Организация работы с одаренными детьми

Андросенко Елена

В программе психологического сопровождения одаренного ребенка в ДОУ рассматриваются основные направления работы психолога по выявлению и сопровождению"одаренного" ребенка: диагностика,составление индивидуального плана сопровождения ребенка, работа с родителями и педагогами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Капелька»

Психологическое сопровождение

интеллектуально одаренных детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

Составила педагог-психолог:

Андросенко Е.В.

Гп Пойковский

2020 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время все более приоритетной становится работа с одаренными детьми. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрождения

Одаренные дети – это дети с более высоким (в сравнении со сверстниками) уровнем общего умственного развития, включающего интеллектуальные и творческие способности, чьи особые потребности в учении связаны с их повышенной любознательностью, исследовательской активностью и стремлением к самостоятельному учению; дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т.д.).

Одарённые дети как правило, более активны и всегда чем-либо заняты; настойчиво преследуют поставленные перед ними цели; благодаря многочисленным умениям способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью; умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации; иногда ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.

Сегодня в обществе отмечается новый всплеск заинтересованности в исследовании детей с нестандартным мышлением. Это связано, прежде всего, с запросом общества на индивидуальных неповторимых личностей. Только человек, наделенный непохожестью, талантом, творческими способностями, уникальным даром сможет уловить современный жизненный ритм. Именно таким потенциалом и обладают одаренные люди.

Одаренность интеллектуальная - это такое состояние индивидуальных психологических ресурсов (в первую очередь умственных ресурсов), которое обеспечивает возможность творческой, интеллектуальной деятельности, т.е. деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов к разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений в той или иной предметной области, открытостью любым инновациям и т.д.

Актуальность работы с одаренными детьми определяется еще несколькими обстоятельствами:

  • В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.
  • Забота об одарённых детях сегодня – забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра.

Основой для разработки рабочей программы стала основная общеобразовательная программа дошкольного образования НРМ ДОБУ д/с комбинированного вида «Капелька» в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года) (далее — ФГОС ДО), Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» и на основании Положения о службе практической психологии в системе образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 636 от 22. 10. 1999 г..

     В основу рабочей программы по психологическому сопровождению интеллектуально способных и одарённых детей положены принципы:

1. Системный подход – основанный на понимании ребёнка как целостной системы;

2. Комплексный подход к сопровождению развития ребёнка;

3. Принцип личностно ориентированного взаимодействия взрослого с ребёнком (учёт индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребёнка, темпам его развития);

4. Принцип ведущей деятельности;

Цель: Психологическое сопровождение интеллектуально одарённых детей в ДОУ

Задачи:

  • Выявить интеллектуально одаренных детей и вести мониторинг их развити ;
  • Способствовать гармоничному эмоциональному и коммуникативному развитию детей;
  • Помогать профессиональному и личностному совершенствованию педагогов, работающих с одаренными детьми;
  • Осуществлять психологическое просвещение родителей на тему одаренности.

Адресат программы: Данная программа предусмотрена для работы интеллектуально одарёнными детьми старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет), а также для работы с педагогами и родителями.

Формы работы педагога-психолога с участниками образовательного процесса:

- Индивидуальная

- Подгрупповая

- Групповая

Формы работы с детьми в рамках программы:

Групповые занятия проводятся педагогом-психологом один раз в неделю, занятия ориентированы на сохранность актуального уровня развития интеллектуальной сферы детей. В частности:

- развитие эмоциональной и коммуникативной сферы;

- развитие личностной сферы и волевой сферы.

-развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления).

Ожидаемые результаты:

  • Дети с хорошо развитой интеллектуальной и коммуникативной сферой, сформированной адекватной самооценкой и уверенностью в себе.
  •  С развитой эмоционально-волевой сферой и сформированной позитивной мотивации к дальнейшему обучению.
  • Формирование внутренней мотивации деятельности и системы ценностей, которые создают основу для успешной социализации и самореализации одаренных детей.

Содержание работы

В деятельности педагога-психолога ДОУ выделены следующие направления:

1. Психодиагностика

2. Коррекционно - развивающие работа

3. Психопрофилактика и психологическое просвещение (информирование педагогов и родителей в вопросах воспитания, обучения и развития интеллектуально одарённых детей).

Психодиагностика

1-й этап: первоначальное выделение детей для дальнейшего обследования.

Для этого используется наблюдение и анкетирование. Анкета на определение склонностей ребенка, Савенков А.И.. (Приложение 1)

Анкетирование проводиться в 2 этапа:

  • анкетирование педагогов;
  • анкетирование родителей.

        Педагоги младших и средних групп заполняют анкету, где определяют склонность у детей признаков одарённости: дальнейшее обследование проводится с детьми, у которых склонность проявляется в интеллектуальной сфере.

2-й этап: отбор детей в группу интеллектуально одарённых.

Интеллектуальное  развитие и воспитание детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных проблем педагогики и психологии в  начале  XXI века - века информационных технологий, т.к.  учитывает новые социальные и психолого-педагогические условия, предъявляющие детям повышенные требования к развитию восприятия и мышления, умственной работоспособности.

        При диагностике одарённости мы исходим из представления большинства исследователей  (Дж. Рензулли) о том, что ребёнок, продемонстрировавший высокий уровень способностей хотя бы по одному из следующих параметров: уровень интеллекта, познавательной мотивации и креативность, заслуживает того, чтобы его квалифицировали как одарённого.

        Известно, что только на основе результатов комплексной диагностики можно сделать вывод о наличии одарённости, поэтому для углубленного  определения уровня развития  интеллекта у детей используем следующие методики

(Приложение 2):

  • Экспресс диагностика психически - познавательных процессов (Н.Н. Павлова и Л.Г. Руденко)
  • Методика «Дерево желаний» В.С. Юркевич
  • Тест «Нарисуй человека» Ф. Гудинаф

На основе результатов комплексной диагностики можно сделать вывод о наличии интеллектуальной одарённости детей.

 

3-й этап: мониторинг одарённости.

Для того чтобы отследить динамику развития одарённости проводиться психолого-педагогическая диагностика (в начале года), и итоговая диагностика  (в конце года)

Коррекционно-развивающая работа

     Многие исследователи, изучающие особенности развития одарённых детей (Т.А. Репина, Т.В. Сенько), отмечают, что в сфере общения со сверстниками у таких детей возникают определённого рода проблемы. Они объясняют это диспропорцией в умственном и социальном развитии одарённых детей.

Высокий уровень самосознания одарённых детей сопровождается ранним пониманием своего отличия от других. Это может восприниматься негативно, приводить к самоизоляции или чувству отверженности, в результате страдает уверенность в себе и тормозится эмоциональное и личностное развитие. С другой стороны, восприятие ребёнком и окружающими одарённости как заслуги может формировать у него высокомерие и чувство превосходства над другими, что также ведёт к личностным и межличностным нарушениям.

     Необычная глубина интенсивность эмоций одарённых детей, их незащищённость и чувствительность к несоответствию между идеями и реальностью требуют уделять особое внимание обсуждению этических вопросов, сопоставлению и осмыслению своего и чужого эмоционального опыта.

Всё вышеперечисленное свидетельствует о необходимости целенаправленной, систематической работы по развитию эмоциональной и социальной сфер у одарённого дошкольника.

Решением этой задачи, на наш взгляд, является реализация программы групповых занятий коррекционно – развивающей направленности. В разделах рабочей программы были использованы интеллектуально - развивающие  занятия «Лаборатория профессора Ума», занятия взяты с электронного носителя «Психологическая работа в ДОУ» издательство «Учитель» и психологические упражнения, взятые с комплексной программы «Цветик - Семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой.

Формы работы с детьми в рамках программы:

     Групповые занятия проводятся педагогом-психологом один раз в неделю. Продолжительность занятий детей старшего дошкольного возраста – 30 минут.

Число учебных часов в году по календарно-тематическому планированию – 9,5 часов.

Занятия ориентированы на развитие и поддержку эмоционально – волевой сферы и коммуникативных умений; развитие и сохранность интеллектуальной сферы; развитие мыслительных умений (наглядно - действенного, наглядно - образного, словесно-логического, творческого и критического мышления), психически-познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, воображения).

Оснащение занятий:

  • - мольберт, мел, губка,
  • - цветные карандаши или фломастеры,
  • - белые листы бумаги формата А4,
  • - клей, ножницы,
  • - мяч,
  • - колокольчик.
  • - ксерокопии бланков заданий,
  • - тетрадь в клетку.

Этапы занятий:

1. Организационный этап

• создание эмоционального настроя в группе;

• упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.

2. Основной этап

• задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей;

• отработка полученных навыков на практике.

3. Заключительный этап

• обобщение полученных знаний;

• подведение итогов занятия

 Пример интеллектуально-развивающего занятия (Приложение 3)

Психопрофилактика и психопросвещение

 

1.    Работа с педагогами:

   Работа с одарёнными детьми предъявляет дополнительные требования к профессионализму и личности педагога. М. Карне выделяет следующие качества, необходимые педагогу для работы с одарёнными детьми:

  • теоретические знания по вопросу одарённости;
  • наличие практического опыта;
  • позитивная Я-концепция;
  • целеустремлённость и настойчивость;
  • зрелость (чёткое знание своих целей и задач);
  • эмоциональная стабильность;
  • чуткость;
  • креативность.

Формы работы с педагогами:

  • консультации
  • беседы
  • памятки с рекомендациями
  • стендовая информация

         

2. Работа с родителями:   

        Понимание в семье высокого потенциала детей является одним из важных условий для развития их одарённости, а его отсутствие ведёт за собой «обнищание мысли» (А.М. Матюшкин, Ю.С. Багимов и другие). Однако, даже самые лучшие побуждения родителей могут сыграть как положительную, так и отрицательную роль в развитии одарённого ребёнка.

        Известно, что интеллектуально одаренные дети наряду с повышенным интеллектом имеют эмоционально-личностные проблемы, такие как стремление к лидерству, неумение слушать другого и ждать своей очереди при ответах на вопросы взрослых, повышенная обидчивость. В общении со старшими они критичны, не стесняются высказывать собственное мнение, порой отличное от точки зрения взрослого, любят спорить, расшатывать общепринятые границы и нормы, нарушать правила поведения. Поэтому специалистам, работающим с такими детьми, нужно уделять особое внимание семье.

Цель: оказание помощи родителям в поиске путей решения проблем, часто встречающихся при воспитании одаренного ребенка.

Формы работы с родителями одарённых детей:

  • беседы и семинары. Основная тематика: особенности одаренного ребенка, влияние стилей детско-родительских отношений на его развитие, роль понимания взрослыми одаренности, ступени становления детской одаренности.
  • индивидуальные консультации
  • памятки
  • стендовая информация

Примерное годовое планирование работы с одарёнными детьми

Месяц

Мероприятие

Форма работы

Сентябрь

Знакомство с детьми и их родителями (законными представителями)

Наблюдение, беседы

Октябрь –ноябрь

Составление соглашений с родителями (законными представителями) на проведение диагностического и коррекционного сопровождение интеллектуально одарённых детей

Беседа, заключение соглашений

Психодиагностическая работа с участниками образовательного процесса по выявлению у детей признаков одарённости

Анкетирование, диагностика, наблюдение

Представление педагогической информации родителям, общественности

Консультации, беседы

Декабрь – апрель

Проведение занятий с использованием различных технологий

Коррекционно-развивающие упражнения и игры

Проведение профилактических и просветительских работ

Практикумы, консультации

Организация работы постоянно действующего консультативного пункта

Консультации, рекомендации

Май

Итоговая диагностика (мониторинг)

Диагностика, наблюдение

Систематизация материалов по итогам реализации проекта.

Отчеты, документация, диаграммы, анализ, банки данных

Обобщение и  распространение опыта.

Статьи, презентации, выступления, буклет, сборник

 

Тематическое планирование интеллектуально-развивающих занятий

Темы

Цели

Содержание

Время

Декабрь

1,30

Занятие 1. Знакомство

Создать  благоприятный психологический климат в группе, познакомить с особенностями занятий в группе и правилами поведения на них; сформировать у детей интерес и положительное отношение к занятиям в группе.

Упражнение-приветствие «Знакомство»

Беседа «Линейки роста. Что это?»

Игра «Доброе животное

30

Занятие 2.  Добро пожаловать в лабораторию

Развитие концентрации внимания, мышления, произвольности поведения, мелкой моторики рук, усидчивости.

Приветствие-игра «Мячик» Беседа «Введение в тему»

Задание «Нарисуй круги»

Задание «Дорисуй узор»

Игра «Зеваки»

30

Занятие 3.

Попробуй, разберись!

Развитие концентрации и устойчивости внимания, произвольного внимания, умения действовать по правилам и быстро переключаться с одной деятельности на другую.

Приветствие «Ладошки»

Упражнение «Лабиринт»

Упражнение «Слушая хлопки»

Беседа с детьми. Подведение итогов

30

Январь

2

Занятие 4. Наш первый эксперимент

Развитие наглядно-образного мышления, самоконтроля, умения действовать по правилу; формирование умения классифицировать предметы по одному или нескольким свойствам.

Игра-приветствие «Поймай взгляд»

Упражнение «Проложи узор»

Физкультурная минутка

Упражнение «Игра с обручами»

Подведение итогов (беседа)

30

Занятие 5.  Продолжаем эксперимент

Развитие наглядно-образного мышления, произвольности, слухового внимания, мелкой моторики рук

Приветствие «Здравствуйте»

Упражнение «Дорисуй вторую половинку»

Игра «Пожалуйста»

Упражнение «Игра с обручами»

Упражнение «Солнечный лучик»

30

Занятие 6.

Перепутанные буквы

Развитие  наглядно-образного мышления, произвольного контроля поведения, концентрации и устойчивости внимания, мелкой моторики рук.

Упражнение «Давайте поздороваемся по сигналу – руками, плечами, ногами…»

Упр. «Узнай по контуру»

Упр. «Разложи по ящичкам»

30

Занятие 7. Ассоциации

Развитие  мышления, восприятия и произвольности поведения, мелкой моторики руки, умения действовать по правилам.

Упр. «Доброе утро – скажем зевая, шёпотом, громко, обычно»

Упр. «Конкретизация абстрактного»

Игра «Кричалки, шепталки, молчалки»

Упражнение «Живой лабораторий»

30

Февраль

2

Занятие 8. Что спрятано?

Развитие  концентрации и устойчивости внимания, умения действовать по правилам, выдержки и самоконтроля, развитие мелкой моторики руки.

Упр. «Я рада вас видеть»

Упр. «Что спрятано»

Игра «Улитка»

Упр. «Повтори рисунок»

30

Занятие 9. День в Лаборатории работы с клетками

Развитие  умения ориентироваться в пространстве, творческих способностей, воображения, выразительности движений, мелкой моторики руки.

Упражнение «Искра»

Упр. «Заполни пробел»

Игра «Зоопарк»

Упр. «Сделай копию»

Подведение итогов (беседа)

30

Занятие 10. Заколдованные слова

Развитие  психически познавательной сферы,  невербальных навыков коммуникации, умения ориентироваться в пространстве.

Приветствие «Волшебная палочка» (здороваемся тем, до чего прикоснулась волшебная палочка)

Задание «Анаграммы»

Игра «Угадай животное»

Задание «Повтори рисунок»

30

Занятие 11.

Что на что похоже?

Развивать  образное мышление, воображение, внимание, умение ориентироваться в пространстве, мелкой моторики рук.

Игра «Давай поздороваемся» (пожать руку т.д.)

Упр. «Что на что похоже?»

Игра  «Ой-ой-ой»

Упр. «Повтори рисунок»

30

Март  

2

Занятие 12. Психологические игры

Развитие сплочённости, развитие эмоциональной сферы детей, развитие внимания, логического мышления, мелкой моторики, развитие произвольности психических процессов.

Приветствие «Рукопожатие»

Игра «Запретное движение»

Релаксация

Игра «Комплименты»

30

Занятие 13. Учимся думать

Развитие  , коммуникативных навыков, эмпатии,  развитие словесно-логического мышления, внимания, мелкой моторики руки.

Приветствие «Эхо»

Упр. «Назови одним словом»

Задание «Логические задания»

Игра «Войди вкруг-выйди из круга»

30

Занятие 14. Царство геометрических фигур

Развитие  мыслительных процессов, внимания, умения ориентироваться в пространстве.

Упражнение «Передай улыбку»

Задание «Разложи по ящичкам»

Физкультурная минутка

Задание «Раскрась-вырежи-собери»

30

Занятие 15. Умники и умницы

Развитие наглядно-образного, логического мышления, развития речи, памяти и внимания.

Приветствие «Поздоровайся жестом»

Упр. «Реши примеры»

Игра «4-лишний»

Игра «Как было раньше?»

30

Апрель  

2

Занятие 16. В гостях у сказки

Развитие  мыслительной сферы, навыка комбинирования, мелкой моторики руки.

Приветствие «Я – сказочный герой»

Упр. «Заколдованный сказочный герой»

Упр. «Изобрази сказочного героя»

Упр. «Сломанные сказки»

30

Занятие 17. Волшебный лес

Развитие логических мыслительных процессов, внимания, мелкой моторики руки, графические навыки

Приветствие  «Поздоровайся необычно»

Задание «Логические задачи»

Упр. «Прогулка»

Упр «Повтори рисунок»

30

Занятие 18.

В Лаборатории Ума

Развитие мыслительных процессов, памяти, графических навыков, коммуникативных навыков, моторики рук, эмпатии

Упр. «Найди закономерность»

Физ.минутка «Стрекоза»

Упр. «Дорисуй картинку»

Упр. «Место рядом со мной свободно»

30

Занятие 19.

Заключительн. занятие        

Развитие  творческих способностей,  мелкой моторики руки, коммуникативных навыков.

Беседа с детьми (подсчёт капелек)

Общее задание «Нарисовать лабораторию»

Упр. «Я желаю вам ребята…»

30

Всего

9ч30м

Литература:

1. Дементьева, Л.А. Диагностика детской одаренности: методические рекомендации для специалистов, работающих с одаренными детьми [Текст]/ Л.А. Дементьева. –  Курган: РАГС, 2009. – 82 с.

2. Куражёва Н.Ю., Вараева Р.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.: «Цветик – семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет, - СПб.: Речь: М.: Сфера, 2011.-218с.

3. Куражёва Н.Ю., Вараева Р.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.: «Цветик – семицветик». Программа психолого - педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет «Приключения будущих первоклассников». – СПб.: Речь, 2014.-208с.

4. Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности / А.А. Лосева. - М.: Просвещение, 2004. – 214 с.

5. Пасечник, Л.В. Одаренность: эволюция понятия и диагностика/ Л.В. Пасечник // Дошкольное воспитание. - 2010.- № 4. - С.61-73.

6. Савенков, А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема / А.И.Савенков //  Педагогика. - 2000.- №10. - С. 87-94.

7. Савенков, А.И. Психология детской одаренности /А.И. Савенков. - М.:  Учебник XXI века, 2010. – 448 с.

