Важные элементы дистанционного обучения в ДОУ
консультация

Сотникова Ирина Владимировна

Важные элементы дистанционного обучения в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distantsionnoe_obuchenie.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Переход на дистанционное образование - требование времени. Внешняя причина - это государственная политика. Еще в 2018 году президент в своём Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определил одно из приоритетных направлений в образовании: «Создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех уровней». Дошкольное образование является первым уровнем образования, поэтому цифровые технологии в детском саду необходимо внедрять наиболее полно, содержательно. Цифровая интерактивная образовательная среда - это более объемное понятие по сравнению с эпизодичным использованием ИКТ, это системный подход в образовании, включая реализацию образовательных программ в дистанционном режиме. Также к внешним причинам перехода на дистанционный режим относится та неблагоприятная эпидемиологическая ситуация, которая возникла в настоящее время.

Внутренние причины перехода на дистанционное образование - это особенности современных детей. Деятельность ребенка в цифровой среде является естественной, так как современные дети - цифровые аборигены, они родились в цифровой среде. Поэтому наша задача - научить детей использовать цифровую среду с пользой, безопасно для их развития, удовлетворять потребности детей в познании с помощью понятных им инструментов - технологий.

В настоящее время в детских садах все больше внедряется дистанционные формы образования. В период пандемии - это единственный способ работы с детьми и родителями. Но дистанционные формы работы возможно применять и в обычном режиме: с детьми, которые болеют, находятся в отпуске с родителями, так как детский сад несет ответственность за всех детей.

При организации образовательного процесса в условиях дистанционного режима все усилия мы направляем на родителей. Самый простой способ - это составление рекомендаций и рассылка по электронной почте.

Рекомендации для родителей

Как составить рекомендации.

  1. Наиболее эффективно - привязка к тематической неделе и ежедневные рекомендации, в которых учитываются все направления развития детей. Вначале каждого тематического периода составляются общие рекомендации с информированием родителей о том, какую тему проходим, какие задачи по программному содержанию ставим и рекомендуем литературу для чтения (желательно со ссылками). К этой теме необходимы рекомендации на каждый день. Оптимальная система тематических периодов: 1 неделя - 1 тема.
  2. Для ежедневных рекомендаций: объем - постараемся «уложиться» в один лист формата А4. Описываем 2 - 3 занятия с ребенком, даем рекомендации по обеспечению двигательной активности, чтению художественной и познавательной литературы, примерные вопросы для обсуждения прочитанного, игры. Таким образом, необходимо предлагать родителям как можно больше видов деятельности с детьми. Нежелательно давать рекомендации в повелительном наклонении (покажите, проведите, почитайте), лучше: «мы вам советуем», «сегодня мы вам предлагаем»…
  3. Оптимально выстраивать рекомендации с привязкой к отдельным развивающим пособиям, рабочим тетрадям для детей, говорить о работе по конкретной странице с визуализацией страниц из пособия (добавляем скан страницы).
  4. Если нет пособий, то можно составить перечень рекомендуемых пособий (или комплектов пособий) - аннотированный и иллюстрированный - для развивающих занятий с детьми.
  5. Полезно составить список произведений не только со ссылками на тексты, но и иллюстрированный перечень литературы (художественной и познавательной) для чтения детям в бумажном варианте. Чтение настоящих книг с красочными иллюстрациями более полезно для развития ребенка. Указываем автора, название и добавляем картинки страниц книг с иллюстрациями (можно скопировать на сайтах интернет-магазинов).
  6. Можно также порекомендовать родителям дистанционные занятия (вебинары), авторы которых в презентациях и мастер-классах расскажут родителям, чем и как заниматься с ребенком дома, чтобы интересно, увлекательно, без перегрузок для ребенка развивать его. Наример, онлайн-проект издательства «Бином детства» (в бесплатном доступе) http://lbz.ru/metodist/authors/doshk/4/
  7. Важно настраивать родителей на совместную деятельность с детьми, на реализацию детско-родительских проектов с последующей презентацией (рисунки, поделки, книжки-малышки, сочинение сказок и т.д.)

Рекомендации повышают родительские компетенции. Важно донести до родителей, что необходимо выбирать время для ребенка, рационально использовать время занятий с детьми.

Для рекомендаций хорошо использовать сайт детского сада:

1. Дублирование рекомендаций

2. Перечень пособий - аннотированный и иллюстрированный - для развивающих занятий с детьми

3. Консультации для родителей

4. Ссылки на полезные ресурсы:

  • ролики с записями занятий для детей
  • на вебинары для родителей
  • на онлайн-мероприятия, которые могут быть полезны и интересны родителям

Дистанционные занятия с детьми

  • Офлайн-занятия
  • Онлайн-занятия

Офлайн-занятия с детьми: видеоролики

Педагог заранее создает видеоролик целого занятия по программе или какую-то отдельную деятельность, например, изобразительную (последовательность рисования, лепки, аппликации), опытно-экспериментальную, чтение художественной литературы, физкультминутка, зарядка и др. Педагог обращается к ребенку с другой стороны экрана, не к конкретному, а абстрактному, усредненному ребенку. Длительность занятия учитывается в соответствии с возрастом. Достоинство такого занятия в том, что ребенок может смотреть его самостоятельно без мамы. Эта технология более сложная, требует большой работы и соблюдение правил:

  • Качество съемки
  • Наличие четкого сценария (исключена любая импровизация).
  • Спикер говорит, обращаясь к собеседнику по другую сторону экрана
  • Четкость и темп речи спикера (более медленная речь, чем на обычном занятии)
  • Возможность перехода от «режима спикера» к «режиму презентации»
  • Грамотный подбор иллюстраций в «режиме презентации»
  • Деятельность спикера перед экраном (в медленном темпе) в «режиме спикера».

