Статья "Цифровая трансформация ДОУ до, во время и после режима самоизоляции"
статья

Данная статья посвящена теме внедрения цифровых технологий в дошкольное учреждение и преимущества их перед традиционными средствами обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsifrovaya_transformatsiya_dou.docx34.79 КБ

Предварительный просмотр:

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ДОУ ДО, ВО ВРЕМЯ И ПОСЛЕ РЕЖИМА САМОИЗОЛЯЦИИ.

Сапонова Е.Г, Торопцева Т.И, Маховицкая В.Н.,

Муниципальное дошкольное образовательное

Учреждение «Центр развития ребенка детский сад 4

поселка Майский Белгородского района Белгородской области»

Аннотация:  данная статья посвящена теме внедрения цифровых технологий в  дошкольные  учреждения, преимущество их использования  перед традиционными средствами обучения, а так же проблемам которые существуют в этом аспекте и пути их решения.

Ключевые слова: цифровизация дошкольного образования, ИКТ, преимущества, проблемы, решения

Модернизация, инновация, модернизация, информатизация… повсюду, куда не брось взгляд, нас окружают компьютеры, планшеты, ноутбуки, мобильные телефоны, интерактивные экраны и т.д. «Гаджеты» стремительно вошли в нашу жизнь и сразу же стали неотъемлемой ее частью. Современный человек уже не может представить себя без сотового телефона и интернета, а их исчезновение приравнивается к глобальной катастрофе. В таких же условиях развивающегося цифрового пространства на ровне со взрослыми растут и  развиваются наши дети, которых уже называют детьми будущего,  поколением Z.

Цифровыми технологиями дети начинают пользоваться чуть ли не с младенчества, овладевая ими раньше, чем чтением и письмом. Это происходит из-за того, что родители, которые сами испытывают потребность в использовании «гаджетов», подают соответствующий пример подрастающему поколению. Кроме того, взрослые сами дают цифровые устройства детям, используя их в качестве универсальных средств для утешения, отвлечения и развития ребенка.

Соответственно,  меняется  взгляд на картину детства. Педагоги и психологи отмечают, что ребенок XXI века стал не хуже или лучше своего сверстника, жившего лет двадцать-тридцать назад, он просто стал другим! Благодаря простоте использования и многофункциональности, цифровые устройства стали любимой игрушкой ребенка, а их потребление  превращается в самостоятельный род занятий.  Экран телефона и планшета все больше подменяет физическую активность, предметную и продуктивную деятельность, игру, общение с близкими и сверстниками, как следствие, это приводит к социальному  отчуждению детей.

 Сегодня наше подрастающее поколение благодаря цифровым технологиям раньше взрослеют, умеют рассуждать на "взрослые" темы, а  порой интеллектуально более подкованы,  чем  родители. Однако у них имеется проблемы с развитием творческой активности, у таких детей очень снижена фантазия. Современный ребенок требователен, прагматичен, имеет завышенную самооценку, часто не слышит указаний взрослых. У него есть проблемы с эмоциональностью. Он не понимает, что такое плохо, больно, страшно. Современный  дошкольник говорит много, но плохо, т.к. страдает связная речь и словарный запас. Здоровье подрастающего поколения также претерпевает изменения с учетом экологической обстановки и частого сидения за компьютером.

До недавнего времени в дошкольных учреждениях использование цифровых технологий сводилось к минимуму. Во-первых,  большая часть педагогического состава (люди «старой закалки»), не владели ИКТ и даже составление отчетной документации, которая перешла в формат электронного документооборота, вызывала у них большие трудности.

Кроме того, на техническое оснащение помещений детского сада, создание локальной сети внутри учреждения, к сожалению, не хватало средств.

Но все изменилось. В условиях эпидемиологической ситуации и режима самоизоляции, жить и работать пришлось по-новому. Дошкольной системе образование пришлось перестроиться - вместо живого общения пришли видеоконсультации, развивающие видеоигры, презентации и т.д.

В данный момент времени именно они стали новыми средствами сотрудничества с родителями и детьми. Мало того, что педагогу пришлось осваивать цифровой мир в короткие сроки, ему необходимо было предложить развивающий и обучающий материал в интересной и доступной форме, чтобы родители, показав его ребенку, смогли его заинтересовать.

Педагоги, к своему удивлению отметили, что применение ИКТ имеет ряд преимуществ перед традиционными средствами обучения:

- мультипликация и возможность играть самому в компьютерной развивающей игре надолго привлекает внимание воспитанников, повышает их интерес к представленному материалу, заставляет их логически думать, решать, саморазвиваться;

- высокая динамика занятия способствует  развитию памяти, воображения, эффективному усвоению материала;

-происходит раскрытие творческого потенциала воспитанников;

- побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

- видеофрагменты дают возможность показать ребенку те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например вращение Земли вокруг Солнца, рост пшеницы и т.д;

- цифровые технологии – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.

- происходит максимальный учет индивидуальных, образовательных возможностей и потребностей воспитанников;

- используя интернет ресурсы Viber, WhatsApp, Zoom в общении с родителями воспитанников, педагог имеет возможность в короткие сроки ознакомить их с последними новостями группы, обсудить ключевые вопросы, провести родительское собрание онлайн, предоставить материал для занятий с детьми дома;

- в сети интернет можно обмениваться информацией с коллегами, получать новые знания и самосовершенствоваться, виртуально посещать все уголки мира, не выходя из дома.

Отметив все неоспоримые плюсы использование цифровых технологий в воспитании, развитии и обучении детей, педагоги детских садов, выйдя на работу после самоизоляции, уже не смогли работать как раньше. Вот поэтому все силы, как на государственном, так и на местном уровне,  брошены на приобретение компьютеров, ноутбуков, планшетов, интерактивных досок, а также устройств для обучения дошкольников: , интерактивных песочниц, столов, полов, тумб, мультимедийных детских студий, интерактивных комплексов и т.д.. Кроме того, посредством курсов повышения квалификации, конференций в режиме онлайн, мастер-классов происходит повышение уровня ИКТ компетенции педагогов.

 Можно с уверенностью сказать, что цифровизация - это эффективное техническое средство, с помощью которого можно существенно разнообразить и усовершенствовать работу в ДОУ. Сегодня мы находимся только в начале долгого пути внедрения цифровизации в образование, но маршрут построен и мы идем в правильном направлении.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дрокина О.В., Колмакова М.Г. Развитие цифровой среды в ДОУ. – Красноуфимск, 2018. – 154 с.
  2. Бастрыкина А. Ю.Публичная лекция: «Ребенок – дошкольник в мире цифровых технологий»// infourok.ru: ведущий образовательный портал России. 2019.
  3. Комарова И.И. Будущее дошкольного образования в эпоху цифровизации // Современное дошкольное образование. – 2018. – №8(90). 16–25 с..
  4. Коротаева. Е. Дидактические основы интерактивного обучения. // Дошкольное воспитание №2. 2013., с. 105-108.
  5. Сафуанов Р. М., Лехмус М. Ю., Колганов Е. А. Цифровизация системы образования // Вестник УГНТН. Наука, образование, экономика. – Уфа. 2019г. 89 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необычные идеи для игр с ребёнком в режиме самоизоляции

Необычные идеи для игр с ребёнком в режиме самоизоляции...

Рекомендации для родителей с детьми дошкольного возраста во время режима самоизоляции.

Режим самоизоляции-это не повод унывать,а отличный способ наладить отношения родителей с детьми,возможность лучше узнать своего ребёнка,заметить его способности и его развитие....

Рекомендации для родителей в период самоизоляции" Как организовать воспитательно- образовательную деятельность ребенка дома в режиме самоизоляции"

Рекомендации для родителей в период самоизоляции"Как организовать воспитательно- образовательную деятельность ребенка дома в режиме самоизоляции "...

Рекомендаций для родителей по организации режима дня ребенка дошкольника (в условиях режима самоизоляции)

Изменить привычный образ жизни и находиться постоянно дома – это стресс не только для взрослых, но и для детей. Как комфортно организовать пространство для ребенка, почему важно соблюдать р...

Консультация для родителей «Как интересно и полезно провести время с ребенком во время режима самоизоляции»

Уважаемые родители! Помните, чем больше вы играете с детьми, тем счастливее у них детство! Сейчас у вас есть возможность больше уделить внимания своим детям. Играйте, фантазируйте, общайтесь со своими...