Особенности организации логопедической работы в условиях дистанционного обучения.
методическая разработка

Особенности организации логопедической работы в условиях дистанционного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_perelygina_a.o.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

Перелыгина А.О.,

учитель-логопед
МДОУ «Детский сад 17 с. Пушкарное
Белгородского района Белгородской области»

Особенности организации логопедической работы в условиях дистанционного обучения.

Аннотация. Дистанционное обучение открывает широкие возможности  для логопедической работы с обучающимися. В данной статье раскрываются вопросы  изменения современной системы коррекционного   обучения детей с нарушениями речевого развития в системе дистанционного образования с учетом внедрения современных дистанционных технологий.

Ключевые слова: ребенок с ограниченными возможностями здоровья, дистанционная форма работы, коррекционная работа, онлайн занятия, логопедические технологии.

Одной из важнейших задач ФГОС ДО является обеспечение равных возможностей для наиболее полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства в не зависимости  от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей. В тяжелых случаях одной из форм включения данной категории детей в образовательный процесс является дистанционное обучение.

При организации не стоит вопрос выбора переходить либо не переходить на формат дистанционного обучения, так ка работа учителя-логопеда подразумевает под собой конкретное присутствие обучающегося, постоянный контроль и ведение ребенка на протяжении всего образовательного цикла. Все коррекционные специалисты понимают, что любой перерыв коррекционной работы приведет к распаду уже сформированных знаний и умений.

При организации коррекционной, логопедической помощи в режиме самоизоляции специалисты столкнулись с определенными трудностями:  выйти из зоны «комфорта», освоить новые формы работы с детьми и родителями , технические возможности, отсутствие навыков и опыта дистанционного общения. Так же нужно отметить, что очень сложно работать дистанционно с детьми, у которых нарушена эмоционально-волевая или тяжелые множественные нарушения развития, в таких случаях занятия без активной помощи родителей практически не возможны. В таком случае родитель становится «проводником» между педагогом и ребенком. В этом случае уже выполнение привычных домашних заданий и рекомендаций становится мало, возникает необходимость обучения родителей элементарным педагогическим приемам.

Ни для кого не секрет, что современные дети хорошо воспринимают информацию и занятия транслируемые с различных технических средств, поэтому даже дети с нарушениями речи с удовольствием принимают участие в таких занятиях. У детей с нарушениями речи познавательные процессы и учебное поведение зачастую сформированы, поэтому дошкольники способны удерживать внимание и активно заниматься в течении 15-25 минут, в зависимости от возраста и особенностей диагноза.

Дистанционную работу с данным контингентом детей можно проводить в различных формах. Для этого можно использовать различные компьютерные программы и платформы , к примеру: Teams? Viber, WhatsApp, Skype, Zoom, и т.д. [4 , с. 15].

При планировании и подготовке к дистанционным занятиям необходимо соблюдать определенные этапы работы:

  • Занятие необходимо планировать в зависимости от возраста и диагноза ребенка;
  • Заблаговременно подбирать и подготавливать методический материал (игры, картинки, задания;
  • Информировать родителей о времени занятий, составление графика и удобного времени не только для педагога , но и родителя. Так же необходимо заблаговременно информировать родителей о условиях проведения занятий, предметах, необходимых для занятия;
  • Регулярное проведение занятий;
  • Планирование домашнего задания и контроль за его выполнением;
  • Обратная связь и мотивация родителей и детей [4 , с. 144].

Таким образом можно сделать выводы , что для организации успешного сотрудничества логопеда с родителями в дистанционном формате существует огромное количество ресурсов: сайты, платформы, приложения, мессенджеры. Главное – наличие гаджета с возможностью устойчивого подключения к сети Интернет.

Современные, интерактивные формы общения логопеда с родителями могут стать не менее эффективными и продуктивными, чем традиционные в режиме offline [5, с.7]. Обмен информацией через Интернет-ресурсы должен позволить привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, помочь им осознать роль семьи в обучении и воспитании ребенка, повысить их педагогическую компетентность и способствовать установлению между педагогами и родителями доверительных отношений.

        Список использованной литературы

  1. Бачина О.В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М.: ТЦ Сфера, 2009. 64 с.
  2. Вакуленко Л. С. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи: методическое пособие. Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2011. 153с.
  3. Заичкина О.И. Составляющие ИКТ-компетентности педагога // Развитие ребенка в условиях ИКТ насыщенной образовательной среды: сборник трудов научно-практической конференции (13 апреля 2016 г., Москва) – М.: ИИУ МГОУ, 2016. – С. 10–15.
  4. Никуличева Н.В. Использование элементов дистанционного обучения в дошкольном образовании// Развитие ребенка в условиях ИКТ насыщенной образовательной среды: сборник трудов научно-практической конференции (13 апреля 2016 г., Москва) – М.: ИИУ МГОУ, 2016. С. 30–32.
  5. Ташина Т.М., Львова Ю.А. Логопедическая работа в режиме онлайн // ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ Сборник статей Международной научно-практической конференции (27 августа 2020). - Уфа: OMEGA SCIENCE, 2020. 252 с. С. 201 – 204.

© Перелыгина А.О. 2022 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация логопедической работы в условиях комбинированного детского сада

Осуществление коррекции речевых нарушений у дошкольников в условиях комбинированных групп...

Организация логопедической работы в условиях массового дошкольного учреждения»

Основными задачами логопедического пункта МДОУ являются:·         своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;·...

Продуктивная деятельность как форма работы в условиях дистанционного обучения

Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья дистанционно, необходимо включать в коррекционную работу все виды деятельности. Одна из наиболее благоприятных для этого – продуктивная де...

Особенности организации логопедической работы с детьми с ОВЗ

Особенности организации логопедической работы с детьми с ОВЗ...

Статья "Особенности организации логопедической работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ"

Цель:- раскрыть специфику работы учителя - логопеда с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ....

ПлатформаПлатформа LearningApps.org. в условиях дистанционного обучения в условиях дистанционного обучения

В статье говориться о том, что платформа LearningApps.org. помогает педагогу в работе....