Проект "В гости к дедушке Чуковскому"
проект по художественной литературе (средняя группа) на тему

 Тьютор Иванова Валентина Владмировна

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором ярко проявляется способность слухом зрением, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка,  обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям. К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. А на вопрос: «кто твой любимый сказочный герой?» – дети называют персонажей  из западных  мультфильмов.

У большинства родителей нет времени почитать детям сказку, они уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для современных детей. Сказки Чуковского - это благоприятный и ничем незаменимый источник нравственного воспитания детей, так как в них отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих отношений, чувств и взаимоотношений.

Разработан проект с целью развития устойчивого интереса к произведениям искусства, т.к. дети не имеют достаточных знаний о творчестве детского писателя К. И. Чуковского; родители не уделяют должного внимания семейному чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл В гости к дедушке Чуковскому38.11 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ  ПРОЕКТА

Название проекта:

В гости к дедушке Чуковскому

Возрастная группа: средняя

Состав и количество участников:

16 детей, родители, воспитатели группы

Тип проекта: познавательно-творческий;

Продолжительность и сроки реализации:  

краткосрочный  (19.03 – 02.04.2018)

Исполнители\ участники:

дети средней группы № 2 (4 – 5 лет)

Авторы:

Воспитатели группы: Костякова В.В., Щербина И.С. 

2018

К. И. Чуковский занимает уникальное место в жизни детей нашей страны: ведь чаще всего он - тот первый автор, произведения которого знакомят

малышей с литературой вообще и поэзией в частности. Чьи стихи лучше всего

помнят из своего детства нынешние мамы и папы? - Чуковского. А бабушки и дедушки? - тоже Чуковского.

Корней Иванович Чуковский писал, что цель сказочника – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Актуальность темы:

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка,  обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям. К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. А на вопрос: «кто твой любимый сказочный герой?» – дети называют персонажей  из западных  мультфильмов.

У большинства родителей нет времени почитать детям сказку, они уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для современных детей. Сказки Чуковского - это благоприятный и ничем незаменимый источник нравственного воспитания детей, так как в них отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих отношений, чувств и взаимоотношений.

Разработан проект с целью развития устойчивого интереса к произведениям искусства, т.к. дети не имеют достаточных знаний о творчестве детского писателя К. И. Чуковского; родители не уделяют должного внимания семейному чтению.

Цель проекта: Приобщение детей к чтению художественной литературы в процессе знакомства с жизнью и творчеством Корнея Ивановича Чуковского.

Задачи проекта:

1. Развивать интерес детей к книгам.

2. Обогащать познавательный опыт детей.

3. Формировать доброжелательное отношение к героям сказок.

4. Обогащать словарный запас ребенка посредством разучивания отрывков произведений.

5. Развитие творческих способностей детей через изготовление атрибутов к сказке.

6. Развивать воображение, формировать умение изображать образ героя через роль.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

  • проявление интереса к творчеству К.Чуковского, формирование разносторонних знаний о произведениях автора;
  • развитие интереса к книге, как к источнику знаний; к жанрам художественной литературы.

Для педагогов:

  • реализация проекта в разных видах детской деятельности;
  • построение предметно-развивающей среды для реализации проекта в группе, развитие собственных профессиональных умений.

Для родителей:

  • активное участие в реализации проекта;
  • проявление интереса к семейному чтению, к совместной работе с детьми.

Ресурсное обеспечение:

1. Информационное:

- фото-, видео материалы;

- библиотечный фонд.

2. Научно-методические:

- консультативная работа с родителями.

3. Дидактическое обеспечение:

- подбор иллюстраций по произведениям К. И. Чуковского;

- оформление книжного уголка в группе.

4. ТСО:

- ноутбук;

- фотоаппарат;

-  музыкальный центр.

Реализация данного педагогического проекта обеспечит психологическое формирование читателя в дошкольнике. Увлекательное общение с творчеством Корнея Чуковского будет способствовать развитию интереса к книге, что будет являться неотъемлемой частью системы образования и повышению уровня эффективности по вопросу использования произведений художественной литературы в воспитании детей.

