Образовательный проект

Гайнанова Танчулпан Дамировна

НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

тип проекта

РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx53.09 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Башкортостан

Администрация муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан

МОАУ СОШ №3 с. Бураево

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

тип проекта

РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

название проекта

дошкольники подготовительной группы и обучающиеся 1 класса

группа, в которой проводится проект

май – декабрь (долгосрочный)

сроки реализации проекта

Разработан: Гайнановой Танчулпан Дамировной, учителем начальных классов МОАУ СОШ №3 с.Бураево

с.Бураево

2020-2024 уч.г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                            

1. Теоретические аспекты развития речи

2. Экспериментальная работа по коррекции и развитию речи детей первого класса

2.1.Диагностика уровня речевого развития детей, поступающих в первый класс

2.2. Система коррекционной работы и развивающих заданий по развитию речи в период обучения грамоте

2.3. Методические рекомендации для учителей

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

3

6

7

7

10

17

20

21

Введение

В 1 классе с сентября в течение шести – восьми месяцев проводится обучение грамоте. В этот период учитель проводит работу по формированию правильного, сознательного чтения; графического навыка и каллиграфического письма; фонематического слуха; развитие речи; обогащение словаря младших школьников; при помощи экскурсий, наблюдений, чтения литературы, расширение представлений об окружающей действительности.

Обучение слоговому чтению и элементарному письму осуществляется на основе аналитико-синтетического метода, который учитывает новейшие данные лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие детей и высокий уровень сознательности чтения, речи. На уроках младшие школьники учатся определять гласные и согласные звуки, ударения, типы согласных; давать характеристику звукам; определять наличие звука в слове; правильно произносить звуки; делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками.

Параллельно с обучением чтению младшие школьники овладевают письмом, учатся обозначать звуки буквами письма, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки, правильно списывать буквы и слова с рукописного и печатного текстов, писать под диктовку слова и короткие предложения, писать имена собственные заглавными буквами.

Основу всех учебных предметов, в том числе обучения грамоте, составляет развитие речи, которое придает всему процессу изучения русского языка четкую практическую направленность и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно читать, говорить и писать, дать младшим школьникам доступные их возрасту и пониманию первоначальные знания о языке, литературе, обогатить речь учащихся, развить их внимание и интерес к речи вообще, привить любовь к чтению книг, особенно художественных.

Работа по развитию речи – работа учителя, направленная на формирование правильного произношения и грамматического строя, обогащение словаря, овладение орфографическими навыками, правильное употребление слов в речи, построение предложений и связной речи.

Школа должна научить учеников свободно и правильно выражать свои мысли в понятной для окружающих форме.

«Речевое оформление мыслей, — пишет М. Р. Львов, — способствует большей четкости, ясности, стройности, последовательности самой мысли»[1]. Значит, вместе с развитием речи у детей развивается и мышление.

В современном обществе с каждым годом встречаются нарушения в речи или в письме. Начальная школа обязана выявить и устранить эти нарушения, если это невозможно, то хотя бы облегчить образование детей. Данной деятельностью занимаются учителя начальных классов и логопеды.

В настоящее время почти у 50% первоклассников наблюдаются дефекты в речи. Для которого характерны некоторые из этих признаков:

- короткий словарный запас (не достигает 3000-3500 слов);

- не сформированность фонематических процессов (пропуски и перестановки букв и слогов, замена одной буквы на другую, недописывание и недоговаривание букв и слогов, искажение, неправильное произношение некоторых согласных, неумение определять границы предложения);

- грамматические ошибки в речи;

- не сформированы звуковая и смысловая стороны речи;

- неумение производить звуковой анализ слов.

Все эти проблемы натолкнули меня к написанию экспериментального проекта.

Цель: теоретически разработать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий коррекционной работы по развитию речи.

