Папка-передвижка «Речевые игры для детей 3-4 лет»
статья (младшая группа)

Ярош Марина Васильевна

Четвертый год жизни является переходным из раннего детства к дошкольному. Этот период характеризуется стремлением ребёнка к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, активным развитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry_dlya_detey_3-4_let.docx600.91 КБ

Предварительный просмотр:

Папка - передвижка

«Речевые игры для детей 3-4 лет»

Четвертый год жизни является переходным из раннего детства к дошкольному. Этот период характеризуется стремлением ребёнка к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, активным развитием речи.

Работа по развитию речи детей находится в тесной связи с обогащением представлений об окружающем. Чем шире круг знаний ребёнка об окружающих предметах и явлениях, тем богаче его речь. Расширение словаря происходит на фоне непосредственных действий с предметами. В этом возрасте обогащается словарь названиями растений, предметов питания, одежды, мебели, животных, игрушек.

Расширяя словарь, следует одновременно формировать умение высказывать элементарные суждения. Чтобы ребёнок мог выразить свою мысль в связной форме, его надо научить наблюдать, выделять главное, понимать связь и причинно-следственные отношения. Здесь существенную роль играют вопросы взрослых, которые будут подводить ребёнка к высказыванию «Как ты думаешь?», «Зачем?», «Почему?»…

Развивая связную речь, следует:http://storage.inovaco.ru/media/cache/75/ef/60/30/ce/59/75ef6030ce590e7d5d4642287e9fce75.jpg

• Понимать разнообразные вопросы и отвечать на них;

• Задавать вопросы;

• Активно включаться в разговор;

• Объяснять содержание картины, ситуации;

• Рассказывать о предметах, игрушках, событиях. Узнавание действий на картине – важный элемент развития фразовой речи. Вот стоит девочка, плачет, в небо устремлён воздушный шар. Спросите: «Как ты думаешь, почему девочка плачет, что с ней случилось?». Пусть ребёнок подумает и даже пофантазирует, придумает окончание истории.

Ребёнок этого возраста уже может составить рассказ по памяти о том, что он видел. Значит, в повседневном общении нужно побуждать его к воспоминаниям и рассказам о каких-то интересных событиях.

Для ребёнка 3-4 лет речь является средством общения не только со взрослыми, но и со сверстниками. Поэтому следует поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, откликаться на вопросы и предложения взрослого, высказываться, выражать свои желания, чувства, мысли. Поощряйте интересы ребёнка к делам сверстников, желание общаться с ними.

В этом возрасте происходит становление нравственных качеств, поэтому учите ребёнка понимать эмоциональное состояние и настроение других: друзей, родственников, сказочных героев.

После просмотра мультфильма или чтения книги обязательно обсудите содержание: кто поступил хорошо, кто – плохо, почему так нельзя делать. Упражняйте ребёнка в ситуациях, в которых нужно пожалеть, утешить, помочь (например, кукла заболела, зайка грустный).

Грамматический строй речи заключается в:https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/09/24/k_59c7e1a510cec/429567_1.jpeg

• развитии умения согласовывать слова в предложении;

• употреблении ласкательно-уменьшительных слов;

• употреблении прилагательных, глаголов.

Предлагаемые задания:

• «Один – много»: матрёшка-матрёшки, машина-машины.

• «Назови детёныша»: кошка-котёнок, утка-утёнок, медведь-медвежонок, собака-щенок…

• «Добавь слово»: дом - домик, стол -столик, ложка - ложечка, стул - стульчик.

