Рекомендации для родителей старшей группы 2 неделя апреля "Космос"
консультация (старшая группа)

В рекомендациях для родителей размещается:

Минимальный словарь по теме недели

Формирование слоговой структуры

Пальчиковая гимнастика 

Координация речи с движением 

Лексико-грамматические игры и упражнения по теме недели

Развиваем связную речь

Художественная литература и иллюстративный материал

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon starshaya_gruppa_aprel_2_nedelya_na_sayt.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Апрель 2-я неделя

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «КОСМОС»

РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА:

Существительные: космос, звезда, планета; ракета, полет, корабль (космический), спутник, телескоп, Земля, Луна, Солнце, луноход, космонавт, скафандр, шлем, старт, посадка, комета, метеорит, созвездие, станция, космодром, невесомость, астроном, затмение, орбита, планетарий, Юрий Гагарин, Валентина Терешкова…

Прилагательные: яркий, космический, мощный, солнечный, лунный, земной, звездный, искусственный (спутник), межпланетный, бесстрашный…

Глаголы: вращаться (земля), взлетать, стартовать (ракета); осваивать, запускать, летать, падать приземляться, прилуняться, отражать, наблюдать…

Наречия: быстро, медленно, стремительно, далеко, ярко, темно, тесно.

Антонимы: далеко-близко, улететь-прилететь, темно-светло, высоко-низко, взлететь-приземлиться, быстро - медленно.

ФИЗМИНУТКА  «КОСМОНАВТ»

 Раз-два, стоит ракета.                  (дети поднимают руки вверх)

 Три-четыре, скоро взлет.             (разводят руки в стороны)

 Чтобы долететь до солнца           (круг руками)

 Космонавтам нужен год.             (берется руками за щеки, качает головой)

 Но дорогой нам не страшно    (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)

 Каждый ведь из нас атлет           (сгибают руки в локтях)

 Пролетая над землею                  (разводят руки в стороны)

 Ей передадим привет.               (поднимают руки вверх и машут)

ФИЗМИНУТКА «КОСМОДРОМ»

Всё готово для полёта,          (поднять руки вперёд, затем вверх)

Ждут ракеты всех ребят.         (соединить пальцы над головой, изображая ракету)

Мало времени для взлёта,     (марш на месте)

Космонавты встали в ряд.     (встать прыжком – ноги врозь, руки на пояс)

Поклонились вправо, влево,             (наклоны в стороны)

Отдадим земной поклон.                  (наклоны вперёд)

Вот ракета полетела.                         (прыжки на двух ногах)

Опустел наш космодром.                  (присесть на корточки, затем подняться).

Упражнения и игры по теме:

1. Упражнение «Подбирай, называй» на подбор определений и глаголов.

Планета, какая? – круглая, большая, космическая и т.д.

Космонавт, какой? – смелый, сильный, здоровый и т.д.

Солнце, какое? – яркое, круглое, лучистое и т.д.

2. «Один – много» (множественное число): спутник – спутники корабль — … космонавт — … звезда – … планета — … скафандр — … ракета — …

3. «Есть – нет» (родительный падеж): космонавт – нет космонавта спутник – … корабль — … звезда – … планета — … скафандр — … ракета — …

Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить детей подбирать слова с противоположным значением (антонимы).

 Например:

далёкий — близкий                 тесный — ...                 большой — ...

улетать — ...                         высокий — ...                 взлетать — ...

известный — ...                         тёмный — ...                 подниматься — ...         

 

Упражнение «Где какой?»

Цель: упражнение в подборе прилагательных, образованных от существительных. Например:  на Земле – земной,

(на Луне - …,  на Солнце - …,  на Марсе - …, в космосе - …,   на звезде - …)

Игра «Сосчитай-ка»

Цель:  развивать  грамматический строй  речи   (согласование существительных с числительными).

Например:

Один   большой   метеорит,   два   больших   метеорита,...,   пять больших метеоритов.

Одна яркая звезда, ...

Одна быстрая ракета, ...

Одна опытный космонавт, ...

Одна далёкая планета, ...

 

Игра «Что лишнее»

Какое слово не подходит:

Солнышко, солнце, сон, солнечный.

Космос, косматый, космонавт, космический.

Луна, лунный, луноход, полночь.

