Театральная деятельность

Макарьева Наталья Валерьевна

Кукольный театр является любимым детским зрелищем. А когда артистами становятся сами дети - это вдвойне интереснее. Он развивает у детейIMG 20220518 WA0041 мышление, артистические способности, фантазию и память, знакомит со сказками, способствует развитию общительности, коммуникабельности, развивают моторику ребёнка. Играя в спектакле, дети перевоплощаются в различные образы, учатся выражать свои чувства и эмоции в слове, интонации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Сценарий кукольного эстрадного номера

                 «СКАЗОЧНАЯ ПЛАНЕТА»

(выступление на  Республиканском конкурсе кукольных театров.)

Оборудование: Медведь-ростовая кукла, Маша и Звездочёт –куклыкукольного театра . Перчатки цветные,глазки пластмассовые. Ракета плоская,ракета объёмная.

Входит медведь с ракетой в руках.

Маша: (за ширмой) Мишка,Мишка, Поиграй со мной.мне скучно. Мишка,Мишка мне скучно. Показывает на ракету: Мишка, а это у тебя чего? О! Ракета! Мишка, ты на луну собрался? А мы в космос полетим?

Мишка держится за голову, качает ею. Садится и засыпает.

                Звучит музыка. Появляется звездочёт

Звездочёт:

Здравствуй,Маша!

Я-мудрый звездочёт,

Знаю все планеты я  наперечёт.

В телескоп за ними наблюдаю

И про Космос всё на свете знаю.

И сегодня, в этот день и час

В космос полетишь сейчас!

А как только  палочкой волшебной я взмахну,

Вмиг ракета набирает высоту.

(Обратный отсчёт.Полёт ракеты.)

Маша:А я-первый ребёнок в космосе.Пять минут ,полёт нормальный!!

                               Ракета «приземляется»

                                     Голос за ширмой:

Где-то далеко, далеко в Космосе, в тридевятой галактике,жила была маленькая,но очень красивая и необычная планета,которая называлась СКАЗОЧНАЯ. По всей поверхности лежало множество камней (кладут ладони, сжатые в кулак). Все они были разноцветными. Солнце освещало   и грело планету. Тёплые лучики ласково гладили камни и они оживали (кулачки начинают шевелиться на месте).

Радовались солнышку и грели свои ушки зайчики. Ой! Да это же зайчики,зайчики-попрыгайчики.

Вдруг,откуда не возмись,

Пробираются ежи

Иголки разноцветные,

Ежи- то хороши.

Ежики вдруг убежали

Червячков они позвали

Маленьких смешных таких

Карапузов озорных.

Червячки, вдруг,убежали

Птичек в небе увидали

Птицы по небу летят

И на Машу всё глядят.

Пролетают над полями
над лесами,над цветами.

Вот увидели цветы

Небывалой красоты.

Распустились все цветочки

И калышут лепесточки.

Вот цветочки все закрылись

И тихонько опустились.

Ночь тихонечко пришла

Звёзды в небо принесла

Вот звезда и вот звезда

Ах, какая красота!

Звучит музыка.

Среди мерцания звёзд появились необычные существа.

(дети надевают глазки)

Это были Гонзики! Гонзики с интересом бродили по планете, рассматривая все вокруг. Они без слов понимали друг друга. Гонзики решили сделать планету доброй и прекрасной, найти себе друзей. Вдруг, они остановились, вытянули свои шеи и увидели Машу, весело помахали ей своими лапками.

Маша рассказала новым друзьям о своей замечательной и красивой планете - Земля и пригласила Гонзиков к себе в гости. Гонзики обрадовались, они тоже были рады знакомству.

(Обратный отсчёт. Полёт ракеты.)

Звучит песенка Друзей

Все учасники встают перед ширмой .

Маша: Мишка,Мишка,я друзей себе нашла!.

Мишка просыпается,берёт Машу на руки ,а Гонзики ходят и бегают по Мишке.

Поклон.

май 2022 г.



Предварительный просмотр:

ГБОУ « Селенгинская  СКОШИ»

Творческий проект.

Музыкальная сказка

 « Муха-Цокотуха»

Автор и руководитель: Макарьева Н.В.

Учитель музыки и логоритмики.

                                                        2021-2022 у/г.

                                             Проект  «Муха – Цокотуха»

                                                 (музыкальная сказка)

Совместная деятельность учителя музыки  и педагогов.

Вид  проекта:        Творческий, краткосрочный.

Участники:     Учитель музыки, педагоги, дети  1-5 классов.

Цель  проекта: Создать условия для развития  музыкальных  и творческих   способностей детей с ОВЗ, средствами музыкально-театрализованной деятельности.

Задачи проекта:

ОБУЧАЮЩИЕ:

- формирование представлений об истоках театрального

искусства;

- формирование представлений о составляющих сценического

образа;

- развитие умения сопереживать чувствам и желаниям

других;

- расширение словарного запаса.

2. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ:

- коррекция всех психических процессов, личностных качеств, поведения, эмоций.

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- воспитание доброжелательности, открытости, взаимопонимания, чувство

коллективизма и организованности;

- воспитание умения передавать эмоциональное состояние через мимику, жесты,

движения.

Актуальность  темы:

Как известно, музыкальный театр является одной из наиболее   наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы.  По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре, которая складывается как основа относительно самостоятельного функционирования детского сообщества. Сходными являются  формы организации этих процессов:  игра – ролевая и актёрская. Театральная деятельность отвечает психологическим   особенностям школьного возраста, удовлетворяет основную потребность ребёнка – потребность в игре и создаёт условия для проявления его творческой активности.