Задачи:

1.Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по данной проблеме;

2.Изучить опыт работы учителей, логопедов по развитию речи младших школьников;

3.Разработать систему коррекционной работы и развивающих заданий для младших школьников в период обучения грамоте;

4.Составить методические рекомендации для учителей.

5.Провести и проанализировать экспериментальную работу по развитию речи младших школьников в период обучения грамоте.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования; обобщение опыта работы учителей начальных классов; наблюдение, беседа, опрос, анализ результатов деятельности; продуктивно-творческий метод; педагогический эксперимент.

В успешной реализации данного проекта заинтересованы:

- учителя начальных классов, логопеды;

- родители, так как успешная реализация проекта положительно скажется на успешной адаптации, развитии самостоятельности, коммуникативных возможностей детей;

- учебное заведение, так как, улучшение результатов благоприятно отразится на статистических данных школы;

- сами учащиеся, так как реализация этого проекта позволит им участвовать в выполнении интересных творческих заданий, развивать речь, устранять дефекты.

Участниками проекта являются дошкольники подготовительной группы, которые в сентябре поступили в 1 класс МОАУ СОШ №3 с.Бураево.

Этот эксперимент проведен в 2020 учебном году с моими учениками 2013 года рождения, которые тогда поступили в первый класс.

Ожидаемые результаты:

- формирование навыка правильного произношения;

- формирования грамматического строя речи;

- обогащение словаря;

- овладение орфографическими навыками;

- развитие связной речи

Ресурсное обеспечение проекта является достаточным для его реализации:

- кабинет начальных классов соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, оснащен комплектом мебели для учащихся и учителя;

- имеется компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, наглядный материал;

- имеется выход в интернет.

Бюджет проекта: данный проект не предусматривает дополнительный финансовых затрат.

1. Теоретические аспекты развития речи

Речь – один из важнейших показателей уровня культуры человека, его интеллекта и мышления. Она возникает в раннем детстве в виде отдельных слов и, в последующем, постоянно обогащается и усложняется. Ребенок, в процессе своей речевой практики, активно овладевает всеми разделами русского языка, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями литературы.

Развитие речи осуществляется по нескольким уровням:

1 уровень: Произносительный

А)Работа над дикцией. Для этого выполняют дыхательные и артикуляционные упражнения, скороговорки и чистоговорки.

Б)Работа над орфоэпическими нормами. Для этого выполняют словарную работу, орфоэпические минутки.

В)Работа над голосом, его свойствами, тембром, силой, темпом, логическими ударениями, паузами.

2 уровень: Лексический (работа над словами)

На данном уровне происходит:

- обогащение словаря;

- уточнение словаря;

- активизация словаря (включение новых слов в речь);

- исправление словаря

Раскрытие лексического значения слов происходит при помощи следующих приемов: показ рисунка, показ предмета, через толковый словарь, словообразовательный анализ.

3 уровень: Синтаксический (работа над словосочетанием и предложением)

4 уровень: Работа над связной речью

Для развития каждого уровня характерен ряд упражнение и приемов. Наиболее важные из них – это упражнения в связной речи (пересказы, беседы по тексту, рассказы, работа с загадками и пословицами, работа с заголовком, составление плана, словесное рисование), потому что в них сливаются все речевые умения.

Все эти упражнения последовательны, разнообразны, систематичны.

Развитие речи – главная задача обучения русскому языку в школе. Элементы развития речи вплетаются в канву каждого урока (русский язык, математика, природоведение, труд, изобразительное искусство). Ведь не случайно разделы программы для начальных классов названы: «Грамматика, правописание и развитие речи», «Чтение и развитие речи».

2. Экспериментальная работа по коррекции и развитию речи детей первого класса

2.1.Диагностика уровня речевого развития детей, поступающих в первый класс

Провела экспериментальное исследование по выявлению дефектов речи детей поступающих в первый класс.

В основу исследования легли работы О.С.Ушаковой и Е.М.Струниной. Объект исследования: развитие речи детей 6-7 лет. 

