Картотека игр и игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики
картотека

Мясникова Оксана Дмитриевна

Уровень развития движения рук ребёнка определяет уровень его физического и психического развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igrovyh_uprazhneniy.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

Уровень развития движения рук ребёнка определяет уровень физического и психического развития. Чем выше двигательная активность, тем ребёнок лучше развивается. Начиная с раннего возраста необходимо уделять особое внимание развитию мелкой моторики. В ходе игр развиваются следующие движения:

- хватания – ребёнок учится захватывать предметы, действуя целенаправленно (правильно определять место предмета в пространстве), учитывая форму, величину предмета.

- Соотносящие действия – ребёнок учится совмещать 2 предмета или 2 части одного предмета;

- подражание движениям рук взрослого – это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий, движения кистей и пальцев рук.

Игра «Погремушка»

Цель:

Развивать хватательные и соотносящие движения рук.

Материалы:

Небольшие пластиковые бутылочки с пробками (на количество детей); мелкие предметы (кольца, фасоль, камешки и др.); коробочки по количеству.

Ход игры

Предложить детям посмотреть на пластиковую бутылку с бусинками внутри, погреметь бутылкой. «Посмотрите, какая у меня погремушка. Вот как она громко гремит. Давайте сделаем много погремушек».

Раздать детям приготовленные бутылочки и попросить открыть крышку. Затем раздать коробочки с различными мелкими предметами и предложить положить эти предметы в бутылку.

Показать малышам, как брать предметы по одному (двумя пальцами или щепотью), и опускать их в узкое горлышко бутылки. После того как дети положат предметы внутрь своих сосудов, предложить им закрыть бутылки крышками и погреметь. Количество предметов можно постепенно увеличивать.

Игра «Покажи пальчики»

Цель:

Развивать соотносящие и хватательные движения рук.

Материалы:

Пластмассовые бигуди диаметром 2-2.5мм., трикотажные перчатки.

Ход игры:

Попросите детей поднять руки, растопырив пальчики. Наденьте малышам на пальчики разноцветные бигуди, а затем предложите их снять второй рукой. После того, как дети научатся снимать бигуди с пальцев, можно попросить их самостоятельно надеть бигуди на пальцы себе или соседу. «Давайте нарядим наши пальчики в разноцветные одежки вот так».

Игра «Пластилиновые узоры»

Цель:

Развивать силу рук, соотносящие движения рук, знакомить с приемами лепки. Материалы:

Листы картона, формата А4, намазанные тонким слоем пластилина, кусочек пластилина.

Ход игры:

Раздать детям пластилин и показать, как отщипнуть от большого куска маленький кусочек и скатать из него шарик. Затем попросить детей самостоятельно сделать несколько пластилиновых шариков.

Предложить детям положить шарик на основу и катать на него пальчиками - получится кружок пластилиновое пятнышко, а если оттянуть шарик вниз, получится пластилиновая линия.

После того, как дети освоят эти приемы, предложить им сделать пластилиновые картины: «конфетки», «ягодки», «трава», «дождик», «снег».

Игра «Цветик - Семицветик»

Цель:

Развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев ру к, учить застегивать и расстегивать пуговицы.

Материалы:

Цветик-Семицветик, игрушка изготавливается из ткани. Вырезать из ткани 2 круга диаметром 13 см., внутрь вставить синтепон, на ровном расстоянии пришиваются пуговицы на ножках средней величины (7шт), пришить к ним петли, используя неширокую резинку или кусочек шнура. Пришить лепестки к середине цветка.

Ход игры:

Показать детям цветок: «Это Цветик-Семицветик. У него снимаются лепестки. Предложить детям поочереди снять лепестки и поиграть с ними, собрать из лепестков цветок (пока не'притягивая пуговицы). Когда дети научатся так пристегивать лепестки, показать, как пристегивать лепестки к середине цветка. Можно положить лепестки на воду в разных местах группы, предложить детям найти их и пристегнуть их к цветку.

Игра «Ловим раков»

Цель:

Формировать навыки расстегивания прищепок.

Материалы:

Игрушечное ведро. Прищепки.

Ход игры:

Прикрепить прищепки к краю игрушечного ведра. Предложить детям снять прищепки и сложить их в ведро. Разыграть ситуацию: «Рыбак поймал в реке раков и сложил их в ведро, а раки стали расползаться. Давайте сложим в ведро».

Игра «Солнышко светит»

Материалы:

Круг желтого цвета из плотного картона, диаметром 15 см., прищепки.

Ход игры:

Предложить детям: «Посмотрите в окно. Видите, как ярко светит солнце, давайте сделаем такие же солнышки. Мы превратим этот круг в солнышко, мы сделаем ему лучики». (Дети прикрепляют к краю круга прищепки двумя пальцами

Ход игры:

Предложить детям при помощи ложки, совка или воронки пересыпать крупу из одной емкости в другую: «Жила-была на свете мышка-норушка. Она была очень запасливая. У нее в норке хранились разные крупы и семена. Давайте поможем мышке разложить зернышки в банки, коробочке, пакеты. Теперь запасы хорошо сохранятся. Подобную игру можно проводить в песочнице.

