Тренинг для воспитателей «Педагогическая этика общения».
методическая разработка

Ахмедова Дина Кабденовна

Цель:

-Познакомить педагогов с темой «Педагогическая этика общения».

-Сформировать первичную установку на выбор эффективных стратегий в общении с детьми, с родителями (законными представителями), в межличностном взаимодействии.

- Знакомство с речевыми формулами, используемыми в общении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг для воспитателей «Педагогическая этика общения»

Цель:

-познакомить педагогов с темой «Педагогическая этика общения»

-Сформировать первичную установку на выбор эффективных стратегий в общении с детьми, с родителями (законными представителями), в межличностном взаимодействии.

- Знакомство с речевыми формулами, используемыми в общении

Содержание:

  1. Вводная часть. Теоретические основы темы.
  2. Основная часть
  3. Обратная связь

Вступление

Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с  воспитанниками, основанный на взаимном уважении.

Стиль педагогического общения, обусловливающий поведение детей.

     Каждый педагог имеет индивидуальный стиль дея­тельности и общения, то есть характерное именно для него сочетание задач, средств и способов педагогической деятельности. От личности педагога и его стиля взаимо­действия с детьми зависят результаты воспитательного воздействия. В процессе общения с ребенком взрослый должен не только теоретически передавать детям свой опыт и знания, но, прежде всего, транслировать своим собственным поведением личностное отношение к дру­гому человеку. Реальное педагогическое общение предпо­лагает субъектные отношения: партнеры по общению строят свое взаимодействие так, чтобы учитывать психо­логические особенности друг друга: интересы, мотивы, цели, темперамент, способности. При таком типе обще­ния педагог, обращаясь к ребенку, предполагает опреде­ленное отношение к своему обращению с его стороны, аргументирует свои требования, объясняет поведение. Если в общении педагога с детьми нет взаимной направ­ленности, т. е. дети выступают только объектом воздей­ствия, то нельзя говорить о полноценном общении.

     Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значи­мым фактором, определяющим содержание, характер и особенности влияния его на личность ребенка. Слова и поступки педагога определяют особенности и дальней­шее развитие его взаимодействия с детьми, влияют на рост самосознания детей, на формирование дружеских привязанностей среди сверстников.

Авторитарный стиль педагогического общения

Педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и инициативу. Воспитанники в данном случае выступают объектом воспитательных воздействий.

Дети при таких способах взаимодействия будут, скорее всего, прекрасно вооружены знаниями, умениями и навыками и даже демонстрировать их на практике, однако такая демонстрация обусловлена не реальными потребностями и ценностями ребенка, а необходимостью реализовывать желательное поведение в присутствии воспитателя. Данная модель не способствует развитию самостоятельности и творческой инициативы у детей, а также полноценным межличностным контактам.

Демократический стиль педагогического общения

Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и сотрудничество. Педагог ориентирован на привлечение воспитанников к обсуждению и совместному решению общих дел, проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей.Способствует развитию у ребенка умения общаться, учитывать интересы других людей, проявлять инициативу и самостоятельность. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, проявляет уверенность и активность.

Либеральный стиль педагогического общения

Характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, формализмом. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность. Уходит от ответственности за результаты своей деятельности. К результатам такого подхода к воспитанию относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Возможно, что ребенок проявит раннюю самостоятельность и независимость, но не будет способным к участию и сопереживанию другим людям.

В реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения, которые порой оказываются достаточно эффективными. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с детьми, так как этот стиль общении я позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия.

      Стиль взаимодействия педагога с детьми оказывает прямое влияние на характер общения детей друг с дру­гом, общую атмосферу в детской группе. Так, если пе­дагог демонстрирует уважительное отношение к детям, поддерживает инициативу, проявляет заинтересован­ное внимание, помогает в трудных ситуациях, то высо­ка вероятность, что дети будут общаться друг с другом по таким же правилам. И напротив, авторитарное от­ношение педагога к детям, подавление самостоятель­ности, присутствие негативных оценок, касающихся личности, а не действий ребенка, может приводить к низкой групповой сплоченности, частым конфликтам между детьми, к другим сложностям в общении. Для практической наглядности целесообразно сопостав­лять результаты диагностики характера взаимодействия педагогов с детьми с особенностями взаимоотношений в детской группе.

Этические заповеди педагога.

Думайте о своих отношениях с детьми, выстраивайте их.

При организации педагогического общения исходите не только из педагогических целей и задач, не исключайте интересы ребенка.

Не ограничивайтесь только собственной информацией, необходимо изучить ребенка и оказывать определенное воздействие.

Не стройте отношения «сверху вниз». Помните, что даже малыш стремится к самостоятельности во взаимоотношениях. И что ваш статус определяется по словам А.С. Макаренко «прекрасной личностью».

Постарайтесь понять психологическую атмосферу в детском коллективе, что поможет в общении с ребенком.

Умейте слушать детей.

Стремитесь ощущать их настроение в процессе общения с вами.

Не забывайте, что у детей могут быть конфликты, и что вы можете спровоцировать их своей педагогической несостоятельностью.

Убеждая ребенка в его ошибках, старайтесь быть тактичным.

Чтобы избежать «тупиковых» односложных ответов, вопрос начинайте с вопроса «почему?», «как?», «для чего?».

Будьте инициативны в общении.

Избегайте штампов в манере вести себя с детьми (точно по плану). Преодолевайте отрицательное отношение к некоторым ребятам. Только критика: без конструктивного начала, бесполезна.

Чаще улыбайтесь детям.

Старайтесь, чтобы чаще звучали одобрения, похвала, поощрения.

Дети должны знать, как вы к ним относитесь. Ваша оценка его поведения определяет его отношение к вам.

Запоминайте ваше отношение с каждым ребенком. Ваше изменение отношения повлечет негативное поведение ребенка.

Ребенок и воспитатель. Правила общения.

  • Воспитатель в группе – носитель определенной модели поведения.
  • Опыт показывает, что, в целом поведение группы детей это во многом зеркало поведения воспитателя
  • Все современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой воспитателя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.
  • Одна из важнейших проблем дошкольного воспитания – общение, в котором участвуют ребенок и  воспитатель. Психологи подтверждают, что стремление к общению со взрослыми присуще всем малышам. И в процессе детсадовского дня они непременно делятся с воспитателями своими мыслями, взглядами, чувствами, доказывают свою самостоятельность, ищут подтверждение правильности своей моральной позиции… Пока дошкольник находится в дошкольном учреждении, ему важно все равно чувствовать, что его любят, и ответственен за это воспитатель.
  • Его главная обязанность – уметь налаживать отношения с детьми, какие бы методы ни были выбраны: убеждение, пример делом, доверительный разговор…
  • Вместе с тем, воспитатель практически всю свою жизнь учится строить общение с воспитанниками.
  • Разумеется, даже самый лучший учитель – живой человек, и у него могут быть ошибки, промашки, досадные срывы, однако из любой ситуации он находит поистине человеческий выход, поступает бескорыстно, справедливо и благожелательно, никогда не проявляя утилитарного расчёта, высокомерия и мстительности. Настоящий воспитатель, как ни затёрто это звучит, учит добру, причём делает это как словесно, так и личным примером.

Упражнение «Солнце»

Цель — показать влияние манеры говорить, степени эмоциональности высказываний, поведения, мимики на индивидуальное восприятие ребенка.

Педагог-психолог предлагает педагогам разделиться на три группы. Первая группа воспитателей — со стажем работы

20—25 лет, вторая группа — со стажем 10—15 лет, третья группа — молодые специалисты.

Каждая группа берет лист ватман с нарисованным по середине кругом (размер не имеет значения). Задача членов каждой подгруппы — дорисовать круг, нарисовать образ злого, кричащего, раздраженного человека. (Рисовать красками.) Каждый член группы рисует от созданного образа луч и пишет над ним окончание фразы: «Я злюсь, кричу, раздражаюсь, веду себя агрессивно и обижаю своих воспитанников. Я веду себя так, потому что…»

Затем группы представляют свои работы. (Первыми приглашаются педагоги со стажем работы 20—25 лет.)

Прочитав все фразы, написанные над лучами, им нужно проанализировать причины агрессивного поведения взрослых по отношению к детям и сказать, что нужно делать, чтобы не травмировать детей подобными реакциями и своим поведением.

Далее участники обсуждают, почему у разных возрастных категорий педагогов разные причины агрессивного

поведения. Следует подвести членов группы к мысли о том, что необходима внутренняя работа над своими поступками, сообща наметить пути решения данной проблемы.

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. Основная задача — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах.

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его, важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»

Цель: осознание эмоционального восприятия  родителей воспитанников.

Процедура выполнения: Педагогам предлагается  в группах по 3-4 человека создать обобщённый портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства. Затем создать портрет того  родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции.

Анализ упражнения

1. Какие эмоции вы испытали, создавая портрет родителя, с которым вам неприятно вступать в контакт? какие качества вы отразили в этом портрете? Были ли у вас в практике такие родители?

2. Что вы чувствовали при создании портрета родителя, с которым вам приятно общаться? Есть ли в вашей группе такие родители?

3. Как вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые вам неприятны.

Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций

Конкуренция (соревнование) предлагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера

Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера

Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.

Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.

Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

Разговор без умолку.

«Родители» - те. Кто изображает родителей  сидят на стульях, расставленных по кругу.

Педагог-психолог предлагает им представить, что они находятся на рыночной площади, а затем встать и свободно перемещаться по ней в любом направлении. При этом они могут куда-то спешить или, наоборот, идти медленно, как бы прогуливаясь, приветствовать друг друга, уклоняться от столкновений, останавливаться и т. д.

Участники показывают пример, снуя по «рынку», здороваясь с родителями и улыбаясь им. На этой «рыночной площади» каждый родитель подыскивает себе партнера, по возможности малознакомого, и садится рядом с ним. Педагоги называют тему, по которой каждый из собеседников должен высказываться в течение 4-8 мин. Пока один из партнеров говорит, другому партнеру разрешается только слушать его, т. е. демонстрировать напарнику что его внимательно слушают, выражая свое отношение к высказыванию только мимикой и жестами. Если вдруг говорящий на некоторое время умолкает, то оба партнера терпеливо пережидают возникшее молчание. После того, как все родители выскажутся, на «рынке» формируются новые пары. После 3-4 таких разговоров в парах родители снова садятся все вместе на расставленные стулья по кругу и анализируют проделанную работу. Они делятся мнениями о том, насколько легко или трудно было полагаться на исключительно невербальные сигналы, воздерживаться от дополнений, переживать возникшие в разговорах паузы.

 Этот метод следует использовать в первую очередь для воспитывающих взрослых, заинтересованных в повышении своей компетентности в общении и социальном взаимодействии с другими

Вариант 2 проигрывания. Во время второго разговора наряду с невербальными средствами общения разрешается также использовать короткие ответные реплики «да», «верно» и др. Во время третьего разговора родители получают задание уже в вербальной форме переспрашивать правильно ли они поняли своего партнера: «То есть, вы считаете...»; «Я понял, что...»; «Ага, т. е. это так...» и т. д. Примерные темы разговора: «Мой ребенок», «Проблемы воспитания ребенка в семье», «Достижения нашей семьи в воспитании ребенка».

Отработка техники «Сэндвич»

Формируем сообщения родителям по модели:

Хорошая новость---проблема------нейтральное общение

Примерный кодекс общения:

Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.

Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.

Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.

Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.

Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.

В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как бесконфликтно общаться С РОДИТЕЛЯМИ в мессенджерах и соц.сетях (ПРОФИЛАКТИКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ) Подготовила: АХМЕДОВА Д.К.

Слайд 2

Общие правила переписки : Правило 1 . пишите только по теме , указав тему переписки. Следите за тем, чтобы участники не отклонялись от темы. Сошлитесь на экономию времени и корректно верните участников к основной теме. Правило 2. Соблюдайте деловой стиль общения . Будьте вежливы и тактичны, не нарушайте этические нормы. Помните, что вашу переписку могут использовать в суде, ((чтобы доказать факт оскорбления в суде) Р. s. НА ОСНОВАНИИ ПЕРЕПИСКИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ СУД МОЖЕТ НАЛОЖИТЬ НА ДИРЕКТОРА КАК НА ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО ЗА ПУБЛИЧНОЕ ОСКОРБЛЕНИЕ ШТРАФ ДО 50.ТЫС РУБЛЕЙ (СТ. 5.61 к О АП )