Предмет исследования: процесс по развитию речи детей 6-7 лет в период обучения грамоте.  

Целью данной работы: теоретически разработать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий коррекционной работы по развитию речи в период обучения грамоте

Для выполнения данной цели поставлены следующие задачи:

1.Определить группу испытуемых.

2.Подобрать методики для изучения уровня развития речи 6-7 лет.

3.Провести исследование по развитию речи детей 6-7 лет в период обучения грамоте.

4.Проанализировать полученные результаты.

5.Разработать методические рекомендации по развитию речи детей 6-7 лет.

База исследования: МАДОУ Детский сад №3 «Солнышки» с.Бураево, МОАУ СОШ №3 Бураевского района села. В констатирующем эксперименте участвовали дети старшей группы, в контрольном – те же дети, поступившие в первый класс. Срок проведения: май - декабрь 2016 года. В эксперименте участвовали 10 дошкольников (4 девочки и 6 мальчиков). Обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком по 15-20 минут.

Экспериментальная работа состоит из трех этапов: 1 этап – констатирующий, 2 этап – формирующий и 3 этап – контрольный эксперимент.

Для констатирующего и контрольного экспериментов была использована одна и та же диагностика речевого развития О.С.Ушаковой и Е.М.Струниной. Только в последнем – контрольном эксперименте были изменены примеры в заданиях, они представлены в приложении 1.

Задания, которые проведены во время формирующего эксперимента представлены также в приложении.

Задачи речевого обследования детей подготовительной к школе группы

Словарь. Выявить умения:

1.Активизировать имена прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации.

2.Подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи.

3. Понимать и употреблять разные значения многозначных слов.

4.Дифференцировать общие понятия.

        Грамматика. Выявить умения:

1.Образовывать названия детенышей животных, подбирать однокоренные слова, согласовывать имена существительные и прилагательные        в роде, числе и падеже.

2.Образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (потанцуй, спрячься, искал бы); родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят).

3.Строить сложные предложения разных типов.

        Фонетика. Выявить умения:

1.Дифференцировать пары звуков [з] - [с];  [ш] - [ж]; [л] - [р]; различать твердые и мягкие звуки.

2.Изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания.

3.Подбирать слова и фразы, сходные по звучанию.

        Связная речь. Выявить умения:

1.При пересказывании литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей.

2.Составлять описание, повествование или рассуждение.

3.Развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.

Вопросы задавались в логической последовательности. Оценка по всем заданиям в количественном выражении (по баллам):

3 балла - точный, правильный ответ, данный ребенком самостоятельно;

2 балла - незначительная неточность, ответы  по наводящим вопросам и уточнениям взрослого;

1 балл – если ребенок только повторяет за взрослым слова, демонстрирует непонимание задания.

В конце проверки – подсчитала баллы:

Большинство ответов 3 балла – высокий уровень;

Больше половины 2 балла – это средний уровень;

Больше половины оценок 1 балл – это низкий уровень.

Либо:

От 2,6 и выше – высокий уровень;

От 1,6 до 2,5 – средний уровень;

1,5 и ниже - низкий уровень.

И во время констатирующего, и во время контрольного экспериментов группа показала средний уровень речевого развития (2,3; 2,6).

Половина группы хорошо выполняла все задания.

У остальных был беден словарный запас, отмечалось отставание в использовании слов-признаков, многозначных слов. Четыре дошкольника недоговаривали окончания слов. Рассказ по картине строили по наводящим вопросам, предложения в речи были в основном простые. Дети неохотно, при помощи взрослого исправляли ошибки в предложениях.

2.2. Система коррекционной работы и развивающих заданий по развитию речи в период обучения грамоте

Выделяются следующие этапы коррекционной работы по исправлению речи учащихся первого класса.

I этап: Подготовительный

1.Развитие речевого дыхания.

Развитие дыхания – один из важных этапов коррекционного воздействия, которое обеспечивает голосо- и звукообразование.

