Конспект НОД в средней группе "Чтение венгерской сказки "Два жадных медвежонка" с применением ТКМ
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа) на тему

Корчагина Любовь Евгеньевна

Конспект НОД в средней группе "Чтение венгерской сказки "Два жадных медвежонка" с применением ТКМ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_chtenie_zhadnye_medvezhata.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по чтению художественной литературы в средней группе.

Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка».

Цель: Знакомство детей с миром человеческих взаимоотношений через образы героев произведений устного народного творчества.

Задачи:

1.Учить соотносить содержание произведений с личным опытом детей, с их повседневной жизнью.

2.Развивать умение рассказывать о своих впечатлениях, оценивать поступки и поведение героев произведения.

3.Создать условия для формирования коммуникативно-языковой компетентности методами критического мышления.

Форма работы: коллективная с элементами групповой работы.

Ход занятия:

I.СТАДИЯ ВЫЗОВА

Организационный момент.

Проведение упражнений в кругу, настрой на общее действие.

Дети стоят по кругу, держась за руки. выполняют движения по кругу шагами: влево 2 шага, вправо 3 шага, шаг вперёд и шаг назад.

Активизация знаний

Воспитатель: Ребята,  что общего у  этих книг?

(Показать книги «Курочка ряба», « Колобок», «Теремок»)

 Дети вспоминают названия книг, сравнивают их содержание и определяют общее.

Дети: русские народные сказки.

«Прогнозирование» названия сказки

Воспитатель: - Как вы думаете, что написано в этой книге?

(показ книги, спрятанной в обложке, чтобы дети не видели иллюстраций)

Дети проводят линию рассуждения от общего слова – сказки, определяют тему занятия как чтение сказки.

Дети: Сказка

Воспитатель: Вы хотите узнать название сказки?

Дети: Да!

Воспитатель: Вы сейчас определите его сами.

Ребята, на ваших столах лежат картинки. Вы должны определить общее слово к своим рисункам. 

Разделить детей на 3 группы, подвести к трем столам.

На первом столе картинки, на которых общее число «2».

На втором столе картинки, изображающие жадных детей, зверей.

На третьем столе картинки, изображающие медвежат.

Рассматривают рисунки, ищут общее в рисунках, определяют общее слово для всех картинок на столе. Объединяют слова в одну фразу.

Воспитатель: Ребята, назовите ваши слова. Какое название сказки у нас получится?

Дети: Два жадных медвежонка.

Воспитатель: Правильно. Только это не русская народная сказка, а венгерская.

«Прогнозирование» содержания по названию сказки

Воспитатель: - Как вы думаете, о чём будет сказка?

Дети:  Подходят в круг. По названию предполагают ситуацию сказки и высказывают свои мысли.

«Прогнозирование» по ключевым словам.

Воспитатель: - Какими словами начинаются сказки?

«Жила» - кто это может быть?

 «Было». Что это значит?  

- По данным словам придумайте начало сказки.  Слова: жила, было, подросли.

С одним словом составляют предложение. Следующее предложение составляют  со следующим словом, продолжая мысль первого предложения и  т.д.

Словарная работа.

Воспитатель: - Как вы понимаете слова: стеклянные горы, невиданный лес, шёлковый луг, чащоба, опушка.

Связывают значение фраз через знание слов: стекло + горы - стеклянные горы и т.д. устно высказывают свои суждения.

Дети:  Чащоба – густой частый лес, опушка – край леса.

II. CТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

«Чтение сказки с остановками»

«Толстые и тонкие вопросы»

Дети садятся на стульчики по кругу.

1-я часть читается  с начала до слов «решили они пойти по белу свету счастья искать».

 Вопросы: Кто герои сказки? Где они жили? Что они решили, когда подросли? Как вы думаете, что значит по свету счастья искать?

2-я часть читается до слов «Так они все шли да шли, покуда вдруг не набрели на большую круглую головку сыра».

Вопросы: Какой наказ дала медвежатам медведица? Какой дорогой шли медвежата? Что с ними произошло? Как они поделят сыр?

3-я часть читается до слов «Лисичка взяла сыр и разломила его надвое. Но старая плутовка разломила головку так, чтобы…»

 Вопросы: Почему заспорили медвежата? Какими они были? Кто им вызвался помочь? Что мы знаем о лисичках в сказках? Какие они бывают? Как вы думаете, она поможет медвежатам? Каким образом она поделила сыр?

4-я часть читается до конца.

III.СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Беседа по содержанию

«Ромашка Блума» (таксономия вопросов)

Вопросы на лепестках ромашки: Кто? Что именно? Почему? А если бы? Какие? А вы?

Воспитатель: Кто герои сказки? Что медвежатам наказала медведица? Почему медвежата спорили, когда нашли сыр? А если бы они договорились сразу, что было бы? Какие они? А вы как поступили бы на их месте?

Дети формируют ответ на вопрос, отвечают на вопросы, высказывают свои мнения.

Чтение по заказу

Воспитатель: - Что вам понравилось в сказке? Что вам прочитать ещё раз?

Вспоминают содержание сказки, выбирают, что заинтересовало, слушают отрывки по своей просьбе и по просьбе других детей. 

Ролевая игра - эмоции

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю изобразить настроение мишек в течение всей сказки. Вспомните, что было вначале, как чувствовали себя медвежата? Покажите. И т.д.

«Двухчастный дневник»

Воспитатель: Какие слова сказки вам запомнились? Почему?

Вспоминают то, что запомнили. проговаривают цитаты и объясняют свой выбор.

«Верные и неверные суждения»

Воспитатель: Выберите пословицу к сказке «Два жадных медвежонка».

Если вы считаете, что она соответствует сказке, поднимаете зеленую карточку, если не подходит – то красную карточку.

Пословицы: 

Жадность последнего ума лишает.

Пирог в чужих руках кажется большим.

На ошибках учатся.

Друг научит, а недруг проучит.

Глаза - чтобы видеть, ум - чтобы распознавать .

Дети слушают пословицы, обдумывают их содержание и содержание сказки. Определяют соответствие - несоответствие и отмечают свой выбор карточками.

 Два жадных медвежонка

По ту сторону стеклянных гор, за шелковым – лугом, стоял нехоженый, невиданный густой лес. В нехоженом, невиданном густом лесу, в самой его чащобе, жила старая медведица. У старой медведицы было два сына. Когда медвежата подросли, решили они пойти по белу свету счастья искать.

Поначалу пошли они к матери и, как положено, распрощались с ней. Обняла старая медведица сыновей и наказала им никогда не расставаться друг с другом.

Обещали медвежата исполнить приказ матери и тронулись в путь-дорогу. Сначала пошли они по опушке леса, а оттуда – в поле. Шли они, шли. И день шли, и другой шли. Наконец все припасы у них кончились. А по дороге достать было нечего.

Понурые брели рядышком медвежата.

– Э, братик, до чего же мне есть хочется! – пожаловался младший.

– А мне и того пуще! – сокрушенно покачал головой старший.

Так они все шли да шли, покуда вдруг не набрели на большую круглую головку сыра. Хотели было поделить ее по справедливости, поровну, но не сумели.

Жадность одолела медвежат, каждый боялся, что другому достанется большая половина.

Спорили они, ругались, рычали, как вдруг подошла к ним лиса.

– О чем вы спорите, молодые люди? – спросила плутовка.

Медвежата рассказали о своей беде.

– Какая же это беда? – сказала лисица. – Это не беда! Давайте я вам поделю сыр поровну: мне что младший, что старший – все одно.

– Вот это хорошо! – воскликнули с радостью медвежата. – Дели!

Лисичка взяла сыр и разломила его надвое. Но старая плутовка разломила головку так, чтобы один кусок был больше другого. Медвежата враз закричали:

– Этот больше! Лисица успокоила их:

– Тише, молодые люди! И эта беда – не беда. Малость терпения – сейчас все улажу.

Она откусила добрый кусок от большей половины и проглотила его. Теперь большим стал меньший кусок.

– И так неровно! – забеспокоились медвежата. Лисица посмотрела на них с укоризной.

– Ну, полно, полно! – сказала она. – Я сама знаю свое дело!

И она откусила от большей половины здоровенный кусок. Теперь больший кусок стал меньшим.

– И так неровно! – вскричали медвежата в тревоге.

– Да будет вам! – сказала лиса, с трудом ворочая языком, так как рот ее был набит вкуснейшим сыром. – Еще самая малость – и будет поровну.

Так и шла дележка. Медвежата только черными носами водили туда-сюда – от большего к меньшему, от меньшего к большему куску. Покуда лисица не насытилась, она все делила и делила.

К тому времени, как куски сравнялись, медвежатам почти сыра не осталось: две крохотные крошки!

– Ну что ж, – сказала лиса, – хоть и помалу, да зато поровну! Приятного вам аппетита, медвежата! – захихикала и, помахав хвостом, убежала. Так-то вот бывает с теми, кто жадничает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в средней группе «Сказка про ежика» с применением элементов игрового стретчинга, мнемотехники и гимнастики су-джок

Конспект занятия  в средней группе «Сказка про ежика» с применением элементов игрового стретчинга, мнемотехники и гимнастики су-джок...

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Тема " По следу жадных медвежат"

Ознакомление детей с венгерской сказкой "Два медвежонка" как видом литературного жанра. Закрепление умения слушать сказку, отвечать на вопросы и пересказывать сказку по мнемотаблице....

Конспект занятия в средней группе по развитию речи с использованием мнемотехнике по теме: «По следу жадных медвежат»

Это очень увлекательное занятие. Освоив даже самые простые приемы можно с легкостью в этом убедиться, к тому же навык специального запоминания дает массу полезных преимуществ....

Конспект НОД Тема: «Знакомство с венгерской народной сказкой «Два жадных медвежонка».

Занятие о том,что мы   должны донести  детям,  нельзя быть  жадными, ссориться с друг другом,надо быть дружными и добрыми...

Конспект занятия для средней группы “Путешествие по сказкам” с применением кейс-технологии

Конспект занятия для средней группы "Путешествие по сказкам" с применением кейс-технологии...

Конспект занятия в средней группе "Волшебная зимняя береза" с применением нетрадиционной техники рисования

знакомство детей нетрадиционной техникой изображения березы  (восковой мелок + акварель);                              ...

Конспект занятия по речевому развитию (связная речь) для детей средней группы «По следу жадных медвежат»

Задачи:- способствовать формированию умения пересказывать сказку по мнемотаблице;- создать условия для развития связной, грамматически правильной диалогически и монологической речи;- воспитывать честн...