Родительское собрание Тема «Развиваем пальчики, стимулируем речь» во второй младшей группе
консультация (младшая группа)

Исакова Лариса Валерьевна

Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.

В коре головного мозга отделы, отвечающие за ручную моторику и артикуляцию, находятся рядом и тесно связаны. На кончиках пальцев расположено огромное количество нервных окончаний. Информация от них постоянно передается в мозг ребенка, оказывая на него стимулирующее воздействие. Рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы подталкивает формирование речи. Следовательно, тренируя мелкую моторику у ребенка, мы стимулируем его речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodit._sobr_e_okt_20.docx34.84 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема «Развиваем пальчики, стимулируем речь»

во второй младшей группе

Подготовила: воспитатель Исакова Лариса Валерьевна

Задачи:

  1. Раскрыть значение мелкой моторики рук в речевом развитии ребенка
  2. Познакомить с пальчиковыми играми, направленными на развитие мелкой моторики рук.
  3. Дать рекомендации по их использованию.
  4. Дать рекомендации: «Меры профилактики по недопущению возникновения и распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)»

Предварительная работа:

  1. Подбор пособий, игр и литературы по теме
  2. Оформление наглядного материала
  3. Оформление практических рекомендаций
  4. Оформление цитат
  5. Оформление пальчиковых игр без предметов (в стихах)

Раздаточный материал для родителей:

  1. Наглядный материал с содержанием пальчиковых игр для родителей

 (Приложение 1)

  1. Рекомендации «Занятия и упражнения с предметами для развития мелкой моторики рук»  (Приложение 2).
  2. Рекомендации для родителей с практическими рекомендациями «Массаж ладоней и пальцев рук»  (Приложение 3).

План проведения

  1.   «Развития мелкой моторики рук малышей»
  2.   «Пальчиковые игры для детей 3 лет.
  3.  Меры профилактики по недопущению возникновения и распространения коронавирусной инфекции (COVID-19).

Ход:

  1. Уважаемые родители! Давайте поговорим о значении развития мелкой моторики. Прочитайте, пожалуйста, цитаты ученых о значении мелкой моторики:  

Родители читают цитаты:

- Рука – это вышедший наружу мозг человека (И.Кант)

- Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга (И. Павлов)

- Движения пальцев рук сами по себе необыкновенно сильно стимулируют развитие мозга, разных его отделов (Никитин)

- Ум ребенка находится на кончиках его пальцев (Сухомлинский)

- Таланты детей находятся на кончиках их пальцев (Монтессори)

Воспитатель: Действительно, развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.

В коре головного мозга отделы, отвечающие за ручную моторику и артикуляцию, находятся рядом и тесно связаны. На кончиках пальцев расположено огромное количество нервных окончаний. Информация от них постоянно передается в мозг ребенка, оказывая на него стимулирующее воздействие. Рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы подталкивает формирование речи. Следовательно, тренируя мелкую моторику у ребенка, мы стимулируем его речь.

Следствием слабого развития мелкой моторики является общая неготовность большинства детей к письму или проблемы с речевым развитием. К сожалению, о проблемах с мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой.    Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. Зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать. Не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т. п.                                                     

  1. Как вы думаете, какие виды игрушек и пособий представляют ценность в плане развития мелкой моторики рук малышей?

Высказывания родителей.

Воспитатель: Пальчиковые игры являются хорошим стимулом для речевого и интеллектуального развития ребенка в младшем возрасте.

Благодаря пальчиковым играм кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Кроме того, пальчиковые игры – это прекрасный способ развлечь ребенка и с пользой провести время в очереди в больнице, во время путешествия на поезде или самолете.

Пальчиковые игры можно условно разделить на три группы:

- игры без предметов

- игры с предметами

- игры с использованием атрибутики

1. Давайте разберем, что такое «пальчиковые игры без предметов».

