Художественное чтение
план-конспект занятия по художественной литературе на тему

Денеко Оксана Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennoe_chteni.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:


С 3 сентября по 14 сентября

«До свиданья лето, здравствуй детский сад!»

1.Тема: «Козлятки и волк»  в обр.К.Ушинского  (пересказ сказки)

Цель: учить детей согласовывать слова в предложении, совершенствовать умение правильно использовать предлоги.

Развивать умение пересказывать знакомую короткую сказку.

Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи.

Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Словарная работа: активизировать словарь – тоненький, толстый-претолстый.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «социализация», «музыка».

( Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр. 31)

2.Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо» В.Маяковский

                                                 (чтение  произведения)

Цель: познакомить детей с новым литературным произведением, учить детей понимать содержание, оценивать поступки героев. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, использовать в речи слова-антонимы.

Развивать внимание, мышление, память, связную речь.

Воспитывать нравственно-эстетические чувства в общении: в быту, играх.

Словарная работа: активизировать словарь – поступок, плохой, хороший.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество».

( Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.7)

С 19 сентября по 30 сентября

«Осень. Дары осени»

1.Тема: «Осень» К.Бальмонт (заучивание стихотворения)

Цель: познакомить детей с новым стихотворением, заучить его. Учить отвечать на вопросы по содержанию, используя строки из текста.

Развивать внимание, память, мышление, интонационную выразительность речи.

Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства.

Словарная работа: обогащать словарь – грустнее, блистают, благовонья.

Интеграция образовательных областей:  «познание», «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».

( Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр. 26)

2.Тема: «Осень в лесу» И.Соколов-Микитов    (чтение рассказа)

Цель: познакомить детей с рассказами о природе. Учить отвечать на вопросы по содержанию.

Развивать память, внимание, познавательные интересы детей.

Воспитывать любовь к родной природе.

Словарная работа: активизировать словарь – золотая осень, погожие деньки.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».

( Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.30)

3.Тема: «Колосок»       (рассказывание украинской сказки)

Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, характеризовать поступки героев. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Развивать внимание, мышление, память, интонационную выразительность речи.

Воспитывать интерес к сказкам других народов, трудолюбие.

Словарная работа: обогащать и активизировать словарь – мельница, колосок, трудолюбивый, лодыри.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «социализация», «музыка».

 ( Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.17)

С 1 октября по 12 октября мониторинг

С 15 октября по 31 октября «Я среди людей (семья, друзья)»

1.Тема: «Если добрый ты…»   (беседа)

Цель: познакомить детей с русским народным творчеством (пословицами и поговорками) и скрытой в них смысловой окраской.

Развивать внимание, мышление, умение детей отвечать на вопросы.

Воспитывать положительные черты характера, побуждать к добрым делам и поступкам.

Словарная работа: обогащать  словарь – аукнется, откликнется, недоброжелательный.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество», «познание».

(Е.Н.Арсенина  «Мероприятия для детей старшего дошкольного возраста» - стр.78)

2.Тема: «Смоляной бычок»     (рассказывание русской народной сказки)

Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить понимать ее содержание.  Учить детей отвечать на вопросы по содержанию распространенными предложениями или коротким рассказом.

Развивать внимание, память.

Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам.

Словарная работа: активизировать и обогащать словарь – смоляной, деревянная, железная, бумажная.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество».

(Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.52)

3. Тема: «Про себя и про ребят» Г.Ладонщикова,

               «Солнце в доме» Е.Серова   (чтение стихотворений)

Цель: учить детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста, отвечать на вопросы.

Развивать образность речи, умение слушать.

Воспитывать любовь к поэзии.

Словарная работа: обогащать словарь – мотыльки, растопятся льды, чехарда.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».

(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий»  стр.64)

С 1 ноября по 11 ноября «Мой дом, мой город, моя страна»

1.Тема: «Как собака друга искала» (рассказывание сказки)

Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить отвечать на вопросы по содержанию.

Развивать память, воображение, умение использовать в  речи однородные члены предложения.

Воспитывать интерес к сказкам разных народов, дружеские взаимоотношения.

Словарная работа: активизировать словарь – трусливый, неважный, дружные.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество».

(Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.99)

2.Тема: «Утка с утятами». Е.Чарушин    (пересказ)

Цель: учить детей пересказывать произведение близко к тексту.

