Значение художественной литературы в развитии детей старшего дошкольного возраста.
статья по художественной литературе (старшая группа) на тему

статья о том, чему учит детей та или иная книга, поговорка или пословица.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение художественной литературы в развитии детей старшего дошкольного возраста.

Книга – это волшебница.

Книга преобразила мир.

В ней память человеческой мысли.

Николай Морозов, русский революционер,

народоволец, ученый (1854 -1946)

Детская книга это один из факторов, влияющих на формирование, развитие и становление личности ребенка. Через произведения художественной литературы разных жанров формируются положительные личностные качества человека и гражданина своей Родины.

На примере сказки К.И.Чуковского и некоторых элементов фольклора я попробую вам рассказать, чему можно научить детей в этом возрасте.

И так сказка К.И. Чуковского «Бармалей»

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, ответственность родителей перед детьми. Они (родители) объяснили детям, что а Африку (далеко от дома ) ходить нельзя – опасно! (Не ходите дети в Африку гулять! В Африке акулы и т.д. …) И так дети узнали азы географии, что есть Африка, и кто там обитает. Но дети из любопытства и противоречия родителям убежали и у них начались приключения. В начале у них все было хорошо и весело. А благодушные жители Африки предупреждали детей об опасности и о правилах поведения. (Выходила к ним Горилла им Горилла говорила…) Но дети не послушали совета и из за них акула – каракула утонула. И когда дети «пошутили» с бегемотом (А Таня и Ваня хохочут, бегемотово брюхо щекочут (зачитываю отрывок про бегемота)) Бегемот обиделся и воззвал к Бармалею за справедливостью для наказания этих детей. (Бармалей, Бармалей, Бармалей этих гадких детей Бармалей, не жалей Бармалей, не жалей!)

И вот тут , дети столкнулись с реальностью и результатами своей беспечности и не послушания. Дети испугались и осознали свои ошибки («Милый милый бармалей, смилуйся над нами, отпусти нас по скорей к нашей милой маме! Мы от мамы убегать ни когда не будем и по Африке гулять на всегда забудем!!») Они (дети) поняли что из-за их беспечности мог погибнуть Айболит. И когда их спасли жители Африки которых они не послушались (Но вот из-за Нила Горилла идет, Горилла идет крокодила ведет) и крокодил проглотил Бармалея. Который потом громко рыдая просил прощения и обещал исправиться (он воззвал к внутреннему миру героев, вызывая интерес к своей личности) «И в животе у крокодила рыдает плачет Бармалей… О я буду добрей, полюблю я детей. Не губите меня, пощадите меня!! О, я буду, я буду добрей!!». И дети откликнулись на его рыдания, пожалели его «Пожалели дети Бармалея, Крокодилу дети говорят!  Если он и вправду сделался, добрее отпусти его, пожалуйста, назад!».

Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

Художественная литература является универсальным  развивающее–образовательным средством.

Теперь немного о фольклоре.

Отгадывая загадки – у ребенка развивается логическое и образное мышление. А развивая мышление ребенка, мы развиваем речь. Каждая загадка представляет собой картинное, образное описание предмета, его характерных особенностей. Например

Запорошила дорожки,

                                                     Разукрасила окошки.

    Радость детям подарила

                   И на санках прокатила.      (Зима)

При этом часто такое описание дается через другой предмет.

Поэтому, чтобы отгадать загадку, ребенок должен знать особенности предметов, уметь сравнивать предметы, видеть в них общее. (Висит груша нельзя скушать). Вот почему занятия с загадками вводятся после ознакомления детей с особенностями предметов.

Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры. Вот, например считалка «На злотом крыльце сидели…» ребенок, произнося слова не задумываясь, запоминает, кто за кем сидит, запоминает профессии, и как не странно редко кто хочет быть портным или сапожником… с детства они хотят быть царями или королевичами, чтоб не работать… быть красиво одетыми, спасать принцесс.

Они организуют детский коллектив в игре, поддерживая строгий порядок во всех играх. Дети подчиняются этому порядку как незыблемому закону. А это первая ступень приучения к порядку, к обязанностям.

Основой всех считалок является счет. Не задумываясь о содержании, дети механически его запоминают, (раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять…) что приводит к развитию математических способностей, укреплению памяти.

С помощью дразнилок, дети все время себя воспитывают:

Учат товарищей, сами учатся быть честными, справедливыми, добрыми. Например (Очки, очки, мы с тобой не дурачки; Смех без причины Признак дурачины).

Говорят, когда кто–то «Купится» на шутку:  Обманули дурачка на четыре кулачка!

Говорят, когда что–то случается с обидчиком:  Так тебе и надо – курица с помадой!

В фольклоре много дразнилок, которые высмеивают отрицательные качества личности. Например: Трус, трус белорус, на войну собрался, как увидел пулемет – Сразу испугался! Жадина, говядина, соленый огурец, на полу валяется, никто его не ест!

Конечно бывают и обидные дразнилки, но мы такие не используем в работе, о них дети узнают позже и сами придумывают… лысый лысый, сходи по писай…

Развивая речь ребенка с помощью фольклорных произведений , мы развиваем и воображение  и восприятие, мышление и память.

Таким образом, можно твердо утверждать, что приобщая детей к художественной литературе, мы развиваем не только моральные и нравственные качества, но и психологически, приучаем к чистоте речи.

А еще мне хотелось бы дать не много рекомендаций родителям по развитию читательского интереса у детей.

  • Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
  • Покупая книги, выбирайте их яркими по оформлению и интересными по содержанию.
  • Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
  • Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи.
  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
  • Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
  • Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественной литературы в жизни детей старшего дошкольного возраста

Важную роль в воспитании подрастающей личности играет детская  литература, которая является органичной и неотъемлемой составляющей общей художественной литературы. Ребенку, который только начинае...

Роль художественной литературы в развитии детей старшего дошкольного возраста.

В статье говорится о роли художественной литературы в развити детей старшего дошкольного возраста....

РЕКОМЕНДОВАННЫЙ СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-6 ЛЕТ.

РЕКОМЕНДОВАННЫЙ СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-6 ЛЕТ....

Художественная литература для ознакомления детей старшего дошкольного возраста. Художественные произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса

Художественная литература для ознакомления детей старшего дошкольного возраста.Художественные произведения, рекомендованные программой «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Верак...

Роль художественной литературы в развитии детей старшего дошкольного возраста

Художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка.Важная роль в приобщении де...