Мастер класс для воспитателей детских садов "Роспись деревянных ложек "Хохлома"
методическая разработка (средняя группа)

Щербакова Ирина Юрьевна

 Ознакомить с предметами декоративно-прикладного искусства, с хохломской росписью (элементами, композицией, цветосочетанием); учить рисовать хохломские узоры - закругленную ветку с ягодами, узоры на разном фоне - красном, черном, желтом; развивать умение в соответствии с фоном подбирать самостоятельно краски для узора; воспитывать интерес к народному искусству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Роспись деревянных ложек «Хохлома»

Цель: ознакомление с русским декоративным прикладным искусством, декоративное рисование хохломских ложек.

Задачи: ознакомить с предметами декоративно-прикладного искусства, с хохломской росписью (элементами, композицией, цветосочетанием); учить рисовать хохломские узоры - закругленную ветку с ягодами, узоры на разном фоне - красном, черном, желтом; развивать умение в соответствии с фоном подбирать самостоятельно краски для узора; воспитывать интерес к народному искусству.

Оборудование: предметы декоративно-прикладного искусства для рассматривания; хохломские изделия, ложки; заготовки-силуэты ложек на разном фоне (желтом, черном); кисти, краски гуашевые (красная, желтая, черная, зеленая, салфетки, баночки с водой, таблица-схема рисования хохломских узоров на ложке; образец, выполненный педагогом.

Ход мастер - класса

(Входит  Девчушка- веселушка в русском народном костюме)

-Здравствуйте ,люди  добрые , 2022 год объявлен годом культурного наследия народов России. В древности человек обратился к природному началу: он черпал вдохновение в его образах, он пользовался натуральными материалами. Цветы, птицы, природные явления становились мотивами в творчестве человека, которые добавлялись фантазией и желанием сделать образ более совершенным.

В дошкольном возрасте  мы знакомим  детей с Хохломой, Дымкой, Гжелью, Городецкой и Жостовской росписью. Эти виды декоративно- прикладного искусства проходят через все возрастные группы.

Реализуя программу по художественному воспитанию «Художники» по которой работаю уже второй год. Я поставила цель : развитие универсальных предпосылок к учебной деятельности средствами декоративно – прикладного искусства. А для достижения этой цели определила задачи :

1) формировать эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитывать желание заниматься подобной деятельностью;

2) расширять познавательную активность, кругозор, обогащать речь новыми понятиями;

3) формировать умение создавать выразительные узоры на бумаге и на объемных предметах, воспитывая при этом чувства формы, ритма, симметрии;

4) развивать координацию, мелкую моторику пальцев рук.

Для решения поставленных задач была организована работа по трем направлениям:

работа с детьми;

работа с родителями;

представление опыта работы.

  1. С  детьми проводились НОД по лепке, рисованию. Свою Работу я начала с организации образовательной среды: уточнив методику художественного исполнения росписи, подобрала и систематизировала иллюстрации, изготовила дидактические игры и пособия. Работа с детьми проводилась в четыре этапа:

- Пробуждение интереса к прикладному творчеству.

- Обучение техническим навыкам.

- Составление композиций.

- Внесение полученных результатов в художественное оформление.

  1. В работе с родителями проводились :

- консультации ;

- индивидуальные беседы;

- разработка памяток;

- организации творческих выставок ;

3) Представление опыта работы :

За время работы с детьми я пришла к выводу. Что всестороннее развитие детей осуществляется плодотворно при использовании развития художественного творчества у детей . практика показывает декоративно прикладное искусство являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского творчества в целом.

Ну а сегодня мне бы очень хотелось чуть по подробнее остановиться  на таком  виде декоративно прикладного искусства  как хохлома. Хохлома отразила в себе все богатство и всю красоту нашей природы. Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали домашнюю утварь, украшали её яркой, нарядной росписью, в которой оживали картины природы.

Хохломская роспись старинный русский народный промысел , который появился в 17 веке в селе Хохлома ,что недалеко от Нижнего Новгорода. Раньше вокруг села было очень, очень много лесов. И по этому из дерева вырезали ложки, чашки, ковши и конечно же мебель. Мастера вытачивали из дерева предметы, грунтовали их из растворов глины, и покрывали олифой, это льняное масло и порошком олова.

Затем выполняли растительный узор и обжигали при высокой температуре в печи. Основные цвета хохломской росписи: красный, жёлтый, чёрный, зелёный. Традиционные элементы хохломы это кудрявые веточки и кустики, листья, цветы и конечно сочные ягоды. А ещё встречаются рыбки и конечно же птицы. Готовые изделия купцы везли на продажу в крупные города и сёла России. Над становлением хохломской росписи работали целые династии мастеров.

Сегодня мы с вами отправимся в мастерскую в село Хохлама, и попробуем себя в роли мастеров по росписи деревянных ложек в стиле Хохломской росписи.  И постараемся передать из рук в руки ту самую частичку яркого пламени, что горит в хохломской росписи. Я подготовила для вас деревянные ложки, которые вы украсите узорами хохломы.

Для росписи деревянной ложки в стиле «Хохлома» нам понадобится :

Сама деревянная ложка.

Гуашь (лучше акриловая) красного, черного, желтого, зеленого, белого цвета и золотая.

Кисти (№5,№1).

Ватные палочки (обычная и с ограничителем).

И конечно же хорошее настроение.

Покрываем всю поверхность ложки черной краской, с внутренней и внешней стороны . Держак ложки покрываем жёлтой краской. Кончик держака нашей ложки покрываем красной краской. Затем оставляем  сушиться , до полного  высыхания.

Теперь переходим к самой приятной и яркой работе , будем украшать нашу ложку яркими ягодами , цветами , листиками и веточками.

Во внутренней стороне ложки мы с помощью кисточки рисуем три ягоды белого цвета. Потом с помощью ватной палочки мы делаем методом тычка красные маленькие ягодки, с помощью кисточки прорисовываем тонкие веточки , от наших ягод.

Переходим украшать нашу ложку на внешней стороне , рисуем листики жёлтой краской , так как у нас ложка покрыта чёрной краской. Выше листика рисуем такие же ягоды как и на внутренней стороне, белого цвета. От ягодок прорисовываем тонкие веточки до листика. По верх ягод рисуем ватными палочками белые маленькие ягодки. Вот ребята наша ложа в стиле хохломской росписи готова. Теперь мы её отправляем сушиться в печь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей детского сада на тему: «Реализация принципов интеграции и комплексно-тематического построения образовательного процесса в свете выполнения ФГТ».

Программа мастер-класса1.     Введение педагогов в проблему:  постановка проблемы;    актуальность проблемы;   цели и задачи мастер-класса.2...

Сюжетно-ролевая игра и ее роль в развитии речи детей.(мастер-класс для воспитателей детского сада)

В данном материале изложены теоретические вопросы развития детской речи в сюжетно-ролевой игре. Также освещены возможные стили общения педагога и детей в играх. Предложены проблемные ситуации по выбор...

Мастер-класс для воспитателей детских садов в рамках рождественских чтений

Мастер-класс по лепке из соленого теста рождественской овечки в рамках рождественских чтений "За окошком Рождество"  для воспитателей детских садов г. Троицка....

Мастер-класс для воспитателей Детских садов по изготовления развивающей игрушки "Павлин"

Развивающие игрушки для детей своими рукамиМастер - класс по изготовлению дидактического пособия «Павлин»Мастер - класс будет интересен  воспитателям  Детских садовЦель пособия: Р...

Театрализованная деятельность в ДОУ Мастер - класс для воспитателей детского сада «Основные этапы работы над образом»

         Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь воспитателям ДОУ. В ней раскрыта форма методического сопровождения педагогов – семинар-практикум ...

Мастер - класс для воспитателей детского сада "Организация театральной деятельности в детском саду"

Мастер-класс направлен на эффективное обучение воспитателей методам и приёмам работы над образом в театрализации. ...

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»АктуальностьСегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности ...