Проект "Маленькие туристята"
проект на тему

Семенищева Ульяна Валерьевна

Одной из важнейших теоретических и практических задач оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении является внедрение инновационных подходов к сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_turizm.docx41.54 КБ

Предварительный просмотр:

        

        

              День, проведенный «ребенком без прогулки,

потерян для его здоровья».

(Г.А. Сперанский)

        Обоснование

Одной из важнейших теоретических и практических задач оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении является внедрение инновационных подходов к сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

МАДОУ детский сад «Золушка» уже ни первый год работает над проблемой внедрения здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ  и находится в постоянном поиске инновационных подходов к сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

Острота проблемы состоит в том, что:

  • анализ заболеваемости детей в нашем ДОУ за последние 3 года выявил острую необходимость пересмотреть организацию оздоровительной работы в детском саду, а так же найти оптимальные варианты  решения данной проблемы;
  • показатели здоровья детей требуют принятия более эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья наших дошкольников;
  • многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и психологических проблем развития детей.

 Изучение специальной литературы, практического опыта наших коллег из других регионов, анализ существующих форм,  методов и условий реализации оздоровительной работы в нашем дошкольном образовательном учреждении помог найти новые решения и новые возможности в этом направлении через использование элементарных форм детского туризма.

Актуальность проекта.



В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья дошкольников. Объём познавательной информации для ребенка постоянно увеличивается, растёт доля умственной нагрузки. 
Ещё одной из причин частой заболеваемости у большинства дошкольников считаются социально – экономические факторы, обременённость родителей вредными привычками, отсутствие внимания родителей к профилактике здоровья ребенка. Изучение социального статуса семей наших воспитанников показало рост неполных семей и семей с низким прожиточным уровнем, то есть стали ярче проявляться негативные воздействия микросоциальной среды на здоровье ребенка. 
Исследование физического здоровья детей нашего учреждения показывает, что на протяжении 3 последних лет единицы детей имеют 1 группу здоровья, стала «прогрессировать» 3 группа здоровья. 
Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на свежем воздухе не менее 3 часов в день.

Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку – дошкольнику при отсутствии у него серьезных патологий. Туристические прогулки имеют ни с чем несравнимый оздоровительный эффект. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость, терпимость, сила воли, ответственность. Именно эти качества в сочетании с занятиями туристской деятельности обеспечивают формирование механизмов эффективной защиты ребенка от заболеваний. 

Цели и задачи проекта.


Цель проекта – развивать потребность воспитанников ДОУ и их родителей в здоровом образе жизни посредством туристской деятельности .

Задачи: 
1. Создать психолого-педагогические условия для развития туризма в ДОУ. 
2. Воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни, вырабатывая индивидуальный способ валеологически обоснованного поведения посредством туризма. 
3. Мотивировать родителей на взаимодействие с ДОУ в укреплении здоровья своего ребенка. 

Подходы к реализации проекта:

– системно-деятельностный – разработка системы деятельности по формированию у дошкольников и их родителей эколого - туристических знаний и умений природопользования;

– культурологический – организация поведения детей и их родителей в природе на основе формирования у них культурных отношений к природе, к окружающей среде.

Принципы:

– принцип управляемости и целенаправленности – предполагает создание условий для формирования у детей туристических умений, способствующих получению навыков безопасного поведения в окружающей среде ;

– принцип результативности – направлен на достижение интеллектуальных и практических результатов в безопасном поведении в природе на туристической тропе.

Примерный план работы воспитателя к подготовке проекта

 1.На основе изученных проблем детей постановка цели проекта.

2. Разработка плана движения к цели (воспитатель обсуждает план   с родителями).

3. Составление плана – схемы проекта.

4. Сбор, накопление материала.

5. Включение в план – схему проекта интегрированных видов детской деятельности.

6. Разработка домашних заданий и заданий для самостоятельного выполнения.

7. Разработка этапа общественной презентации проекта.

Календарный план работы

Форма организации детей

Название

Задачи

Консультация для родителей

Сроки проведения

Просмотр презентации на видео.

«Что такое туризм?»

Познакомить детей с значением слов туризм, туристы.

Выявить знания детей о туризме.

Объяснить детям, для чего люди ходят в туристические походы.

