терминологический словарь по педагогике
методическая разработка

Захарова Светлана Владимировна

краткий терминологический словарь по педагогике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovar.docx42.79 КБ

Предварительный просмотр:

Краткий терминологический словарь по педагогике

https://si-sv.com/Posobiya/ped_tekh/ped_zadachi/i_008.jpg



   
Авторская школа – учреждение, где реализуются отдельные идеи и концепции.

   
Адаптация –приспособление.

   
Акмеология – наука, исследующая закономерности и факторы достижения вершин профессионализма, творческого долголетия человека.

   
Аксиология – наука, исследующая философское учение о ценностях.

   
Активные методы обучения – это методы обучения, основанные на самостоятельной творческой деятельности учащихся по разрешению задач и ситуаций. Активные методы обучения повышают степень мотивации и эмоциональности учащихся, обеспечивают постоянное взаимодействие учащихся и педагога в процессе диалоговых и полилоговых форм организации учебного процесса, рефлексию результатов собственного учения, совместной коллективной деятельности.

   
Анализ – метод научного исследования путем разложения предмета на составные части или мысленного расчленения объекта путем логической абстракции.

   
Антропология – наука, изучающая биологическую природу человека.

   
Вид обучения – обобщенная характеристика обучающих систем, характер взаимодействия учителя и учащихся; функции используемых средств, методов и форм обучения.

   
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы.

   
Воспитание как социальное явление – это передача культурно-исторического опыта подрастающему поколению с целью подготовки его к самостоятельной жизни и производственному труду.

   
Воспитание рассматривают в узком смысле – это целенаправленная педагогическая деятельность, призванная сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи. Воспитание – целенаправленное формирование личности на основе развития у нее: 1) определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3) форм поведения (как проявление отношений и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и др.

   
Гипотеза – научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке.

   
Гражданское образование – это направление педагогической практики, обеспечивающее обучение детей, молодежи и взрослых ценностям и нормам жизни в поликультурном мире в условиях правовой демократии с целью формирования у них гражданской культуры, гражданских качеств личности и гражданских компетенций.

   
Гражданское образование школьников – это специально организованный процесс освоения школьниками социальной роли гражданина через изучение прав и обязанностей и овладение способами гражданского поведения, который осуществляется средствами урочной, внеклассной и внешкольной работы.

   
Гуманизация – это принцип реформирования системы образования, который означает «очеловечивание» взаимоотношений всех участников образовательного процесса; преобразование учебно-воспитательного процесса учебного заведения на основе признания личности и ученика (студента), и педагога высшей жизненной ценностью; при этом целью оптимизации образовательного процесса выступает развитие гуманной личности, защита ее достоинств, прав и свобод.

   
Гуманизм – совокупность взглядов, выражающих уважение достоинств и прав человека на свободу, счастье, всестороннее развитие и проявление своих способностей.

   
Гуманитаризация – это принцип реформирования системы образования, который предполагает увеличение в учебных планах и программах объема социально-гуманитарных дисциплин, включение гуманитарных знаний в содержание учебных предметов естественно-научного цикла, что способствует развитию у обучающихся гуманитарного мышления, формированию у них целостной картины мира.

   
Демократизация – принцип реформирования системы образования, который обеспечивает образовательный выбор личности в обществе; аналитико-прогностическое управление системой образования на всех уровнях; включение участников образовательного процесса в управление делами учебных заведений; развитие школьного (вузовского) самоуправления.

   
Детерминанта – предпосылка.

   
Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

   
Дидактика – отрасль педагогики, изучающая теорию и практику обучения. Дидактика отвечает на вопросы о целях, содержании, способах обучения по всем предметам и на всех уровнях.

   
Дифференциация – это принцип реформирования системы образования, который реализует индивидуальный подход в обучении и воспитании; предполагает изменение учебных планов и программ, методов и содержания образования, темпов и сроков обучения в соответствии с потребностями, возможностями, интересами обучающихся; создание учебных заведений различных типов, профильных классов, классов поддержки и коррекции и др.

   
Закономерность – объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений в любой сфере общественной жизни или этапов какого-либо процесса.

   
Знания – это понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и теоретические обобщения. Любое знание выражено в понятиях, категориях, закономерностях, законах, фактах, идеях, символах, гипотезах, теориях, концепциях.

   
Индивид – отдельный человек, личность.

   
Индивидуальность – своеобразие психики личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента и характера, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека.

   
Инновационная деятельность учителя – социально-педагогический феномен, отражающий его творческий потенциал, выход за пределы нормативной деятельности.

