Лексико-грамматические игры на тему "Обитатели рек, морей, океанов"
консультация (подготовительная группа)

Алибекова Селми Тагировна

Игры и упражнения на тему "Обитатели рек, морей, океанов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya_na_temu_ryby.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Обитатели рек, морей и океанов»

Родителям рекомендуется:

  • рассказать ребенку о рыбах (морских, пресноводных, аквариумных);
  • обратить внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб;    

- ответить на вопросы: что у рыб вместо ног? Почему они могут дышать в воде?

  • рассмотреть с ребенком иллюстрации рыб;
  • прочитать и обсудить с ребенком «Сказку о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина;    

- рассказать об аквариумных рыбках, их названиях, способах ухода за ними.

Задание 1. Отгадать и объяснить загадки про рыб.

 - Ног нет, а движется, перья есть, а не летает, глаза есть, а не мигает.

 - У родителей и детей вся одежда из монеток.

  - Блещут в речке чистой спинкой серебристой.

Задание 2. Объяснить ребенку, почему так говорят: «Молчит как рыба». 

Пальчиковая гимнастика

Инструкция взрослого

Выполняемые движения

Рыбке весело играть.

Рыбка плавает в водице.

Плавные движения кистями)

Рыбка, рыбка, озорница,

(погрозить пальчиком

Мы хотим тебя поймать

хлопок «круглыми» ладошками

Рыбка спинку изогнула,

Выгнуть кисти, пальчики вниз

Крошку хлебную взяла,

имитировать движение пальчиками

Рыбка хвостиком махнула

Сложить ладошки вместе, поворачивать их вправо, влево

Рыбка быстро уплыла

спрятать ручки

3. Игровое упражнение «Какой? Какая? Какое?»

Щука (какая?) – хищная, зубастая, сильная.

Сом (какой?) – крупный, длинный, усатый.

Ерш (какой?) – быстрый, колючий, светлый.

Мальки (какие?) – маленькие, шустрые, быстрые.

Суп из рыбы (какой?) - рыбный

Котлета из рыбы - рыбная

Пирожки из рыбы - рыбные

Пирог из рыбы - рыбный

  4. Запомни и повтори (формирование обобщающих понятий).

  Ерш, сом, пескарь - речные рыбы.

  Камбала, горбуша, сельдь -  морские рыбы.

  Карп, карась, плотва -  озерные рыбы.

  5. «Чей?», «Чья?», «Чье?» (образование притяжательных прилагательных) 

Чья голова? - рыбья голова.  

Чьи жабры? - рыбьи жабры.  

Чье туловище? - рыбье туловище.  

Чья чешуя? - рыбья чешуя.  

Чей хвост? - рыбий хвост. 

Чье брюшко? -  рыбье брюшко.  

Чьи плавники? - рыбьи плавники.  

Чьи икринки? - рыбьи икринки.  

Чьи кости? - рыбьи кости.

  6. Игра «Веселый счет» (согласование числительных с существительными).

   Педагог называет детям число (от 1 до 5) и показывает картинку с изображением      рыбы (пескаря, окуня, щуки и т. п.) и спрашивает: «Сколько рыб поймал рыболов?». Дети отвечают: «Рыболов поймал двух сомов. Рыболов поймал пять щук. Рыболов поймал одного осетра» и т. д.

7. Слова – родственники.

 Как можно назвать маленькую рыбу? - Рыбка, рыбешка.

 Как называют человека, который ловит рыбу? - Рыболов, рыбак

 Что делает рыбак? - Рыбачит

 Куда ходит рыбак? - На рыбалку 

 Какой суп варят из рыбы? - Рыбный

 Как можно назвать большую рыбу? - Рыбина, рыбища

 Из ведра торчат хвосты (чьи?)  – Рыбьи

8. Игровое упражнение «Скажи ласково».

Рыба – рыбка, щука – щучка, карась – карасик, ерш – ершик, лещ – лещик, пескарь – пескарик, сом – сомик, окунь – окунек, хвост – хвостик, плавник – плавничок, червяк – червячок, жирный – жирненький, гладкий – гладенький, толстый – толстенький, усатый – усатенький, полосатый – полосатен

9. Игра «Скажи наоборот»

Рыбка медлительная – быстрая, стремительная

Тихая, спокойная – игривая, резвая

Блеклая, невзрачная - яркая

Одноцветная - разноцветная

Задиристая, боевая – осторожная

10.Упражнение «Рыбалка» 

- Мы поймали не одну рыбешку, а много …рыбешек.

- Не одного сома, а много … сомов.

-  Не одну щуку, а много …щук.

-  Не одного карася, а много …карасей. 

