Проект " Маршаковские чтения"
проект по художественной литературе (средняя группа) по теме

Юнингер Ульяна Сергеевна

. Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет слушать то, что ему интересно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_proekt.docx58.88 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Маршаковские чтения»

D:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\i.jpg

(материалы по ознакомлению детей 4-5 лет и родителей с произведениями Самуила Яковлевича Маршака)

Автор проекта:  

Черевашенко Е.В.

Бугун У.С

Ессентуки – 2016

Пояснительная записка

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины.

Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель - создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее страны.

   Детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью.

Культура - это то, что «делает людей народами». Об этом напомнил Владимир Владимирович Путин, выступая на заседании президиума Президентского совета по развитию культуры и искусств в 2014.  

Очень важно приобщать детей к литературе своего народа, поскольку обращение к своему  отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живёшь,  умение видеть красоту родной природы, начинается чувство  Родины.

Так как направление развития нашего детского сада познавательно-речевое и в рамках Года литературы в России нами было определено направление работы. Захарова Елена Викторовна представляет свой педагогический опыт в формировании познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича  Маршака через призму инновационных технологий.

Исходя из этого, работа по формированию познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака,  детей среднего дошкольного возраста включает в себя целый комплекс задач:

- знакомство детей с биографией Самуила Яковлевича Маршака;

- знакомство детей с произведениями Самуила Яковлевича Маршака;

- укрепление детско-родительских отношений;

- укрепление физического здоровья, необходимости здорового образа жизни;

- продолжение деятельности «Чтение с мамой».

Стихи и шутки Маршака широко используются в дошкольной педагогике как примеры правильного поведения ребенка, а также высмеивания невежества. Дети в своей речи начинают использовать строчки Маршака. Часто юмор поэта помогает ребенку и воспитателю выйти из сложной ситуации, посмеяться над собой, задуматься. К тому же дети знакомятся с автором поближе, запоминают и узнают несколько произведений. В этой связи успешность ознакомления детей  4-5 лет с произведениями Самуила Яковлевича Маршака станет успешным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственные дошкольному возрасту.

Актуальность темы. Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет слушать то, что ему интересно.

Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир.

Произведения Самуила Яковлевича Маршака не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием. Какой только темы не охватили они: азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание...

Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXI века. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.

         

Паспорт проекта

Вид проекта: творчески-информационный

Продолжительность проекта: краткосрочный

Образовательная область: познавательно-речевое развитие дошкольников

Цель проекта:

Формирование у детей познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака через призму инновационных физкультурно-оздоровительных технологий.

Задачи проекта:

- Познакомить детей с биографией С. Я. Маршака;

- Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака:

  • - «Багаж»
  • - «Сказка о глупом мышонке»
  • - «Сказка об умном мышонке»
  • - «Где обедал воробей?»
  • - «Вот какой рассеянный»
  • - «Радуга-дуга»
  • - «Ванька-встанька»
  • - «Круглый год»
  • - «Детки в клетке»
  • - «Мяч»
  • - «Веселый счет»
  • - загадки

- Обогатить знания детей об окружающем мире: объекты социального назначения, природный мир, мир творчества, профессии и ремесла, предметный мир…

- Формировать эмоционально-образное восприятие произведений.

- Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов…

- Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений. Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы.

- Обогатить двигательный опыт детей, способствовать их физическому развитию.

- Учить детей при заучивании стихов наизусть, соотносить текст стихотворения с картинкой. Развивать образную память.

- Развивать познавательные и умственные способности, речь детей. Обогащать активный словарь детей.

- Приобщить родителей к семейному чтению литературы.

Участники проекта:

- дети средней группы «Светлячки»

- библиотека

- родители воспитанников

- воспитатели: Черевашенко Е.В. , Бугун У.С.

Прогнозируемый  результат:

1. Оснащение развивающей среды в группе:

  • Библиотека произведений С. Я. Маршака.
  • Подбор фонотеки, видеотеки произведений
  • Оформление книг, альбома рисунков по произведениям С. Я. Маршака
  • Создание развивающих игр
  • Театрализованные игры

2.Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как

источник знаний.

