Заботливым родителям

Гайнанова Танчулпан Дамировна

Предварительный просмотр:

Почему дети перестали читать? Как привить любовь к чтению

ребенок не хочет читать

Почему дети иногда нас не слушаются? Мы же хотим как лучше, мы знаем, что и как надо делать! А может быть, не всегда? Может быть, иногда надо взглянуть на ситуацию глазами ребенка? Новая книга известного психолога Ольги Маховской поможет вам найти общий язык с сыном или дочерью даже в очень сложной ситуации и принять верное решение. Вы узнаете, как вести себя с ребенком, если он: не желает слушать и слышать, что вы ему говорите; не отрывается от компьютера или телевизора; ничем не интересуется, не хочет читать книги, помогать по дому, учиться...

«Неграмотный ребенок»: «Мой ребенок не любит читать. Как мотивировать ребенка читать?»

  • «Мой ребенок совершенно ничего не читает. Он вырастет неучем!»,
  • «Как заставить его взять книжку и думать головой?»,
  • «Почему они не читают? Раньше было стыдно не читать»,
  • «Я всегда читала детям, когда они были маленькими, но так и не приучила их к самостоятельному чтению»,
  • «Он любит комиксы и всякую ерунду, но серьезными книгами его не увлечь».

Почему дети всего мира перестали читать?

  1. Есть устойчивые свидетельства того, что дети все меньше и неохотней читают. Тяжелые фолианты и толстые книги, чернила и перья так долго символизировали высокую культуру, что с их исчезновением из обихода, мы погрузились в тревожное ожидание конца цивилизации. С прекращением чтения разрушится самый важный канал передачи опыта между поколениями.
  2. Феноменом механического, «бессмысленного» чтения первыми стали заниматься американцы, в частности, психолог и специалист по образованию Майкл Коул. Для значительной части американских детей, детей мигрантов, английский язык не был родным, и предполагалось, что трудности понимания текстов снижают у детей мотивацию к чтению. Дети могли читать технически, по, прочитав текст в хорошем темпе, они потом не могли не только пересказать, но иногда даже сказать, о чем был текст. Дети читали так, как будто у них было поражено правое полушарие, которое отвечает за воображение и эмоциональное реагирование. При этом тесты на интеллект они проходили успешно, причем иногда особо выраженным у них был невербальный интеллект, за который отвечает именно правое полушарие. Физиология и генетика были тут не причем. Низкая мотивация к чтению и обучению в целом привели к тому, что высокая миграция в США сопровождались снижением уровня образования в технологически самой развитой стране.
  3. Вместе с тем речь не шла о возврате к абсолютной неграмотности. Чтению-письму сегодня обучаются все. Возможно, что общий объем прочитанных текстов и не меньше, чем в старые времена, но очевидно, что читают сегодня в основном не книги с хрустящими переплетами и шуршащие газеты, а электронные тексты всевозможных форматов. У этого равнодушия к чтению книг, которые когда-то были для нас образцами стиля, есть обратная сторона. Взрослея, дети со своей стороны обнаруживают, что их родители не умеют пользоваться компьютером, и не проявляют никакого интереса к виртуальным мирам.
  4. Компьютерная коммуникация предполагает не только пассивное чтение текстов, но и их постоянное производство. Навыкам правописания, аккуратности и каллиграфичности противопоставляется скорость печатания, адресность, жанровое соответствие написанных текстов. Устная речь во многом вытесняется письменной.
  5. Снижение ценности чтения для современного ребенка является только фактом его адаптации к изменившимся условиям развития. Дети не стали менее любопытны, но они стали, безусловно, менее подконтрольны. Если мы хотим говорить, переписываться с детьми на их языке, нам придется осваивать компьютер, или не делать вид, что он нам не очень-то и нужен.
  6. Последствия гуманитарной революции, связанной с быстрым переходом от устной речи к письменной, от чтения к письму еще предстоит оценить. Пока есть опасение, что ребенок в сети оперирует с более просто и часто неграмотно написанными текстами. Вместе с падением интереса к чтению падает общий уровень интеллектуальной культуры. Происходит смещение акцента с производства высоких культурных ценностей на потребление всего нового, забавного, прикольного, утильного, интересного. Так не развить мышление, не решить глобальные проблемы… Пока ученые ищут ответы, ответственные родители предпринимают усилия, чтобы передать свой опыт чтения детям.

