Консультация для педагогов "Формирование связной речи в ДОУ посредством картин"
консультация

Цель: повышение уровня компетентности педагогов в познавательной области "Речевое развитие".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_svyaznoy_rechi_v_dou.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Система развития речи в детском саду включает в себя следующие разделы:

-работа над звукопроизношением;

-формирование грамматического строя речи;

-расширение словарного запаса;

-развитие связной речи;

-развитие мелкой моторики;

-формирование навыков письма;

-обучение чтению.

Вся эта работа ведётся не отдельно по каждому разделу, а во взаимосвязи.

Что такое связная речь? Это –мир мыслей,  логика мышления ребёнка, его умение правильно воспринимать  и воспроизводить действительность.

               Главная функция связной речи - коммуникативная, осуществляется в двух основных формах - диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности. Мы остановимся на особенностях монологической речи.

К особенностям монологической речи относятся развёрнутость и полнота высказываний.

Для монолога характерны внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания. Важны также неречевые средства (мимика, жесты, интонация).

Существует несколько видов работ по формированию связной речи.

1. Пересказ литературных произведений.

2. Рассказывание по картине.

3. Рассказы из опыта ребёнка.

4. Творческий рассказ.

 Рассмотрим более подробно рассказывание по картине.

Для этого можно использовать как предметные, так и сюжетные картины.

Задача педагога - научить детей видеть не только то, что на ней изображено, но и то, что может оставаться «за кадром». Описывая картину, дошкольники чаще всего называют мелкие предметы, не замечая главного. Они не видят главных героев картины, не заостряют внимание на основном сюжете. Многие дети не знают с чего начать повествование.

                 Задача педагога: обучить дошкольников правильно строить рассказ по картине.

Виды рассказывания по картине:

-рассматривание картин с беседой

Цель: овладение диалоговой речью, учить слушать и отвечать на вопросы педагогов.

-составление рассказа по картине

Цель: развитие  монологической речи , формирование навыков  составления рассказа.

Общие этапы работы с картиной.

       1. Выбор картины. Важно правильно выбирать картины. Они должны быть хорошего качества,  большого размера, красочные, достоверные, эстетически и художественно правильно оформленные.  

       2.  В работе по составлению рассказов по картинам, особенно по пейзажным, большое значение придаётся  упражнениям на подбор определений и сравнений.

       3.  Работу следует начинать с рассматривания. С помощью наводящих вопросов дошкольник должен подчеркнуть самое главное, наметить сюжетную линию. Важно научить его замечать всё: фон, пейзаж, состояние погоды, цветовое решение, эмоциональное состояние героев, во что они одеты, чем занимаются и т.д.

       4.   Совместно с педагогом придумывается начало рассказа, а затем ребёнок работает самостоятельно.

         

Младший возраст.

1. подготовительный (обогащение словаря, активизация речи, рассматривание, ответы на вопросы воспитателя);

2.     рассказывание по вопросам воспитателя;

Средний возраст.

Описательные рассказы

-по предметным картинкам;

-по сюжетным картинкам;

         В первой половине года рассказ составляется на основе вопросов воспитателя вместе с детьми.

         Во второй половине года дети составляют рассказ самостоятельно.

Старший возраст.

         В первой половине года рассказ составляется детьми самостоятельно.

Во второй половине года начинаем составлять творческие рассказы (дети придумывают  начало  или конец).

Структура проведения рассказывания по картине:

1. Предварительная беседа  (на основе личного опыта).

2. Рассматривание с помощью вопросов.

3. Составление рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию связной речи Составление рассказа по картине «Зима» в подготовительной группе.

Занятие помогло решить задачи, связанные с овладением словарного запаса, правильным грамматическим оформлением связного высказывания, формированием умений строить разные типы высказываний, соблюдая ра...

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию связной речи "Ранняя осень в картине Левитана "Золотая осень"

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи "Ранняя осень в картине Левитана "Золотая осень"...

ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАРТИН НА ЗАНЯТИЯХ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

Актуальность и значение В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об  общественных  и при...

Конспект занятия по развитию речи (связная речь) «Составление рассказа по картине» (старшая группа)

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...

Роль картины в развитии связной речи детей на примере картины И.В. Горохова "Мыльные пузыри"

В работе представлен материал по формированию связной речи по картине И.В.Горохова "Мыльные пузыри"....

Консультация для родителей "«Развитие связной речи старших дошкольников посредством театрализованных игр»

laquo;Развитие связной речи старших дошкольников посредством театрализованных игр»Связная речь является показателем речевого развития ребенка и занимает особое место в формировании речевой гото...

Мастер-класс «Развитие связной речи у дошкольников посредством обучения рассказыванию по картине в старшей группе»

Обобщение и распространение личного педагогического опыта для педагогов дошкольного образования....