Продукт проектной деятельности:

  • Выставка совместного творчества детей и родителей «Волшебный мир дедушки Корнея»
  • Папка-передвижка для родителей «Корней Иванович Чуковский»
  • Литературная гостиная

Метод трех вопросов:

Что знаем?

Что хотим узнать?

Где и как найдем ответы на вопросы?

  •  К. И. Чуковский – детский писатель. Написал сказки: «Муха-цокотуха», «Бармалей», «Мойдодыр», «Федорино горе».
  •  Сказки интересные, их читали родители.
  •  Смотрели мультфильмы, их любят дети.

Что ещё написал К. И. Чуковский?

Какие они, герои  сказок Чуковского: лучше современных иностранных героев или нет? 

Чем еще отличаются сказки Чуковского от других сказок? 

Спросим  у взрослых (родителей, воспитателей и т.д.)

Посмотрим мультфильмы.

Послушаем запись аудиосказок  Чуковского.

Рассмотрим иллюстрации в книгах.

При помощи взрослых поищем ответ в интернете.

Содержание форм работы и видов деятельности

Образовательные

области

Совместная

деятельность

детей и

воспитателя

Совместная деятельность

детей и

родителей

Самостоятельная

деятельность

детей

Познавательное развитие

Знакомство детей с биографией Чуковского;

НОД «Доктор Айболит».  Игры: «Угадай, к какой сказке иллюстрация», «Угадай героя сказки по описанию».

Отгадывание загадок по сказкам К. И. Чуковского.

Дидактические игры: «Угадай героя по описанию» «Собери сказку», «Из какой сказки», «Счет персонажей» и др.

Видеосюжеты, презентации

по мотивам произведений К. И. Чуковского.

Речевое

развитие

Заучивание отрывков из произведений и

чтение известных сказок.

Чтение стихов: «Бутерброд», 

 «Черепаха»,«Туфелька», «Обжора»,«Закалялка» «Чудо-дерево»,

«Путаница» и др.

Развлечение «Вечер загадок».

Чтение сказок

«Федорино горе», «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Доктор Айблит», «Бармалей», «Краденое солнце»;

 Разучивание стихов К.И. Чуковского с детьми

Рассматривание иллюстраций, альбомов, репродукций картин по изучаемой теме

Социально- коммуникативное развитие

Беседы:

«Откуда пришла книга?»;

«Как надо относиться к книге?»; Игра: «Расскажи, что видишь на картинке»,

«Доскажи словечко».

Просмотр мультипликационных фильмов «Сказки К. И. Чуковского»,

Рассматривание иллюстраций к сказкам К.И.Чуковского

Сюжетные игры по сказкам «Телефон»,

«Больница для зверей» и т.п.;

Беседа по произведениям

Художественно- эстетическое развитие

«Украсим кружку для бабушки Федоры» -рисование; «Мойдодыр» - аппликация по сказке Чуковского; «Посуда для Федоры» - лепка тарелки, чашки

«Мой любимый литературный герой из произведений

К. Чуковского»,

рисование.

 «Сказка в гости к нам пришла» (работа с раскрасками), «Знакомый герой» (рисование)

Физическое развитие

Подвижные игры «Паутинка»,

«Путаница» и т. д.

Пальчиковая гимнастика «Свинки»

Выполнение движений под стихотворение

«Скрюченная песня»

Формы организации и виды деятельности

подготовительный

этап

основной этап

заключительный

этап

Выявление уровня знаний детей по теме.

Обсуждение целей и задач по реализации проекта.

Ознакомление родителей с проектом на родительском собрании.

Подбор литературы, наглядно-дидактического, иллюстрационного материала, художественной литературы, просмотр источников информации (интернет), организация развивающей предметно-пространственной среды группы.