Ситуация 1. «Принудительная мотивация»

Папа шестилетнего Сережи принял решение, что в отличие от остальных детей, его сын будет образованным, начитанным человеком. Он вырос в неполной семье, и гордился, что сам получил образование, которое и помогло устоять ему и его супруге в трудные времена. Чтобы не упустить момент, в семье было заведено правило каждый вечер читать с ребенком. В 1 год и 7 мес. Сережа уже знал все буквы. В 2 года и 4 месяца он складывал и читал простые слова «Ма-ма», «па-па», «ба-ба». В четыре с половиной года Сережа мог читать новые слова, но под разными предлогами он стал увиливать от давно заведенной процедуры чтения. Среди книг на очереди были «Мифы Древней Греции», толстый том сказок Гофмана. И как раз в этот момент ребенок, который поражал всех своей осведомленностью, стал болеть, замкнулся и очень скоро перестал разговаривать с домашними, думая о чем-то своем. Психолог в детском саду пришла к выводу, что у мальчика депрессия или эмоциональное истощение, связанное с необычным видом «психологического насилия» над ребенком — принудительным, все усложняющимся и все менее понятным ребенку чтением.

Комментарий:

Образование и чтение требуют усилий, и пока у детей не сформировано произвольное внимание и запоминание, им трудно читать самостоятельно. Одним из мотивов чтения может стать страх быть наказанным за отказ или неумение делать то, что ожидают родители. Это неспецифический мотив чтения, который приведет к обратному эффекту — отказу от непосильного или постылого занятия при первой же возможности. Ребенок будет ненавидеть чтение и книги. Ситуация только усугубится, если в семье требовательные, прагматичные, холодные отношения, а члены семьи оцениваются по своим «рабочим» характеристикам.

Дети не знают также возрастных нормативов, и если взрослый настаивает на том, что в «твоем возрасте все давно читают», то ребенку ничего не остается, как принять эту максиму на веру и вместе с этим признать, что он, возможно, «вырастет настоящим идиотом».

Если родители рассчитывают на раннюю самостоятельность ребенка-дошкольника или на особый путь и темп его развития, они явно переоценивают ситуацию. Нельзя миновать этапы совместного вечернего чтения, фантазирования по мотивам сказочных сюжетов, их разыгрывания со сверстниками и переходить сразу к самостоятельному «взрослому» чтению. Нельзя растить ребенка в вынужденной изоляции, а принудительное развитие той или иной способности сужает круг общения ребенка. Любая деятельность ребенка, как и взрослого человека, полимотивирована. Часть стимулов к развитию мы черпаем из общения со сверстниками, не желая от них отстать или стремясь попробовать то, что кажется нам интересным именно в их исполнении.

Ситуация 2. «Чтение и компьютер»

Пятилетняя Катя не хотела учить буквы, пока ее не пустили за компьютер. Оказалось, что она уже знала половину букв, занятия с бабушкой не прошли даром. Но — чудо! — за пару вечеров она выучила десяток компьютерных команд, чтобы играть в компьютерную игру. После этого трудно было обвинить девочку в слабых способностях и лени. Но читать она по-прежнему отказывалась. И тогда решено было запрещать играть до тех пор, пока Катя не прочитает сказку, сначала про «Машеньку и медведя», потом «Про трех поросят». Катя плакала, но читала… Пока у бабушки Кати не выдержали нервы, и она не пожаловалась психологу в детском саду на Катю, родителей и детский сад, в котором не приучают детей к культуре…

Комментарий.