Развивать монологическую речь.

Воспитывать любовь к окружающей природе.

Словарная работа: обогащать словарь – тина, червяки, вёсла, загребайте.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество», «социализация».

(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий»  стр.68)

С 12 ноября по 18 ноября «Знакомимся с ПДД»

1.Тема: «Три чудесных цвета» А.Северный, «Если бы…» О.Бедарев    (чтение стихотворений)

Цель: продолжать знакомить детей с новыми произведениями о правилах дорожного движения, учить эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста, отвечать на вопросы.

Развивать мышление, познавательные интересы у детей.

Воспитывать культуру поведения на дороге.

Словарная работа: активизировать словарь детей – транспорт, светофор, переход.

Интеграция образовательных областей:  «познание», «коммуникация», «художественное творчество», «безопасность».

С 19 ноября по 30 ноября «Я вырасту здоровым»

1.Тема: «Загадки о овощах и фруктах»     (ознакомление с малыми фольклорными формами)

Цель: расширять знания детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм – частушках и загадках, дать о них новые представления. Учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении.

Развивать мышление, память.

Воспитывать интерес к народному творчеству.

Словарная работа: пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний об овощах и фруктах.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «здоровье», «познание», «музыка».

(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий»  стр.82)

С 3 декабря по 16 декабря «Зима»

1.Тема: «Береза» С.Есенин        (заучивание стихотворения)

Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой. Учить чувствовать и воспроизводить образный язык стихотворения.

Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи.

Воспитывать любовь к природе, эстетические чувства.

Словарная работа: обогащать словарь -  принакрылась снегом, снежною каймой, заря, серебро.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».

(Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.55)

2.Тема: «Большое путешествие маленького мышонка»    (рассказывание сказки)

Цель: познакомить детей с новой сказкой народов Севера, учить отвечать на вопросы по содержанию.

Развивать память, мышление, внимание, познавательные интересы.

Воспитывать интерес к сказкам разных народов.

Словарная работа: обогащать словарь – эскимосская сказка, север, тундра, океан.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».

(Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.75) 

С 17 декабря по 30 декабря «Новый год»

1.Тема: «Хрюша на елке» Б.Заходер       (чтение сказки)

Цель: продолжать учить детей эмоционально воспринимать и понимать содержание и идею сказки, замечать образные слова и выражения.

Развивать память, мышление, умение пользоваться приемами сравнения.

Воспитывать интерес к художественной литературе.

Словарная работа: активизировать словарь – ягнята, важный-преважный, пятачок.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «социализация».

(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий»  стр.86)

2.Тема: «Елка» Е.Трутнева        (заучивание стихотворения)

Цель: учить детей рассказывать стихотворение наизусть, эмоционально воспринимать произведение.

Развивать образность речи, творческое воображение.

Воспитывать умение слушать, отвечать на вопросы четко и внятно.

Словарная работа: активизировать словарь – ледышки, снежное пальтишко, стайка.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».

(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий»  стр.87)

3.Тема: «Лесная газета» В.Бианки         (чтение рассказов)

Цель: продолжать учить детей отвечать на вопросы, употребляя в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Закрепить знания детей о жизни зверей зимой, как они готовятся к зиме.

Развивать мышление, память воображение, познавательные интересы.

Словарная работа: активизировать словарь – теплое жилье, холодные ветры, запасы на зиму.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».

(Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.64)

С 8января по 20 января «Народные традиции и культура»

1.Тема: «Пузырь, соломинка и лапоть»    (чтение  сказки)

Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить понимать ее содержание. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию распространенными предложениями.

Развивать у детей зрительное и слуховое внимание – умение вслушиваться в речь взрослого, отгадывать загадки, искать выход из проблемных ситуаций.

Воспитывать интерес к книге, к ее художнику-иллюстратору.

Словарная работа: активизировать словарь детей прилагательными – тонкий,  толстый, смелая, лопнул, низкий.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».

(О.А.Новиковская «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет» - занятие №1)

2.Тема: «Федул, что губы надул?... и др.»      (заучивание диалогов-небылиц)

Цель: познакомить детей с русским устным народным творчеством, продолжать учить детей запоминать короткие небылицы.

