СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Гамаюнова Ольга Степановна

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ, ДИПЛОМЫ, КОНСУЛЬТАЦИИ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка музыкального руководителя

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

гимназии имени Ф.К. Салманова

Гамаюновой Ольги Степановны

ТЕМА: «Использование современных образовательных технологий в обучении детей пению».

Содержание.

Введение.

Актуальность темы

Педагогическая целесообразность

Цель методической разработки

Задачи

Предполагаемый результат

Характеристика современных педагогических технологий и их применение в процессе обучения пению.

- Здоровьесберегающие технологии

- Игровые технологии

- Технология исследовательской деятельности

- Технология проектной деятельности

- Информационно-коммуникационные технологии

- Личностно-ориентированные технологии

- Технология «Портфолио дошкольника»

- Технология «Портфолио педагога»

- Технология «Триз»

Выводы.

Список литературы.

I Введение

Актуальность методической разработки обусловлена: созданием     условий    для    социального,    культурного    и        профессионального  самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры.

Работа в обучении детей пению направлена на поиск методов и приемов направленных на качественное формирование голоса, развитие певческих навыков: пение естественным, высоким, светлым звуком, без напряжения и крика.

Ведь детские голоса отличаются мягкостью, «серебристым» тембром, головным звучанием. Сила звука детского голоса ограничена. Известно, что регистровые различия в голосах имеются от природы и их можно различить еще в криках новорожденных. Но грудному звучанию не повредит пение в фальцетном регистре, а наоборот разовьет гибкость голоса.

Педагогическая целесообразность выбранной темы в том, что она основана на основных принципах классического обучения пению, методы и приемы обучения вокалу, и внедрение новых педагогических технологий подбираются с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Применение современных образовательных технологий на НОД по музыкальному воспитанию решают задачу общего развития детей средствами музыки, обогащают внутренний и духовный мир ребенка, развивают эмоциональную отзывчивость, формируют элементарное представление о видах искусства, национальных традициях и праздниках, многообразии стран и народов мира. Применение этих технологий соответствуют ФГОС ДО.

Цель методической разработки:

Нахождение новых форм и методов педагогического воздействия в формировании музыкальной культуры детей, увеличения динамики развития вокально-технических навыков, воспитания интереса и любви к вокальному искусству и песенному творчеству.

Задачи:

Образовательные:

Применять новые педагогические технологии для осуществления образовательных задач:

- Формирования певческих умений и навыков, необходимых для выразительного пения;

- Ознакомления детей с теоретическими основами вокала, видами и жанрами вокального искусства.

- Обучению понимать и оценивать произведения вокального искусства

- Развитию вокального слуха воспитанников, формированию представления о полноценном звучании певческого голоса.

- Ознакомления родителей с теоретическими основами вокала, природой детского голоса.

Воспитательные:

- Внедрять новые педагогические технологии для осуществления воспитательных задач:

- Средствами вокального искусства вокально-эстетического осуществлять воспитание дошкольников.

- Развивать художественно-творческие способностей детей.

- Вызывать эстетические эмоции, сопереживание настроению музыки, развивать интерес к музыке, к певческой деятельности. Привить любовь к вокалу

Предполагаемый результат:

- повышение уровня развития вокально-технических навыков, путем  обобщения опыта вокальных педагогов и внедрения новых педагогических технологий, достижение высокой динамики в расширении диапазона голоса, - сохранения и улучшения качества природного тембра голоса, развитие четкой интонации и дикции.

- разработка и систематизация комплекса упражнений для голоса в фальцетном регистре.

- развитие звуковысотного слуха   у детей старшего дошкольного возраста – основы развития музыкальных способностей;

- приобретение родителями необходимых знаний о природе детского голоса, знакомство с приемами и методами развития певческих навыков.

- участие воспитанников и достижение ими высоких результатов в городских и всероссийских конкурсах детского творчества;

- тесная, результативная взаимосвязь между музыкальным руководителем, педагогами и родителями по усовершенствованию певческих навыков у воспитанников;

- удовлетворенность детей и родителей работой музыкального руководителя  дошкольного отделения гимназии имени Ф.К.Салманова «Солнечный город», педагога  по дополнительной дошкольной образовательной программе по вокалу, повышение рейтинга учреждения в социуме.