Это игры, которые сопровождаются стихами, потешками, т. е. инсценировка стихов. К ним относятся игры на загибание и разгибание пальцев рук. Например, «Сорока-белобока», «Пальчик, пальчик, где ты был?» «Мы делили апельсин», «1, 2, 3, 4, 5, будем листья собирать» и др.

Такие пальчиковые игры  очень нравятся детям. Т.к. игра – это основная деятельность дошкольника. А если игра содержит в себе рифмованную речь и движения, то она полностью соответствует потребностям, присущим дошкольному возрасту.

Когда малыши повторяют вслед за взрослым слова стихотворения и одновременно с помощью движений пальчиков иллюстрируют их, то не только улучшается подвижность пальчиков, но и активизируется мозговая деятельность, хорошо развивается произвольное внимание, координация. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, настраивая детей на игру.

Как проводить занятия?

- Прежде чем предлагать пальчиковую игру ребенку, познакомьтесь с ней сами, разберитесь с движениями пальцев.  

- Для разминки и подготовки к проведению игр предложите ребенку пальчиком правой, а затем и левой руки нарисовать круг, линию – вертикальную и горизонтальную. Можно предложить ребенку сжимать и разжимать кулачок.

- После разминки прочитайте стихотворение и покажите движения пальцев и кистей. Пусть он повторяет за вами, а затем постепенно выполняет упражнение самостоятельно. Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. Если у него плохо получается повторять за вами, помогите ему. При возникновении трудностей можно взять руку ребенка и сделать движение вместе с ним.

-  Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем – другой рукой, после этого двумя одновременно.

- Сразу много игр давать не стоит, ограничьтесь одной-двумя в день. Каждую игру можно повторить  два-три раза.

- Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях! Занимайтесь с ребенком ежедневно около 5 минут. 

Ну а сейчас давайте перейдем к практике…» 

Предлагаем вашему вниманию несколько примеров таких пальчиковых игр (2 – 3 родителям предлагается материал с содержанием пальчиковых игр и предлагается вместе выполнить эти упражнения).

Давайте попробуем выполнить упражнения вместе.

Родители выходят и показывают пальчиковую игру.

  1. Мы с вами рассмотрели некоторые варианты пальчиковых игр и упражнений без предметов, а сейчас остановимся на играх с использованием атрибутики

Вопрос родителям: Как вы думаете, какие это игры?

Высказывания родителей. 

Воспитатель: Использование атрибутики повышает интерес к пальчиковым играм. При этом сами атрибуты никакой развивающей нагрузки не несут, они как бы украшают упражнение, делая его для ребенка более привлекательным. В качестве атрибутов можно использовать (показ) перчатки, где на каждом пальце вышиваются (приклеиваются) глаза, нос, рот или характерные для животных детали (усы, длинные уши и т.д.)

Детям очень нравится использовать изображения небольших фигурок, вырезанных из журналов, открыток, старых книг и т.д. Выбранный персонаж приклеивается на картон и вырезается по контуру. Затем к фигурке пришивают круглую резинку, диаметр которой должен быть таким, чтобы она плотно облегала основания детских пальцев (показ)

  1. А сейчас перейдем к играм с использованием предметов.

Вопрос родителям: Как вы думаете, какие это игры?

Высказывания родителей. 

Развитию мелкой моторики способствуют игры - манипуляции с мелкими предметами.                       

Это может быть:

1. Разрывание листа бумаги на мелкие кусочки и создание аппликации.

2. Обрывание листа бумаги. Эта работа связана с содружеством обеих рук. Желательно предлагать ребенку задания не только на произвольное обрывание, но и по контуру (геометрические фигуры, предметы, животные).

3. Игры – шнуровки. Например, в нашей группе это такие игры: «Ежик», «Домик», «Цыпленок», «Паровоз») 

4. Игры с бусинками. Попросите ребенка помочь вам собрать бусинки. Пусть он опускает их в коробочку с маленьким отверстием. Затем он может нанизать их на нитку в определенном порядке, чередуя по форме, цвету или величине.

5. Предложите ребенку скатать шарики из пластилина. Затем расплющить шарики в лепешки большим и указательным пальцами. Можно скатать жгутики, вылепить из них баранку, сплести канатик. Можно вылепить из шариков морковку, яблочко, грибок, змею с пятнышками из пластилина другого цвета.

6. «Волшебные спички» (составление картинок по образцу, по памяти, произвольно). Предложите ребенку выкладывать из спичек простейшие геометрические фигуры: квадраты, прямоугольники, треугольники. На этой основе можно создавать изображения предметов, интересных для него. Из спичек можно строить башни, домики, колодцы.

7. Игры на выкладывание узора (из шнурков, бусин, цветных палочек, геометрических фигур, камешков, пуговиц, крупных семян (бобы, фасоль, горох)).

8. Рисование по шаблону.

9. Штриховка.

10. Вырезание. Работа с ножницами упражняет ребенка в быстрой смене напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки. Поэтому чем больше ребенок действует ножницами, тем лучше получаются его работы, тем совершеннее смена тонуса руки.

11. Раскрашивание раскрасок

12. Мозаика.

13. Складывание разрезных картинок.

14. Оригами (складывание листа бумаги в разных направлениях, изготовление поделок из бумаги).

15. Расстегивание и застегивание пуговиц.

16. Перебирание и пересыпание круп, семян. Для этого сначала смешайте все семена (крупы, разные виды макарон). А затем предложите ребенку разложить их по отдельным ячейкам.

17. Рисование пальчиками красками на бумаге, по крупе.

18. Игры с прищепками. Для этого понадобятся прищепки разных цветов, величины, контуры солнышка, тучки, звезды, круги разных цветов. Детям можно предложить сделать лучики солнышку, дождик из тучки, украсить звезду, составить цветок, сделать ежику иголки.

19. Игры с пробками и горохом (игры в «прятки»); 

Они очень увлекают детей. Эти игры предполагают использование ёмкостей (бассейнов) с горохом или пластмассовыми  пробками, в которые прячутся маленькие игрушки (это могут быть игрушки от «киндер-сюрпризов»). Детям предлагается найти спрятанные игрушки. Начало игры сопровождают следующими словами: «В прятки пальчики играли, и игрушки все искали…». Также дети могут пересыпать и перекладывать содержимое этих ёмкостей в другие. Например, горох перекладывают в бутылочки, затем пробками закрывают их. Некоторым детям нравится просто перебирать и ощупывать предметы. Эти игры доставляют детям огромное удовольствие, стимулируют развитие чувственного восприятия. Кроме того, это отличный прием релаксации.     

20. Разнообразные игры-вкладыши  

21. Игры с матрешками 

22. Игры с пирамидками

23. Игры с кубиками

24. Конструкторы

Хотелось бы отметить, что работа по развитию  движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить вашему ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Чтобы интерес к этим играм не угасал, нужно проводить их совместно с детьми, т. к. здесь необходимо участие взрослого и ободряющее внимание к трудному для ребенка процессу шнурования, пристегивания и т. п.

Меры профилактики по недопущению возникновения и распространения коронавирусной инфекции (COVID-19).

Правило 1: Соблюдайте гигиену рук! Чистые руки — это гарантия того, что Вы не будете распространять вирусы, инфицируя себя, когда прикасаетесь ко рту и носу, и окружающих — через поверхности. Как можно чаще, особенно, после пользования общественным транспортом, после любого посещения улицы и общественных мест, перед и после еды, мойте руки водой с мылом или используйте средство для дезинфекции рук.

 Правило 2: проводите регулярную влажную уборку помещения, где Вы находитесь, чистку и дезинфекцию поверхностей с использованием бытовых моющих средств. Обратите, прежде всего, внимание на дверные ручки, поручни, столы, стулья, Поддерживать чистоту поверхностей — одно из самых простых, но самых важных правил! Как можно чаще и регулярно проветривайте помещение и увлажняйте воздух.

