Творческие работы обучающихся.

Данилова Татьяна Анатольевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

     2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

       2.1. Географическая и историческая справка о городе Улан-Удэ.

Улан-Удэ расположен в Западном Забайкалье, 100км восточнее озера Байкал, у слияния рек Уды и Селенги. С северо-запада окружён хребтами Хамар-Дабан и Улан-Бургасы, с юго-востока- хребтом Цаган- Дабан.

В местности, где стоит город, археологи до сих пор находят орудия труда и наскальные рисунки древних людей. У каждого города есть своё начало, есть точка отсчёта, с которой начинается его история.

Наш город начинается с ровного возвышения, которое крутым скалистым обрывом спускается к Уде. Здесь в 1666году на крутом берегу р.Уда русским казачьим отрядом было построено зимовьё для сбора ясака с эвенков и бурят. Бурятские племена занимались скотоводством и охотой. Общаясь с русскими казаками и поселенцами, буряты научились у них земледелию. Совместная деятельность как мирная, так и военная – против воинствующих монгольских и маньчжурских ханов, способствовала  развитию и укреплению  дружбе двух народов.

В 1689году возведён Верхнеудинский острог, а в конце 17 века на месте острога стал строиться Верхнеудинск, который в 1690году получил статус города. Потом город становится провинциальным, уездным, окружным, в 1783г. город получил свой собственный герб с изображением в верхней части тигра с соболем в зубах, а в нижней - рога изобилия и жезла Меркурия – покровителя торговли, став значительным торговым центром, где дважды в год проводились ярмарки. Население города занималось торговлей, хлебопашеством, ремёслами, перевозкой товаров, охотой, рыбной ловлей.

Занимая выгодное географическое положение на торговом пути России с Китаем и Монголией, Верхнеудинск сравнительно быстро превратился в один из главных центров России на Востоке. Через Верхнеудинск провозились товары за границу и обратно. Русские купцы вывозили в Китай пушнину, меха, которыми была богата Сибирь и Дальний Восток, а ввозила – чай и шелка. Китайским зелёным чаем Верхнеудинск снабжал всю Восточную Сибирь.

В 1891 году Верхнеудинск посетил цесаревич, будущий император России,Николай Второй. В честь этого события на ул.Большой(ныне Ленина) была установлена Триумфальная арка «Царские ворота».

В 1899 году через Верхнеудинск прошла Транссибирская магистраль, что способствовало развитию промышленности и   ещё раз подчеркнуло важность и значимость города. Это было большое и радостное событие в жизни города. По этому случаю городская управа дала объявление, в котором «Покорнейше просила» горожан «украсить свои дома днём флагами, а вечером иллюминировать».В 1900г на станции Верхнеудинск построено большое паровозное депо, в 1908г появилась первая электростанция.

К 1917году население города выросло до 20 тысяч человек. Если вначале город был расположен на ровной площадке в устье Уды, по берегу Селенги и частично в нагорной стороне, то теперь возникли посёлок железнодорожников в районе вокзала, посёлки Нижняя Берёзовка и Верхняя Берёзовка. Появились двухэтажные каменные жилые дома на улицах Большой и Троицкой и первое трёхэтажное здание на горе (ныне факультет иняза БГУ).

Новый этап в развитии города начался в 1920году, когда наш город стал столицей Дальневосточной республики (ДВР), а с 1923г- столица Бурят-Монгольской АССР, в 1958-1992гг- Бурятской АССР. В 1924году Верхнеудинск переименован в Улан-Удэ (Красная Уда).В 1929г. приступила к вещанию небольшая радиостанция, в 1932г создан государственный бурятский театр драмы.В 1940г в Москве было принято решение о строительстве театра оперы и балета, но помешала война. Открытие театра состоялось в 1952году. Великая Отечественная война стала тяжёлым испытанием для нашей страны. 120 тысяч сыновей и дочерей Бурятии сражались на разных фронтах войны, их подвиги отмечены высокими наградами. 49 Героев СССР, 8 полных кавалеров орденов солдатской славы, около 40 тысяч солдат и офицеров награждены орденами и медалями. А предприятия Улан-Удэ и республики перешли на выпуск оборонной продукции.