Игра «Составь предложение»

Цели: развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение, развивать слуховое внимание.

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   послушать предложение,   в   котором   все   слова   поменялись   местами,   и построить правильное предложение.

 В, космонавт, летит, ракете.

Звёзды, светят, небе, на.

В, корабль, космический, полёт, отправляется.

Падает, с, комета, неба, хвостатая.

«Портрет пришельца».

Рисуем портрет пришельцев. А кто живет на других планетах? Давайте пофантазируем! Возьмем лист бумаги, обведем свою ладошку, перевернем. Кто это? Может пришелец с других планет? Дорисуем детали – портрет пришельца готов!

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

ТЕКСТ ДЛЯ ПЕРЕСКАЗА

ЧТО ТАКОЕ ЗВЁЗДЫ?

– А что такое звёзды? — спросил однажды кузнечик.

Лягушонок задумался и сказал:

– Большие слоны говорят: «Звёзды — это золотые гвоздики, ими прибито небо». Но ты не верь.

Большие  медведи   думают:   «Звёзды  —  это   снежинки,   что забыли упасть». Но ты тоже не верь.

Послушай меня лучше. Мне кажется, виноват большой дождь.  После большого дождя   растут  большие  цветы.  А ещё мне  кажется,   когда они достают   головой небо,  то и  засыпают там.

– Да, – сказал кузнечик. – Это больше похоже на правду.

Звёзды – это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки.

                                                                                                        Г. Цыферов

Вопросы:

О чём спросил кузнечик однажды?

Что сказал лягушонок?

Что говорили большие слоны о звёздах?

Что думали о звёздах большие медведи?

Что рассказал о звёздах лягушонок?


ЗАГАДКИ О КОСМОСЕ

На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несемся на … (ракете)

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

И называется … (Земля)

Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звезд калейдоскоп

Астрономы в … (телескоп)

Океан бездонный,

Океан бескрайний,

Безвоздушный, темный,

И необычайный,

В нем живут Вселенные,

Звезды и кометы,

Есть и обитаемые,

Может быть, планеты. (Космос)

     

Объект есть во Вселенной

Коварный, не простой,

Он звезды пожирает

Как бутерброд с икрой.

Опасно незаметная

И глазом не видна,

Такая темно-темная…. (Черная дыра)

Посчитать совсем не просто

Ночью в темном небе звезды.

Знает все наперечет

Звезды в небе  … (звездочет)

Медведь на глыбе ледяной,

В блестящей шубе меховой.

Он дружит с ветром и водой,

Она – с Полярною звездой.

Никак не могут встретиться

Медведь с Большой … медведицей.

Сверкая огромным хвостом в темноте

 Несется среди ярких звезд в пустоте,

 Она не звезда,  не планета,

 Загадка Вселенной - … комета.

Самый первый в Космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень

Наш космонавт …. (Гагарин)

Почти что со скоростью света

Осколок летит от планеты,

К Земле направляясь,  летит и летит

Небесный космический… (метеорит)

Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть,

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе не заснет … (Луна)

Специальный космический есть

аппарат,

Сигналы на Землю он шлет всем

подряд,

И как одинокий путник

Летит по орбите … (спутник)


СТИХИ О КОСМОСЕ

КОСМОНАВТ

В тёмном небе звёзды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной.

                      В. Степанов

 

ЗЕМЛЯ

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо...

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!

                              Я. Аким

Если месяц буквой «С»,

Значит, старый месяц;

Если палочку в довес

Ты к нему привесишь

И получишь букву «Р»,

Значит, он растущий,

Значит, скоро, верь-не верь,

Станет он толстущий.

– Что там за родственник Луны,

Племянник или внучек

Мелькает между тучек?

– Да это спутник!

– Вот те раз!

– Он спутник каждого из нас

И в целом – всей Земли.

Руками спутник сотворён,

А после на ракете

Доставлен в дали эти.

                                  Ю.Яковлев

САТУРН

У каждой планеты есть что-то своё,

Что ярче всего отличает её.

Сатурн непременно узнаешь в лицо

– Его окружает большое кольцо.

 Оно не сплошное, из разных полос.

 Учёные вот как решили вопрос:

 Когда-то давно там замёрзла вода,

 И кольца Сатурна из снега и льда.