Онлайн-занятия с детьми

Самый сложный формат дистанционного занятия. Педагог взаимодействует с конкретным ребенком в режиме вместе с взрослым (ребенок + мама). Рекомендуется одновременно проводить онлайн-занятие с 5 детьми, таким образом, педагог взаимодействует с 10 человеками (5 детей и 5 родителей). В день проводится не более одного занятия. Для организации такого занятия необходима платформа (например, скайп).

Подготовка к занятию:

Вводный проспект с рекомендациями (какие материалы нам нужны для занятия, как организовать рабочее место перед компьютером)

  • Информационные письма
  • Обзорные материалы
  • Краткий обзор видеоматериалов со ссылками - мультфильмы и др.
  • Организационные встречи с родителями
  • Инструктаж по средствам навигации

Подготовка презентаций к занятию:

  • Белый фон, отсутствие фоновых рисунков
  • Подбор иллюстративного материала и размещение его на слайде (чем младше дети, тем понятнее и крупнее должны быть иллюстрации)
  • Сменяемость слайдов (2-3 минуты)
  • Цветовые решения (избегать обилия красного цвета)
  • Минимум текста (даже для старших дошкольников)
  • Размер и тип шрифта (закругленный, например, Calibri)

Начинаем работу всегда вместе со взрослыми «Ребенок + мама»

  • Работа на площадке Zoom или в режиме скайпа, видеоконференции
  • Ограниченное количество участников в онлайн-группе (не более 5 детей)
  • Важно сразу договориться о правилах взаимодействия
  • Обязательно учет возраста детей и в соответствии с этим определение длительности занятия
  • Четкость речи и темп речи педагога
  • Подготовка к занятию (за 2-3 дня родителям высылается перечень материалов к занятию)
  • Тематический подход к организации образовательного процесса
  • Общение с участниками занятия
  • Помощник педагога (игрушка, кукла, театральная кукла и др.)
  • Создание ситуации успеха.

При организации онлайн-занятия необходимо:

  • помнить, что дети, особенно младшего дошкольного возраста с вами онлайн НЕ знакомы, поэтому приходится знакомиться заново;
  • темп речи снизить по сравнению с обычным занятием, громкость - смотреть по детям (обычно приходится повышать);
  • сменять виды деятельности через каждые 3 мин (переключение внимания); более длительно возможно удержать внимание при поделочных работах, игре, так как в них смена «операций» и «ситуаций»);
  • иллюстрации на слайдах - не изобилие, четкость, реалистичность, связь с темой;
  • планировать надолго деятельность онлайн надолго вперед, как правило, не получается - если детям не интересна тема, их невозможно удержать у компьютера, поэтому ключевое слово - мобильность и ресурс «спасательных кругов» под рукой - игры, загадки, раскраски, поделки, эксперименты, картинки, объекты;
  • никакого оценивания - ни в солнышках, ни в кошечках, необходимо похвалить каждого ребенка за что-то свое.

Несмотря на все сложности, дистанционное обучение имеет плюсы:

  • возможность оцифровать свои знания;
  • возможность освоить ИКТ, это то, что требует от педагогов профстандарт, но до чего у многих не доходили руки. Теперь сама ситуация требует разобраться с электронными инструментами и превратить их в своих помощников;
  • возможность найти альтернативы и использовать их в будущем, карантин закончится, а новые формы взаимодействия с детьми и родителями останутся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Маршрутный лист как элемент дистанционного обучения в ДОУ"

Данный материал является аннотацией к самому маршрутному листу. Маршрутный лист печатается в виде буклета и передается лично заинтересованным родителям. Разработан Левиной Евгенией Геннадьевной....

Дистанционное обучение для родителей "Здоровье и безопасность - важный аспект современного воспитания дошкольников"

quot;Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбили бы себе глаза, поло...

Рекомендации для родителей по организации дистанционного обучения. 10 правил дистанционного обучения дошкольников.

Рекомендации родителям дошкольников по организации занятий в дистанционной форме. Десять правил, которые помогут сохранить здоровье детям и их родителям....

Использование элементов дистанционного обучения в работе с детьми и их родителями в ДОУ

Интерес к дистанционному обучению вырос в нашей стране достаточно давно. В первую очередь эта новая технология пришла в ВУЗы и показала свою эффективность в работе со студентами. Для дошкольных образо...

Использование элементов дистанционного обучения в работе педагога

Использование элементов дистанционного обучения в работе педагога...

Рекомендации для родителей по организации дистанционного обучения. 10 правил дистанционного обучения дошкольников.

Рекомендации родителям дошкольников по организации занятий в дистанционной форме. Десять правил, которые помогут сохранить здоровье детям и их родителям....

Рекомендации для родителей по организации дистанционного обучения. 10 правил дистанционного обучения дошкольников.

Рекомендации родителям дошкольников по организации занятий в дистанционной форме. Десять правил, которые помогут сохранить здоровье детям и их родителям....