достоинства и недостатки дистанционного обучения дошкольников
статья

Жильцова Елена Григорьевна

взвесим все "ЗА" и "ПРОТИВ" дистанционного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distantsionnoe_obuchenie_2020.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮТЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 43 ПОСЁЛКА ВИШНЁВОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН

Консультация для воспитателей

«Достоинства и недостатки дистанционного обучения в ДОУ»

                                                                                      Подготовила:

                                                                                    Воспитатель Жильцова Е. Г.

2020 г.

Содержание

Введение ......................................................................................

с. 3

1.

Дистанционное обучение детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….

с. 4-5

2

Достоинства и недостатки дистанционного обучения в ДОУ...............................................................................

с.5-7

2.1

Как сделать дистанционное обучение эффективным...

с.7-8

2.2

Примеры различных форм дистанционной работы воспитателя………………………………………….

с. 8-9

Заключение...................................................................................

с.10

Список литературы......................................................................

с.11

Введение

В нынешней ситуации пандемии на первое место выходит проблема дистанционного обучения детей дошкольного возраста. Это связано не только с техническими возможностями дошкольных учреждений, но и с нехваткой опыта работы в таком формате у педагогов, которым приходится на ходу осваивать новые формы обучения.

Реализация образовательной программы осуществлялась с помощью дистанционных технологий. Естественно, для педагогов и дошкольников это было новым направлением совместной деятельности и тревожным для родителей. Многие воспитатели, специалисты активно использовали информационно-коммуникативные технологии (прим., ИКТ) в своей портативной образовательной деятельности: мастер-классы, онлайн-занятия, театральные челленджи, спортивно-танцевальные флешмобы, игровые тренинги. Это здорово, что современный педагог владеет актуальными информационными технологиями и может их использовать в своей удаленной работе. Однако есть обратная сторона этого феномена. Он безучастно сдерживает воспитательные, социальные, коммуникативные навыки, которыми должен совершенно овладеть ребёнок-дошкольник.

  1. Дистанционное обучение детей дошкольного возраста

Дистанционное обучение детей дошкольного возраста - обучение на расстояниИ без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми посредством интернет - технологий.

Главные цели дистанционного обучения детей - предоставить ребенку возможности получить образование на дому.

Суть дистанционного обучения дошкольника заключается в том, что ребенок получает возможность смотреть видео-занятия, изучать учебный материал, а также находясь дома, получить и выполнить задания. Основная цель задания - проверка и закрепление пройденного материала. В заключении ребенок может выполнить творческую работу, поучаствовать в конкурсе. Это необходимо для того, чтобы убедиться в том, что материал действительно изучен и усвоен, а в процессе выполнения творческой работы или участия в конкурсе ребенок использует полученные знания.

Особенности дистанционного обучения дошкольников:

1.Мотивация. Дистанционное обучение предполагает от ребенка наличие мотивации к получению знаний и навыков. Роль взрослого - создать условия для обучения, заинтересовать ребенка в получении знаний;

2.Способность к самообразованию. Дистанционное обучение предполагает, что большую часть учебного материала в процессе обучения ребенок осваивает самостоятельно (это для ребенка сложно). Роль взрослого - сформировать данный навык.

Принципы построения дистанционного обучения дошкольников:

1.В центре - ребенок;

2.Взрослый - тьютор.

Направления реализации дистанционного обучения дошкольников:

Первое направление: в форме домашних заданий для совместного выполнения ребенком с родителями. Задания родители получают в электронном виде через интернет.

Второе направление: консультации и рекомендации для родителей, чтобы повысить их педагогическую грамотность.

  1. Достоинства и недостатки дистанционного обучения в ДОУ

Достоинства дистанционного обучения детей дошкольного возраста:

- Гибкость. Родители могут самостоятельно планировать своё время, место и продолжительность занятия с ребёнком.

- Технологичность. Родители знакомятся и используют в домашнем образовательном процессе новейшие достижения ИКТ. Активное развитие у детей клипового мышления.

- Креативность. У родителя и ребёнка появляются комфортные условия для творческого самовыражения.

- Самообразование. Ребёнок учится самообразовываться (под контролем родителя), что актуально в современном мире.

