Участие в онлайн семинаре региональной базовой площадки по апробации и внедрению рабочих программ воспитания дошкольного образования Оренбургской области «Воспитание бережного отношение к природе как образовательный ресурс патриотического воспитания»
рабочая программа

Евгения Владимировна Борщ

Родина – это страна, где человек родился и живет, гражданином которой он является. Это ее земля, природа, богатства.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями, основы нравственного воспитания.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства.

Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.

Огромное значение имеет непосредственный контакт ребенка с объектами природы. Работа в этом направлении позволяет реализовать принцип ФГОС: решение задач и целей только на необходимом и достаточном материале.

Именно в повседневной жизни дошкольники получают основную массу конкретных чувственных представлений о жизни растений и животных.

Ведь сколько бы ребенок не запомнил названий растений, сколько бы он не посадил деревьев и кустов, но если при этом мы не зажгли в нем любовь к природе, все это бесполезно.

Универсальность, многофункциональность, междисциплинарность, многомерность и другие признаки экологического воспитания позволяют у дошкольников формировать основы патриотизма.

Можно сказать, что экология природы положительно воздействует на экологию человеческой души.

Патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования экологического сознания предполагает проведение непосредственно-образовательной деятельности, различных видов совместной и самостоятельной деятельности детей в комплексе.

Работа в этом направлении способствует достижению планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы по формированию интегративных качеств личности ребенка в соответствии с ФГОС.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕГИОНАЛЬНАЯ БАЗОВАЯ ПЛОЩАДКА

ПО АПРОБАЦИИ И ВНЕДРЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ВОСПИТАНИЯ ДО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Методический семинар

«Воспитание бережного отношение к природе как образовательный ресурс патриотического воспитания»

Представил:

Старший воспитатель Борщ Е.В.

МАДОУ «Детский сад «Родничок»

п. Тюльган, 26.01.2023 год

«Любование природой есть следствие любви к ней,

а любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране…»

К.Г. Паустовский

Родина – это страна, где человек родился и живет, гражданином которой он является. Это ее земля, природа, богатства.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями, основы нравственного воспитания.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.

 Огромное значение имеет непосредственный контакт ребенка с объектами природы. Работа в этом направлении позволяет реализовать принцип ФГОС: решение задач и целей только на необходимом и достаточном материале.

Именно в повседневной жизни дошкольники получают основную массу конкретных чувственных представлений о жизни растений и животных. Ведь сколько бы ребенок не запомнил названий растений, сколько бы он не посадил деревьев и кустов, но если при этом мы не зажгли в нем любовь к природе, все это бесполезно.

Универсальность, многофункциональность, междисциплинарность, многомерность и другие признаки экологического воспитания позволяют у дошкольников формировать основы патриотизма. Можно сказать, что экология природы положительно воздействует на экологию человеческой души.

Патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования экологического сознания предполагает проведение непосредственно-образовательной деятельности, различных видов совместной и самостоятельной деятельности детей в комплексе. Работа в этом направлении способствует достижению планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы по формированию интегративных качеств личности ребенка в соответствии с ФГОС.

Представления о родной природе успешно интегрируются с различными образовательными областями: социально-коммуникативное, познавательно-исследовательское, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

 Кроме того, природоведческие знания интегрируются:

  • в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии обеспечивают необходимую познавательную и двигательную активность и способствуют сохранению и укреплению здоровья дошкольников в самостоятельную деятельность детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок и иллюстраций, энциклопедий)
  • в процесс взаимодействия с семьями (участие в конкурсах, проектах, соревнованиях и др.)

При организации работы по патриотическому воспитанию на основе позитивного отношения к природе важно учитывать региональный компонент (ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в регионе), ресурсное обеспечение педагогического процесса. Во всех видах деятельности при ознакомлении с природой обязательные общие темы чередуются с региональными. Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, национальной культуре способствует расширению знаний и представлений о родном крае, развитию национального самосознания, формированию чувства гордости за свою Родину и привязанности к ней.

