«Малые формы фольклора как средство формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников»
статья на тему

Галина Ивановна Кузьмина

Использование фольклора как средства успешного привития культурно-гигиенических навыков детям младшего дошкольного возраста - попытка формирования важнейших навыков на данном жизненном этапе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Малые формы фольклора как средство формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников»

Использование фольклора как средства  успешного привития культурно-гигиенических навыков детям младшего дошкольного возраста - попытка формирования важнейших навыков на данном жизненном этапе.

Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. Такие процессы как одевание, прием пищи и и другие требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного настроя.  Чтение фольклорных произведений требует от взрослого большого мастерства. В соответствии с содержанием, формой, языком, установившихся традиции, потешки, песенки произносятся просто, ласково, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи. Чтение малых фольклорных произведений проводится в форме теплой беседы, веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с моментом производимого ребенком движения или действия.

В начале работы воспитателю следует проанализировать уровень  сформированности культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников по следующим критериям:

  •  Умеет одеваться и раздеваться в определенной последовательности.
  •  Проявляет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых).
  •  Пользуется индивидуальными предметами гигиены (носовым платком, салфеткой, расческой, горшком).
  •  Умеет принимать жидкую и твердую пищу.

Анализ  первичных диагностических данных поможет спроектировать педагогическую деятельность и направить ее на формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста посредством использования фольклора.

Режимные процессы (кормление, подготовка ко сну, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть активного образа жизни детей. Они постоянно нуждаются в непосредственной помощи взрослого.

 В настоящее время многие родители и даже педагоги уделяют больше внимание обучению детей чтению, математике и языкам, чем самообслуживанию. Родители не учитывают, что для детей гораздо актуальнее научиться самостоятельно пить, есть, одеваться, умываться. Самообслуживание способно резко поднять детскую самооценку. С раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. А происходит это именно с привития навыков самообслуживания.            

 Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях ДОУ  и семьи. Главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы.

  Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом и помогает детский фольклор - сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.

Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей.  Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела ребёнка, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога. Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают. К педагогу, владеющему образным народным фольклором, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете.

Потешки могут сопровождать процесс умывания, засыпания, приёма пищи… Из них уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно - координацию и ловкость.

Рассказывая потешки, используя наглядность, воспитатель опирается на опыт и знания малышей, используя  часто подражание как движущую  силу в развитии ребенка!

  Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, помогает малышу «открыть» себя, делает его соучастником действия, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного  возраста будет осуществляться эффективнее, если:

- учитывать психолого-педагогические особенности детей младшего дошкольного  возраста;

- использовать игровые виды деятельности и художественное слово (фольклор).

Фольклор в силу своих особенностей выступает в качестве содержательной основы обучения на ранней ступени и предполагает использование оптимальных методов и приемов, которые носят развивающий характер и влияют на все сферы развития человека.

Использование фольклора в период обучения культурно-гигиеническим навыкам будет способствовать повышению эмоционального настроя ребенка, побуждать к совместным действиям со взрослыми, устанавливать доверительные отношения в коллективе, способствовать постепенному вовлечению ребенка в новую социальную среду, обеспечивать непрерывный подъем в развитии возможностей и способностей личности.

Работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков с использованием   фольклора и включает в себя:

- единые  требования;

- создание развивающей предметно-пространственной  среды группы;

- работа с семьями воспитанников.

- подбор фольклорного материала в соответствии с возрастом детей;

- использование иллюстраций из фольклорных произведений;

Фольклорные произведения используются на протяжении всего дня,  включаются их в различные режимные моменты.

  Воспитатель приветливо встречает ребёнка, тепло улыбается, здоровается с ним и приглашает пройти в группу, используя фольклор:

Доброе утро, зайка мой.

Доброе утро, Тимошенька дорогой.

Я Тимошеньку люблю,

Ему песенку спою.

В первые дни пребывания ребенка в детском саду многим не нравятся некоторые культурно-гигиенические навыки: умывание, раздевание, усаживание на горшок. Для создания положительной установки на предстоящий режимный момент воспитатель использует потешки, песенки.

-при умывании детей:

Водичка, водичка,

Умой Насте (Кате) личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

-при намыливании рук:

Ай, лады, лады, Не боимся мы воды Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

В руки мыло мы возьмем

И водичкою польем.

Моем руки чисто, чисто.

                   Чисто умываемся,

                   Маме улыбаемся.

В руки мыло мы возьмем

И водичкою польем.

Моем руки чисто, чисто.

А потом лицо умыли,

Носик тоже мы промыли.

Полотенцем вытирались,

На себя мы любовались

.

