Значение литературной сказки.
презентация к уроку по художественной литературе (старшая, подготовительная группа) на тему

Гибадуллина Гульсиня Багдануровна

Есть  ли в нашей стране и в других странах мира человек, который не знает  сказки Пушкина произведения самого знаменитого русского писателя.  Читая любые  сказки,  ребёнок  развивается. Читая сказки Пушкина, малыш получает информацию, обличённую в  поток чистейшей русской речи. Что может быть лучшим пособием для развития речи, чем  сказки Пушкина, написанные свыше двухсот лет тому назад.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_literaturnoy_skazki.docx33.39 КБ
Файл detstvo_s_pushkinym.pptx907.37 КБ

Предварительный просмотр:

Значение литературной сказки

 в воспитании и развитии речи

детей дошкольного возраста

 

Литературная сказка - целое направление в художественной литературе. За долгие годы своего становления и развития этот жанр стал универсальным жанром, охватывающим все явления окружающей жизни и природы, достижения науки и техники.  Подобно тому,  как народная сказка, постоянно изменяясь, впитывала в себя черты новой реальности, литературная сказка всегда была и есть неразрывно связана с социально-историческими событиями и литературно-эстетическими направлениями. Литературная сказка выросла не на пустом месте. Фундаментом ей послужила сказка народная, ставшая известной благодаря записям ученых-фольклористов.

Знакомство ребенка со сказкой начинается с выразительного чтения ее взрослым. Характер и содержание последующей работы обусловливаются самим литературным произведением, возрастом детей, уровнем их развития. Педагог избирает какой-то один метод или прибегает к сочетанию разных методов в зависимости от задач, которые он перед собой ставит.
     Рассмотрим основные методы работы с детьми (В. А. Запорожец, Ф.А.Сохин, Л.Е.Журова, В.И. Лейбсон).
I. Целенаправленное наблюдение.
1. Воспитатель, родители могут совместно с детьми рассмотреть, какими средствами сказочник добивается соответствующего впечатления (картины природы, описания героев, их поступков, юмористические пассажи, драматические повороты сюжета). Пересказ детьми прочитанного, отдельных эпизодов внесет необходимые акценты в суть переживаемого.
2. Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, "интерьера" сказки.
3. Рисование детьми иллюстраций к прочитанному тексту. Сопровождение рассматривания готовых работ словесными рассказами и пояснениями. Лепка сказочных персонажей из доступных материалов, изготовление карнавальных масок, костюмов. После рисования, лепки, изготовления костюмов можно провести обсуждение иллюстраций и поделок.
4. Подбор наиболее подходящей музыки к сказке (отдельным фрагментам) с учетом места действия (мельничный пруд, лес, старинный замок и т. д.) и характера действия.
II. Сравнение.
1. Игра в сравнения ("Кто на кого похож? Что на что похоже? У кого сравнение точнее, у кого — самое неожиданное и в то же время точное?").
2. Сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту.
3. Сравнение прочитанного с целью актуализации читательского опыта.

Что общего между этими сказками? В чем различие? Что общего между героями сказок? Какие другие сказки они напоминают?
III. Узнавание и воспроизведение стилистических особенностей.
1. Узнавание автора по стилю.