Чтение, прослушивание аудиозаписей, просмотр мультфильмов по произведениям К. И. Чуковского – проведение бесед;

Сюжетно-ролевые игры по сказкам;

Оформление папки-передвижки;

Изготовление настольной игры по теме проекта:  

«Разрезные картинки» - применение в проведении НОД (ФЭМП);

Проведение ООД;

Рассматривание с детьми иллюстраций и книг по творчеству К. И. Чуковского – беседы по ним;

Игровая и продуктивная деятельность;

Беседы с родителями на тему «Дети и книга»;

Подготовка к выставке (продукту деятельности).

 

Выставка рисунков по сказкам Чуковского;

 

Оформление книжного уголка «В гостях у дедушки Корнея»;

Конкурс детско-родительского творчества -  Выставка творческих работ «Любимый персонаж»

Презентация проекта для родителей.

«Литературная гостиная»

Реализация основного этапа проектной  деятельности

Дата

Виды деятельности

Цель

Исполнители

19.03

Проведение открытия проекта – «В гости к дедушке Чуковскому»

Знакомство детей с биографией К.И. Чуковского (виртуальная экскурсия) 

Задачи:

обогатить и углубить знания о

 творчестве К.И. Чуковского;

 ознакомить с историей создания некоторых произведений;

 воспитывать веру в добро и дружбу.        

Воспитатель,

дети

в течение проекта

 Сюжетные игры: «Путешествие в Африку» по сказке «Айболит»;

по сказке «Телефон»;

«Угощенье» - по сказке «Муха-цокотуха»

Продолжать обогащать содержание игр.

Способствовать объединению детей для совместных игр.

дети

Рассматривание книг и иллюстраций по произведениям  

К. И. Чуковского –

беседа по ним

Развитие у детей интереса к книгам и иллюстрациям

К. И. Чуковского, интерес к художественному творчеству и

произведениям автора.

воспитатели

дети

Чтение сказок К.И.Чуковского: Телефон,  Муха-цокотуха, Путаница

Пробуждать и поддерживать интерес к художественной литературе.

воспитатели

Чтение стихов:  Бутерброд,

 Черепаха.

Формировать умение слушать произведения, развивать память и внимательность. 

Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев.

воспитатели

Подвижная игра: «Воробей и звери» («Тараканище»),

«Каравай»

(«Муха-цокотуха»); «По ровненькой дорожке» («Федорино горе»).

Способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества, творчество в изображении героев сказок

воспитатели

Просмотр мультфильмов по произведениям Чуковского:Айболит «Мойдодыр», 

«Телефон» и др.

Формировать заинтересованное отношение к творчеству К.И.Чуковского

 

дети

родители

Д/и «Собери героя сказок»

пазлы

дети

20.03

НОД:  «Сложи сказку» по четырем сюжетным картинкам

Развитие логического мышления, образного восприятия;

воспитатель

дети

Оформление папки-передвижки для родителей

Просвещение родителей

«Роль сказок Чуковского в воспитании ребенка»

 воспитатели

21.03

Оформление книжного уголка

Создать условия по реализации проекта. Развивать интерес к книгам

воспитатели

Лепка: «Посуда для бабушки Федоры»

Развитие фантазии,

образного мышления

дети

22.03

Акция «Подари ребенку книгу» произведений К.И.Чуковского

Пополнить библиотеку группы книгами К.И.Чуковского, продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий в группе.

дети

воспитатели

Дидактическая игра «Отгадай сказку по иллюстрации»

Выявить у детей умение узнавать и называть произведения К.И.Чуковского по иллюстрациям

воспитатели

23.03

Инсценировка сказки

К.И.Чуковского

«Путаница»

Развивать у детей умение передавать образ сказочного героя.

дети

Оформление выставки совместных работ «Путешествие по сказкам»

 Способствовать взаимодействию родителей с детьми в процессе общения и выполнения творческой работы

воспитатели

26.03

«Сказка в гости к нам пришла» (работа с раскрасками)

Приобщать детей к художественной деятельности.

дети

27.03

Аппликация

«Мойдодыр»

Развитие фантазии,

образного мышления

дети

воспитатель

28.03

Изготовление Лото «Сказки Чуковского»

Применение материала в ходе НОД по ФЭМП

воспитатели

родители

НОД «В Гостях у дедушки Корнея»

Заучивание отрывков из произведений

дети

родители

воспитатели

29.03

Создание аудиобиблиотеки со  сказками и стихотворениями К.И.Чуковского

Создать в группе необходимые условия по ознакомлению детей с творчеством К.И.Чуковского.

Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий в группе.

Дети

родители

30.03

«Полечи книжку» - ручной труд

Учить детей помогать взрослым. Воспитывать бережное отношение к книгам.

дети

воспитатели

Вечер загадок «Угадай и ответь» -отгадывание загадок по сказкам К. И. Чуковского

Развивать у детей логическое мышление при отгадывании загадок.

Способствовать расширению смекалки, кругозора детей, сообразительности, развивать познавательный интерес

дети

воспитатели

02.04

Проведение закрытия проекта

Литературная гостиная

Задачи:

создание условий для познавательно-речевого развития ребёнка;

воспитание положительного эмоционального отношения к литературным произведениям К.И. Чуковского;

развитие у дошкольников художественно-речевых исполнительских навыков при чтении произведений;

предоставить возможности для самовыражения;

 выявить лучших чтецов среди детей

воспитатели

Составление презентации к проекту

  • Составление памяток для родителей:

«Какие вопросы задавать ребенку во время чтения книг?»,

«Почитайте сказки детям», «Как научить ребенка любить и беречь книги?»

Рефлексия деятельности:

1. Расширили знания детей о жизни и творчестве К. И. Чуковского.

2. Закрепили умения детей понимать замысел художественного произведения, отвечать на вопросы по его содержанию грамматически правильным связным высказыванием (в соответствии с возрастом).

3. Усовершенствовали умения детей выразительно читать стихи.

4. Приобщили родителей к совместному творчеству с детьми, укрепили традиции семейного чтения.

5. Обогатили образовательное пространство группы при участии родителей (пополнили:  детскую библиотеку, театры, копилки дидактических игр, аудиозаписи сказок, раскраски по произведениям К. И. Чуковского).

Вывод:

В дошкольных организациях особое место занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге. 

Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является К.И. Чуковский. Поэтические образы привлекают детское внимание и надолго запоминаются. Дети любят слушать и читать произведения К.И. Чуковского. Они развивают мышление и воображение ребенка, обобщают его эмоции, дают прекрасные образы, знакомят с формами  русского литературного языка.

Семья – важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, следовательно, - средство духовно-нравственного воспитания личности. Именно поэтому так велико воспитательное, познавательное и эстетическое значение произведений К.И. Чуковского - они расширяют знания ребенка об окружающем мире, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать также и форму языка. Родителям при выборе сказки для семейного чтения следует ориентироваться и на собственный интерес, и на своего ребенка.

Перспективы дальнейшего развития проекта:

  1. Создание мини-музея по творчеству К. И. Чуковского.
  2. Проведение музыкально-театрализованного развлечения

«В гостях у сказки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по сказкам К. И. Чуковского «В гости к дедушке Корнею »

Викторина по сказкам К.И Чуковского " Вгости к дедушке Корнею" Предлагаются задания:1) Из какого произведения данный отрывок2) "Доскажи словечко"3) "Кто есть кто"4) "Найди предметы к своей сказке"...

Проект В гости к дедушке Чуковскому

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14766032","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"390","width":"420"}}]]К. И. Чуковский занимает уникальное место в жизни детей нашей ...

Открытое занятие "В гостях у дедушке Чуковского"

Открытое занятие, знакомство с творчеством Чуковского....

Познавательный проект «В гости к дедушке Чуковскому» краткосрочный (неделя)

Задачи проекта:Продолжать знакомить детей с произведениями К.И. Чуковского.Совершенствовать речь как средство общения, развивать диалогическую форму речи во время рассматривания иллюстраций.Развивать ...

Игра-квест "В гости к дедушке Чуковскому"

Данное занятие было показано на региональном конкурсе "Воспитатель года Алтая  - 2022"...