Задачи литературного воспитания детей дошкольного возраста.
консультация по художественной литературе (младшая группа) на тему

 Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает  человечность.  

Главная задача знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению  с ней, умение слушать и понимать художественный текст, т.е. всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи литературного воспитания детей                 дошкольного возраста

 Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает  человечность.  

С.Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он спрятан в каждом) его надо открыть, вырастить и воспитать. Начало читательского опыта, как и многих способностей, лежит в детстве. Только приученный к книге ребенок – дошкольник обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеется, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Способность порадоваться и сострадать у детей очень высока.                                                                                                                                

Главная задача знакомства детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению  с ней, умение слушать и понимать художественный текст, т.е. всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.

Воспитания вдумчивого, чуткого читателя – процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку  он крепчайшими нитями связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их.

Именно в детском саду начинает складываться начитанность: ребенок приходит в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом. В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всем многообразии его жанров – от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой – с произведениями:

  В.А.Жуковского,  А.С.Пушкина, П.П.Ершова, Ш. Пьеро, братьев Гримм, Х.К.Андерсена, С.Я. Маршака, К.И. Чуковского и многих других.

Дошкольник не только постоянно осваивает новые, все более сложные произведения,  но и уже формируется как читатель: приобретает способность открывать и черпать новое, скрытое для него ранее содержание знакомых книг.

Так, например, дети трех – четырех лет, с наслаждением слушая сказку С.Я Маршака «Усатый – полосатый», невольно втягиваются, вовлекаются (мысленно) в игры девочки с котенком. Вместе с героиней произведения они искренне возмущаются непонятливостью, упрямством  котенка, удивляются его глупости («Вот какой глупый котенок»). Прочитав вновь любимую книжку в старшем возрасте, ребенок обнаруживает в ней уже новое содержание. Оказывается, из двух персонажей котенок не самый глупый (он делает то, что и должен делать котенок). В  словах «Вот какой глупый котенок!» для детей звучат уже теплый юмор автора, его легкая и тонкая насмешка над маленькой незадачливой девочкой.

В дошкольном детстве складываются, как свидетельствуют психолого – педагогические исследования, основы эстетического восприятия, эстетических чувств и эмоций, создающие фундамент не только для литературного образования, но и личностно – эмоциональной сферы воспитываемой индивидуальности.  Французский исследователь проблемы чтения и читательских интересов  Р.Эскарпи утверждает, что знакомство с книгой в раннем детстве является важнейшим моментом в последующем закреплении навыков чтения. Важной задачей литературного образования и воспитания дошкольника – формирование умения воспринимать и понимать произведения литературы. Из чего складывается это умение? Прежде всего это умение представить, вообразить словесные картины, нарисованные писателем, увидеть обстановку, действия героев, их внешность, поступки, взаимоотношения. И не только увидеть, но иногда и услышать звуки, почувствовать запахи, вкус (услышать, например, чириканье воробьев, мяуканье кошки и т. д.)

Центральной фигурой в литературном произведении является литературный персонаж. Ребенку необходимо увидеть и понять его действия, поступки, переживания, разгадать мотивы его поступков, причины переживаний.

Наконец, важным моментом деятельности восприятия является эмоциональный отклик на литературное произведение. Для того чтобы полноценно воспринять литературное произведение, необходимо его эмоционально пережить, «заразиться» им. Специфика такого познания заключается в том, что ребенок – читатель внутренне активно содействует героям и переживает с ними все происходящие события.  Литературное произведение захватывает личность ребенка целиком, и в этом проявляется развивающие значение чтения.

Для того чтобы с достаточной четкостью определить содержание работы по приобщению детей дошкольного  возраста к художественной литературе, необходимо, с одной стороны, рассмотреть психологические особенности ребенка и его возможности в области эстетического восприятия, а с другой – изучить своеобразие литературных произведений, вошедших в круг детского чтения, и определить их соответствие уровню восприятия дошкольника на разных этапах его детства.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие, методы, формы и задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, в...

Роль воспитателя в Выполнении задач музыкального Воспитания детей дошкольного возраста (2 младшая группа)

Роль воспитателя в Выполнении задач музыкального Воспитания детей дошкольного возраста (2 младшая группа)...

Роль воспитателя в выполнении задач музыкального воспитания детей дошкольного возраста (2 младшая группа)

Роль воспитателя в выполнении задач музыкального воспитания детей дошкольного возраста (2 младшая группа)...

Сущность и задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века. Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил внимание на природосообразность всех вещей, т.е на  то, что все ...

Инновационные формы реализации задач музыкального воспитания детей дошкольного возраста в условиях ФГОС.

В статье музыкальное образование рассматривается как неотъемлемая часть воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности....

Цель и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.

Физическое воспитание детей раннего возраста непрерывно развивается и обогащается новыми знаниями, получаемыми путем исследований, охватывающих многообразные стороны физического воспитания ребенка и о...