Загадки для детей дошкольного возраста. Принципы отбора загадок для детей дошкольного возраста.
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Колмакова Ирина

Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу.

Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл printsipy_otbora_zagadok_dlya_detey.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Загадки для детей дошкольного возраста.

Принципы отбора загадок для детей дошкольного возраста.

Подготовила: Ирина Сергеевна Колмакова, воспитатель ОЧУ ПМГ, 2014-2015 учебный год.

Человек начал создавать загадки в глубокой древности. Сопоставление предметов и явлений, проведение между ними, казалось бы, неожиданных параллелей было естественным процессом изучения окружающего мира. Этот процесс частично находил свое отражение в загадке. И составление загадки, и ее разгадывание требовали пристального наблюдения над объектами действительности, выявления в них характерного, типичного. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль.

Указывая на различные предметы, явления, действия, загадка не называла их однозначно: представления о мире облекались в художественную, образную форму. Поэтому и назначение загадки в разные времена было различным.

В глубокой древности люди использовали загадку как один из приемов иносказательного, тайного языка, чтобы скрыть свои мысли и намерения.

С течением времени, с успехами просвещения, с ростом культуры «тайный язык» постепенно теряет свое назначение, и загадка начинает использоваться для проверки знаний, наблюдательности, сообразительности человека. Она становится дидактическим средством – средством обучения детей.

Что такое загадка?

Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу.

Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.

Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову, вводят ребенка в мир народной поэзии, доставляя эстетическое наслаждение.

Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. К.Д. Ушинский писал, что загадка «доставляет уму ребенка полезное упражнение». Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.

Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного умственного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, рассуждению, доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Приступая к отбору загадок при работе с детьми того или иного возраста, необходимо прежде всего определить доступность их содержания, учитывать полноту, конкретность, точность характеристик, сложность художественного образа, язык загадки, а также опыт ребенка, его знания.

Загадки для детей младшего дошкольного возраста

Отбирая загадки для младшего возраста, необходимо учитывать психологические особенности ребенка четвертого года жизни. Для малышей характерна общая эмоциональная восприимчивость. Они живо реагируют на предметы, которые вызывают у них положительные эмоции. Эти предметы возбуждают у детей особый интерес и внимание; с ними ребенок чаще встречается и играет, он рано начинает выделять и называть отдельные части этих предметов, воспринимать и различать их качества и свойства (форму, величину, цвет и т.д.).

В младшем возрасте у ребенка активно развиваются внимание, память, которая становится наглядно-образной, формируется воображение, благодаря чему на основе словесного описания ребенок может создать образ предмета. Это позволяет использовать загадку в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Тематика загадок для малышей ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок чаще всего сталкивается, многократно воспринимает и которые оказывают на него эмоциональное воздействие: загадки об игрушках, о домашних животных. О некоторых предметах домашнего обихода, о продуктах питания.

Малышам предлагаются загадки, в которых названы яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина), отмечены те качества и свойства, которые дети хорошо знают (голос животного, чем он питается, повадки).

Например, таковы загадки о кошке:

Мохнатенькая,

Усатенькая,

Молочко пьет,

Песенки поет.

Мягкие лапки,

А в лапках царапки.

В этих загадках названы хорошо известные детям признаки: у кошки мягкая шерстка, длинные усы, острые коготки, она пьет молочко, поет песенки – мурлычет.

Загадки для малышей не должны быть очень подробными, так как много признаков ребенок не в состоянии запомнить и соотнести их между собой.

Лаконизм и яркость характеристики, точность языка и конкретность образа – вот основные критерии при отборе загадок для малышей.

Загадки для детей среднего дошкольного возраста

Дети среднего дошкольного возраста (пятый год жизни) умеют выделять в предметах различные качества и свойства (форму, цвет, величину, материал, вкус, запах, назначение), сравнивать предметы между собой. Они выделяют частные и существенные признаки предметов, явлений.

Детям этого возраста предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, предметах домашнего быта, одежде, питании, явлениях природы, о средствах передвижения.

Характеристика предмета загадки должна быть полной и подробной. Признаки предметов должны быть конкретными и четкими, выражены словами в их прямых значениях. Они должны отражать своеобразие внешнего вида и отличительные свойства предмета загадки.

Для детей этого возраста рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.

Загадки для детей старшего дошкольного возраста

Старшие дошкольники знакомятся с живой и неживой природой, ведут наблюдения за животными, птицами, насекомыми, их повадками, образом жизни. Они наблюдают за ростом развития растений, собирают плоды, семена, отмечают изменения погоды в разное время суток и в разное время года. Дети ухаживают за животными и растениями, посильно трудятся в природе и в быту и в процессе этой деятельности и наблюдений постигают многие свойства предметов, закономерности, происходящие в природе.

У старших дошкольников продолжается развитие мыслительной деятельности: точнее протекают процессы анализа и синтеза, дети овладевают операциями сравнения, сопоставления, обобщения, могут самостоятельно делать выводы, умозаключения.

В работе с детьми этого возраста используют загадки разнообразной тематики: о животных, птицах, рыбах, насекомых, растениях, явлениях природы и их закономерностях, предметах быта и орудий труда, средствах передвижения, о человеке, спорте, книге, грамоте.

Старшим дошкольникам можно загадывать загадки и народные, и литературные, среди которых могут быть и лаконичные, и подробные.

Характеристика предметов и явлений в загадках может быть краткой, но среди признаков должен быть назван существенный, типичный.

Детям 6-7 лет предлагаются загадки с более сложными типами логических задач. Характеристика предметов  в них может быть дана кратко: названы один-два признака, по которым надо восстановить целое и сделать вывод на основе рассуждения. Широко используются загадки, отгадывание которых строится на постепенном исключении отрицательных сопоставлений.

Учитывая достаточный жизненный опыт детей, развитую наблюдательность, способность к рассуждению, детям можно предложить загадки, отгадать которые можно только после длительных и неоднократных наблюдений за одним явлением.

Вот несколько загадок на тему «Петушок», которые рассматриваются в разных возрастных группах.

Кто рано встает.

Голосисто поет.

Деткам спать не дает?

Это загадка для детей младшего дошкольного возраста. В ней есть подробное описание действий петушка, признаки выражены словами в прямом значении.

Хвост узорами,

Сапоги со шпорами,

Песни распевает,

Время считает.

В этой загадке подчеркнуты характерные признаки внешнего вида и действий петушка с использованием метафоры «сапоги со шпорами». Она для детей среднего дошкольного возраста.

Он в мундире ярком,

Шпоры для красы.

Днем он – забияка,

Поутру – часы.

Содержание загадки – описание признаков внешнего вида и повадок, но словарь довольно сложный: мундир, краса, забияка. Загадка может быть предложена детям старшего дошкольного возраста.

Таким образом,  при отборе загадок для детей дошкольного возраста необходимо учитывать:

  • соответствие тематики загадок задачам образования и воспитания  и жизненному опыту детей;
  • полноту и конкретность характеристики;
  • доступность языка и степень сложности художественного образа;
  • тип логической задачи и характер мыслительной операции при отгадывании.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека загадок для детей дошкольного возраста 3 - 7 лет

Загадка - это жанр устного народного творчества...

"Картотека загадок для детей дошкольного возраста"

Данный материал можно использовать при планировании досуговой деятельности в работе с детьми дошкольного возраста....

"Картотека загадок для детей дошкольного возраста"

Данный материал возможно использовать при планировании с детьми дошкольного возраста досуговой деятельности....

Картотека загадок для детей дошкольного возраста на тему "Космос"

Предлагаем вам интересные загадки про космос для детей. Эти загадки помогут детям разобраться в космических понятиях, узнать больше о планетах солнечной системы....