Многие экологические проблемы: экологические связи, полезные и «вредные» животные, пищевые цепочки решаются на муниципальном и региональном уровне. Наши места Тюльганского района богаты историческими, этнографическими памятниками и интересным географическим расположением. Основной фон растительности хребта Малый Накас (Тюльган) составляют широколиственные леса: дуб, липа, осина, клен, вяз и береза. Встречаются в этих лесах и ивы, и ясени, и тополя, и сосны, и лиственницы. В травостое можно найти такие редкие виды, как овсяница лесная, герань Роберта, ясменник душистый, горноколосник колючий, льнянка алтайская, очиток гибридный. В лесах и горах Тюльгана- 46 видов млекопитающих: барсуки, рыси, кабаны, косули, лоси, медведи. . . По приблизительным подсчетам, в массиве гнездится 51 вид птиц и 48 видов встречается на пролете и во время кочевок. В числе прочих обитают здесь краснокнижные беркут, форель, хариус, елец, щиповка, гольян, вьюн.  

Построение образовательного процесса по теме «Воспитание бережного отношение к природе как образовательный ресурс патриотического воспитания» позволяет осуществить решение следующих задач:

  • воспитывать чувство гордости, любви, привязанности к Родине;
  • обогатить знания детей о природе малой родины поселка Тюльган Оренбургской области;
  • формировать эмоционально-положительное отношение к людям разных национальностей;
  • формировать духовную личность, способную поступать нравственно по отношению к природе в различных ситуациях;
  • воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Патриотическое воспитание дошкольников на основе экологического образования предполагает создание системы работы в детском саду. Система работы по данному направлению включает следующие компоненты:

  1. Профессиональная подготовка педагогов.
  2. Построение экологически - развивающей среды в детском саду.
  3. Создание системы педагогического взаимодействия, направленного на экологическое развитие детей (специально организованное обучение, совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей).
  4. Постоянное общение детей с природой ближайшего окружения.
  5. Активное участие родителей как в экологическом так и патриотическом образовании дошкольников.
  6. Поддержание тесных связей с социумом: школа, лицей, центральная районная библиотека.

В процессе работы по воспитанию позитивного отношения детей к природе родного края разработаны познавательные занятий. Содержание занятий включает различные виды деятельности:

Темы занятия Содержание занятия

«Шумит зеленая листва»

  • Рассматривание гербария лиственных и хвойных деревьев, рассматривание шишек.
  • Рассказ воспитателя о ценности хвойных деревьев.
  • Игра «Угадай дерево» (разрезанные картинки)
  • Круги Эйлера на классификацию «Деревья».
  • Игра «Откуда упала шишка?»
  • Игра «Круги Эйлера» (классификация деревьев на лиственные и хвойные)
  • Рассказ о кедре, его пользе. Легенда.
  • Чтение стихотворений С Есенина «Береза»;Ф.Тютчева; А.Барто.
  • Игра «Польза-вред» ТРИЗ (о деятельности человека)
  • Игра «Кто больше» (красивые слова о березе).

«Животный мир Тюльганского района»

  • Беседа о животных.
  • Игра «Узнай по описанию».
  • Игра «Ты покажи, а мы угадаем».
  • Легенды о животных.
  • Рассказ «Интересное из жизни животных»
  • Игра «Чья тень?».

«Лесная аптека»

  • Беседа «Лекарственные растения Тюльганского района»
  • Рассматривание иллюстраций растений.
  • «Хорошо-плохо» ТРИЗ.
  • Рассказ о пользе лекарственных растений.
  • Чаепитие (чай с малиной, черникой, клубникой).
  • Легенды о растениях.
  • «Цветет наша малая Родина» (о первоцветах)
  • Рассматривание иллюстраций, картинок цветов.
  • «Лесная аптека». Целебные свойства первоцветов.
  • Рисование «Цветут красивые цветы».

Для формирования позитивного отношения к так называемым «вредным» животным Тюльганского района организуется воспитательно-образовательная деятельность. В результате этой деятельности дети усваивают основное правило экологии: в природе все взаимосвязано, нет «вредных» и полезных животных, каждый из них выполняет свою функцию.

Темы деятельности: «Волк – ты какой на самом деле?»«На что нужны мыши»«Кому страшна лисица»«Даже царевна была лягушкой»«Кто это долбит деревья в лесу?».

В совместной деятельности воспитателя и детей проводятся познавательные беседы 

«Мой край родной – заповедные места». В ходе бесед дети знакомятся с произведениями известных писателей (стихи, рассказы, сказки), легендами и иллюстрациями к легендам художников; с Красной книгой

Произведения известных писателей и поэтов дают детям полезные знания о природе, учат их наблюдательности и любви к природе родного края. Стихи и рассказы о животных и птицах доступны и легко запоминаются, отражают характерные признаки поведения животных Тюльганского района Оренбургской области. Большое внимание уделяется ознакомлению дошкольников с русскими народными сказками, особенно сказкам о животных.