3. Активное участие родителей в реализации проекта.

4. Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения.

5. Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них.

6. Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него.

7. Развитие интереса к литературе, творчеству с. Я. Маршака.

8. Популяризация семейного чтения.

9. Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться, помогать друг другу.

10. Создание системы работы по ознакомлению детей с художественной литературой.

План реализации проекта

  • Подобрать произведения Самуила Яковлевича Маршака для пополнения книжного уголка, его биографию.
  • Подобрать материалы для дидактических игр.
  • Довести до сведения родителей важность этой проблемы.
  • Подготовка к участию в I Всероссийской викторине по произведениям С.Я. Маршака.
  • Подготовка конспектов занятия.
  • Подготовка показа театральной постановки «Сказка о глупом мышонке» и сказка «Детки в клетке».
  • Подготовка конспекта к итоговому мероприятию по произведениям С.Я. Маршака
  •  Разработка перспективного  плана мероприятий.

Время реализации: два  месяца.

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

Формы детской деятельности по проекту «Маршаковские чтения»

Познавательное развитие

  • Игровые ситуации по формированию элементарных математических представлений
  • Игровые ситуации по формированию элементарных математических представлений на основе стихотворения «Веселый счет»
  • Беседы по  ознакомлению с детскими годами  Самуила Яковлевича Маршака
  • Игровые ситуации по формирование представления о сезонных изменений по стихотворению «Круглый год»
  •  Экскурсия в библиотеку
  • Посещение и чтение художественной литературы  по формированию интереса и потребности в чтении
  • Итоговое занятие по ознакомлению с творчеством С. Я. Маршака
  • Вечер загадок по произведениям С. Я. Маршака
  • Встреча с почтальоном

Речевое развитие

  • Разучивание и драматизация  стихотворений из произведения «Багаж»,  «Почта», «Мяч», «Рассказ о неизвестном герое».
  • Театрализация по формированию грамматического строя речи, образование форм множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, употребление этих слов в именительном и винительном падеже на основе произведения «Детки в клетке».

Художественно-эстетическое развитие

  • Рисование по произведению – групповая работа  «Где обедал воробей?» по нетрадиционной методике Светланы Викторовны. Погодиной
  •  Рисование – групповая  работа  «Радуга»
  • Лепка – коллективная  работа «Багаж»
  • Просмотр мультфильма «Двенадцать месяцев»
  • Постановка театрального представления «Сказка о глупом мышонке»

Физическое развитие

  • Участие в физкультурном досуге по мотивам сказки «Кошкин дом»
  •  Игровые ситуации и дидактические игры по воспитанию опрятности, аккуратности и привычки следить за своим внешним видом
  • Игровые ситуации по воспитанию потребности в соблюдении режима по стихотворению «Ванька-Встанька»
  • Игровые ситуации по воспитанию необходимости занятия спортом  по стихотворению «Рассказ о неизвестном герое»

Социально-коммуникативное развитие

  • Д/и «Где обедал воробей?»
  • Сюжетно-ролевая игра «Вокзал» по стихотворению «Багаж»
  • Показ театрального представления  «Сказка о глупом мышонке»
  •  Инсценировка стихотворения «Вот какой рассеянный»
  • Игровые ситуации по воспитанию любви и уважения к своим родителям, к своей семье по произведению «Сказка о глупом мышонке»
  • Игровые ситуации по закреплению знаний о правилах дорожного движения по стихотворению «Мяч»
  • Игровые ситуации по воспитанию правил поведения и безопасности в общественных местах, например, в транспорте
  • Игровые ситуации по развитию умения распределять роли в театрализованной игре «Вокзал»
  • Организованная деятельность (НОД) в книжном уголке
  •  Картотеки и подбор книг по теме «Самуил Яковлевич Маршак»
  •  Реставрационная совместная деятельность детей и педагога
  •  Изготовление поделок  и рисунков к произведениям С. Я. Маршака вместе с детьми
  • Заучивание  произведений С. Я. Маршака для конкурса чтецов

