Учебный модуль дополнительного профессионального образования и модуль повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих
учебно-методический материал

Гримова Тамара Михайловна

Использование интерактивных технологий и оборудования в образовательном процессе  в ОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование интерактивных технологий и оборудования в образовательном процессе  в ОО

  1. Категория слушателей: педагогические работники образовательных учреждений, студенты выпускных групп, осваивающих педагогические специальности, имеющие базовый уровень ИКТ – компетенции.
  2. Цель освоения модуля: развитие информационно – коммуникационной компетентности педагогического работника как основы для решения предметно- методических и дидактических задач средствами интерактивных технологий.
  3. Форма обучения: очная л
  4. Освоение модуля предполагает достижение следующего(щих) уровня(ей) квалификации в соответствии с профессиональным стандартом: Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н
  5. Образовательные результаты:

Слушатель, освоивший программу, должен обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя:

  • ПК 1 Овладение технологией работы с программными комплексами интерактивных систем в соответствии с особенностями профессиональных запросов педагога;
  • ПК 2  Понимание методических и дидактических возможностей использования интерактивного оборудования в практике преподавания; воспитания;
  • ПК 3  Проектирование технологических карт занятия / урока с использованием интерактивного оборудования в соответствии с установленными требованиями.
  1. Результаты обучения:

В результате освоения модуля слушатель должен приобрести знания и умения, необходимые для качественного изменения перечисленных выше профессиональных компетенций.

Слушатель должен:

Знать:

- нормативно – правовое обеспечение образовательного процесса с использованием интерактивных технологий;

- психолого – педагогические требования, предъявляемые к методике организации работы с интерактивным оборудованием;

- программное обеспечение SMART, EduQuest, LegoWedo 2, интерактивной песочницей и интерактивными кубами;

  - технику безопасности при использовании средств ИКТ в образовательном процессе.

Уметь:

- создавать и демонстрировать дидактические игры / фрагмент урока с использованием  SMART, EduQuest, LegoWedo 2, интерактивной песочницы и интерактивных кубов;

  - выполнять комплекс заданий с использованием документ – камеры.

Владеть:

- опытом организации образовательного процесса с использованием современных образовательных технологий.

7.Учебный план

№ п/п

Наименование раздела[1]

Всего, час

Аудиторные

занятия

СРС, час.

Промежу-

точная

аттестация, час

из них

теоретические занятия (лекции)

практические  занятия  

1

2

3

4

5

6

7

1.

Характеристика интерактивного оборудования и  программного обеспечения SMART, EduQuest, LegoWedo 2, интерактивной песочницы и интерактивных кубов

 

10

2

6

2

2.

Психолого – педагогические особенности использования интерактивного оборудования в образовательном процессе

4

2

2

3.

Проектирование технологических карт и демонстрация фрагментов занятий  (уроков) с использованием интерактивного оборудования в соответствии с установленными требованиями

18

4

12

2

Промежуточная аттестация по модулю[2]

4

4

Всего:

36

8

18

6

4

8.Календарный учебный график

Наименование разделов (дисциплин, практик, стажировок, иных видов учебной деятельности)

Объем  нагрузки, ч.

Учебные дни

1 день

2 день

3 день

4 день

5 день

6 день

7 день

8 день

9 день

Характеристика интерактивного оборудования и  программного обеспечения SMART, EduQuest, LegoWedo 2, интерактивной песочницы, интерактивных кубов, документ камера

10

Психолого – педагогические особенности использования интерактивного оборудования в образовательном процессе

4

Проектирование технологических карт и демонстрация занятий  (уроков) с использованием интерактивного оборудования в соответствии с установленными требованиями

18

Промежуточная аттестация по модулю

4

9. Организационно–педагогические условия

10.1  Материально-технические условия реализации программы

Вид ресурса[3]

Характеристика ресурса и количество

Аудитория

Кабинет с набором заявленного интерактивного оборудования, столами и стульями по количеству слушателей.