" Детский

туризм - дело серьёзное " Познакомить родителей с детским туризмом, побуждать желание чаще ходить всей семьёй на прогулки в лес, к

водоёму, знакомить детей с родным краем, оздаравливать детский организм,

учить детей правилам безопасного поведения в природе.

ОД

« На туристичес-

кой  прогулке»

Поднять эмоциональный настрой и настроение детей.

Продолжать укреплять здоровье детей,

развивать выносливость, смелость, трудолюбие, воспитывать чувство коллектевизма,

взаимопонима-

ния.

Способствовать

освоению, простейших

туристических

умений и навыков.

Литературная гостиная

«Наша

Планета»

Я. Аким

«Хитрые ласки» Г. Шалаева

Сформировать представление о том, что красота

природы бесценна и её

надо беречь и

охранять.

Дидактическая игра

 «Угадай и расскажи». 

закрепление знаний о разновидности туризма.

ОД

« На туристичес-

кой  прогулке»

Продолжать укреплять здоровье детей,

развивать выносливость, смелость, трудолюбие, воспитывать чувство коллектевизма,

взаимопонима-

ния.

Способствовать

освоению, простейших

туристических

умений и навыков.

Литературная гостиная

Загадки о ягодах и грибах

Сказка

«На лесной

Тропинке»

Т. Шорыгина

«Не ешь незнакомые ягоды в лесу»

Г. Шалаева

«Советы лесной мышки»

Т. Шорыгина

Знакомство с ядовитыми ягодами, грибами.

Беседа

«О глобусе и земле»

Углубить представление о том, что планета

Земля - это огромный шар,

большая часть которого покрыта водой, о том, что на нём имеются материки. Познакомить с глобусом, подвести к пониманию

уникальности нашей планеты.

Воспитывать стремление беречь нашу землю.

Игра - исследование.

«Что такое компас? Знакомство с географическими направлениями»

Вызвать интерес к прибору, с помощью которого определяются географические направления, обучать работе с

прибором.

Дидактическая игра

«Найди по заданному

Направлению»

Совершенство-вать умение детей определять местонахожде-ние предмета, с

помощью компаса.

Литературная гостиная

«Наказание за незнание»

М. Фисенко

«Ландыш»

Е. Серова

Познакомить детей с ядовитыми растениями.

Творческая мастерская.

Изготовление макета.

«На

туристичес-

кой прогулке»

Познакомить детей с материалом из которого будем лепить макет.      

Закрепить умение детей выполнять работу сообща, дружно, развивать творческие способности, умение  придумывать и лепить всё то, что встречается туристу на пути.

Игра - исследование.

«Наш Детский сад»

Привлечь родителей к участию в проектной деятельности.

Помочь детям научиться ориентироваться на макете детского сада.

Привлечь родителей к участию в проектной деятельности.

Помочь детям научиться ориентироваться на макете детского сада.

Игра - исследование

«Ориенти-

ровка на

местности»

Выявить умение

детей применять полученные знания при

ориентировке

на макете детского сада.

Закрепить умение находить

север, юг, запад,

восток с помощью компаса.

Выставка рисунков.

«Если с другом вышел в путь»

Увидеть в рисунках детей

то, как они понимают, что такое туризм, чем занимаются туристы.

Литературная гостиная

«Осколок стекла» Т. Шорыгина

«Пожар в лесу»

М. Фисенко

Закреплять знания о правилах поведения в лесу

во время пожара.

Просмотр презентации на видео.

«Животный и

растительный мир родного

края»

Выявит уровень знаний детей о

животных и растениях родного края, о том что некоторые виды

занесены в

Красную книгу,

для чего нужно беречь и охранять природу. Выявить знания детей о том, как нужно себя вести при встрече с дикими животными и ядовитыми растениями.

Просмотр презентации на видео.

«Правила безопасного

поведения в

лесу, в городе,у водоёма.»

Закреплять знания детей о

безопасном поведении в лесу, в городе,

у водоёма.

Литературная гостиная

Загадки о

животных.

Загадки о

насекомых.

Объяснить

детям, что иногда контакты

с животными и

насекомыми

могут быть опасны.

Разучивание туристских речёвок, песен.