Оно отличается от обычного. Физиологическое – непроизвольное, вдох и выдох одинаковый по времени и осуществляется через нос. В речевом дыхании вдох короче, чем выдох и оно диафрагмально-реберное.

Развивать дыхание помогают упражнения, чистоговорки, считалки и игры, они представлены в приложении №2.

Задачи упражнений  и игр:

- выработка спокойной, плавной, не торопливой и правильной речи;

- научить правильно произносить те или иные звуки;

- укрепление мышц грудной клетки и лица;

- профилактика болезней дыхательных путей;

- повышение умственной работоспособности;

- улучшение осанки, кровообращения.

2.Развитие силы и высоты голоса.

Голос – совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок[2].

Сила - громкость произносимых предложений, которая зависит от работы речевых органов.

Высота – диапазон голоса.

Непременным условием развития высоты и силы голоса является слух. Дети, которые хорошо слышат, могут точно воспроизводить все тонкости речи.

Причиной нарушения силы и высоты голоса могут быть различные заболевания, устранением которых занимаются врачи и логопеды.

Учителя формируют умения управлять своим голосом при помощи дидактических игр, которые представлены в приложении №3.

Цель данных игр: нормализовать деятельность органов речевого аппарата.

3.Развитие фонематического слуха.

Фонематический слух – способность к слуховому дифференцированному восприятию звуков речи – фонем[3].

Он начинает формироваться к двум годам. При его несформированности ребенок не понимает смысла сказанного. Поэтому его надо развивать. Для этого нужно уметь слышать и различать произнесенные звуки, слушать, контролировать свое произношение.

С целью формировать и развивать фонематический слух проводят игры, представлены в приложении №4.

4.Тренировка четкости движений артикуляционного аппарата.

Для тренировки органов речи, необходимо выполнять артикуляционную гимнастику.

Задачи артикуляционных упражнений:

- выработать гибкость речевого аппарата;

- укрепить мышцы языка и рта;

- снять усталость и напряжение с мышц лица.

        Ее выполняют сидя, так как в этом положении тело не напряжено. Обязательно перед детьми должен быть наглядный пример (воспитатель или учитель). Вначале нужно проводить артикуляционную гимнастику перед зеркалом. Важна не быстрота выполнения, а правильность. Поэтому, если дети допускают ошибки, не нужно брать новые упражнения, надо закрепить старые.

        Артикуляционная гимнастика представлена в приложении №5.

II этап: Логопеды проводят работу над звуками по этапам:

1.Постановка звука

2.Автоматизация звука

3.Дифференциация звука

Постановка звуков проводится в такой последовательности: [Ш] – [Ж], [С] – [З], [С’ – [З’], [Щ’], [Ц], [Ч’], [Л], [Л’], [Р], [Р’]. Звуки [Л] и [Р] являются самыми трудными для постановки и ставятся после всех указанных. Аффрикаты [Щ’], [Ц] и [Ч’] могут быть поставлены лишь при условии умения произносить звуки [Ш] (для [Щ’]), [тс] (для [Ц]) и [т] (для [Ч])[4].

III этап: Звуковая культура речи

Культура речи – это умение правильно пользоваться всеми языковыми средствами[5].

Направления работы по воспитанию звуковой культуры:

1.Выработка дикции

С совершенствованием и развитием органов артикуляционного аппарата постепенно формируется хорошая и четкая дикция. Это происходит в возрасте от 2 до 6 лет.

У легко возбудимых детей, не умеющих сосредотачиваться на речи говорящего, формируется нечеткая смазанная дикция. Для того чтобы это предотвратить, нужно работать над развитием речевого дыхания, артикуляции, овладением голосом, воспитанием умения слушать окружающих.

Для работы над дикцией используют следующие виды деятельности:

1.Взять в зубы карандаш и произносить предложения или разговаривать.

