Пальчиковые игры для детей от 1,5 до 3 лет
картотека

Сайкина Ольга Сергеевна

Пальчиковые игры для детей от 1,5 до 3 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx74.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования  «город Бугуруслан»

«Детский сад комбинированного вида №18»

(МБДОУ «Д/с№18») 

 

Картотека

«Пальчиковые игры для возрастной группы от 1,5 - 3 лет»

 

 

составила:

воспитатель высшей  квалификационной категории

Сайкина Ольга Сергеевна

Пояснительная записка:

Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная). Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья. Какие же упражнения помогут ребенку

«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта. Необходимо помнить, что пальчиковые игры применяется как средство, повышающее тонус коры головного мозга, и соблюдать осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью.

Пальчиковые игры могут быть как статическими (удержание приданной пальцам определенной позы), так и динамическими (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую). Однако, зачастую непродуманное искусственное использование пальчиковых игр не вызывает у детей интереса к ним и не дает достаточного корригирующего эффекта.

Повышение эффективности пальчиковых игр, а также повышение интереса к ним достигается путем подбора пальчиковых игр согласно календарно – тематическому планированию. Разучиваемые пальцевые движения дети в дальнейшем могут включать в самостоятельные игры, совершенствуя двигательные навыки пальцев рук.

Для разностороннего, гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходима тренировка трех типов составляющих: сжатия, растяжения, расслабления - следуя медицинской терминологии - сочетание попеременного сокращения и расслабления флексоров - мышц-сгибателей и экстензоров - мышц-разгибателей. Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев. Часть упражнений, в которых использовалась поверхность стола, выполняются сидя за столом. Таким образом, пальчиковые игры, при умелом их включении в контекст различных занятий и домашних дел, могут способствовать развитию у детей элементов их двигательного поведения, обусловленного игровой, бытовой или учебной ситуацией.

Актуальность: в раннем возрасте очень важно использование различных пальчиковых игр, однако при еженедельном планировании мы испытывали сложности в связи с тем, что постоянно приходилось подбирать пальчиковые игры согласно календарно – тематическому планированию.  

Данная картотека существенно упрощает подбор пальчиковых игр, активно используется педагогами.

Примерное календарно тематическое планирование

месяц

неделя

тема

Пальчиковые игры

Сентябрь

1

Игрушки

Я с игрушками играю

Индюк

У Антошки есть игрушки

2

Здравствуй, осень золотая

Дождик,

За грибами,

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять

Ежик

Осень

 Признаки осени

3-4

Овощи и фрукты

Мы пойдем в огород

яблонька

октябрь

1

Я пеку, пеку, пеку

Пироги пшеничные

Колобок,

Я пеку, пеку, пеку,

Хлеб

Куличики

2

Как птицы и звери к зиме готовятся

Как животных нам назвать,

Зайка беленький сидит

3

Что такое хорошо, что такое плохо

Дружба

Этот пальчик дедушка

4

Я и мое тело

Изучаем части тела

5

Мой дом

Тук- тук

Сорока – белобока

Замок

Медвежонок в гости шёл

Этот мышонок в норке сидит

Домик

ноябрь

1-2

Транспорт, светофор

Я пешеход

Вы, колесики, крутитесь

3-4

Мама – лучший друг

Моя семья

Перчатка

Мама пироги печёт

декабрь

1-2

Здравствуй, зимушка зима

Туча - мельница

Снежок,

Снеговик

Дикие животные зимой

Совушка – сова

Сидит белка на тележке

Зайчик

Белочки

Дружат добрые зверята

3-4

Ёлочка - краса

Ёлка

Наша ёлка

Новый год

январь

1

Зимние забавы

Раз, два, три, четыре, пять, вышли мы во двор гулять

Жил – был зайчик

2-3

Зима в Сыктывкаре

Падал снег на порог

Пляска зайчиков

Маша варежку надела

Снеговик

4

На выбор педагогов

февраль

1-3

Мы играем, экспериментируем

23 февраля

Праздник пап

Шофёр

строители

Наша армия

Я и мой папа

Военные профессии

4

Что я маме подарю

Котята

С 8 марта!

подснежник

март

1

8 марта – женский день

2

Книги – наши друзья, обижать их нельзя

Теремок

Любимые сказки

3

Сказка в гостях у малышей

Колобок

4

Народная игрушка

Матрёшки

Весёлые матрёшки

Пять матрёшек

апрель

1

Надо, надо умываться, по утрам и вечерам

Ах, вода, вода, вода

2

Что из чего сделано?

Есть у нас игрушки

3-5

К нам весна шагает

Солнце

Весна на ладошках

Домашние животные

Котенок и мышата

Котёнок

Поросята

Козёл

Коза и козлёнок

Домашние животные

Маша каши наварила

Барашки

В деревне

Праздник весны и труда

весна

май

1

первоцветы

Цветы

Зёрнышко

2-3

насекомые

День победы

Праздничный салют

День победы

На параде

солдаты

Во саду ли в огороде

Капуста

4

Лето, лето к нам пришло

Птички

Как живешь?

Пальчиковые игры

Есть у нас игрушки 

Есть у нас игрушки

Хлопки

Пластмассовые погремушки

Встряхивают кулачки

Мишка мягкий меховой

Сжимают и разжимают пальцы

Мяч резиновый цветной

Делают шар из пальцев

Кубик деревянный,

Солдатик оловянный

Руки скрестить на груди

Шарик легкий надувной

Руки сложить в круг перед собой.)

Я люблю играть с тобой

Хлопают в ладоши

Я с игрушками играю.

Я с игрушками играю

Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю,

Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч»

Пирамидку собираю,

Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю.

Двигаем слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку»

Индюк

Индюк из города идет,
Игрушку новую везет.
Игрушка не простая,
Игрушка расписная.

Пальчики обеих рук «идут» по столу

У Антошки есть игрушки. 

У Антошки есть игрушки:

Поочередно сгибают пальцы, начиная с большого пальца.

Вот веселая лягушка.

Вот железная машина.

Это мяч. Он из резины.

Разноцветная матрешка

И с хвостом пушистым кошка. 

Дождик.

Дождик, дождик веселей,

Капай, капай, не жалей,

только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи,

Брызни в поле пуще

Будет травка гуще

Встряхиваем поочередно правую и левую кисти рук

Движения руками сверху вниз, пальцы собраны в щепоть,

Грозят дождику указательным пальцем

Наклоняются и стучат по коленям кончиками пальцев

Движение рук к себе

Приседают и попеременно хлопают по полу

За грибами

Мы шли, шли, шли

Грибочки нашли

Нагнулись, собрали

В корзинку положили и дальше пошли

Шагаем на месте

Показываем руками силуэт гриба

Наклоняемся, делаем движение рукой к себе

Шагаем на месте

Раз, два, три, четыре, пять, вышли пальчики гулять

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять

Этот пальчик в лес пошел

Этот пальчик гриб нашел

Этот резал

Этот ел

Ну, а этот лишь глядел

Пальчики собраны в кулачок

Разгибаем мизинчик

Разгибаем безымянный пальчик

Разгибаем средний пальчик

Разгибаем указательный пальчик

Разгибаем большой пальчик и щекочем ладошку

Ёжик

Маленький ежик бежал по дорожке,

Дождик закапал, ежик промок,

бросил дела и свернулся в клубок.

Дождик закончился, солнце пригрело,

Еж развернулся и взялся за дело

Пальцы обеих рук прижаты друг к другу

Прижимаем пальцы – складываем руки в замок, оставляем только большие пальцы – убираем иголки

Выпрямляем пальцы, показываем иголочки

Мы пойдем в огород

Мы пойдем в огород,

Что там только не растет,

Огурцы сорвем мы с грядки,

помидоры с кожей гладкой,

Толстая репка в землю засела крепко,

Длинная морковка

от нас укрылась ловко,

Дергай, дергай из земли,

Все собрали – посмотри!

Дети шагают на месте

Разводят руки в стороны

Срывают воображаемые огурцы,

Показывают силуэт шара,

Слегка качают корпусом влево вправо, руки на поясе,

Опускают руки вниз и соединяют ладони внизу

Приседают и прикрывают голову руками,

Подпрыгивают на месте,

Разводят руки в стороны.

Яблонька

Мы шли, шли, шли

Яблоньку нашли

Ручки поднимали,

Яблочки срывали,

В корзину положили,

Домой поспешили

Дети шагают на месте

Рука вверх, пальцы растопырены

Поднимаем руки вверх, тянемся,

Показываем фонарики

Наклоняемся

Шагаем на месте

Пироги пшеничные

Мы печем отличные

Пироги пшеничные,

Тесто в миске замесили,

Соль мы тоже не забыли

Тесто скалкой раскатали,

Раскатали, не устали,

Взяли ложку с творогом,

Пирожок за пирогом,

Ну-ка, печка, дай пирогам местечка.

Ладошка на ладошку, сверху то левая, то правая,

Сжимаем, разжимаем кулачки,

Складываем три пальчика щепоточкой,

Вытягиваем ладони вперед-назад

Сжимаем кулачок

Ладошка на ладошку, попеременно

Вытягиваем руки вперед.

Хлеб

Муку в тесто замесили,

А из теста мы слепили

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

булочки и калачи,

всё мы испечем в печи.

Очень вкусно!

Сжимаем, разжимаем кулачки

Переворачиваем ладошку на ладошку

Загибаем пальцы

Хлопаем в ладоши

Вытягиваем руки вперед.

Я пеку, пеку, пеку

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по колобку, а для милой бабушки

Испеку оладушки

Кушай, кушай, бабушка

Вкусные оладушки.