Оборудование и программное обеспечение

Компьютеры по числу слушателей, интерактивная доска, проектор, документ камера, SMART, EduQuest, LegoWedo 2, интерактивная песочница,  интерактивные кубы.

Канцелярские товары

Бумага А4

Другое

10.2. Кадровые ресурсы

Вид ресурса[4]

Характеристика[5] ресурса и количество

Руководитель проекта/куратор

Методист. Преподаватель, имеющий высшее образование по педагогической специальности и владеющий знаниями  информационно – коммуникационных технологий.

Разработчик контента

Группа преподавателей с высшим образованием и опытом работы не менее 5 лет.

Лектор

Преподаватель, имеющий высшее образование по педагогической специальности, владеющий навыками работы с интерактивным оборудованием

10.3. Учебно-методическое обеспечение программы[6]

1.Авдеева, С.М. Российская школа на пути к информационному обществу : проект «Информатизация системы образования» / С.М. Авдеева, А.Ю. Уваров // Вопр. образования. - 2005. - № 3. - С.33-53.

2. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П.Беспалько . - М., 2002. - 215 с.

3.Гаврилов, Н.А. Информационно-коммуникационная компетентность учителя основа информатизации образования / Н.А. Гаврилов, В.Т. Курдин, С.В. Шубин // Информатика и образование. - 2004. - № 12. - С. 139.

4.Галишникова, Е. М. Использование интерактивной доски в процессе обучения : учитель / Е. М. Галишникова. - М., 2007. - 241 с.

5.Глинский, Б.А. Моделирование как метод научного познания / Б.А. Глинский. М. : Издво Моск. ун-та, 1965. - 248 с.

6.Горячев, А.В. О понятии Информационная грамотность: Информатика и образование / А.В. Горячев. - М., 2001. - 369 с.

7.Горбунова, JI.H. Освоение информационно-коммуникационных технологий педагогами в контексте ориентации на профессионально-личностное развитие М. 2010.

8.Гриншкун, В.В. Развитие интегративных подходов к созданию средств информатизации образования: дис. . д-ра пед. наук / В.В. Гриншкун. М., 2004. - 554 с.

9.Гук, О.Б. Методологические и методические условия и пути оптимизации образовательного процесса с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. (http://www.mhpi.ru/tutor/departments/natural/works/learningoptimization.htm.). 10.Дахин, А. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и  неопределенность / А. Дахин // Нар. образование. 2002. - № 2. - С.55-60.

11. Калягин, И.Н. Новые информационные технологии и учебная техника / И.Н. Калягин. М.: Высшее образование в России, - 2003. - 289 с.

12.Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения: учеб.-метод. пособие / С.С.Кашлев. -2-е изд. - Минск: ТетраСистемс, - 2013. - 224 с.

13.Клейман, Г.М. Школа будущего: компьютеры в процессе обучения: Пер. с англ. / Г.М. Клейман. - М. : Радио и связь, - 2004. - 347 с.

14.Левитес, Д. Г. Практика обучения: образовательные технологии / Д.Г. Левитес. - М., 2004. - 258 с.

15.Молоков, Ю. Г. Актуальные вопросы информатизации образования: Сборник научных трудов / Ю. Г. Молоков. - Новосибирск, 2002. – 376с.

16.Мясоед, Т. А. Интерактивные технологии обучения: Спец. семинар для учителей / Т. А. Мясоед. - М., 2004. - 346 с.

17.Новая школа: Пространство возможностей: материалы Центрально азиатской научно - практической конференции. - Бишкек, 2006. - 320 с.

18.Попова, Н. Е. Условия использования мультимедийных средств обучения в образовательном процессе: коллективная монография / Профессиональное образование: модернизационные аспекты. Т.4. - Ростов- на-Дону: Научное сотрудничество, 2014. - С. 204-229.