Речёвка «Мы туристы»

Песни «Когда мои друзья со

мной», «Вместе весело шагать»

Познакомить детей с туристскими речёвками, песнями, разучить их,

объяснить детям что с песнями шагается веселее, они поднимают настроение и бодрость духа.

«Как научить

детей любить и беречь природу» Рекомендовать родителям с

малых лет давать детям экологическое воспитание.

Учить познавать природу, любить, оберегать, разумно пользоваться.

Игра

«Придумай и

отгадай»

Закрепить знания детей о туризме, умение из набора различных

предметов выбирать

необходимые

для похода, которые удобно перено-

сить в рюкзаке.

Литературная гостиная

Загадывание загадок.

«Гроза»

А. Барто

Пословицы,

народные

приметы.

Дать знания

о правилах поведения при грозе.

«Как Стобед

бросил бутылку, и что

из этого вышло.»

Д. Орлова

«Не купайся в запрещённых местах»

Г. Шалаева и

Н. Иванова

«Как Владик с Катей ходили

купаться»

М. Фисенко

Знакомство с правилами поведения на воде.

Требования к минимально необходимому уровню туристической подготовленности дошкольника

Знать:

- характерные признаки различных видов туризма

- свой организм – как он устроен

- о гигиене туриста

- правила питания

- особенности физической подготовки юного туриста

- ядовитые и несъедобные растения и грибы

- лекарственные и плодово-ягодные съедобные растения

     - что такое поход, малый и большой привал

     - что взять с собой в поход

     - что такое “нормы и правила поведения в природе”

     - дела, в которых участвуют юные туристы по охране растений и животных

     - правила поведения при передвижении в городе, в лесу, у реки                                          - характерные признаки плана (комнаты, двора д/сада, города)                                                                                         - характерные признаки топографической карты и туристической карты                                                                                                        - устройство компаса                                                                                                                 - стороны горизонта                                                                                                                            - около 10 условных топографических знаков                                                                               - кто такой исследователь природы

Понимать:

- какую пользу приносят походы и экскурсии

  - как пешеходный туризм влияет на природу                                                                             - роли зелёных растений в укреплении здоровья                                                                     - необходимости соблюдения личной гигиены в сохранении своего здоровья

     - что неправильно выполненные правила передвижения - это причина разрушения    природы                                                                                                                                             - что правильное выбранное личное снаряжение – залог успешного похода, отдыха и отличного здоровья                                                                                                                   - плоскостное изображение предметов и объектов на листе бумаги: вид сверху                              

- что, охраняя природу, мы охраняем свое здоровье                                                              - длительность периода “заживления ран” на земной поверхности

Уметь:

- применять свои знания о явлениях природы                                                                             - определять по описанию, внешнему виду, иллюстрированному материалу широко распространённые лекарственные растения                                                                             - определять по внешнему виду (гербарий, на природе) ядовитые и несъедобные грибы и растения                                                                                                                                     - выполнять комплекс физических упражнений утренней гимнастики                                   - оказывать первую медицинскую помощь при ранах, кровотечениях                                    - укладывать рюкзак                                                                                                                                 - завязывать простейшие узлы                                                                                                           - выполнять правила поведения при передвижении в природном и социальном окружении                                                                                                                                       - определять свою точку стояния на плане                                                                                   - рисовать путь движения в виде сложной ломаной линии с нанесением топографических      знаков или своих значков                                                                           - определять север, юг с помощью компаса                                                                                - изображать основные условные знаки                                                                                         - определять место нахождения предметов на плане микрорайона                                            - выполнять правила отдыха на природе: обращение с дикими животными, огнем, сбора дикорастущих растений и грибов                                                                                              - выполнять правила сбора гербарного материала: листьев, плодов и семян                           - заготавливать корм для птиц                                                                                                      - оформлять результаты наблюдений, впечатлений в виде творческой работы (рисунок, аппликация, лепка и т.д.)                                                                                                             - помогать в природоохранных делах: очистке территории от мусора, “заживлении ран от костров”                                                                                                                                   - выполнять правила поведения отдыхающий, туристов: утилизации бытовых отходов, бесшумного поведения на природе.                  

Организация походов для дошкольников

При разработке маршрута необходимо строго соблюдать нормативы расстояния, времени похода и вес рюкзака.

Весеннее – летний период от 1часа до 3 часов

Расстояние до 5 километров