка по окончанию курса коррекционной работы.

При необходимости педагогом-психологом совместно с воспитателями может проводиться изучение степени эмоционального благополучия детей в группах дошкольного учреждения (социометрия), наблюдение в течение учебного года за особенностями поведения и игровой деятельностью детей с целью выявления негативных тенденций в развитии и семейном воспитании.

Диагностический минимум II младшей группы

  1. «Цветные коврики» (знание цветов);
  2. «Пирамида» (восприятие, наглядно-действенное мышление);
  3. «Коробки форм» ( восприятие, наглядно-действенное мышление);
  4. «Разрезные картинки»  (восприятие, зрительный образ).

Диагностический минимум в средней группе

  1.  «Коробка форм».

(восприятие формы, наглядно-действенное мышление);

  1. «Включение в ряд».

(выявлять умение устанавливать отношения между предметами);

  1. «Рыбка»

(наглядно-образное мышление);

  1. «Разрезные картинки»

(зрительный синтез).

Диагностический минимум старшей группы

  1.  «Эталоны»

(восприятие);

  1. «Корректурная проба»

(внимание);

  1. «10 слов» «10 предметов»

(память);

  1. «Классификация по заданному признаку»

     (мышление);

  1. «Четвертый лишний»

(исключение);

  1. «Рассказ по серии картин»

(связная речь).

  1. «Дорисовывание фигур»

(Воображение)

Важное место в диагностической работе дошкольного психолога занимает оценка    готовности ребёнка к школьному обучению.

В начале учебного года я провожу тест Керна- Ирасека с целью определения степени «школьной зрелости» и в конце учебного года методику готовности к началу школьного обучения Л.А. Ясюковой (Углублённая диагностика).

Во-первых, диагностика помогает выяснить причины неготовности детей к школьному обучению  во вторых, помогает сформировать группы для коррекционно-развивающих занятий.

Диагностический мониторинг  ведется в соответствии с годовым планом педагога-психолога, где указываются сроки его проведения и цели. Результаты проведенных исследований фиксируются в журнале диагностической работы.

Все диагностические мероприятия с детьми могут проводиться только с согласия родителей или законных представителей детей. Форму получения согласия учреждение образования определяет самостоятельно



Предварительный просмотр:

Тема: система работы педагога-психолога в дошкольном учреждении по подготовке воспитанников к обучению в школе

Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошел в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы. И это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых компонентов является психологическая готовность. 

Говоря о психологической готовности ребенка к обучению в школе, психологи имеют в виду уровень сформированности различных сфер психической деятельности: познавательной, мотивационной, волевой и эмоциональной.

Что бы организовать систематическую работу по подготовке детей к школе, в сентябре составьте программу коррекционно-развивающих занятий.

  • Проведите диагностику всех детей подготовительной группы и оцените их психологическую готовность к обучению в школе. Проанализируйте показатели, выявите, у каких детей они отклоняются от нормы, и отберите этих детей в мини-группу для коррекционно-развивающих занятий.
  • Запланируйте занятия, чтобы развить у детей основные психические процессы и помочь им социализироваться. Учитывайте возрастные особенности детей и следите, чтобы темы занятий были взаимосвязаны. Наращивайте темп умственной нагрузки – увеличивайте объем и сложность материала постепенно.
  • Включите в программу комплекс занятий по взаимосвязанным психическим процессам, которые определяют познавательные возможности детей. Это внимание, память, мышление, речь.
  • Включите в содержание каждого занятия упражнения для развития мелкой моторики и психомышечную тренировку, что бы снять мышечное и эмоциональное напряжение ребенка.
  • Включите в программу мероприятия по психолого-педагогическому просвещению родителей и педагогов: семинары – практикумы, групповые консультации и мастер-классы по психологической готовности детей к школе и развитию познавательных процессов. Подготовьте перечень памяток и брошюр, которые вам потребуются на мероприятие.
  • Запланируйте провести повторную диагностику в апреле. Используйте те же методики, что и в начале года, чтобы проанализировать динамику развития детей и эффективность программы. По результатам диагностики подготовьте рекомендации для родителей.

Программма Бордусь Е. В. «Скоро в школу».