Давайте, по-честному сравним преимущества работы за компьютером и чтения. О первом родители мало знают и поэтому мало думают, потому что этот опыт не знаком им по их собственному детству. Компьютер дает ребенку иллюзию управления, включенности во взаимодействие с миром. Чтение — это пассивный процесс восприятия событий, в ход которых ребенку не удастся вмешаться. Если только вы не разыгрываете пьесы по мотивам сказки, не импровизируете во время чтения, не читаете по ролям и т.д.. Работа за компьютером дает ощущение легкости исполнения замысла, от идеи до исполнения — буквально рукой подать, одно движение. Набирая буквы на клавиатуре компьютера, ребенок осуществляет по факту более сложную деятельность, чем складывая буквы в слова. И чем сложнее деятельность, тем она интересней. Парадокс, но это так. Слабая мотивация к обучению слишком простым для данного возраста действиям тоже может тормозить развитие навыков. И, наконец, компьютер по сравнению с книгой дает более серьезный бонус — ребенок получает возможность играть. Читая, он получает, часто, только моральное поощрение взрослых. Интуитивно понимая это, взрослые начинают манипулировать ситуацией, выстраивать зависимости «чтение ( игра на компьютере» и т.д.. Обучение в игре в большей мере соответствует запросам дошкольного возраста, чем «школьное» обучение. Роковая разница в пользу чтения состоит в том, что читая, ребенок эмоционально вживается в роль. Играя на компьютере, он технически исполняет последовательность только ему интересных операций. Компьютерная игра закрепляет детский эгоцентризм и тормозит развитие произвольных («волевых») навыков.

Ситуация 3. «Механическое чтение»

Петя уже в четыре года научился читать. Одновременно он стал «работать» на компьютере и в пять лет он уже и читал, и писал, поражая домашних своими способностями. Настоящий ребенок Индиго, гениальное дитя. Проблема обнаружилась, когда в гости к родителям Пети приехала бабушка из провинции. По интеллигентской привычке она захотела побеседовать с внуком о его любимых книгах, и обнаружилось, что Петя не смог поддержать разговор. Он, кажется, не знал, или не помнил ни одной книжки! «Как воскликнула бабушка, - разве ты не читал про Буратино?» Петя ответил утвердительно только тогда, когда ему с полки сняли книжку и показали. «Эту — читал». Он узнал ее по обложке. Точно так Петя «читал» все книжки на полке. По требованию бабушки, Петя читал без запинки с любого места, но о чем был этот эпизод, он не помнил, не знал, не интересовался. Он даже не мог его пересказать… «Он у вас не умеет читать! Читать и не понимать, о чем? Это не чтение!» Бабушка оказалась права…

Комментарий.

Феномен «механического чтения» стал распространяться со скоростью компьютерного вируса. Состоит он, на мой взгляд, в том, что в развитии познавательных навыков все больший упор делается на оперативные характеристики, кратковременную память и непроизвольное внимание. Именно эти навыки лучше всего тренируются при работе за компьютером. Вся информация «устаревает», если перейти от одной игры к другой. Точно так и книги «забываются» после того, как текст прочитан и не использован. Если мы не будем чтение включать в актуальные отношения ребенка, не научим его формировать свое будущее и включать в этот образ будущего прочитанную информацию, книги потеряют свое культурное предназначение — хранить и передавать значимый опыт.

Причины, по которым дети не любят читать… то, что читали мы!

