Сценарий досуга "Читайте Пушкина, друзья!"
материал по теме

Тимохина Эльвира Николаевна

Сценарий литературного досуга для дошкольников "Читайте Пушкина, друзья!" был разработан совместно с методистом ГБОУ Школа 2065 Сорокиной О.Н. и учителем-логопедом Гуртовой Е.Н. За разработку сценария нам было присуждено почетное 2 место в Московском городском этапе всероссийсго фестиваля "Литературный венок России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_chitayte_pushkina.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий досуга «Читайте Пушкина, друзья 

Цель: формирование интереса к сказкам А. С. Пушкина

Задачи: Закрепить знания детей о сказках А.С.Пушкина и умение выразительно читать отрывки из сказок. Развивать у детей творческие способности, умение передавать выразительные образы героев сказок в драматизации. Воспитывать любовь к книге.

Предварительная работа: Чтение сказок А.С.Пушкина. Закрепление и расширение знаний у детей о творчестве поэта. Формирование любви к литературе, выразительное исполнение знакомых произведений, приобщение к поэтической речи. Воспитание у детей доброты, отзывчивости, смелости, находчивости, развитие способности различать добро и зло. Рисование героев сказок с использованием различных изобразительных техник. Заучивание стихотворений и отрывков из сказок. Организация выставки детских рисунков. Изготовление атрибутов по сказкам Пушкина и оформление панно «Лукоморье».

Оборудование:

Телевизор, DVD –плеер, магнитофон. Портрет А. С. Пушкина. Выставка книг А. С. Пушкина. Рисунки детей по сказкам А. С. Пушкина.

Зал оборудован под избушку няни: печка, пучки трав, ухваты, утварь, горшки, стол, лампа, канделябр, половички. На заднике пейзаж природы. Ближе дуб, цепь, (лукоморье)…

Аудиозаписи : « В гостях у сказки»; Г.Свиридов «Вальс»; «Зимний вечер» композитор Яковлев; «За рекой калинушка» (рус. народ. песня в исполнении Е.Комаровой) ; «Золотая рыбка».   Диск со сказками Пушкина.

Сказки: «Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о золотом петушке»

«Сказка о мертвой царевне»

«Сказка о царе Салтане»

«Сказка о попе и работнике его Балде»

Стихи: «У лукоморья», «Зимний вечер», «Уж небо осенью дышало», «Унылая пора».

Оформление: В зале на стене силуэт раскрашенного дуба, на нем «цепь» из желтой бумаги и нарисованный кот. Вокруг дуба герои из сказок А.С.Пушкина (вырезание по контуру). По стенам развешаны работы детей. На столе, на подставке для книг, портрет А.С.Пушкина, чернильница, перо, бумага, высокий подсвечник со свечой.

Дидактический материал: книги А.С.Пушкина, муз. запись П.И.Чайковский «Времена года», «Лебединое озеро», Н.А.Римский-Корсаков «Три чуда», костюмы для инсценировки отрывков из сказок « Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке»; крупный строительный материал (для постройки «града на острове Буяне»), волшебный сундучок, волшебное зеркальце, яблоко, домик из фанеры, элементы украшения.

ПЛАН.

  1. Небольшой рассказ воспитателя о творчестве А.С.Пушкина.
  2. Стихи об осени, о зиме.
  3. Рассказ Арины Родионовны о А.С. Пушкине.
  4. Беседа по рисункам детей.
  5. Игра «Волшебный сундучок».
  6. Игра «Животные, которые встречаются в сказках А.С. Пушкина».
  7. Конкурс, кто лучше построит «чудо-город».
  8. Инсценировка трёх чудес из «Сказки о царе Салтане».
  9. Исполнение танца шамаханской царицы.
  10. Инсценировка сказки о рыбаке и рыбке.
  11. Занятие по технике «Оригами» на тему: «Золотая рыбка» (видеосюжет)
  12. Вручение детских работ гостям.
  13. Вальс Свиридова. Заключительное поэтическое слово воспитателя.

Ход досуга.

Звучит композиция «Лукоморье». Дети входят в зал, садятся на стульчики.

Ведущий: Ребята, посмотрите как красиво украшен наш зал. Обратите внимание на портрет. Кто это?

Дети: Это наш русский поэт А.С.Пушкин.

ВЕДУЩИЙ: Его стихи и сказки знают и дети, и взрослые не только у нас в России, но и в других странах.

Наш досуг посвящен творчеству этого великого поэта.

Поэт особенно любил осень и посвятил этому времени года много стихов.

Давайте послушаем стихи про осень в исполнении родителей и детей.

Стихи (на фоне музыки).  Читают родители (взрослые)

МОЖЕТ быть вариант чтения родитель + ребенок.

1 родитель

— Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало.
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора. 
(А.С. Пушкин, отрывок из «Евгения Онегина»)

2 родитель

— Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.. 
(А.С. Пушкин, «Осень»)

Ведущий:

— Был Пушкин маленьким когда-то
Любил играть, как вы, ребята.
И петь любил, и танцевать,
И вечером под сказки
Тихонько засыпать.

