Методическая разработка. Педагогический проект "Детские писатели о природе родного края".
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Крылова Ирина Владимировна

Авторский педагогический проект помогает использовать все области образовательной программы по ознакомлению детей с художественной литературой природоведческого характера в подготовительной группе детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 126 комбинированного вида Выборгского района Санкт- Петербурга

Педагогический проект

        «Детские писатели о природе родного края»

        

Подготовительная группа общеразвивающей направленности «Вишенка»

        

Время проведения: 16-20 октября 2017г.

Выполнила воспитатель:

Крылова И.В.

Санкт-Петербург

2017г.

Проблема и актуальность проекта «Детские писатели о природе родного края».

«Читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто, и каким образом читают детям» (В.В.Гербова)

             Сегодня особо остро стоит перед человечеством вопрос об охране природы Земли, заботливого и бережного отношения к ней. Детям органически присуща любовь ко всему живому. Внимание, наблюдательность, интерес к природе нужно развивать у детей постепенно, последовательно, целенаправленно. Ведь даже придя в лес, на луг или поле дошкольник не может охватить, вобрать в себя всего разнообразия жизни их обитателей. Сделать это ему помогут книги о природе. В наше время дети получают информацию из разных источников: детские познавательные журналы и энциклопедии, телевидение. Главную же роль занимает детская художественная литература. Она более легко и доступно подводит ребёнка к восприятию понимания целостной картины мира природы и какую же роль в ней занимает человек. Все детские писатели и художники, создавая свои произведения, задумывались о том, что их творчество — это ориентир для положительного, полифункционального развития личности ребёнка. Хотели, чтобы дети, читая их книги, рассматривая иллюстрации, познакомились и полюбили бы окружающий мир природы родного края.

 «…Задача художественных произведений совсем не в том, чтобы дать читателю некий комплекс научных знаний о тех или иных животных, растениях и т.д., а в том, чтобы дать образ животного, растения, даже неодушевленного предмета… Тогда читателю откроется чистейшая правда, глубоко верное изображение действительности…» В. Бианки

Передать детям знания, показать правильное направление пути, чтобы войти в этот чудесный мир, должны мы — воспитатели и родители.

Цель проекта: Развитие у детей интереса и потребности к чтению художественной литературы природоведческого характера.

 

Задачи:

Расширение представления детей о диких и домашних животных: где живут, как добывают себе пищу, как ведут себя в разные сезоны года, зависит ли их жизнь от сосуществования с человеком. Формирование представления, что человек — часть природы, он должен беречь, охранять, защищать её. Развитие восприятия, умения выделять характерные признаки персонажей книги (на слух, зрительный анализ). Совершенствование связной диалогической и монологической формы речи. Расширение представления о графике и её выразительных средствах. Продолжение знакомства детей с творчеством, биографиями художников и писателей. Формирование у детей потребности к чтению художественной литературы природоведческого характера, потребности в новых знаниях о природе родного края. Воспитание читателя, способного испытывать сострадание, сочувствия к героям книг о природе. Воспитание бережного отношения к книгам.

        Приобщение родителей и социальных партнёров к совместной деятельности в разных

 видах детской деятельности по теме проекта.

Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Тип проекта: познавательно -игровой, групповой.

Используемые технологии: здоровье сберегающая технология, технология проектной деятельности, игровая технология, личностно — ориентированная технология.

Продолжительность: краткосрочный (неделя)

Ожидаемый результат:

На уровне ребенка:

  • Формирование представления, что человек-часть природы.
  • Расширение представлений о диких и домашних животных.
  •  Развитие интереса к художественной литературе природоведческого характера.
  • Воспитание читателя, способного испытывать сострадание, сочувствие к героям книг о природе.
  • На уровне педагогов:
  • Повысить качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.
  • Способность педагога обобщать, систематизировать, презентовать накопленный опыт по реализации детско-взрослых мини-проектов.
  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания у детей интереса к чтению природоведческой литературы, воспитанию читателя, способного знать, беречь и любить природу.

На уровне родителей воспитанников:

Повышение уровня ответственного отношения родителей к воспитанию у ребёнка   потребности к чтению художественной литературы природоведческого характера. Бережного отношения к книге, как источнику знаний и объекту семейного чтения.

На уровне педагогических технологий:                                                                       Внедрение в образовательный процесс игровых технологий, проектной деятельности использование ИКТ в работе с детьми и родителями. 

На уровне предметно-развивающей среды:                                                               Создание материально - технической базы для плодотворной работы по данной теме.

Этапы реализации проекта «Детские писатели о природе родного края»

Этапы

Цель

Содержание

Формы сотрудничества

1 этап подготовительный

Проблема

Выбор темы проекта, изучение отношения родителей к предлагаемой деятельности в рамках проекта, постановка цели

Анкетирование родителей «Роль художественной литературы природоведческого характера во всестороннем развитии ребёнка». Работа в творческой группе педагогов, участвующих в проекте.

2 этап проектировочный

Планирование

Составление  плана по реализации проекта.

Изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам формирования основ безопасного поведения у детей.

Распределение заданий в работе над проектом между участниками, координация действий педагогов и родителей по созданию предметно-развивающей среды, разработка основных методических материалов по теме проекта

Работа в творческой группе педагогов и социальных партнёров, участвующих в проекте.

3 этап практический

Получение продукта, результата проектной деятельности за счёт выполнения определённых действий

Исследование, сбор данных, интерпретация результатов, представление результатов

Организация фотовыставки «Наша домашняя библиотека». Консультация для родителей «Развитие у детей интереса к чтению художественной литературы природоведческого характера».

Создание библиотеки книжек-самоделок

  • «Зелёные странички».

4 этап аналитический

Рефлексия и коррекция

Сравнение полученных результатов, анализ успехов и ошибок, обобщение, выводы.

Круглый стол

 «Сказки-

подсказки».

Беседы. Рекомендации на тему: «Запишитесь с ребёнком в библиотеку!», «Прогулка выходного дня в зоопарк».

Наглядная информация «Природоведческая литература современных авторов для дошкольников старшего возраста».

5 этап заключительный

Презентация проекта

Представление содержания работы, обоснование выводов

Дискуссия

             

План мероприятий по реализации проекта «Детские писатели о природе родного края»

Образовательная область

Содержание деятельности

Познавательное развитие

Рассматривание иллюстрированных книг, представленных в библиотеке групповой комнаты «Ребятам о зверятах». Чтение рассказов и сказок Н. Сладкова,В. Бианки, Е. Чарушина, Н. Чарушиной, М. Пришвина,Г. Скребицкого, Э.Шима)

Презентация для детей «Детские писатели о природе родного края». Просмотр мультфильмов по произведениям Е.Чарушина, В.Бианки «Топтыжка», «Муравьишка-хвастунишка».

Д\и «Четвёртый лишний» (Т.А.Шорыгина), «Кто где живёт», «Узнай по описанию», «Пазлы (обложки книг)», «Зоологическое лото», «Найди различия».

Знакомство с трудом взрослых: писатель, библиотекарь, ветеринар, зоолог. Мимио проект «Ребятам о зверятах».

Социально-коммуникативная

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека», «Ветеринарная клиника».

Игровая ситуация «Правила поведения при общении с животными» (Т.А.Шорыгина конспект)

Этические беседы: «Читаем книги»

Игра - драматизация по мотивам сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Речевое развитие

Составление творческих рассказов с заданными словами по теме проекта, описательных по предметными и сюжетным картинкам. Организация книжной выставки по данной теме проекта. Подборка иллюстрированной литературы.

Чтение, обсуждение, пересказ сказок и рассказов по теме проекта.

Чтение и заучивание стихотворений В. Степанова «Родная природа». Загадки о животных, птицах и насекомых, встречающихся в природоведческой литературе, по теме проекта.

Физическое развитие

Пальчиковая гимнастика «Насекомые», «Зимующие птицы». Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Мышеловка», «Охотник и зайцы», «Совушка». Беседа «Правила безопасного поведения в зоопарке».

Художественно-эстетическое

Рисование предметное «Медведица с медвежонком» (в стиле Е.И.Чарушина). Сюжетное по мотивам сказки В.Бианки «Как муравьишка домой спешил».

Предметное «Нарисуй и раскрась», раскраски и обводки по теме проекта. 

Аппликация: коллаж «Звери наших лесов», оригами «Ёжик».

 Ритмические движения под музыку «На танцующих утят…»

Музыкальный досуг «Лесной хор».

Конструктивная деятельность «Зоопарк».

Работа с родителями

Анкетирование родителей с целью изучения мнения родителей к предлагаемой деятельности в рамках проекта «Роль художественной литературы природоведческого характера во всестороннем развитии ребёнка».

Консультация «Развитие у детей интереса к чтению художественной литературы природоведческого характера».

Организация фотовыставки «Наша домашняя библиотека»

Оформление информационного пособия /ширма/

«Природоведческая литература современных авторов для дошкольников старшего возраста».

Рекомендации на тему: «Запишитесь с ребёнком в библиотеку!», «Прогулка выходного дня в зоопарк».

Создание библиотеки книжек-самоделок

  • «Зелёные странички».

               «Войне мы скажем — Н»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Экологическое воспитание в процессе ознакомления дошкольников с природой родного края"

Красота   родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой храм ещё прекраснее. Поэтому в дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через озн...

Педагогический опыт по экологическому воспитанию на тему: «Ознакомление детей с природой родного края».

Педагогический опыт по экологическому воспитаниюна тему: «Ознакомление детей с   природой  родного края»....

Творческий отчет "Ознакомление дошкольников с природой родного края через различные виды педагогической деятельности"

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 98-детский сад  Творческий отчет по теме: «Ознакомление дошкольников с природой родного края через различные виды п...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА " ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ ".

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение мира: ребёнок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Значит, уже в этот перио...

Методической разработка конспекта по НОД «Экскурсия по родному краю».

В данной методической разработке представлен материал по ознакомлению детей с заповедными местами родного края (Ленинградская область)....

Методическая разработка Экологическое воспитание детей четвертого года в процессе ознакомление с природой родного края воспитатель

Экологическое воспитание значимо и для личностного развития ребенка - правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях, оно оказывает интенсивное влияние на его ум...