2.Проговаривание скороговорок и чистоговорок.

3.Записать на диктофон свою речь (можно читать рассказ, сказку), а потом прослушать. А потом исправлять недочеты.

4.Тренировать диафрагму (у многих детей не хватает дыхания при разговоре, прочтении стихотворений), для этого:

- сделать вдох и на выходе тянуть гласную;

- надувать шарики;

- играть на трубе (музыкальный инструмент), дудке;

- «мычать», «рычать» с закрытым ртом то тихо, то громко;

- при «глотании» окончания нужно проговаривать:

ПТКА-ПТКО-ПТКУ-ПТКЭ-ПТКИ-ПТКЫ

ЖДРИ-ЖДРЭ-ЖДРУ-ЖДРО-ЖДРА-ЖДРЫ

ДИ-ТИ-ДЭ-ТЭ-ДО-ТО-ДА-ТА-ДЫ-ТЫ

2.Работа над правильным ударением

Ударение – это выделение (слога в слове, слова в предложении) силой голоса или повышением тона[6].

При изучении орфографии и лексического значения слов учителям начальных классов необходимо также особое внимание уделять и ударениям, так как если школьники сразу не усвоят слово с правильным ударением, потом привыкнув, будут произносить его по аналогии.

Преподаватель должен приводить примеры слов с правильным ударением или исправлять ошибки. Полученные знания нужно закреплять, записывая на доске и в тетрадях.

Работа по исправлению ошибок должна носить систематический характер, так как преодолеть устойчивые нарушения за один прием невозможно.

Трудно усваиваемые слова (такие как: договор, досуг, каталог, позвонишь) должны заучиваться.

Обычно в начальных классах дети ведут словари, где на каждом уроке русского языка и литературного чтения записывают новые слова, проставляя в них ударения.

Успех работы над ударением зависит от продумывания учителем каждой детали урока.

3.Работа над грамматический правильной речью

Грамматика – наука о строе языка, о его законах, которая объединяет в себя словообразование, синтаксис и морфологию.

Лишь морфологически и синтаксически правильная речь понятна окружающим и необходима для общения, поэтому освоение грамматического строя языка имеет большое значение[7].

        Часто допустимыми грамматическими ошибками являются:

- окончания существительных во множественном числе родительном падеже (варежков, туфлев);

- образование глагольных форм (стригет, скакаю);

- спряжение глаголов (дадишь конфетку);

- склонение некоторых местоимений и числительных (трое ведров, мене принесли);

- неправильное определение рода ( она пришел, он сказала).

        Для устранения этих грамматических ошибок необходимо использовать методы: пересказ рассказов, беседа по картинкам, дидактические игры, игры-драматизации, упражнения. Примеры дидактических игр приведены в приложении №6.

4.Работа над интонационной выразительностью

Интонация включает в себя темп, тембр, ритм, логическое ударение, повышение или понижение голоса.

Речь приобретает дополнительное значение, может изменяться смысл сказанного, мысль приобретает оттенок законченности, и все это благодаря интонации.

Нарушение интонационной выразительности происходит из-за нарушений речи, недоразвития речевого слуха и сниженного слуха.

Для того чтобы формировать правильную интонацию у школьников необходимо использовать прием подражания (чтение стихотворений, рассказов учителем с правильной интонацией).

В настоящее время существуют разные подходы к классификации речевых нарушений детей дошкольного возраста, которые необходимо учитывать при работе по исправлению и формированию правильного произношения у дошкольников.  

Работа учителя, логопеда, воспитателя по исправлению дефектов произношений должна строиться из нескольких этапов: изучение детей, четкое выявление нарушения, составление плана работы, применение индивидуальных и групповых форм работы. В этом случае работа по коррекции речи детей будет идти успешно.