8. Электронное пособие «В помощь психологу ДОУ». Психологическая работа в ДОУ. Издательство «Учитель», 2011 г.

Приложения

Приложение 1

Анкета «Определение склонностей ребенка» Савенков А.И.

Проводиться в 2 этапа: с педагогами и с родителями

Инструкция для проведения. Для того чтобы правильно организовать работу с ребенком, необходимо знать его склонности. Вам предлагается ряд вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать способности ребенка. На бланке ответов запишите имя и фамилию ребенка, а также собственную фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе

не свойственно ребенку, ставьте знак – (–),

если соответствует, но выражено не ярко – (+),

если же это для него характерно и этим он заметно отличается от сверстников, ставьте (++).

Если Вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку не заполненной.

Лист вопросов

1.        Хорошо рассуждает, ясно мыслит.

2.        Учится новым знаниям очень быстро и все схватывает легко.

3.        Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные ответы и решения.

4.        Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

5.        Проявляет большой интерес к визуальной информации, проводит много времени за лепкой и рисованием.

6.        Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений.

7.        Хорошо улавливает связь между одним и другим событием, между причиной и следствием.

8.        Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.

9.        Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.

10.        Сохраняет уверенность в себе в окружении посторонних людей.

11.        Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, четко реагирует на характер и настроение музыки.

12.        Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

13.        Умеет хорошо излагать свои мысли, легко пользуется словами, имеет большой словарный запас.

14.        Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.

15.        Пластичен, открыт всему новому, «не зацикливается на старом». Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов, не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

16.        Часто руководит играми и занятиями других детей.

17.        Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво выполненную вещь.

18.        Лучше сверстников физически развит, имеет хорошую координацию движений.

19.        Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

20.        Любит, когда ему читают книги, которые обычно читают не сверстникам, а детям постарше.

21.        Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

22.        Легко общается с детьми и взрослыми.

23.        В пении и музыке выражает свое настроение и состояние.

24.        Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

25.        Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

26.        Часто задает вопросы о происхождении и функциях предметов, проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

27.        Способен «с головой» уходить в интересующее его занятие.

28.        Инициативен в общении со сверстниками.

29.        Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.

30.        Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, футбол и др.)

31.        Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

32.        Часто применяет математические навыки и понятия на занятиях, не имеющих отношения к математике. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

33.        Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

34.        Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

35.        Легко входит в роль какого-либо персонажа.

36.        Бегает быстрее всех детей в детском саду.

Лист ответов

Дата __________ Фамилия, имя ребенка________________________________

Ф.И.О воспитателя, родителя_________________________________________

1        2        3        4        5        6

7        8        9        10        11        12

13        14        15        16        17        18

19        20        21        22        23        24

25        26        27        28        29        30

31        32        33        34        35        36

Обработка результатов

Вопросы поставлены в соответствии с делением склонностей ребенка на шесть сфер:

1.        интеллектуальная;

2.        академических достижений;

3.        творческого, продуктивного мышления;

4.        общения и лидерства;

5.        художественная;

6.        двигательная.

При обработке результатов необходимо сосчитать количество плюсов и минусов по вертикали (плюс- минус взаимно сокращаются). Количество плюсов (минусов) свидетельствуют о степени выраженности склонности.

Приложение 2

Методика «Древо желаний» В.С. Юркевич

Цель: изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации)

Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)

Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.

Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.

Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.

Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.

Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? – (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин.

Из ответов выбираются ответы познавательного характера.

Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.

Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.

Низкий уровень познавательной потребности – 2 и меньше ответов.

Качественный анализ:

Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.

Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.

Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.

Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности.

Ответы «потребительского» содержания – иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей.

Креативные ситуации – 2, 3, 4, 5.

Тест «Нарисуй человека» Ф. Гудинаф

Тест интеллекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития детей и подростков. Предложен Ф. Гудинаф в 1926 г.

Обследуемому предлагают изобразить на листе бумаги мужчину, причем просят сделать это как можно лучше. Время рисования не ограничивается. Оценка уровня интеллектуального развития осуществляется на основе того, какие части тела и детали одежды изображает обследуемый, как учтены пропорции, перспектива и т. д.

Ф. Гудинаф разработала шкалу, по которой можно оценить 51 элемент рисунка. Имеются нормы для детей от 3 до 13 лет, которые могут быть сопоставлены с умственным возрастом.

Особенности проведения процедуры исследования.

Ребенку выдается лист белой бумаги стандартного формата и один простой карандаш. Карандаш - обязательно мягкий. Ребенка просят «как можно лучше» нарисовать человека («мужчину», дяденьку»). По ходу рисования комментарии не допускаются. Если ребенок выполняет рисунок человека не в полный рост, ему предлагают сделать новый рисунок.

По завершении рисования проводится дополнительная беседа с ребенком, в которой уточняются непонятые детали и особенности изображения.

Тестирование для дошкольников – исключительно индивидуальное.

Ключи

.Шкала признаков для оценки рисунка содержит 73 пункта. За выполнение каждого пункта начисляется 1 балл, за несоответствие критерию - 0 баллов. В итоге подсчитывается суммарная оценка.

Критерии оценки (признаки и их характеристики).

1. Голова. Засчитывается любое достаточно ясное изображение головы независимо от формы (окружность, неправильная окружность, овал). Черты лица, не ограниченные контуром головы, не засчитываются.

2. Шея. Засчитывается любое ясное изображение данной части тела, отличной от головы и туловища. Прямое сочленение головы и туловища не засчитывается.

3. Шея; два измерения. Очертания шеи, не прерываясь, переходят в очертания головы, туловища или того или другого одновременно. Линия шеи должна плавно переходить в линию головы или туловища. Изображение шеи в виде одной линии или «столбика» между головой и туловищем не засчитывается.

4. Глаза. Если нарисован хотя бы один глаз — то любой способ изображения признается удовлетворительным. Засчитывается даже единственная неопределенная черточка, иногда встречающаяся в рисунках совсем маленьких детей.

5. Детали глаза: брови, ресницы. Показаны брови или ресницы, или то и другое одновременно.

6. Детали глаза: зрачок. Любое явное указание на зрачок или радужную оболочку, помимо глаза. Если показаны два глаза, должны присутствовать оба зрачка.

7. Детали глаза: пропорции. Размер глаза по горизонтали должен превосходить размер по вертикали. Это требование должно быть соблюдено в изображении обоих глаз, но если нарисован только один глаз, то достаточно и этого. Иногда в профильных рисунках высокого уровня глаз показан с учетом перспективы. В таких рисунках засчитывается любая треугольная форма.

