Приобщение детей к детской художественной литературе.( в форме литературного конкурса)
материал по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Березина Дарья Борисовна

Материал для воспитателей и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pril._no_14.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

        детский сад комбинированного вида № 5 « Солнышко»        

Приобщение детей к детской художественной литературе.

 ( в форме литературного конкурса).

                                   Воспитатель:

Березина Дарья Борисовна

г. Малоярославец, 2015

Заложенная любовь к книге в дошкольном возрасте останется с ним навсегда. Тот, кто читает, много знает. Если ребёнок понимает содержание прочитанного, значит он думает, анализирует, рассуждает.

Знакомство детей с художественной литературой, даёт лучшие результаты, если объединены усилия и воспитателей и родителей.

Наша задача – приобщение дошкольников к детской литературе и детскому чтению, взаимодействуя с родителями. Мы хотим, чтобы наши дети были грамотными читателями. А ведь это очень не просто: воспринимать текст согласно авторскому замыслу.

Чтобы в ребёнке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать её роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих чувств.

Грамотного читателя-слушателя выделяют познавательные интересы, образная речь, умение быть интересным самому себе, умение занять себя делом. У таких детей лучше развивается память, внимание, воображение.

Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

Чтение развивает речь человека, делает её правильной, чёткой, понятной, образной, красивой.

Приобщая ребёнка к литературе, взрослые должны быть готовы к кропотливой, долговременной работе, которая в будущем обязательно даст «свои плоды».

В процессе общения с детской литературой взрослые заметят, как меняются их взгляды на природу детства, как всё то, что раньше казалось незначительным, наполняется глубоким смыслом.

Чтение должно быть ежедневным. Продолжительность чтения зависит от усидчивости ребёнка, его интереса к читаемому.

Мы проводили с родителями работу трёх видов:

  1. Знакомим, объясняем, показываем.
  2. Приглашаем принимать участие в разных литературных мероприятиях.
  3. Интересуемся опытом семейного воспитания, предлагаем поделиться с другими.

Из опыта своей работы знаю, что детям нравятся небывальщины, нелепицы, потому что им по душе юмор, а ещё им доставляет огромное удовольствие перевёртывать события, восстанавливая реальные связи и отношения.

Мне очень помогает книга “Звуки на все руки” Иванковской, Г Остера « Вредные советы», Д. Хармса. Такие небылицы как “Донья Ерундина”, “Во саду ли в огороде”. Дети слушают, к удивлению быстро запоминают, используют в общении между собой.

Одна из них:

Донья Ерундина -
Нос из пластилина,
Странная картина.
Выспавшись на славу,
Спать идёт ложиться,
Из пустой бутылки
Пробует напиться.
Слушает глазами,
Говорит ушами,
Тапочки снимает
Посреди трамвая,
Суповою ложкой
Дворик подметает
И с утра до ночи
Глупости болтает,
Ах, сеньор закройщик,
Дайте мне конфет.
Ах, сеньор кондитер,
Сшейте мне жакет.
И прошу ответить
На простой вопрос:
“Кто я – сковородка,
Кошка или пёс?”

Слова легко ложатся на знакомые детям мелодии, поэтому дети их могут напевать. Этот приём помогает детям, у которых ещё нет чистого произношения, присутствуют паузы в речи, заикание.

Чтобы дети полюбили, знали и могли использовать в конкретной ситуации прибаутки, считалки, заклички, скороговорки, стихи, взрослый: воспитатель, родители, которые окружают детей, занимаются их воспитанием, сами должны знать много литературного материала наизусть. Чтобы дети не забывали выученное, литературный материал нужно повторять. Повторение не должно быть скучным, а наоборот занимательным.

Если дети уже знают стихи русских поэтов – я предлагаю им послушать записанное чтение на магнитофоне, а потом вспомнить фамилии поэтов, поговорить о чём стихи, какие слова-описания подобрал поэт.

Использую приём: - Кто прочитает интереснее? В данном случае дети обязательно мотивируют свой выбор: - Мне понравилось, как читала Даша, потому что я слышала окончания в словах, она меняла силу голоса, помогала мимикой лица.

- Мне понравилось, как читал Артём. Он читал громко, быстрые события произносил в быстром темпе, чётко и внятно. Он смотрел нам в глаза, не пропускал слов.

Предварительно сама пытаюсь понять, что хотел автор донести  до маленьких слушателей.

Чтобы дети внимательно слушали друг друга, я использую приём – рассказывание  цепочкой. В этом случае каждый ребенок проживает происходящие события от начала до конца. Тексты, требующие громкого, выразительного произнесения, предлагаю рассказать в паре. Детям, говорящим в паре, предварительно нужно произносить согласованно, слушая друг друга, одинаково ритмично, эмоционально.

Знакомые рассказы, сказки для повторения предлагаю детям в форме игр-драматизаций, инсценировок, выступлений в других группах. Такая форма работы требует большой подготовки, но с другой стороны именно предварительная работа: изготовление атрибутики, декораций, элементов костюмов вызывает желание увидеть результат.

Для Вас, уважаемые родители, подготовила конкурс: “Лучший знаток 4-х сказок”.

Для этого конкурса я взяла четыре программные сказки:

  1. “Крылатый, мохнатый, да масляный”.
  2. “Хаврошечка”.
  3. “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”.
  4. “Бременские музыканты”.

Мероприятие направлено на то, чтобы детям хотелось слушать, запоминать содержание сказок, делать выводы, чему учат сказки, выражать свои мысли понятно и связно, воспитывать интерес к художественному слову.

На конкурсе Вы будите  выполнять разные задания:

  1. Расскажите начало сказки.
  2. Расскажите, из каких сказок эти картинки.
  3. Какие есть повторы в сказках.
  4. “Кроссворд”.
  5. Чему учат сказки.

Приложение

Конкурс для родителей. «Знатоки сказок»

Программное содержание: Продолжать закреплять с детьми содержание сказок, понимать их смысл и главную идею.

Активизация словаря: конкурс, конкурсанты,  знаток, мельница, сирота, матушка,  избушка, плащ,  уличные музыканты, кивает.

Воспитывать интерес к художественному слову.

Подготовка воспитателя: Напомнила родителям названия сказок, познакомила с памяткой подготовки к конкурсу, решила организационные вопросы проведения конкурса, вместе с детьми изготовили игрушки-самоделки для конкурсантов. Изучила методику проведения конкурса по детской художественной литературе, определила главные идеи сказок, их смысловое содержание.

 

Подготовка детей: Дети знакомятся со сказками, настроены на взаимопомощь. Детям разъяснила значение новых слов: конкурс, конкурсанты, знаток.

Давайте поприветствуем наших мам и пап дружными аплодисментами.

Сегодня они будут участвовать в конкурсе на лучшего знатока 4-х детских сказок.

Сказка «Крылатый, мохнатый да масляный»

(показать книжку)

Сказка «Бременские музыканты»

(показать книжку)

Сказка «Хаврошечка»

(показать книжку)

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

(показать книжку)

После показа – книги убираются.

Воспитатель: Перевяжем наших конкурсантов  ленточками, чтобы они забыли обо всём и чтобы стать победителем конкурса, думали только о названных сказках.

Напоминаю правила для участников:

     Знаете ответ на вопрос - поднимайте зелёный флажок. Ответив на вопрос правильно, вы получаете красный флажок.

      За детскую, правильно понятую и озвученную подсказку, вы тоже получаете флажок.

За неправильный ответ – флажок не получаете.

Объявляется 1 задание:

Какими словами начинается сказка

    «Крошечка Хаврошечка»?

Правильный ответ:- Есть на свете люди хорошие, есть такие,  что и бога не боятся.

«Бременские музыканты»?

Правильный ответ:- Много лет тому назад жил на свете мельник.

«Крылатый, мохнатый да масляный»?

Правильный ответ:- На лесной опушке, в тёмненькой избушке жили-были три братца.

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»?

Правильный ответ:- Жили-были старик со старухой  и были у них дочка Алёнушка да сынок Иванушка.

Объявляется 2 задание

    (Вывешивается плакат с картинками: мельница, стог сена,       сапожки на каблучках, избушка, грабли, заборчик из берёзы, шляпа с пером, яблонька)

-Расскажите, в каких сказках и  картинках есть эти предметы?

Правильный ответ: В сказке «Хаврошечка» есть картинка яблонька.

В сказке «Крылатый, мохнатый да масляный» есть картинка

В сказке «Бременские музыканты» есть картинки: плащ, сапожки на каблучках, шляпа с пером.

В сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» есть картинки: забор, камыши, грабли, мельница, стог сена.

 

Объявляется 3 задание

В какой последовательности нужно раздать инструменты бременским музыкантам.

Правильный ответ:  Ослу – гитару

                                  Собаке – барабан

                                  Коту – скрипку

                                  Петуху – балалайку

Воспитатель: А сейчас для всех – пальчиковая гимнастика «Долгоногий журавль».

Объявляется 4 задание

Из каких сказок эти слова:

-Пусти меня на речку сходить, водицы испить. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

-Шли они, шли. (Бременские музыканты)

-Ветви косы расплели, листья глаза засыпали. (Хаврошечка)

-Да и стали жить-поживать по-старому. (Крылатый, мохнатый да масляный)

5 задание «Кроссворд»

        

Р

А

 

  1. Персонаж сказки «Хаврошечка» (корова)
  2. Персонаж сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (трава)
  3. Часть словосочетания, которую говорила Хаврошечка, обращаясь за помощью (матушка)
  4. В сказке «Хаврошечка» девочку называют таким словом (сирота)

6 задание

-Расскажите, чему учат эти сказки

Правильный ответ: Сказка «Хаврошечка» учит доброте. Доброе дело само себя хвалит.

Правильный ответ: Сказка «Бременские музыканты» о дружбе. Дружба в делах помощница. Сдружившись.  герои сказки стали уличными музыкантами и даже нашли себе жильё.

Сказка «Крылатый, мохнатый да масляный» о том, что плохо бывает, когда один на другого кивает, своё дело делать не хочет.

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» учит, чтобы младшие слушались старших.

 

Воспитатель: Только что наши участники рассказали вам, ребята, чему учат эти 4 разные сказки.

Наши мамы папы сегодня очень старались вспомнить эти 4 сказки, события, происходящие в них. Они показали себя настоящими знатоками сказок.

На столах лежат флажки. Больше всего флажков у Татьяны Александровны. Она сегодня самый лучший знаток сказок. Под музыку ей надевается зелёная лента с надписью «Лучший знаток сказок».

Литература.

1. Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы// Воспитание детей в игре/ Сост. А.К.Бондаренко, Л.И.Матусик.-М., 1983.

2. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Методическое пособие для родителей и воспитателей. Издательство: Мозаика-Синтез,2007.

3. Интернет ресурсы.

4. Гурович Л.М. Ребенок и книга. – СПб.: Изд-во “Акцидент”, 1996.

5. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-пресс, 2003.

6. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка. // Дошкольное воспитание. - 2007. №6. – С 35-40.

7. Куликовская Н. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание. – 2007. № 5. - С.33-41.

8. В.Маркова, Л.Трегубова. Только книга может обогатить мир ребенка.//Дошкольное воспитание. -2009. №6. -С.62-69.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ознакомлению детей с художественной литературой в форме литературного досуга с элементами конструирования и песенного творчества с использованием социоигровой технологии "В гости к сказочнице Арине"

Приобщить дошкольников к истокам народной культуры через интеграцию различных видовсовместной  деятельности: игровой,художественной,музыкальной,коммуникативной,продуктивной....

Доклад "Формы работы по приобщению детей к чтению художественной литературы"

Доклад на педсовет " Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы"Познакомить педагогов с методами и формами  работы по приобщению детей к чтению художественной литера...

Презентация "Формы работы по приобщению детей к чтению художественной литературы"

Презентация к докладу "формы работы по приобщению детей к чтению художественной литературы"...

Формы работы по приобщению детей к чтению художественной литературы

Одним из средств ознакомления детей с художественной литературой является книжный уголок. Давайте вспомним основные требования к оформлению книжных уголков....

Самообразование. «Приобщение детей к детской художественной литературе»

laquo;Приобщение детей к детской художественной литературе»...

Отчёт по самообразованию «Приобщение детей к детской художественной литературе»

Неоспоримый факт, что в процессе формирования личности ребенка важное место принадлежит художественной литературе. Хорошая книга расширяет кругозор детей. Вводит их в богатый мир образов, от...

Презентация. Отчёт по самообразованию «Приобщение детей к детской художественной литературе»

Цель: Совершенствование условий для формирования у детей интереса к книге как источнику знаний....