Развивать память, совершенствовать отчетливое произнесение слов, интонационную выразительность речи.

Воспитывать любовь и уважение к русским народным праздникам, традициям.

Словарная работа: активизировать словарь – кафтан, ворот, дыра.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».

С 21 января по 3 февраля «Всякий труд почетен  (профессии)»

1.Тема: «Дядя Степа» С.Михалков  (чтение произведения)

Цель: познакомить детей с новым произведением, учить характеризовать поступки героя. Продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Развивать внимание, мышление, память, познавательные интересы.

Воспитывать уважение к взрослым, интерес к их профессиям.

Словарная работа: активизировать словарь – называть слова с противоположным значением, обозначающим величину.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество».

(Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.79)

2.Тема: «Работа» Д.Габе          (чтение рассказа)

Цель: продолжать учить детей внимательно слушать рассказы, отвечать на вопросы по их содержанию.

Развивать мышление, память, учить активно участвовать в беседе.

Воспитывать интерес к труду взрослых, желание им помогать.

Словарная работа: активизировать словарь  -  бездельник, инструменты, доброжелательно.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество», «труд».

(Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.92)

С 4 февраля по 15 февраля «Что нас окружает (рукотворный мир)»

1.Тема: «Буратино»   (ознакомление с предметами)

Цель: познакомить детей с предметами ближайшего окружения.

Развивать память, мышление, воображение, наблюдательность, познавательные интересы.

Воспитывать бережное отношение к предметам.

Словарная работа: активизировать словарь – полено, гладкий, прочный.

Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».

(Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.131)

2.Тема: «В гости к книжке»  (знакомство с творчеством художников-иллюстраторов )

Цель: познакомить детей с творчеством художников-иллюстраторов Ю.Васнецова, В.Чижикова, Е.Чарушина, с тем как важны в книге рисунки, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации.

Развивать произвольное внимание.

Воспитывать эстетический вкус.

Словарная работа: обогащать словарь – иллюстрации, художники-иллюстраторы.

Интеграция образовательных областей:  «познание», «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».

(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий»  стр.92)

С 18 февраля по24 февраля «День защитника Отечества»

1.Тема: «Пограничники»  С.Я.Маршак   (заучивание стихотворения)

Цель: познакомить детей с новым стихотворением – о пограничниках, воинах, охраняющих нашу Родину. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи.

Воспитывать интерес к воинам Российской армии, уважение к ним.

Словарная работа: обогащать словарь – пограничники, родной рубеж, граница.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».

(Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.82)

С 25 февраля по 8 марта «Международный женский день»

1.Тема: «Мамин день»  Г.Виеру  (заучивание стихотворения)

Цель: познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию, отчетливо произносить слова и словосочетания.

Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи.

Воспитывать любовь и уважение к маме.

Словарная работа: активизировать словарь – подснежник, расцвел, поляна.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».

(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий»  стр.99)

С 11 марта по 23 марта «Театральная весна»

1.Тема: «Заяц и еж» Братья Гримм  ( рассказывание сказки)

Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.

Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, используя простые и сложные предложения, образовывать форму единственного и множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных.

Развивать память, внимание.

Воспитывать интерес к сказкам разных народов.

Словарная работа: активизировать словарь – насмешливый, грубый, важный, вежливый.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество».

(Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.133)

2.Тема: «В театре»   А.Барто      (чтение стихотворения)

Цель: учить детей эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста, понимать средства выразительности.

Развивать память, воображение, умение отвечать на вопросы.

Воспитывать любовь к художественной литературе.

Словарная работа: обогащать словарь – оркестр, сцена, театр, балет.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».

С 25 марта по 30 марта «Знакомство с ПДД»

1.Тема: «Поезд»  Я.Тайц      ( пересказ  рассказа)

Цель: учить детей пересказывать небольшой рассказ, впервые прочитанный на занятии, выразительно передавать прямую речь персонажей. Учить самостоятельно подбирать слово  со звуком «с».

Упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа  существительных.

Развивать внимание,  память.

Воспитывать интерес к занятию.

Словарная работа: обогащать словарь – машинист, кондуктор.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество», «безопасность».