  • У детей просто нет опыта совместного чтения с родителями, в ходе которого родители могли бы заразить их любовью, интересом и восторгом по отношению к героям сказок. Няни обычно обеспокоены внешней стороной ухода за малышами. Родители сами отбирают нянь для воспитания и ухода за детьми по критериям «аккуратности», а не креативности. Я знаю много случаев, когда наемным воспитателям отказывали только потому, что у ребенка были руки испачканы пластилином.
  • Дети слишком рано учатся читать -- раньше, чем обсуждать новые сюжеты и проблемы с родителями. Наша безграничнная личная амбициозность и родительское тщеславие приводят к тому, что мы стараемся научить детей читать как можно раньше. Кто-то ошибочно запустил в массы стереотип о том, что уровень интеллекта ребенка проявляется в его способности читать. Переоценка способности к чтению в России связана с поздней всеобщей грамотностью населения. Советская власть посадила за парты людей, родители которых родились в семьях крепостных. До войны иметь начальное образование, то есть уметь читать-писать, было достижением и статусной привилегией. Переоценка умения читать только усилилась с введением всеобщего среднего образования, дав миллионам детей войны получить в дальнейшем высшее образование, войти в интеллектуальную элиту страны.
  • Сегодня принадлежность к элите, к сожалению, не определяется интеллектуальными способностями. Утерян основной мотив образования — изменить в дальнейшем жизнь к лучшему, применив свои интеллектуальные навыки. Общество в целом не настроено на познание и открытия.
  • Дети читают гораздо больше, чем мы думаем, потому что к чтению мы относимся более «серьезно». В качестве идеальных текстов родители рассматривают художественные произведения классиков, а не дневники ЖЖ в пол-экрана.
  • Чтение перестало удовлетворять детскую потребность в фантазировании. Виртуальные миры, которые раньше придумывали писатели, в большом количестве поставляет телевидение и Интернет. В жизни появилось слишком много аттракционов. И навык отказываться от участия в виртуальных приключениях становится более важным, чем собственная способность к воображению.
  • Идеалы, кумиры родителей и детей не совпадают. Возможно, никогда прежде разрыв между поколениями не был таким большим. Есть теории, согласно которым, родилось первое поколение, которое будет опираться на свой опыт, а не на опыт предшественников. Мы мало полезны своим детям.
  • Одновременно с чтением дети учатся писать, вернее, печатать на клавиатуре. Каллиграфические требования больше не сдерживают желания ребенка, его потребность в обмене информацией. Первые письменные сообщения для большинства детей — это компьютерные команды, которые они набирают, чтобы проникнуть в виртуальные миры экранных игр.
  • Поменялся язык общения между людьми. В нем больше стало глаголов, действия (action), меньше — существительных и почти не осталось прилагательных, которые бы отражали теплую, эмоционально насыщенную атмосферу, делали бы нас притягательными друг для друга и для своих детей. Потеряв интерес к нам, дети не ждут ничего интересного и от тех текстов, которые мы им настойчиво предлагаем.
  • Кстати, директивность, настойчивость с которой мы «предлагаем» детям почитать, тоже создает негативную мотивацию к чтению.

Приемы мотивации чтения у детей.

  • Первый прием чему-то научить ребенка — это заражение. Дети копируют поведение родителей. Если они не видят в доме углубившихся в чтение книг взрослых, которые спешат поделиться новостью, у них не возникнет интерес к такому способу познания. Наивно полагать, что если все время проводить за экраном, ваш ребенок потянется к книжке.
  • Чтобы дети читали книги, они должны вырасти в окружении книг. Требования экономии места, высокая мобильность и быстрое распространение электронных носителей вытеснили тяжелые тома книг, за которыми еще недавно записывались в очередь. Книжные шкафы и полки стали рассматриваться как невозможное ретро, не вписывающееся в современный дизайн, который почему-то называют евроремонтом. В домах европейцев чрезвычайно ценятся и берегутся старинные библиотеки или хотя бы их остатки. Если в домах нет следов интеллектуальной культуры, а только признаки финансового благосостояния, как дети узнают, что чтение и книги являются особыми ценностями? В доме с книжным шкафом, в котором можно покопаться хотя бы тайком, вырастет читающий ребенок.
  • Читайте вместе с детьми то, что интересно и вам, и ему. Детская литература постоянно обновляется, и по-прежнему трудно следить за новинками. Заинтересованные мамы и даже некоторые папы сегодня легко обмениваются знаниями и рекомендациями через Сеть.
  • Учите ребенка сочинять, сочиняйте с ним истории. Интерес к придуманным мирам лежит в основании потребности читать толстые книжки в будущем. Пересказывая старые сказки на новый лад, приписывая героям невероятные поступки, вы сформируете у ребенка творческое воображение. Дети с развитым творческим воображением будут искать более сложные и занятные истории, чем могут придумать они сами или вместе с родителями. Они потянутся к книгам.
  • Учите с ребенком стихи. Детское стихотворение, размер выученного текста — это, говоря современным языком, формат текста, который ребенок может понять, связать, запомнить и пересказать за раз. Это «устойчивая порция», «квант», «единица» чтения. У детей, которые сразу сели за компьютеры, как правило, не сформирована устная речь и умение связно изложить свою мысль другому. Навыки оперирования текстами приобретаются не только во время механического чтения, но и в устной речи, в процессе ролевой игры, в самых разных социальных ситуациях.
  • Разыгрывайте спектакли по мотивам известных книжных сюжетов. Детям интересны отношения между людьми, необычными персонажами, и, как только наступает время ролевых игр, они с удовольствием погружаются в их миры. С 4-5 лет «единицей чтения» становится событие, действие, которое произошло с двумя и более персонажами. Можно сказать, они начинают усваивать искусство диалога и делают еще один важный шаг на пути к формированию сюжетного мышления.
  • И только после этого нам стоит уделить внимание обучению буквам и складыванию слов и предложений. Техника чтения раньше отставала от воображения и мышления, и это было дополнительным мотивом: как можно быстрее научиться читать, чтобы удовлетворить свою потребность в новом знании.



Предварительный просмотр:

Как воспитывать в детях человечность?

scale_1200.png

Гуманность — это ключевое качество личности. Без него нельзя представить человека, способного на сострадание и сопереживание. В широком смысле гуманность — это доброе отношение ко всему живому. Термин включает не только понятие "любовь", еще он указывает на уважение к человеческой личности.

Как сделать ребенка гуманным?

Воспитание человечности начинается с первых месяцев жизни. Важна правильная атмосфера в семье. Если родители ругаются или выясняют отношения с другими родственниками, то ребенок будет впитывать негативные эмоции. Это сделает его нервным и беспокойным.

Уже в дошкольном возрасте ребенок показывает характер. Это видно по его отношению к людям и окружающему миру. При правильном воспитании дети становятся отзывчивыми, заботливыми, милыми. При попадании в детский сад ребенок испытывает стресс. Он привыкает находиться в коллективе сверстником и слушать воспитателя. Еще ему приходится подчиняться режиму.

У нахождения в детском саде есть плюс: можно увидеть как ребенок относится к другим детям. Если он проявляет заботу, умеет ставить себя на место другого, часто уступает, то все в порядке. Это признаки проявления гуманности. Однако не стоит ждать, что дошкольник начнет сразу себя идеально вести. Для развития эмпатии (способности понимать чувства других) требуется время. В возрасте трех лет дети переживают кризис — он дает понимание личности. После этого дошкольник четко осознает, что он это не часть родителей, а отдельная личность.

Для формирования гуманности важно сотрудничество родителей и педагогов. Например, мама и папа показывают правильное поведение своим примером. Воспитатели же создают особые ситуации. Они задают вопросы и заставляют детей задумываться над своими поступками. Например, разбирают конфликты и спрашивают, можно ли обижать других дошкольников.

Советы для родителей

С малых лет ребенка нужно ласкать, целовать, гладить и выражать свои чувства. Так он будет ощущать заботу. Еще важно хвалить малыша за каждый правильный поступок. Он может быть по отношению к животным, другим членам семьи, друзьям.

Важно не забывать подавать правильный пример. Родители должны заботиться друг о друге и проявлять эмоции. Так ребенок поймет, что такое любовь.

Еще можно читать книги, смотреть мультфильмы и фильмы, а после разбирать их. Например, обсуждайте поступки героев, предлагайте ребенку решить проблему и учите объяснять свою позицию. Чем чаще дошкольник начнет задумываться, тем лучше для него. Это позволит избежать опрометчивого поведения.

Еще обязательно нужно проговаривать с ребенком пути решения разных ситуаций. Например, как поступать при виде плачущего ребенка. Желательно говорить не в ультимативной форме, а задавать наводящие вопросы. Так ответы будут лучше запоминаться.

Можно устраивать разные игры и моделировать ситуации. Это тоже поможет проговорить основные моменты. К тому же в игре ребенок лучше запоминает информацию.



Предварительный просмотр:

Как воспитывать творческие способности у ребенка

Многим родителям хочется, чтобы их дети стали известными художниками или певцами. Однако для этого недостаточно научить ребенка рисовать или управлять голосом. Нужно развивать в нем творческое начало и сделать это не так легко.

rebenok-v-kraske-850x566.jpg

Что есть творчество?

Люди, которые умею писать книги, рисовать картины или сочинять музыку не могут однозначно ответить на этот вопрос. Сходятся они только в одном: это нечто идет откуда-то из глубин души. Иногда приходится пересматривать этюды или подбирать бесконечно сочетание музыкальных инструментов. Так делают и дети. Думают над рисунками, бесконечно стучат по предметам и выбирают наряды по сочетанию цветов. Это тоже проявление творческого начала. Важно не гасить его.