Презентация проекта

- мультимедийная презентация проекта «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака детей среднего дошкольного возраста»;

- Вечер развлечений на тему «Маршаковские чтения»

Подведение итогов

- создание плаката «Полезные продукты»  на основе произведения «Усатый–полосатый»;

- проведение викторины по произведениям С.Я. Маршака;

- выставка поделок, сделанных детьми группы совместно с родителями по произведениям С. Я. Маршака;

- показ сказки «Сказка о глупом мышонке» и сказка «Детки в клетке»

План мероприятия проекта

Содержание работы

Сроки

результаты

  1. Подготовительный этап

1

– «Методика организации детского чтения»
– «Жизнь и творчество С.Я. Маршака»;

– подбор детской  художественной литературы писателя.

Подборка информации (биографии и творчества) С.Я.Маршака;

создание картотеки произведений.

2

Работа с детьми:

– подбор детских книг С.Я.Маршака для смены в книжном уголке.

 

аннотация произведений.

3

Работа с родителями: 
– консультация «Произведения С.Я.Маршака в вашем доме»

 информационный стенд (список литературы по возрасту).

4

Подготовка информации по полезным продуктам

Список полезных продуктов

5

Подготовка конспектов занятия

Конспект, материалы

6

Подготовка материала к постановке театрального представления «Сказка о глупом мышонке» и сказка «Детки в клетке»

Заготовка шаблонов животных, подготовка нужного материала.

7

Подготовка развивающих игр «Где обедал воробей?»

Картинки-схемы

II. Основной этап – организационно - практический

8

Работа с детьми:

– чтение произведений писателя;

– рассматривание иллюстраций;
– проведение литературных викторин;
– рисунки детей по стихотворению «Радуга»;

- рисунки детей по стихотворению «Цветные страницы»;

- заучивание стихов «Где обедал воробей?», «Мяч» по  мнемотаблицам;

– Показ театральной постановки «Сказка  о глупом мышонке» и сказка «Детки в клетке»

оформление выставки «Любимые герои из произведений С.Я.Маршака»;
театрализованное представление;
конспект развлечения;

мнемотаблицы по стихам «Где обедал воробей?», «Мяч»;

Выполнение и отправка заданий на конкурс

9

Подготовка плаката «Полезные продукты» на основе произведения С.Я. Маршака «Усатый-полосатый»

Создание фото отчета

III. Итоговый этап

10

Работа с детьми:

– рисунки детей;
– проведение викторины по произведениям С.Я. Маршака.

выставка «Юные художники-иллюстраторы»;
конспект викторины;

11

– участие в I Всероссийской викторине по произведениям С.Я. Маршака с ребенком средней группы

Диплом об участии во Всероссийской викторины по произведениям С.Я. Маршака

12

Работа с родителями:

- работы любимых героев произведений С.Я. Маршака;

-Показ сказки «Глупый маленький мышонок» и сказка « Детки в клетке»

 Выставка работ, создание фото отчета .

Практическая значимость:

- обобщение знаний у детей о С. Я. Маршаке и его произведениях

- развитие умение отгадывать загадки

- развитие артистических способностей детей

- воспитание интереса к родной литературе, к творчеству С. Я. Маршака

- воспитание интереса к занятиям спортом, здорового образа жизни

- развитие любознательности

- развитие умения рисовать, используя нетрадиционные методики

Вывод:

За время проекта дети познакомились с краткой биографией советского детского поэта Самуила Яковлевича Маршака, его детскими годами, также вспомнили знакомые произведения  и познакомились с новыми основными произведениями поэта.

Дети разучили стихотворения С. Я. Маршака «Где обедал воробей» и «Мяч», «Круглый год» и «Детки в клетке».

        Готовясь к оформлению плаката «Полезные продукты» дети закрепили обобщающие понятия овощи и фрукты, цвет, форму, важность правильного питания. Упражнялись в вырезывании иллюстраций фруктов и овощей, наклеивании их на плакат.