- Соучастие. Родители стали активными участниками образовательного процесса ребёнка. Появилось больше времени и возможности для взаимодействия ребёнка с членами его семьи.

- Психологические особенности. Стеснительные и неуверенные в себе дети стали энергично проявлять себя на дистанционном обучении.

- Экономия. Нет потребности платить за услуги детского сада, за трансфер, отсутствует необходимость покупать спортивную форму, чешки, дополнительную канцелярию.

- Возможность установления оптимального режима обучения, с учетом особенностей ребенка.

- Возможность контролировать круг общения ребенка.

- Индивидуальный подход к ребенку, учет его особенностей как психических, так и физических.

- Ребенок не «привязан» к определенному месту, он может свободно обучаться в любой точке мира. Основное условие – наличие ПК и доступа к интернету.

- Дистанционное обучение имеет под собой хороший методический фундамент – видео- и аудио-лекции, тесты, задания и т.д.

Недостатки дистанционного обучения детей дошкольного возраста:

- Максимальное участие родителей. В том случае, если родители не имеют возможность посвящать процессу обучения ребенка достаточного времени, то уровень усвоения им знаний будет крайне низкий. Сам ребенок зачастую не имеет необходимых навыков самоорганизации и усидчивости. Не исключены моменты затруднений, где необходима помощь взрослого.

- В виду особенностей дистанционного обучения, детям приходится много времени проводить за компьютером.

- Из дистанционного обучения практически «вылетают» дети с ОВЗ. Дети с ОВЗ имеют недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды. Гиперактивные дети и дети из неблагополучных семей также столкнулись с трудностями портативного образовательного процесса. Кто будет заниматься обслуживанием особых детей, контролировать их поведение, способность к обучению и трудовой деятельности, если родители работают весь день и не имеют возможности нанять няню и не обладают определенными компетенциями.

- Отсутствие очного общения между обучающими и педагогом, между сверстниками в игровой и образовательной деятельности. Ребёнок - социальное существо. Для него характерна острая потребность в другом человеке. Обучаясь дистанционно, ребёнку будет трудно определить для себя особенности своего поведения в различных жизненных ситуациях, ему будет крайне тяжело выбирать соответствующие ситуации обстоятельства общения и совместной деятельности. Социально-компетентный ребёнок способен чувствовать своё место в системе отношений людей и адекватно себя вести. Однако отсутствие очного общения со сверстниками и педагогом предопределяет трудности в адаптации к социальным нормам межличностных взаимоотношений.

- Воспитатель (специалист) физически не может дистанционно изучать особенности становления характера ребёнка, следовательно, не имеет возможности определять соответствующие средства, методы и формы осуществления индивидуального подхода к дошкольнику.

- Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Не все семьи могут себе позволить хорошую техническую оснащенность, особенно неблагополучные семьи или семьи из отдаленных деревень, сел и станицах РФ.

- Нарушение режима дня ребёнка. Оно приводит к ухудшению настроения ребёнка, его капризам, пониженному эмоциональному фону и, как следствие, к ослаблению иммунитета. Следует помнить, что соблюдение правильного режима дисциплинирует детей, повышает их работоспособность, аппетит, улучшает сон, способствует нормальному физическому и психологическому развитию. Однако не все родители способны создать условия для реализации режима дня ребёнка. Даже взрослому нелегко распределить свой день.

- Дефицит дистанционных обручающих программ и курсов. Причина: квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, разрабатывать программы, на сегодняшний день не так много.

2.1.Как сделать дистанционное обучение эффективным

1.Составить расписание онлайн занятий:

-продумать время восприятия материала, так как не весь учебный материал может быть понятен с первого раза, поэтому нужно заложить время на повторное ознакомление с материалом, а также на виртуальную консультацию педагога;

-продумать время выполнения заданий, поэтому нужно дать ребенку возможность решить задание, проверить его, чтобы закрепить полученные знания;

2. Вовлекайте ребенка постепенно:

-сначала маме следует просмотреть материал самостоятельно;

-затем включить материал для ребенка, помня о том, что для дошкольника онлайн обучение не урок, а игра, развлечение;

3.Направляйте, но не указывайте:

-договоритесь с ребенком, в какое время он будет заниматься;

-ненавязчиво контролируйте процесс обучения: интересуйтесь, все ли ребенку понятно, нравится ли ему, сложные ли задания;

-сидеть над душой, контролировать, правильно ли ребенок произносит глаголы или держит карандаш при рисовании, не нужно. Просто будьте в курсе, как ваш ребенок осваивает материал, и следить за соблюдением графика.

Перечень, ресурсов для дистанционного обучения:

1.Образовариум;

2.Интернет-школа Фоксфорд;

3.InternetUrok.ru;

4.Видеоуроки на видеохостинге youtube.com.

2.2.Примеры различных форм дистанционной работы воспитателя

1. Создание «группы» на платформе Zoom (проведение онлайн-занятий 2-3 раза в неделю по 15-20 минут).

2. Аудиозапись «Сказки воспитателя» - воспитатель записывает и пересылает родителям аудиозапись сказки детям, как обычно делается перед дневным сном в детском саду, что оказывает благоприятное психологическое воздействие на ребенка.

3. Создание аудиозанятия, либо видеозанятия в формате презентации или ролика с закадровым голосом воспитателя, который рассказывает детям о теме занятия, проводит физкультминутку, играет и дает задания.

4. Работа воспитателя с детьми над проектами (составление рекомендаций для родителей) по темам «Мой огород на окне», «Перелетные птицы» в течении недели или двух. По результатам присланных родителями детских рисунков, фотографий, видео составление коллажей и небольших видеороликов.

5. Запись воспитателем видео мастер-классов по определенной теме с пошаговой инструкцией для самостоятельных занятий ребенком дома «Пластилинография», «ИЗО», «Проведение опытов».

Заключение

Таким образом, тема дистанционного обучения ребёнка-дошкольника актуальна на сегодняшний день и вызывает много споров вокруг своего феномена. Мнение людей разделилось: половина приветствует новое направление и смотрит оптимистично в светлое будущее своих детей. Вторая часть активно сопротивляется современным реалиям, находя объяснение своей тревожности в чатах, соцсетях и прочих интернет-сообществах. Родители обеспокоены дальнейшей успешностью своего ребёнка, его самостоятельной деятельностной организованностью и отсутствием мотивации.

Таким образом, плюсы и минусы дистанционного образования, две стороны одной медали, содержат в себе актуальный контент для размышлений о будущем наших детей.

Список литературы

  1. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/ plyusy-i-minusy-distancionogo-obuchenija-v-detskom-sadu.html
  2. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://infourok.ru/organizaciya-distancionnogo-obucheniya-doshkolnikov-4263981.html
  3. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://www.art-talant.org/ publikacii/28310-pedagogicheskaya-statyya-problemy-distancionnogo-obucheniya-doshkolynikov
  4. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://www.prodlenka.org/stati-obr/obobschenie-opyta/14843-organizaciya-doshkolnoi-obrazovatelnoi-deyatelnosti-s-primeneniem-distancionnih-obrazovatelnih-tehnologii


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема обучения в теории Ж. Пиаже - достоинства и недостатки».

Основная задача всех исследований Пиаже — изучение механизмов познавательной деятельности ребенка....

Воспитательное мероприятие "Достоинства и недостатки человека"

Воспитательное мероприятие в группе "Коррекция речи"-  "Достоинства и недостатки человека"....

Достоинства и недостатки семейного и общественного воспитания.

В данной таблице предоставлены все преимущества и недостатки семейного и общественного воспитания,сделан вывод....

Консультация для родителей «Обзор методик раннего развития ребенка: основные достоинства и недостатки»

Эта консультация предназначена для родителейдетей раннего возраста...

Использование информационно-коммуникационных технологий в ДОУ: достоинства и недостатки.

Использование информационно-коммуникационных технологий является одним из приоритетов образования.Гармоничное соединение ИКТ с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями  спосо...

Достоинства и недостатки семейного и общественного воспитания

Достоинства и недостатки семейного и общественного воспитания...

Достоинства и недостатки дистанционного обучения

консультация для воспитателей ДОУ...