Слайд 3

ПРАВИЛО 3. ОБЩАЙТЕСЬ ОДИНАКОВО СО ВСЕМИ. ДЕРЖИТЕ НЕЙТРАЛИТЕТ : НЕ ВСТУПАЙТЕ В СПОР, НЕ ЗАНИМАЙТЕ ЧЬЮ-ЛИБО СТОРОНУ В ОБЩЕМ ЧАТЕ. СОХРАНЯЙТЕ ДИСТАНЦИЮ: НЕ ДОПУСКАЙТЕ НЕКОНСТРУКТИВНОЙ КРИТИКИ И НЕ ПЕРЕХОДИТЕ НА «ТЫ». ЕСЛИ НАЗРЕВАЕТ КОНФЛИКТ, ТО ПРИЗЫВАЙТЕ УЧАСТНИКОВ НЕ СМЕШИВАТЬ ЛИЧНОЕ И ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

Слайд 4

П РАВИЛО 4. СЛЕДИТЕ ЗА ОФОРМЛЕНИЕМ . СОБЛЮДАЙТЕ ПРАВИЛА ПУНКТУАЦИИ И ОРФОГРАФИИ. НЕ ПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ – Предложения, написанные только из заглавных букв, читатели воспримут как крик и давление. Составляйте текст кратко и емко, чтобы его было удобно прочитать, например: «уважаемые родители! Напоминаю вам, что родительское собрание состоится 28 ноября в 19: 00 в актовом зале»

Слайд 5

правило 5. определите время общения . ЧЕТКО УСТАНОВИТЕ, СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ВЫ ГОТОВЫ ПОТРАТИТЬ НА ОБЩЕНИЕ И В КАКОЙ ПЕРИОД. НЕ НУЖНО МГНОВЕННО РЕАГИРОВАТЬ НА СООБЩЕНИЯ. РАССТАВЛЯЙТЕ ПРИОРИТЕТЫ И СЛЕДИТЕ ЗА ТЕМ, ЧТОБЫ СОБЛЮДАТЬ ГРАФИК. УСТАНОВИТЕ ПРАВИЛО О ВРЕМЕНИ ОБЩЕНИЯ –ПИСАТЬ СООБЩЕНИЯ НЕ РАНЬШЕ 7.00 И НЕ ПОЗДНЕЕ 21.00 не отвлекать воспитателя в период С 9.00 до 17.00 – когда идет воспитательно-образовательный процесс.

Слайд 6

ПРАВИЛО 6: СЛЕДИТЕ ЗА ТЕМ, ЧТОБЫ НЕ ПУБЛИКОВАТЬ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ. ДОГОВОРИТЕСЬ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ, ЧТО ЛИЧНУЮ ИНФОРМАЦИЮ, НАПРИМЕР, ФОТОГРАФИИ БУДУТ РАЗМЕЩАТЬСЯ В ОБЩЕМ ЧАТЕ ТОЛЬКО С РАЗРЕШЕНИЯ ТЕХ, КТО ПРИСУТСТВУЕТ НА ФОТО ИЛИ ИХ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ. ИНАЧЕ ЕСТЬ РИСК НАРУШИТЬ ЗАКОН от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных» ПРАВИЛО 7. НЕ ПРИНИМАЙТЕ ВАЖНЫХ РЕШЕНИЙ В МОМЕНТ ПЕРЕПИСКИ Помните: важные решения должны быть обдуманными и взвешенными, а не на эмоциях. Нередко такие важные решения лучше принимать по результатам устной беседы, после личного контакта с адресатом.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для воспитателей "Педагогическая этика общения. Воспитатель - родитель".

Несколько слов о педагогическом общении. Хочется обратить ваше внимание на то, что в нашей работе – это наиглавнейшая черта.Пять возможных способов поведения по Кеннету Томасу.Культура речи сотруднико...

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ « ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА ОБЩЕНИЯ »

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему  представлений о добре и зле, справедливост...

"Педагогическая этика общения"

Семинар-практикум, разработан и составлен в соответствии с Кодексом педагога. Актуален для воспитателей и специалистов дошкольного учреждения....

Конспект семинара - практикума «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА ОБЩЕНИЯ. ВОСПИТАТЕЛЬ - РОДИТЕЛЬ»

Формирование первичной установки на выбор конструктивных в межличностном общении....

Педагогическая этика общения

Основные нормы педагогической этики...