Не было бы счастья, да несчастье помогло, или чему нас научил локдаун.
методическая разработка

Буркина Елена Викторовна

Не было бы счастья, да несчастье помогло, или чему нас научил локдаун.

«Мы должны измениться. Новые дети

 в старой педагогике не умещаются».

Шалва Амонашвили

Обстоятельства, в которые мы все попали весной 2020 года, пандемия, режим самоизоляции изменили нашу жизнь. В такой ситуации неизбежна перестройка взглядов человека, а также изменение его образа жизни. В первую очередь, в нашу жизнь более стремительно стали входить новые компьютерные технологии. Педагогика, в том числе дошкольная, не осталась в стороне. В условиях необходимости освоения детьми содержания основных образовательных программ без возможности непосредственного взаимодействия с педагогом, перед нами встал вопрос о переходе в новый режим с использованием дистанционных технологий. Современный педагог сегодня – это не только традиционный, очный воспитатель, но и человек, знающий образовательный сегмент сети Интернет, ориентирующийся в педагогических сетевых сообществах, имеющий навыки проведения образовательного процесса с помощью информационно-коммуникационных технологий, знающий педагогические технологии дистанционного обучения.

Дистанционное образование дошкольника заключается в том, что детям и родителям в доступной форме предлагается учебный материал, и, находясь дома, они вместе изучают и выполняют задания педагогов. Основная цель заданий – освоение и закрепление пройденного материала в процессе выполнения творческого задания.

 

Условия проведения дистанционного обучения могут отличаться по режиму взаимодействия педагога и обучающегося.

Существуют два вида режима:

  • Offline - местонахождение и время не является существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме;
  • Online – обучающийся с родителем (законным представителем) и педагог находится у автоматизированного рабочего места.

Дистанционное занятие в режиме offline выкладывается в «методическую копилку» какого-либо электронного ресурса, и родители могут воспользоваться им в любое удобное для себя время самостоятельно.

Дистанционное занятие в режиме online проводится по заранее составленному расписанию.

Для себя мы решили, что форма Online не совсем подходит для наших дошколят. Не всем родителям было удобно заниматься с детьми по расписанию, многие из них работали на «удалёнке», у многих в семье есть ещё дети – школьники, учившиеся online. А вот режим offline подошёл нам идеально. В этой связи, родители сами определяли удобное для ребёнка время для занятий, какой промежуток времени для него наиболее продуктивен, здесь и индивидуальный подход к ребёнку, ребёнок не привязан к определённому месту, он может свободно обучаться в любой точке мира, даже на даче у бабушки. Основным условием является наличие ПК и доступ к интернету.

Для себя мы определили основные принципы применения дистанционных образовательных технологий:

  • принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем участникам образовательного         процесса         возможности         получения         качественной         и своевременной информации непосредственно по месту жительства;
  • принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических, организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося;
  • принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников образовательного процесса с помощью информационно-образовательной среды;
  • принцип гибкости, дающий возможность участникам образовательного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время.

Нашей главной целью стало - предоставить ребенку возможности получить образование на дому, оказать педагогическую поддержку и консультативную помощь родителям.

 Так же были определены задачи:

  • Удовлетворение потребностей родителей и детей в получении образования
  • Повышение качества и эффективности образования путем внедрения дистанционных технологий
  • Предоставление воспитанникам возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту их жительства или временного пребывания
  • Усиление личностной направленности образовательного процесса
  • Обеспечение нацеленности на распространение знаний среди родителей, повышение уровня их компетенции.

 

Педагоги нашей группы в период «самоизоляции» проводили активную работу с детьми и их родителями. Тематика комплексно-тематического планирования была реализована в полном объеме. В основном, общение происходит в формате офлайн, в группе «ВКонтакте». Воспитатели и логопед группы активизировали родителей на развитие интеллектуальных и творческих способностей воспитанников: проводили исследования, добывали необходимые знания с помощью книг, телевидения, интернет-ресурсов, рисовали, лепили, конструировали из бумаги. Родителям предложены тренажеры по вырезанию, развитию внимания, мышления и памяти. Все задания были разграничены от простого к сложному, составлены в увлекательной форме, доступны для понимания. Не «прошли мимо» праздники День космонавтики и Пасха. По заданию педагогов родители сами проводили занятия и занимались совместным творчеством. Осуществлялась обратная связь с родителями по занятиям с детьми: родители сообщали по мобильной связи, в интернет сети, как ребенок выполнял задание, что вызывает трудности; отправляли видео с ребенком, как произносит трудные звуки на предлагаемом речевом материале. Большое внимание уделялось просветительской работе. Мы старались поддержать психологически родителей, давали им советы и рекомендации по умению правильно организовать день с детьми. Конечно, взаимодействие необычное, но оно позволило как нам, так и родителям научиться общаться в особом формате.

Успешно был реализован проект по здоровьесбережению, который мы назвали «На зарядку становись!»  Каждый новый день мы начинали с весёлой зарядки, которую проводили по очереди педагоги и дети нашей группы.