   
Категория – научное понятие, выражающее наиболее существенные свойства и отношения определенного явления действительности.

   
Классификация – распределение предметов, явлений и понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от общих признаков.

   
Когнитивный – связанный с познанием.

   
Концепция – совокупность идей, взглядов, принципов, отражающих основные знания ученых о сущности какого-либо явления.

   
Культура мира – это новое развивающееся направление педагогики – педагогика мира, главной целью которой является воспитание целостной личности, гражданина мира, человека-миротворца, ответственного не только за свою судьбу, но и за судьбу человечества в целом. Культура мира как концепция – это совокупность этических ценностей и норм, традиций и обычаев, поведения и образа жизни, в которых находят выражение следующие личностные характеристики: уважение к человеческой личности, ее достоинствам и правам; отказ от насилия; приверженность принципам демократии, свободы, справедливости, солидарности, плюрализма. Важнейшей задачей педагогики мира является формирование у обучающихся кросс-культурной грамотности, которая характеризуется пониманием и принятием личностью различий между людьми в культуре, нравах, обычаях и верованиях, взаимопониманием между народами, этническими, религиозными и иными группами.

   
Личностно-ориентированное образование – не аккумулятивный (простое сложение) процесс обучения и воспитания, а единый процесс развития индивидуальности личности, в котором сама личность становится субъектом собственного становления и созидательной деятельности по отношению к окружающей действительности. Дидактические основы личностно-ориентированного образования лежат в гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу), развивающем обучении (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.).

   
Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; устойчивая система социально-значимых черт, отношений, установок и методов, характеризующих человека как члена общества.

   
Метод (в переводе с греческого языка означает путь к чему-либо) – способ деятельности, направленной на достижение определённой цели.

   
Метод обучения – это способ деятельности учителя и учащегося; совокупность действий и приемов работы учителя и учащихся; путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию; способ обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.

   
Методология – это учение о научном методе познания; совокупность методов, применяемых в науке; система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

   Существует два уровня методологии: I уровень – практической деятельности; II уровень – науки. В науке признано существование иерархии методологий: 
общенаучная методология, частно-научная, предметно-тематическая.

   Методология (путь исследования или познания, теория, учение) – 1) «система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности»; 2) «учение о научном методе познания»; 3) «совокупность методов, применяемых в какой-либо науке».

   
Методология педагогики – учение о принципах, методах, формах и способах познания и преобразования педагогической действительности. Основными методологическими принципами являются: системный, личностный, деятельностный, полисубъектный (диалогический), аксиологический, культурологический, антропологический.

   
Методы воспитания – совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся.

   
Навык – способ выполнения действий и операций, ставший в результате многократных упражнений автоматизированным.

   
Навыки состоят из простых приемов деятельности и совмещенных приемов, приемов контроля и приемов регулирования. Навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.

   
Образование – в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью; это процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности, отношений.

   
Образование – характеристика достигнутого уровня обучения.

   
Образование как система – это специально организованное взаимодействие культурно-просветительных, образовательно-воспитательных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется передача и прием информации, знаний и опыта поколений согласно государственным стандартам, учебным планам и программам с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования, посредством чего осуществляется управление развитием человека, общества в целом.

   
Обучение – это процесс целенаправленного взаимодействия педагога и обучаемого или обучаемых (учителя и учащихся, преподавателя и студентов или слушателей), в результате которого обеспечивается развитие ученика (студента, слушателя).

   Объект – предмет познания и деятельности человека.

   Отметка – условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков обучаемых в баллах или цифрах.

   
Отношения включают в себя оценочные суждения и эмоциональные отношения личности к различным сторонам жизнедеятельности.

   Оценка – определение степени усвоенности знаний, умений и навыков.

   Парадигма – теория, принятая в качестве образца решения исследовательских задач.

   
Парадигма педагогическая – (греч. Paradeigma – пример, образец) – совокупность научно-теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическим сообществом на определенном этапе развития педагогической науки и практики, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем. В практике образования выделяются: знаниевая и культурологическая, технократическая и гуманистическая, социетарная и человеко-ориентированная, педоцентристская и детоцентристская образовательные парадигмы.

   
Педагогика – «наука о воспитании человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности».

   
Педагогика – «совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование, обучение».

   
Педагогика – 1) это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни; это наука о 2) путях, способах, методах саморазвития личности; 3) способах и технологиях косвенного управления процессом развития личности посредством технолого-прогнозируемых воздействий, направленных на личность.

