игры с песком для детей с овз
картотека

Котина Наталья Александровна

игры с песком для детей со сложной структурой дефекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_s_peskom.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие игры с песком для детей (песок можно заменить манкой, рисом и др.сыпучим материалом)

Пересыпаем песок

Ребенка можно знакомить с основными свойствами песка. Покажите ребенку, как пересыпается сухой песок. Для этого можно использовать мельницу из песочного набора и ситечко. 

Куличики из песка

Делать пасочки  из песка любят все дети. Эта простая игра в песок развивает координацию движения, внимательность и приносит детям много радости.

Отпечатки на песке

Ребенку можно предложить сделать на влажном песке отпечатки своих рук и ног. Особенно это интересно делать летом на море или около реки, озера,  где есть песочный пляж, а потом наблюдать, как накатывает волна и не оставляет и следа от этих отпечатков.

Можно поиграть в сравнение: следы, оставленные родителями – большие; старшего брата или сестры – средние, а вот у малыша и следы – маленькие.

Для сравнения  можно оставить отпечаток на сухом песке, потом полить его водой и сделать отпечаток уже на влажном песке. Показать ребенку, чем отличаются эти отпечатки. Пусть он посмотрит, где   отпечаток получится более четким, а где практически незаметным. Отпечатки можно делать ладонями, кулаками, пальцами.

Также можно предложить ребенку сделать отпечатки следов животных или различных предметов. Ребенка такая игра может увлечь довольно на длительное время.

Откапывание спрятанной в песке руки взрослого

Поиграть с ребенком можно  и в такую игру – показать, как можно спрятать в песке свою руку, а потом вместе с ребенком находить ее.

Игра «Поиски  спрятанных сокровищ»

С помощью этой нехитрой игры в песок можно научить ребенка различать  признаки и свойства предметовс помощью которых он отличается от других.

Ход игры:

В начале игры закопайте в песке несколько сокровищ. Это могут быть небольшие шарики, крупные бусины,  ракушки, которые нередко привозятся с моря в качестве сувениров, речные и морские камешки, которые многими родителями используются в качестве материалов для сенсорных коробок, а также желуди, каштаны, собранные детьми осенью для различных поделок.

  1. Попросите ребенка разыскать эти сокровища и сгруппировать их по какому-либо признаку. Например, можно сгруппировать предметы по цвету, размеру, форме.
  2. После того, как все сокровища будут найдены и сгруппированы, попросите ребенка посчитать, сколько же он нашел сокровищ каждого вида.

Как использовать игру в песок «Поиски спрятанных сокровищ» для обучения детей буквам, цифрам, геометрическим фигурам?

Чтобы игра превратилась в развивающую, можно закопать в песок буквы, цифры, различные геометрические фигуры. Также можно спросить у ребенка, какого  цвета и размера эти предметы. Ребенок может узнать, что предметы могут быть как разными, так и одинаковыми по нескольким признакам – цвету, форме, величине и другим.

Игра «Найди пару»

  1. Нужно приготовить по паре предметов. Это могут быть два карандаша, два небольших шарика, две счетных палочки, две монеты и другие.
  2. По одному предмету из каждой пары нужно спрятать в песке.
  3. Оставшиеся предметы из каждой пары нужно показать ребенку, чтобы он познакомился с ними поближе, ощупал их.
  4. Предложить ребенку найти к этим предметам пару, но только на ощупь. От малыша можно прятать как один предмет, так и все сразу, опираясь на его возраст и уровень навыков и умений. Игра помогает развивать мелкую моторику у детей.

 

Инструменты и материалы

Песок рождает множество ощущений: он шершавый и послушный, текучий и пересыпающийся. Горячий сверху, прохладный внутри. Мокрый или сухой, мелкий и с камушками. Как часто взрослые, наблюдая за малышами в песочнице, говорят: «Возьми совок – испачкаешь руки!» А ведь так важно потрогать, прочувствовать этот материал именно руками, пальчиками. Попробуйте ощутить, как сухой песок сыплется между ладошками! Это целая гамма переживаний, которая нужна ребенку.

Возня в песке позволяет снять лишнее напряжение, обогащает тактильный опыт. Песок массирует ручки и ножки малыша, поэтому, если на улице тепло и вы уверены в чистоте песка, то ребенка можно пустить на него босиком. Дети любят играть в песке руками, и как известно, это активно развивает мозг ребенка, активизирует связи между полушариями. Для игр требуется координация движений рук и глаза, соотнесение того, что делают руки и что происходит в окружающем пространстве, с тем, что видит кроха. Развивается глазомер: надо оценить, сколько нужно песка для той или иной формочки. А присутствие машинок, фигурок позволяет про-играть разные ситуации, целые действия, развивая воображение и фантазию.