2. Узнавание детьми иллюстраций к ранее прочитанной книге или узнавание места в книге, к которому относится показанная иллюстрация, что дает возможность почувствовать стиль автора, развивает эстетическую память и актуализирует прочитанное.
3. Драматизация. Разыгрывание сценок из сказки, возможно, в форме викторины. Зрители могут отгадывать, какой это герой, из какой сказки.
4. Литературный театр. Синтетическая и свободная форма, включающая драматизацию, выразительное чтение, демонстрацию рисунков и поделок, прослушивание музыкальных произведений (фрагментов), выставку книг писателя.
IV. Эксперимент с художественным образом.
1. Рассказывание от имени одного из героев произведения. Традиционный пересказ прочитанного модифицируется в данном случае благодаря возможности как бы проигрывать разные роли. Ребенок учитывает в своем пересказе речевые особенности героя, его характер, отношения с другими персонажами книги.
2. Герои среди нас.  Персонажи сказок переносятся в современную обстановку и реагируют на все происходящее в соответствии со своими характерами. Задание, помимо фантазии, развивает чувство юмора, актуализирует читательский опыт.
3. Домысливание судьбы героя. Это задание предполагает развитие идеи автора, домысливание дальнейшей деятельности героя в рамках тех обстоятельств, которые описаны в книге. Если предыдущее задание имеет юмористический, даже пародийный характер, то здесь все рассчитано на детскую фантазию, "вживание" в образ.
V. Оценка и суждение.
1. Мой любимый герой. Даже самые маленькие в состоянии, вспомнив прослушанное, аргументированно доказать достоинства своего героя и убедить слушателей.
2. Любимая сказка, любимый автор. Умение выделить любимую сказку из массы прочитанных или прослушанных, способность выделить автора — принципиально важный шаг в развитии читательской культуры.
3. Тематические беседы (индивидуальные или коллективные) о прочитанном ("О каких событиях идет речь в сказке? Встречались ли подобные события в других сказках? Где происходит действие? Знакомо ли это место по другим сказкам?").
4. Беседа (индивидуальная или коллективная) о литературных героях. Задача беседы — развить художественные ассоциации ("На какого героя из ранее прослушанных сказок похож герой новой сказки? Чем те герои (герой) отличаются от только что узнанного и в чем их сходство?").
5. Беседа об авторе. После предварительной работы воспитатель может в доступной для детей форме рассказать о русских сказочниках .

Для педагогов же особо значима проблема эстетического воспитания детей на материале сказки. Художественная литература, в том числе сказка, как образное отражение мира требует от читателя особых качеств восприятия: творческого воображения, развитой наблюдательности; чувства образного слова, авторской позиции и гармонической целостности произведения; понимания внутренних психологических мотивов поведения литературных героев. Эти качества в своей совокупности составляют особый тип восприятия — эстетический. Эстетическое восприятие развивается в результате широкого знакомства с художественной литературой, овладения необходимыми знаниями, накопления опыта переживаний и жизненных впечатлений. Поэтому так важна серьезная, продуманная работа со сказкой с самого начала приобщения ребенка к литературе.
        Большое внимание этой работе уделял В. А. Сухомлинский. Он подчеркивал, что "сказка — это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший его этап — инсценирование".

Говоря о сказке литературной, нельзя не сказать о сказках А.С.Пушкина.

В своей книге «Воспитание словом», где большая часть статей посвящена А.С. Пушкину, С.Я. Маршак так писал о непревзойдённых сказках: «Каждая строчка сказок хранит частичку его души… Они равно доступны и взрослым, и детям. Сказки Пушкина должны быть наготове в каждой семье. Пусть они ждут того времени, когда ребёнок начнёт понимать их смысл, хоты бы любить их звучание…»

Влияние сказок А.С. Пушкина на ребёнка бесценно.

Во-первых, они являются залогом успешного развития творческих способностей детей, их фантазии, воображения, а также создания условий для свободной самостоятельной деятельности.

Во-вторых, все сказки поэта имеют фольклорные истоки. В процессе слушания сказок происходит знакомство с родным языком. Они дают ему обильные сведения о языке, знакомят  с насыщенной живой и разнообразной народной речью. С ритмами малых фольклорных форм – считалки, заклинания, дразнилки.

 В-третьих, это средство приобщения ребёнка к жизни людей, к миру истории. Это позволяет малышу испытывать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. В.А. Сухомлинский писал: «Сказка – это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка жизненных явлений».

Чтобы дети почувствовали красоту пушкинского слова и впитали её, они «должны какое-то время жить в материале» (Л.И. Царенко – актриса, мастер художественного слова, педагог по театральной деятельности, соавтор программы «Наследие»). Сказка должна красной нитью проходить через все виды деятельности детей.  Опыт работ даёт подтверждение этому. Литературная сказка даёт богатейший материал и для воспитания нравственных качеств, и для развития умственных способностей, и, конечно, для развития речи детей.