              Театрализованную деятельность в психокоррекционной практике следует рассматривать как совокупность методик, построенных на применение этого искусства в свободной символической форме. Её основные функции:

- катарсистическая (очищение, освобождение от негативных состояний);

- регулятивная (снятие нервно-психологического напряжения, регуляция

 психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);

- коммуникативно-рефлексивная (коррекция нарушений общения, формирование

адекватного поведения, самооценки).

   Н.А.Ветлугина  в  своих  исследованиях  всесторонне проанализировала  возможности  детей  в  выполнении  творческих  заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи обучения и творчества детей,  доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга. Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества - накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского музыкального творчества - накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В  свою очередь обучение обогащается творческими  проявлениями  детей, приобретает  развивающий  характер.

    Музыкальный компонент театральных спектаклей расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств. Природная предрасположенность школьников к пению и движению объясняет их живой интерес к восприятию музыкально-театрального действа и участию в нём с удовольствием.

   Приобщение детей к музыкально-театральному творчеству в условиях коррекционной школы осуществляется  в рамках создания музыкальной сказки, что дает уникальную возможность помочь детям раскрыть и развить творческие качества, столь важные для современного человека, освобождает ребенка от закомплексованности, дает ему ощущение своей особенности, приносит массу радостных минут и огромное наслаждение. И конечно, умение экспериментировать, свободно общаться со сверстниками и старшими товарищами, управлять эмоциями, самостоятельно принимать решения - эти качества очень пригодятся ребятам  в дальнейшей  жизни.

   Процесс  создания (постановки) музыкальной сказки трудоемкий, но интересный, требующий от педагогов кропотливой работы. Основной целью создания музыкальной сказки с детьми школьного возраста является развитие способности детей к свободному творческому восприятию окружающего мира. Рассмотрим основные  этапы постановки музыкальной сказки  «Муха – Цокотуха».

Ожидаемые результаты проекта:

- Учащиеся  познакомятся с историей театра, его видами, способами  обыгрывания.

-Показ сказки на общешкольном родительском собрании, для учащихся школы, для детей ЦРР « Алёнушка».

 -Фотоотчёт проекта.

 

                                            План работы с проектом:

Что сделать?

Кто отвечает?

Что нужно?

Подбор иллюстраций о театре, фото о театре.

 

Макарьева Н.В.

Иллюстрации.

  Чтение  сказки « Муха-цокотуха»

 Макарьева Н.В.

Прочитать сказку детям, подобрать картинки по сказке.

Создание костюмов.

Аквагрим. Декорации.

 

Усынина Е.В.

Голубева Е.Ю.

 

Ткань.

 Картон.Краски.

Обыгрывание танцева-льных этюдов.

Макарьева Н.В.

 

 

Музыкальный  материал

Показ сказки.

Макарьева Н.В.

Фотоотчёт

Макарьева Н.В.

Сценарий развлечения

 

 

 

1 этап

«Выбор произведения»

Сказка – работа коллективная, поэтому и выбор сказки должен быть коллективным. Поскольку дети не обладают богатым литературным багажом, педагог выносит на обсуждение  известные и неизвестные сказки, умело направляя  процесс поиска. Необходимо учитывать способности и особенности детского коллектива.    Выбор детской оперы «Муха-Цокотуха»  не случаен:во-первых, герои сказки знакомы ребятам,  так как  мы предварительно читали в классах  сказку К. Чуковского, рисовали, смотрели мультфильм и   история Мухи  детям очень понравилась. Во-вторых,  был подобран  интересный вокальный и инструментальный материал.  Образовалась труппа из   18 артистов.

2 этап

«Какой он -  сказочный герой?"

Знакомство с музыкальной сказкой  «Муха-Цокотуха» произошло на факультативе. Дети  впервые услышали сказку с музыкальными номерами. Хочется отметить, что музыка в этом спектакле выполняет несколько функций:

1.  Музыкальная характеристика героев в контексте происходящих событий:

2.  Эмоциональная реакция на происходящие события (сопереживание):

3. Эмоциональный фон, сопровождающий действия героев.

    Работа над персонажами сказки  способствует развитию психических процессов – памяти, воображению, фантазии, речи. Формируется музыкальность, музыкальная культура, которая является частью общей культуры, коррегирует психоэмоциональные расстройства. В процессе работы,  я опиралась  на воображение детей, на личный опыт ребенка и память. Предлагала  рассказать и показать, как он представляет себе данный персонаж. Поскольку личный опыт детей  еще не велик, корректировала и помогала, подсказывала  наиболее яркие индивидуальные черты, особенности персонажа.  В этом мне помогали:

Этюды на мимику

Работа  с карточками  эмоций, игра «Выбери карточку и покажи эмоцию мимикой и жестам»   и  «Кто это?»- один ребенок мимикой показывает эмоцию, а все дети выбирают подходящую карточку.

Этюды на движение

Прием «Отгадай кто это?»- один ребенок показывает, другой называет (угадывает) персонажа сказки.

    Для поиска пластического решения образа некоторых героев  необходимы занятия выразительным движением. Передавать образ в движении дети учились, исполняя различные этюды, на этапе «танцевального творчества», в рамках факультативных занятий и в свободное время.

3 этап

 Формирование актерского состава

(распределение ролей)

   Обозначились  детские желания, круг интересов, выявились пристрастия. Ребята попробовали себя во всех ролях,  поиграли в разных эпизодах. Теперь настало время взять на себя ответственность за конкретную роль, чтобы донести спектакль до зрителя. Детям дается возможность  попробовать себя в той или иной роли. В процессе исполнения ребенок сам оценивает себя. С другой стороны его оценивают товарищи. Коллектив детей высказывает свои пожелания, определяет свои симпатии. Совместный выбор детей и педагогов и определяет исполнителя той или иной роли.