— А сказки ему рассказывала его няня Арина Родионовна.

Ребенок 1:

— Старушка вот давным-давно жила
И нянею у Пушкина была.
А сколько сказок уж она насочиняла
Да все их маленькому Саше рассказала.
А Саша вырос и поэтом стал,
Волшебные истории в стихах переписал.

Ребенок 2:

— Он сделал это не напрасно:
Послушай, как звучит прекрасно:
«У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Пойдет направо – песнь заводит,
Налево – сказки говорит.
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…».

Ведущая: — Да, именно ее сказки маленький Саша готов был слушать бесконечно! Они переносили его в волшебный мир сказок.

РАССКАЗ ОБ АРИНЕ РОДИОНОВНЕ

(пьеса Чайковского «Нянина сказка»)

СЛОВА о Арине Родионовне

1 вариант.

                    Когда А. С. Пушкин был маленький – его звали Сашенькой. По вечерам этот кудрявый малыш в длинной, до пят, рубашонке ложился в свою кроватку, сворачивался калачиком, и замирал, с восторгом вслушиваясь в старческий голос, говорящий складные, напевные таинственные слова. Мерцал красный огонь свечи. В полутьме мальчик всматривался в родное лицо своей няни – Арины Родионовны.

Арина Родионовна была простая деревенская женщина (показать портрет).

Она очень любила Сашеньку. Она спешила утешить и приласкать мальчика. Она рассказывала ему сказки, познакомила с Кощеем и Змеем Горынычем, добрыми волшебниками и злыми колдунами – с прекрасным миром народного творчества.

Арина Родионовна любила гулять с Сашенькой. Они часто ходили в ближайший парк, где Сашенька собирал красивые листья, рассматривал причудливые деревья. Няня учила его любить природу, видеть её красоту. Саша очень любил все времена года и зиму, и лето, и осень, и весну. Когда он вырос, написал много стихов о разных временах года. послушайте как красиво он описывает зимнее утро.

2 вариант     Гаснет свет… Входит Арина Родионовна, в руках свеча.

Звучит романс «Не пой, красавица» (музыка С. Рахманинова, слова А.С. Пушкина).

Арина Родионовна: — Ох-хо-хо, пусто как в доме без батюшки Александра Сергеевича-то. Одолела меня грусть-кручина, и поговорить мне бедной не с кем. (Вздыхает.)

Подходит к столику, берет портрет поэта, ласково, с любовью смотрит на него.

Ведущая: — Извините, пожалуйста…

Арина Родионовна (вздрогнув): — Ой, да тут в гостиной кто-то есть! Дай-ка разгляжу получше. (Берет свечку.) Ой, а ребят-то сколько собралось!

Ведущая: — Здравствуйте, Арина Родионовна!

Арина Родионовна: — Здравствуйте, люди добрые. С чем пожаловали?

Ведущая: — Дорогая нянюшка, тут собрались дети, которые очень любят творчество А.С. Пушкина, а особенно его сказки. Они знают, что вы рассказывали маленькому Саше их великое множество.

Арина Родионовна: — Ваша правда. Значит, говорите, любите и знаете сказки Александра Сергеевича?

Дети отвечают.

Арина Родионовна:— Но в начале для порядка,
Загадаю вам загадки.
Соглашайтесь без опаски!
Вспомним пушкинские сказки,
И героев, и названья.
Приготовились? Вниманье!

ЗАГАДКА 1

— Там под елкою высокой
Белка песенки поет,
Да все золото грызет,
Изумрудец вынимает
И в мешочек опускает.
И засеян двор большой
Золотою скорлупой.

(Танец, песенка или строки из произведения «Ель растет перед дворцом ….»БЕЛОЧКИ)

А белка та проказница была: песни распевала да народ веселила. Давай те и мы с вами поиграем.

ИГРА «РАЗБЕРИ ОРЕХИ».

Игра проводится под задорную мелодию, по выбору музыкального руководителя. Двое детей с завязанными глазами разбирают шишки и орехи.

КАК ВАРИАНТ

Ведущая:

— А ну-ка, музыканты,
Ложки расписные быстро разбирайте,
Народ повеселите, весело играйте.

ОРКЕСТР «ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ» (русская народная песня «Во саду ли, в огороде»).

ЗАГАДКА 2

Арина Родионовна:

— Она не простая:
Чешуей сверкает,
Плавает, ныряет,
Желанья исполняет. (Золотая рыбка, «Сказка о рыбаке и рыбке».)

Арина Родионовна читает загадку на фоне музыки К.Сен-Санса «Аквариум».

Арина Родионовна:

— В какой сказке золотая рыбка исполняла желания? А вы хотите поймать волшебную рыбку?

Танец Золотой рыбки

ЗАГАДКА 3

Арина Родионовна: — Попробуйте отгадать следующую загадку…

— Оно соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно, золотисто,
Будто медом налилось –
Видно семечки насквозь! (Яблоко, «Сказка о мертвой царевне».)

