Папка - ширма "С. Я. Маршак"
материал (средняя группа) по теме

Юнингер Ульяна Сергеевна

Родился 22 октября (3 ноября н.с.) в Воронеже в семье заводского техника, талантливого изобретателя, поддерживавшего в детях стремление к знаниям, интеpec к миру, к людям. Раннее детство и школьные годы провел в городке Острогожске под Воронежем. В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта. Одна из поэтических тетрадей Маршака попала в руки В. Стасова — известного русского критика и искусствоведа, который принял горячее участие в судьбе юноши. С помощью Стасова он переехал в Петербург, учился в одной из лучших гимназий, целые дни проводил в публичной библиотеке, где работал Стасов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл papka_shirma.rar536.74 КБ

Предварительный просмотр:

D:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Marshak_samuil.jpg

Маршак Самуил Яковлевич

(1887 – 1964)

Поэт, переводчик.

Биография

Родился 22 октября (3 ноября н.с.) в Воронеже в семье заводского техника, талантливого изобретателя, поддерживавшего в детях стремление к знаниям, интеpec к миру, к людям. Раннее детство и школьные годы провел в городке Острогожске под Воронежем. В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта. Одна из поэтических тетрадей Маршака попала в руки В. Стасова — известного русского критика и искусствоведа, который принял горячее участие в судьбе юноши. С помощью Стасова он переехал в Петербург, учился в одной из лучших гимназий, целые дни проводил в публичной библиотеке, где работал Стасов.

В 1904 в доме Стасова Маршак познакомился с Горьким, который отнесся к нему с большим интересом и пригласил его на свою дачу в Ялте, где

Маршак лечился, учился, много читал, встречался с разными людьми. Когда семья Горького вынуждена была покинуть Крым из-за репрессий после революции 1905, Маршак вернулся в Петербург, куда к тому времени перебрался его отец, работавший на заводе за Невской заставой.

Началась трудовая молодость: хождение по урокам, сотрудничество в журналах и альманахах.

Через несколько лет, в 1912, для завершения образования Маршак уехал учиться в Англию, сначала в политехникуме, затем в Лондонском университете. Во время каникул, много путешествовал пешком по Англии, слушал английские народные песни. Уже тогда начал работать над переводами английских баллад, впоследствии прославившими его.

В 1914 вернулся на родину, работал в провинции, публиковал свои переводы в журналах "Северные записки" и "Русская мысль". В годы Первой мировой войны Маршак занимался помощью детям беженцев.

С начала 1920-х участвует в организации детских домов в Екатеринодаре, создал детский театр, в котором началось его творчество детского писателя.

В 1923, вернувшись в Петроград, создавал свои первые оригинальные сказки в стихах — "Сказка о глупом мышонке", "Пожар", "Почта", переводил с английского детские народные песенки -— "Дом, который построил Джек" и т.д. Возглавлял один из первых советских детских журналов — "Новый Робинзон", вокруг которого группировались талантливые детские писатели. С 1924 руководил детским отделением ОГИЗа в Ленинграде и был деятельным покровителем авангардистов, например обэриутов (Д. Хармс, А. Введенский), Е. Шварца, Б. Житкова, которые под его руководством стали писать для детей.

Стихи Маршака для детей, его песни, загадки, сказки и присказки, пьесы для детского театра со временем составили сборник "Сказки, песни, загадки", неоднократно переиздававшийся и переведенный на многие языки.

Его книги для детей, представляющие собой краткие рассказы в стихах, — "Багаж", "Мистер Твистер", "Блиц-фрицы", богаты по содержанию и по форме, пытаются охватить все доступные ребенку стороны жизни и в то же время соответствуют современной тематике.

В 1938 переселился в Москву. В годы Великой Отечественной войны активно сотрудничал в газетах — его пародии, эпиграммы, политические памфлеты высмеивали и обличали врага.

В послевоенные годы вышла книги стихов — "Почта военная", "Быль-небылица", поэтическая энциклопедия "Веселое путешествие от А до Я". В 1955, 1957, 1959 Маршак снова ездил в Англию. Много занимался переводами сонетов Шекспира и песен Р. Бёрнса, переводил стихотворения Дж. Китса, Р. Киплинга, У. Водсворта, П. Б. Шелли, Дж. Байрона.

Среди драматургических сочинений Маршака особой популярностью пользуются пьесы-сказки "Двенадцать месяцев", "Умные вещи", "Кошкин дом".

В 1961 вышел сборник статей "Воспитание словом" — итог большого творческого опыта писателя.

В 1963 вышла "Избранная лирика" — последняя книга писателя. Лирика Маршака, не предназначенная для детей, отличается простотой, конкретностью, ясностью. Его поэтический стиль консервативен и классичен, язык его произведений отличает близость к разговорной речи.

С. Маршак скончался 4 июля 1964 в Москве.