На всех занятиях, в том числе на занятиях по ФЭМП,  можно провести самые разные дидактические игры и упражнения, напомнить детям о героях пушкинских сказок.

По сказкам А.С. Пушкина я составила несколько кроссвордов: «»Второе чудо», «Когда? Сколько? Какой?», «Сказочная улица», «Лесенка», «Собери семью», «Золотой ключик».

Много дидактических игр позволяют провести «складовые картинки».  К сказкам А.С. Пушкина я изготовила порядка 50 карточек. Они позволяют активизировать в речи детей слова, которые в обыденной жизни дети не употребляют (месяц, землянка, корыто, стража, колесница, изба, дворянка и др.)

В старшей, тем более, в подготовительной  группе  дети  умеют читать. Упражнение «Хитрые слова» воспитывает интерес к слову. В сказках А.С. Пушкина  мы с детьми нашли более 150 слов, в которых, как говорят дети, «спрятались» другие слова.

 «…Заучивание стихотворных строк А.С. Пушкина как прививка своего рода, прививка подлинной, культурной российской речи к одичавшему стволу современного разговорного языка». Е. Соловьёва.

Литературная викторина позволяет активизировать детей, заставляет их думать, вспоминать. А воспитателю даёт возможность вернуться к сказке, ещё раз прочитать, напомнить детям отдельные фрагменты произведения, заострить их внимание  на деталях.

Переоценить значение загадок трудно. Много загадок было подобрано к сказкам Пушкина. Несколько загадок мы придумали вместе с детьми.

В подготовительной группе мы провели цикл занятий – аппликация, лепка, рисование, ручной труд – посвящённых сказкам А.С. Пушкина. А, готовясь к инсценировкам,  изготавливали деревья в технике папье-маше.

Театр – яркое, эмоциональное средство, формирующее эстетический вкус детей, так как он воздействует на воображение ребёнка через слово, действие, музыку. Ни с чем несравнимую радость вызывает у детей праздничное, радостное представление. Дошкольники особенно поддаются эмоциональному воздействию. Театрализованные представления, в которых принимают участие сами дети, расширяют их кругозор, способствуют развитию речи, умению вести диалог, передавать свои впечатления в монологической речи. С детьми мы инсценировали много отрывков из сказок А.С. Пушкина. А кроме этого, я разработала сценарии театрализованных представлений в стихотворной форме по мотивам сказок Пушкина – «Жадным будешь – пропадёшь», «Нужен друг всегда», «Не пускайте в дом чужих».

Дети с удовольствием участвовали в их постановках.

С.Я. Маршак вспоминал: «Лядов …сказал ласково и убедительно:- Милый, любите Пушкина… . Я до сих пор благодарен ему за доброе напутствие и полагаю, что дети нашего времени будут не менее благодарны своим педагогам и родителям за столь же своевременный совет: - Милые, любите Пушкина».

Вспомним, какую трогательную привязанность испытывал Пушкин к своей няне Арине Родионовне, крепостной крестьянке, которую он  воспел в своих стихах, называя ласково и нежно «доброй подружкой», «голубкой дряхлой».

Именно она рассказывала Александру Сергеевичу народные сказки, о которых он написал: «Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Пушкин создал пять замечательных литературных сказок, «пропитанных» «русским духом». А еще раньше он написал свое знаменитое «Лукоморье» – пролог к поэме «Руслан и Людмила», в котором удивительным образом переплелись известные сюжеты русских сказок. Вспомним с детства знакомые строчки: «...Там чудеса: там леший бродит…».

Есть  ли в нашей стране и в других странах мира человек, который не знает  сказки Пушкина – произведения самого знаменитого русского писателя.  Читая любые  сказки,  ребёнок  развивается. Читая сказки Пушкина, малыш получает информацию, обличённую в  поток чистейшей русской речи. Что может быть лучшим пособием для развития речи, чем  сказки Пушкина, написанные свыше двухсот лет тому назад.