Пересыпания

Мама сыплет ребенку сухой песок на ручки, на ножки. Можно взять горсть песка с солнечного места – он теплый – и горсть с тенистого – он прохладный. Контрастные ощущения позволяют почувствовать разницу температур, развивают тактильные ощущения. При этом желательно проговаривать все свои действия, например: «Вот песочек золотой, он бежит прохладною (теплою) рекой».

Вы любите, ребята,
Пересыпать песок.
В руках у вас лопата,
Ведерко и совок.

Как нитка золотая,
У вас из кулака
Бежит струя густая
Прохладного песка.
(С. Маршак)

Различные пересыпания из одной емкости в другую увлекают детвору и весьма важны для развития. Дети развивают глазомер, учатся соотносить количество песка и размер емкости. Можно предложить ребенку воронку и пластиковую бутылку: засыпаем песок через воронку внутрь, а потом высыпаем тонкой струйкой.

Особой популярностью у некоторых детишек пользуется процесс просеивания песка через сито. В сите остаются камушки и веточки, а мелкий песочек оказывается в ведре. Он на ощупь более нежный, и многие дети чувствуют эту разницу.

Следы на песке

Для этой игры нужен влажный песок. Оптимально, если его подготовить с вечера: для этого достаточно полить песок из лейки с ситечком и накрыть пленкой на ночь. К утру получится прекрасно увлажненный, но не слишком мокрый песок. Разравниваем его и печатаем ладошки. Можно и босыми ножками сделать отпечатки. Следы могут оставлять формочки, игрушки, машинки.

Дорожки

Сначала рисуем пальчиком дорожки. А потом по этим дорожкам ходим – ручками, ножками. Можно пробовать провести по дорожкам игрушки, изображая, как будет идти мишка косолапый, а как киска побежит.

Большие ноги идут по дороге: 
Топ! Топ! Топ! Топ! 
Маленькие ножки бегут по дорожке: 
Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ!

Мельница

Для этой игры хороши различные мельницы-вертушки. Ребенок засыпает наверх песок и наблюдает, как колесико крутится под его воздействием. Этот процесс буквально завораживает детей: они готовы сыпать и сыпать песок, только бы колесико не останавливалось. Малыш наглядно видит результат своих действий: насыпал – завертелось.

Дуйте, дуйте, ветры, в поле, 
Чтобы мельницы мололи, 
Чтобы завтра из муки
Испекли нам пирожки!

Горки из песка

Из влажного песка строим горку. Затем с помощью совочка или руками делаем канавку от вершины вниз. И вот когда дорожка готова – устраиваем запуск маленьких мячиков. Ребенок вновь видит результат своих действий: кладет мячик наверх, а он катится вниз.

Волшебные картинки

Для этой игры нужен плоский поднос.
На его дно кладем картинку, сверху насыпаем небольшой слой сухого песка. Малыш пальчиком убирает песок и находит сюрприз – картинку.

Родители часто сталкиваются с тем, что ребенок не строит куличи, а ломает их. Это естественный этап в развитии ребенка. Таким образом ребенку удается почувствовать, что он может воздействовать на те или иные предметы. Со временем дети с удовольствием начинают и сами увлеченно делать куличики из песка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет: игры с песком для детей с ОВЗ

В буклете представлены игровые задания для домашнего общения с дошкольниками с ОВЗ: "Дружим с солнцем и песком!"...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия «Игры с песком» (для детей старшего дошкольного возраста)

Игра с песком предоставляет ребенку избавиться от психологических травм с помощью экстериоризации фантазий и контроля над своим внутренними побуждениями. Метод песочной терапии я использовала дл...

Игры с песком для детей 2-4 лет.

«Автогонщик»           Проведите на влажном песке извилистую линию. Для маленькой машинки она станет настоящей автотрассой. Можно на трассе поставить ...

Игры с песком для детей с интеллектуальной недостаточностью (рекомендации родителям)

Рекомендации родителям по использованию игр с песком для детей с умственной отсталостью...

Развивающие игры с песком для детей с нарушениями речи.

Игры в песочнице - одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому целесообразно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Играя в песок вместе с ребенком, мы передаем в опред...

"Игры с песком для детей 2-4 лет"

Игры с песком для детей в адаптационный период....

"Игры с песком для детей дошкольного возраста"

Игры  с песком для детей дошкольного возраста...