Комплексы упражнений для звуков "Р" "Рь"
методическая разработка (подготовительная группа)

Новак Татьяна Михайловна

Материал для логопедов и заботливых родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексы упражнений для постановки звуков

Инструкция выполнения упражнений представлена в Приложении 1.

Звуки [р] и [р’].

  • Заборчик
  • Окошко
  • Терка
  • Непослушный язычок
  • Вкусное варенье
  • Чистим зубки (верхние!)
  • Дятел
  • Индюк
  • Лошадка
  • Фокусник

Приложение I

Вкусное варенье

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх.

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Указание.

Приготовься.

Улыбнись.

     Покажи зубы.

       Приоткрой рот.

         Подними язык вверх, потянись к верхней губе широким языком, оближи её.

Повтори 10 раз.

Внимание!

1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

Дятел

Цель. Разрабатывать подвижность кончика языка. Широко открыть рот. Описание. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук «д», подражая дятлу: д-д-д-д-д (15-20 секунд).

Внимание!

1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

Заборчик

Цель. Выработать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Развивать круговые мышцы губ.

Описание. Улыбнуться так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти–десяти.

Указание.

Приготовься.

  Улыбнись.

    Покажи зубы.

       Удержи под счёт до 10 секунд.

Методические рекомендации. 1. Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы. 2. Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать ее. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

Индюк

Цель.Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание.Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Указание.

Приготовься. Начинай.

   Улыбнись.

     Покажи зубы.

         Приоткрой рот.

            Кончиком языка касайся верхней губы – движения вперед-назад.

               На выдохе произноси «Бл-бл-бл» до 10 секунд.

Внимание! 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
2. Следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
3. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Кто дальше загонит мяч

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук "ф", сдуть ватку на противоположный край стола.

Внимание!
1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

2. Нельзя надувать щёки.

3. Следить, чтобы ребёнок произносил звук "ф", а не звук "x", т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

Лошадка

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Указание.

Приготовься. Начинай.

   Улыбнись.

     Покажи зубы.

       Приоткрой рот.

          Присоси язык к нёбу и щёлкай языком медленно и сильно до 10 секунд.

             Нижняя челюсть должна быть неподвижна

Методические рекомендации. 1. Упражнение в начале выполняется в медленном темпе, потом темп убыстряется. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3. Если у ребенка пощелкивание не получается, ребенок должен выполнять упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуться к упражнению «Лошадка». 4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался вовнутрь, т.е., чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Непослушный язычок

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя …». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.

Указание:

Приготовься. Начинай.

   Улыбнись.

         Покажи зубы.

            Приоткрой рот.

               Высуни язык, положи на нижнюю губу.

                  Кусай язык: «та-та-та-та-та-та-та».

                     Шлепай язык «пя-пя-пя-пя-пя-пя».

                         Удержи язык широким под счет до 10 секунд.

Внимание!
1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

2.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

3.Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

Окошко

Цель. Вырабатывать умение детей удерживать рот в открытом положении
Описание. На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).

Указание.

Приготовься.

   Улыбнись.

      Покажи зубы.

          Приоткрой рот.

             Удержи под счёт до 10 секунд.

Терка

Цель. Укрепление мышц боковых краев языка.

Описание. Прижат боковые края языка к верхним коренным зубам и вводить под счёт вперёд-назад 10 раз.

Фокусник

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Внимание!
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.

3. Нижняя губа не должна подворачиваться.

Чистим зубки

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Описание. Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние (нижние) зубы с внутренней стороны, делая движения языком с верху вниз и наоборот.

Указание.

Приготовься.

   Улыбнись.

      Покажи зубы.

         Приоткрой рот.

            «Почисти» кончиком языка верхние (нижние) зубы с внутренней стороны сверху вниз.

                 Нижняя челюсть неподвижна.

                    Повтори 10 раз.

Внимание!
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.

3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений по развитию чувства ритма

Данные упражнения способствуют развитию чувства ритма и музыкально-ритмических движений...

Система рекомендаций по проведению мимических упражнений, комплекс упражнений

Первичным в онтогенезе является язык эмоции. С разви­тием речи ведущую роль в передаче информации начинают играть слова, однако язык эмоций сохраняется, являясь спе­цифическим компонентом коммун...

Общеразвивающие упражнения под греческую мелодию «Сиртаки» для детей старшего возраста (5-6 лет). Комплекс упражнений сидя и лёжа.

Данная разработка поможет провести интересно утреннюю зарядку, также можно использовать как часть ОРУ в занятии.Музыкальное сопровождение поднимет детям настроение и пожет выполнять упражнения более р...

Комплексы «бодрящей» гимнастики. Комплексы упражнений после дневного сна.

Комплексы «бодрящей» гимнастики.  Комплексы упражнений после дневного сна....

Комплексы «бодрящей» гимнастики. Комплексы упражнений после дневного сна

Комплексы «бодрящей» гимнастики.Комплексы упражнений после дневного сна...

Комплексы «бодрящей» гимнастики. Комплексы упражнений после дневного сна

Комплексы «бодрящей» гимнастики. Комплексы упражнений после дневного сна...

Кинезиологические упражнения (комплексы упражнений)

Кинезиологические упражнения.Упражнения в перекладывании предмета1 Основная стойка, мешочек в правой руке. На счет 1-2 - руки в стороны - вдох; 3-4 - руки вниз перед собой (или за спину), мешочек пере...