 4  этап

« Создание сценического пространства»

   Создание сценического пространства требует от детей умения  ориентироваться. Определять границы данного действия, разделять пространство на сектора, линии, основное место действия. Знать стороны:  лево, право, назад, вперед, по диагонали. Определять середину и края. Развитию ориентировки способствуют  упражнения на перестроение. Чтобы лучше представить рисунок перестроений детям предлагается зрительный ряд пиктограмм. Научившись видеть и понимать пространство, дети быстро находят место себе, партнерам и предметам с которыми надо взаимодействовать. В силу вступает детская импровизация, ассоциативное мышление. Взаимодействие с партнерами приводит к составлению следующих  мизансцен:

 Сцена прихода гостей:

Сцена с кошкой

Сцена с Пчёлками

 Сцена  с Блошками

Сцена с Бабочками

Сцена с Тараканами

Сцена  появления Паука

Сцена Паука и Комара.

Заключительная сцена

Финал

Педагогу остается, не навязывая своего видения, совместно “обжить” с детьми пространство. Элементы декорации, реквизит находят свое точное место на площадке  во время  репетиции эпизодов (мизансцен).  А элементы костюма находят своего исполнителя.

5 этап

«Премьера»

   Выступление является самым волнующим и ответственным этапом в создании музыкальной сказки. Ребенок получает возможность заявить о себе и поверить в себя, ощутить  радость общения со сверстниками и  взрослыми, которым  отводится роль помощников и ценителей. Осуществляется социально-личностное развитие ребенка. Формируется чувство ответственности за общее дело.

Артисты волнуются. Зрители в ожидании. Итак,  премьера!

                          МУЗЫКА ВЫХОД ВЕДУЩЕГО

Ведущий:     Мы собрали все таланты,

                        Хотим вам сказку показать.

                        Дружно хлопайте в ладоши,

                        Чтоб артистов поддержать.

                     

   Шире веселись, душа –

   Сказка будет хороша!

   Начинаем представленье,

   Всем гостям на удивленье!      

Ведущий: Муха-Муха-Цокотуха позолоченное брюхо шла по полю не спеша. Муха: Ах, погода хороша!

                            ПЕСНЯ МУХИ (Я муха цокотуха…)

             Позову-ка в дом гостей в праздник мамочки моей.

Вед: Вот и денежка нашлась, Цокотуху дождалась.

Муха: Время ехать за едой!

            Эй, такси, маршрутка, стой!

 (подъезжает мальчик - шофер, везет муху под музыку)

                 Фон МУЗЫКА БАЗАР

Ведущий: Пришла Муха на базар и купила самовар.

                   Ну а к чаю угощенье: Кекс ореховый, печенье,

                   Шоколад и мармелад... Накупила все подряд,

                   Не впихать в грузовичок.

Муха: Классный будет пикничок!

            Эй вы, гости, приходите, Приползайте и летите...

            К трем часам за стол сажусь, А пока что приберусь (летает, прибирает)

            Осталось покрошить салат, Сварить горячий шоколад,

            Когда же это все успеть? Какое платье мне надеть?

Ведущий: Гости долго не рядились, все по моде нарядились,

                  И едва пробило три, уж толпились у двери.

                   Приходила к Мухе Кошка...

            ВЫХОД-ТАНЕЦ КОШКИ

Кошка: Опоздала я немножко, У меня с утра дела:

               В шесть ноль-ноль в спортзал зашла,

               Пресс немножко покачала,

               Два часа - совсем устала.

               После - маникюр и стрижка,

               Завтрак - жареная мышка,

               И за платьем в магазин.

               Осмотрела сто витрин,

               Новый праздничный наряд

               То велик, то маловат, (показывает мухе)

Муха: Садись Кошечка за стол, угощайся.

Ведущий: Прилетала бабочка...  Или; прилетели бабочки

           ВЫХОД- ТАНЕЦ БАБОЧЕК        

Бабочка: Здравствуй, наша лапочка!

                  С праздником мам поздравляем  быть здоровою желаем!

Муха: Бабочки-красавицы, кушайте конфеты, Вам они понравятся.

Бабочка: Вредно для диеты. Пища нездоровая -

                 Чипсы, кириешки...Будешь ты как новая,

                 Если есть орешки. (Вручает орешки.)

Ведущий: Приходили к Мухе блошки, приносили ей сапожки.

Блошки: Вот сапожки не простые — в них застежки золотые.

                  Ты носи, подруга наша, в них всех мух ты будешь краше!

                       (Отдают сапожки, Муха кланяется).

Ведущий: Моль на праздник прилетел (а),

                  Платье Мухе чуть не съел (а). 

                              ВЫХОД-ТАНЕЦ МОЛИ

(Подлетает к Мухе и с восторгом хватает ее за юбку.)

Моль: Эх, вкуснейший трикотаж! Слюнки вытекают аж.

Муха: За столом полно всего.

Моль: Не люблю я из того, а вот юбка - просто класс!

            Дай лизнуть хотя бы раз.

Муха: Кыш, носатая гангрена, Эта юбка от Кардена,

            Стоит тысячу рублей, И смотреть туда не смей.

Моль: От Кардена - не хочу! К шторкам лучше полечу.

Ведущий: Тараканы прибегали, поздравление зачитали.