(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий»  стр.87)

С 1 апреля по 13 апреля «Познаем мир (космос, земля, воздух, вода)»

1.Тема: «Летит корабль»  В.Орлов  (заучивание стихотворения)

Цель: дать представление о том, что растениям для роста нужна, земля, вода, свет и тепло.

Развивать мышление, наблюдательность, умение высказывать свои предположения в простых предложениях.

Воспитывать интерес к растениям и желание за ними ухаживать.

Словарная работа: активизировать словарь – космическая даль, морской прибой, стальной корабль.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «познание», «музыка».

2. Тема:  «Краденое солнце»    (чтение произведения)

Цель: продолжать учить детей понимать содержание произведения, помочь осмыслить значение образных выражений.

Развивать слуховое внимание.

Воспитывать любознательность.

Словарный запас: обогащать словарь – темнота, ворота, зубаст, пучеглазые.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».

(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий»  стр.83)

С 15 апреля по 27 апреля «Весна»

1.Тема:  «Одуванчик» З.Александрова    (заучивание стихотворения)

Цель: продолжать учить детей запоминать короткие стихотворения, отвечать на вопросы по содержанию строками из стихотворения.

Развивать внимание, память, интонационную выразительность.

Воспитывать эстетические чувства, любовь к поэзии.

Словарная работа: активизировать словарь – прошуршал, хрупкая ножка, развеял.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».

(Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.129)

2.Тема: «Хотела галка пить…» Л.Н.Толстой      (пересказ  произведения)

Цель: продолжать учить детей  пересказывать литературный текст, использовать в речи сложноподчиненные предложения. Учить образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных.

Развивать мышление, память.

Воспитывать познавательные интересы у детей.

Словарная работа: активизировать словарь -  гладкие, галчата, воронята, скворчата, воробьята.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество», «социализация».

(Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.135)

С 29 апреля по 11 мая «День Победы»

1.Тема: «О мальчике Тишке и отряде немцев»  (чтение произведения)

Цель: знакомить детей с событиями происходившими в годы Великой Отечественной войны. Учить поддерживать разговор по теме, отвечать на вопросы и задавать их.

Развивать познавательные интересы детей.

Воспитывать любовь к Родине.

Словарная работа: активизировать словарь – страна, фашисты, защитники, партизаны.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».

(Г.Я.Затулина  «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» - стр.126)

2.Тема: «День Победы» А.Усачев      (заучивание стихотворения)   

Цель: познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию, отчетливо произносить слова и словосочетания.

Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи.

Воспитывать уважение к защитникам Родины.

Словарная работа: активизация словаря -  фейерверк, день Победы, парад.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество».

(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий»  стр.110)

С 13 мая по 25 мая Мониторинг

С 27 мая по 1 июня «Здравствуй, лето!»

1.Тема: «Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»    (чтение произведения Д.Мамина-Сибиряка)

Цель: продолжать учить детей слушать большую по объему сказку, сопереживать ее героям, правильно воспринимать содержание произведения.

Развивать внимание, интерес к информации, которую несет текст.

Воспитывать интерес к сказкам, усидчивость.

Словарная работа: обогащать  словарь – полдень, болото, комаришка.

Интеграция образовательных областей:  «коммуникация», «художественное творчество», «музыка».

(В.Ю.Дьяченко, О.В.Гузенко  «Развитие речи. Тематическое планирование занятий»  стр.109)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция тяжёлого нарушения речи через выразительное (художественное) чтение.

Чтение вслух – важнейшее средство воспитания, построения взаимоотношений ребёнка и взрослого. Условно можно выделить основные виды чтения: опосредованное (чтение ребёнку вслух), самостоятельное (чтени...

Конспект непосредственно образовательной деятельности (область «Социализация», «Художественное чтение», «Художественное творчество»). для детей подготовительного возраста Тема: «В гостях у Данила-мастера»

Конспект непосредственно образовательной деятельности (область «Социализация», «Художественное чтение», «Художественное творчество»).для детей подготовительного возрастаТема: «В гостях у Данила-мастер...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ По художественному чтению в подготовительной группе Тема: «Чтение детьми и воспитателем любимых стихов»

Тематическое занятие, с элементами художественного чтения,направлено на развитие у детей эмоциональной отзывчивости на произведения поэтов–  голоса,  развитие творческой способности, воображ...