Приобщение детей старшего дошкольного возраста к чтению в процессе проектной деятельности
консультация по художественной литературе (старшая группа)

Зайцева Виктория Евгеньевна

Детская художественная литература является универсальным развивающим средством, позволяющим эмоционально, интуитивно видеть целостную картину мира во всем многообразии связей, вещей, событий, отношений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchen._k_chteniyu.docx27.19 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к чтению в процессе проектной деятельности

Детская художественная литература является универсальным развивающим средством, позволяющим эмоционально, интуитивно видеть целостную картину мира во всем многообразии связей, вещей, событий, отношений. На сегодняшний день актуальна позиция литературоведа Ю.И. Лотмана, который считал, что художественная литература обладает свойством «сгущенной информативности», то есть содержит столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченный временем реальный опыт. При правильном подборе литературных произведений можно охватить большую часть образовательных тематических содержаний, которые необходимо освоить детям.

К сожалению, в наш век информатизации, отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры и прочие гаджеты. Как результат, школьники не любят и не хотят читать. Дети не посещают библиотек, не интересуются происхождением книг, небрежно обращаются с книгами.

         К концу дошкольного детства ребёнок-слушатель становится самостоятельным читателем. К этому времени важно воспитать у детей устойчивый интерес к книге, который не возникает спонтанно, а формируются постепенно на протяжении всего дошкольного возраста. В дошкольном детстве основной задачей взрослых является задача воспитания в ребенке «таланта читателя» (С.Я. Маршак).

Однако чтобы воспитывать читателя в ребёнке, взрослые сами должны проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, уметь правильно отбирать произведения литературы для чтения и рассказывания детям. Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах О. И. Соловьевой, В. М. Федяевской, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других.  Ими разработаны критерии, которые необходимо учитывать:

-идейная направленность книги (например, моральный облик героя). Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе;

- высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы;

- доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

- сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

- конкретные педагогические задачи.

Перечисленные критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания, умение правильно формировать который составляет основу профессиональной деятельности воспитателя в области литературного образования воспитанников дошкольной организации и  эффективно использовать разнообразные методы и приемы приобщения дошкольников к чтению.

Методика работы с произведениями художественной литературы в дошкольном учреждении исследована и раскрыта во множестве методических и учебных пособиях. Основными методами, которые в настоящее время воспитатели активно используют в своей педагогической практике, являются следующие:

– словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть стихотворений и пересказ произведений детьми;

– практические методы: дидактические игры по сюжету литературных произведений; инсценировки небольших художественных произведений; театрализованная деятельность; отражение  впечатлений от прочитанных произведений в продуктивных видах деятельности (лепке, рисовании, аппликации)

– наглядные методы:  просмотр видеороликов, фильмов, презентаций, театральных постановок по мотивам литературных произведений.

Применительно к детям старшего возраста широко используются такие формы работы, как организация книжных выставок, беседы о писателях и художниках, литературные утренники.

 Одним из актуальных на сегодняшний день методов работы с дошкольниками является метод проектов.

Метод проектов – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. Обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога),  сотворчество ребят и взрослых; развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков. Основной целью проектного метода в ДОО является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей:

  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.​

Приведу пример сотрудничества педагогов, детей, родителей, в рамках реализации проекта «Книга - лучший друг ребят».

Тип проектаинформационно - практико-ориентированный.

Участники проекта воспитанники подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, педагоги, родители, библиотечные работники. 

Цель:  формирование у воспитанников интереса и потребности в чтении книг на основе взаимодействия с родителями и библиотечными работниками.

Задачи:

  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей;

• ознакомление детей с разнообразными жанрами литературы, с произведениями устного народного творчества (песенками, потешками, загадками), с поэтами, писателями, художниками – иллюстраторами;

• возрождение традиции семейного чтения;

• воспитание потребности общения с книгой, культуры чтения, бережного отношения к книге.

Этапы работы:

1.Подготовительный:

- обсуждение проблемы с участниками проекта, определение цели, ее актуализация;

- анкетирование: родителей по теме «Приобщение детей дошкольного возраста к чтению книг», детей - «Моя любимая книжка»;

- домашнее задание родителям (Принести фотографии во время чтения ребенком книг);

- домашнее задание родителям с детьми написать рукописную книгу.