                      ВЫХОД-ТАНЕЦ ТАРАКАНОВ

Первый таракан: Дорогая наша мушка, будь прекрасна, как пампушка!

                                 Не болей и не ленись, на пятерочки учись.

(садятся на пол)

 Второй таракан: Ты чего сказал такое? Это ж только мы с тобою

                                 Ищем завтрак на полу.

                                 Тараканов ведь к столу

                                  Очень редко приглашают.

                                 Чаще тапком в них кидают.

Третий таракан: Ой, прости, не та бумажка.

                                  Быть неграмотными тяжко.

Четвертый таракан: Ты читай уже, давай. Если хочешь каравай.

Пятый таракан: Дорогая наша мушка, будь прекрасна, как пампушка!

                                 Песни пой и не скучай.

Муха: Попрошу к столу, на чай!

Шестой таракан:   Ох, хозяюшка, спасибо! Ты нам очень угодила.

                        Кофейку еще попьем с молоком и крендельком.

Ведущий: Прилетели к Мухе Пчелки.

                                ТАНЕЦ ПЧЕЛ

Пчелы: Кушай мед, племянница, нет его полезней!

               Сладкий и душистый – лечит все болезни!

     Пчелы отдают Мухе мед. Веселое застолье.

                            МУЗЫКА ПАУКА

Ведущий: Вдруг какой-то паучок к нашей Мухе скок да скок...

Паук: Время музыку включать, Приглашаю танцевать!

                      ПЕСНЯ МУХИ И ПАУКА (муз. 40 симфония Моцарта)

Муха: Отпусти, отпусти, отпустите.

Паук: Не хочу, не могу дорогая.

Муха: Вы мне руку так сильно не жмите.

Паук: Я ее и не сильно сжимаю.

Муха: (говорит на фоне музыки))Дорогие гости, помогите!

                                                         В паука ботинком запустите!

 Ведущий: Только гости испугались, Только гости разбежались

                   По щелям да по углам  и сидят тихонько там.

 Ведущий: Вдруг откуда-то летит Маленький комарик

                    А в руках не динамит, Не воздушный шарик...

                     ВЫХОД-ТАНЕЦ  КОМАРА

Комарик: Не боюсь я паука, брызгану его слегка.

Ведущий: Подлетает к пауку, Муху отнимает,

                   а потом на всем скаку Кнопку нажимает.

(Комар обрызгивает Паука из баллона с дихлофосом.

 Паук падает, уползает)

Комарик: Старый добрый дихлофос,  Я в подарок Вам принес.

                   Изумительное средство от таких стихийных бедствий!

Ведущий: Муху за руку берет в серединочку ведет.

Комар: Я злодея погубил?

Муха: Погубил.

Комар: Я тебя освободил?

Муха: Освободил.

Комар: А теперь, душа-девица, будем вместе веселиться.

Ведущий: Выходи, честной народ, все вставайте в хоровод!

                                    ОБЩАЯ ПЛЯСКА поклон.

  



Предварительный просмотр:

                        «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и  нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…” (Б. М. Теплов).

  Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражая свое собственное отношение к добру и злу.

 Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Сказка учит доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.

Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Процесс  создания (постановки) музыкальной сказки трудоемкий, но интересный, требующий кропотливой работы. У ребят, посещающих кружок           « Лукоморье», под руководством Н.В. Макарьевой, это не первый опыт, дети, до сих пор с теплотой вспоминают сказку « Муха Цокотуха», поставленную в 2020 году.

Выступление является самым волнующим и ответственным этапом в создании музыкальной сказки. Ребенок получает возможность заявить о себе и поверить в себя, ощутить  радость общения со сверстниками и  взрослыми, которым  отводится роль помощников и ценителей. Осуществляется социально-личностное развитие ребенка. Формируется чувство ответственности за общее дело.

Репетиции завершены. Декарации и грим готовы. Спасибо О.В. Щуковой за помощь. Костюмы героев, сшитые учителем трудового обучения Е.В. Усыниной, как всегда отличаются яркостью и характерными деталями. Дети в них чувствуют себя настоящими артистами!

Зрители в ожидании. Артисты волнуются. Итак,  премьера! 25.04.2021 г для учащихся начальной школы состоялся настоящий праздник. Аплодисменты и слова благодарности не вскружили  головы юным  артистам, ребята настроены работать и дальше, радовать школьных друзей новыми постановками.

По  окончании выступления артистов  ждали бурные аплодисменты и… угощение!



Предварительный просмотр:

ГБОУ «Селенгинская СКОШИ»

Театральный проект

«СКАЗКА О НАХОДЧИВОМ  МЫШОНКЕ»

(По мотивам одноимённой сказки С.Маршака)

Подготовила:

         Н.В. Макарьева.

Учитель музыки,высшая категория:

                                                   пгт. Селенгинск.

                                                             2021г.                              

 «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого – он засушенный цветок».                                                                  (В. А. Сухомлинский)

Характеристика проекта:

Вид проекта: Краткосрочный, творческий, групповой

Участники проекта:  Дети, посещающие кружок «Лукоморье» ,учитель музыки, учитель трудового обучения (швейное дело).

Продолжительность: 3 месяца.

Количество детей: 10 человек

Результат: Театрализация «Сказки о находчивом мышонке»

Название проекта: «Сказка о находчивом  мышонке»

Учебный предмет:  внеурочная деятельность

Проблемный вопрос проекта:  Раскрытие творческих способностей детей.

Сроки проведения:  4 четверть 2021г.

Цель проекта: положительная динамика социализации и адаптации обучающихся с ОВЗ посредством участия в театрализованной деятельности.