Правило 3: избегайте многолюдных мест или сократите время пребывания в местах большого скопления людей (общественный транспорт, торговые центры, концертные залы и др.). Избегайте близкого контакта с людьми, которые кажутся нездоровыми, у которых имеются признаки респираторной инфекции (например, кашляют, чихают).

Поэто.му старайтесь соблюдать расстояние не менее 1-1,5 м от лиц, которые имеют симптомы респираторной инфекции.

Соблюдайте «респираторный этикет»: прикрывайте рот и нос салфеткой (платком), когда чихаете или кашляете; используйте одноразовые бумажные салфетки (платки), которые выбрасывайте сразу после использования; при отсутствии салфетки (платка) кашляйте или чихайте в сгиб локтя; не касайтесь немытыми руками носа, рта и глаз. Используйте медицинскую маску.

ВАЖНО! При использовании медицинских масок необходимо соблюдать правила: Обработать руки спиртосодержащим средством или вымыть с мылом. Удерживая маску за завязки или резинки вплотную поднести к лицу белой стороной внутрь и фиксировать завязками (резинками) в положении, когда полностью прикрыта нижняя часть лица — и рот, и нос Использовать маску не более двух часов.

Правило 4: ведите здоровый образ жизни! Это повысит естественную сопротивляемость Вашего организма к инфекции. Чаще совершайте прогулки на свежем воздухе, высыпайтесь и придерживайтесь правил рационального питания (пища должна быть витаминизированной, в особенности богата витаминами А, B l, С, в пищу должны быть максимально включены овощи, фрукты, особенно содержащие витамин С).

Правило 5: в случае появления симптомов респираторной инфекции, в том числе гриппа и коронавирусной инфекции (повышение температуры тела, озноб, слабость, головная боль, заложенность носа, конъюнктивит, кашель, затрудненное дыхание, боли в мышцах и чувство «ломоты» в теле): оставайтесь дома и вызывайте врача на дом  

После выписки из лечебного учреждения граждане не являются носителями коронавирусной инфекции.

Итог:  На этом можно закончить наше родительское собрание, но еще раз хочу напомнить:

Уважаемые родители, не откладывайте развитие мелкой моторики рук ребенка  на потом. Это действительно очень важно для  ребенка!

Помните, что родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки косвенным образом влияют на общее интеллектуальное, психическое  развитие и на развитие речи ребенка. А также готовят его к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Для вас я приготовила    практические рекомендации «Занятия и упражнения с предметами для развития мелкой моторики рук»  и «Массаж ладоней и пальцев рук».

А теперь прошу вас оценить наше собрание. Если информация была для вас полезной, поднимите, пожалуйста, красный кружок, а если нет, то поднимите белый кружок.

Ваша самооценка показывает, что тема, затронутая на нашем собрании способствовала вашей компетентности в вопросе развития мелкой моторики.

Спасибо за внимание!

                                                     

Приложение 1


Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистит пол,

Этот резал,

Этот ел.

Ну, а этот лишь глядел.

Пальчик-пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик я.

Вот и вся моя семья.

Раз, два, три, четыре, пять,

Пошли пальцы в лес гулять (поочередно выпрямляют пальцы)

Этот палец грибы собирал,

Этот их чистил, в воде промывал.

Этот грибы в сковородку крошил.

Этот поджарил, в тарелку сложил.

Этот за стол сел, все грибы съел,

Оттого потолстел.

«Хоровод»

Раз, два, три четыре, пять (хлопают)

Вышел пальчик погулять (загибают указательный правой руки)

Только вышел из ворот –

Глядь, другой к нему идет (загибают средний палец)

В коллективе веселей.

Третий, выходи скорей! (загибают безымянный палец)

Глянь, четвертый к нам идет (загибают мизинец)

Вместе встанем в хоровод (сжимают кулак)

Мышка мылом мыла лапку,

Каждый пальчик по порядку.

Вот намылила большой,

Сполоснув его водой.

Не забыла указательный,

Потерев его старательно.

Средний мылила усердно:

Самый грязный был, наверно.

Безымянный терла пастой –

Почему-то стал он красным.

А мизинчик быстро мыла:

Очень он боялся мыла.

Цветы

Прямо на песочке (руки опустить, соединить подушечки всех пальцев)

Выросли цветочки (поднять руки вверх)

Распускаются цветы (медленно раскрыть пальцы обеих рук)

Небывалой красоты.

Кто приехал?

(Дети соединяют кончики одноименных пальцев рук)

Кто приехал?

Мы, мы, мы! (постучать большими пальцами один о другой)

Мама, мама, это ты?

Да, да, да! (постучать средними пальцами)

Братец, братец, это ты?

Да, да, да! (постучать безымянными пальцами)

Эй, сестричка, это ты?

Да, да, да! (постучать мизинцами)

Все мы вместе! (постучать одновременно всеми пальцами)

Спокойной ночи

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот рядом прикорнул,

Этот пальчик уж заснул,

А другой давненько спит.

Кто у нас еще шумит?

Тише, тише, не шумите,

Пальчики не разбудите!

Варись, каша, варись!

Ну-ка, ну-ли,

Ну-ка, ну-ли, (хлопают в ладоши)

Не шипите вы, кастрюли, (грозят указательным пальцем одной руки)

Не шипите, не ворчите, (грозят указательным пальцем другой руки)

Кашу сладкую варите, (совершают круговые движения кистью правой руки,  

                                                          растопырив пальцы)

Кашу сладкую варите, (повторяют действия левой рукой)

Наших детушек кормите (выставляют ладони вперед).

Как мы маме помогали

Раз, два, три, четыре, (сжимают и разжимают кулаки)

Мы посуду маме мыли (труд одну ладонь о другую)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку (загибают пальцы)

Мы посуду маме мыли: (труд одну ладонь о другую)

Только чашку не разбили,

Ковшик тоже развалился,

Носик чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали (загибают пальцы)

Вот как маме помогали! (сжимают и разжимают кулаки)

Жук

Я веселый майский жук (сжимают руку в кулак, указательный палец и мизинец

                                                           разводят в стороны – «усы» жука)

Знаю все сады вокруг,

Над лужайками кружу,

А зовут меня Жу-жу (шевелят «усами» - указательным пальцем  и мизинцем).

Зайка и ушки

Маленький беленький (сжимают кулаки)

По лесочку прыг-прыг (отгибают указательный и средний пальцы)

Ушками дрыг-дрыг,

По снежочку тык-тык (двигают пальцами в стороны, вперед-назад).

Кошка ниточки мотала (вращают руками, как бы наматывая нитку на клубок)

И клубочки продавала (вытягивают обе ладони вперед)

«Сколько стоит?»

- «Три рубля. (показывают 3 пальца)

Покупайте у меня!» (Сжимают кулаки, снова вытягивают обе ладони вперед).

Вырос у нас чесночок,

Перец, томат, кабачок,

Тыква, капуста, картошка,

Лук и немножко горошка.

Овощи мы собирали,

Ими друзей угощали,

Красили, ели, солили,

С дачи домой увозили.

Прощай на год

Наш друг – огород!


Приложение 2

Рекомендации

«Занятия и упражнения с предметами для развития мелкой моторики рук»

1. Рисование кистью, карандашами, пальцами, ладошкой, раскрашивание картинок. Разнообразьте тематику рисунков, обратите внимание вашего ребенка на основные детали, без которых рисунок становится искажённым.

