Консультация для родителей Готовность к школе
консультация

Станичная Елена Алексеевна

 

 

Консультация для родителей на тему:

«Готовность к школе: Что мы не понимаем? Методы определения психологической готовности к школе».

 

    Психологическая готовность к школе - это сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Психологической готовностью к школьному обу­чению понимается уровень психического развития ребенка, необходи­мый и достаточный для освоения школьной учебной программы в усло­виях обучения в коллективе сверстников.                      

    В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:

1. Личностная готовность. Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей.

Слагаемые личностной готовности к школьному обучению

1. Отношение к школе. Чтобы ребенок успешно учился, он должен стремиться к «серьезным» занятиям. На появление такого желания влияет отношение к школе близких людей.  Таким образом,  учение должно восприниматься как важная, ответственная деятельность. Отношение к этому взрослых и других детей способствует формированию внутренней позиции школьника. Первоначально ребенка привлекает внешняя сторона школьной жизни - новый портфель, школьная форма, новая обстановка. Позднее появляется желание учиться, узнавать что-то новое.                             

      Внутренняя позиция школь­ника, как новообразование,  может выступать критерием готовности к школьному обу­чению.

2. Отношение к учителю. По отношению к учителю - взрослый становиться непререкаемым авторитетом. То есть его требования выполняются, а на замечания не обижаются, стараются исправить ошибку. Дети, готовые к школьному обучению, подчиняются правилам, и адекватно ведут себя на занятиях. В учителе воплощены требования общества. В первое время дети стараются строго следовать указаниям учителя. Если учитель по отношению к правилу допускает лояльность, то правило разрушается изнутри.                                   

     Новая социальная ситуация развития «ребенок-учитель» пронизывает всю жизнь ребенка. Если в школе хорошо, значит и дома хорошо, значит и с детьми тоже хорошо.

    Эта социальная ситуация развития ребенка требует особой деятельности.

Эта деятельность называется учебной деятельностью.

    В младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей поскольку:                      

- во-первых, через нее осуществляются основные отношения ребенка с обществом;                         

- во-вторых, в ней осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов.

3. Формируются специфические отношения с другими детьми. Учебная деятельность - это коллективная деятельность. Учащиеся должны учиться деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия: выслушивать ответы других учеников, не обижаться на замечания учителя и др. Эгоцентризм ребенка исчезает к 7 годам, теперь он может принять точку зрения другого че­ловека, отчетливо сознавая, что тот может прийти к иным выводам.

    Это новое осознание приходит главным образом благодаря соци­альному общению со сверстниками. На смену монологу как стилю дошкольников (когда они беседуют сами с собой или выдают другим собственную информацию, не заботясь о реакции на нее) приходит взаимный обмен информацией. Эгоцентризм ребенка, восприятие себя в качестве центра вращающегося вокруг него мира постепенно убывает, чему способствуют совместные игры.

4. Определенное отношение к себе. Это предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, т.е. определенный уровень развития самосознания. Самооценка школьника не должна быть завышенной и недифференцированной. Если ребенок говорит, что он «хороший», его поделка «лучше всех», то нельзя говорить о его личностной готовности к школьному обучению.

2. Интеллектуальная готовность к обучению в школе предполагает:

- дифференцированное восприятие;

- аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);                                         

- рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);                  

- логическое запоминание;                                                                                       

- интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;   

- овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

- развитие тонких движений руки и зрительно - двигательных координаций.

 

3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.                                                  

     Кроме выше указанных составляющих психологической готовности к школе мы выделим еще и физическую, речевую и эмоционально-волевую готовность.

4. Под физической готовностью подразумевается общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

5. Под речевой готовностью понимается сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность.

6. Эмоционально - волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психологических процессов.

 

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Важная сторона психологической готовности – достаточный уровень волевого развития ребенка. Особое место занимает овладение специальными знаниями и навыками, традиционно относящимся к школьным знаниям. Формирование «социальной позиции» по отношению к школе требует не только осознания школы как источника знаний, но и эмоционального отношения к ней. Ребенку необходимо научиться входить в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_gotovnost_k_shkole.docx1.25 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей "Готовность к школе: Что мы не понимаем?"

Работа с родителямиКонсультации для родителейГотовность к школе: Что мы не понимаем?Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной элитной г...

консультация для родителей Готовность к школе

консультация для родителейГотовность к школе...

Консультация для родителей: Готовность к школе. "Что мы не понимаем"

«ГОТОВНОСТЬ  К  ШКОЛЕ: ЧТО МЫ  НЕ ПОНИМАЕМ?»     Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной элитной г...

Консультации для родителей Готовность к школе: Что мы не понимаем?

Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной элитной гимназии к другой, что успеть записаться на собеседование или тестирование. В некоторых мам...

Консультация для родителей "Готовность к школе"

этот материал поможет родителям увидеть на сколько их ребенок готов стать учеником...

Работа с родителями Консультации для родителей Готовность к школе: Что мы не понимаем?

Работа с родителямиКонсультации для родителейГотовность к школе: Что мы не понимаем?Весна — время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители бегают от одной элитной гимнази...