Статья «Формы и методы работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»
статья (старшая группа)

Суворова Екатерина Михайловна

  Формы и методы работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста и памятка для родителей по развитию речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Формы и методы работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»

 В условиях современного общества, в связи с нехваткой времени, занятостью, родители перекладывают ответственность за развитие ребенка на педагогов. Дети дома мало времени общаются с родителями, редко слушают сказки, все больше играют с игрушками или проводят время у телевизора. Часто родители убеждены, что дети самостоятельно научатся излагать правильно свои мысли и не уделяют внимания речевому общению с ребенком. Но именно родители играют большую роль в формировании речи ребенка. Овладение речью идет успешнее тогда, когда с ребенком занимаются не только в детском саду, но и в семье. Систематическая и целенаправленная помощь родителям по развитию речи ребенка в сочетании с использованием рекомендаций специалистов и педагогов детского сада способствует более эффективному формированию речи дошкольников. В настоящее время пользуются разнообразные формы общения педагогов детского сада с семьями воспитанников. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями повышение компетентности в области речевого развития детей.

Для этого можно использовать:

-Традиционные формы работы:

  • родительские собрания;
  • консультации;
  • открытые показы занятий (видеозапись занятия);
  • подбор литературы по вопросам и проблемам речевого развития;
  • предоставление наглядного материала по развитию речи

-Методы:

  • анкетирование;
  • наблюдение за ребенком;
  • беседа с родителем;
  • индивидуальные встречи с родителями

Нетрадиционными формами взаимодействия с родителями в ДОУ являются:

             Родительская конференция. Её задача — пропагандировать лучший семейный опыт по развитию речи ребенка в семье. Конференции включают обмен опытом родителей, например, по темам "Речь на кончиках пальцев", "Артикуляция и речь" и т.д. Родители делятся своим личным опытом по организации речевого развития детей. На конференцию приглашаются специалисты. В ходе конференции заслушиваются выступления родителей, задаются вопросы к специалисту. Также используются наглядные материалы, презентации. Во время конференции работает выставка детских работ, педагогической литературы.

            Особой популярностью у родителей пользуются мастер классы. Задачами данной формы с родителями являются — знакомство с нетрадиционными технологиями, используемыми в речевом развитии, привлечение родителей к взаимодействию с ДОУ, повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития дошкольника. Родителя являются непосредственными участниками мероприятия, они делятся своими «достижениями» по развитию речи ребенка дома. Родители предоставляют свой материал, например, «Развиваем пальчики с помощью крупы»«Дидактические игры своими руками» и др.

              Следующую коллективную форму сотрудничества с родителями мы проводим в виде «Аукциона», главной задачей которого является повышение информированности родителей по речевому развитию детей. Родителям предлагается назвать наиболее эффективные игровые приемы, которые они используют для развития детей. Каждый совет-"Лот" записывается на доске и выставляется на "аукцион"- продажу. Лот, набравший наибольшее количество родительских голосов отправляется в "копилку родительских советов".

Чтобы стимулировать желание родителей активно участвовать в обсуждении актуальных тем, мы используем «Мозговой штурм», на котором обсуждается общая проблема, являющаяся личной для группы детей, например, нежелание ребенка слушать сказки и.т. д. Родители получают рекомендации по данной проблеме, обсуждаются совместно со специалистами психологические проблемы детей безоценочных действий. Родители предлагают различные ситуации выхода из данной проблемы, рассматривая их с разных точек зрения, совместно выделяя причины и отвечая на вопросы по данной проблеме, например, "сколько слов должно быть в словарном запасе ребенка4-5 лет?", "сколько минут в день нужно читать ребенку книги?"

             В неформальной обстановке мы организуем собрание по мотивам телевизионных игр: «Устами младенца», «Поле чудес», «КВН» и другие, где родители отгадывают слова, объяснение которых проговаривают дети.

             Используя разнообразные методы активации родителей, мы проводим "Литературные вечера" посвящённые, например, творчеству Н. Носова. Подготавливаем вопросы для родителей по произведениям и биографии писателя. Родители выбирают любое произведение (или отрывок) писателя для чтения по ролям или драматизации совместно с детьми. Важно чтобы, дети принимали участие совместно с родителями, обсуждали дома тему вечера, выбирали произведение, тем самым активизировали речевое развитие.