2. Лепка из глины и пластилина, теста. В этом занятии развивается сила кисти и пальцев, обеспечивается смена тонуса мускулатуры рук. Старайтесь использовать мягкий пластилин или глину хорошего качества, и мягкое теплое тесто, так как неокрепшая рука ребенка нуждается в щадящих нагрузках. Зимой прекрасным материалом для лепки становится снег – лепка снежков, снеговиков.

3. Изготовление поделок из бумаги, например, выполнение салфеточной аппликации. Путем сминания кусочков бумажной салфетки получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка. Рисование на мятом листе, вырезание ножницами, сминание, разрывание и надрывание, скручивание и другие виды бумажной пластики способствуют формированию координации движений кистей рук и пальчиков.

4. Изготавливайте вместе с ребенком поделки из природного материала: жёлудей, шишек, соломы и других доступных материалов. В качестве дополнительных материалов можно использовать: бумагу различного качества и цвета, фольгу, пластилин, проволоку, нитки, камешки, клей и т.д. Создавайте вместе с ребенком поделки и из бросового материала. Обратите внимание на соблюдение техники безопасности в этом виде деятельности.

5. Конструирование - дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки). В конструировании развивается координация кисти, логическое мышление и пространственное воображение.

6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке; завинчивание и развенчивание крышек банок и пузырьков; всасывание пипеткой воды; открывание и закрывание дверцы или шкатулки – это хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

7. Хорошо формирует мелкую моторику рук нанизывание на леску пуговиц, бусинок, макарон, сушек, бисера и выкладывание фигур,  создание картин с помощью этих материалов. Делайте вместе с детьми бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов, скрепок.

8. Плетение косичек из ниток, венков из цветов способствует укреплению здоровья ребенка. Его иммунитет также находится на кончиках пальцев.

9. Организуйте игры с песком в летнее время на улице, а в зимнее – в домашней песочнице. Дети,  сооружая сказочные замки и украшая их мелкими камешками, прилагают при этом силу рук, ловкость пальцев, воображение. Происходит релаксация, гармонизация эмоционально – волевой сферы дошкольника.

10. Переборка круп. Насыпьте в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросите ребёнка перебрать. Для будущих первоклассников это тоже весьма полезное занятие.

11. «Показ» стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками, пальцами всё, о чём говорится в стихотворении. Так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Такой маленький спектакль поможет вашему ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.

12. Теневой театр. Он является одним из видов работы, который может быть использован для развития мелкой моторики рук. Кроме того, что теневой театр позволяет развивать точные, согласованные движения пальцев и кистей рук, он вызывает и поддерживает у малыша интерес к выполнению упражнений по развитию моторики, позволяет ему более продолжительное время концентрировать внимание, быть усидчивым и активным и т.д.

13. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой. Все эти упражнения приносят пользу ребёнку: развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, формируют у него художественный вкус. Детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.

     

Помните:

1.Работа по развитию  движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.

2. Задания должны приносить вашему ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

3. Не откладывайте развитие мелкой моторики рук малыша  на потом. Это действительно очень важно для  ребенка! Научите ваших детей всему, что умеете сами!


Приложение 3

Рекомендации

«Массаж ладоней и пальцев рук»

1.Массаж пальцев (с большого до мизинца): растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию.

2.Массаж грецкими орехами:

- катать два ореха между ладонями

- прокатывать один орех между пальцами

- удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки.

3.Массаж ладоней каменными, металлическими или стеклянными разноцветными  шариками. Ребенку предлагаются шарики, которые можно просто вертеть в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», направлять в специальные желобки и лунки, состязаясь в меткости. Можно закрепить маленький шарик на ниточке. Пусть ребенок щелчками (каждым пальцем по очереди) «отстреливает» этот шарик.

4. Массаж ладоней щеткой или массажным мячиком.

5. Массаж бусами (перебирание бус)

6. Массаж ладоней шестигранным карандашом. Грани карандаша легко покалывают и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Пусть ребенок поместит карандаш между ладонями и вращает, перемещая от основания ладоней к кончикам пальцев.