Перекладываем ладошку на ладошку

Показываем ладонями круг

Хлопаем в ладоши

Вытягиваем руки вперед

Куличики

Лепим мы куличики,

Круглые, как личики,

получите из печи

вкусные куличи

Ладони кладутся крест-накрест, попеременно

Обводим руками лицо

Вытягиваем руки вперед

Хлопаем в ладоши

Колобок

Я, колобок, колобок

По сусекам скребен,

По амбару метен,

На сметане мешен,

В печку сажен,

На окошке стужен,

Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел.

Катаем в руках воображаемый шарик

Пальцами правой руки скребем по ладони левой,

Имитируем подметание пола

Круговые движения кистью правой руки,

Показываем руками окно,

Шагаем пальчиками.

Как животных нам назвать

Раз, два, три, четыре, пять,

Как животных нам назвать,

с людьми они не знаются,

В лесу живут, скрываются,

По картинкам их узнаем,

Волк, лиса, медведь и заяц,

Дом их – заросли густые,

Они дикие, лесные

Дети шагают на месте

Хлопают в ладоши

Складывают ладони в виде книжки

Указательным пальцем правой руки загибают пальцы на левой

Изображают крышу дома, кончики пальцев над головой.

Руки вверх, пальцы растопырены.

Зайка беленький сидит

Зайка беленький сидит,

И ушами шевелит,

Вот так, вот так,

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

Вот так, вот так,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать,

Вот так, вот так,

Надо зайке поскакать,

Зайку волк напугал,

Зайка тут же убежал.

Дети сидят, над головой машут ладошками, имитируя ушки

Растираем ладошки

Дети скачут на месте

Убегают

Дружба

Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

Мы с тобой подружим маленькие пальчики,

Один, два, три, четыре, пять,

Пять, четыре, три, два, один.

Обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения

Обхватить левую ладонь правой и покачивать в ритме стихотворения

Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого,

Соединить пальчики, начиная с мизинчика

Этот пальчик дедушка

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик я,

Вот и вся моя семья!

Разгибаем пальчики по очереди (загибаем пальчики по очереди) на правой (на левой руке) в соответствии с текстом.

Сжимаем – разжимаем кулачок.

Изучаем части тела

Раз, два, три, четыре, пять – тело будем изучать

Вот спина,

А вот животик,

Ножки,

Ручки,

Глазки,

Ротик,

Носик,

Ушки,

Голова, покачать успел едва,

Шея крутит головой,

Ох, устала, ой, ой.

Лоб

И брови,

Вот реснички, запорхали, словно птички.

Розовые щечки,

Подбородок кочкой,

Волосы густые,

Как травы луговые.

Плечи,

Локти,

И колени,

У меня, Сережи, Лены.

Дети шагают на месте

Показывают обеими руками спину, живот,

Топают ножками,

Вращают кистями,

Показывают глазки

Показывают ротик

Показывают носик,

Показывают ушки,

Кивают головой,

Обхватывают ладошками шею

Показывают лоб,

Проводят пальчиком по бровям,

Моргаем глазками

Терем щечки

Показываем пальчиком подбородок

Гладим голову

Гладим плечики,

Гладим локти

Гладим локти

Тук- тук

Тук – тук – тук

Да -да -да

Можно к вам?

Рад всегда.

Три удара кулаками друг о друга

Три хлопка в ладоши

Три удара кулаками друг о друга

Три хлопка в ладоши

Сорока – белобока

Сорока - белобока кашу варила,

Кашу варила, деток кормила,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала,

Ты дрова не рубил,

Воду не носил, кашу не варил,

Нет тебе ничего.

Водим пальчиком одной руки по ладошке другой,

Загибаем пальчики по очереди

Покачать пальчиком,

Погрозить пальчиком

Разводим руки в стороны

Моя семья

Раз, два, три, четыре,

Кто живет у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре, пять,

Всех могу я сосчитать.

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка мурка, два котенка,

Мой щенок, щегол и я –

Вот и вся моя семья1

Поочередно загибаем пальчики левой и правой руки

Раз, два, три, четыре, пять, вышли мы во двор гулять

Раз, два, три, четыре, пять

Загибаем пальчики по одному

Мы во двор пришли гулять

(«Идём» по столу указательным и средним пальчиками

Бабу снежную лепили,

(«Лепим» комочек двумя ладонями

Птичек крошками кормили,

Крошащие движения всеми пальцами

С горки мы потом катались,

Проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки

А ещё в снегу валялись.

Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой

Все в снегу домой пришли.

Отряхиваем ладошки

Съели суп и спать легли.

Движения воображаемой ложкой, руки под щёки

Туча- мельница

Ветер тучу-мельницу
Крутит во весь дух

крутим ручками, словно
мельница

И на землю стелется
Белый-белый пух

встряхиваем ладошки

Закрывайте окна,
Закрывайте двери

соединяем ладошки вместе

Закрывайте уши

закрываем ушки

Закрывайте нос

закрываем нос

Ходит, бродит по дорогам
Старый дедушка Мороз

ходим указательным и
средним пальцами

Щиплет уши, щиплет нос,
Щиплет щёчки дед Мороз

щипаем названные
части тела

Наша ёлка

Посмотри: на нашей елке

 Очень колкие иголки.