   
Педагогическая технология – это проект последовательно осуществляемой педагогической деятельности, направленной на достижение целей образования и развития личности обучающегося.

   
Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие обучающего и обучаемого (старшего и младшего, опытного и менее опытного) в целях передачи-освоения культурно-исторического опыта (производственного, научного, коммуникативного, культурного), необходимого человеку для самостоятельной жизни и труда в обществе.

   
Предмет педагогики – определяющие развитие личности противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления воспитательного процесса.

   
Приём – это деталь метода, то есть частное его проявление.

   
Принцип (основа, начало) – 1) основное исходное положение какой-либо теории, учения; руководящая идея, правило деятельности; 2) внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие нормы поведения.

   
Принцип дидактический – основные требования к профессиональной деятельности педагога, соблюдение которых обеспечивает качество образования. Определяется следующая система дидактических принципов: научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, наглядности, доступности, прочности, связи теории и практики обучения с жизнью, индивидуализации и дифференциации.

   
Проблемное обучение – это особый вид взаимодействия педагога и обучаемых, который характеризуется систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся по усвоению знаний и способов действий путем решения проблемных задач.

   
Процесс (продвижение) – 1) последовательная смена состояний, ход развития чего-либо; 2) совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

   
Развивающее обучение – это педагогическая система, альтернативная традиционной системе школьного обучения и направленная на реализацию потенциальных возможностей учащихся («….обучение… идет впереди развития личности»); обеспечивает не только полноценное усвоение учащимися знаний, но и формирование у них способов учебной деятельности; при этом ученик выступает не только как объект обучающих воздействий учителя, но как самоизменяющийся субъект учения.

   
Развитие – это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить физическое развитие, психическое, социальное, духовное. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

   
Рефлексия – обращение назад, отражение; анализ собственных действий и состояний.

   
Самовоспитание – осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных качеств.

   
Синтез – метод изучения предметов в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей.

   
Системный подход – ориентирующий исследователя на раскрытие целостности объекта, выявление его внутренних связей и отношений.

   
Содержание образования – это система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения; это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.

   
Социализация – усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей, социальных норм, установок, образцов поведения, его саморазвитие и самореализация в том обществе, в котором он живет.

   
Способности – такие развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые выступают, с одной стороны, как результат ее активной учебно-познавательной и поисковой деятельности, а с другой – обусловливают высокую степень легкости, быстроты и успешности овладения и выполнения этой деятельности.

   
Средство обучения – это приспособление, орудие действия, которое помогает учителю учить, а ученику учиться.

   
Стандарт образования – система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, учитывающий возможности каждой личности.

   
Субъект – человек, познающий внешний мир и воздействующий на него с целью подчинения своим интересам.

   
Творческая деятельность в учебном процессе обеспечивает рождение новых знаний, умений и отношений; разработку оригинальных способов решения задач.

   
Технология – совокупность знаний о способах и средствах осуществления тех или иных процессов.

   
Умения – это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике. Умения включают в себя знания и навыки.

   
Урок – основная единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками (чаще всего 45 минут), планом работы и составом учащихся. Структура урока – его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов.

   
Условие – обстоятельство, от которого что-либо зависит; обстановка, в которой что-либо происходит.

   
Фактор (делающий, производящий) – движущая сила, причина, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении.

   
Форма организации обучения (организационная форма обучения) – это дидактическое понятие, которое означает внешнюю сторону организации учебного процесса и отражает порядок и режим взаимосвязи участников образовательного процесса.

   
Формирование – процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.

   
Целеполагание – постановка цели субъектом деятельности.

   
Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой единство физического, духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного.

   
Эмпатия – постижение эмоциональных состояний другого человека в форме переживания, сочувствия.

   
Эмпирический – на опыте

Библиография

   1. Агафонова, А. Практикум по общей педагогике. – СПб., 2003.

   2. Амонашвили Ш. А. Рука водящая. – Артемовск, 2009.

   3. Бейзеров В. А. Проблемное обучение В. А. Бейзеров // Образование в современной школе. – 2005. – № 12. – С. 48–51.

   4. Бейзеров В. А. Проблемное обучение как условие практико-ориентированного образования. А. Бейзеров // Актуальные вопросы научно-методической и учебно-организационной работы: модернизация высшего образования как определяющий фактор развития университета. Материалы научно-методической конференции Гомель, 14–15 марта 2013 года: материалы: в 4 ч. Ч. 4 / редкол.: И. В. Семченко (отв. ред.) [и др.]. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2013. – 254 с. – С. 120–123.