8. Детали глаза: взгляд. Анфас: глаза явно «смотрят». Не должно быть ни конвергенции, ни дивергенции зрачков ни по горизонтали, ни по вертикали.

Профиль: глаза должны быть показаны либо как в предшествовавшем пункте, либо, если сохранена обычная миндалевидная форма, зрачок должен быть помещен в передней части глаза, а не в центре. Оценка должна быть строгой.

9. Hoc. Любой способ изображения носа. В «смешанных профилях» очко засчитывается даже если нарисовано два носа.

10. Hoc, два измерения. Анфас: засчитывается любая попытка нарисовать нос двумерным, если длина носа больше ширины его основания.

Профиль: засчитывается любая, самая примитивная попытка показать нос в профиль, при условии, что изображено основание носа и его кончик. Простая «пуговица» не засчитывается.

11. Рот. Любое изображение.

12. Губы, два измерения. Анфас: ясно изображены верхняя и нижняя губа.

13. Hoc и губы, два измерения. Дается дополнительное очко, если выполнены пункты 10 и 12.

14. Подбородок и лоб. Анфас: должны быть нарисованы оба глаза и рот, оставлено достаточное место над глазами и подо ртом для лба и подбородка. Оценка не очень строгая. Там, где шея переходит в лицо, имеет значение расположение рта по отношению к сужающейся нижней части головы.

15. Подбородок. (Не путать с пунктом 16. Чтобы получить очко по данному пункту, необходима отчетливая попытка показать «заостренный» подбородок. Чаще всего этот пункт засчитывается при изображении профиля.) Четко отделен от нижней губы. Анфас: форма подбородка должна быть выделена каким-либо способом: например, кривой линией, проходящей ниже рта или губ, или всей формой лица. Борода, закрывающая данную часть лица, не позволяет начислять очко по данному пункту.

16. Показана линия челюсти. Анфас: поперек шеи проходит линия челюсти и подбородка, причем она не должна быть квадратной формы. Шея должна быть достаточно широкой, а подбородок достаточно заостренным, чтобы линия челюсти образовала острый угол с линией шеи. Оценка строгая.

Профиль: линия челюсти идет по направлению к уху.

17. Переносица. Анфас: нос имеет правильную форму и правильно расположен. Должно быть показано основание носа, а переносица должна быть прямой. Важно расположение верхней части переносицы — она должна доходить до глаз или заканчиваться между ними. Переносица должна быть уже основания.

18. Волосы I. Засчитывается любое, даже самое грубое изображение волос.

19. Волосы II. Волосы показаны не просто мазней или каракулями. Однако линия волос на черепе без каких-либо попыток закрасить их не засчитывается. Очко дается, если ребенок предпринял попытку хоть как-то закрасить волосы или показать их волнистый контур.

20. Волосы III. Любая явная попытка показать стрижку или фасон, используя челку, баки или линию прически у основания. Когда нарисован человек в головном уборе, очко засчитывается, если волосы на лбу, за ухом или сзади указывают на наличие определенной прически.

21. Волосы IV. Тщательное изображение волос; показано направление прядей. Пункт 21 не засчитывается, если рисунок ребенка не удовлетворяет требованиям пункта 20. Это признак более высокого ранга.

22. Уши. Любое изображение ушей.

23. Уши: пропорции и расположение. Вертикальный размер уха должен превышать его горизонтальный размер. Уши должны быть расположены примерно в средней трети вертикального размера головы.

Анфас: верхняя часть уха должна отходить от линии черепа, оба уха должны расширяться в сторону основания.

Профиль: должна быть показана какая-нибудь деталь уха, например, слуховой канал может быть изображен точкой. Ушная раковина должна расширяться в сторону затылка.

Примечание: некоторые дети, особенно умственно отсталые, имеют тенденцию рисовать ухо как бы перевернутым — расширяющимся в сторону лица. В таких рисунках очко никогда не засчитывается.

24. Пальцы. Любые признаки пальцев помимо руки или кисти. В рисунках детей постарше, имеющих склонность делать эскизные изображения, этот пункт засчитывается при наличии любого признака пальца.

25. Показано правильное количество пальцев. Если нарисованы две кисти, необходимо, чтобы на обеих было по пять пальцев. В «эскизных» рисунках более старших детей очки засчитываются, даже если нельзя четко разглядеть все пять пальцев.

26. Правильные детали пальцев. «Виноградины» или «палочки» не засчитываются. Длина пальцев должна отчетливо превышать ширину. В более сложных рисунках, где кисть показана в перспективе или пальцы намечены лишь эскизно, очко засчитывается. Очко дается также в случаях, когда из-за того, что руки сжаты в кулаки, показаны только суставы или части пальцев. Последнее встречается только в рисунках высшей сложности, где большое значение имеет перспектива.

27. Противопоставление большого пальца. Пальцы нарисованы так, что видно явное отличие большого пальца от остальных. Оценка должна быть строгой. Очко засчитывается и в том случае, когда большой палец явно короче всех остальных или когда угол между ним и указательным пальцем не меньше, чем в два раза превышает угол между любыми двумя пальцами, либо если точка прикрепления большого пальца к кисти находится значительно ближе к запястью, чем у других пальцев. Если изображены две руки, перечисленные выше условия должны соблюдаться на обеих руках. Если нарисована одна рука, то при соблюдении указанных условий очко засчитывается. Пальцы должны быть показаны обязательно; рука в виде варежки не засчитывается, если только не очевидно (или установлено в последующей беседе), что ребенок изобразил человека в зимней одежде.

28. Кисти. Любое изображение кисти, не считая пальцев. Если имеются пальцы, то между основанием пальцев и краем рукава или манжета должно быть пространство. Где нет манжет, кисть должна как-либо расширяться, изображая ладонь или тыльную сторону руки, в отличие от запястья. Если нарисованы обе руки, этот признак должен иметься на обеих.

29. Нарисовано запястье или лодыжка. Либо запястье, либо лодыжка нарисованы явно отдельно от рукава или брючины. Здесь недостаточно линии, нарисованной поперек конечности и показывающей край рукава или брючины (это засчитывается в пункте 55).

30. Руки. Любой способ изображения рук. Одних только пальцев недостаточно, но очко засчитывается, если между основанием пальцев и той частью тела, к которой они присоединены, оставлено место. Количество рук также должно быть правильным, за исключением рисунков в профиль, когда можно засчитывать и одну руку.

31. Плечи I. Анфас: изменение направления очертания верхней части туловища, которое производит впечатление вогнутости, а не выпуклости. Этот признак оценивается довольно строго. Обычная овальная форма никогда не засчитывается, оценка всегда отрицательная, если только не очевидно, что это указание на резкое расширение туловища ниже шеи, которое образуется лопаткой или ключицей. Туловище четкой квадратной или прямоугольно формы не засчитывается, но если углы закруглены, очко дается.

Профиль: оценка должна быть несколько мягче, чем в рисунках анфас, так как правильно изобразить плечи в профиль значительно труднее. Правильным можно считать рисунок, на котором в профиль изображена не только голова, но и туловище. Очко засчитывается, если линии, образующие очертания верхней части туловища, расходятся друг от друга у основания шеи, показывая расширение грудной клетки.

32. Плечи II. Анфас: оценивается строже, чем предшествующий признак. Плечи должны непрерывно переходить в шею и руки, должны быть «квадратными», а не свисающими. Если рука отведена от туловища, должна быть показана подмышка.

Профиль: плечо должно быть присоединено в правильном месте. Рука должна быть изображена двумя линиями.

33. Руки сбоку или чем-то заняты. Анфас: маленькие дети часто рисуют руки жестко отставленными от туловища. Очко засчитывается, если хотя бы одна рука, нарисованная сбоку, образует с общей вертикальной осью туловища угол не больше 10 градусов, если только руки не заняты чем-либо, например, держат какой-нибудь предмет. Очко засчитывается, если руки нарисованы засунутыми в карманы на бедрах («руки в брюки») или заложенными за спину.

Профиль: очко засчитывается, если руки заняты какой-либо работой или вся рука поднята.

34. Локтевой сустав. В середине руки должен быть не плавный, а резкий изгиб. (Достаточно на одной руке). Изгиб и складки рукава засчитываются.

35. Ноги. Любой способ изображения ног. Число ног должно быть правильным. В профильных рисунках может быть либо одна, либо две ноги. При оценке надо исходить из здравого смысла, а не только из чисто формального признака. Если нарисована только одна нога, но эскизно намечена промежность, очко засчитывается. С другой стороны, три и более ног на рисунке или только одна нога без какого-либо оправдания отсутствия второй не считается. Одна йога, к которой присоединены две ступни, оценивается отрицательно.

36. Бедро I (промежность). Анфас: показана промежность. Чаще всего она изображается внутренними линиями ног, встречающимися в точке соединения с телом. (Маленькие дети обычно помещают ноги как можно дальше друг от друга. Такой способ изображения по данному пункту очка не получает).

Профиль: если нарисована только одна нога, то должно быть передано очертания ягодицы.

37. Бедро II. Бедро должно быть изображено точнее, чем это необходимо для получения очка в предшествующем пункте.

38. Коленный сустав. Так же, как и в локте, должен иметь место резкий (а не плавный) изгиб приблизительно в середине ноги, или, что иногда встречается в рисунках очень высокой сложности, сужение ноги в этой точке. Брюки длиной по колено — признак недостаточный. Складка или штрихи, показывающие колено, оцениваются положительно.

39. Ступня I. Любое изображение. Засчитывается изображение ступни любым способом: две ступни анфас, одна или две ступни в профильном рисунке. Маленькие дети могут изображать ступни, присоединяя носки к нижней части ноги. Это засчитывается.

40. Ступня II. Пропорции. Ступни и ноги должны быть показаны в двух измерениях. Ступни должны быть не «обрубленные», т.е. длина ступни должна превышать ее высоту от подошвы до подъема. Длина ступни не должна превышать 1/3 от общей длины всей ноги и не должна быть меньше 1/10 общей длины ноги. Очко засчитывается в рисунках анфас, где ступня показана большей в длину, чем в ширину.

41. Ступня III. Пятка. Любой способ изображения пятки. На рисунках в анфас признак засчитывается формально, когда ступни изображены так, как показано на рисунке (при условии, что имеется некая разделительная линия между ногой и ступней). В профильных рисунках должен быть подъем.

42. Ступня IV. Перспектива. Попытка соблюдения ракурса, по крайней мере для одной ступни.

43. Ступня V. Детали. Любая деталь, например, шнурки, завязки, ремешки или подошва ботинка, изображенная двойной линией.

44. Соединение рук и ног с туловищем I. Обе руки и обе ноги присоединены к туловищу в любой точке, или руки присоединены к шее, либо к месту соединения головы с туловищем (когда нет шеи). Если отсутствует туловище, оценка всегда ноль. Если ноги присоединены не к туловищу, а к чему-нибудь еще, независимо от присоединения рук, оценка ноль.

45. Присоединение рук и ног II. Руки и ноги присоединены к туловищу в соответствующих местах. Очко не засчитывается, если присоединение руки занимает половину или больше грудной клетки (от шеи до талии). Если нет шеи, руки должны присоединяться к верхней части туловища.

Анфас: если присутствует признак 31, то место присоединения должно приходиться точно на плечи. Если по признаку 31 ребенок получил ноль, то точка присоединения должна приходиться точно на то место, где должны быть нарисованы плечи. Оценка строгая, особенно при отрицательной оценке по пункту 31.

46. Туловище. Любое четкое изображение туловища в одном или двух измерениях. Там, где никакого явного различия между головой и туловищем нет, но черты лица показаны в верхней части этой фигуры, очко засчитывается, если черты лица занимают не больше половины фигуры; в противном случае оценка ноль (если только нет поперечной черты, показывающей нижнюю границу головы). Любая фигура, нарисованная между головой и ногами, засчитывается как туловище, даже если ее размер и форма скорее напоминают шею, чем туловище. (Это правило основано на том, что многие дети, в рисунках которых имеется такая особенность, в ответ на соответствующий вопрос называют данную часть туловищем). Ряд пуговиц, идущий вниз между ногами, оценивается как ноль по признаку туловища, но как очко по признаку одежды, если только поперечная линия не показывает границы туловища.

47. Пропорциональность туловища: два измерения. Длина туловища должна превышать его ширину. Измеряется расстояние между точками наибольшей длины и наибольшей ширины. Если оба расстояния одинаковы или настолько близки, что разница между ними трудно определима, — оценка ноль. В большинстве случаев разница достаточно велика, и ее можно определить на глаз, без измерения.

48. Пропорции: голова I. Площадь головы должна быть не больше половины и не меньше 1/10 площади туловища. Оценка довольно мягкая.

49. Пропорции: голова II. Голова составляет приблизительно 1/4 площади туловища. Оценка строгая: не засчитывается, если больше 1/3 и меньше 1/5. Там, где не показана промежность, как, например, в некоторых профильных рисунках, принимается пояс или талия примерно на уровне 2/3 низа общей длины туловища.

50. Пропорции. Анфас: длина головы больше ее ширины; должна быть показана общая овальная форма.

Профиль: голова имеет явно удлиненную, продолговатую форму. Лицо длиннее основания черепа.

51. Пропорции: руки I. Руки по крайней мере равны длине туловища. Кончики кистей достигают середины бедер, но не колена. Кисти не обязательно доходят до (или ниже) промежности, особенно если ноги необычно короткие. На рисунках анфас обе руки должны иметь такую длину. Оценивается относительная длина, а не положение рук.

52. Пропорции: руки II. Коническая форма рук. Предплечье уже верхней части руки. Засчитывается любая попытка сузить предплечье, если только это не делается прямо у талии. Если целиком нарисованы обе руки, сужения должны быть на обеих.

53. Пропорции: ноги. Длина ног не должна быть меньше вертикального размера туловища и не больше двойного размера туловища. Ширина каждой ноги меньше ширины туловища.

54. Пропорции: конечности в двух измерениях. Обе руки и ноги показаны в двух измерениях. Если руки и ноги двумерные — очко засчитывается, даже если кисти и ступни изображены линейно.

55. Одежда I. Любые признаки изображения одежды. Как правило, наиболее ранние способы представляют собой ряд пуговиц, идущих вниз к центру туловища, или шляпу, или и то и другое вместе. Засчитывается даже что-либо одно. Одна точка или маленький кружочек в центре туловища практически всегда означает пупок, и не засчитывается как элемент одежды. Серия вертикальных и горизонтальных линий, нарисованных поперек туловища (а иногда и поперек конечностей), представляет собой самый распространенный способ изображения одежды. За это дается очко. Также засчитываются черточки, которые могут быть расценены как указание на карманы или манжеты.

56. Одежда II. Наличие по крайне мере двух непрозрачных предметов одежды, таких, как шляпа, брюки и т.п., скрывающих часть тела, которую они покрывают. При оценке рисунка по данному пункту следует иметь в виду, что если шляпа просто чуть-чуть касается верха головы, но не покрывает никакой ее части, очко не засчитывается. Одни только пуговицы без каких-либо других указаний на признаки одежды (например, пальто, пиджак) не засчитываются. Пальто должно быть изображено с помощью двух следующих признаков: рукава, воротник или линия горлового выреза, пуговицы, карманы. В изображении брюк должны быть: пояс, ремень, застежка, карманы, манжеты или любой способ разграничения ступни и ноги от низа брючины. Изображение ступни как продолжения ноги не засчитывается, если линия поперек ноги — единственный признак, указывающий на различие ступни и лодыжки.

57. Одежда III. В рисунке нет прозрачных элементов одежды. И рукава и брюки должны быть показаны отдельно от запястий рук и ступней ног.

58. Одежда IV. Нарисовано по крайней мере четыре предмета одежды. Предметы одежды могут быть следующими: шляпа, туфли, пальто, пиджак, рубашка, воротник, галстук, ремень, брюки, жакет, футболка, рабочий халат, носки. (На туфлях должны присутствовать некоторые детали — шнурки, ремешки или подошва, изображенная двойной линией. Одного только каблука недостаточно. У брюк должны иметь место некоторые детали, такие, как застежка, карманы, манжеты. У пальто, пиджака или рубашки должны быть показаны: воротник, карманы, лацканы. Одних только пуговиц недостаточно. Воротник не следует путать с шеей, изображенной как простая вставка. Галстук часто довольно незаметен, его наличие уточняется при внимательном рассмотрении или в ходе беседы.)

59. Одежда V. Полный костюм без каких-либо нелепостей (несовместимых предметов, деталей). Это может быть и «форма» (не только военная форма, но и например ковбойский костюм) или повседневный костюм. Во втором случае костюм должен быть безупречным. Это «поощрительный» дополнительный пункт, и следовательно, здесь должно быть показано больше, чем в пункте 58.

60. Профиль I. Голова, туловище и ноги в профиль должны быть показаны без ошибок. Туловище не считается нарисованным в профиль, если центральная линия пуговиц не сдвинута от середины фигуры в бок туловища или если нет других указаний, как, например, соответствующее положение рук, карманов, галстука. В целом рисунок может содержать одну (но не более) из следующих трех ошибок: 1) прозрачность тела — контур туловища виден сквозь руку; 2) ноги нарисованы не в профиль; в полном профиле по крайней мере верхняя часть одной ноги должна быть закрыта другой ногой, которая ближе; 3) руки присоединены к контуру спины и протянуты вперед.

61. Профиль II. Фигура должна быть показана в профиль абсолютно правильно, без ошибок и случаев прозрачности.

62. Анфас. Включает частичный профиль, когда рисующий пытается показать фигуру в перспективе. Все остальные части тела на своих местах и соединены правильно, за исключением частей, скрытых перспективой или одеждой. Существенные детали: ноги, руки, глаза, нос, уши, шея, туловище, ладони (кисти), ступни. Ступни должны быть изображены в перспективе, но не в профиль, если только они не вывернуты в разные стороны. Части должны быть показаны двумерными.

63. Двигательная координация в рисовании линий. Посмотрите на длинные линии рук, ног и туловища. Линии должны быть твердыми, уверенными и без случайных изгибов. Если в целом линии производят впечатление твердых, уверенных и свидетельствуют о том, что ребенок контролирует движения карандаша, очко засчитывается. Рисунок может быть весьма неумелым, и все же очко должно быть засчитано. Несколько длинный линий может быть обведено или стерто. Линии на рисунке не обязательно должны быть очень ровными и плавными. Маленькие дети иногда пытаются «раскрашивать» рисунок. Внимательно изучите линии рисунка. Дети постарше часто пользуются эскизами, отрывочным методом, легко отличимым от неуверенных линий, возникающих вследствие незрелой координации.

64. Двигательная координация в рисовании соединений. Посмотрите на точки соединения линий. Линии должны встречаться точно, без явной тенденции к пересечению или наложению и без промежутка между ними (рисунок с несколькими линиями оценивается строже, чем рисунок с частыми сменами направления линий). Эскизный, отрывистый рисунок обычно засчитывается, несмотря на то, что соединения линий здесь могут быть неопределенными, так как эта способность присуща почти исключительно рисункам зрелого типа. Допускаются некоторые подтирания.