сложить
ладошки вместе

От низа до макушки

показываем вниз и верх

Висят на ней игрушки —
Звездочки и шарики,

сложить две
руки, словно шарик

Яркие фонарики

крутим фонарики

Ёлка

Зелененькая елочка 

Ладони расположены под углом друг к другу, пальцы переплетены и выпрямлены.

Колючие иголочки.

Руки перед собой, пошевелить пальчиками

Ветки распушила 

Руки опустить и потрясти ими

Снежком припорошила 

Погладить себя обеими руками

Замок

На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?

Ручки складываете в замок, переплетая пальцы, ритмично раскачиваете «замок»:

Мы немножко покрутили

Крутим запястьями, не раскрывая замок

постучали

ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

И открыли

Руки в разные стороны.

Маша варежку надела

Маша варежку надела.
Ой, куда я пальчик дела?

загибаем
большой палец

Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал.
Маша варежку сняла.
Поглядите-ка, нашла!

высовываем
пальчик

Ищешь, ищешь, не найдешь.
Здравствуй, пальчик (пальчик
здоровается, кивает),
Как живешь?

Сгибаем и разгибаем пальчик

Вы, колесики, крутитесь

 Вы, колесики, крутитесь

быстро вращать руками

перед грудью

Быстро, быстро, быстро мчитесь.

Раз, два, три –Остановитесь

перестать вращать руками

Солнце

Снова солнце в небе улыбается

Накладываем ладонь левой руки на тыльную сторону правой руки, пальцы растопыриваем

Снег растаял, ручейки звенят. 

Разводим руки в стороны, рисуем  волну

И подснежник первый распускается

(Соединяем кисти рук « бутончик», пальцы разводим в стороны)

С юга птицы с песнями летят. 

Машем ручками. Изображаем крылья птиц

Весна

"Кап-кап-кап»- капель звенит, 

Стучим правым указательным пальцем по левой ладошке

Словно с нами говорит.    

Стучим левым указательным пальцем по правой ладошке)

Плачут от тепла сосульки    

Руки поднимаем вверх, кисти рук опускаем вниз, пальцы разводим, трясем кистями

И на крышах талый снег.   

Соединяем руки над головой углом

А у всех людей весною    

Разводим руки в стороны

Это вызывает смех!     

Хлопаем в ладоши и улыбаемся

 Котята    

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).

У кошечки нашей есть десять котят, 

(Покачиваем руками, не разъединяя их).

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых,

(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

два ловких,

Два длинных,

два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых. 

                                                                 

 Котенок и мышата     

Шёл один я по дорожке,

показываем один пальчик

Шли со мной мои две ножки,

показывает два пальчика

Вдруг на встречу три мышонка,

показываем три пальчика

Ой, мы видели котенка!

хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову

У него четыре лапки,

показываем четыре пальчика

На лапках - острые царапки,

царапаем ноготками поверхность того, что под рукой

Один, два, три, четыре, пять,

на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков

Нужно быстро убегать!

двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности

                                                                        

Котенок          

Кусается сильно котенок-глупыш, 

Указательным и большим пальцами правой руки

«кусаем» (щипаем) ногтевые фаланги другой руки. Каждый палец поочередно, на каждое слово. Затем смена рук.

Он думает: это не палец, а мышь. 

(Смена рук)

Но я, же играю с тобою, малыш, 

(Смена рук)

А будешь кусаться - Скажу тебе: «Кыш!» 

 Перчатка  

Весёлая мышка

Перчатку нашла, 

Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью,

то тыльной стороной вверх

Гнездо в ней устроив, 

Складываем ладоши "ковшом"

Мышат позвала. 

Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест

Им корочку хлеба

Дала покусать,

Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков

Погладила всех 

Большим пальцем гладим  остальные (скользящим движением от мизинца к указательному

И отправила спать. 

Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

                                                                           

 Праздничный салют

Пышные букеты

Пальцы сжаты в кулачок

В небе расцветают  

Разгибают пальцы

Словно искры света 

Лепестки сверкают    

Шевелят пальчиками

Вспыхивают астрами. 

Голубыми, красными,

Синими, лиловыми

– Каждый раз как новыми!

Сжимают и разжимают пальцами

А потом рекою

 Золотой текут. 

Поднимают руки вверх

Что это такое?                     

Шевелят пальчиками

Праздничный салют! 

Пальчики веером

Наша армия

Аты-баты, аты-баты! На парад идут солдаты!
Идет пехота - Рота за ротой!

Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки.

Поросята  

(Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков).

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, 

Мизинцы

Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. 

Безымянные

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю

("Фонарики"

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю 

Сжимаем и разжимаем кулачки

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, 

Средние

Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. 