19.Попова, Н.Е., Рожкова, О.В. Подходы к использованию интерактивных технологий в дошкольных образовательных организациях: /Н.Е.Попова, О.В.Рожкова // Fundamentalis scientiam, Madrid, Spain - 2018. С.35-40.

20.Принципы обучения. Методы и средства обучения [Электронный ресурс] : http://kpip.kbsu.m(дата обращения: 28.02.2014).

21.Панфилова, А. П. Мозговые штурмы / А.П.Панфилова. - Спб.: Питер, 2005. - 316 с.

22.Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение /учебное пособие для студ. учреждений высш. Проф. образования / А.П.Панфилова. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 192 с.

23.Пидкасистый, П. И. Искусство преподавания / П.И.Пидкасистый, М.Л.Портнов.- М.: Изд-во «Рос. пед. агентство», 2003. - 184 с.

24.Полат, Е.С. Новые педагогические технологии: пособие для учителей / Е.С. Полат. - М., 2002. – 44.

11. Оценка качества освоения модуля

11.1 Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по модулю:

Наименование разделов учебного плана модуля

Тип контроля, форма промежуточной аттестации (зачет, экзамен).

Технология или методы проведения оценочного мероприятия

Образовательные результаты и результаты обучения, на оценку которых направлено оценочное средство

1. Характеристика интерактивного оборудования и  программного обеспечения SMART, EduQuest, LegoWedo 2, интерактивной песочницы и интерактивных кубов

Текущий контроль успеваемости

Выполнение практического задания

ПК 1

(З2, З3, З4).

(У1, У2)

2. Психолого – педагогические особенности использования интерактивного оборудования в образовательном процессе

Текущий контроль успеваемости

Контрольная работа

ПК 2

(З1, З2)

3.Проектирование технологических карт занятий / уроков с использованием интерактивного оборудования в соответствии с установленными требованиями

Текущий контроль успеваемости

Выполнение практического задания: составление технологических карт.

ПК 1

ПК 2 

(З2, З3).

 (У1, У2)

(В1)

Промежуточная аттестация по модулю[7]

Промежуточная аттестация, зачет

Выполнение практического задания (профессиональной деятельности)

Проектирование технологических карт и демонстрация занятий / уроков с использованием интерактивного оборудования в соответствии с установленными требованиями

ПК 1, ПК 2, ПК 3

11.2 Примеры оценочных материалов для разделов учебного модуля[8]:

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Раздел I. Характеристика интерактивного оборудования и  программного обеспечения SMART, EduQuest, LegoWedo 2, интерактивной песочницы и интерактивных кубов.

Методические рекомендации по выполнению практического задания.

Задание: Продемонстрировать технологию работы  с использованием  SMART, EduQuest, LegoWedo 2, интерактивной песочницы,интерактивных кубов, документ камеры с соблюдением всех требований техники безопасности при использовании средств ИКТ.

В процессе выполнения практического задания обучающийся демонстрирует

знания:

- программное обеспечение SMART, EduQuest, LegoWedo 2, интерактивной песочницы, интерактивных кубов, документ камеры.

  - технику безопасности при использовании средств ИКТ в образовательном процессе.

Умения:

- разрабатывать и демонстрировать последовательность работы с SMART, EduQuest, LegoWedo 2, интерактивной песочницей и интерактивными кубами, документ камерой.

Вопросы и задания для входящего контроля:

Устно ответить  на вопросы:

1. Определите санитарно – педагогические требования к организации работы с интерактивным оборудованием (к рабочему месту, к воздушной среде, к освещению, к офтальмотренажу);

2. Проведите инструктаж по технике безопасности.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Раздел II. Психолого – педагогические особенности использования интерактивного оборудования в образовательном процессе.

В процессе выполнения контрольной работы обучающийся демонстрирует

знания:

- нормативно – правовое обеспечение образовательного процесса с использованием интерактивных технологий;

- психолого – педагогические требования, предъявляемые к методике организации работы с интерактивным оборудованием.

Задание:

I вариант.