Для достижения цели мы соблюдали этапы коррекции дефектов речи, включающие в себя:

I.Подготовительный этап

1.Развитие речевого дыхания

2.Развитие силы и высоты голоса

3.Развитие фонематического слуха

4.Тренировка четкости артикуляционного аппарата

II.Работа над звуками речи

1.Постановка звука

2.Автоматизация звука

3.Дифференциация звука

III.Звуковая культура речи

1.Выработка дикции

2.Работа над правильным ударением

3.Работа над грамматический правильной речью

4.Работа над интонационной выразительностью

Все представленные в приложениях упражнения, задания и игры для устранения речевых нарушений применены во время формирующего эксперимента.

Эффективности при коррекции развития речи можно достичь при взаимодействии учителя, логопеда и воспитателя. Их деятельность направлена на решение коррекционных, воспитательных и образовательных задач.

Залогом успеха при коррекции речевых дефектов является преемственность в содержании, методах и требованиях, единообразие подходов в работе, комплексность и многообразие средств, игровая деятельность.

2.3. Методические рекомендации для учителей

Подготовительный период обучения грамоте

1.Обязательно проверьте степень подготовленности детей к чтению (знают ли буквы, умеют ли читать, как читают).

2.Если при произнесении звуков отмечаются нарушения, сообщите школьному логопеду (если не проинформирован до этого) и устраните эти недостатки совместно.

3.Обратите внимание, правильно ли читают (не искажают ли слова, не глотают ли окончания). Если есть нарушения, занимайтесь с этими детьми помимо уроков и индивидуально. Помните, искажение слов и их окончаний может быть причиной нарушения речи (например, при общем недоразвитии речи, помимо других нарушений, также искажают окончания слов).

4.Проверьте степень подготовленности к письму (умеют ли писать, какими буквами пишут).

5.Дети иногда пишут зеркально, это стоит устранить обратившись к логопеду. Потому что так проявляется оптическая дисграфия (трудности в усвоении зрительных образов букв).

6.На переменах больше уделяйте внимание классу. Обратите внимание на речь детей (произношение, словарный запас, как строят предложения, рассказы).

7.При дальнейшем обучении (после подготовительного периода) нужно грамотно построить учебно-воспитательный процесс, учитывая все недостатки класса.

Основной период обучения грамоте

1.Уроки чтения и письма проводятся интегрировано, то есть букву пишем, только после того, как познакомились с ней на уроке чтения. Поэтому всегда опирайтесь на знания детей.

2.На уроках каждые 7-10 минут, должны меняться виды деятельности.

3.Необходимо использовать занимательные материалы, динамические паузы (не менее трех за один урок).

4.До чтения слов, предложений, текстов нужно проводить речевую гимнастику (дыхательные упражнения, артикуляционные упражнения, чистоговорки, скороговорки, произнесение определенных звуков).

5.Целью основного периода обучения грамоте является: формирование правильного, сознательного, беглого, выразительного чтения; развитие фонематического слуха (умение различать звуки на слух); развитие речи и мышления.

6.На уроках азбуки и литературного чтения нужно проводить словарную работу (до чтения, во время чтения или после чтения), чтобы проверить словарный запас детей и обогатить его.

7.На уроках обучения письму нужно формировать графический навык и каллиграфическое письмо, орфографическую зоркость (умение видеть орфограмму).

8.Если какой-то ребенок левша, нельзя его переучивать, ввиду последующих за этим отклонений.

9.На уроках письма развивайте мелкую моторику рук (при помощи пальчиковой гимнастики, обводки и штриховки). Также необходимо использовать: показ с комментарием, копирование, письмо в воздухе, конструирование, тактирование, анализ ошибочного письма.

10.Чтобы заинтересовать детей проводите уроки творчески, при помощи игровых моментов, красочных наглядностей, технологических средств обучения (учитывая время).

11. Обратите внимание на развитие речи детей. Работайте над дикцией, орфоэпическими нормами, голосом.

12.Постоянно обогащайте словарь детей, заглядывая в толковый словарь. Для этого можно начать тетрадь, и на каждом уроке чтения или письма записывать по 2-3 новых слова.