Указательные

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю 

Сжимаем и разжимаем кулачки

Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал, 

Большие

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал.

Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем

внутрь

 Козел.        

"Вот какой козел рогатый!"
Рожки делают ребята.

"Вот какие рожки
У козла Тимошки!"
Встрече Тимофей не рад -
Грозно смотрит на ребят.

"Уходите, вас не знаю:
Забодаю, забодаю!"

Пальчиками изображаются козлиные рожки.

                                                                    

Коза и козленок    

Идет коза рогатая,

 Идет коза бодатая.

Изобразить рога с помощью указательного пальца и мизинца правой руки.

За ней козленочек бежит,

Колокольчиком звенит.

Изобразить колокольчик — пальцы правой руки собрать в щепоть и опустить вниз. Покачивать

«колокольчиком».

                                              

Домашние животные 

Раз, два, три, четыре, пять,

Как животных нам назвать? 

поочередно загибаем пальчики на левой руке

Самых близких, самых верных —

Каждый знает их, наверно 

хлопаем в ладоши

Лошадь, корова, собака и кошка 

указательным пальцем левой руки загибаем пальцы на правой руке

Как назовем их?

  Подумай немножко 

разводим руки в стороны, как бы спрашивая у окружающих

В доме с хозяином дружно живут

изображаем руками крышу дома над головой

Значит, домашними все их зовут.

 Маша каши наварила.

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила. 

Указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке.

Положила Маша кашу

Кошке – в чашку, 

Загибают по одному пальчику на левой руке.

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску – курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, 

Разжимают кулачок.

Все до крошки раздала. 

Сдувают «крошку» с ладошки.

Барашки          

Захотели утром рано        

Пободаться два барана. 

Ладони обеих рук опущены вниз, локти разведены в разные стороны.

Выставив рога свои,

 Бой затеяли они.

Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед,

изображая рога барашков, остальные пальцы прижаты к ладоням. 

Долго так они бодались,

 Друг за друга все цеплялись.

Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем

одной руки об указательный палец и мизинец другой руки.

Но к обеду, вдруг устав,

Разошлись, рога подняв.

Опустить руки вниз.

                                                

Птички

Птички прилетели,

крыльями махали

Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.

Сели. Посидели

Кисти рук соединили в замок.

и дальше полетели.

Повторяют первое движение.

Жил-был зайчик 

Жил был зайчик   

хлопают в ладоши

Длинные ушки 

три пальца в кулак, указательный и средний - ушки

Отморозил зайчик 

сжимают и разжимают пальцы обеих рук

Носик на опушке 

трут нос

Отморозил носик 

сжимают и разжимают пальцы обеих рук

Отморозил хвостик 

гладят кобчик

И поехал греться,

К ребятишкам в гости.

крутят руль

Там тепло и тихо 

разжимают кулаки обеих рук

Волка нет 

хлопают в ладоши

И дают морковку на обед 

поглаживают живот ладонью ведущей руки по часовой

стрелке

Пляска зайчиков.

Вышли зайки погулять,

 Свои лапки поразмять.

шагаем пальчиками по ножкам

Прыг-скок, прыг-скок,

Свои лапки поразмять.

прыгаем пальчиками по ножкам

Ой- ой- ой, какой мороз!

обнимаем себя двумя руками

Отморозить можно нос

трем носик

Прыг-скок, прыг-скок,

Отморозить можно нос!

прыгаем пальчиками по ножкам

Стали зайки танцевать,

Свои лапки согревать,

пляшем пальчиками

Прыг-скок, прыг-скок,

Свои лапки согревать!

прыгаем пальчиками по ножкам

Белочки. (Джеки Спилберг) 

Раз, два, три, четыре, пять 

поочередно считаем пальчики

Пришли белки поиграть. 

выставляют пять пальцев

Одна куда-то подевалась 

прячут ручку за спину

Четыре белочки осталось

выставляют четыре пальца

А теперь скорей смотри 

прячут ручку за спину

Их уже осталось три. 

выставляют три пальца

Ну и ну, какая жалость

прячут ручку за спину

Только две у нас осталось. 

выставляют два пальца

Эта новость так грустна 

прячут ручку за спину

Осталась белочка одна. 

выставляют один палец

Пока мы с тобою считали,

Белочки от нас сбежали.

пальчики убегают по столу

Дружат добрые зверята   

Дружат добрые зверята     

соединяем одинаковые пальчики рук

Дружат малые зайчата 

ритмичное касание мизинцев обеих рук

Дружат в озере бобры

ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук

Дружат в небе комары, 

ритмичное касание средних пальцев обеих рук

Дружат милые ежата, 

ритмичное касание указательных пальцев обеих рук

Дружат даже медвежата 

ритмичное касание больших пальцев обеих рук

Вот как разыгрались,

По лесу разбежались! 

руки опустить, потрясти кистями

Медвежонок в гости шел.

Медвежонок в гости шел.