 «Скольжение»

Продвижение вверх и вниз по длине карандаша, захватив его пальцами, как при рисовании, и с упором острым концом в стол.

Инструкция: Держи пальцами карандаш так, как ты его держишь, когда рисуешь. Крепко сожми пальцы рук. Двигайся по карандашу сначала вверх, потом вниз. Повторяй это движения другой рукой»

Проговаривание рифмовки: «По карандашу скольжу, съехать вниз скорей спешу».

«Ладошка»

Обрисовка тупым концом карандаша ладони, лежащей на столе.

Инструкция: Положи ладонь на стол. Широко раздвинь пальцы. Обведи несколько раз каждый палец тупым концом карандаша.

Рифмовка: Нарисую я ладошку, отдохну потом немножко.

«Эстафета»

Передача карандаша поочередно каждому пальцу из одной руки в другую.

Инструкция: Сожми карандаш указательным пальцем правой руки, подержи, передай его указательному пальцу левой руки. Удерживай карандаш средним пальцем правой руки. Передай его среднему пальцу левой руки. Передавай карандаш как эстафетную палочку другим пальцам.

Рифмовка: Карандаш я подержу, в гости к пальчику приду.

«Качалочка»

Прокатывание карандаша между пальцами.

Инструкция: Возьми карандаш в правую руку и прокати его поочередно между пальцами левой руки. Теперь прокати карандаш левой рукой между пальцами правой руки. Постарайся его не уронить.

«Добывание огня»

Прокатывание карандаша между ладонями.

Инструкция: Положи карандаш на правую ладонь. Прикрой его левой ладонью. Катай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее от кончиков пальцев к запястьям. Попробуй сделать это сразу двумя карандашами.

Рифмовка: Карандаш катать я буду, может быть огонь добуду.

«Утюжок»

Прокатывание карандаша по поверхности стола.

Инструкция: Положи карандаш на стол. Прокати его сначала ладонью правой руки, а потом ладонью левой руки.

Рифмовка: Карандаш по столу прокачу вперед-назад, как захочу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания «Здоровьесбережение в детском саду и семье». Второй младшей группы

Конспект родительского собрания о том, как сохранить и укрепить здоровье детей...

Родительское собрание "Здоровье детей в наших руках" во второй младшей группе

Родительское собрание "Здоровье детей в наших руках"...

Нетрадиционное родительское собрание № 3 в форме «Круглый стол» во второй младшей группе.

Тема: «Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка». «Я – родитель»....

Нетрадиционное родительское собрание №1 в форме «Круглый стол» во второй младшей группе

Тема: «Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка». «Я – родитель».Повестка дня:1. «Взаимодействие детского сада и семьи. Решение педагогических ситуаций.2. Я – родитель. Разгово...

Семинар – практикум для родителей по теме «Развиваем пальчики – стимулируем речь ребенка»

Для знакомства родителей с пальчиковыми играми, развития умений по изготовлению пособий для развития речи, обучения игровым приёмам был проведён семинар-практикум "Развиваем пальчики - стимулируе...

Протокол нетрадиционного родительского собрания №3 в форме «круглый стол» во второй младшей группе «Матрешка» Тема: «Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка». «Я – родитель».

Присутствовало: 17 чел.Отсутствовало:10чел.Повестка дня:«Взаимодействие детского сада и семьи». Решение педагогических ситуаций.«Я – родитель». Разговор о правах и обязан...

Протокол нетрадиционного родительского собрания №3 в форме «круглый стол» во второй младшей группе «Матрешка» Тема: «Взаимодействие детского сада и семьи в развитии личности ребенка». «Я – родитель».

Повестка дня:«Взаимодействие детского сада и семьи». Решение педагогических ситуаций.«Я – родитель». Разговор о правах и обязанностях детей, родителей и воспитателей.Разн...