Звуковая культура речи. Обследование речи специалистом-логопедом начинается с 5-ти лет, так как считается, что до 5-ти лет происходит становление речи. Но не следует ждать до этого возраста, пока у ребёнка закрепится неправильное произношение звуков, родителям нужно уже сейчас:

развивать речевой аппарат (подвижность языка, губ при помощи простых упражнений, например: «Язычок спрятался, показался», «Язычок красит стены в своём домике», «Язычок выглядывает, нет ли дождика»);http://detkiportal.ru/wp-content/uploads/2018/04/Zaderzhka-rechi-u-rebenka-22.jpg

• поощрять звукоподражание, звуковое сопровождение игровых действий в играх: «Лошадка», «Паровоз», «Как гудит машина?», «Как рычит медведь?»…

• упражнять в правильном произношении гласных и согласных звуков (не допускать сюсюканье). Можно повторять с детьми чистоговорки, например: «Баю, баю, баю – куколку качаю», «Люли, люли, люли – куколки уснули», «Шапка, да шубка – вот и весь Мишутка».

развивать фонематический слух, напримерв играх:

«Угадай, что звучит?»

Ребёнку предлагается послушать звук (шум дождя, шелест листьев, звук мнущейся бумаги, звук переливающейся воды и т.д.) и отгадать, что звучит. На первых этапах ребёнку можно давать картинки-подсказки. Сначала ребёнок рассматривает несколько картинок (дождь, машина, поющие птицы), затем слушает звук и выбирает соответствующую картинку.

«Кто тебя позвал?»

Для игры понадобится две-три игрушки, например, медвежонок и мышка. Взрослый изображает их «голоса»: у медвежонка низкий голос, а у мышонка – высокий. Ребёнок закрывает глаза, в это время взрослый зовёт ребёнка по имени, изображая голос одного из животных, ребёнок должен отгадать, кто его позвал.

Развивать речевое дыхание: исполнение длинных песенок (предлагать длительно (2-3 сек) на одном дыхании произносить звук на выдохе: «а-а-а-а», «у-у-у»).

«Успокой куклу»http://uslide.ru/images/18/24885/960/img1.jpg

Покажите ребёнку куклу, прочитайте стишок:

Плачет куколка с утра,

Успокоиться пора.

Покачайте куклу, спойте ей колыбельную: «А-а-а».

«Ушко болит»

Для игры нужна картинка девочки с перевязанным ухом.https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2018/01/19/k_5a625337908af/451176_4.jpeg

Покажите ребёнку картинку, объясните, почему у девочки

 повязка.

- Это Оля. У неё болит ухо. Оля плачет: «О-о-о».

-  Как Оля плачет?

Предложите ребёнку взять куклу на руки и покачать

 её, спеть песенку: «О-о-о».

Развивать речь и мелкую моторику в пальчиковых играх. Секрет волшебной взаимосвязи мелкой моторики и развития речи состоит в том, что при выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления.

«Наш малыш»

Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать, начиная с большого

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,https://lh3.googleusercontent.com/ptpBoKCfDT-H6Qv3-u6B1IU88L6fFJVoPLIqLLKhExDKdwfOvb0V6IVaypAvwPw7S_lT

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - наш малыш.

«Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю —

Всех я вас приветствую!

 Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

И помните, что дети во всём подражают взрослым. Очень хорошо, когда ребёнок слышит правильную речь, произведения художественной литературы, устное народное творчество.

http://10liski.detkin-club.ru/images/parents/662782_17_5a9e7a1e97136.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

папка-передвижка "Музыкально-речевые игры"

Музыкально – речевые игры развивают ребенка целостно: тренируют память и интуицию; развивают логическое и образное мышление; учат создавать творческий продукт - образ в игре; использование симметричны...

Папка - передвижка "Речевые игры для детей 5-6 лет"

Папка - передвижка "Речевые игры для детей 5-6 лет"....

Материал для папки-передвижки "Речевые игры для детей 5-6 лет"

Иллюстративный материал для оформления папки-передвижки....

Папка-передвижка "Речевые игры для детей 5-6 лет"

Папка-передвижка "Речевые игры для детей 5-6 лет"...

Папка - передвижка Речевые игры для детей 6 – 7 лет

Папка - передвижкаРечевые игры для детей 6 – 7 лет...