Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «По страницам любимых книг» - знакомство с детской художественной литературой.
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Чуплыгина Любовь Сергеевна

Тема занятия: «Праздник сказки» (Викторина по сказкам).

Образовательные задачи:

- дать представление о классификации сказок;

- формировать умение определять содержание литературных произведений по небольшим отрывкам и иллюстрациям.

Развивающие задачи:

- развивать память, внимание, мышление, активизировать словарь детей;

- формировать умение свободно высказывать свою мысль.

Воспитательные задачи:

- воспитывать любовь к сказке, детской книге;

- воспитывать дружбу, умение действовать согласованно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_stranitsam_lyubimyh_knig.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 54 Киселевского городского округа

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему:

«По страницам любимых книг» - знакомство с детской художественной литературой.

Методическая разработка

           

           

          Автор:

Чуплыгина Любовь Сергеевна,

воспитатель

Киселевск 2014 г.

Тема занятия: «Праздник сказки» (Викторина по сказкам).

Образовательные задачи:

- дать представление о классификации сказок;

- формировать умение определять содержание литературных произведений по небольшим отрывкам и иллюстрациям.

Развивающие задачи:

- развивать память, внимание, мышление, активизировать словарь детей;

- формировать умение свободно высказывать свою мысль.

Воспитательные задачи:

- воспитывать любовь к сказке, детской книге;

- воспитывать дружбу, умение действовать согласованно.

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор; песня «В гостях у сказки»; корзинка с детскими сказками; музыка из русских народных сказок; картинки с изображением трех богатырей; разрезные картинки к сказкам: «Колобок», «Царевна – лягушка»; флажки; иллюстрации к сказкам: «Гуси – лебеди, «Волк и семеро козлят», «По щучьему велению», «Курочка ряба»; картинки с символическим изображением сказочных героев; волшебный сундучок со сказочными предметами.

Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, придумывание загадок по сказкам, слушание песен и музыки из сказок, рисование по сказкам.

Ход:

Дети входят в группу под песню «В гостях у сказки», рассаживаются на стулья напротив экрана.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Вы, наверное, догадались, что мы сегодня в гостях у сказки.

Я к вам пришла, целую корзину сказок принесла.

Все расселись по местам, расскажу я сказку вам.

В некотором царстве, в тридевятом государстве,

Мишка, мышка, репка, бабка,

Сивка-бурка, Синеглазка,

Приглашают в гости к сказкам.

Ребята, а вы любите сказки? За что вы любите сказки? Вы знаете, как появились сказки?

Ответы детей.

Воспитатель. Человек еще с давних времен учился у природы. Но были и такие явления, которые древние люди объяснить не могли. Они боялись грозы, боялись темноты. И все это люди объясняли проявлением сверхъестественных сил. И появились такие герои, как Илья Муромец, Никита Добрынич, Алеша Попович. Человек наделял силой птиц, рыб. Появилась сказочная жар – птица, появилась и щука, которая помогала Емеле и т.д. Так появились сказки, которые передавались от одного человека к другому, из уст в уста. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству. (Показ картинок на мультимедийном проекторе под музыкальное сопровождение.)

Все сказки делятся на два вида: - русские народные

                                                        - бытовые (литературные).

Как вы думаете, кто автор русских народных сказок?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно, эти сказки сочиняет русский народ. А вот бытовые сказки делятся еще на два вида: - сказки о животных

                                                        -  волшебные сказки.

Бытовая сказка знакомит близко с бытом человека. Например, сказка про Ивана – дурочка.

А что означает волшебная сказка? Почему ее так называют?

Ответы детей.

Воспитатель. Вы все правильно сказали, в волшебной сказке не обходится без чудесного действия, волшебства – доброй и злой силы! Но, как правило, добро – побеждает зло. Особенно сказки любили дети и перед сном бабушки и мамы рассказывали детям сказки. Дети эти сказки передавали своим детям, а мы узнали сказки от наших бабушек и мам.

 Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Вы уже сказали, что очень любите сказки и прямо сейчас я предлагаю вам провести праздник сказки! Викторина поможет нам определить, насколько хорошо вы знаете сказки. Для этого вам нужно разделиться на две команды. (Детям предлагается собрать две разрезные картинки, в которых спрятаны сюжеты из двух сказок: «Колобок» и «Царевна – лягушка». Каждому ребенку достается по одной разрезной части, дети объединяются между собой так, чтобы их разрезные части сложились в целостные картинки.)

Воспитатель. Ну что команды, вы готовы? Представьте себя.

Ответы детей.

Воспитатель. Правила викторины просты: за каждый правильный ответ команда получает флажок, если у команды нет ответа, отвечать имеет право команда соперников. В конце викторины будут подведены итоги. Команда, набравшая большее количество флажков и станет победителем.

Всем участникам команд желаю удачи!

Итак, первое задание нашей викторины «Узнай сказку по загадке».

 Каждой команде поочередно будут загаданы загадки, участникам нужно назвать сказку, которая скрывается в этой загадке.

1 команда:                                                       2 команда:

Дверь открыла, в дом вошла,                    Сейчас потолкуем о книжке другой,

Всюду чисто убрала.                                   Тут синее море, тут берег морской.

Только вечер наступил,                              Старик вышел к морю и невод забросил,    

Тут медведь и поспешил!                            Кого – то поймает и, что – то  попросит.

(Маша и медведь)                                        (Сказка о золотой рыбке)

Ах ты, Петя – простота,                               Возле  леса на опушке,

Сплоховал немножко,                                  Трое их живет в избушке.

Не послушался кота,                                    Там три стула и три кружки,

Выглянул в окошко.                                      Три кроватки, три подушки.

(Кот, петух и лиса)                                      Угадайте без подсказки,

                                                                        Кто герои этой сказки?

                                                                        (Три медведя)

Уплетая калачи,                                           На сметане мешен,

Ехал парень на печи.                                   На окошке стужен,

Прокатился по деревни,                               Круглый бок, румяный бок

И женился на царевне.                                 Покатился …

(По щучьему велению)                                  (Колобок)

Носик круглый, пяточком                               В одно ушко залезает,

Им в земле удобно рыться.                           А в другое вылезает.

Хвостик маленький, крючком,                       И все о чем мечтается

Вместо туфелек – копытца.                           Сразу исполняется.

Трое их – и до чего же                                    (Хаврошечка)

Братья дружные похожи.                                

Отгадайте без подсказки,                              

Кто герои этой сказки.                                    

(Три поросенка)                                              

Воспитатель.  Молодцы, все загадки отгадали! (Командам раздаются флажки.)

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться,                                    

Два – согнуться, разогнуться,                                                  

Три – в ладоши три хлопка,                                                      

Головою три кивка.                                    

На четыре – руки шире,                                  

Пять – руками помахать,                            

Шесть – на стульчик тихо сесть.                              

Воспитатель. Да, узнать сказку по загадке вы смогли, а теперь попробуйте узнать сказку по иллюстрации.

Второе задание нашей викторины «Узнай сказку по картинке».

(На мультимедийном проекторе поочередно каждой команде появляются иллюстрации к сказкам.)

1 команда:

«Гуси – лебеди»

- Как называется это сказка?

- Кто ее сочинил?

- Почему гуси – лебеди унесли братца?

- Почему Аленушке помогали печка, яблоня и речка?

- Чтобы сделали вы, если бы оказались в такой ситуации?

«По щучьему велению»

- Как называется эта сказка?

- Кто ее автор?

- Чтобы вы попросили у щуки, если бы ее поймали?

2 команда:

«Волк и семеро козлят»

- Как называется эта сказка?

- Назовите ее автора?

- Чему учит эта сказка?

- Что нужно помнить, когда остаешься один дома?

 «Курочка ряба»

- Когда вы в первый раз услышали эту сказку?

- Кто вам ее рассказал?

- Скажите, какое яичко лучше: простое или золотое? Почему?

Воспитатель.  Молодцы, и с этим заданием справились, все сказки по картинкам узнали. (Командам раздаются флажки.)

Третье задание нашей викторины «Узнай сказку по героям».

(Каждой команде предлагается по две картинки с символическим изображением сказочных героев. Дети должны сопоставить героев между собой на каждой картинке и назвать, из каких они сказок.)                                  

1 команда:                                                          2 команда:                                                         

«Пузырь, соломинка и лапоть»                       «Кот, петух и лиса»     

 «Маша и медведь».                                          «Морозко».                                                                                                  

Воспитатель.  Молодцы, вы успешно справились и с этим заданием. Потому что любите и хорошо знаете сказки. (Командам раздаются флажки.)

Физкультминутка

Мы по сказке походили,

Все в ней круто изменили.

Мы ногами топали,

Мы в ладоши хлопали.

Будут помнить в сказке нас:

Наклонялись мы на «раз»,

На «два» поднимались,

Всем поулыбались.

И опять потопали,

И опять похлопали.

Вот какие молодцы,

Вот какие удальцы!

(Дети выполняют соответствующие движения)

Последнее, четвертое задание нашей викторины называется так «Волшебный сундучок».

В волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Каждой команде достанется по несколько предметов, которые вы должны внимательно рассмотреть, а потом назвать из какой они сказки. Вот сейчас – то мы и узнаем, насколько хорошо вы знаете сказки. (Каждая команда поочередно достает себе по шесть предметов, внимательно их рассматривает и называет из какой они сказки.)

1. Яйцо – «Курочка Ряба».

2. Лошадка – «Сивка-бурка».

3. Стрела – «Царевна – лягушка».

4. Топор – «Каша из топора».

5. Щука – «По щучьему велению».

6. Рукавица – «Рукавичка».

7. Невод – «Сказка о золотой рыбке».

8. Волк, переодетый в козу – «Волк и семеро козлят».

9. Рябая коровушка – «Хаврошечка».

10. Девочка в красном платочке – «Гуси лебеди».

11. Репа – «Репка».

12. Перо – «Финист – ясный сокол».

Воспитатель. Вы, действительно, очень хорошо знаете сказки, без труда и единой подсказки справилась с заданием из волшебного сундучка. Поздравляю, вы заслужили свои флажки! (Командам раздаются флажки.)

Ребята, вот и подошла к концу наша викторина. Сейчас мы подведем итоги и назовем команду – победителя. (В каждой команде подсчитываются флажки.)

По итогам проведенной викторины обе команды («Колобок» и «Царевна – лягушка») набрали равное количество флажков, а это значит, что победила «дружба»! Говорят: «Друг за друга держаться – ничего не бояться». Как вы понимаете эту пословицу?

Ответы детей.

Воспитатель. Вы все правильно сказали, и ваша сегодняшняя победа – показатель настоящей дружбы и сплоченности! Ребята, вам понравилась викторина? На какие два вида делятся сказки? Кто сочиняет русские народные сказки? А на какие два вида делятся бытовые сказки? Назовите свою самую любимую русскую сказку? Почему она любимая?

Ответы детей.

Воспитатель. Ребята, вы молодцы! Вы хорошо знаете сказки и русские народные тоже, а значит по – настоящему их любите! Действительно, сказки – это чудеса, где побеждает красота и доброта! Сегодня каждый из вас принес книжку с русскими сказками, которую готов подарить своим соперникам в память о нашей сказочной викторине. Так сегодня у каждого из вас появилась возможность познакомиться с новой сказкой и рассказать ее другим. (Дети обмениваются книгами.) А я в свою очередь тоже приготовила для вас подарок. (Воспитатель дарит в группу для всех детей книгу с русскими сказками.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Сказочные кружева Балахны»

Конспект предлагает помощь при формировании у детей эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру, приобщение детей к восприятию народного искусства родного края....

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Вода вокруг нас».

  Занятие позволяет формировать у детей понятие, насколько вода важна в жизни человека...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Самара - мой город родной»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  в подготовительной к школе группе   на тему «Самара - мой город родной»...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «Знакомство с монетами»

Цель: познакомить детей с исследовательской деятельностью и расширить представление о коллекционировании....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Портрет любимой мамы» - подарок на «День матери»

данный материал поможет вам провести открытое занятие, познакомить детей с техникой рисования портрет гуашью, разовьет творческий интерес и эмоционалный отклик, желание делать подарок собственными рук...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Скоро в школу»

Вид детской деятельности:  Познавательное развитие.Интеграция образовательных областей: «Социально- коммуникативное», «Познавательное развитиеЦель: расширять и укреплять знания ...