2. Организационный:

- НОД :  цикл занятий «Мы читаем» (творчество С.Я. Маршака, А.Л. Барто, К.И. Чуковского),  в рамках совместной деятельности «В мире доброты» - драматизация детьми произведений Л. Толстого «Белка и волк», С. Маршака «Жадина»,  Г. Ладонщикова  «Давайте дружить», викторина «Что за прелесть эти сказки», просмотр презентации «В мире книг», беседа «Откуда книга пришла?» с использованием пословиц и поговорок о книгах и пользе чтения, заучивание стихотворений  В.Берестов «Кто чему научится », «Как хорошо уметь читать», С. Михалков «Как бы жили мы без книг (отрывок)», «Мы дружны с печатным словом», А. Усачев «О чтении».

- посещение городской детской библиотеки с целью ознакомления;

- приглашение библиотекаря в групп;(дети познакомили библиотекаря с развивающей предметно-пространственной средой в группе, рассказали о центре «Здравствуй, книжка», один раз в две недели библиотекарь приносит книги по лексическим темам в группу);

- рассматривание книг, знакомство с авторами, названиями книг;

- ситуативные беседы с воспитанниками о бережном обращении с книгами;

- составление рассказов детьми о своем литературном герое. (Если бы ты был писателем, о ком бы написал книгу?), оформление фотогазеты;

- повторное посещение городской детской библиотеки с целью получения новых знаний «Откуда книга пришла?» (сообщение библиотекаря).

- организация в группе конкурса чтецов;

- консультация для родителей « Как приобщить ребенка к чтению книг»;

- оформление экрана прочитанных книг дома и в детском саду;

- рисование «Обложка к любимой сказке»;

- раскрашивание литературных героев карандашами, гуашью, восковыми мелками.

- ознакомление с историей появления книг через Интернет – ресурсы.

- написание детьми, совместно с родителями рукописной книги.

- написание и иллюстрирование воспитанниками книжек – малышек.

- оформление центра «Книжкина больница».

- подбор литературы для самостоятельного чтения.

3. Итоговый

 Самый значимый для детей этап, ориентированный на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений. Результатом реализации проекта стал праздник «Читай, Оленегорск!», на котором проходила презентация рукописных книг, изготовленных детьми и родителями с детьми, вручение грамот за участие в городском конкурсе  рукописных книг «Нам не нужна война».

Результат проекта:

–Повысился интерес детей к общению с книгой.

–Расширились и систематизировались представления воспитанников о значении книг и библиотек в жизни человека.

–Пополнилась развивающая  предметно - пространственная среда в группе литературой различного жанра.

–Повысилась компетентность членов семьи в вопросах воспитания интереса к книге и чтению.

Таким образом, приобщая воспитанников к чтению в процессе проектной деятельности, ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия, а становится активным участником познавательно-исследовательской деятельности, цель которой - активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития, что способствует формированию универсальных предпосылок учебной деятельности.

Литература

  1. Гриценко З.А., Методика приобщения детей к чтению.- М.: Линка-Пресс,2003г.-176с.
  2. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольника. Пособие для педагогов дошкольных учреждений - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  3. Миронова Н. П. Как научить ребенка любить литературу? - Дошкольное воспитание, № 5, 2005
  4. Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение,  2003г.
  5. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. - М.: Просвещение, 1992.
  6. Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение, 1996 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ЧТЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА № 269 ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА МАРГУН ОЛЬГИ АНАТОЛЬЕВНЫ

По словам Максима Горького, «книга, возможно, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, созданных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего». Книга – великий учитель и друг, ...

Памятки для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста и приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению.

Советы родителям по развитию речи детей.1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой ,правильной. Разговаривайте   всегда спокойным то...

консультация для родителей " Приобщение детей старшего дошкольного возраста к чтению художественной литературы"

консультация для родителей о приобщении детей старшего дошкольного возраста к чтению художественной литературы...

Консультация для родителей «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к чтению художественной литературы»

Консультация для родителей «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к чтению художественной литературы»...

Консультация для родителей «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к чтению художественной литературы»

laquo;Приобщение детейстаршего дошкольного возрастак чтению художественной литературы»...

Консультация для родителей. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к чтению художественной литературы.

Почему же так важно воспитывать в ребёнке грамотного читателя? Почему все семейные усилия следует сосредоточить на этом? Ответы на эти вопросы родители найдут здесь....

Консультация для педагогов «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре средствами проектной деятельности»

Консультация для педагогов«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре средствами проектной деятельности»...