Кроме чтения природоведческой литературы с детьми проводятся «Беседы о доброте», целью которых является развитие интереса к природе, формирование положительного эмоционального отношения к ней, желание беречь и заботиться о ней, воспитание чуткости, чувства сопереживания живым существам. Темы таких бесед доброты: «Что значит быть добрым»«Когда я был добрым по отношению к природе?»«Кого можно считать заботливым?»«Любить – это что значит?» и т.д.

Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста и вместе с тем источником их радостных эмоций. На фоне положительных эмоций, вызванных игровыми мотивами, дети получают новые знания о природе, и происходит формирование осознанно-правильного положительного отношения к ней. Для воспитания позитивного отношения детей к природе родного края регулярно проводятся экологические развлечения, которые создают наиболее оптимальные условия для воспитания и обучения. Это игры на развитие разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.).

В ходе развлечений в старшем возрасте используются различные формы познавательной деятельности: создание ситуаций, дающих возможность каждому ребенку проявить себя; ролевые познавательные и дидактические игры; решение кроссвордов, альтернативных экологических задач.

Проживание ребенком событий, различных ситуаций, накопление опыта решения экологических задач в соответствии с принятой на себя ролью, является основой для последующего выбора правильных способов поведения в аналогичных или похожих ситуациях.

Работа по формированию любви к родному краю и бережному отношению к природе проводится в тесной связи с родителями. В основу работы положена модель «Родители – ребенок – воспитатель». В ней рассматриваются нетрадиционные подходы совместной деятельности: совместное проведение выходных дней на природе; совместная подготовка к праздникам; родительские собрания в форме круглого стола и деловой игры; родительский всеобуч «Педагогический калейдоскоп»; экскурсии в парк к памятнику воинов - интернационалистов, Обелиску Славы - совместные посещения парка поселка Тюльган и ЦРБиблиотеки.

Совместно с родителями проведены праздники, где учитываются и традиции народов: «Осенние посиделки», «День птиц»«Сохраним лес от пожара»«Гуляют ребятки в Рождественские святки», и др. А также выставки: «Осенние фантазии»; «Зимняя волшебная сказка» «Новогодняя игрушка» (изготовление поделок из бросового материала).

Родители - постоянные активные участники природоохранных акций: «Каждой птице свой дом»«Покормите птиц зимой!», «Наш чистый детский сад», «Цветами улыбается Земля», «Аллея выпускников»; принимают участие вместе с воспитанниками и педагогами в различных конкурсах: муниципальный «Снежный городок Эколят»; «Огород на окне»; «Хранители пернатых»; региональный этап Всероссийского конкурса семейных фотографий «Питомцы в моем городе» в рамках реализации программы «Мы – твои друзья!»; в международном конкурсе-игре по окружающему миру «Светлячок», Сайт: Центр дополнительного образования «Снейл»

Предлагаемая система работы по экологическому воспитанию дошкольников способствует развитию основ чувства гордости и патриотизма за свою малую Родину, воспитанию любви к родным местам, приобщению к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, окружающим миром, формированию патриотических чувств.

Литература.

  1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». – СПб, Детство-пресс», 2004.
  2. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. «Дети, взрослые и мир вокруг». – М., «Просвещение», 2013.
  3. Журнал «Дошкольное воспитание»: 1294, 195, 798.
  4. Корзун А.В., Кишко С.В. «Экологическое воспитание детей средствами ТРИЗ-педагогики». – Мозырь, 2003.
  5. Молодова Л.П. «Экологические праздники для детей» — Минск, 2012.
  6. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М., «Просвещение», 2001.
  7. Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. «Прогулки в природу». – М., «Просвещение», 2003.
  8. Шорыгина Т.А. «Какие звери в лесу?» — М., 2002.
  9. Шорыгина Т.А. «Деревья. Какие они?». – М., 2012.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Региональная базовая площадка по апробации и внедрению рабочих программ воспитания ДО Оренбургской области Методический семинар « Воспитание бережного отношение к природе как образовательный ресурс патриотического воспитания ». Борщ Евгения Владимировна старший воспитатель МАДОУ «Детский сад «Родничок » перв ая квалификационная категория Тюльган, 2023

Слайд 2

Родина – это страна, где человек родился и живет, гражданином которой он является. Это ее земля, природа, богатства. Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями, основы нравственного воспитания.