Задачи:

Обеспечить условия для реализации театрализованных постановок;

Разработать сценарий музыкальной сказки по мотивам С.Я Маршака «Сказка о находчивом мышонке» и реализовать постановку с учётом значимых направлений воспитательной работы школы;

Актуальность проблемы.

В коррекционных учреждениях, как и в любых общеобразовательных организациях, важное место уделяется воспитательной работе обучающихся, где главной задачей является всестороннее развитие учеников с целью их дальнейшей социализации в обществе. Одним из направлений воспитательной работы нашей школы является развития личности ребёнка c ОВЗ посредством театральной деятельности.

На первый взгляд тема театрализации в педагогике является достаточно

изученной, кому-то может показаться избитой. В литературе можно найти

прописанные методы, принципы и приёмы работы в театральном кружке. Во многих детских садах, образовательных организациях активно практикуют театральную деятельность для реализации множественных образовательных, коррекционных, воспитательных задач. Но, как правило, весь материала направлен на реализацию деятельности с детьми, имеющими норму развития.

Я работаю в образовательной организации, где обучаются дети с нарушениями развития интеллектуальной сферы (лёгкая, умеренная умственная отсталость, расстройства аутистического спектра, болезнь Дауна, тяжёлые множественные нарушения развития). При проведении театрализованной деятельности детьми с ОВЗ возникает целый ряд специфических препятствий. Они основаны на особенностях протекания психических процессов: недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой сферы, двигательная расторможенность, нарушения  внимания, понимания и запоминания, тяжёлые нарушения речи. В театрализованных постановках участвуют все ученики моего класса, несмотря на тяжёлые множественные нарушения развития.

Театрализованная деятельность – близка и понятна умственно отсталому ребёнку, потому что связана с игрой. Игра – одна из ведущих видов деятельности ребёнка в системе коррекционного воздействия. Самый сложный ребёнок раскрывается и развивается во время игры, забывает о своих физических и психических проблемах, пробует, на что он способен, начинает верить в себя. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе.

 Театрализация в коррекционной школе требует специальной организации процесса, подборки адаптированных методов и приёмов, которые приведут к положительному результату работы в данном направлении. Таким образом, данный вид работы с учениками класса является удачной находкой в организации внеурочной деятельности, помогает реализовать воспитательные задачи, является эффективной и должна активно использоваться в современном образовании обучающихся с ОВЗ.

Новизна проекта: использование театрализации, как доступной и эффективной формы работы с обучающимися с ОВЗ, в реализации духовно-нравственных направлений воспитательной работы школы.

Ожидаемый  результат проекта:

раскрытие творческого потенциала детей, воспитание творческой направленности личности.

повышение уровня их социальной адаптации;

повышение темпа развития речи детей в целом, т.к. они включены в творческую деятельность;

сплочение детей в коллективе и их доброжелательное отношение друг к другу;

речевое раскрепощение ребенка, развитие эмоций музыкальных способностей.

Этапы реализации:

I этап. Планирование

- создание творческой группы;

- распределение обязанностей согласно поставленным задачам по реализации постановки.

- определение содержания театральной постановки, исходя из направлений воспитательной работы;

- обозначение сроков реализации;

Так как в коррекционном учреждении наполняемость класса до 10-12 человек, для реализации проекта приветствуется слияние классных коллективов.

II этап. Разработка и распределение

- разработка адаптированного сценария, доступного и понятного участникам проекта;

- обсуждение с обучающимися содержания предстоящей театральной постановки (на что направлена, главная идея и вывод);

- распределение ролей.

На данном этапе должны учитываться следующие принципы: творческий процесс должен закономерно проистекать из возможностей ребенка.

При распределении обязанностей должны учитываться индивидуальные социально – психологические особенности ребёнка; особенности его эмоционально – личностного развития; интересы, склонности, предпочтения и потребности.

III этап. Реализация проекта

На данном этапе руководителем проекта ведётся параллельная работа с учениками по определённым направлениям: разъяснение, разучивание текста, песен, элементов движения, танцев, сводные репетиции постановки.

На данном этапе используются методы:

- моделирования ситуаций - предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов;

- творческой беседы - предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога;

- метод ассоциаций - дает возможность будить воображение и мышление ученика.

Выполнение задания в группе проходит неравномерно, поэтому необходимо проводить индивидуальную работу, дополнительно объяснять и разъяснять материал каждому ученику.

С помощью учителя швейного дела изготавливается сценический инвентарь, пошив костюмов, оказывается помощь в изготовлении декораций.

Я, имея квалификацию педагога-психолога, провожу мероприятия по снятию эмоционального напряжения через тренинги.

IV этап. Показ спектакля

Демонстрация театральной постановки перед родителями, воспитанниками других классов, педагогическим коллективом,  гостями школы.

V этап. Оценка проекта

Составление руководителем проекта аналитической справки по результатам проделанной работы с учётом отзывов родителей, оценки деятельности творческой группы, администрации и гостей школы.

Рабочий план проекта

Этап

Действие

Сроки выполнения

Ответственные

Планирование

- создание и сбор творческой группы;

- распределение обязанностей согласно поставленным задачам по реализации постановки;

- определение содержания театральной постановки, исходя из направлений воспитательной работы;

- обозначение сроков реализации;

октябрь

Руководитель проекта, творческая группа

Разработка и распределение

- разработка адаптированного сценария;

- обсуждение с обучающимися содержания предстоящей театральной постановки (на что направлена, главная идея и вывод);

- распределение ролей.

ноябрь

Руководитель проекта, творческая группа

Реализация проекта

Разъяснение, разучивание текста, песен, элементов движения, танцев, сводные репетиции постановки.