65. Высшая двигательная координация. Это «поощрительный», дополнительный пункт за умелое владение карандашом как в рисовании деталей, так и в рисовании основных линий. Обратите внимание на мелкие детали, а также на характер основных линий. Все линии должны быть нарисованы твердо, с правильными соединениями. Прорисовка карандашом тонких деталей (черт лица, мелких деталей одежды и т.п.) указывает на хорошую регуляцию движений карандаша. Оценка должна быть очень строгой. Перерисовка или подтирание аннулируют очко за этот пункт.

66. Направление линий и форма: контур головы (качество линий в рисовании форм). Контур головы должен быть нарисован без явных признаков непроизвольных отклонений. Очко засчитывается только в тех рисунках, где форма достигается без неправильных предварительных попыток (круг, эллипс). В профильных рисунках простой овал, к которому присоединен нос, не засчитывается. Оценка должна быть достаточно строгой, т.е. контур лица должен быть нарисован единой линией, а не по частям.

67. Качество линий в рисовании форм: контур туловища. То же, что и в предыдущем пункте, но для туловища. Следует обратить внимание на то, что примитивные формы (палочка, круг или эллипс) не засчитываются. Линии туловища должны указывать на попытку намеренно отойти от простой яйцевидной формы.

68. Качество линий в рисовании форм: руки и ноги. Руки и ноги должны быть нарисованы без нарушения формы, как в предыдущем пункте, без тенденции к сужению в местах соединения с телом. И руки и ноги должны быть изображены двумерными.

69. Качество линий в рисовании форм: черты лица. Черты лица должны быть полностью симметричными. Глаза, нос и рот должны быть показаны двумерными.

Анфас: черты лица должны быть размещены правильно и симметрично, должны ясно передавать вид человеческого лица.

Профиль: контур глаза должен быть правильным и расположен в передней части головы. Нос должен образовывать тупой угол со лбом. Оценка строгая, «карикатурный» нос не засчитывается.

70. «Эскизная» техника. Линии, образованные хорошо регулируемыми штрихами. Повторное обведение отрезков длинных линий не засчитывается. «Эскизная» техника встречается в работах некоторых старших детей и почти не встречается у детей младше 11—12 лет.

71. Особая прорисовка деталей. С помощью особых линий или штриховки должно быть изображено что-то (одно или более) из следующего перечня: складки одежды, морщинки или фалды, выделка ткани, волосы, ботинки, расцветка или предметы фона.

72. Движение рук. Фигура должны выражать свободу движений в плечах и локтях. Достаточно при изображении одной руки. «Руки в брюки» или руки в карманах не засчитываются, если видны и плечи, и локти. Какие-либо действия не обязательны.

73. Движение ног. Свобода в движениях и в коленях, и бедрах фигуры.

(Критерии анализа рисунка разработаны и сформулированы создателями теста. При анализе конкретного материала отдельные критерии могут показаться недостаточно четкими. В силу этого возможны субъективные интерпретации, и полученный показатель может не вполне соответствовать уровню безусловной точности. Качество обработки тестового материала возрастает по мере освоения опыта тестирования и обсчета результатов.)

Анализ

Из таблиц Гудинаф — Харриса взяты соотношения баллов и «нормального» IQ, соответствующего 100 %, а также те показатели, которые примерно соответствуют IQ = 70% (т.е. минимального значения, относящегося к норме). Использование предложенного материала в силу указанных причин допустимо лишь в следующих пределах.

В возрасте 3 лет IQ = 100% примерно соответствует количество баллов, равное 7. (70% — 1 балл.)

4 года - 100% - 10 баллов; 70% - 3 балла.

5 лет - 100% - 16 баллов; 70% - 6 баллов.

6 лет - 100% - 18 - 19 баллов; 70% - 7 баллов.

7 лет - 100% - 22 - 23 балла; 70% - 9 баллов.

8 лет - 100% - 26 баллов; 70% - 10 баллов.

Приложение 3

Пример интеллектуально-развивающего занятия для детей

старшего дошкольного возраста

Тема: «В лаборатории ума»

Цель: сплочение группы, развитие когнитивной сферы, памяти, коммуникативных навыков.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Приветствие «Давай поздороваемся»

Психолог . Поприветствуем друг друга по кругу разными способами (например, пожать руку, кивнуть головой и т. п.).

II. Основная часть занятия.

1. У п р а ж н е н и е  «Найди закономерность».

Психолог. Мы снова в лаборатории профессора! Вот уже час он не может найти закономерность в этом задании. Помогите ему, найдите закономерность и дорисуйте недостающий рисунок.

Рассмотрите снежинки. Нарисуйте недостающие так, чтобы в каждом столбце и строке все снежинки были разными, т. е. не повторялись.

2. Ф и з к у л ь т у р н а я   м и н у т к а.

Учащимся предлагается запомнить слова и движения.

                Утром стрекоза проснулась,

                Потянулась, улыбнулась.

                Раз – росой она умылась.

                Два – изящно покружилась.

                Три – нагнулась и присела,

                На четыре – полетела.

                У реки остановилась.

                Над водою закружилась.

3. У п р а ж н е н и е  «Дорисуй картинку».

Психолог. В Живой лаборатории профессор создал медвежонка и зайчика. Он специально сделал только по одной половинке каждого животного, а вторую половинку дорисуете вы. Но помните, она должна быть точным зеркальным отображением уже готовой половинки!

4. У п р а ж н е н и е  «Место рядом со мной свободно…».

Дети и психолог садятся в круг, оставляя в кругу 1 пустой стул. Задача того, рядом с кем стоит пустой стул, закончить предложение: «Место рядом со мной свободно, и я хочу, чтобы его занял (а)…, потому что…», при этом назвав имя товарища и его качества, которые симпатичны этому участнику. Чтобы детям было легче, первым начинает психолог. Игра продолжается до тех пор, пока хоть раз не выскажется каждый ребёнок.

III. Заключительная часть занятия. Подведение итогов.

Ритуал прощания «Искра»

Психолог . Мы передадим друг другу искорку добра и хорошего настроения.

Искра будет в виде пожатия руки. Рукопожатие будет передаваться по кругу, начиная с меня, пока не вернется обратно ко мне. Закрываем глаза и передаем.

Искорка вернулась ко мне, пройдя всех!