  В 1948 году в Железнодорожном районе города открылся стадион им.25 - летия Бурятской АССР, на 12 тысяч мест. В 1961году сдана в эксплуатацию первая телевизионная станция. Строятся высшие учебные заведения. В 1971 году завершена реконструкция центра столицы – площади Советов, открыт памятник В.И.Ленину. В 1973 году на Верхней Берёзовке открыт Этнографический музей народов Забайкалья.20 лет назад открылись дацаны на Верхней Берёзовке, по ул.Ключевской. Строятся ТЭЦ, автодорожный мост через Уду, авиационный завод – единственный в России и мире, где совмещен выпуск самолётов и вертолётов (в годы войны военные истребители ЛА-5, ЛА-7 громили врага на всех фронтах, а после войны- строительство реактивных самолётов МиГ -27, пассажирских –АН-24, штурмовиков СУ-25…). А флагман промышленности – Локомотивный завод- ЛВРЗ, по-прежнему, является ремонтной базой подвижного состава и выпускает запасные части для железных дорог России.

Почти 350 лет стоит наш город у устья Уды, 350 лет омывает его полноводная Селенга. Не единожды он затоплялся, не раз проносился над ним огненный смерч.

Но, несмотря ни на что, выстоял наш город, поражая путешественников соразмерностью и чистотой своих улиц, добротностью и привлекательностью своих домов, доброжелательностью и гостеприимством своих жителей.

2.2.История города - в названиях улиц.

Улан-Удэ – поистине интернациональный город. В нём проживают более 60 национальностей. Экономические и культурные связи соединяют нашу республику с другими городами и краями России и зарубежья. Это отразилось и в названиях улиц – Алтайская, Дальневосточная, Уральская..

Историю нашего города можно прочитать по названиям  улиц.В 1837 году было 20 улиц, 487 домов(как каменных- 11, принадлежащих купцам М.К.Курбатову, П.Т.Трунёву и др.,  так и деревянных – 476). Было пыльно летом, и казалось , что меркнет солнце.Селились по сословим – это видно в названиях улиц – Солдатская, Мещанская, Разночинская…Некоторые улицы были названы в честь именитых людей – купцов, «отцов города» - Голдобинская (Трудовая), Лосевская (Коммунистическая)…Некоторые отражали характер местности – Подгорная, Проточная, Мостовая…Центром города и наиболее оживлённым местом была Базарная Площадь( сейчас площадь Революции),где проходили ярмарки.

После Октябрьской революции поменяли названия улиц – новые названы в честь борцов за Советскую власть – улица Ленина, Куйбышева, Лебедева…А в годы индустриализации – улицы Транспортная, Лесопильная, Лесозаводская.

Также в названиях улиц увековечены и имена многих видных общественных деятелей, деятелей науки и культуры – Базаров, Лермонтов, Гоголь, Короленко…

2.3. Железнодорожный район города.

В нашем районе есть памятные места и улицы, носящие имена героев. К таким относятся улицы Николая Петрова и Николая Лимонова, Буйко и Цивилёва. Николай Петров служил на советско-китайской границе, на о.Даманский, был убит во время нарушения границы китайцами . А Николай Лимонов – «корчагинец» 90-х годов. Прикованный болезнью к постели, он был активистом – общественником, воспитателем молодёжи, а до болезни работал на ЛВРЗ. Александр Буйко был членом партии большевиков, участник трёх революций, был председателем Верхнеудинского Совета рабочих и солдатских депутатов. Николай Цивилёв – активный участник революций в России, создавал красногвардейские отряды, был начальником милиции на ж/д, в 1918г был схвачен семёновской контрразведкой и замучен в застенках.

Сергей Орешков работал перед войной на ПВРЗ. На фронте он, повторив подвиг А.Матросова, обеспечил ценой собственной жизни успех продвижения подразделения. Его имя носит парк культуры и отдыха, наш школьный музей. В парке открыт в 1967году памятник патриоту(архитектор Смирнов, скульптор Интизарьян).  Также в парке в 2007 году открыта Аллея Героев, посвящена 11 Героям Советского Союза. Уроженцам города, там посажены 11деревьев, установлены портреты Героев.

Рядом с нашей школой находится Комсомольская площадь. В 1970 г.состоялось открытие памятника(скульптор Тимин, архитектор Бельгаев) в честь 25-летия Великой Победы. В его основании замуровано письмо – обращение комсомольцев  70-х к молодёжи 21 века. К 100-летию со дня рождения Ленинского комсомола – 29.10.2018г – письмо будет открыто.