Нельзя оскорблять порывы ребенка, какими бы они не были. Если он рисует на стенах, то установите специальное покрытие, имитирующее доску для рисования. Либо можно расклеить везде ватман. Еще можно приучать к уборке места для занятий. Еще дети любят петь и танцевать. Не нужно гасить в них это стремление. Даже если их движение неуклюжие и смешные — одобряйте ребенка.

Творческие способности помогут и в других делах. Например, в учебе, работе или повседневных делах. С творческим началом легче видеть красоту в простых вещах. Например, в паутине на листьях или полевых цветах.

Основные приемы

Самое главное — это доброжелательное отношение к результату творчества ребенка. Не стоит сразу требовать от него идеальных работ. Например, в рисовании — соблюдения законов перспективы, а в музыке различать полутона.

Лучшие работы ребенка обязательно сохраняют и показывают на видном месте. Например, рисунки вешают на холодильник. Если дети танцуют, то распечатывают фотографии с выступлений или репетиций. Стихи и ноты можно переписать и тоже повесить на видном месте. Обязательно нужно хвалить ребенка. Когда он получит положительное подкрепление своих действий, то он захочет повторить эффект. Это означает продолжение творческих порывов.

Можно устраивать небольшие домашние выставки или просмотры. Важно чтобы не только родители, но и другие родственники поддерживали начинания детей. Это будет вселять уверенность в маленьких творцов. Еще один популярный прием — совместное творчество. Можно вместе рисовать, танцевать, петь, записывать смешные видеоролики. Это позволит ребенку активно заниматься и совершенствоваться — ведь в компании родителей это приятно делать.

Важно развивать у детей восприятие творчества. Для этого посещают концерты, выставки, театр. К каждому путешествию нужно готовиться: обсуждать правила поведения, разбирать, что именно будет на мероприятии, как нужно наряжаться и многое другое. Это будет вызывать приятные ассоциации с творчеством. Хорошо, если родители сами рисуют или поют. Это позволит им подавать пример ребенку. Ведь если он растет в творческой среде, то сам факт творения чего-то будет для него естественным как воздух.



Предварительный просмотр:

Когда нужно обратиться к логопеду?

Первые слова у ребенка появляются к году. Уже через некоторое время он уверенно говорит короткими фразами. Стоит немного подождать и дошкольник развернуто отвечает на вопросы, оперирует разными понятиями и задает сотни "Почему?". Однако так бывает не всегда.

z46kwafq3troziq41tdm753qj2j8c1a5.png

Признаки проблем с речью

Далеко не всегда родители знают нормы речевого развития. Если ребенок молчит в два года или ограничивается парой слов, то мало кто проявляет беспокойство. Иногда родителям кажется, что это временное и пройдет при посещении детского сада. Это опасное заблуждение. Первые слова появляются в 8 месяцев, в год уже их должно быть 8-10. При этом после года ребенок уже говорит фразами из 2-3 слов. Важно чтобы он умел правильно применять слова и корректно называть предметы. Болтливый ребенок — это нормально. Он должен интересоваться миром, активно знакомиться с ним и задавать вопросы. Только так можно быть уверенным в нормальном развитие ребенка.

Тревожные звоночки:

  • к трем годам нет связной речи;
  • ребенок не озвучивает действия;
  • в речи нет слов типа "мама", "папа", "баба".

Иногда можно наблюдать следующее явление: ребенок не говорит, но активно жестикулирует. Например, показывает пальцем на вещи или картинки. Это хороший признак: он указывает на наличие понимания речи.

Что делать?

Если есть задержки в речевом развитии, то нужно посетить несколько специалистов. Это невролог, логопед, иногда сурдолог. Последний нужен, для того чтобы выявить нарушения слуха. Иногда требуется психиатр. Например, если ребенок показывает физические и интеллектуальные задержки в развитии, то потребуется помощь врача.