 

Здоровьесберегающие технологии;

Основное место в занятиях по вокалу должно отводится беззвучному

тренингу голосового аппарата (дыхательная, артикуляционная гимнастика и т.д.), что способствует бережному отношению к голосу ребенка, тренирует и развивает дыхательную и сердечно-сосудистую системы, укрепляет здоровье ребенка. Пение способствует эмоциональному подъему, общей радости, эмоциональной отзывчивости на музыку, вызывает интерес к образному содержанию песни, поднимает настроение. А значит, пение способствует психологическому здоровью ребенка. Не зря занятие пением называют вокалотерапией.  

Игровая технология; 

В основе приемов и методов вокально-хоровой работы с

Детьми дошкольного возраста все упражнения предлагаются в виде игры.

Игра – это именно то, что увлекает детей, делает незаметным путь

преодоления трудностей в обучении, и позволяет в кратчайшие сроки

достигнуть высоких результатов.

 Играя, дети познают навыки звукообразования, получая впоследствии еще

большее удовольствие от пения. В моей работе с детьми по обучению пению

основу вокальных упражнений занимает пение в фальцетном регистре. Я

подбираю специальные игры-упражнения, которые поются детьми с большим

удовольствием и при этом направлены на расширение певческого диапазона,

приобретение певческой свободы, а также оберегают детский голос от

форсирования и крика.

Технология исследовательской деятельности;

выполняя игровые вокальные упражнения, дети имитируют игру на дудочке,

голоса птиц, езду на автомобиле и др. имитации-звукоподражания, развивая

при этом звуковысотный слух, гибкость голоса, легкость и светлость

звукообразования, воображение и представление об окружающей среде. Играя

на шумовых инструментах, дети передают тембры голосов животных и птиц,

развивая при этом и тембровый слух, и чувство ритма. Имитируя голоса птиц,

животных, звуки движущегося транспорта дети знакомятся с окружающим

миром, исследуя звуки различной высоты и тембры разной окраски. Весь этот

процесс обеспечивается предметно-пространственной средой позволяющей

детям рассматривать сюжетные картинки, и картинки с животными и

птицами, разными звучащими предметами и т.п. Все эти условия помогают

ребенку в исследовании предметов и явлений окружающего мира во всем его

многообразии. Исследуя свойства предметов и явлений в звуковом аспекте,

дети формируют вокальные навыки, навыки игры на детских инструментах,

развивают чувство ритма, интонационный и тембровый слух одновременно

развивая образное восприятие окружающего мира.

Технологии проектной деятельности;

Весь образовательный процесс выстраивается по определенной проектной

схеме достижения планируемого результата, а дети – непосредственные

участники этого процесса.

Элемент проектирования дает ребенку возможность синтезировать

полученные знания и умения, позволяет ребенку познавать окружающий мир

и себя через исследования и эксперимент. Дети обучаясь пению, непременно

должны научиться определять жанр и характер вокальных и

инструментальных произведений. Примером может служить определение

характера «Колыбельной песенки» Г.Свиридова. Ставится задача перед

детьми после проигрывания пьесы: «Сколько частей в этой песне, и какой

характер каждой из них?  Эта задача решается с ответов на 3 вопроса:

-«Что мы знаем? »

Дети:

Знаем, что в пьесе три части. В первой и последней – музыка светлая,

ласковая, добрая, нежная, а в средней – темная, тревожная).

-«Что мы не знаем?»

Музыкальный руководитель:

А почему вы так определили характер музыки? Какими звуками музыка

рассказывает о себе?  

-«Как можем узнать? »

дети предлагают способы решения, например: 

первая часть звучит тихо, плавно, медленно, ласково, а средняя часть звучит

тревожнее и громче. Третья часть звучит тихо, нежно, потом музыка совсем

затихает.