11. Игровое упражнение «Что делает?  Что делают?»

Сом зимой спит, а сомы - спят

Щука охотится, а щуки - охотятся

Карась плывет, а караси - плывут

Ерш ловит мальков, а ерши - ловят

Малек играет, а мальки - играют

Малек резвится, а мальки – резвятся

Задание 12. Дидактическая игра «Выбери нужное действие» (понимание значений глаголов с приставками). 

 Рыбка к камню... отплыла, подплыла.

Рыбка от берега... переплыла, отплыла.

Рыбка всю реку... вплыла, переплыла. 

Задание 13. Выучить скороговорку и стихотворение. 

Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.  

В банке — чистая вода, пустим рыбок мы туда.  

Будут рыбки там играть, плавать,  

Хвостиком вилять, крошки хлеба подбирать. 

Задание 14. Нарисовать аквариум с рыбками.  

Тексты для пересказа

МОРСКОЙ КОНЁК

Морской конёк живёт у берега среди морской травы. Зацепится за травинку хвостом и качается: взад-вперёд, взад-вперёд, вместе с прибоем.

Как осветит солнце морскую траву, станет она зелёная, и морской конёк станет зелёным. Солнце зайдёт, травы будут коричневые, и конёк сделается коричневым. Ни за что его не разглядишь среди водорослей и травы морской.

Вопросы:

Где живёт морской конёк?

За что цепляется хвостом морской конёк? Зачем? Как маскируется морской конёк?

КАМБАЛА

В море рыбы тоже маскируются. Вот камбала плоская, круглая, как блин, и глаза у неё наверху, чтобы врагов видеть — хищных рыб.

Но врагам её трудно найти. Рядом проплывёт зубатка, а камбалу не заметит. Песок на дне жёлтый и камбала жёлтая.

Поплывёт камбала дальше корм на дне искать среди камней. И станет камбала серая, как камни.

Даже такой с камбалой опыт делали. Положили на дно аквариума шахматную доску. Камбала подумала немного и стала вся, как шахматная доска...

Так камбала меняет окраску — маскируется, как настоящий разведчик.

По Г. Снегирёву

Вопросы:

О какой рыбе говорится в рассказе?

Как выглядит камбала?

Почему врагам трудно найти камбалу?

Какой опыт провели с камбалой?

Текст для пересказа

КОЛЮШКА

В Балтийском море, и в Белом, и в реке Неве живёт колюшка. На спине у неё девять острых колючек, чтоб от хищных рыб защищаться.

Весной колюшка не выпускает свои икринки в воду, а строит для них гнездо. Всё идёт в дело: и подводные травинки, и кусочек дерева со дна — всё вплетает колюшка в круглое гнездо. Колюшка то плавает вокруг гнезда, то потрётся об него боком — попробует, прочно ли? Вдруг увидит большую рыбу, растопырит колючки и бросается на неё.

Но вот гнездо готово, и мама-колюшка откладывает в него всего штук пятьдесят икринок. Зато отец-колюшка так охраняет гнездо, что ни одна икринка, ни один малёк не погибает.

Г. Снегирёв

Вопросы:

Где живёт колюшка?

Как выглядит колюшка?

Куда колюшка откладывает икринки?

Из чего колюшка строит своё гнездо?

Как колюшка защищается от больших рыб?

Как ведёт себя отец-колюшка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра для формирования навыков чтения «По морю-океану кораблики плывут».

Для формирования навыка чтения у старших дошкольников необходимо многократное прочтение слогов с четким проговариванием звуков. При этом не возможно, избежать повторного перечитывания одних и тех же с...

Фрагмент занятия по формированию лексико – грамматических представлений. Игра: «Прятки»

Повышение эффективности работы по формированию лексико – грамматического строя речи у дошкольников: является возможным, при условии целенаправленного применения системы специально подобранных иг...

Развивающая игра-лото "Обитатели рек, морей, озер и океанов"

Игры для развития внимания, памяти, речи и фантазии. На русском и английском языках. Игра-лото "Парочки" создана специально для дошкольников. Она расширит представления об окружающем ми...

"Игра - викторина "Как по морю - океану"

Конспект познавательно - развлекательной викторины...

Игра-викторина "Как по морю-океану..."

23 июля Всемирнвй день китов и дельфинов.Расширять представления детей о жизни морских животных....

«Игра-викторина „Как по морю-океану“ для воспитанников разновозрастной группы, посвященная «Всемирному Дню китов и дельфинов»

Цель: развитие позвана тельной активности среди воспитанников младшей и средней возрастных групп.Задачи: 1. Активизация познавательного интереса.2. Формирование активной жизненной позиции и желан...