 И не случайно, для празднования Дня русского языка была установлена дата 6 июня. Это день рождения Александра Пушкина, великого писателя, поэта, драматурга. Кроме того, Пушкин считается создателем современного литературного русского языка!

Презентация «Детство с Пушкиным»

Опыт работы воспитателя

Слайд 1.

Слайд 2. Цель и задачи.

Слайд 3-8 Методы работы с литературной сказкой (теория)

Слайд 9.

Чтобы дети почувствовали красоту пушкинского слова и впитали её, они «должны какое-то время жить в материале» (Л.И. Царенко – актриса, мастер художественного слова, педагог по театральной деятельности, соавтор программы «Наследие»). Сказка должна красной нитью проходить через все виды деятельности детей. Литературная сказка даёт богатейший материал и для воспитания нравственных качеств, и для развития умственных способностей, и, конечно, для развития речи детей.

Слайд 10.

На занятиях по ФЭМП  такое пособие позволит провести самые разные дидактические игры и упражнения, напомнить детям о героях пушкинских сказок.

Слайд 11.

По сказкам А.С. Пушкина я составила несколько кроссвордов: «»Второе чудо», «Когда? Сколько? Какой?», «Сказочная улица», «Лесенка», «Собери семью», «Золотой ключик».

Слайд 12.

Много дидактических игр позволяют провести «складовые картинки».  К сказкам А.С. Пушкина я изготовила порядка 50 карточек. Они позволяют активизировать в речи детей слова, которые в обыденной жизни дети не употребляют (месяц, землянка, корыто, стража, колесница, изба, дворянка и др.) 

Слайд 13

В старшей, тем более, в подготовительной  группе  дети  умеют читать. Упражнение «Хитрые слова» воспитывает интерес к слову. В сказках А.С. Пушкина  мы с детьми нашли более 150 слов, в которых, как говорят дети, «спрятались» другие слова.

Слайд 14.

«…Заучивание стихотворных строк А.С. Пушкина как прививка своего рода, прививка подлинной, культурной российской речи к одичавшему стволу современного разговорного языка». Е. Соловьёва.

Слайд 15.

Литературная викторина позволяет активизировать детей, заставляет их думать, вспоминать. А воспитателю даёт возможность вернуться к сказке, ещё раз прочитать, напомнить детям отдельные фрагменты произведения, заострить их внимание  на деталях.

Слайд 16.Переоценить значение загадок трудно. Эти  загадки мы придумали с детьми.

Слайд 17.

В подготовительной группе мы провели цикл занятий – аппликация, лепка, рисование, ручной труд – посвящённых сказкам А.С. Пушкина. А, готовясь к инсценировкам,  изготавливали деревья в технике папье-маше.

Слайд18.

Театр – яркое, эмоциональное средство, формирующее эстетический вкус детей, так как он воздействует на воображение ребёнка через слово, действие, музыку. Ни с чем несравнимую радость вызывает у детей праздничное, радостное представление. Дошкольники особенно поддаются эмоциональному воздействию. Театрализованные представления, в которых принимают участие сами дети, расширяют их кругозор, способствуют развитию речи, умению вести диалог, передавать свои впечатления в монологической речи. С детьми мы инсценировали много отрывков из сказок А.С. Пушкина. А кроме этого, я разработала сценарии театрализованных представлений в стихотворной форме по мотивам сказок Пушкина – «Жадным будешь – пропадёшь», «Нужен друг всегда», «Не пускайте в дом чужих».

Дети с удовольствием участвовали в их постановках.

Слайд 19.

Для празднования Дня русского языка была установлена дата 6 июня. Это день рождения Александра Пушкина, великого писателя, поэта, драматурга. Кроме того, Пушкин считается создателем современного литературного русского языка. Перечислять произведения Александра Сергеевича не имеет смысла — они знакомы любому человеку, живущему в России или говорящему по-русски.
       С.Я. Маршак вспоминал: «Лядов …сказал ласково и убедительно
:- Милый, любите Пушкина… . Я до сих пор благодарен ему за доброе напутствие и полагаю, что дети нашего времени будут не менее благодарны своим педагогам и родителям за столь же своевременный совет: - Милые, любите Пушкина».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Детство с Пушкиным Значение литературной сказки в воспитании и развитии речи детей дошкольного возраста Опыт работы Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 59» Советского района города Казани РТ Гибадуллина Гульсиня Багдануровна

Слайд 2

Цель: воспитание через сказки А.С. Пушкина уважения, интереса, любви к русскому языку как языку великого народа у детей дошкольного возраста. Задачи: формирование словаря, совершенствование фонематического слуха, совершенствование диалогической и монологической речи, формирование интереса и потребности в чтении.

Слайд 3

Методы работы над сказкой 1. Целенаправленное наблюдение 2.Сравнение 3. Узнавание и воспроизведение стилистических особенностей 4 . Эксперимент с художественным образом 5 . Оценка и суждение

Слайд 4

1.Совместное рассматривание, какими средствами сказочник добивается соответствующего впечатления (картины природы, описания героев, их поступков). Пересказ детьми прочитанного, отдельных эпизодов. 2. Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, "интерьера" сказки . 3. Рисование иллюстраций к прочитанному тексту. Сопровождение рассматривания работ словесными пояснениями . Лепка сказочных персонажей из доступных материалов, изготовление карнавальных масок. 4. Подбор наиболее подходящей музыки к сказке (отдельным фрагментам) с учетом места действия (мельничный пруд, лес, старинный замок и т. д.) и характера действия. 1.Целенаправленное наблюдение Методы работы

Слайд 5

Игра в сравнения ("Кто на кого похож? Что на что похоже? У кого сравнение точнее, у кого — самое неожиданное и в то же время точное?"). 2.Сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту . 3. Сравнение прочитанного с целью актуализации читательского опыта. Что общего между этими сказками? В чем различие? Что общего между героями сказок? Какие другие сказки они напоминают? Методы работы 2.Сравнение

Слайд 6

1. Узнавание автора по стилю. 2 . Узнавание детьми иллюстраций к ранее прочитанной книге, что дает возможность почувствовать стиль автора, развивает эстетическую память и актуализирует прочитанное . 3. Драматизация. Разыгрывание сценок из сказки, возможно, в форме викторины. Зрители могут отгадывать, какой это герой, из какой сказки . 4. Литературный театр. Синтетическая и свободная форма, включающая драматизацию, выразительное чтение, демонстрацию рисунков и поделок, прослушивание музыкальных произведений (фрагментов), выставку книг писателя. Методы работы 3. Узнавание и воспроизведение стилистических особенностей

Слайд 7

1. Рассказывание от имени одного из героев произведения. Ребенок учитывает в своем пересказе речевые особенности героя, его характер, отношения с другими персонажами книги . 2. Герои среди нас. Персонажи сказок переносятся в современную обстановку и реагируют на все происходящее в соответствии со своими характерами. Задание, помимо фантазии, развивает чувство юмора, актуализирует читательский опыт . 3. Домысливание судьбы героя. Это задание предполагает развитие идеи автора, домысливание дальнейшей деятельности героя в рамках тех обстоятельств, которые описаны в книге. Если предыдущее задание имеет юмористический, даже пародийный характер, то здесь все рассчитано на детскую фантазию, "вживание" в образ. Методы работы 4. Эксперимент с художественным образом

Слайд 8

1. Мой любимый герой. Даже самые маленькие в состоянии, вспомнив прослушанное, аргументированно доказать достоинства своего героя и убедить слушателей . 2. Любимая сказка, любимый автор. Умение выделить любимую сказку из массы прочитанных или прослушанных, способность выделить автора. 3 . Тематические беседы о прочитанном ("О каких событиях идет речь ? Встречались ли подобные события в других сказках? Где происходит действие?) 4. Беседа о литературных героях. Задача беседы — развить художественные ассоциации ("На какого героя из ранее прослушанных сказок похож герой новой сказки ?) 5. Беседа об авторе. После предварительной работы воспитатель может в доступной для детей форме рассказать о русских сказочниках . Методы работы 5. Оценка и суждение

Слайд 9

Дидактические игры Заучивание отрывков Физкультминутки В икторины Считалки Загадки Инсценировки Беседы Художественное творчество Кроссворды Практический материал (опыт работы)

Слайд 10

Сказка о царе Салтане … «Сказка о рыбаке и рыбке » «Сказке о попе и о работнике его Балде » «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Зашифрованная сказка

Слайд 11

п у ш и н ь н т с о а т и о к о р к л е б е д Кроссворд «Золотой ключик»

Слайд 12

Ск ла довые кар ти нки

Слайд 13

Упражнение « Хитрые слова» ШМ ЕЛЬ

Слайд 14

Сын на ножки поднялся, В дно головкой уперся, Понатужился немножко: «Как бы здесь на двор окошко Нам проделать ?» — молвил он, Вышиб дно и вышел вон. Считалка

Слайд 15

В кого превращался князь Гвидон ? (в комара, муху, шмеля) Сколько богатырей в сказке о царе Салтане ? (33) Сколько желаний князя Гвидона выполнила царевна Лебедь( 6) Сколько сестёр в сказке о царе Салтане ? (3) Какой транспорт есть в этой сказке? (корабль, конь, бочка) Какие деревья есть в сказке? (дуб, ель) Какую песенку пела белочка? («Во саду ли) Чем торговали купцы? (соболями, лисами, конями) Как кораблям купцов приказывали пристать к берегу? (пушки палят) Мимо какого острова проплывали купцы? (остров Буян) Какого роста родился князь Гвидон ? (аршин, 71 см) Какие чудеса происходили в этой сказке? Викторина

Слайд 16

Лебедь . То - красавица, то - птица! Красоте весь мир дивится! Повариха . Удивить весь мир хотела - приготовить пир горой. Рассердила комара - правый глаз теперь кривой! Бочка По морю плывёт, не тонет. В ней "царица горько стонет". И растёт ребёнок там "не по дням, а по часам ". Ткачиха Полотно ткать обещала и про чудо рассказала. Только муху рассердила - в правый глаз та укусила! Загадки

Слайд 17

Аппликация. «Королевич Елисей».

Слайд 18

Спектакль «Жадным будешь – пропадёшь!»

Слайд 19

6 июня - День русского языка – День рождения А.С. Пушкина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по реализации образовательных областей чтение художественной литературы и коммуникация (развитие речи) в подготовительной к школе группе.Тема: "Москва литературная-сказки К.И. Чуковского" ».

Цели:Формировать представления детей о Москве, как о культурном центре России;   Знакомство с детским писателем К.И. Чуковским и его произведениями....

Внеклассное занятие в коррекционных классах начальной школы «Путешествие по литературным сказкам К.И. Чуковского».

Внеклассное занятие  по творчеству К.И. Чуковского. Занятие построено в форме путешествия. На протяжении всего занятия используется презентация. Все этапы занятия взаимосвязаны, физминутки подобр...

Сценарий по литературной сказке Валентина Катаева «Цветик-семицветик» «Волшебный Цветок».

Детская театролизованная постановка, исполненная воспитателем Зиминой С.А. и детьми старшей группы, на которой присутствовали родители, воспитатель1-й старшей группы с детьми, методист Троицкая С.А, з...

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ

Братья Гримм...

План самообразования «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомлении с литературными сказками»

План самообразования воспитателяКомиссиной Оксаны Владимировны на 2014-2015 годТема: «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомление с литературными сказками»Цель: выявит...

"Литературная сказка – дочь сказки народной"

quot;Литературная сказка – дочь сказки народной"...

"Литературная сказка – дочь сказки народной"

Роль сказки в активизации словаря ребёнка-дошкольника играет огромное значение!. Сказка вовлекает детей, предоставляя возможность пофантазировать, воображать, возможно, даже ребёнок захочет пере...