Выходит царица с зеркалом

Ведущая:

На девичник собираясь.

Вот царица, наряжаясь

Перед зеркальцем своим, перемолвилася с ним:

Помогите царице вспомнить слова из сказки.

(ИГРА «Доскажи словечко»)

Царица:

"Я ль, скажи мне. всех ……..

Всех румяней и …….?"

Что же зеркальце в ответ?

"Ты прекрасна, …..;

Но царевна всех ……,

Всех румяней и ……".

ЗАГАДКА 4

Арина Родионовна:

— Эта дева не простая,
Да красавица какая,
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает. (Царевна-Лебедь, «Сказка о царе Салтане».)

КАК ВАРИАНТ – ТАНЕЦ ЦАРЕВНЫ-ЛЕБЕДЬ

ЗАГАДКА 5

Арина Родионовна:

— Кто ходит по цепи кругом?
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит? (Ученый кот.)

Появляется Кот ученый читает отрывок «У Лукоморья дуб …..»

ВИКТОРИНА «Вопросы ученого кота».

- Что просил старик у золотой рыбки в первый раз? (Корыто)

- Имя царя из «Сказки о золотом петушке»? (Салтан)

- Чем ловил старик Золотую рыбку? (Неводом)

- Как называется остров, лежащий на пути в царство славного Салтана? (Остров Буян.)
- В этой сказке одна сестра стала царицей, другая – ткачихой, а третья – кем?(Поварихой в «Сказке о царе Салтане».)

- Сколько было братьев у Царевны-Лебедь? (Тридцать три.)

- Как звали предводителя 33-х богатырей из сказки о царе Салтане

КАК ВАРИАНТ, КОНКУРС «ВОПРОС - ОТВЕТ»

 «Из какой сказки отрывок?»
Ведущий: Сейчас я буду читать вам отрывки из сказок, а вы отгадывайте, из какой сказки этот отрывок. 
1. Три девицы под окном, Пряли поздно вечерком. 
(«Сказка о царе Салтане…»)
2. «Свет мой, зеркальце! Скажи и всю правду доложи…» 
(«Сказка о спящей царевне и семи богатырях».)
3. «Год, другой проходит мирно. Петушок сидит все смирно». 
( «Сказка о золотом петушке».)
4. «Воротился старик домой. На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто». 
( « Сказка о рыбаке и рыбке»)
5. «Жил-был поп, толоконный лоб». 
(«Сказка о попе и его работнике Балде»)
6. «В тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон» 
(«Сказка о золотом петушке».)
7. Снова князь у моря ходит, С синя моря глаз не сводит; Глядь – поверх текучих вод Лебедь белая плывет. 
(«Сказка о царе Салтане».)
8. «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе. Не видал ли где царевны?» 
(«Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)

Арина Родионовна:

— Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки.
Читайте Пушкина всегда-
Вот вам подсказка,
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки!

Прощается и уходит.

Дети читают на фоне музыки («Отзвуки вальса» — музыка Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»).

Ребенок:

— Мой Пушкин! Мой поэт! Моя отрада!
Спасибо за любовь к родному слову.
Мы этой встрече были очень рады.
Твои стихи читать мы будем снова!

Ведущая: (1 вариант)

Вот и все. Нашей встречи закрываем мы страницу!

В путешествии волшебном очень быстро время мчится!

Ну, а если захотите в Лукоморье возвратиться,

То чудесные мгновения могут снова повториться.

В этом нам поможет КНИГА! (подходит к книжной выставке)

Стоит в руки ее взять,

И любимые герои с нами встретятся опять! (музыка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Читайте Пушкина, друзья"

В данном конспекте разработан сценарий проведениятематического досуга ко дню рождения А.С. Пушкина.В ходе мероприятия дошкольники закрепляют полученныезнания сюжетов  детских сказок и стихотворен...

Читайте Пушкина, друзья!

Статья написана для районной газеты "Сельская новь". Это своего рода отчет о проделанной работе....

Сценарий "Читайте Пушкина, друзья!"

Цели и задачи: Развивать интерес к литературному творчеству русских писателей.Творчески развивать и обращать внимание детей на особенности русского языка: красоту, звучность, простоту, лаконичнос...

Читайте Пушкина, друзья!

Тематическое развлечение для детей старшего дошкольного возраста...

сценарий мероприятия "Пушкин день"

Сценарий разработан для коллективного мероприятия, где принимают участие все дети.Сложна тема:" Великий поэт для дошкольников" адаптирована для разновозрастной аудитории с учетом психологиче...

Творческий проект «Читайте Пушкина, друзья» для детей подготовительной группы Автор проекта Педагог: Гишварова Анжела Сергеевна

Творческий проект«Читайте Пушкина, друзья»для детей подготовительной группыВид проекта: творческий, познавательныйТип проекта: групповойПродолжительность: краткосрочныйСроки работы: 2 неде...