Удачно использованная потешка помогает воспитателю во время кормления: 

Каша из гречки

Варилась на печке,

Варилась  и прела,

Чтобы Катя ела.

Или:

Умница, Катенька,

Ешь кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую

.

Или:

Варись, варись кашка

В голубенькой чашке,

Варись поскорее,

Булькай веселее.

Варись кашка сладка,

Из густого молока,

Из густого молока

Да из мелкой крупки

У того, кто кашу съест

Вырастут все зубки!

При одевании детей на прогулку:

Мы наденем Мишке,

Теплые штанишки,

Мы наденем Мишке

Валенки-малышки.

Или:

Вот они, сапожки:

Этот – с левой ножки,

Этот – с правой ножки.

Наденем сапожки:

Этот – с левой ножки,

Этот – с правой ножки.

 При пробуждении:  

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Просыпайся наш дружок,

Встань, наш Митенька, дружок.

Или:

Травка – муравка со сна поднялась,

Птица – синица за зерно взялась.

Детки, просыпайтесь,

С кроваток поднимайтесь


Таким образом, использование фольклора в различных воспитательных моментах способствует привитию различных культурно-гигиенических правил.

Вся работа с фольклором включает несколько этапов.

1 этап – Предварительная работа - знакомство  с персонажем, героем, животным предполагаемой потешки, сказки (кошка, коза)

- рассматривание картинок, игрушек, животных,

- обследование предмета,

- игры с ними,

- наблюдения (за дождиком, кошечкой…),

- дидактические игры («Кто что ест?»),

- пропевание песенок «Колобок».

На этом этапе необходимо вызвать эмоциональное отношение к персонажам.

2 этап – Знакомство с художественным произведением (сказка, потешка, прибаутка)

- рассказывание и чтение сказки, потешки,

- повторное чтение (2-3 раза) с сопровождением иллюстраций,

- беседа по содержанию,

- выборочное чтение отрывков, песенок,

- обыгрывание (с куклой  «Водичка, водичка…»),

Здесь большое внимание уделяется выразительности речи воспитателя. Что позволяет понять ребенком смысл произведения, поступки героев, овладеть интонационной выразительностью.

3   этап - Повторение потешек, сказок. Это помогает закрепить и расширить знания детей, закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей.

-рассказывание сказок, потешек с использованием фланелеграфа,        настольного театра, театра картинок, ноутбука,

- рассматривание иллюстраций,

- чтение без показа иллюстраций,

- приём договаривания стихотворных слов и фраз  (катится колобок, а навстречу ему…),

- проговаривание отдельным ребенком (с использованием масок, игрушек),

- проигрывание диалогов героев.

4 этап – Внесение потешек и сказок во все виды детской деятельности, что  помогает детям почувствовать большую уверенность в своих силах, проявлять речевую активность.

 - использование в режимных процессах,

 - элементы и игры драматизации

 - чтение на занятии сразу нескольких потешек 2-3,

 - использование героев сказок на других занятиях.

  1. В. П. . Аникин «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор».
  2.  В.В. Гербова,  А.И.Максаков «Занятие по развитию речи в младшей группе детского сада».
  3. Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова «Ребёнок и книга».
  4. С.Л.Новоселова «Дидактические игры и  занятия с детьми раннего возраста».
  5. «Художественное творчество в детском саду» Под редакцией Н. А. Ветлугиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Малые формы фольклора как средство формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников

Режимные процессы (кормление, подготовка ко сну, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть активного образа жизни детей. Они п...

"Малые формы фольклора, как средство развития культурно - гигиенических навыков у детей в первой младшей группе".

«Малые формы фольклора, как средство развития культурно – гигиенических навыков у детей в первой  младшей группе».   Период раннего детства наиболее благоприятен для формирования культу...

Буклет "Малые формы фольклора, как средство развития культурно- гигиенических навыков".

Предназначен для родителей, воспитателей групп раннего возраста. Материал  содержит  иллюстрированную консультацию об использовании фольклорного материала в  воспитании ребенка ран...

Буклет "Малые формы фольклора, как средство развития культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы"

Период раннего детства наиболее благоприятен для формирования культурно – гигиенических навыков опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды и культуры поведения, которые впоследствии б...

«Малые формы фольклора ,как средство формирования культурно-гигиенических навыков младших дошкольников»

Создание социальной ситуации развития в процессе организации условий для привития культурно-гигиенических навыков младших дошкольников через ознакомление с фольклором, развитие и совершенствование их ...

Малые формы фольклора, как средство развития культурно – гигиенических навыков у детей

Малые фольклорные произведения – удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, принятие его непререкаемого авторитета.Так взрослые с помощью малых форм фольклора побуждаю...