1.Обоснуйте концептуальные и психологические аспекты применения интерактивного оборудования в работе с детьми.

2.Раскройте методику организации занятий с использованием интерактивного оборудования.

II вариант.

1. Обоснуйте организационные, экономические,  правовые аспекты использования интерактивного оборудования в работе с детьми.

2.Определите психолого – педагогические основы дидактических игр с использованием интерактивного оборудования.

Критерии оценки

– оценка «отлично» выставляется обучающемуся, обнаружившему всестороннее осознанное знание учебно-программного материала и проявившему умение формулировать материал аргументированно и точно;

– оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, знания и умения которого в основном соответствуют требованиям, но при этом слушатель допускает отдельные неточности при ответе на один из вопросов, затрудняется аргументировать свои ответы, недостаточно самостоятелен в высказывании личных суждений;

– оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объёме, необходимом для дальнейшего обучения и предстоящей работы по профессии, но допускающему неточности при ответе на два вопроса, проявившему недостаточно  осознанное усвоение материала.

– оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, обнаружившему существенные пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, при этом он обнаруживает незнание большей части изученного по разделу материала.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Раздел I. Проектирование технологических карт и демонстрация фрагментов занятий  (уроков) с использованием интерактивного оборудования в соответствии с установленными требованиями.

Задание: Разработать технологическую карту занятия (урока) с использованием интерактивного оборудования в соответствии с установленными требованиями, продемонстрировать фрагмент занятия (урока).

Требования к составлению технологической карты.

Технологическая карта урока — это графическое отображение, план проведения занятия (урока), в котором заложены методы индивидуальной работы и возможности вариативного развития  занятия.

В технологической карте описывается процесс деятельности, а так же все операции деятельности и ее составляющие. В ней четко отражено взаимодействие педагога и обучающегося, планирование деятельности на каждом этапе занятия (урока).

Традиционный конспект – это содержание занятия (урока) по вертикали, а технологическая карта – по горизонтали. При планировании процесса обучения определяются все виды деятельности обучающихся в целом и отдельных его этапах. Составляя технологическую карту, педагог  формулирует проблемные вопросы для обучающихся, направленные на достижение результата. В структуру современной образовательной деятельности внесены новые элементы и этапы, связанные с достижениями личностного результата.

Мотивирование к учебной деятельности осуществляется через включение обучающихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Педагог создает условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала.

Схема технологической карты занятия

         ФИО участника:

        № участника

        Образовательная (ые) область (и):

        Тема занятия:

        Возрастная группа:

        Цель занятия:

        Задачи занятия:

        Образовательные:

        Воспитательные:

        Развивающие:

        Дополнительные задачи (в зависимости от специфики задания):

        Словарная работа:

        Планируемые результаты занятия:

        Подготовительная работа:

        Материалы и оборудование:

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о …

2.3.

Этап практического решения проблемы

Овладение действиями, способами решения проблемы

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки

Промежуточная аттестация: зачет

Задание: Проектирование технологических карт и демонстрация занятий (уроков) с использованием интерактивного оборудования.

Цель: демонстрация умения проектировать технологическую карту и проводить занятие (урок) с использованием интерактивного оборудования (SMART, EduQuest, LegoWedo 2, интерактивной песочницы, интерактивных кубов, документ камеры).

Лимит времени на выполнение задания: 2 часа 

Лимит времени на представление задания: 20 минут.

Ожидаемый результат:

  1. Оформленная технологическая карта занятия (урока) на бумажном носителе.
  2. Демонстрация фрагмента занятия (урока) с использованием интерактивного оборудования с детьми дошкольного возраста (волонтерами).

11.3 Критерии и шкала оценки для промежуточной аттестации по модулю:

№п/п

Содержание

Баллы

Технологическая карта

1

Диагностичность постановки цели и задач

0-3

2

Реальная достижимость цели, соответствие с ожидаемым результатом

0-3

3

Соответствие задач цели занятия

0-3

4

Наличие образовательных, развивающих, воспитательных задач

0-3

5

Наличие задач направленных на использование интерактивного оборудования

0-3

6

Соответствие содержания цели и задачам

0-3

7

Описание всех этапов занятия

0-3

Проведение занятия

8

Обеспечение мотивации в процессе организационного этапа

0-3

9

Постановка проблемы

0-3

10

Решение цели и задач в ходе занятия

0-3

11

Грамотное использование интерактивного оборудования (необходимость использования для решения поставленной цели и задач)

0-3

12

Качество знаний программного обеспечения интерактивного оборудования

0-3

13

Свободное владение интерактивным оборудованием

0-3

14

Вовлечение детей в решение проблемы на основе использования интерактивного оборудования

0-3

15

Подведение итога занятия, рефлексия, организация самооценки детьми

0-3

16

Грамотность речи

0-3

17

Эмоциональность

0-3

Соблюдение правил

18

Уложился в отведенное время

0-3

19

Соблюдение санитарно-гигиенических норм  

0-3

20

Инструктаж по технике безопасности

0-3

21

Размещение детей относительно интерактивного оборудования

0-3

22

Проведение зрительной и пальчиковой гимнастики

0-3

23

Учет психологических особенностей детей

0-3

24

Организация динамических пауз

0-3

25

Контроль над осанкой ребенка во время занятия с интерактивным оборудованием

0-3

26

Соответствие образовательного интерактивного контента возрасту детей

0-3

27

Владение технической терминологией

0-3

Слушатель считается успешно прошедшим промежуточную аттестацию по модулю, если набрал не менее 27 баллов, при обязательном условии оценки за каждый критерий не ниже 1.


[2] Зачёт или экзамен

[3] При отсутствии требования к наличию ресурса соответствующая строка удаляется.

[4] Перечень участников зависит от штатного расписания конкретной ПОО. Здесь приводится примерный список.

[5] Характеристика может включать требования к образованию, опыту работы  и т.п.

[6] Здесь приводится список литературы, рекомендуемой слушателям для освоения программы, и интернет-источников, содержащих полезную информацию.

[7] Указать форму промежуточной аттестации: экзамен, зачёт.

[8] Приводятся примеры контрольно-измерительных материалов, примеры решений, требования к содержанию заданий по выбору разработчиков модуля для всех оценочных средств, применяемых для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная работа выпускника Института дополнительного образования МГПУ Факультета повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров

Детям с таким серьезным заболеванием, как церебральный паралич важна не только медицинская, но и педагогическая помощь....

Факультет повышения квалификации и переподготовки педагогов. Практико-значимая работа. На тему: «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Факультет повышения квалификации и переподготовки педагогов.  Практико-значимая работа.  На тему: «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕ...

Курсы повышения квалификации и переподготовки педагога

Повышение квалификации-это один из видов профессионального обучения сотрудников, имеющий цель повышения уровня знаний, совершенствование практических знаний и умений....

Планируемое самообразование, повышение квалификации и переподготовки

Планируемое самообразование отражено в Автоматизированной системе управления повышением квалификации работников образования ХМАО-Югры на 2019-2020 год: "Художественно - эстетическое развитие дете...

Учебный модуль дополнительного профессионального образования

Взаимодействие с родителями (законными представителями) и сотрудникамиобразовательной организации...

Интернет-ресурсы для подготовки занятий, развлечений, самообразования педагогических работников, а также прослушивания вебинаров, прохождения дистанционных курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки педагогов

Полезные ссылки  интернет-ресурсов для подготовки занятий, развлечений, самообразования педагогических работников, а также прослушивания вебинаров, прохождения дистанционных курсов повышения квал...

Прохождение образовательного курса в Уральском институте повышения квалификации и переподготовки, haps.ru/ ttps://sdo.urg, май 2023 г.

Тема курса "Познавательное и речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО", 108 ч....