Целью проводимых занятий является развитие всех компонентов психологической готовности к школе. Оно достигается благодаря решению 3 конкретных задач:

- развитие психологических качеств внимания, памяти, мышления, мелкой моторики, произвольности поведения;

- формирование интереса и положительной мотивации обучения;

- выявление личностного потенциала обучения и развития

Коррекционно-развивающая работа проводится с детьми на занятиях во время учебного года. Кратность проведения 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 25-30 минут.

Занятия спланированы с возрастанием уровня сложности, начиная с более легких подготовительных заданий и заканчивая более сложными заданиями, направленными на развитие интеллектуальной сферы. Занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием.

Севостьянова Е.О. Хочу все знать. Развитие интеллекта детей 5-7 лет. Автором разработана оригинальная методика последовательной коррекции развития памяти, внимания, мышления, восприятия детей 5-7 лет, включающая игровые задания, психологические элементы логоритмических упражнений.

Упражнение «Не пропусти профессию»

Цель: развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора.

Описание игры: дети сидят в кругу и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, дети должны хлопнуть в ладоши.

Варианты слов:

ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ, МЕХАНИК,

ЛИПА, ТОКАРЬ, Стол, ЯБЛОКО,

БОЛТУН, АРХИТЕКТОР, КАРАНДАШ, СТРОИТЕЛЬ,

ГРОЗА, ОБРУЧ, ВРАЧ, МЕЛЬНИЦА,

ШВЕЯ, ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ШАХТЕР,

ЛИСТОК, ЭКСКУРСОВОД, УЧИТЕЛЬ, СЕНО,

ТЕРПЕНИЕ, КОНДИТЕР, ОЧКИ, РЕКА,

ПРОДАВЕЦ, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН, ПАРИКМАХЕР.

Упражнение «Не пропусти растение»

Цель: развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора.

Описание игры: дети сидят в кругу и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название растения, дети должны хлопнуть в ладоши.

Варианты слов:

ШКОЛА, ШИПОВНИК, РОМАШКА, РАМА. ДОМ, МАШИНА, МАЛИНА, ТОПОЛЬ, ТЕПЛОВОЗ, МУРАВЕЙ, ГРАФИН, ГВОЗДИКА, ГВОЗДЬ, МУЗЕЙ, ТЕАТР, ИГРА, ИВА, ДОРОГА,ТИГР, БЕРЕЗА, САМОЛЕТ, ПШЕНИЦА, РОЗА, ЗМЕЯ, ДУБ, КУКЛА, ГРИБ, ИВОЛГА, ВОРОБЕЙ, ПАЛЬМА, ПАЛАТКА, КИНО, КЕНГУРУ, КИВИ, ХОККЕЙ, ГОРОД, СОБАКА, БАНАН, ВАСИЛЕК, КУВШИН, МОЛОКО, ТЮЛЬПАН, ТЫКВА, ТЕРЕМОК, ЛЕС, ЕЛЬ, СОСНА, ДОРОГА.

 

Ига «да» и «нет» не говорить

Цель: развитие воображения, эмоционально-волевых процессов. Формировать умения подбирать синонимы и задавать вопросы.

Советы по игре: Вопросы нужно задавать ребенку в довольно быстром темпе. Если ребенок долго молчит, следует напомнить вопрос и попросить ответить. Если данный вопрос вызывает у ребенка затруднения, можно перейти к следующему вопросу. Иногда дети пытаются отвечать жестами, мимикой, движениями, кивают головой. В этом случае надо попросить высказываться словами. Взрослый может сказать, что он не понимает ответа.

- ты хочешь идти в школу?

- Ты любишь, когда тебе читают сказки?

- ты любишь смотреть мультфильмы

- ты любишь манную кашу?

Упражнение «Назови  противоположные по смыслу слова».

Цель: развитие сообразительности

Ведущий говорит слово, ребенок говорит слово наоборот

Сладкий, веселый, большой, светлый, чистый, черный, мягкий, кислый.

 «Найди лишний предмет».
Ребенку предлагается несколько картинок (детям старше 5 лет можно называть слова), среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к  тематической группе других предметов, изображенных на картинках. Ребенок должен показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она «лишняя».