Время летит быстро, казалось совсем недавно наша школа отмечала 45.потом 50, а в этом году – нам уже 55 лет. За линией, так называли сторожилы ж/д,80-90 лет назад здесь  шумела тайга, собирали грибы, ягоды, был источник родниковой воды. Вырубая тайгу, выравнивая холмы, строили ПВЗ, рос посёлок. И на том месте, недалеко от родника, была заложена наша школа. И потекли к ней, как ручейки, дорожки с ещё незавершённых улиц – Октябрьской, Комсомольской, Мухиной (названа в честь  участника Гражданской войны, в 1967 году переименована -сейчас проспект 50летия Октября) … Первые директора школы – Патенко Пётр Григорьевич, Злобин Сергей Емельянович – самоотверженные, деловые, требовательные, скромные. Потом их на посту сменили Постникова Лидия Александровна и Черных Галина Семёновна – труженицы, деловые, ответственные, порядочные. Имея хорошую учительскую команду, школа добивалась хороших результатов. А главное-это ученики. Среди выпускников- более 70 медалистов,  много успешных личностей. Среди них: Зуев Андрей – доцент, кандидат исторических наук в Новосибирском госуниверситете, Жесткова Евгения – доцент, замдекана на факультете ин.языков БГУ, Быков Александр –ведущий хирург городской больницы, кандидат медицинских наук, Пластинин Антон – ведущий специалист банковского дела… Список можно продолжить, хорошие выпускники вышли из нашей школы.

Рядом с нашей школой находится стадион. Раньше – это был стадион 25-летия Октября(1948г, архитектор Попов, директор – участник войны, один из сильнейших лыжников Сибири – Лубков), который считался самым лучшим в Сибири и на Дальнем Востоке. Стадион стал центром физкультурно- спортивной и общественной жизни Бурятии.10 лет назад стали обсуждать вопрос о грандиозной стройке ультрасовременного развлекательного спортивного комплекса на 3500 мест, с бассейном, тренажёрными залами. Около 6 млн.руб. выделено на это строительство было. И вот- прошло 10 лет с того события, а мы уже пользуемся услугами этого замечательного ФСК.

В названиях улиц и площадей запечатлена многовековая история нашего города. Возможно, что через определённое время что-то изменится, появятся новые названия улиц, которые уже увековечат память нового поколения, которые внесут свою лепту в развитие и процветание нашей столицы.

В настоящее время город очень преобразился. Изменяется внешний облик города. Парки, скверы, фонтаны – излюбленное место молодёжи, детей и просто горожан. Изменён центр города, где сегодня горожане с удовольствием отдыхаю – это наш бурятский Арбат (с 2004года). На улице Ленина обосновались со своими творениями художники. Ценителями живописи невольно становятся все прохожие, которые обращают внимание на содержание картин, главная тема – Байкал и любимый город.

 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Люблю тебя, мой край родной!

Жизнь города невозможно представить без названий улиц, переулков и площадей, исторических памятников… История названий улиц и площадей, проспектов и проездов содержит большую информацию. Анализ этих названий позволяет дополнить сведения об истории самого города. С течением времени названия приобретают всё большую ценность для науки и общества. Очевидно, что знакомство с историческими названиями объектов города воспитывает чувство патриотизма, оказывает влияние и на формирование духовного облика молодого поколения. А самое главное – эта работа наталкивает на мысль – а каким будет наш город уже через, например, 20 лет? Как я себе уже сейчас представляю свой Улан-Удэ? Наша задача – не просто сохранить уникальность и самобытность города, но и сделать его счастливым, современным и богатым. Таким должен быть город, который по праву называют Восточными воротами России.

 В ходе работы я достигла следующих результатов:

  1. Познакомилась  с историей развития нашего города в преддверии 350-летия его образования.
  2. Узнала много интересного из источников, хранящихся в школьном музее, СМИ, книг о нашем городе, сайтов в интернете.
  3. Расширила свой кругозор по истории города и планирую дальше работать в этом направлении, привлекая к познавательной краеведческой деятельности учеников нашей школы.
  4. В школьный  план мероприятий по подготовке к 350-летию города я предложу внести мероприятия, отмеченные выше ( см.ожидаемые результаты)

1.ВВЕДЕНИЕ. АКТУАЛЬНОСТЬ  И ЗНАЧИМОСТЬ ТЕМЫ.

 «Немало на земле красивых городов,

Но в каждом сердце свой, любимый город.

Я в сердце берегу дома на берегу,

Что окнами глядят на Селенгу» (Слова Л.Дербенёва)

                            Каждый человек имеет свою малую Родину. Чем больше связано впечатлений, переживаний, эмоций с ней, тем она роднее и любимее. Чаще всего любимым городом, посёлком, селом является то место, где человек родился и вырос.

                         У всех народов мира во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно и в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов. Каждый город по-своему интересен и уникален. Город, в котором мы живём отличается от других тем, что он вобрал в себя историю, культуру, судьбу многих народов. Он многолик и многонационален. В нём гармонично переплетается прошлое и будущее. 