9 мая - праздник, который не может оставить никого равнодушным. В преддверии 75-летия победы в Великой Отечественной войне, наш коллектив запустил онлайн-проекты:

• флешмоб «Окна Победы!»;

• патриотическая акция «Наш «Бессмертный полк»;

• конкурс чтецов «Строки, опаленные войной!» В рамках флешмоба дети читали стихотворения, посвященные Великой Отечественной войне.

Для себя мы разработали алгоритм дистанционной работы.

 

Алгоритм дистанционной работы.

 

image

 

 

Этап

Педагоги

Родители

Дети

1.Мотивационный

Создают условия для обучения, заинтересовывают ребенка и родителей в получении знаний;

Подбирают информацию, разрабатывают сценарии занятий, создают презентации, фильмы по теме, размещают консультации и рекомендации для родителей.

Родитель – тьютер. Создают условия дома для заинтересованности ребенка в получении знаний и выполнении заданий, показав предложенный педагогами материал.

В центре – ребенок, его познавательная деятельность, а не сам предмет образовательной области.

Для ребёнка важна социально значимая для него мотивация.

Мотивация должна нести эмоциональную окраску.

2.Работа offline 

Предлагает материал в интересной и доступной форме

 Родители выступают равноправными участниками образовательных отношений, примеряют на себя роль педагога, наставника. Продумывают время восприятия материала, так как не весь учебный материал может быть понятен с первого раза;

Вовлекают ребенка постепенно (сначала родителю желательно просмотреть материал самостоятельно, затем продемонстрировать материал ребенку, помня о том, что для дошкольника это игра, развлечение;

Направляют, но не заставляют, обращая внимание на сложность задания, все ли ребенку понятно, нравится ли ему.

 

Большую часть программного материала ребенок осваивает с помощью родителей, некоторую часть самостоятельно.

3.Обратная связь

Адекватно реагирует на творческие отчёты каждого ребёнка и родителя.

Обеспечивает обратную связь. Выкладывает отчёты, творческие работы.

С помощью родителей создаёт творческие работы по теме.

4. Рефлексия

 

 

 

 

Знакомит родителей с упражнениями на рефлексию

Выбирают понравившееся упражнение и предлагает ребёнку

Выполняет упражнение, вместе с родителем-тьютером размышляет, оценивает свою деятельность.

5. Сиквел

(продолжение)

Конец каждого события становится продолжением другого. А иногда какое-то событие вообще не хочет заканчиваться. Оно продолжается, обрастая все новыми идеями.

 

После режима самоизоляции мы с ребятами посмотрели все фильмы, снятые нами, из фотографий сделали фотогазету, устроили вечер воспоминаний «Как мы дома сидели». Некоторые наши проекты нашли своё продолжение в новом учебном году, в котором мы стали уделять больше времени дистанционным формам работы. Ведь всё ещё продолжаются карантины. И наши ребята «не отрываются от коллектива», а родители всегда «в курсе дела».

Таким образом, внедряя дистанционные методы обучения для дошкольников, мы не только получили новый опыт и освоили новые для нас технологии, но и получили положительные отзывы родителей. Мы смогли немного разрядить эмоциональное напряжение в семьях, общение детей и родителей стало более интересным и насыщенным. Дистанционное обучение позволило детям не скучать и проводить с пользой время дома, получить больше внимания, любви и общения со стороны самых близких им людей. Ведь самое главное для ребенка — чувствовать себя нужным и быть любимым! Это необходимые условия развития каждого ребенка!

 

Литература:

  1. Никуличева Н. В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практ. пособие / Н. В. Никуличева. – М. : Федеральный институт развития образования, 2016.
  2. Федина Н. В. Социологический анализ готовности участников образовательной деятельности к реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании / Н. В. Федина, И. В. Бурмыкина, Л. М. Звезда, О. С Пикалова, Д. М. Скуднев, И. В. Воронин //Гуманитарные исследования в Центральной России. - М. : ФГБОУ ВО "Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского", 2017. - №3(4)                                                              3. Н.Федина, Практика реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании РФ / Н. Федина, И. Бурмыкина, Л.Звезда, О. Пикалова, Д. Скуднев, И. Воронин //Дошкольное воспитание/ - М. : Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2017. - №10               4.Рекомендации Минпросвещения России по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий: https://edu.gov.ru/ . Интернет-ресурс

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чему мы научимся за год (дети 3-4 лет, по программе "Детский сад 2100")

Из этого материала вы узнаете чему научится ваш ребенок 3-4 лет за год (по комплексной программе развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100»)....

Чему стоит научить ребенка

Советы для родителей о том, чему стоит научить ребенка....

Родительское собрание "Чему мы научились, чему предстоит научиться"

                                             [[{"type":"media","view_mode":"me...

Конспект занятия в подготовительной группе "Не было бы счастья,да несчастье помогло"

Конспект занятия был разработан по рассказу Е.Чарушина"Про зайчат",для детей 6-7 лет...

"Пища может приносить счастье и несчастье"

quot;Пища может приносить счастье и несчастье"...

Рекомендации родителям «Чему необходимо научить ребенка» 25 полезных вещей, которым мы можем научить детей.

Рекомендации родителям«Чему необходимо научить ребенка»25 полезных вещей, которым мы можем научить детей....