Например, банан, груша, яблоко и сапоги.

Кастрюля, сковорода, яблоко, миска.

Яблоко, огурец, груша, апельсин.

Шкаф, кресло, сапог, стул.

Платье, кофта, комод, брюки.

Комплекс занятий рассчитан на детей, в психическом развитии которых наблюдается лишь отклонение от нормы, а не симптом психического заболевания. Проведение коррекции интеллектуального развития позволяет подготовить ребенка к школе: в ходе игровых занятий развиваются мышление, внимание, восприятие и память.

Подготовка ребенка к школе - дело сложное и ответственное, и эффективность его будет определяться, прежде всего, системным и комплексным развитием всех психических сфер ребенка.



Предварительный просмотр:

             

Тема: Как подготовить детей к приходу в группу ребенка инвалида

                                                                               

Каждый ребенок, каким бы он ни был, - это прежде всего уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права.

Одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, социального статуса, психофизиологических и других особенностей.

Однако в нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка с ОВЗ в образовательное пространство.

Первое социальное общество, в которое попадает ребенок – это дошкольное образовательное учреждение и первая проблема, с которой сталкивается ребенок инвалид – это тяжелый процесс адаптации, обусловленный его особенностями развития.  

Адаптироваться к детскому саду особому ребенку и принять его таким, какой он есть помогут воспитатели, дефектолог и педагог-психолог, которые должны заранее изучить особенности своего нового подопечного и, согласовав свои действия с родителями ребенка, подобрать к нему индивидуальный подход.

        С целью развития инклюзивной культуры у детей, необходимо организовать такие мероприятия, которые развивают  желание дошкольников относиться друг к другу доброжелательно несмотря ни на что. С этой целью проводится нравственная беседа с детьми, имеющими норму развития «Мы такие разные, но мы все прекрасные!»

Педагогу-психологу и воспитателям группы необходимо провести цикл занятий «Доброта». Можно посмотреть видео «Уроки тетушки совы. Доброта», что  подготовит группу детей к приходу особенного ребенка.

Чтение иллюстрированных произведений: «Цветик-семицветик, «Безухий заяц и ушастый цыплёнок», «Невидимый слон» помогут сформировать   эмоциональный отклик на чужую беду. А просмотр мультфильмов «Пятачок», «Просто так» с последующим обсуждением будет содействовать проникновению дошкольников в мир отношений, переживаний и чувств.

Так же можно организовать постановку театрализованной сказки «Гадкий утенок» с детьми подготовительной группы, с составлением сценария, репетициями, подборкой костюмов.

В первые месяцы пребывания особенного ребенка в группе можно организовать кратковременную прогулку на инклюзивную площадку совместно с детьми с ОВЗ, где познакомить детей со специальным оборудованием людей имеющих ограниченные возможности здоровья. Как продолжение провести нравственную беседу с детьми «Кто спортом занимается, тот всегда улыбается». Познакомить детей с достижениями людей с ограниченными возможностями посредством рассматривания демонстрационных альбомов, тем самым формируя положительный опыт знакомства с людьми, имеющими ограниченные возможности из окружающей нас жизни

Все эти мероприятия можно объединить в одно большое под названием  «Неделя доброты». В рамках которого организовать развлечение «Если добрый ты».

 Для создания позитивного настроения и снятия напряжения как можно чаще использовать сказкотерапию, песочную терапию, посещение сенсорной комнаты. И конечно же проводить различные игры на сплочение детского коллектива с целью формирования эмоционально-доверительных отношений между детьми группы

В процессе пребывания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении воспитатели и педагог-психолог всегда должны помнить, что их действия, направленные на создание психологического комфорта  должны быть обдуманы и тактичны.  Излишняя опека и чрезмерная забота могут лишний раз подчеркнуть нестандартность ребенка и развить у него эгоистические установки, а у окружающих детей - снисходительное отношение. 

      Таким образом, можно сделать следующие выводы: включение детей-инвалидов в систему социальных отношений по средствам детских видов деятельности, создание благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы, специалистов и родителей обязательно принесут положительные   результаты.

       А доброжелательная и уютная атмосфера, создаваемая в группах детского сада поможет детям легко принять особенного ребенка в группу.