                        Последние два десятилетия наш город  переживает период бурного развития, все больше приобретая неповторимый национальный колорит. Внешний вид города за это время очень изменился: открыта пешеходная улица- Арбат, реконструируются старые здания, возводятся торговые комплексы и жилые дома, каждый из которых индивидуален и неповторим, строятся подземные переходы, создаются привлекательные зоны отдыха для горожан и приезжих. В внешнем облике города сочетаются современность и старина. Город бережно хранит свое достояние – 185 памятников архитектуры и градостроительств, 51 памятник истории, 3 памятника искусства. В этом году наш город будет отмечать своё 350-летие. Знание нашего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его преображении, поскольку родной край – живая, деятельная частица мира.

Цель работы: – воспитание подрастающего ребёнка, любящего и знающего свой край, изучение истории нашей малой родины, современной жизни Улан-Удэ через различные виды источников, в том числе через семейные архивы, рассказы старожилов и родственников о различных сторонах жизни нашего края и его жителей. Воспитание любви к родному краю,  уважение к нашим предкам, к другим народам, гордость за свой талантливый народ.

Задачи работы: -в ходе экскурсии в музее школы познакомить учащихся с историей и современностью края;

                      - развить у школьников стремление знать свой край;  

                       - способствовать развитию гражданских качеств учащихся, патриотического отношения к малой родине и  развитию установки на необходимость внести личный вклад в совершенствование жизни города.

Объект исследования: историческое прошлое нашего города, возможности его развития в 21 веке.. 

Предмет исследования: улицы г. Улан-Удэ, микрорайон школы №40, их роль в формировании культурно-исторического пространства г. Улан-Удэ. 
 
Территориальные рамки исследования: микрорайон школы, Железнодорожный район города.

Хронологические рамки исследования: XVII- начало XXI века. Это обусловлено временем создания Верхнеудинска и событиями, связанными с его развитием.
Методы исследования: анализ научной и справочной литературы, интернет источников; работа с фондами школьного музея.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы.

Ожидаемые результаты: подобрать интересный материал для виртуальной экскурсии по городу и району и провести в музее школы экскурсию, выложить на сайт школы видеофильм «Воспоминания бывшего выпускника школы», организовать в музее выставку картин «Городские были», провести в 7-9 классах краеведческую викторину, 10-11 – краеведческую олимпиаду, для начальной школы – конкурс сочинений о родном городе, о воспоминаниях родных , как они  жили в городе 20-50 лет назад, выпустить тематические газеты  к 350-летию города.


СОДЕРЖАНИЕ.

  1. ВВЕДЕНИЕ. АКТУАЛЬНОСТЬ  И ЗНАЧИМОСТЬ ТЕМЫ.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
  1. Географическая и историческая справка о городе Улан-Удэ.
  2. История города - в названиях улиц.

       2.3. Железнодорожный район города.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОЙ КРАЙ РОДНОЙ!

  1. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

Комитет по образованию  города Улан-Удэ

Городской центр детского и юношеского туризма

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение

 Средняя Общеобразовательная Школа  №40

                                                            IV ВЕРХНЕУДИНСКИЕ ЧТЕНИЯ

Направление

«Летопись родного края»

КАТЕГОРИЯ:

«ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, МОЙ КРАЙ РОДНОЙ!»»

Выполнила : Калишевская Арина,

ученица 9а  класса.

                                                          Руководитель: Данилова Т.А.,

учитель истории,

 руководитель школьного музея.

Улан-Удэ, 2016 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Секция №2. «История моей семьи в истории страны» «Памяти павших будем достойны! Мой прадед – Герой Советского Союза». Выполнила: Шестакова Таисия, ученица 2 а класса МАОУ СОШ №40. Руководитель: Данилова Т.А ., руководитель музея школы.

Слайд 2

Цель моей работы : изучить боевой путь моего прадеда Шестакова Константина Константиновича, используя архивные материалы и беседы с родными. Задачи: Познакомиться и поработать с семейным архивом. Расспросить родственников о прадеде. Исследовать военный путь прадеда, узнать на каких фронтах воевал, какие имел награды, за что был удостоен высокой награды Родины. Объект исследования : боевой путь моего прадеда. Предмет исследования : судьба Героя Советского Союза. Методы исследования: ресурсы Интернета, изучение документов семейного архива, беседы с родственниками, обобщение информации.

Слайд 3

Шестаков Константин Константинович. Я хочу рассказать вам о своём прадеде – Шестакове Константине Константиновиче. Он родился 23 апреля 1923 года в п.Карабулак , в Республике Казахстан, где закончил 7 классов и начал свою трудовую деятельность трактористом. Когда началась Великая Отечественная война, ему исполнилось 18 лет, стал участником ВОВ с июня 1942 года. Отличился в ходе наступательных операций летом 1944 года при освобождении Ленинградской области на Карельском перешейке.