                            Римма Алдонина

           КОМЕТА

 Какое роскошное диво!

 Почти занимая полсвета,

 Загадочна, очень красива

 Парит над Землёю комета.

 И хочется думать:

 – Откуда

 Явилось к нам светлое чудо?

 И хочется плакать, когда

 Оно улетит без следа.

 А нам говорят:

 – Это лёд!

 А хвост её – пыль и вода!

 Неважно, к нам Чудо идёт,

 А Чудо прекрасно всегда!

              Римма Алдонина

Раскинув свой огнистый хвост,

Комета мчится между звёзд.

– Послушайте, созвездья,

Последние известия,

Чудесные известия,

Небесные известия!

Несясь на диких скоростях,

Была у Солнца я в гостях.

Я Землю видела вдали

И новых спутников Земли.

Я уносилась от Земли,

За мной летели корабли!

       Г.Сапгир


Домашнее задание:

06.04 – 10.04.20          Лексическая тема «КОСМОС»

– Объясните ребенку, почему 12 апреля во всем мире празднуют День космонавтики, что это за праздник.

– Рассмотрите иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники. Объясните ребёнку, что такое ракета, спутник, космодром, скафандр, телескоп.

– Расскажите ребенку о первом космонавте – Ю.А. Гагарине.

– Понаблюдать за звездным небом, попробуйте найти полярную звезду.

1. Упражнение «Подбирай, называй»: Планета (какая?) – круглая, большая, красивая и т.д. Космонавт (какой?) – смелый, сильный, здоровый и т.д. Солнце (какое?) – яркое, круглое, лучистое и т.д.

2. «Один – много» (множественное число): спутник – спутники, космонавт – … звезда – … планета – … скафандр – … ракета – …

3. «Есть – нет» (родительный падеж): космонавт – нет космонавта, спутник –…  звезда – … планета – … скафандр – … ракета – …

4. «Посчитай»: одна ракета, две …, три …, четыре …, пять …. один космонавт, два …, три…, четыре…, пять…

5. Игра «Скажи наоборот» Например: далёкий – близкий; большой –... улетать –... высокий –... взлетать –... подниматься – ...         

6. Игра «Что лишнее» (Какое слово не подходит и почему):

Солнышко, солнце, сон, солнечный.

Космос, косматый, космонавт, космический.

Луна, лунный, луноход, полночь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей старшей группы на тему: «О чём разговаривать с дошкольником».

Мир взрослого человека всегда несравненно богаче, шире, разнообразнее, чем мир маленького ребенка. Для взрослого существует не только то, что он видит и слышит сейчас, в данный момент времени, н...

Рекомендации для родителей старшей группы по теме недели: "Встречаем птиц"

Рекомендации по играм с детьми, речевой материал, пальчиковые игры....

Рекомендации для родителей старшей группы 3 неделя апреля "Труд людей весной. Откуда хлеб пришёл?"

В рекомендациях для родителей размещается:Минимальный словарь по теме неделиФормирование слоговой структурыПальчиковая гимнастика Координация речи с движением Лексико-грамматические игры и у...

Рекомендации для родителей старшей группы 4 неделя апреля "Телевидение. Почта"

В рекомендациях для родителей размещается:Минимальный словарь по теме неделиФормирование слоговой структурыПальчиковая гимнастика Координация речи с движением Лексико-грамматические игры и у...

Рекомендации для родителей старшей группы 2 неделя мая "Моя страна. Мой город - Ярославль"

В рекомендациях для родителей размещается:Минимальный словарь по теме неделиФормирование слоговой структурыПальчиковая гимнастика Координация речи с движением Лексико-грамматические игры и у...

Рекомендации для родителей старшей группы 3 неделя мая "Правила дорожного движения"

В рекомендациях для родителей размещается:Минимальный словарь по теме неделиФормирование слоговой структурыПальчиковая гимнастика Координация речи с движением Лексико-грамматические игры и у...

Рекомендации для родителей старшей группы 4 неделя мая "Скоро лето. Насекомые. Цветы на лугу"

В рекомендациях для родителей размещается:Минимальный словарь по теме неделиФормирование слоговой структурыПальчиковая гимнастика Координация речи с движением Лексико-грамматические игры и у...