Кончик большого пальца правой руки поочередно касается

кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;

К рыжей белке он зашел,

И на озеро, к бобру,

И к ежу зашел в нору,

Даже к комаришке

Заходил наш мишка!  

 Этот мышонок в норке сидит

Этот мышонок в норке сидит

Загибаем поочередно пальчики на руке

Этот мышонок в поле бежит,

Этот мышонок колосья считает,

Этот мышонок зерно собирает,

Этот мышонок кричит:

"Ура, все собирайтесь, обедать пора!"

Поднимаем ручки вверх, затем выполняем

манящие движения ручками к себе

Снеговик

Мы слепили снежный ком,

Шляпу сделали на нем

Нос приделали и вмиг

Получился снеговик

Лепим двумя руками комок

Соединяем руки в кольцо и кладем на голову

Приставляем кулачок и вмиг

Обрисовываем двумя руками фигуру снеговика

Весна на ладошках

Ура! Весна уже пришла   

Хлопаем в ладоши

Капель на улице слышна. 

Взмахиваем кистями рук по очереди.)

Кап-кап, кап-кап. 

Стучим указательным пальцем правой руки по ладошке левой руки

Кар-кар и чик-чирик

Ритмично соединяем большой палец с четырьмя остальными, сложенными щепотью - клюв

Весенний шум и гам и крик.  

Хлопаем в ладоши

 Снежок

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок лепили

Круглый, крепкий,

Очень гладкий,

И совсем – совсем не сладкий

Загибаем пальчики по одному

«лепим» двумя руками

Чертим руками круг

Гладим одной рукой другую

Грозим пальчиком

Осень. Признаки осени.

Если листья пожелтели,

Сжимают и разжимают кулачки.

Дождь холодный моросит,

Делают легкие колебательные движения вытянутыми пальчиками.

Птицы к югу полетели,

Ладошки повернуты к себе, большие пальчики переплетены – «птичка», остальные пальчики совершают движения вверх – вниз.

Значит, осень к нам спешит.

Хлопок, кулачок.)

С 8 марта!

Огромный букет нарисую я маме.

Соединяют одноименные пальчики рук, начиная с больших.

И с праздником женским

Поздравлю ее.

Обе ладошки соединяют «бутончиком» и раскрывают «цветком».

Пусть мамочку солнце

Согреет лучами,

Складывают обе ладошки вместе, пальчики врозь – «солнце».)

И радостно птицы

Поют для нее.

Ладошки повернуты к себе, большие пальчики выпрямлены и переплетены – «птичка», остальными пальчиками совершают колебательные движения.

В деревне

Я в деревне отдыхаю,

Руки на столе ладошками вниз. Разводят и соединяют пальцы правой руки.

Всех зверей домашних знаю:

Разводят и соединяют пальчики левой руки.

Кролик, лошадь,

Кот, корова и свинья,

Называя животное, поднимают и удерживают на весу каждый пальчик левой руки, начиная с большого.)

И коза с козлом,

А еще баран с овцой,

Поднимают и удерживают на весу каждый пальчик правой руки, начиная с большого.)

Да верный пес –

Помощник мой.

Большой пальчик правой руки поднимают вверх, указательный сгибают, остальные вытягивают вперед и прижимают друг к другу – «собака», левая рука лежит на столе ладошкой вниз.)

День Победы

Что такое день победы?

Разводят руки в стороны

Это праздник!

Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.

Ордена и награды боевые.

Кулачки прижимают к груди.

И салюты золотые,

Поднимают руки вверх, пальчики растопырив на обеих руках.

И тюльпанчики цветные,

Показывают руками бутон

И чистая земля.

Рисуют большой круг в воздухе

Как живёшь?

- Как живёшь? — Вот так!

показать большой палец

- А идешь? - Вот так»!

«шагать» пальчиками по столу

-Как даешь? - Вот так!

протягивать открытую ладонь

- Ждёшь обед? - Вот так!

кулачок подпирает лицо

- Машешь вслед? - Вот так!

помахать рукой

-Утром спишь? - Вот так!

2 ладошки под щекой

- А шалишь? - Вот так!

щёки надули и руками лопнули

На параде.

Как солдаты на параде,

Сжимаем, разжимаем кулачки.

Мы шагаем ряд за рядом,
Левой — раз, правой — раз,

Шагаем пальчиками

Все захлопали в ладошки —
Дружно, веселей!

Хлопки в ладоши.

Застучали наши ножки
Громче и быстрей!

Топаем ножками


Подснежник

К нам Весна лишь заглянула

Протягивают руки вперед

В снег ладошку окунула

Руки внизу, перпендикулярно корпусу

И расцвел там нежный

Руки соединяют в бутон на уровне глаз

Маленький подснежник

Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»


Падал снег на порог

Падал снег на порог,

Движения кистями вверх - вниз

Кот слепил себе пирог,

Лепим воображаемый комок

А пока лепил и пёк
Ручейком пирог утёк.

Рисуем волнистую линию указательным пальцем

Пироги себе пеки
Не из снега – из муки.