Слайд 4

Боевой путь прадеда. С 25 июня 1944 года 129-й гвардейский стрелковый полк, в котором служил мой прадед, участвовал в наступлении в районе Тали. 27 июня этого года стрелковая рота, наступая на высоту у села Лампилия (Ленинградской области), занятую противником, встретила вражеское сопротивление. Дважды поднимались в атаку гвардейцы, но оба раза безуспешно. Продвижению наших подразделений препятствовал пулемёт противника, расчёт которого укрылся за гранитными валунами. Мой прадед вызвался уничтожить вражеских пулемётчиков. Под прикрытием огня он дополз к огневой точке противника, уничтожил гранатами его расчёт, захватил вражеский пулемёт и открыл из него огонь по фашистам.

Слайд 5

Он вывел из строя около 50 солдат и офицеров врага. Будучи тяжело раненым, К.К.Шестаков продолжал вести бой до последнего патрона. Когда все патроны были израсходованы и пулемёт умолк, три вражеских солдата бросились на него, пытаясь захватить его в плен. Собрав последние силы, мой прадед схватил гранату и метнул её во врагов. Сильным взрывом фашисты были уничтожены, а мой прадед погиб. Воодушевлённые подвигом воины в едином порыве бросились вперёд и овладели высотой.

Слайд 6

Памяти павших… Мой прадед похоронен в воинском захоронении Петровка, в братской могиле №30, это на 11 км шоссе Выборг-Светогорск.

Слайд 7

Герой Советского Союза. За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года гвардии красноармейцу Шестакову Константину Константиновичу присвоено звание Героя Советского Союза(№86) (посмертно).

Слайд 8

Памятник герою на родине в п.Карабулак (Казахстан). Установлены памятник моему прадеду К.К.Шестакову на его родине, в Казахстане. На фото племянники героя , их дети и внуки. Именем Героя СССР названы школа и улица в посёлке Карабулак.

Слайд 9

Школьники возлагают цветы к памятнику в г.Выборг . В Выборге тоже установлен памятник моему прадеду. Школьники ухаживают за ним, возлагают цветы Герою войны. В Выборге есть и музей, где хранятся вещи Константина Константиновича.

Слайд 10

Экспонаты музея в г.Выборге .

Слайд 12

Музей в г.Выборг . На фото мать и брат героя. Именем Героя СССР названы школа и улицы в городе Выборг Ленинградской области. В 1967 году на Выборгском судостроительном заводе был спущен на воду корабль, названный именем Героя. И ещё один немаловажный факт- Константин Шестаков – единственный боец 30-го Гвардейского корпуса, получивший звание Героя Советского союза.

Слайд 13

Памяти Героя СССР. В 2018 году по инициативе Офицерского собрания 30-го Гвардейского корпуса в Выборге организован военно-исторический проект «Тропа Шестакова», рассказывающая о подвиге моего прадеда . Эта тропа была презентована год назад, а недавно по ней прошлись школьники и студенты.

Слайд 15

Первая точка маршрута ознаменует место, где мой прадед Шестаков К.К. был ранен. Здесь установлена памятная табличка. Далее по тропинке видны блиндажи и минометные гнезда. Любопытно, что возле валуна, на котором установлена табличка, посажен дуб, привезенный из города-героя Бреста. И он прижился на Выборгской земле. В перспективе дубовая аллея будет продолжена. Окончательная точка маршрута – высота, на которой Константин Шестаков совершил свой подвиг. Памятный знак, установленный на огромном валуне, обрамлен камнями, из которых в свое время было сооружено пулеметное гнездо. На этом самом месте базировался пулеметчик. Деревьев вокруг не было, наши войска просматривались противником как на ладони. Нынешнее поколение даже представить себе не может, в каких условиях сражались солдаты, как нужно было любить Родину, чтобы вызваться на собственную погибель… «Тропа Шестакова».

Слайд 16

Памятник герою на месте его гибели.

Слайд 17

Памятник герою на месте его гибели.

Слайд 18

Бессмертный полк в г.Москва . Племянник героя.

Слайд 19

7 5 лет со Дня Великой Победы будет отмечать в этом году вся наша страна, каждая семья помнит и чтит участников Великой О течественной войны. Наша семья помнит подвиг Константина Константиновича Шестакова и гордится своим родственником, и всеми воинами Великой Отечественной войны, которые сражались и думали о своих родных, защищая их и наше с вами будущее. Вечная память Героям! Памяти павших будем достойны!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: