Главные вкладки

    Консультация по художественной литературе на тему:
    УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ.

    Иванова Татьяна Ивановна

    Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.docx18.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ.

    Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы  неинтересной и скучной. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятельность и поведение.

    Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения.

    Общение со взрослыми носит положительно эмоциональный, предметный и деловой характер, становясь основой и важнейшей предпосылкой для общения со сверстниками, которое возникает и  позднее.

    При недостатке общения, речь ребенка не развивается, и он может вырасти замкнутым. Наилучшим способом влияют на развитие речи ребенка средства устного народного творчества. Они таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.  

    Малый фольклор играет важную роль в воспитании детей. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

    К.Д.Ушинский писал:""Литература, с которой впервые встречается ребенок,   должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа".

     В самом раннем возрасте у малышей возникает интерес к потешкам, сказкам, загадкам, они помогают "разговорить" детей, с них -то и начинается знакомство с народным творчеством.

    Знакомство с народным творчеством начинается для малышей с потешек, колыбельных и народных  песенок. Дети рассматривают картинки, иллюстрации, игрушки. В предварительной беседе необходимо объяснить значение новых слов, которые дети услышат в потешках. Так, например, еще до чтения потешки "Конь" у детей уже формируется представление о том, какое это красивое, гордое животное.

    Ходит конь по бережку,

    Вороной по зеленому.

    Он головушкой потряхивает,

    Золотой уздой побрякивает.

    Все колечушки-то бряк, бряк, бряк!

    Золотые они -звяк, звяк, звяк!

    Во время умывания, причесывания малыши знакомятся с такими песенками:

    Водичка, водичка,

    Умой мое личико,

    Чтобы глазоньки блестели.

    Чтобы щечки краснели,

    Чтоб смеялся роток,

    Чтоб кусался

    Кусался зубок.

    Чешу,чешу волосыньки,

    Расчесываю косыньку.

    Расти, коса, до пояса,

    Не вырони ни волоса!

    Расти, коса, не путайся...

    Дочка маму слушайся!

    Приятно наблюдать, как дети используют потешки во время игры в дочки-матери, как бережно и с любовью они относятся к своим куклам.

    Дети растут. Для них подбираются потешки с более сложным смыслом. Перед ними ставится задача не только запомнить потешку, эмоционально прочитать ее, но и самим обыграть. Малыши учатся двигаться, говорить, как персонажи потешек.

    Тень-тень, потетень,

    Выше города плетень.

    Сели звери подплетень

    Похвалялися весь день.

    Похвалялася лиса:

    -Всему лесу я краса!

    Похвалялся зайка:

    -Поди догоняй-ка!

    Похвалялся медведь:

    -Могу песни я петь!

    Не все дети могут сразу передать характер персонажа, но всем интересно участвовать в этом мини - спектакле. Со временем любой ребенок может заменить другого и сыграть его роль. Никто не остается в стороне.

    Использование потешек, народных и колыбельных песен способствует освоению грамматического строя речи, позволяет запомнить слова и формы речи.

    Сказки лучше не читать, а рассказывать. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание сказки, отношение к ее персонажам.

    Сказки, путем уподобления животных людям, показывают ребенку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку.

    Уже в средней группе дети могут рисовать по мотивам сказок. Для более старших дошкольников можно организовать и конкурс на лучший рисунок сказочных героев, устроить выставку рисунков для родителей.

    Старшие дошкольники, используя предметы ряжения, могут самостоятельно выбрать главных героев и создавать сказочную ситуацию. Дети не занятые этим, становятся зрителями. Довольны будут все. Очень нравится детям пальчиковый театр и театр ладошек при разыгрывании сказочных сюжетов.  

    Для прослушивания сказок можно использовать и аудиозапись. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей, помогают детям вслушаться в музыку, вдуматься в характер  героев, насладиться нежностью, напевностью народного языка.

    Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений. Пословицу можно использовать в любой ситуации.

    Например, при одевании на прогулку напомнить: "Семеро одного не  ждут", или заметить:"Поспешишь- людей насмешишь". Во время прогулок пословицы помогают детям лучше  понять различные явления, события:" Весна красна цветами", "Осень красна плодами", "Март- с водой, апрель- с травой". При изучении пословиц о труде можно предложить детям с родителями отыскать эти пословицы, запомнить. В детском саду вместе с воспитателем объясняют их смысл, учатся понимать, в каких ситуациях можно применить ту или иную пословицу. Чтобы дети могли лучше запомнить пословицы , можно давать  им сюжетные картинки     и предложить назвать соответствующие по смыслу пословицы. В старшей- подготовительной группах с детьми можно проводить конкурс - соревнование "Продолжи пословицу", "Кто больше назовет пословиц на какую-либо тему".

    Загадки- полезное упражнение для детского ума. Употребление метафорического образа (олицетворение, сравнение) способствует  формированию образной речи. Е.И. Тихеева предлагает учить детей отгадывать загадки следующим образом. Выставляется несколько игрушек, для каждой подбирается загадка.

    Например: "На голове красный гребешок, под носом красная бородка, на хвосте узоры, на ногах шпоры", "Грива на шее волной, сзади хвост трубой, между ушей челка". Дети быстро отгадывают загадки, ведь загадываемый предмет находится у них перед глазами. Надо обратить внимание детей на меткую, образную характеристику игрушки.

    На прогулках, когда дети наблюдают за деревьями ,птицами или сезонными изменениями, можно предложить соответствующие загадки: "Стоят в лугах сестрички_ желтый глазок, белые реснички"( ромашки)", "Бел, да не сахар, ног нет, а идет"  (снег)..Чтобы углубить и уточнить знания дошкольников об окружающем мире проводятся игры  " Я загадаю, а ты отгадай", "Кто и что это?". Дети очень любят загадки "Подскажи словечко": "Возле леса на опушке, украшая темный бор, вырос пестрый , как петрушка, ядовитый ...(мухомор), "Летом в болоте вы ее найдете, зеленая квакушка. Это кто? (Лягушка).

    Периодически можно устраивать выставки рисунков, аппликаций (традиционной и  пластилинографии),фигурок из пластилина, выполненных  по мотивам произведений устного народного творчества.

    Организовывая развлечения по сказкам, пословицам ставится задача не только повеселить детей, но и расширить их знания о народном языке, обогатить  словарь.

    К.Д.Ушинский говорил о русском народном творчестве,"...  как проявлении педагогического гения народа. Такая литература должна приобщить ребенка к духовной жизни народа".

    Таким образом, использование детьми в речи разнообразных форм устного народного творчества- важнейшее условие своевременного, речевого, литературного, художественного и интеллектуального развития. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Устное народное творчество концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью.

    Литература.

    Аникин В.П."К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах", М.,Детская литература.1988.

    Князева О.Л., Маханева М.Д. "Приобщение детей к истокам русской народной культуры, СПб., Детство- пресс, 2000.

    Круглов Ю.Т. "Русские народные загадки, пословицы, поговорки", М., Просвещение, 1990.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к консультации для воспитателей по теме"Устное народное творчество в развитии речи детей раннего и младшего дошкольного возраста."

    В презентации отражены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание педагогам при  подготовке по данной теме....

    Педагогический проект «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

    - Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.- Воспитывать эстетичес...

    Устное народное творчество в развитии речи детей

    Процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Произведения устного народного творчества имеют огромное значение, как для...

    Педагогический проект: «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

    Главная задача педагога это использование устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей младшего дошкольного возраста...

    Роль произведений устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

    Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Речь в жизни человека – это наиважней...

    Роль устного народного творчества в развитии речи детей.

    Тема: «Развитие внимания и эмоционально-волевой среды детей младшего дошкольного возраста» Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные техн...

    план самообразования "Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста"

    цель самообразования: выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста...