«Формирование познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака с детьми дошкольного возраста»
проект по художественной литературе (старшая группа) на тему

Долгосрочный педагогический проект «Формирование познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака с детьми старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_marshak_1.docx384.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Катюша»

Педагогический проект

«Формирование познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака с детьми дошкольного возраста»

foto

Автор проекта: воспитатель

Александренко С.В.

Лабытнанги – 2016

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка……………………………………………………………………. 3

2. Паспорт проекта…………………………………………………………………………… 7

3. План реализации проекта…………………………………………………………………. 9

4. Формы работы по проекту «Формирование познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака с детьми дошкольного возраста» …………………………. 9

5.Презентация проекта…………………………………………………………………………11

6. Список использованной литературы………………………………………………………19

7. Приложения…………………………………………………………………………………20

Пояснительная записка

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины.

Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель - создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее страны.

   Детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью.

Очень важно приобщать детей к литературе своего народа, поскольку обращение к своему отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живёшь, умение видеть красоту родной природы, начинается чувство Родины.

Так как направление развития нашего ДОУ познавательно-речевое мною было определено направление работы «Формирование познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака».

Исходя из этого, работа по формированию познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака детей среднего дошкольного возраста включает в себя целый комплекс задач:

- знакомство детей с биографией Самуила Яковлевича Маршака;

- знакомство детей с произведениями Самуила Яковлевича Маршака;

- укрепление детско-родительских отношений;

- продолжение деятельности «Чтение с семьей».

Стихи и шутки Маршака широко используются в дошкольной педагогике как примеры правильного поведения ребенка, а также высмеивания невежества. Дети в своей речи начинают использовать строчки Маршака. Часто юмор поэта помогает ребенку и воспитателю выйти из сложной ситуации, посмеяться над собой, задуматься. К тому же дети знакомятся с автором поближе, запоминают и узнают несколько произведений. В этой связи успешность ознакомления детей 5-6 лет с произведениями Самуила Яковлевича Маршака станет успешным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственные дошкольному возрасту.

Актуальность темы. Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет слушать то, что ему интересно.

Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир.

Произведения Самуила Яковлевича Маршака не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием. Какой только темы не охватили они: азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание...

Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXI века. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.

         

Гипотеза. Педагогическая деятельность по ознакомлению с писателем будет способствовать развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Концептуальные основы проекта.

«Знать - значит любить» - говорится в русской поговорке. Поэтому мы начинаем знакомить детей с творчеством Самуила Яковлевича Маршака в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит, чувство гордости за свой народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.

        Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в

образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.

Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.

Паспорт проекта

Вид проекта: творчески-информационный.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь– декабрь).

Образовательная область: познавательно-речевое развитие.

Цель проекта. Формирование у детей познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака.

Задачи проекта:

- познакомить детей с биографией С. Я. Маршака;

- познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака: «Багаж», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Где обедал воробей?», «Вот какой рассеянный», «Радуга-дуга», «Ванька-встанька», «Круглый год», «Детки в клетке», «Мяч», «Веселый счет», Загадки др.;

- Обогатить знания детей об окружающем мире: объекты социального назначения, природный мир, мир творчества, профессии и ремесла, предметный мир…;

- формировать эмоционально-образное восприятие произведений;

-воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов;

- воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений, способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы;

- учить детей пользоваться мнемотаблицами при заучивании стихов наизусть, соотносить текст стихотворения с картинкой, развивать образную память;

- развивать познавательные и умственные способности, речь детей, обогащать активный словарь детей;

- приобщить родителей к семейному чтению литературы.

Участники проекта:

- дети старшей группы № 1;

- дети подготовительной группы № 2;

- библиотека;

- родители воспитанников;

- воспитатель старшей группы № 1 Александренко Светлана Викторовна;

- воспитатель подготовительной группы № 2 Егорова Валентина Константиновна.

Прогнозируемый результат:

1. Оснащение развивающей среды в группе:

  • библиотека произведений С. Я. Маршака;
  • подбор фонотеки, видеотеки произведений;
  • создание мнемотаблиц по стихам Самуила Яковлевича «Где обедал воробей?», «Мяч»;
  • создание условий для драматизации уже знакомых произведений С.Я. Маршака.

2.Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний.

3. Активное участие родителей в реализации проекта.

4. Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения.

5. Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них, по иллюстрациям.

6. Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него.

7. Развитие интереса к литературе, творчеству Самуила Яковлевича Маршака.

8. Популяризация семейного чтения.

9. Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться, помогать друг другу.

10. Создание системы работы по ознакомлению детей с художественной литературой.

План реализации проекта

  • Подобрать произведения Самуила Яковлевича Маршака для пополнения книжного уголка, его биографию.
  • Подобрать материалы для дидактических игр.
  • Довести до сведения родителей важность этой проблемы.
  • Подготовка конспекта занятия по рисованию «Где обедал воробей?».
  • Подготовка к встрече с почтальоном.
  • Подготовка конспекта к некоторым мероприятию по произведениям С.Я. Маршака
  •  Разработка перспективного плана мероприятий.

Время реализации: 4 месяца.

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа

  1. Подготовительный этап.
  2.  Основной.
  3.  Заключительный (итоговый).

Формы детской деятельности по проекту «Формирование познавательного интереса к литературе С. Я. Маршака

Развитие всех компонентов устной речи

  • разучивание и драматизация стихотворений из произведения «Багаж», «Почта», «Мяч», «Рассказ о неизвестном герое»;
  • работа по формированию грамматического строя речи, образование форм множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, употребление этих слов в именительном и винительном падеже на основе произведения «Детки в клетке».

Художественно-эстетическое развитие

  • рисование по произведению – групповая работа «Где обедал воробей?»  с помощью трафаретов;
  • рисование – групповая работа «Радуга»;
  • лепка – коллективная работа «Багаж»;
  • просмотр мультфильма «Двенадцать месяцев»;
  • изготовление теневого театра «Сказка о глупом мышонке».

Физическое развитие

  • игровые ситуации и дидактические игры по воспитанию опрятности, аккуратности и привычки следить за своим внешним видом;
  • игровые ситуации по воспитанию потребности в соблюдении режима по стихотворению «Ванька-Встанька»;
  • игровые ситуации по воспитанию необходимости занятия спортом по стихотворению «Рассказ о неизвестном герое».

Социально-личностное развитие

  • д/и «Где обедал воробей?»;
  • сюжетно-ролевая игра «Вокзал» по стихотворению «Багаж»;
  • театрализованная деятельность – теневой театр по произведению «Сказка о глупом мышонке»;
  • инсценировка стихотворения «Вот какой рассеянный».

Приобщение к элементарным общепринятым нормам

  • игровые ситуации по воспитанию любви и уважения к своим родителям, к своей семье по произведению «Сказка о глупом мышонке»;
  • игровые ситуации по закреплению знаний о правилах дорожного движения по стихотворению «Мяч»;
  • игровые ситуации по воспитанию правил поведения и безопасности в общественных местах, например, в транспорте;
  • игровые ситуации по развитию умения распределять роли в театрализованной игре «Вокзал».

Трудовая деятельность

  • организованная деятельность ((НОД) в книжном уголке;
  •  картотеки и подбор книг по теме «Самуил Яковлевич Маршак»;
  •  реставрационная совместная деятельность детей и педагога.

Сотрудничество с родителями

  •  изготовление поделок и рисунков к произведениям С. Я. Маршака вместе с детьми
  • заучивание произведений С. Я. Маршака для конкурса чтецов;
  • совместное мероприятие – развлечение по произведениям С.Я. Маршака.

Ресурсное обеспечение проекта:

  • компьютер (моноблок);
  • подборка детских художественных произведений (книг);
  • аудио- и видеотека произведений С.Я. Маршака;
  • презентации по произведениям С. Я. Маршака.

Презентация проекта

Мультимедийная презентация проекта «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака детей среднего дошкольного возраста».  

Подведение итогов

  •  проведение акции против пагубных привычек «Затуши сигарету – выбери жизнь», взяв за основу произведение С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»;
  • создание плаката «Полезные продукты»  на основе произведения «Усатый–полосатый»;
  • проведение физкультурного  досуга с элементами театрализации для детей средней группы «Сказка о том, как тушили Кошкин дом»;
  • проведение викторины по произведениям С.Я. Маршака;
  • выставка поделок, сделанных детьми группы совместно с родителями по произведениям С. Я. Маршака;
  • рисование животных зоопарка с помощью трафаретов;  
  • заучивание стихотворений «Где обедал воробей?», «Мяч» с помощью мнемотаблиц;

План мероприятия проекта

Содержание работы

Сроки

результаты

  1. Подготовительный этап (1 неделя)

1

«Методика организации детского чтения»;
«Жизнь и творчество С.Я. Маршака»;

Подбор детской  художественной литературы писателя.

сентябрь

Подборка информации (биографии и творчества) С.Я.Маршака;

создание картотеки произведений

2

Работа с детьми:

подбор детских книг С.Я.Маршака для смены в книжном уголке.

сентябрь

Аннотация произведений

3

Работа с родителями: 
консультация «Произведения С.Я.Маршака в вашем доме»

сентябрь

 информационный стенд (список литературы по возрасту)

4

Подготовка информации по полезным продуктам

октябрь

Список полезных продуктов

5

Подготовка мнемотаблиц «Где обедал воробей?», «Мяч»

октябрь

мнемотаблицы

6

Подготовка конспекта занятия по рисованию с использованием нетрадиционной методики С.В. Погодиной

октябрь

Конспект, материалы

7

Подготовка конспекта физкультур- ного  досуга с элементами театрали- лизации для детей средней группы

«Сказка о том, как тушили Кошкин дом»

ноябрь

конспект

8

Подготовка материала к изготовлению теневого театра из фетра по произведению «Сказка о глупом мышонке»

ноябрь

Заготовка шаблонов животных, приобретение фетра

9

Подготовка схем по стихотворению «Мяч»

ноябрь

Картинки-схемы

10

Подготовка к участию в  викторине по произведениям С.Я. Маршака

ноябрь

Заявка на участие, оплата конкурса, отправка документов

II. Основной этап  

Работа с детьми:

– чтение произведений писателя;

– рассматривание иллюстраций;
– проведение литературных викторин;
– заучивание стихов для конкурса чтецов;
– рисунки детей по стихотворению «Радуга»;

- рисунки детей по стихотворению «Где обедал воробей?» по нетрадиционной  методике С.В. Погодиной;

- заучивание стихов «Где обедал воробей?», «Мяч» по  мнемотаб- лицам;

– инсценировка теневого театра «Сказка  о глупом мышонке

- участие в викторине по произведениям С.Я. Маршака

Сентябрь - ноябрь

Ноябрь

Сентябрь

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

оформление выставки «Любимые герои из произведений С.Я.Маршака»;
театрализованное представление;
конспект развлечения;

мнемотаблицы по стихам «Где обедал воробей?», «Мяч»;

карточки со схемами для составления рисунка мяча с помощью палочек Кюизенера в разных вариациях;

Теневой театр из фетра

Выполнение и отправка заданий на конкурс

Работа с родителями: 
– участие родителей в проведении мероприятий;
– участие в конкурсах;
– практическая деятельность совестно с детьми.

Сентябрь - декабрь

Создание фото и видеотеки

Проведение  физкультурного досуга с элементами театрализации для детей средней группы «Сказка о том, как тушили Кошкин дом»

Ноябрь

Создание фотоотчета

Подготовка плаката «Полезные продукты» на основе произведения С.Я. Маршака «Усатый-полосатый»

Октябрь

Создание фотоотчета

Лепка предметов по произведению С.Я. Маршака «Багаж»

Ноябрь

III. Итоговый этап

Работа с детьми:

– рисунки детей;
– проведение викторины по произведениям С.Я. Маршака.

Сентябрь - декабрь

 

выставка «Юные художники-иллюстраторы»;
конспект викторины;

Встреча с почтальоном

Ноябрь

Изготовление почтового ящика для писем в раздевалку группы

Участие в викторине по произведениям С.Я. Маршака

Декабрь

Викторина

Работа с родителями:

- работы любимых героев произведений С.Я. Маршака;

- конкурс чтецов

- акция «Здоровый образ жизни против пагубных привычек»

Октябрь

Ноябрь

Ноябрь

 Выставка работ, создание фото и видеотеки

Создание видеотеки

выступление на родительском собрании.

Выступление с презентацией  проекта перед педагогами ДОУ

Декабрь

Выступление

Практическая значимость

  • Обобщение знаний у детей о С. Я. Маршаке и его произведениях;
  • развитие умение отгадывать загадки;
  •  развитие артистических способностей детей;
  • развитие интонационной выразительности речи;
  • воспитание интереса к родной литературе, к творчеству С. Я. Маршака;
  • развитие любознательности;
  • развитие умения рисовать, используя нетрадиционные методики.

Список литературы

1. Киселёва Т. Это имя помнят и ребята, и взрослые: [из опыта работы библиотеки по популяризации творчества С.Я. Маршака] // Библиотека. - 2012. - № 10. - С. 42 - 44.

2. Олиферова Л. Наши добрые соседи: Водевиль в трёх действиях с прологом (Продолжение сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом» // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 3. - С. 106 - 122.

3. Папулова С. Путешествие по стране Маршака: [сценарий] // Библиотека. - 2011. - № 9. - С. 70 - 72.

4. Подумай-разгадай: [загадки в стихах к произведениям Маршака] // Отчего и почему. - 2010. - № 3. - С. 18 - 19.

5. Светикова П. Литературный утренник, посвящённый творчеству С. Я. Маршака / Книги-детям. - М.: Детгиз, 2013. - С. 95 - 129.

6. Светлова Г. Что такое стихи?: [конспекты занятий по произведений С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 6. - С. 101 - 104.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Формирование фонетически правильной речи – важная задача логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

 Работа воспитателя и работа логопеда компенсирующего детского сада различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности. Она т...

«Формирование здорового образа жизни через физкультурно – оздоровительную работу с детьми дошкольного возраста»

Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. По данным Министерства здравоохранения всего 13% детей 6–7-летнего возраста могут счита...

Консультация учителя-логопеда на тему:«Формирование фонетически правильной речи – важная задача логопедической работы с детьми дошкольного возраста»

В консультации представлены механизм становления фонематического слуха, основные функции речи. Особое внимание уделено исправлению речевых ошибок детей, пропедевтике речевых нарушений посредством прав...

Творческая разработка "Формирование познавательных интересов дошкольников посредством развивающей предметно-пространственной среды группы раннего возраста ДОО"

Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деяте...

Педагогический проект "Формирование познавательного интереса к творчеству Самуила Яковлевича Маршака"

Методическая разработка предусматривает целенаправленную работу с детьми пяти лет по  формированию познавательного интереса к творчеству советского писателя С.Я.Маршака. Разработана с учетом...

Проект «Формирование познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака через призму инновационных технологий с детьми дошкольного возраста»

Цель проекта:Формирование у детей познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака через призму инновационных физкультурно-оздоровительных технологий....