«Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
учебно-методическое пособие (младшая группа)

Давтян Лиана Рубеновна

«Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_22-231.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 65 комбинированного вида Приморского района г.Санкт-Петербурга

План по самообразованию

на 2022-2023 г.г.

Воспитатель: Давтян Л. Р.

г. Санкт-Петербург

Тема самообразования: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Цель: развитие мелкой моторики и координации рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

  1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста
  2. Способствовать совершенствованию и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики
  3. Развивать внимание, воображение и творческие способности детей младшего дошкольного возраста
  4. Совершенствовать предметно-развивающую среду младшей группы
  5. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в группе
  6. Информировать родителей о значении игр и упражнений для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного.

Актуальность: 

Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом        

Работая в младшей дошкольной группе, я стала замечать, что сегодня, в век информатики и электроники, дети стали физически менее активны. А ухудшение физического развития является следствием ухудшения развития мелкой моторики у современных детей. Процент таких детей в группе заметно вырос. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, кисть, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой. Они даже отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, а также не успевают на занятиях.

        Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, сидят в сторонке и наблюдают за действиями других детей. А это в дальнейшем формирует школьные трудности.

        Наша задача – совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста. От того, насколько ловко ребенок научится управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

        С развитием мелкой моторики активно развиваются память, внимание и самое главное детская речь.

Формы работы с родителями и детьми:

- Родители:

  • - сотрудничество через консультации,
  • - родительские собрания,
  • - беседы,
  • - совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

         - Дети: 

  • Использование дидактических игр:
  • «Непослушные колечки» (игра с пирамидками)
  • «Забавные шнуровки» (различные шнуровки)
  • «Оденем куклу»
  • «Пришей пуговицу»
  • «Сухой бассейн»
  • «Развешиваем белье»
  • «Веселые ежата», «Где у рыбки хвостик?» (игры с прищепками)
  • «Волшебные палочками» (счетные палочки)
  • «Поиграй на пианино» и др.

  • Включение пальчиковых игр в НОД, утреннюю гимнастику, физ.минутки, в свободную деятельность детей. Аппликация и рисование в традиционной и нетрадиционной технике.
  • Экспериментирование, опыты с водой, речным песком, солью, сахаром.
  • Рассматривание книг, иллюстраций предметов народного искусства и своих готовых изделий.
  • Лепка из пластилина и соленого теста.
  • Работа с мозаикой разного размера, различными видами ткани, природными материалами
  • Игры с различными конструкторами (мелкий, крупный)
  • Игры по развитию тактильной памяти: «На что похоже?», «Определи на ощупь»
  • Упражнения по развитию мелкой моторики.

                                        Методическая  работа

Формы работы

  Сроки

   Фома отчета

Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой . мониторинг .

В течение года.

Список использованной литературы

Создание и пополнение предметно-развивающей среды для развития мелкой моторики рук.

В течение года.

Наличие игр по сенсорному развитию

Консультации для родителей «Роль мелкой моторики рук в развитии речи дошкольника»

Январь-Март  2023г.

Конспект консультации

                                                             Работа с детьми

Формы работы

  Сроки

   Фома отчета

Занятия по развитию навыков самообслуживания

В течение года

Индивидуальная работа с детьми , в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (шнуровки, вкладыши,складывание разрезных картинок, матрешек, пирамидок )

В течение года

Фотоотчет

Развитие мелкой моторики, осуществляемое в процессе обучения рисованию, лепке, конструированию (использование нетрадиционных техник рисования, пластилинографии, лепка из соленого теста, различные конструкторы и т.д.) 

В течение года

Работы детей и фотоотчет

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений, памяти:

 - «Чудесный мешочек»

 - «Определи на ощупь»

 - «Узнай фигуру»

 - «Найди пару»

 - «На что похоже?» и т.д.

В течение года

картотека

Дидактические игры с использованием различных предметов, бросового материала:

- «Выложи узор»

- «Составь по образцу»

- «Найди, что спряталось» 

- «Назови фигуры» и т.д.

В течение года

картотека

Самомассаж кистей рук и пальцев с предметами и без них

В течение года

картотека

Пальчиковые игры, гимнастика, театр, варежковый театр, театр теней.

В течение года

картотека

Отчет по самообразованию

Май 2023г.

                                 Работа с родителями

Формы работы

  Сроки

Фома отчета

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

В течение года

Проведение индивидуальных консультаций  и бесед с родителями.

В течение года

          Папки-передвижки на темы: «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда», «Развитие мелкой моторики рук как один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению», «Развитие мелкой моторики рук посредством аппликации и пластилинографии нетрадиционными методами».

В течение года

Подготовить консультацию для родителей «Роль мелкой моторики в развитии речи ребенка»

Март 2023г.

консультация

Ожидаемые результаты:

- Систематизация материала по развитию мелкой моторики рук у детей 2-3 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

- Познакомить детей со способами обследования предметов.

- Сформировать представления о разновидностях форм работы по развитию мелкой моторики

- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста..

- Заинтересовать родителей актуальностью развития мелкой моторики рук детей.

- Повысить уровень знаний о значимости развития мелкой моторики. Научить создавать дома


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы на тему «Использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста».

ВведениеВопрос развития мелкой моторики пальцев рук у детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образов...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ «ИГРАЕМ В КУБИКИ»

Программное содержание.1. Учить рассматривать сюжетную картину, отвечать по ней на вопросы педагога. Формировать словарь по теме.2. Развивать мелкую моторику рук.3. Учить строить из кубиков дорожку, п...

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через игру с крупами.

Развитие мелкой моторики рук большое значение имеет для общего физического и психического развития ребенка и положительно сказывается на становлении детской речи.  Игра с крупами хорошо стимулиру...

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновение. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются п...

Мой педагогический опыт. Теория и методика развития речи у детей Возможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Педагогиеский опытТеория и методика развития речи у детейВозможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста, как средство развития речи»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Работая над этой темой, я поставила перед собой задачи:Педагог:Ознакомиться с инновационными технология...

ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста «Дружные пальчики» во второй младшей группе

Актуальность Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных дви-жениях – это движения пальцев руки и органов артикуля...