13.Если дети неправильно произносят слово спокойно исправляйте (но не ругайте).

14.Если в учебниках увидели ошибки, предупредите детей, чтоб они не запомнили эти ошибки.

15.Знакомьте школьников с интересными книгами. Задавайте им дополнительные задания (прочитать сказку, рассказ), а потом, обязательно, обсудите.

16.Для формирования беглого чтения используйте: жужжащее чтение, чтение парами, чтение в темпе скороговорки, чтение-догонялки, словарную работу, диктанты Федоренко).

17.Для того чтобы формировать выразительность чтения используйте различные инсценировки басен, сказок.

18.Если дети независимо от усердий и стараний учителя не справляются: плохо читают, искажают звуки, беден словарный запас, долго соображают при письме, не умеют пересказывать, обратитесь на ПМПК, чтоб выявить нарушения и исправить их.

19.Не забывайте следить за осанкой. Каждый месяц пересаживайте детей: с конца – на середину, с середины вперед; также меняйте местами ряды: с первого ряда на второй, со второго на третий, с третьего на первый.

20.Совершенствуйте свою речь.

Заключение

Основу всех учебных предметов, также и обучения грамоте, составляет развитие речи.

Работа по развитию речи – работа учителя, направленная на формирование правильного произношения и грамматического строя, обогащение словаря, овладение орфографическими навыками, правильное употребление слов в речи, построение предложений и связной речи.

Данный вид деятельности проводится в основном на уроках обучения грамоте. Поэтому в ходе проекта разработаны методические рекомендации для учителей на уроках обучения грамоте.

В настоящее время, ввиду многих хронических болезней родителей и плохой экологии у большинства детей наблюдаются дефекты в речи, которые необходимо выявить и устранить.

Данной работой занимаются логопеды, учителя-дефектологи, врачи. Учителя начальных классов для профилактики и помощи проводят дидактические игры и упражнения.

В ходе проекта изучила психолого-педагогическую и специальную литературу.

Провела экспериментальное исследование по выявлению дефектов речи детей поступающих в первый класс.

В основу исследования легли работы О.С.Ушаковой и Е.М.Струниной. Эта диагностика позволяет выявлять наиболее «проблемные» направления в развитии речи.

Таким образом, применение данных дидактических игр, упражнений и заданий в период обучения грамоте помогает развивать речь.

Данный проект планирую применять каждый раз, когда буду набирать детей в первый класс и более глубже его изучить.

Список использованной литературы

1.Авраменко О.В. Игры по развитию речи для подготовки детей к обучению в школе: практическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей. – Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2012. – 30 с.

2.Большакова А.А., Брощук А.Р. Элементы логопедической работы в период подготовки к школе и на уроках обучения грамоте // Начальная школа. 2013. - №4. - С. 26-28.

3.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 112с.

4.Григорьева Т.П. Развитие речи младших школьников // Молодой ученый. — 2014. - №14. - С. 289-292. – URL: http://moluch.ru/archive/73/12441/

5.Кошелева Н.В., Каценбоген Е.Е. Развитие памяти и связной речи у школьников и взрослых с нарушениями речи: новые слова, словосочетания, фразы, рассказы, текст. Практикум / Н.В.Кошелева, Е.Е.Каценбоген. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 96 с.

6.Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / М.Р.Львов, В.Г.Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 464с.

7.Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с.

8.Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога / Е.А.Стребелева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 256с.


[1] Григорьева Т. П. Развитие речи младших школьников // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 289

[2] Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — С.193

[3] Основы специальной педагогики и психологии: учебное пособие / О. А. Подольская, И. В. Яковлева. – Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2013. – С.210

[4] Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов. - М.: Просвещение, 1979. – С.4

[5] Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — С.44

[6] Толковый словарь современного русского языка, Д.Н.Ушаков. – М.: Аделант, 2014. – С.702

[7] Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - С.156