Здесь дети поняли, что в пьесе несколько частей, и смогли понять после

проигрывания каждой части педагогом, что темп и динамика влияют на

характер пьесы. Музыкальный руководитель помогает детям определить,

 в каком регистре звучит мелодия, то есть: низко или высоко, как звучат

аккорды: немного странно, удивленно, волшебно (фактура). С помощью

треугольника и металлофона дети украсили звучание фортепиано, и

подчеркнули сказочность и волшебность музыки третьей части. Таким

образом, в совместной с педагогом исследовательской и эксперементальной

деятельности, дети познали какие средства музыкальной выразительности

(темп, динамика, регистр, фактура) повлияли на характер музыки. Игрой на

музыкальных детских инструментах они услышали новые тембры и поняли,

что с помощью тембра также можно повлиять на характер музыкального

произведения.

Информационно – коммуникативные технологии;

Мир, в котором развивается ребенок, коренным образом отличается от мира, в

котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые

требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного

образования: образования с использованием современных информационных

технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет). Любой раздел НОД

«Музыка» оснащен компьютером и проектором для мультимедийной

презентации, в которой я могу красочно и ярко предоставить вниманию детей

информацию о композиторах, жанрах музыки, танцах, оркестрах и т.д.

Также я играю с детьми в музыкально-дидактические игры, разработанные с

помощью компьютера. Ведь преимущество компьютера в том, что он несет

образный тип информации понятный дошкольникам, надолго привлекает

внимание детей посредством звука, движения, мультипликации, обладает

стимулом активности ребят, позволяет моделировать жизненные ситуации,

которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Личностно-ориентированные технологии;

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы

дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных

условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных

условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

В обучении детей пению создаются прекрасные условия для личностно-

ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве.

При обучении детей пению педагог в применении различных упражнений

создает игровую ситуацию, в которой ребенок максимально проявляет

собственную активность, имеет возможность полностью реализовать себя.

В песенном творчестве дети проявляют себя в театрализации песни,

сопровождении мелодии с помощью детских музыкальных инструментов,

музыкально-ритмических движений. Педагог, применяя систему творческих

заданий, дает возможность каждому ребенку раскрыть художественный образ

песни по-своему, дать ему возможность проявить собственное творческое

воображение и фантазию.

В применении личностно-ориентированной технологии формируются основы

гуманно-личностных отношений в детском образовательном учреждении, где

оказывается помощь в адаптации ребенка к условиям дошкольного

учреждения. С помощью музыкального руководителя осуществляется

психолого-терапевтический эффект от звучания музыки в различных

режимных моментах детского сада. Музыкотерапия является одним из

существенных воздействий на психику ребенка, позволяющих ребенку

чувствовать себя комфортно, непринужденно и радостно в стенах детского

сада.

Осуществляется также принцип демократизации дошкольного образования,

равенство в отношении педагога с ребенком, партнерство в системе

взаимоотношений «Взрослый-ребенок». Педагог и дети создают условия

развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам.

Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры,

концерты, праздники, развлечения).

Технологии портфолио дошкольника;

Портфолио – это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах

деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз

пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут

развития ребенка.

Основные функции портфолио:

  1. Диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени).
  2. Содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ).
  3. Рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка).

Процесс создания портфолио является своего рода педагогической

технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов

заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями

дошкольника. В разделе «Мои успехи и достижения» могут быть дипломы и

грамоты участия ребенка в музыкальных конкурсах, викторинах, концертах.

Все эти награды могут быть как в стенах детского сада, так и в городских

мероприятиях, на конкурсах всероссийского и международного уровней. Так

как разделы портфолио несут в себе функцию интеграции областей НОД, то в

каждом разделе будет отображена и степень музыкального развития ребенка.

Ведь каждый день ребенок в детском саду соприкасается с музыкой в

режимных моментах детского сада, на групповых и индивидуальных

музыкальных занятиях, репетициях, на праздниках и развлечениях. Очень

часто эти моменты отображаются на видео и фото - снимках, которые

помещаются в портфолио ребенка.

Технология «Портфолио педагога».

Современное образование нуждается в новом типе педагога:

творчески думающим, владеющим современными технологиями образования,

приемами психолого-педагогической диагностики, способами

самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях

конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой  

результат. У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором

отображается все самое интересное, значимое и достойное в его

педагогической жизнедеятельности. Именно таким досье является портфолио  

педагога. Также как в портфолио ребенка название и количество разделов

может варьироваться по-разному. Главное, чтобы в портфолио были

отображены общие сведения о педагоге, результаты его педагогической

деятельности, научно-методическая деятельность, предметно-развивающая

среда, работа с детьми, с родителями и воспитателями.

Технология «Триз». 

Современной педагогической технологией является теория решения

изобретательных задач (ТРИЗ). Основная цель – развитие интеллекта

дошкольников и предпосылок творческой деятельности. ТРИЗ разработана на

разных уровнях образования

(от дошкольного до высшего).

Создателями ТРИЗ предлагаются оригинальные методы и средства

развития интеллекта дошкольников и предпосылок творческой деятельности.

К этим методам и средствам относятся: метод тотальных объектов, типовые

приемы фантазирования, системный оператор, морфологические таблицы,

метод маленьких человечков.

I. Сущность метода тотальных объектов состоит в том, что какой-то

объект или предмет становится основным при организации деятельности

детей. Авторы ТРИЗ считают этот метод универсальным, т. е. он может

использоваться в различных видах деятельности: игровой, изобразительной,

конструктивной, развитии речи и т. д.

Возможности метода тотальных объектов состоят в том, что с его

помощью может быть сформировано умение увидеть главное, основное:

умение анализировать объекты и устанавливать взаимосвязи. Метод

тотальных объектов способствует воображению.

II. Типовые приемы фантазирования. Главная их цель состоит в

развитии воображения дошкольников. Авторы разработок предлагают 4

типовых приема фантазирования.

1. «Очеловечивание» приемов и явлений.

2. Изменение сюжета сказки.

3. Изменение эпизода сказки.

4. Изменение конца.

(это может быть музыкальная сказка, детская опера).

Эти приемы фантазирования способствуют развитию умения

устанавливать взаимосвязи и умения при известных способах действия

предлагать новые, неизвестные.

Эти приемы прекрасно используются в песенном творчестве, в слушании

музыки, в образном содержании музыкального произведения.

III. Морфологическая таблица, с помощью которой можно выделить

некоторые части объектов, предметов, явлений, например, основные части

сказки или музыкального произведения.

Данный метод способствует формированию таких умений, как умение

увидеть структуру объекта, т. е. главное.

Выводы:

В обучении детей пению на современном этапе важно сохраняя главные

педагогические принципы, организовать образовательный процесс так, чтобы

результаты деятельности музыкального руководителя, вокального педагога, в

области развития певческих навыков постоянно усовершенствовался путем

поиска новых приемов и методов работы. Самообразование педагога по

вокалу, музыкального руководителя, должно быть направлено на изучение

новых педагогических приемов и методов, применение их в НОД «Музыка» и

в программе дополнительного дошкольного образования по вокалу.

Применение современных педагогических технологий необходимо для того

чтобы идти в ногу со временем в постоянно меняющемся мире, для того чтобы

ребенок мог ориентироваться в этом мире на прочном фундаменте знаний и

навыков, приобретенных человечеством в процессе развития всей мировой

цивилизации.

Надо твердо знать то, что владение новыми технологиями не дань моде, а

необходимость, без которой современный образовательный процесс не будет

реализован полноценно.

Мышление и интеллект ребенка развиваются в постоянно меняющемся мире,

поэтому формирование интеллектуальных способностей, а также музыкальное

развитие должно осуществляться с применением классических приемов и

методов дошкольной педагогики, но и обогащаться новыми компонентами

педагогического мастерства, способами осмысления технологичности

педагогической деятельности, связанной с искусством воздействия на

личность ребенка.