Грозим пальчиком.

23 февраля

Подарите мне фуражку, 

ритмичное касание одинаковых пальцев обеих рук)

Сапоги и автомат. 

разводить пальцы обеих рук, начиная с больших

Стану воином отважным,

интенсивное сжимание рук в кулаки

Защищать вас буду рад. 

пальцы сцепить в «замок»)

Праздник пап

Сегодня праздник всех отцов, 

сжимают и разжимают пальцы

Всех сыновей, всех, кто готов, 

хлопают в ладоши

Свой дом и маму защитить, 

из ладошек делают «домик»)

Всех нас от бед отгородить!

сжимают и разжимают пальцы

 

Солдаты

Мы солдаты, мы солдаты, бодрым шагом мы идем.

Пальцы бодро «Маршируют» по столу.)

В нашу армию, ребята, просто так не попадешь.

Пальцы сжаты в кулак, указательный вверх и покачивается влево - вправо

Нужно быть умелыми, сильными и смелыми.

Ладонь вверх, пальцы растопырены, сжимаются и разжимаются.

Шофер

Целый день шофер трудился,

сжимают и разжимают пальцы

Он устал, он запылился,

 Он возил кирпич на стройку,

Дом он строить помогал.

загибают пальцы рук по одному

А теперь ведет на мойку 

Свой огромный самосвал.

крут воображаемый руль

 

Строители

Пусть не сердятся родители, 

грозят указательным пальцем

Что измажутся строители, 

отряхивают воображаемую пыль

Потому что тот, кто строит, 

ударяют кулачком о кулачок

Тот чего-нибудь да стоит!

выбрасывают руки вперед с поднятыми большими пальцами

Мама пироги печет.

Мама пироги печет.

Заинька не отстает,

Пальчики стараются,

Плюшки получаются.

«Печь пирожки» — сверху то одна ладошка, то другая.

На дощечке нет уж места,

Развести руками в стороны.

Мама снова месит тесто.

«Месить тесто», сжимая пальцы в кулак то на одной руке, то на другой.

- Отдохни, — сказала мама.

Заинька твердит упрямо:

Отрицательно качать головой.

      У слоненка день рожденья,
Очень любит он печенье,

Прижать ладони друг к другу.

 Рыбку любит кошка,

Волнообразные движения кистями рук.

Бублики — Матрешка.

Соединить большие и указательные пальцы.

Все я это испеку, только не жалей муку.

«Печь пирожки».

Матрёшки

Дуйте в дудки

имитируйте игру на дудочке

Бейте в ложки

хлопайте в ладоши

В гости к нам пришли матрешки

шагайте пальчиками обеих рук по столу

Ложки деревянные 

вытягивайте обе руки, сложенные «ковшиками» вперёд

Матрёшечки румяные

качайте головой, поднеся руки к щёчкам

Теремок

Стоит в поле теремок, теремок.

соединяем кончики пальцев рук над головой.

Он не низок не высок, не высок.

Руки вниз, руки вверх

На двери висит замок, да замок

Руки сомкнуты ладонями и пальцами.

Кто его открыть бы смог? Слева зайка, справа мышка,

Поднимаем плечи вверх, опускаем

Отодвиньте-ка задвижку.

Руки в стороны

Любимые сказки

Будем пальчики считать

Будем сказки называть

Хлопаем в ладоши

Рукавичка,

Поочередно загибаем пальчики на левой руке

Теремок,

Колобок – румяный бок

Репку мы не забываем, каждый раз её читаем,

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

Хлопают в ладоши

Веселые матрешки

Мы весёлые матрёшки

«фонарики»

Ладушки, ладушки

хлопки в ладоши

На ногах у нас сапожки

Шагаем средним и указательным пальчиком

Ладушки, ладушки,

хлопки в ладоши

В сарафанах наших пестрых,

«фонарики»

Ладушки, ладушки,

хлопки в ладоши

Мы похожи, словно сёстры

Обвести лицо руками

Ладушки, ладушки

хлопки в ладоши

Пять матрёшек

Мы красавицы матрешки

Разжимаем кулачки

Разноцветные одежки

шевелим пальчиками

Раз – Матрена

Загибаем поочередно пальцы

два – Малаша

Мила – три

четыре – Маша

Маргарита – это пять

Нас нетрудно сосчитать

Разжимаем кулачки 2 раза

Цветы

Наши жёлтые цветочки 

прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки

Распускают лепесточки

потом раскрываются в виде чаши, перед лицом

Ветерок немножко дышит

затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке

Лепестки колышет

кисти рук наклоняются влево и вправо

Наши жёлтые цветочки 

прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки

Закрывают лепесточки

Они тихо засыпают,

И головкою кивают.

показать пальчиками, как лепестки закрываются


Зёрнышко

Посадили в землю зернышко

«кладём» в ладошку «зёрнышко», пальцы щепоткой

На небе выглянуло солнышко.

Растопырить пальчики

Свети, солнышко, свети! 

сжимаем кисти и по очереди разжимаем

Расти, зернышко, расти! 

ладони соединить вместе и поднимать руки вверх

Появляются на стебельке листочки

соединить ладони, пальцы один за одним соединить с большим пальцем и одновременно на двух руках

Распускаются на стебельке цветочки

сжимать кисти и по очереди разжимать

Ах, вода, вода, вода

Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!

энергично потираем ладошку о ладошку

Брызги – вправо, брызги – влево!
Мокрым стало наше тело!

сжали в кулак пальцы, а затем с силой выпрямляем пальчики, как бы стряхивая воду

Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро.

энергичными движениями «вытираем» поочередно руки

Домик

Я гуляю во дворе 

хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой 

Вижу домик на горе 

ритмичные хлопки ладошками 

Я по лесенке взберусь

 И в окошко постучусь.

(раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев 

Тук, тук, тук, тук! 

поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой 

Капуста

Мы капусту рубим, рубим 

Рубим ребром ладони

Мы капусту трём, трём 

кулачки трут друг друга

Мы капусту солим, солим 

солим щепоткой

Мы капусту мнём, мнём 

пальчики сжимаем и разжимаем

В баночку кладём и пробуем.

Гладим животик


Список использованных интернет – источников:

1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/10/24/palchikovye-igry-dlya-detey-doshkolnogo-vozrasta

2. https://www.pravmir.ru/palchikovye-igry-dlya-detej/

3. https://azbyka.ru/deti/pal-chikovy-e-igry-dlya-maly-shej 4.https://www.babyblog.ru/community/post/rannee_razvitie/288528

5. https://womanadvice.ru/palchikovaya-gimnastika-v-stihah

6. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/334054-palchikovaja-gimnastika-po-teme-kulturno-gigi

7. http://www.detki55.ru/biblio/category135/category137/2758/

8. https://www.baby.ru/blogs/post/157840513-36907231/

9. https://jili-blog.ru/palchikovye-igry-dlya-malyshej-do-goda-stishki-dlya-izucheniya-chastej-tela-i-lica.html

10. https://www.maam.ru/detskijsad/palchikovye-igry-427036.html

11. https://ped-kopilka.ru/blogs/ekaterina-nikolaevna-mihalenok/palchikovye-igry-dlja-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

12.https://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/razvivayuschie_zanyatiya/id/976/

13.https://detk1-ru.turbopages.org/s/detk1.ru/palchikovye-igry-dlya-detej-2-3-let/

14.https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/kartoteka-palchikovykh-igr-so-slovami.html

15.https://infourok.ru/kartoteka-palchikovih-igr-dlya-detey-let-3033313.html

16.http://chgard22.tgl.net.ru/images/teacher/pal.igri.PDF

17.https://pedsovet.su/dou/6797_palchikovaya_gymnastika_dlya_detey_3_4_let

18.https://www.toys-4kids.ru/blog/palchikovaya-gimnastika-dlya-detej-3-let

19.https://www.toys-4kids.ru/blog/palchikovaya-gimnastika-dlya-detej-3-let

20.https://promany.ru/rubriki/palchikovye-igry.html

21.https://sibmama.ru/palchikovie_igri.htm

22.https://Aldebaran.ru/author/novikovskaya_olga/kniga_300_palchikovyih_i_razvivayushih_igr/

23.https://infourok.ru/podborka-palchikovih-igr-o-vesne-dlya-doshkolnikov-3682927.html

24.http://scastliwymalish.ru/moya-metodisheskaya-kopilka/palshikowye-igry/palchikovyie-igryi-po-teme-vesna/

25.http://detiyasli.ru/deti/stihi-poteshki/palchikovye-igry-domashnie-zhivotnye.html

26.http://scastliwymalish.ru/moya-metodisheskaya-kopilka/palshikowye-igry/palchikovyie-igryi-po-teme-domashnie-zhiv/

27.https://cyberpedia.su/

28.http://myzdetcad.blogspot.com/2016/01/blog-post_41.html

29.https://gotovluskshkole.ru/zanyatiya/gimnastika/zimnyaya-palchikovaya-gimnastika


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры для детей. Дидактические игры.

Пальчиковые игры  можно организовывать и родителям особенно для тех детей, которые  не посещающих детский сад.Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игр...

Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры для детей.

Пальчиковая гимнастика и игры развивают ловкость пальцев, их подвижность, а весёлые стишки помогают детям снять эмоциональное напряжение и поднять настроение....

План-конспект по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста «Пальчиковые игры для детей».

План-конспект  по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста «Пальчиковые игры для детей»....

План-конспект по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста "Пальчиковые игры для детей".

План - конспект по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста "Пальчиковые игры для детей"....

Пальчиковые игры для детей ясельного возраста, применяемые в играх с тестом.

Пальчиковые игры  сопровождаются стихотворными текстами....

Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на

Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...