Но не все родители воспитанников хотят обсуждать проблемы своего ребенка в коллективе, для них мы приготовили «Почтовый ящик». Проблемы ребенка родители записывают на листочке и опускают в «Почтовый ящик». Через два дня получают ответ на интересующий их вопрос от специалиста или педагогов. Эта форма "заочных" консультаций получила отклик у наших родителей.

               Чтобы вопросы развития речи были актуальны для родителей мы организуем «Вечера вопросов и ответов». На них родители могут уточнить свои знания и применить их на практике, узнать о чем- то новом, обсудить проблемы развития речи детей, пополнить знаниями и опытом других.

              В настоящее время мы используем новую форму взаимодействия — «Электронная информационная почта», представленная на CD дисках, USB — накопителях в виде обучающих презентаций и электронных буклетах по развитию речи дошкольников.

Только во взаимодействии с семьей мы можем создать оптимальные условия для развития речи дошкольника.

           Советы, которые помогут активизировать участие родителей:

  • проявлять взаимоуважение друг к другу;
  • поощрять инициативу и фантазию родителей, помогать им;
  • привлекать родителей к занимательным мероприятиям детского сада и группы;
  • доводить до сведения родителей, что их участие в жизни ДОО и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется;
  • сохранять конфиденциальность любой информации.
  •        Знание родителями того, чему учат их ребенка в дошкольном учреждении, правильное понимание задач воспитания и обучения в целях подготовки дошкольника к следующей ступени детства – школе, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, – все это, несомненно, поможет родителям организовать речевые занятия и дома, в условиях семьи. Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно. От правильного взаимодействия детского сада и семьи зависит успех воспитания детей. Задача детского сада – вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи. Для этого можно использовать различные формы работы.



Предварительный просмотр:

 Развитие мелкой моторики рук.

- Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.

- Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.

- Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.

- Заводить будильник, игрушки ключиком.

- Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.

- Резать ножницами (желательно небольшого размера).

- Конструировать из бумаги («оригами», шить, вышивать, вязать.

- Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

- Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина).

-Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

- Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.

- Делать пальчиковую гимнастику.

                       

          Памятка

«Факторы успешного

речевого развития

дошкольников».

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/21/s_5a6474029bb90/805131_8.png   

1. Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения.

2. Создавать условия для общения с другими детьми.

3. Речь взрослого – пример для подражания.

4. Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи.

5. Совместные игры взрослого и ребёнка.

6.Чтение художественной литературы, разучивание стихов.

7. Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все «почему».

8. Совместные выезды на природу, экскурсии, посещение музеев.

9.Рассказывание стихов руками.

10.Игры

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/5257032/pub_60d8bf0927b0310242c9e193_60d9ca0c307ed50db5a484d8/scale_1200   

                           https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/5257032/pub_60d8bf0927b0310242c9e193_60d9ca0c307ed50db5a484d8/scale_1200

Успех речевого развития ребенка в первую очередь зависит от языка взрослых, которые его окружают с раннего детства.

- Яркая, выразительная речь взрослых привлекает внимание детей, облегчает понимание ее и запоминание.

- Громкая, крикливая речь вызывает у дошкольников безразличное отношение к ее содержанию, раздражительность в поведении.

- Не разговаривайте с детьми быстрым темпом, поскольку следить за таким языком родителей детям трудно, они отвлекаются, утомляются слушать.

- Речь родителей должна быть орфографически и грамматически правильной, произношение звуков должна быть четким.

- Настоящим сокровищем родного языка являются произведения устного народного творчества-поговорки, загадки, скороговорки, стихи, сказки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Метод моделирования сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель:  Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.Задачи:1)  Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели, сохранять некото...

«Метод моделирования сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель:  Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.Задачи:1)  Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели, сохранять некото...

Метод моделирования сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

В презентации рассматриваются направления, цели и задачи, этапы работы со сказкой методом моделирования. Представлен опыт работы....

Перспективный план работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Перспективный план работы с родителями поразвитию речи детей старшего дошкольного возраста«Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»...

Проектная работа "Использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"

Цель: раскрыть понятие «мнемотехники» как эффективного средства развития связной речи; разработать систему знаний, умений и навыков с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ...

Совместная работа с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста через проект "Читающая семья"

На протяжении многих веков книга являлась главным источником развития и воспитания детей, а чтение вслух в домашнем кругу было одним из самых популярных видов досуга. С появлением кино и телевидения р...

Сборник методических рекомендаций «Использование метода наглядного моделирования как средства развития речи детей старшего дошкольного возраста»

В рекомендациях представлен опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством применения метода наглядного моделирования.Методические рекомендации адресуются воспи...