Также познавательной оказалась сюжетно-ролевая игра «Вокзал». В первой половине дня дети из больших строительных блоков создавали здание вокзала, потом в ход пошли стулья, мягкий конструктор. Очень пригодились для этой постройки иллюстрации в книжках С. Я. Маршака, т. к. у современных детей мало собственных познаний о вокзале, поездах и поездках на поезде. Во второй половине дня игра получила сюжетно-ролевое направление. Развитие сюжета началось по стихотворению «Багаж». По ходу игры распределялись роли, раздавались атрибуты и костюмы. Дети много узнали из жизни вокзала: о пассажирских и товарных поездах, о правилах поведения в транспорте.

В беседе о правилах поведения на дорогах нам очень помогло стихотворение «Мяч».

А формирование элементарных математических представлений очень раскрасило использование стихов «Веселый счет».

Интересно прошла театрализованная игра «Зоопарк». Эта тема детям хорошо знакома, но благодаря стихотворениям «Детки в клетке» и «Где обедал воробей?», дети узнали новых животных, выучили стихи, а также потренировались образовывать множественное число названий детенышей в разных падежах. В заключении дети создали из пластилина свой зоопарк.

Дети закрепили умение рисовать иллюстрации к стихотворению, соблюдая цветовую гамму и последовательность, в итоге получилась книга.

Интересно прошла викторина по загадкам и произведениям С. Я. Маршака с использованием слайд-шоу.

Интересно прошла театрализованная игра «Сказка о глупом мышонке» и сказка «Детки в клетке». Дети узнали правила безопасного поведения с чужими людьми, прививалась любовь и уважение к маме. Учились выразительно передавать характер героев, развивали память.

Благодаря стихотворениям «Детки в клетке» и «Где обедал воробей?», дети узнали

новых животных, выучили стихи, а также потренировались образовывать

множественное число названий детенышей в разных падежах.

Выполняя рисунок стихотворению «Радуга» дети познакомились со спектром радуги, закрепляли названия и последовательность цветов.

Интересно прошла викторина по загадкам и произведениям С. Я. Маршака с использованием иллюстраций к произведениям и отрывков. Дети определяли, называли произведения по иллюстрации или по отрывку произведения .

Кульминацией проекта стало участие в  I Всероссийской викторине по произведениям С.Я. Маршака .

Выдвинутые ранее нами гипотезы подтвердились, организация работы по ознакомлению с творчеством писателя способствует развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Перспективы дальнейшей работы

Цель:

- воспитание любви к произведениям классиков советской литературы

Задачи:

- знакомить детей с другими советскими детскими поэтами и писателями

- укрепление детско-родительских отношений

- продолжение деятельности «Чтение с мамой»

- в перспективе, работая над проектом по ознакомлению с творчеством С. Я. Маршака, можно вывести отдельную линию о пожарной безопасности, о поведении в чрезвычайных ситуациях, о работниках спасательных служб по таким произведениям, как «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта - "Семейные чтения"

Тип проекта: педагогический, творческий, долгосрочный.Участники:·                    Детский о...

проект "семейное чтение"

проект "Семейное чтение"...

Проект " Маршаковские чтения"

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины.Воспитывая будущее поколение, мы...

"Маршаковские чтения"

Дорогой Самуил Яковлевич! Из далекого от Вас 21-го тысячелетия мы шлём Вам поздравления с днем рождения! Это значит, что, несмотря на прошедшие годы, мы помним и любим Вас. Мы узнаем Ваши стихи в ранн...

Проект по чтению "Все начинается с чтения"

Проект  по чтению "Все начинается с чтения", по произведени А. Гайдара "Чук и Гек"...

Проект по чтению художественной литературы для детей подготовительной группы «Доброе чтение»

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художест...

Проекта Год чтения в детском саду «Волшебный мир чтения»

ull;Тип проекта: групповой, возраст детей –3-7 лет.•Сроки реализации проекта: долгосрочный (январь – декабрь 2022г).•Вид проекта: литературно-творческий.•Тип проекта: груп...