Слайд 3

Универсальность, многофункциональность, междисциплинарность , многомерность и другие признаки экологического воспитания позволяют у дошкольников формировать основы патриотизма. Можно сказать, что экология природы положительно воздействует на экологию человеческой души.

Слайд 4

Наши места Тюльганского района богаты историческими, этнографическими памятниками и интересным географическим расположением. Основной фон растительности хребта Малый Накас (Тюльган) составляют широколиственные леса: дуб, липа, осина, клен, вяз и береза.

Слайд 5

Построение образовательного процесса по теме «Воспитание бережного отношение к природе как образовательный ресурс патриотического воспитания» позволяет осуществить решение следующих задач: *воспитывать чувство гордости, любви, привязанности к Родине. *обогатить знания детей о природе малой родины поселка Тюльган Оренбургской области. *формировать эмоционально-положительное отношение к людям разных национальностей *формировать духовную личность, способную поступать нравственно по отношению к природе в различных ситуациях *воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Слайд 6

Темы занятия «Шумит зеленая листва» Рассматривание гербария лиственных и хвойных деревьев, рассматривание шишек. Рассказ воспитателя о ценности хвойных деревьев. Игра «Угадай дерево» (разрезанные картинки) Круги Эйлера на классификацию «Деревья». Игра «Откуда упала шишка?» Игра «Круги Эйлера» (классификация деревьев на лиственные и хвойные) Рассказ о кедре, его пользе. Легенда. Чтение стихотворений С Есенина «Береза»; Ф.Тютчева; А.Барто . Игра «Польза-вред» ТРИЗ (о деятельности человека). Игра «Кто больше» (красивые слова о березе).

Слайд 7

« Животный мир Тюльганского района» Беседа о животных. Игра «Узнай по описанию». Игра «Ты покажи, а мы угадаем». Легенды о животных. Рассказ «Интересное из жизни животных» Игра «Чья тень?». «Лесная аптека» Беседа «Лекарственные растения Тюльганского района» Рассматривание иллюстраций растений. «Хорошо-плохо» ТРИЗ. Рассказ о пользе лекарственных растений. Чаепитие (чай с малиной, черникой, клубникой). Легенды о растениях. «Цветет наша малая Родина» (о первоцветах) Рассматривание иллюстраций, картинок цветов. «Лесная аптека». Целебные свойства первоцветов. Рисование «Цветут красивые цветы»

Слайд 8

Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста и вместе с тем источником их радостных эмоций. На фоне положительных эмоций, вызванных игровыми мотивами, дети получают новые знания о природе, и происходит формирование осознанно-правильного положительного отношения к ней.

Слайд 9

Работа по формированию любви к родному краю и бережному отношению к природе проводится в тесной связи с родителями. В основу работы положена модель «Родители – ребенок – воспитатель».

Слайд 10

« Осенние посиделки», «День птиц», «Сохраним лес от пожара», «Гуляют ребятки в Рождественские святки».

Слайд 11

«Каждой птице свой дом», «Покормите птиц зимой!», «Наш чистый детский сад», «Цветами улыбается Земля», «Аллея выпускников»

Слайд 12

«Снежный городок Эколят »; «Огород на окне»; «Хранители пернатых»

Слайд 13

«Питомцы в моем городе»

Слайд 14

Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины. В. А. Сухомлинский

Слайд 15

Методический семинар «Воспитание бережного отношение к природе как образовательный ресурс патриотического воспитания». СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ТЕМА: «ВОСПИТАНИЕ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Цель: создание условий для усвоения и закрепления знаний и навыков бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста  и их родителей. Задачи:1.    Исследоват...

Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста

В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая...

Организация осенней прогулки для детей младшего дошкольного возраста как средство воспитания бережного отношения к природе.

В данной статье рассматривается метод наблюдения в живой и не живой природе, как один из важных направлений в познавательном развитии детей дошкольного возраста....

Воспитание бережного отношения к природе, как образовательный ресурс патриотического воспитания

Воспитание бережного отношения к природе, как образовательный ресурс патриотического воспитания...

Разработка РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ дошкольного образования МКДОУ №8г.Сим и перспективного планирования

представлена Рабочая программа воспитания  и перспективное планирование по программе. Программа реализуется в рамках образовательной программы дошкольного образования и адаптированных программах ...

Рабочая программа воспитания дошкольного образования.

Рабочая программа воспитания дошкольного образования....