   5. Бейзеров В. А. Проблемные методы обучения в географическом образовании В. А. Бейзеров // Непрерывное географии-ческое образование: новые технологии в системе высшей и средней школы. Материалы IV Международной научно-практической конференции (25–26 апреля 2013 года, г. Гомель) / редкол. Г. Н. Каропа (глав. ред.) [и др.] – Гомель, ГГУ им. Ф. Скорины. – 2013. – 384 с. – С. 155–157.

   6. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. – М., 1995.

   7. Бордовская., Н. В. Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство «Питер», 2000. – 304 с.

   8. Зверева О. Л. Конкурс знатоков педагогических секретов // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 10. – С. 32–33.

   9. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ, М.; Айрис Пресс, 2006 г.

   10. Корзун А. В. Анализ творческих задач в процессе профессиональной подготовки педагогов. Минск, 2003.

   11. Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя. – М., 1985.

   12. Мельничук, И. А. Педагогические системы и технологии: практический аспект: учеб. – метод. пособие для студентов психол. – пед. фак. / И. А. Мельничук; И. А. Мельничук, З. М. Панасевич. – Брест, 2006.

   13. Омельяненко В. Л. и др. Задания и педагогические ситуации: Пособие для студентов пед. ин-тов и учителей / В. Л. Омельяненко; Л. Ц. Вовк, С. В. Омельяненко – М.: Просвещение, 1993. – 272 с.

   14. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. М., 1990.

   15. Рогов Е. И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, 1996.

   16. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

   17. Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Формирование основ диалектического мышления.

   18. Сластенин В. А. и др. Педагогика. – М., 1997.

   19. Снопкова, Е. И. Педагогические системы и технологии: практический аспект. – Могилев, 2004.

   20. Спирин Л. Ф. Теория и технология решения педагогических задач. М., 1997.

   21. Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство. – М., 1998.

   22. Торхова, А. В. Формирование индивидуального стиля педагогической деятельности будущего учителя: теоретический аспект: Моногр. – Мн, 2004.

   23. Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. В 2-х томах. М., 1974.

   24. Харламов, И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. – Мн., 2001.

   25. Хуторской, А. В. Современная дидактика. – СПб., 2001.

   26. Цыркун, И. И. Инновационная культура учителя-предметника. – Мн., 1996.

   27. Цырлина, Т. В. На пути к совершенству. Антология интересных школ и педагогических находок ХХ века. – М., 1997.

   28. Шапоринский С. А. Обучение и научное познание. М.: Педагогика, 1981.

   29. Шевелева Л. // Пралеска. – № 7. – 2005. – С. 12–16.

   30. Школьные технологии обучения и воспитания: учеб. метод. пособие / авт. сост. Л. В. Пенкрат [и др]. – Мн., 2008.

   31. Энциклопедия современного учителя: Вся необходимая информация для учителей и воспитателей. – М., 2000.

   32. Якунин В. А. Педагогическая психология. СПб., 1998.

   33. Bailey, J., Dimensions of a PBL curriculum that enhance enculturation into a clinical community of practice / J. Bailey. – Chicago: American Education Research Association, 2003. – 358 р.

   34. Smits, P.,Problem based learning in continuing medical education: a review of controlled evaluation studies / P. Smits // British Medical Journal. – 2003. – № 324. – Р. 153–156.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Терминологический словарь по Общей психологии

Абсолютный порог чувствительности – величина раздражителя, вызывающего или меняющего ощущение. Минимальная величина раздражителя, впервые начинающего вызывать ощущение, называется нижним абсолютным П....

"Терминологический словарь по патриотическому воспитанию"

"Терминологический словарь по патриотическому воспитанию"...

Игра с педагогами "Терминологический диктант"

Игра "Терминологиечский диктант" предназначена для педагогов ДОУ. Цель: оценка уровня педагогического мастерства. Игра состоит их 3 частей, может быть использована как часть педагогического совет...

Терминологический словарь "Моя малая родина"

В работе представлены термины и определеления слов, которыми должен овладеть ребёнок, изучив курс "Моя малая Родина". В работе раскрыты определения понятий как для взрослых, так и адаптирова...

Терминологический словарь

Презинтация Терминологический словарь...

Конспект и терминологический словарик по серии вебинаров на тему "STEAM-образование"

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию конспект и терминологический словарик по серии вебинаров на тему "STEAM-образование". STEAM-образование включает в себя 5 составляющих:...