Как много в жизни может человек, 
как мало дней дано ему по веку,
чтоб вымерить стихами целый век
и, дважды углубляясь в ту же реку,
по новой начинать в судьбе разбег…

И смог сие великий книгочей,
поэт, писатель, критик, переводчик,
по делу безобразному врачей***
не выдавший друзей своих средь прочих,
моральный облик не затронувший ничей.

И, может быть, за дел прекрасных ком,
за гуманизма рыцарские латы,
исполнит снова где-нибудь мельком
синагогальный хор стихи кантаты****,
написанной когда-то Маршаком.

Значение стихов Маршака для детей

Кто не слышал о поэте Самуиле Яковлевиче Маршаке? Это имя многие дети знают лучше, чем полное имя своих родителей. Он был одним из тех, перед кем стояла довольно трудная задача — после революции необходимо было избавиться от бледных и невзрачных детских произведений, которые издавались ранее и попытаться сделать детскую литературу более яркой и выразительной. В своих произведения Самуил Маршак знакомит детей разных возрастов с окружающим миром, побуждая ребёнка почувствовать полноценную и интересную поэзию.

О творчестве и вкладе в детскую литературу писателя Маршака можно говорить часами и написать не одну книгу или дипломную работу. Стихи этого писателя не только помогают ребёнку расширить кругозор, воспитывая вкус и любовь к литературной русской речи, но и помогают малышу ощутить богатство языка.

Маленькие детишки с большим удовольствием слушают стихотворения, ведь стихи Маршака легко воспринимаются на слух, и очень быстро запоминаются. Активно разворачивающееся действие, интрига, опасность побуждают дочитать стих до конца. Дети искренне переживают за героев и сочувствуют им. В своих произведениях Маршак охватывает все этапы взросления малыша, а помогают ему в этом различные жанры: песенки и стихи, загадки и считалки, а так же сказки.

Начиная с самого простого, автор постепенно расширяет кругозор ребёнка, например, для детей среднего возраста, он старается говорить уже более серьёзно, чем с малышами, показывая многообразие жизни, побуждая их увидеть ситуацию дальше и шире. Для этого Маршак применяет в своем творчестве разнообразие выразительных словосочетаний.

Дети хорошо воспринимают стихи на слух, а в произведениях Маршака рифмы весьма точные, что упрощает запоминание даже большого стишка. Автор избегает в своих произведениях сложного сравнения и внушительных определений. Чтобы заинтересовать ребёнка и помочь ему глубже понять смысл, Маршак использует в каждом произведении загадку или намёк, предоставляя возможность малышу домыслить, о чем идёт речь, используя свои жизненные навыки и наблюдения.

Небольшой намёк и простор для фантазии оставляет гораздо более сильное впечатление на малыша, чем долгое и подробное описание. Стихи Маршака обогащают словарный запас ребёнка, вводя новые понятия, и тем самым показывают ритмичность различных словосочетаний.

В некоторых произведениях присутствует забавная игра слов, которые очень легко запоминаются, и очень близки для детского творчества. Часто сочинял Маршак стихи для детей, прибегая к помощи фольклора, который используется в небольшой задорной дразнилке или считалке, или сказке.

Простые рифмы и фонетическая ясность в произведениях помогает быстро понять и запомнить стихотворение, и они откладываются в нашей памяти на всю жизнь. Именно поэтому, стоит обязательно познакомить детей с творчеством автора.

При чтении рассказов, стихов и сказок малыш становится как бы участником действий, которые происходят с героями, чувствуя себя более старшим и умным. При обращении к детям Маршак делает их собеседниками, и побуждает участвовать в сюжете стихотворения или рассказа, превращая чтение в забавную игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по произведениям С. Я. Маршака для средней группы.

Викторина для совместного досуга с родителями. Можно использовать как закрепление знаний произведений С. Я. Маршака....

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по пожарной тематике: "Чтение стихотворения С.Я.Маршака "Пожар" и беседа по его содержанию"

Конспект занятия содержит  хороший программный материал по ознакомлению с  художественной литературой, а также много занимательного материала....

Конспект НОД "Литературная гостиная по произведениям С. Я. Маршака"

Непосредственная образовательная деятельность с использованием ИКТ. Обобщает знания детей о творчестве С. Я. Маршака...

Конспект литературного досуга, посвящённого творчеству С.Я. Маршака «Маршак для детей»

Конспект литературного досуга, посвящённого творчеству С.Я. Маршака  «Маршак для детей»...

Папка к 9 мая "мы помним" и папка "наши земляки, герои Великой Отечественной Войны"

Папка "мы помним" с фотографиями детей войны.Которые сражались за Родину и не предали её,многие погибли в раннем возрасте.Папка "наши земляки" , в этой папке фотографии наших земля...

НОД по произведениям С. Я. Маршака «Праздник книги Маршака»

НОД по произведениям С. Я. Маршака «Праздник книги Маршака»...