Не стоит бояться специалистов. Если опасения напрасны, то они это скажут. А в случае реальных нарушений важна ранняя помощь. Дома тоже можно заниматься. Например, петь потешки, играть с разными игрушками (твердыми, мягкими, шершавыми и т. п.), читать книги. Чем больше сенсорных ощущений, тем лучше. Это стимулирует мозг и заставляет его работать.

Когда не нужно беспокоиться?

Устная речь заканчивает формироваться к семи годам. К этому времени у ребенка должно быть чистое произношение звуков. Еще он легко использует все части речи, разговаривает сложными предложениями и составляет рассказ по картинкам — все нормально.

В три года речь ребенка неидеальная. Он может не выговаривать "Р" или шепелявить. Это тоже нормально. С возрастом речь будет становиться все лучше. Если есть сомнения, то стоит посетить логопеда. Он проведет диагностику и определит уровень речевого развития. В случае проблем он предложит регулярные занятия.

Для развития устной речи важно читать ребенку книги, петь с ним песни и много гулять. Смена обстановки стимулирует головной мозг и это приводит к формированию новых связей между нейронами. Это положительно влияет на развитие.

Самое главное: не отрицайте проблему. Чем раньше начать занятия с логопедом, тем меньше времени понадобится на коррекцию. Поэтому лучше не затягивать с визитом к специалисту.



Предварительный просмотр:

Так ли сильно детям нужен семейный досуг?

Досуг — это совместное времяпровождение с целью веселья. Вопреки распространенному мнению, для этого необязательно отправляться в торговый центр или на базу отдыха. Дети разных возрастов всегда рады провести время с родителями. Только иногда взрослые отказываются от этого, мотивируя свое решение разными причинами.

Например, нет времени или денег, усталость. Но семейный досуг — это важная составляющая гармоничных отношений. Поэтому его нельзя исключать.

baea94d835ae022fd0ebf.png

Зачем нужен семейный досуг?

Эмоциональные связи самые крепкие. Наверное, многие родители могут вспомнить, как ходили маленькими в парк отдыха и ели мороженое. Эти счастливые воспоминания потом поддерживают в трудные минуты. Поэтому нельзя пренебрегать организацией семейного досуга. Однако нельзя просто взять и пойти куда-то. Нужно учитывать интересы каждого члена семьи. Поэтому его нужно планировать заранее.

Цель совместного досуга — укрепление отношений. Еще один повод собраться вместе — отдых. Не забывайте о том, что можно сделать множество снимков и видеороликов. В дальнейшем их приятно просматривать. Если семейный досуг в новинку, то стоит его хорошо продумывать. По началу может что-то выходить не так — это нормально. Со временем организация мероприятия станет хорошей.

Основные правила семейного досуга:

  • встречи только для положительных эмоций;
  • родителям и детям должно быть интересно;
  • встречи полезны для всех.

Сложнее всего выбрать занятия, которые будут интересны всем. Если в семье есть дети школьного возраста, то можно ввести правило: раз в неделю один член семьи решает, чем именно они займутся.

Идеи для семейного досуга

Основная задача — сделать встречи желанными и ожидаемыми. Поэтому важно привить дошкольнику положительные эмоции. Например, даже прогулка по торговому центру может стать веселой. Для этого выбирается сумма и каждый член семьи ищет вещь, которая порадует другого. Дошкольник остается с мамой или папой — он тоже участвует в выборе.

Можно посещать музеи, тем более, многие готовы предложить экскурсии для детей и квесты для семей. Об этом можно узнать в музее заранее. Еще учитывайте, что выставки бывают постоянными и временными. Во втором случае можно найти нечто интересное.

Еще можно просто гулять по паркам. Например, возьмите велосипеды и покатайтесь всей семье. Либо арендуйте катамаран и прокатитесь по водным каналам. Некоторые базы отдыха готовы предложить оригинальные развлечения, например, катание в санях или на собачьих упряжках.

Устраивайте пикники, концерты, литературные вечера — дошкольников тоже можно привлечь к организации. Например, не ждите утренников и попросите ребенка выучить стишок. Позовите на концерт друзей и родственников — они будут зрителями.

Для успешности проведения досуга обязательно собирайте мнения всех участников. Это позволит скорректировать деятельность. Например, не всем комфортны длительные мероприятия. Поэтому можно будет выбрать короткие встречи.