Изготовление сценического инвентаря, пошив костюмов, изготовление декораций.

Экскурсии, поход в театр.

Декабрь - февраль

Руководитель проекта, творческая группа, учитель технологии

Показ спектакля

Демонстрация театральной постановки

февраль

Руководитель проекта, творческая группа

Оценка проекта

Составление руководителем проекта аналитической справки по результатам проделанной работы

Первая неделя апреля

Руководитель проекта

Для реализации проекта необходимы следующие ресурсы:

Кадровые: педагогический коллектив, обучающиеся.

Информационные: литература, интернет, видеоматериалы.

Организационные: наличие необходимых материалов для создания декораций, костюмов, атрибутов, музыкальная и мультимедийная аппаратура.

Ожидаемые результаты

Предполагается, положительная динамика развития эмоционально-волевой, личностной сферы. Участие в проекте будет способствовать формированию социально-адаптивного поведения у обучающихся с ОВЗ. Раскроется его творческий потенциал, ребёнок избавится от излишней скованности, боязни общества, комплекса «взгляда со стороны». Ребёнок станет более общительным, самостоятельным в различных бытовых и простейших социальных ситуациях, это благотворно повлияет на дальнейшую социализацию в обществе.

Результат

Результат проекта - высокая оценка, положительные отзывы и выражение благодарности от родителей учеников, администрации нашего учреждения и гостей школы. У детей после представления остались яркие впечатления, эмоциональный взлёт. Ребятам хотелось делиться впечатлениями с окружающими. Самый застенчивый ребёнок почувствовал себя успешным и значимым в коллективе, всё это способствует адаптации детей и дальнейшей их интеграции в обществе.

После презентации спектакля был составлен анализ, который показал актуальность театрализованной деятельности в реализации направлений воспитательной работы.

Риски

Обучающиеся с ОВЗ испытывают значительные затруднения в воспроизведении текста наизусть, путают хронологию появления действующих персонажей, испытывают затруднения в пространственной ориентации. У детей, отсутствующих по причине болезни, утрачиваются приобретённые навыки. Дети резко реагируют на замечания и советы, во время репетиции, вплоть до отказа участвовать в постановке. Данные факторы могут негативно повлиять на презентацию спектакля или вовсе сорвать представление.

Управление рисками

- адаптировать (упростить) речевую нагрузку сценария исходя из психо-физических особенностей участников спектакля;

- ввести суфлёра, для визуальной опоры последовательности действий постановки;

-  продумать систему индивидуальных поощрений для повышения мотивации участников проекта;

-увеличить сроки реализации третьего этапа на один – два месяца.

Дальнейшее развитие проекта

- продолжить реализацию проекта, для расширения коррекционного пространства образовательной организации, с целью развития личностного и творческого потенциала обучающегося с ОВЗ. А именно участие в семинарах окружного консалтингового центра; выход с постановками в детские сады и коррекционные учреждения.

- смонтированная видеосъёмка спектакля будет представлена на конкурсы различных направлений.

- распространение опыта, как одной из формы адаптированного подхода основных направлений воспитательной работы в коррекционной школе перед коллегами общеобразовательных школ, работающих с обучающимися со статусом ОВЗ.

                                  Сценарий.      

              «СКАЗКА О НАХОДЧИВОМ МЫШОНКЕ»

Действующие лица:

Ведущая

Мышка (бизнесвумен, в деловом костюме, на голове маска-ушки)

Мышонок (большой, толстый, в штанишках с подтяжками, на голове шапочка с ушками)

Утка и утята (Утка – в русском народном костюме поверх современного короткого платья-диско)

Лошадь  (романтичная поэтесса, в длинном платье с хвостом сзади. На голове шляпа с большими полями и на ней ушки)

Жаба и лягушата (рокер, на голове резиновая шапочка, сверху большие очки, в ластах, в руках руль)

Свинья (интеллигентная, вальяжная. В костюме, на голове шляпка с ушками)

Рыба и рыбки (в блестящем платье, с зонтиком)

Курица (хиппи, в джинсах, рубашке, повязанной узлом спереди, с гитарой)

Кошка и котята («стиляга», в руках саксофон)

Дети одеты в костюмы персонажей.

Движения танцев на усмотрение музыкального руководителя, в зависимости от степени подготовки детей.

__________________________________________________________

Спальня в мышиной норке. Мама Мышка укладывает спать Мышонка.

Мышонок капризничает.

МЫШКА: (жалуясь):

Я – Мышь-бизнесвумен, работе верна.

Владею огромным я складом зерна.

В заботах и хлопотах каждый мой час.

А дома Мышонку не спится сейчас.

Могу опоздать я на корпоратив,

И нужно салон красоты посетить…

Давно колыбельной забыла мотив (удручённо)

(смотрит на часы)

Попробую снова его уложить.

КОЛЫБЕЛЬНАЯ МЫШКИ:

(И.Дунаевский «Колыбельная» из к/ф «Цирк»  – в сопровождении ф-но)

Пела ночью Мышка в норке:

«Спи, Мышонок, замолчи!

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи.

Баю-бай, баю-бай,

Спи, мой мальчик, засыпай»

Мышонку не спится. Капризничает.

МЫШКА:

Ищу ему няню, мадам средних лет,

Чтоб спать уложила, когда меня нет.

Чтоб песенку спеть и стишок рассказать,

Обедом кормить, во дворе поиграть,

В кружок, на концерт, на каток отвезти…(вздыхает)

Как трудно хорошую няню найти!

МЫШКА: (поёт)

Баю-баю, баю-бай!

Спи мой мальчик, засыпай!

ВЕДУЩАЯ:

Отвечает ей Мышонок:

МЫШОНОК: (капризно)

Голосок твой слишком тонок.

Лучше, мама, не пищи,

Ты мне няньку поищи!

ВЕДУЩАЯ:

Побежала Мышка мать,

Стала утку в няньки звать:

Мышка подходит к столу. На столе компьютер, телефон, зеркало, косметика. Набирает номер на мобильном телефоне.

МЫШКА:    

Приходи к нам, Тетя Утка,

Нашу детку покачать.

Мышка садится за стол, занимается своими делами, что-то печатает на компьютере, смотрится попутно в зеркало.

ВХОД УТКИ (рус.нар.песня «Летят утки» в исполнении Н.Бабкиной и ансамбля «Русская песня»)

(Утка в платочке, сарафане, на русско-народный манер. Проходит круг по залу – левая рука «полочкой», правая рука на левой, пальцем на щёку. Встаёт спиной к залу, сбрасывает сарафан, платок и остаётся в современной одежде)

ТАНЕЦ УТКИ И УТЯТ (фонограмма «Witch doctor» У-и-у-а-а)

УТКА : (обращаясь к Мышке):

- Ну, показывайте вашего малыша

 (увидев большого и толстого Мышонка с удивлением) –

 - Это ваш малыш? Какой крупный мальчик!

КОЛЫБЕЛЬНАЯ УТКИ:

Стала петь Мышонку Утка:

«Кря-кря-кря, усни, малютка

После дождика в саду

Червяка тебе найду

Кря-кря-кря, баю-бай

Спи, Мышонок, засыпай»

ВЕДУЩАЯ:

Глупый маленький Мышонок

Отвечает ей спросонок:

МЫШОНОК:

Нет, твой голос нехорош -

Слишком громко ты поешь!

УТКА: (оскорблено):

Ну и ладно!   (уходит)

ВЕДУЩАЯ:

Побежала Мышка-мать

Тетю Лошадь в няньки звать:

Мышка мечется по залу, звонит по телефону

МЫШКА:

Приходи к нам, Тетя Лошадь,

Нашу детку покачать.

ВХОД И ПЕСНЯ ЛОШАДИ (С.Никитин «И только лошади летают вдохновенно…» из м/ф «Большой секрет для маленькой компании»)

Лошадь вальсирует:

Очень многие думают, что они умеют летать, 
Лебеди очень многие, ласточки очень многие. 
И очень немногие думают, что умеют летать 
Лошади очень многие , лошади четвероногие. 

Лошадь поёт:

Но только лошади летают вдохновенно,

Иначе лошади разбились бы мгновенно,

И разве стаи белокрылых лебедей

Поют как стаи белокрылых лошадей.

Но только лошади летать умеют чудно,

Очень лошади прожить без неба трудно.

И разве стаи лошадиных лебедей

Грустят как стаи лебединых лошадей.

ЛОШАДЬ:

Я буду самой лучшей няней!

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ЛОШАДИ:

«И-го-го!» - поет Лошадка,

«Спи, Мышонок, сладко, сладко,

Повернись на правый бок,

Дам овса тебе мешок

Баю-баю, баю-бай,

Спи, Мышонок, засыпай!»

ВЕДУЩАЯ:

Глупый маленький Мышонок

Отвечает ей спросонок:

МЫШОНОК:

Нет, твой голос не хорош.

Очень страшно ты поешь!

ЛОШАДЬ: (обиженно):

Фу, какой невоспитанный! (уходит)

ВЕДУЩАЯ:

Побежала Мышка-мать,

Стала Жабу в няньки звать:

Мышка звонит по телефону.

 

МЫШКА:

Приходи к нам, тетя Жаба,

Нашу детку покачать.

ВХОД И ТАНЕЦ ЖАБЫ И ЛЯГУШАТ (Daniel Malmedahl «Crazy Frog»)

ЖАБА:

Я лягушка, я квакушка,

Посмотрите, как мила.

Не толстушка, не дурнушка,

Мастерица на дела.

Я шелками вышиваю,

А уж если запою,

Все лягушки умолкают,

Песню слушая мою.

- Ква-а-а-а! Кваму нужна помощь?

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ЖАБЫ:

Стала Жаба важно квакать:

«Ква-ква-ква, не надо плакать!

Спи, Мышонок, до утра,

Дам тебе я  комара!

Баю-бай, баю-бай,

Спи, мышонок, засыпай!»

ВЕДУЩАЯ:

Глупый маленький Мышонок

Отвечает ей спросонок:

МЫШОНОК:

Нет, твой голос не хорош.

Очень скучно ты поешь.

ЖАБА:

Ква-а-а! Квакой квапризный!! (уходит)

ВЕДУЩАЯ:

Побежала Мышка мать

Тетю Свинку в няньки звать:

Мышка звонит по телефону.

МЫШКА:

Приходи к нам, Тетя Свинка,

Нашу детку покачать.

ВХОД И ПЕСНЯ СВИНЬИ (С.Потапов «Песня Свиньи» из мюзикла «Непослушные котята»)

Я живу совсем не скудно.

Но, поверьте, очень трудно,

Ой-ёй-ёй, ёй-ёй-ёй-ёй,

Быть порядочной свиньёй.

Если любишь ты покушать,

Никогда не моешь уши,

Значит ты как я, как я –

Настоящая свинья.

Если любишь ты к тому же

Поваляться в грязной луже,

Значит, ты как я, как я –

Настоящая свинья.

Я скажу вам очень честно

Как приятно и чудесно

Ой-ёй-ёй, ёй-ёй-ёй-ёй,

Быть порядочной свиньёй.

- Ну, где там ваш мышонок?

КОЛЫБЕЛЬНАЯ СВИНЬИ:

Стала Свинка хрипло хрюкать,

Непослушного баюкать:

«Баю-баюшки, хрю-хрю.

Успокойся, говорю.

Баю-баюшки, хрю-хрю.

Спи, Мышонок, хрю-хрю-хрю»

ВЕДУЩАЯ:

Глупый маленький Мышонок

Отвечает ей спросонок:

МЫШОНОК:

Нет, твой голос не хорош

Очень грубо ты поешь!

СВИНЬЯ:

Фи! Не очень-то и нужно! (уходит)

ВЕДУЩАЯ:

Побежала Мышка мать:

Стала Рыбу в няньки звать:

МЫШКА:

Приходи к нам, тетя Рыба,

Нашу детку покачать.

ВХОД И ТАНЕЦ РЫБЫ И РЫБОК (Р.Амирханян  из м/ф «В синем море, белой пене»)

В море ветер, в море буря,

В море воют ураганы,

В синем море тонут лодки и большие корабли.

Ха-ха-ха-ха!

Корабли на дно уходят с якорями, парусами,

На морской песок, роняя золотые сундуки,

Золотые сундуки.

Корабли лежат разбиты,

Сундуки стоят раскрыты,

Изумруды и рубины рассыпаются дождём.

Если хочешь быть богатым, если хочешь быть счастливым,

Оставайся, мальчик, с нами –

Будешь нашим королём!

(после песни осипла, закашлялась, схватилась за горло)

МУЗ. РУК.:

Стала петь Мышонку щука –

Не услышал он ни звука

Разевает Рыба рот,

А не слышно, что поет…

ВЕДУЩАЯ:

Глупый маленький Мышонок

Отвечает ей спросонок:

МЫШОНОК:

Нет, твой голос нехорош.

Слишком тихо ты поешь!

Рыба молча уходит.

ВЕДУЩАЯ:

Стала думать Мышка мать:

Надо Курицу позвать.

Мышка звонит по телефону.

МЫШКА:

Приходи к нам, Тетя Клуша,

Нашу детку покачать.

ВХОД КУРИЦЫ (с гитарой наперевес) (фонограмма «Очумелые курицы»)

ПЕСНЯ КУРИЦЫ (с имитацией игры на гитаре): (гр.Plush Fish «Я Курица»)

Зёрнышки клюю – ю-ю-ю-ю-ю,

Гребешком трясу – су-су-су-су-су,

В курятнике живу – ву-ву-ву-ву-ву,

И пораньше с утреца, я снесу два яйца,

Кто я?

Я – Курица! – 2 раза

Ца-ца-ца-ца-ца- 4 раза

КУРИЦА:

Мышонок, где ты? Тётя Клуша к тебе пришла!!!

КОЛЫБЕЛЬНАЯ КУРИЦЫ:

Закудахтала наседка:

«Куд-куда! Не бойся, детка!

Забирайся под крыло:

Там и тихо и тепло»

ВЕДУЩАЯ:

Глупый маленький Мышонок

Отвечает ей спросонок:

МЫШОНОК:

Нет, твой голос не хорош.

Этак вовсе не уснешь!

КУРИЦА (возмущённо):

Куд-кудаа!!! (уходит)

ВЕДУЩАЯ:

Побежала Мышка мать,

Стала Кошку в няньки звать:

Мышка мечется по залу, звонит по телефону.

МЫШКА:

Приходи к нам, тетя Кошка,

Нашу детку покачать.

ВХОД И ТАНЕЦ КОШКИ И КОТЯТ (гр. Браво и Ж.Агузарова «Кошки»)

Кошки не похожи на людей,

Кошки – это кошки,

Люди носят шляпы и пальто,

Кошки часто ходят без одёжки.

Кошки могут среди бела дня

Полежать спокойно у огня,

Кошки не болтают чепухи,

Не играют в домино и шашки.

Не обязаны писать стихи,

Им плевать на разные бумажки.

Людям не сойти с протоптанной дорожки.

Ну а кошки – мяяяяу.

Это кошки!

(на проигрыш - имитация игры на саксофоне)

КОЛЫБЕЛЬНАЯ КОШКИ:

Стала петь Мышонку Кошка:

«Мяу – мяу, спи, мой крошка,

Мяу-мяу, надо спать,

Надо глазки закрывать»

(задёргивает шторку, хитро подмигивая зрителям)

Приходит Мышка, ищёт Мышонка. Включается фонограмма с голосом мышонка. Мышка отдёргивает шторку и видит, что мышонок баюкает Кошку. Кошка лежит на кровати мышонка, засыпает. 

ПЕСНЯ МЫШОНКА: (рингтон «Мой котик»)

Ты мой миленький хорошенький мой котик,

Положу тебе сарделечку я в ротик.

Положу тебе колбаску и сосиску,

Молока тебе налью большую миску.

Ты покушай, мой котёнок, хорошенько,

У тебя такая тоненькая шейка.

Надо много кушать, надо много спать,

Чтоб котом огромным и толстым стать.

Кошка засыпает на кроватке Мышонка.

МЫШОНОК: (обращается к Мышке-маме)

Прости меня, милая, добрая мама,

Что был озорным и очень упрямым.

Ты - скажу я, не тая,

Няня лучшая моя!

Песня «Моя мама лучшая на свете» (муз. и сл. И.Черник)