Игра «Что внутри?»

Цель:

Развивать соотносящиеся движения рук.

Материалы:

Разнообразные коробки и непрозрачные банки небольшого размера с крышками, конфеты, мелкие предметы.

Ход игры:

Спрятать в коробки или банки конфеты или мелкие предметы. Раздать коробки малышам и предложить открыть их:        «Смотрите, какие красивые

коробочки, интересно, что зам внутри? (погремите коробкой). Давайте откроем и посмотрим. Игру можно проводить в песочнице.

Игра «Бумажные снежки»

Цель:

Развивать силу рук.

Материалы:

Листы бумаги.

Ход игры:

Раздать детям листы и поиграть, смять их в комочки (объяснить детям, что мять можно, только ненужную бумагу). Затем: предложить детям поиграть в «снежки»: «Какое сей час время года? Лето, а как хочется поиграть в снежки! Давайте сделаем снежки не из снега, а из старой бумаги и поиграем.

Игра «Осенние листья»

Цель:

Развивать соотношения хватательных движений рук.

Материалы:

Листы бумаги.

Ход игры:

Раздать детям листы бумаги и предложить сделать осенние листья, разорвав бумагу на кусочки. Показать малышам, как это делается, затем пусть попробуют самостоятельно сделать листочки. Когда листья будут готовы, организовать игру «Осенние листья». Показать, как листья падают с деревьев и кружатся на ветру, затем вместе с детьми собрать листья в кучу. Попросить малышей помочь нам убрать листья.

Материалы:

Кусочек поролона или резиновые кольца, или другие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно скатать в руке (по количеству детей).

Ход игры

Раздать детям небольшие кусочки поролона и предложить спрятать их в ладошки так, чтобы поролона не было видно: «Вот вам губки. Спрячьте их так, чтобы никто их не увидел и не нашел - зажмите покрепче в ладошке!»

Дети, которые хорошо спрятали поролон, оставляют его себе, [шли предмет виден, ведущий забирает его себе.

Игра «Спрячь руки»

Цель:

Развитие хватательных движений, осязание.

Материалы:

Разные виды круп или песок, миска.

Ход игры:

Занятие проводится индивидуально или с группой детей, которые действуют по очереди. Насыпается в глубокую миску крупа (около 1 кг.). Предложить ребенку спрятать руки, погрузив их глубоко в крупу, сжать их в кулаки и пожимать пальцами. Объяснить детям, что действовать нужно аккуратно, чтобы не рассыпать крупу.

Игра «Найди игрушку»

Цель:

Развивать хватательные движения, осязание.

Материалы:

Разные виды круп или песок, мелкие игрушки и предметы, миска.

Ход игры:

Занятие проводится индивидуально или с группой детей, которые действуют по очереди. Насыпать в глубокую миску крупу, затем спрятать в крупу игрушку и предложить детям найти ее. Игры можно проводить в песочнице.

Игра «Пересыпь крупу»

Цель:

Учить пересыпать сыпучие вещества из одной емкости в другую.

Материалы:

Разные виды круп, ложка, совок, воронка, различные емкости, пластмассовые чашки, сосуды, пакеты.

Ход игры:

Предлагается детям пересыпать природный материл. Работают дети в подгруппе, 3-4 ребёнка. Игровой сюжет можно менять в зависимости от темы. Например: «Угостим белку», «Запасы для белочки», «Зёрнышки для птиц», и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ И РУЧНОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ

Данные виды игр были подобраны для работы с  детьми и нашли успешное применение для развития мелкой и ручной моторики. На карточках указана цель, примерный ход игры и усложнения....

Картотека игр и игровых упражнений, направленных на развитие моторики у детей

Данные игры и упражнения применются для развития мелкой моторики детей. На карточках указана цель, примерный ход игры и усложнения....

Развитие интеллектуальных способностей воспитанников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений и упражнений направленных на развитие мелкой моторики

Краткая аннотация:  в статье раскрыта актуальность интеллектуального развития детей с ЗПР, рассматриваются определения кинезиологических упражнений, графомоторных навыков, дано понятие межполушар...

Комплекс игр и игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук у детей 3-4 лет

Комплекс игр и игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук у дошкольниковЦель комплекса: развитие мелкой моторики рук, координации движений рук у детей 3-4 лет через ис...

Развитие интеллектуальных способностей воспитанников с ЗПР посредством кинезиологических упражнений и упражнений направленных на развитие мелкой моторики

в статье раскрыта актуальность интеллектуального развития детей с ЗПР, рассматриваются определения кинезиологических упражнений, графомоторных навыков, дано понятие межполушарного взаимодействия. Раск...

Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, способствующие успешному освоению навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.

Представлены игры и упражнения на развитиемелкой моторики, способствующие развитию навыков самобслуживания и культурно-гигиеничесских навыков...

КАРТОТЕКА ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ И РУЧНОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

КЛУБОЧКИЦель: развитие мелкой и ручной моторикиИгровые действия:детям предлагается сначала размотать клубочки, затем с помощьювзрослого они учатся сматывать нитки в клубкиКОЛЮЧИЕ ШАРИКИЦель: развитие ...